Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусо

На правах рукописи

ХУДЯКОВА Татьяна Аркадьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

(1731-1917 гг.)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Смоленск – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: СЕНЧЕНКОВ Николай Петрович,

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: БОГУСЛАВСКИЙ Михаил Викторович,

доктор педагогических наук, профессор, член-

корреспондент РАО, ФГНУ «Институт теории

и истории педагогики» РАО, заведующий ла-

бораторией истории педагогики и образования

ПОЛТОРАЦКАЯ Нина Леоновна,

кандидат педагогических наук, ОГБОУ СПО

«Смоленский педагогический колледж»,

директор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный

университет имени Ярослава Мудрого»

Защита состоится « 20 » февраля 2013 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, ауд. 44.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет».

Автореферат разослан «_____» 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Российское государство переживает сейчас один из сложных периодов своей многовековой истории. Это связано с кардинальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни общества. Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависят от профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. Успех проводимой в России военной реформы во многом зависит от того, какими будут офицеры обновленной армии, и смогут ли они успешно решать задачи национальной безопасности государства. Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию военнослужащих.

Возникает необходимость формирования человека, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и патриотизмом, чувством ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите. Именно поэтому представляется актуальным выделение гражданской позиции воспитанника кадетского корпуса в качестве предмета исследования, познания и осмысления ее как важной характеристики личности в условиях гражданского общества. Поиск новых концептуальных основ формирования гражданской позиции кадета требует переосмысления педагогической деятельности кадетских корпусов императорской России.

Кадетские корпуса представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили образование многие прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Восстановление кадетских корпусов в настоящее время обусловливает необходимость изучения и осмысления опыта воспитательной работы, проводившейся с кадетами в военно-учебных заведениях Российской империи. Существует необходимость исследовать опыт, накопленный дореволюционными кадетскими корпусами, осмыслить его позитивные и негативные стороны и рассмотреть их в контексте современности. «Только тот будет знать, чего можно и должно требовать от воспитания в настоящем, кто проследит за развитием и осуществлением воспитательной идеи в течение многих столетий» (Л.Н. Модзалевский).

Основные дефиниции исследования. Под гражданской позицией воспитанника кадетского корпуса понимается интегративная система сознательных отношений личности, определяющих стиль её поведения, ориентированных на общее благо и реализующихся в деятельности в соответствии с современной системой общественно-государственных ценностей.

Формирование гражданской позиции кадета – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия преподавателей и воспитанников, результатом которого являлось осознанное отношение кадет к людям, социально-политическим явлениям, обществу и государству, проявляющееся в социально значимом поведении и готовности служить Отечеству.

Хронологические рамки исследования определяются историей становления и развития системы кадетского образования в России. Начальный хронологический рубеж (первая половина ХVIII века) –издан приказ об открытии Шляхетского кадетского корпуса, конечный хронологический рубеж (начало ХХ века) – прекращение существования этих военно-учебных заведений на территории России.

Состояние разработанности научной проблемы. В последние годы усиливается интерес к вопросам гражданского воспитания, проблеме гражданской позиции личности, появляется значительное количество работ, посвященных данной теме.

Благодаря работам ученых К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Мудрика, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и других раскрыты психологические и социальные аспекты понятия «гражданская позиция».

Большую группу работ, способствовавших раскрытию темы диссертации, составляют педагогические исследования, которые рассматривают гражданскую позицию в контексте гражданского образования и гражданской культуры: Б.З. Вульфов, А.С. Гаязов, Н.Д. Никандров, А.Ф. Никитин, Н.А. Савотина, Г.Н. Филонов, Н.И. Элиасберг, С. Шехтер и другие. Несомненный интерес представляют исследования Л.М. Архангельского, А.Н. Вырщикова, Г.Я. Гревцевой, Е.И. Кокориной, В. Крысяка и других авторов, в которых понятие «гражданская позиция» раскрывается через понятия «гражданский долг» и «гражданская ответственность». Особого внимания заслуживают работы В.П. Бедерхановой, Е.В. Бондаревской, Б.С. Братуся, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой, В.А. Ядова, в которых гражданская позиция представлена как сложная система ценностных отношений человека.

Появились исследования, в  которых разрабатываются вопросы, связанные с феноменом «гражданская позиция» в контексте школьного гуманитарного образования и воспитания (Д.В. Кириллов, Г.Н. Филонов, О.И. Шаталович). Большое внимание уделяется изучению проблем формирования гражданской позиции школьников в образовательно-воспитательном пространстве школы (А.М. Андресюк, Т.Н.Балобанова, Т.И. Кобелева); средствами внешкольной деятельности (Ч.М. Меджидова, И.В. Молодцова, О.Н. Прокопец, Э.П. Стрельникова, И.Л. Судакова, Т.А. Сухарева). Появился ряд работ, посвящённых формированию гражданской позиции студенческой молодёжи вуза (А.Ф. Абзалов, С.В. Гладченкова, К.И. Маслов, Т.А. Мирошина, Н.А. Савотина, М.В. Чельцов), студентов на военных кафедрах (А.В. Шамич), будущего учителя на этапе профессиональной подготовки (С.В. Митросенко, Н.М. Борытко).

