Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих

На правах рукописи

РОДИОНОВА Светлана Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя – 2010

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и акмеологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Тарасова Валентина Никифоровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Кузьмина Нина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Незнамова Татьяна Леонидовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский государствен-

ный педагогический университет»

Защита состоится «29» апреля 2010 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г.Шуя, ул.Кооперативная, д.24, ауд.220

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан «26» марта 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В.Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях обновления системы образования и воспитания особое значение приобретает личность учителя, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство. Изменение ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимость решения высшей школой проблемы подготовки выпускников к условиям самостоятельного преодоления трудностей ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.

В связи с этим возрастает потребность в определении возможных путей формирования у будущих специалистов готовности к творческой деятельности, служащей реальной основой потенциального творчества в последующей профессиональной деятельности.

Педагогическое творчество отличается от остальных видов творчества своей сложностью и ответственностью в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности (духовный продукт). Творческая активность — начальная ступень творчества, развитие которой осуществляется наиболее эффективно именно в младшем школьном возрасте (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе). Возможность развивать творческую активность имеет только подготовленный к работе педагог, способный организовать творческую деятельность детей и сам обладающий определенным опытом творческой деятельности. Поэтому особенно важной проблемой является совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, усиление внимания к его становлению как учителя-творца, стоящего у истоков развития творчества ребенка.

Научные основы такой подготовки специалиста в педагогических вузах нашли свое отражение в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.Е. Дмитриева, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. Они выявили закономерности, создали концепцию развития творческой деятельности учителя. Проблеме формирования готовности к творческой педагогической деятельности посвящен целый ряд диссертационных исследований таких авторов, как Л.Н. Абдулина, В.В. Богданова, Л.Е. Варфоломеева, Е.В. Дамианова, М.И. Махмутов, Л.И. Павлова, И.А. Пецина, С.А. Хазова и других, которые рассматривают особенности овладения будущими специалистами основами творческого решения профессиональных задач, педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к творческой деятельности в процессе учебной деятельности, во внеаудиторной работе, в процессе педагогической практики. Е.К. Строкова занималась выявлением и научным обоснованием комплекса организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже. Е.Л. Рукавишникова разработала в своем исследовании программу подготовки учителя начальных классов к обеспечению творческой самореализации сельского школьника в процессе кружковой работы. Л.В. Кекух рассматривала проблему формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов. Существует еще ряд исследований, посвященных сходным проблемам (Л.М. Александрова, Н.В. Максименко, Н.В. Сейдниязова, Л.В. Сердюк, Н.А. Токарева и др.).

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение многообразия проявлений аспектов педагогического творчества, остаются неразрешенными следующие противоречия:

— между творческим характером педагогической деятельности и доминированием у студентов воспроизводящей деятельности;

— между интеграционными процессами, которые лежат в основе творчества, и изолированностью изучения учебных курсов в вузе;

— между усложнением профессиональных задач в образовании и снижением мотивации к саморазвитию из-за невысокого социального статуса педагогической профессии.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы стратегии и технологии формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Постановка проблемы определила формулировку темы диссертационной работы: «Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов»

Цель исследования: разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

Предмет исследования: стратегии, технологии и условия формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Гипотеза исследования. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству будет эффективным, если:

— определена готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов как системная интегрированная характеристика специалиста, выражающая предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности;

— выделены стратегии профессионального творчества (интеграция психолого-педагогических и специальных дисциплин; обучение анализу через синтез в развитии мышления; активное самосовершенствование);

— выявлена совокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов, сочетание педагогических, эвристических и комплексных технологий);

— выстроена модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов, опирающаяся на системный и личностно-деятельностный подходы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования готовности к профессиональному творчеству;

2. Уточнить сущность профессионального творчества учителя начальных классов и выделить стратегии его формирования в профессиональной подготовке студента;

3. Обосновать технологии для формирования у студентов опыта творчества в профессиональной педагогической деятельности;

4. Определить и обосновать организационно-педагогические условия формирования опыта творческой деятельности в педвузе;

5. Разработать модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили:

— системный подход, задающий стратегическую направленность исследовательского поиска пути профессионального становления студентов и опирающийся на интегративные (целостные) характеристики личности (Л.И. Анциферова, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин),

— личностно-деятельностный подход как условие гуманизации профессионального образования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретические основы исследования:

— философские и синергетические подходы к творчеству (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.П. Бранский, В.И.Вернадский, Б.П.Вышеславцев, Л.Н. Гумилев, Е.Н. Князева, И.О.Лосский, М.К.Мамардашвили, С.Д. Пожарский, П.А. Флоренский),

— концепции творчества и творческой деятельности, представленные в трудах зарубежных и отечественных психологов (А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, О. Зельц, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.) и педагогов (В.И. Андреев, С.С. Гольдентрихт, Ю.Л. Козырева, А.М. Коршунов, Ю.Н. Кулюткин)

— исследования категории «креативность» и ее проявлений в личности, мышлении, творческом процессе (Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, Л.Е. Варфоломеева, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева – Томина, А.М. Матюшкин, Е. Торренс, Е. Е. Туник, Е.А. Яковлева);

— концепции формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов);

— исследования, посвященные проблемам творческого характера педагогической деятельности (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Артамонова, Л.А. Байкова, В.П. Беспалько, В.И. Богословский, В.И. Загвязинский, М.Г. Казакина, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козырев, М.В.Куприна, Н.В. Кухарев, М.М. Левина, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, С.А. Писарева, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, И.П. Раченко, В.Г. Рындак, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.П. Тряпицына, И.Л. Федотенко и др.);

— педагогические, психологические и акмеологические теории, раскрывающие категорию «готовность» (И.Б. Бодрова, Т.А. Воронова, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, Е.Ю. Карпова