В литературе, так или иначе затрагивающей изучаемую проблему, имеется ряд научно-педагогических работ, рассматривающих феномен кадетского образования (монографии, статьи, исследования). В дооктябрьский период в публикациях Н.Е. Бранденбурга, Ф.Ф. Веселаго, А.В. Висковатова, К. Волховского, П.А. Галенковского, В.К. Герштенцвейга, Ф.В. Грекова, М.С. Лалаева, Д.М. Левшина, H.Л. Ломана, Н.Н. Мельницкого и других анализировались состояние и развитие военно-учебных заведений, социально-бытовые условия жизни воспитанников кадетских корпусов, особенности организации внеклассной деятельности, давались советы и рекомендации о совершенствовании умственного, религиозно-нравственного и физического воспитания, обсуждались актуальные проблемы патриотизма, чувства гордости за свою страну, готовности служить государю, стране, народу. Эти материалы играют немаловажную роль при раскрытии темы настоящего исследования.

После создания суворовских и нахимовских военных училищ и в конце Великой Отечественной войны усиливается интерес к проблеме кадетского образования. В работах Н.И. Алпатова «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа», Т.П. Жестковой «История кадетских корпусов и военных гимназий в России» рассматриваются особенности воспитания в школах-интернатах закрытого типа, а также приемы и методы, используемые в организации воспитательной деятельности. Н.И. Алпатов затронул ряд аспектов, связанных с проблемами улучшения качественного состава преподавателей в кадетских корпусах. Появляется ряд специальных исследований, посвященных деятельности руководителей военно-учебных заведений, в которых содержится анализ принципов их воспитательной и образовательной политики. Это работы Р.Е. Альтшуллера «Кутузов как военный педагог – директор Кадетского корпуса», Г.П. Богоявленского «Кутузов на посту директора военного учебного заведения» и других.

В 70-е годы XX века в исследованиях Л.Г. Бескровного «Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России» и П.А. Зайончковского «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий» подчеркивалась роль кадетских корпусов в подготовке высококвалифицированных кадров для русской армии. Л.Г. Бескровный рассмотрел принципы комплектования военных учебных заведений воспитанниками и дал описание организации учебного процесса в них. П.А. Зайончковский исследовал состояние русской армии во второй половине XIX – начале XX вв., но его работы ценны выводами, касающимися причин упадка учебно-воспитательной работы в дореформенных кадетских корпусах.

Начиная с 90-х годов XX века, наблюдается повышенный интерес к данной проблематике в связи с возрождением кадетских корпусов и обращением к опыту прошлых лет. Исследования ряда авторов посвящены вопросам зарождения и становления русского офицерского корпуса. Одной из крупных работ, посвященных развитию военного образования, стала книга А.И. Каменева «История подготовки офицерских кадров России» (1990), в которой рассмотрена организация образовательного процесса в различных типах военно-учебных заведений. Богатейший материал о зарождении и развитии системы военного образования с петровских времен до 1917 г. собран в книге Ю.А. Галушко и А.А. Колесникова «Школа российского офицерства» (1993). В монографии С.В. Волкова «Русский офицерский корпус», опубликованной в 1993 г., также показано развитие офицерского корпуса с момента его зарождения до 1917 г. Хотя вопросы подготовки офицеров в военно-учебных заведениях, в том числе и в кадетских корпусах, в ней рассмотрены в общем плане, она знакомит с положением офицерского корпуса в обществе. В 1998г. вышла монография В.М. Крылова «Кадетские корпуса и российские кадеты», посвященная различным аспектам подготовки офицерских кадров для артиллерии. Все вышеупомянутые работы отразили историю становления и развития военно-учебных заведений и офицерского корпуса России.

Особо следует отметить опубликованный в 2005 г. двухтомный труд В.А. Гурковского «Кадетские корпуса Российской империи», в котором, помимо «официальной» истории каждого из кадетских корпусов от первого дня и вплоть до ликвидации, была дана характеристика системы воспитания в корпусах, описание «внутренней» жизни и быта воспитанников. Появилось второе издание книги О.А. Хазина (2005), посвященной Пажескому корпусу, но затрагивающей и другие военно-учебные заведения. В 2008 г. вышла монография А.В. Беляева, в которой дан анализ организации педагогического процесса в российских кадетских корпусах.

Появляется ряд диссертационных исследований, в которых освещается процесс становления и развития кадетского образования в России (Н.Н. Аурова, В.Н. Бондаренко, Т.И. Буковская) и отдельные направления деятельности кадетских корпусов (А.Н. Гребенкин, Л.П. Марьина, Н.Ю. Милованова, В.Ю. Ромайкин). Исследуется духовно-нравственное и патриотическое воспитание в кадетских корпусах (И.В. Андрюшин, Е.В. Голощапова, В.М. Курмышов, Н.А. Пашканова, С.Н. Смирнов, Ю.И Свеженцева, А.С. Сушанский, С.Л. Шпанагель). Диссертации М.Б. Алборовой, А.А. Михайлова посвящены характеристике отдельных кадетских корпусов. Имеются также работы по военно-профессиональной подготовке и формированию профессионального интереса кадет (Е.В. Кабачевская, В.А. Киселев, В.А. Осипов).

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным аспектам деятельности кадетских корпусов, проблема формирования гражданской позиции воспитанников в образовательном пространстве кадетского корпуса не находит должного освещения в научной литературе.

Анализ историко-педагогической литературы, педагогической практики, правовых документов по вопросам военного образования позволил выявить ряд противоречий:

между потребностью общества в формировании активной гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов проблемы;

между наличием определённого опыта теории и практики кадетского образования в России и отсутствием целостного изучения системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

Названные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции в образовательном процессе кадетских корпусов Российской империи.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая разработанность определили тему исследования«Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России (1731-1917гг.)».

Объект исследования – образовательный процесс в кадетских корпусах Российской империи (1731-1917гг.).

Предмет исследования – педагогические условия формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России.

Цель исследования – выявление и обоснование условий формирования гражданской позиции воспитанников в образовательном процессе кадетских корпусов первой половины ХVIII — начала ХХ века.

Достижение цели осуществлено путем последовательного решения следующих задач исследования:

Охарактеризовать историю создания и факторы, способствовавшие становлению и развитию кадетских корпусов императорской России.

Уточнить понятие «гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса», раскрыть его сущность и структуру.

Представить периодизацию кадетского образования с точки зрения становления и развития системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России.

Раскрыть условия, обеспечившие эффективность формирования гражданской позиции кадет, и роль педагогических кадров в формировании гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов Российской империи.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

историко-педагогические исследования развития педагогического знания (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов, Н.П. Сенченков и другие);

теория системного подхода к изучению педагогических процессов (Б.З. Вульфов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, И.Т. Фролов, Н.И. Элиасберг и другие);

личностно-деятельностный подход в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Я. Лыкова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, А.П. Сманцер, Д.И. Фельдштейн и другие);

психолого-педагогические подходы к определению сущности понятия «позиция» (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищев, А. В. Мудрик и другие);

аксиологический подход в образовательном процессе, позволяющий выявить ценностно-смысловые ориентиры в историко-педагогическом опыте (Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, В.А. Ядов и другие);

гуманистические идеи воспитания, формирования гражданских качеств (А.Н. Вырщиков, О.С. Газман, Г. Я. Гревцева, В.А. Караковский, В.И. Лутовинов, Н.Д. Никандров, Н.А. Савотина, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов, С. Шехтер и другие);

исследования в области подготовки военных специалистов и труды по истории военного образования России (Л.Г. Бескровный, П.А. Галенковский, Ф.В. Греков, В.А. Гурковский, М.И. Драгомиров, А.И. Каменев, В.М. Крылов, М.С. Лалаев, Н.Н. Мельницкий, А.А. Свечин и другие).

Методы исследования: В ходе исследования применен комплекс общетеоретических (анализ, синтез, актуализация, систематизация) и историко-педагогических методов, нацеленных на изучение процесса формирования гражданской позиции воспитанника кадетского корпуса: историко-структурный — выявление основных системообразующих компонентов психолого-педагогических теорий и концепций в процессе формирования гражданской позиции кадета, конструктивно-генетический — анализ процесса развития теории формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов на разных исторических этапах, историко-сопоставительное изучение теорий, вариативных концепций и программ, продуцировавшихся на различных этапах формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России.

Источниковую базу исследования составили:

I. Опубликованные материалы:

1.Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществлялось руководство военными учебными заведениями (приказы, постановления, положения, наставления, циркуляры и т. п.).

2. Комплекс программно-методических материалов, содержащих в себе новое содержание формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

3.Мемуарная литература: мемуары-воспоминания, написанные бывшими офицерами-воспитателями, преподавателями (В.А. Бернацкий, А.Д. Бутовский, Ф.В. Греков и др.) и мемуары-воспоминания, написанные бывшими воспитанниками, кадетами различных корпусов (С.Н. Глинка, Л.Л. Драке, В.Д. Кренке, А.Л. Марков, Г. В. Месняев и другие).

4.Материалы публицистического характера, посвященные проблемам постановки учебного процесса и организации воспитания в военных учебных заведениях в журналах «Педагогический сборник», «Русская старина», «Русский вестник».

5.Произведения художественной литературы (А.А. Игнатьев «Пятьдесят лет в строю», А.И. Куприн «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера», Н.С. Лесков «Кадетский монастырь»).

II. Материалы, находящиеся в архивах:

Документы фондов Российского Государственного военно-исторического архива – фонд Главного управления военно-учебных заведений (Ф. 725), фонд 945 (Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов), фонд 1-го кадетского корпуса (Ф. 314) и др.; Государственного архива Российской Федерации – личный фонд великого князя Константина Константиновича (Ф. 660); отдела рукописей Российской государственной библиотеки – фонд Д.А. Милютина (Ф. 169).

Научная новизна исследования заключается в том, что

определены факторы, способствовавшие становлению и развитию кадетских корпусов в контексте императорского периода России;

уточнено понятие «гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса»;

представлена периодизация кадетского образования с точки зрения становления и развития системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России;

дан комплексный анализ учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов в контексте императорского периода России;

выделены значимые личностные качества педагогов, влияющие на эффективность формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

Теоретическая значимость исследования: в целостном виде исследован процесс становления и развития деятельности кадетских корпусов императорской России, что создает основу для определения перспектив этого процесса в современном российском образовании; раскрыты сущность и структурные компоненты гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов, что расширяет представления о ней как феномене в теории и содержании гражданского воспитания; определены характерные особенности периодов кадетского образования с точки зрения становления системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России, что внесет определенный вклад в создание адекватной модели формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов; выявлена специфика и условия формирования гражданской позиции кадет в учебной и воспитательной деятельности кадетских корпусов, что дает возможность совершенствовать содержательные и организационно-педагогические аспекты формирования гражданской позиции личности на основе принципа исторической преемственности; раскрыта роль педагогических кадров в формировании гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов России первой половины ХVIII — начала ХХ века, что обогатит современную теорию формирования гражданской позиции учащихся.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что выявленные теоретические положения и выводы могут служить предпосылкой для дальнейших историко-педагогических исследований по проблеме формирования гражданской позиции учащихся; материалы исследования будут способствовать разработке соответствующих разделов учебников и учебных пособий по курсам «Психология и педагогика», «История Отечества» в высшей и средней педагогической школе, при подготовке и проведении спецкурса «Современные тенденции развития отечественного кадетского образования» и семинара «Формирование личности будущих офицеров» в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Этапы исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении 6 лет и включало несколько этапов:

Первый этап (2007-2009 гг.) формирование эмпирической модели исследования – изучение и анализ философской, социальной, психолого-педагогической литературы и архивных материалов по теме исследования, составление библиографии, уточнение предмета, цели, задач и определение теоретико-методологических основ исследования;

Второй этап (2010-2011 гг.)формирование гносеологической модели исследования – систематизация и концептуализация теоретического и накопленного эмпирического материала, историко-педагогическое осмысление собранных источников, публикация отдельных результатов исследования;

Третий этап (2012-2013 гг.)формирование теоретической модели исследования обобщение и систематизация итогов исследования, формулировка выводов, оформление текста диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются системным характером его теоретико-методологических оснований, совокупностью методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, многообразием историко-педагогического материала исследования.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры педагогики Смоленского государственного университета.

Различные аспекты диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях «Учитель и время: пятые педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова» (2010), «Учитель и время: шестые педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова» (2011), на всероссийской научно-практической конференции «Седьмые Авраамиевские чтения» (2010), на межвузовской научно-практической конференции «Опыт работы ППС по формированию умений и привитию навыков слушателям и курсантам» (2010).

Основные положения исследования нашли отражение в публикациях автора, в том числе в двух рецензируемых научных журналах из рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций по теме исследования составил 2,4 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра I. С созданием новой регулярной армии формировалась система подготовки командных кадров.

Создание кадетских корпусов и начального военного образования в России было обусловлено следующими факторами:

социально-экономическими – экономическое отставание России от передовых стран Запада; превращение дворянства в особую привилегированную социальную группу; обязательность военной или гражданской службы для дворянства;

военно-политическими – обеспечение защиты государства от внешних врагов и расширение границ Российской империи; создание регулярной армии и флота; совершенствование вооружения, создание новой артиллерии; необходимость подготовки высокообразованных офицерских кадров.

2. Гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса представляет собой интегративную систему сознательных отношений личности, определяющих стиль её поведения, ориентированных на общее благо и реализующихся в деятельности в соответствии с современной системой общественно-государственных ценностей. Сущностью гражданской позиции кадета являются отношения:

к Богу и православной вере (ориентация на воспитание верности православию, воспитание христианской нравственности);

к царю и Отечеству (ориентация на национальные интересы – патриотизм, чувство воинского долга);

к обществу, к другим людям (ориентация на воспитание социальных качеств личности – гражданского долга, уважения к закону, социальной активности и ответственности);

к профессии, к начальникам и подчиненным (ориентация на понимание общественной значимости своей профессии, воспитание требовательности, справедливости, беспрекословного подчинения начальнику);

к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям; воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии);

к себе как гражданину (осознание личностью своей позиции в качестве активного участника общественной, профессиональной и другой деятельности на благо России). Данная совокупность ключевых ориентаций и отношений составляет сущность гражданской позиции кадета, кристаллизирующуюся через мотивационно-нравственный, когнитивный и деятельностный компоненты.

3. Становление системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов было связано с изменением социально-политической обстановки в стране и модификацией образовательных задач, стоящих перед кадетскими корпусами. Основные периоды становления и развития системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов Российской империи:

– 1731-1804 гг. – гражданско-патриотический – зарождение и становление системы; формируются нравственные и патриотические начала гражданской позиции (воспитание любви к Отечеству, дисциплинированность, ответственность, сознательное отношение к воинскому долгу и чести и др.) на основе активизации морально-нравственного воспитания;

– 1805-1862 гг. – религиозно-гражданский – период разработки и утверждения основных положений теории и методики функционирования системы;

– 1863-1917 гг. – гражданско-общественный – реформирование и усовершенствование системы в условиях динамичного изменения социальных отношений в России. В формировании гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов происходит усиление патриотического и национального аспектов, общественной направленности. Изменяясь от этапа к этапу, процесс формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов постепенно обретал системный характер, обогащался новым содержанием, совершенствовался в технологическом отношении.

4. Эффективность процесса формирования гражданской позиции воспитанников в образовательном пространстве кадетских корпусов обеспечивалась путем выполнения следующих условий: гармонизация учебной и воспитательной деятельности; сочетание различных методов, средств и форм воспитания, побуждающих к активному гражданскому поведению; воспитывающее воздействие личностей преподавателей и воспитателей.

Система формирования гражданской позиции кадет базировалась на ряде основополагающих принципов воспитания: строгая регламентация учебно-воспитательного процесса; единство и согласованность воспитательных воздействий; индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых; доверие к воспитаннику, развитие у него веры в свои силы; укрепление духа товарищества.

Важнейшую роль в формировании гражданской позиции кадет играли учителя кадетских корпусов, к которым предъявлялись повышенные требования, поскольку в их обязанности входило обучение и воспитание будущей элиты русской армии. Педагоги, которые обладали такими качествами, как патриотизм, высокий профессионализм, развитый воинский дух, нравственность и религиозность, педагогическая направленность, оказывали наибольшее влияние на формирование личности кадета.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, указаны теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические и исторические аспекты формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России (1731-1917 гг.)» рассматривается история становления кадетских корпусов в России, определяются основные понятия исследования; описывается структура гражданской позиции кадета, уточняются ее сущностные и содержательные характеристики. На основе сравнительно-исторического анализа раскрывается процесс и этапы формирования

гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов Российской империи.

Как показало исследование, начало военному образованию в России положено на рубеже XVII-XVIII вв. Петром I. Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии. Повышение требований к военной и общеобразовательной подготовке офицеров привело к созданию военных школ нового типа – кадетских корпусов. Они готовили квалифицированные кадры для армии, воспитывали у юношей служебные и нравственные качества, а также необходимые качества гражданина, в них концентрировалось все лучшее, что было достигнуто в области педагогической теории и практики того времени (В.А. Гурковский, Г.А. Самарец). Кадетские корпуса были теми учебными заведениями, в которых стало возможным сформировать личность воспитанника, обладающего гражданской позицией.

В диссертации гражданская позиция рассматривается как феномен, который до настоящего времени не был предметом специального исследования относительно воспитанников кадетских корпусов, но к которому обращались представители различных сфер знания в связи с раскрытием изучаемых ими проблем. Позиция, будучи междисциплинарным понятием, в современной науке исследуется на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. Философские исследования (М.М. Бахтин, М.С. Каган, И.Т. Фролов) определяют «позицию» как целостное, системное духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы ее включения в жизнедеятельность. Это характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, и в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.

На психологическом уровне (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Т.С. Воропаева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн) рассматриваются различные аспекты целостной позиции личности, зависящие от специфики деятельности человека, обосновываются механизмы формирования позиции как динамично функционирующего жизненного пространства индивида, им осваиваемого и им же создаваемого.

В области социологии (Г.М. Андреева, Ч. Кули, Дж. Мид и другие) термин «позиция» используется как тождественный термину «статус». Статус выступает как позиция в обществе, связанная определённым набором прав, полномочий и обязанностей, задающих определённую роль. Статус определяет место индивида в обществе, его взаимоположение с другими людьми.

В педагогических исследованиях «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская и другие). Наряду с осознанностью поведения личности важной характеристикой позиции является система ценностных отношений к тому или иному объекту жизнедеятельности (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и другие).

Анализ теоретических исследований позволил выделить ряд подходов к пониманию термина «гражданская позиция». Гражданская позиция рассматривается как совокупность гражданских или нравственных качеств (Г.М. Коджаспирова, С.В. Митросенко, Т.А. Михейкина, Г.Н. Филонов, А.Ф. Шамич); как характеристика личности (А.М. Андресюк, Т.С. Воропаева); интегративное качество личности (С.В. Гладченкова, Г.Я. Гревцева, Д.В. Кириллов, В. Крысяк, Э.П. Стрельникова); как личностное, психологическое образование (Ч.М. Меджидова, О.Н. Прокопец, И.Л. Судакова); как критерий сформированности гражданственности личности (Л.М. Архангельский, А.Н. Вырщиков, И.П. Подласый, М.В. Чельцов); совокупность гражданских, правовых или нравственных свойств (А.Ф. Никитин, Т.А. Сухарева, Н.И. Элиасберг); как система отношений, реализуемая в деятельности на общее благо (Т.И. Кобелева, К.И. Маслов, Т.А. Мирошина); рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая).

При всем разнообразии дефиниций «гражданская позиция личности» можно выделить общее, объединяющее подходы к раскрытию его сущности. Гражданская позиция представляет собой систему отношений личности к окружающему миру, другим людям, самому себе, реализующихся в деятельности на общественное благо.

Осуществлённый в исследовании анализ генезиса понятия «гражданская позиция» показал, что данное понятие в исследуемый период не использовалось. Но его содержание выражалось в таких понятиях, как «гражданские добродетели», «гражданское чувство», «гражданин». Анализируя гражданскую позицию воспитанника кадетского корпуса, мы будем иметь в виду толкование термина как интегративной системы сознательных отношений личности, определяющих стиль её поведения, ориентированных на общее благо и реализующихся в деятельности в соответствии с современной системой общественно-государственных ценностей. Проведенный нами концептуальный анализ показал, что основными направлениями формирования гражданской позиции кадета являются:

отношение к Богу и православной вере (ориентация на воспитание верности православию, христианской нравственности);

отношение к царю, Отечеству (ориентация на национальные интересы патриотизм, чувство воинского долга);

отношение к обществу, к другим людям (ориентация на воспитание социальных качеств личности – гражданского долга, уважения к закону, социальной активности и ответственности);

отношение к профессии, к начальникам и подчиненным (ориентация на понимание общественной значимости своей профессии, воспитание требовательности, справедливости, беспрекословного подчинения начальнику);

отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям; воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии);

отношение к себе как гражданину (осознание личностью своей позиции в качестве активного участника общественной, профессиональной и другой деятельности).

На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов (приказов, законов, инструкций по учебно-воспитательной работе), а также изучения опыта работы кадетских корпусов, нами воссоздана модель формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов, которая рассматривается как целостная система, состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного и организационного (Таблица 1).

В диссертации основанием при моделировании системы формирования гражданской позиции послужили требования, предъявляемые государством к образованию кадет, зафиксированные в упомянутых документах как социальный заказ общества на подготовку будущих военнослужащих, готовых служить Отечеству и защищать его. Модель включает цель, задачи, содержание, формы, методы, принципы и педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

В исследовании констатируется, что формирование гражданской позиции юношей в кадетских корпусах России в первой половине XVIII — начале XX вв. понималось как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия преподавателей и воспитанников, результатом которого являлось осознанное отношение кадет к людям, социально-политическим явлениям, обществу и государству, проявляющееся в социально значимом поведении и готовности служить Отечеству.

Для того чтобы научно обосновать и представить периодизацию рассматриваемого процесса, были определены критерии периодизации. В качестве критериев были предложены: 1) конкретная историческая обусловленность становления кадетских корпусов; 2) историческое изменение и трансформация понятия «гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса»; 3) обогащение форм, методов и способов формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

В диссертации отмечается, что процесс становления системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов Российской империи прошёл несколько этапов:

– 1731-1804 гг. – гражданско-патриотический – зарождение и становление системы формирования гражданской позиции кадет. Гражданская позиция кадета этого периода формируется в рамках служения царю и Отечеству (будущий офицер – слуга Отечества). Формируются нравственные и патриотические начала гражданской позиции (воспитание любви к Отечеству, долгу и чести и др.) на основе активизации морально-нравственного воспитания (личный пример командиров, воспитателей, целенаправленное личное воздействие должностных лиц).

– 1805-1862 гг. – религиозно-гражданский – период разработки и утверждения основных положений теории и методики функционирования системы. Гражданская позиция кадета продолжает формироваться как система отношений личности, заинтересованной в существовании и упрочении государства, готовой защищать государственный строй, законопорядок. Данный период связан с осмыслением роли православия как основополагающей ценности в формировании гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов. В качестве приоритетных духовно-нравственных ценностей выдвигались такие как православие, Родина, долг, честь. Ведётся расширение, поиск и совершенствование новых средств и методов формирования гражданской позиции кадет (были разработаны «Наставления воспитателям», «Наставления молодому офицеру»). Противоречивость данного периода обнаруживается в таких негативных проявлениях, как: грубость нравов, как воспитателей, так и воспитанников; насаждение духа покорности и раболепия в офицерской среде; телесные наказания; изнуряющая строевая подготовка и т.д.;

– 1863-1917 гг. – гражданско-общественный – реформирование и усовершенствование системы в условиях динамичного изменения социальных отношений в России (отмена крепостного права, революция 1905 года, война 1914 года). Система по формированию гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов России приобретает конкретные очертания, ее структурные элементы наполняются реальным практическим и теоретическим содержанием. В формировании гражданской позиции воспитанников происходит усиление патриотического и национального аспектов, социальной направленности, тем самым в воспитание личности кадета-гражданина вносится общественное содержание. Совершенствуются пути и способы формирования гражданской позиции кадет. На данном этапе было создано Главное управление военно-учебных заведений, учрежден Педагогический музей, начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей. Разрабатываются научные основы военно-педагогической науки и ее активное внедрение в практику воспитания гражданина в военно-учебных заведениях.

Следует отметить, что каждый из указанных этапов характеризуется противоречивостью и определенными трудностями реализации.

Табл.1. Модель формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов

Во второй главе «Педагогические условия формирования гражданской позиции воспитанников в кадетских корпусах Российской империи (1731-1917 гг.)» рассмотрен опыт формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов в процессе учебной и воспитательной деятельности; роль педагогических кадров в формировании гражданской позиции кадет; определены педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов.

Как это показано в диссертации, учебная деятельность формировала систему отношений юношей к окружающему миру, к людям, к государству, создавала возможности для становления гражданской позиции воспитанников. В течение рассматриваемых периодов отмечается позитивное развитие теории и практики военного образования, серьезно начинает осмысливаться идея целенаправленности в формировании гражданской позиции кадет.

В течение 1731-1804гг. начинает складываться модель кадетского образования, были заложены основы подхода к содержанию учебно-воспитательной работы, в программах обучения был определен блок гуманитарных предметов, проводилась мысль о приоритетности воспитания над обучением, совершенствовалась система стимулов учения.

В 1805-1862гг. образование все шире используется как средство развития личности, обладающей гражданской позицией. Выработка единых подходов к организации образовательного процесса, придание обучению планово-организующего характера, содержательное наполнение учебных программ по гуманитарным дисциплинам, определение методики и средств обучения способствовали формированию отношения воспитанников к стране, государю, власти и начальникам в духе православия и самодержавия.

В период с 1863г. по 1917г. созрели предпосылки для качественно нового подхода к формированию гражданской позиции будущих военнослужащих. К числу проявившихся тенденций можно отнести следующие: обогащение содержания и совершенствование методики; развитие мышления и самостоятельности воспитанников; выделение приоритетов в подготовке будущих офицеров.

Выполненный анализ организации процесса учебной деятельности в целом свидетельствует, что учебные дисциплины гуманитарного цикла (Закон Божий, русский язык и литература, история, законоведение, и др.) обладают достаточно большим потенциалом в становлении личности, обладающей гражданской позицией. На протяжении всех исследуемых периодов количество часов на данные предметы превосходило количество часов на военные и точные науки и составляло около 60 % учебного времени.

Осуществлённый в диссертации системный анализ показал, что воспитательную работу по формированию гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов нельзя ограничить определёнными историческими рамками. Она является составляющей всего образовательного процесса, не заканчивающегося в военно-учебных заведениях. На пути развития системы по формированию гражданской позиции кадет были издержки и недочеты, но в целом данная система позволяла учащимся увидеть в себе человека-гражданина, и через воспитание гражданских качеств прийти к осознанию ответственности за судьбу своей страны.

В процессе исследования выяснилось, что исходной основой концепции воспитания кадет, обладающих гражданской позицией, было формирование отношения к Богу, к христианской вере. Основной задачей было воспитать у кадета любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга. Религиозное воспитание юношей начиналось с первого класса и непрерывно продолжалось до окончания корпуса. На корпусного священника, занимавшего должность законоучителя, возлагалась обязанность в ходе бесед на религиозные и нравственные темы излагать христианские истины не только для запоминания, но главным образом для возбуждения и расположения кадет к высоконравственному образу жизни и поведению.

В диссертации отмечается, что одним из направлений воспитательной работы по формированию гражданской позиции кадет было формирование отношения к Отечеству и царю. Особую роль в этом играла предметно-эстетическая среда. С одной стороны, она отличалась воинской простотой, строгостью форм и содержания. С другой стороны, эта среда кадетского корпуса пробуждала у воспитанников любовь к Родине, вызывала сильные эмоциональные переживания. Развитию почитания престолу способствовало участие царского двора в деятельности кадетских корпусов, посещения их высокопоставленными лицами.

Важную роль в формировании гражданской позиции кадет играли военная форма, символика и ритуалы кадетских корпусов. Они содержали элементы пропаганды монархического строя и оказывали влияние на отношение воспитанников к государству и существующему политическому строю, строгому выполнению ими обязанностей воинской службы, укреплению дисциплины.

Кадетские корпуса имели свои традиции, играющие огромную роль в формировании гражданской позиции их воспитанников. Воинские традиции – это исторически сложившиеся, передаваемые от одного поколения другому, профессиональные и моральные правила, обычаи, ставшие общепринятыми нормы HYPERLINK «http://www.millionreferatov.ru/text/60/690.htm» поведения воинов при выполнении воинского долга. Вот некоторые из них: патриотизм, подчинение младших кадет старшим, верность боевому Знамени, корпусные праздники, годовщины знаменательных событий, торжественные дни и другие.

Как показало исследование, важным направлением в формировании гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов было формирование отношения к начальникам. Важно было приучить воспитанников не прекословить и не осуждать повелений и намерений своих начальников, воспитать у юношей любовь и доверие, сознательное, беспрекословное подчинение начальнику, уважение, почтение и чинопочитание.

В диссертации приведён ряд позиций по формированию у кадет отношения к людям, к гражданам страны. Работа в данном направлении включала: 1) воспитание верности долгу, требующее от человека добросовестного выполнения всех своих обязанностей по отношению к другим людям; б) воспитание правдивого отношения к ближнему; в) воспитание обязанности благотворительности, состоящей в оказании материальной помощи нуждающимся в ней людям.

В диссертации подробно описано, как проводилась работа по формированию у кадет отношения к самому себе как к гражданину. Она имела несколько направлений: 1) по отношению к своему телу; 2) по отношению к своей душе; в) по отношению к своему положению в обществе.

Культура обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся чувства принадлежности к русской нации и гордости за нее, национального самосознания, русского «воинского духа». Просвещение и культурное развитие кадет ускоряло созревание военно-профессиональных качеств будущих офицеров и способствовало формированию личности, обладающей гражданской позицией.

Как это обосновано в исследовании, комплектация кадетских корпусов квалифицированными преподавателями и воспитателями являлась одной из главных проблем на протяжении всего существования корпусов. В годы становления первого кадетского корпуса в России не было достаточного количества квалифицированных преподавателей. Несмотря на то, что предпринимался ряд мер в целях улучшения качества преподавательского состава для кадетских корпусов, эта задача на протяжении длительного периода так и не была решена. Проблему решали за счет привлечения офицеров на преподавательские и воспитательские должности различными служебными преимуществами.

В диссертации показано, что ситуация изменилась во второй половине XIX века. Целенаправленная работа Педагогического музея по проблемам педагогики, высшие педагогические курсы (1865), курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах (1900) имели прогрессивное значение для развития военного образования, так как позволяли отобрать наиболее способных к военно-педагогической деятельности лиц, которые оказывали эффективное влияние на формирование активной гражданской позиции воспитанников. Чтобы формировать гражданскую позицию учащихся, педагог сам должен обладать определёнными профессиональными и личностными качествами. В отношениях между воспитателями и воспитанниками очень важны были следующие качества, благотворно влияющие на формирование гражданской позиции будущих военнослужащих: доброжелательность, доверие, искренность, серьезность, умение встать на точку зрения воспитанников.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Анализ учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов позволил сделать следующие выводы:

1. В период реформ Петра I в России начала складываться система военного образования. Определяющими факторами создания кадетских корпусов и начального военного образования в России явились социально-экономические и военно-политические факторы.

2. Историко-педагогический анализ начального военного образования в Российской империи показал, что в учебно-воспитательном процессе кадетских корпусов осуществлялось формирование личности, обладающей активной гражданской позицией. Гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса представляет собой интегративную систему сознательных отношений личности, определяющих стиль её поведения, ориентированных на общее благо и реализующихся в деятельности в соответствии с современной системой общественно-государственных ценностей. Гражданская позиция воспитанников определяется выбором ими социально значимого поведения и готовностью служить Отечеству.

3. Становление системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России имело динамичный характер и прошло несколько этапов, в ходе которых она реализовалась в разной степени: 1731-1804 гг. – гражданско-патриотический – представлялось важным воспитать будущих военнослужащих как слуг царя и Отечества; 1805-1862 гг. – религиозно-гражданский – в центре внимания находились проблемы воспитания нравственности и религиозности у воспитанников кадетских корпусов; 1863-1917 гг. – гражданско-общественный – наполняется общественным содержанием и характеризуется стремлением сформировать личность, готовую к социально значимой деятельности. Становление системы формирования гражданской позиции в кадетских корпусах России проходило от неосознанного использования методов, форм и средств воспитания до разработки инструктивных регламентирующих документов.

4. Благоприятными педагогическими условиями для осуществления процесса формирования гражданской позиции воспитанников в образовательном пространстве кадетских корпусов явились: гармонизация учебной и воспитательной деятельности; сочетание различных методов, средств и форм воспитания, побуждающих к активному гражданскому поведению; воспитывающее воздействие личностей преподавателей и воспитателей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст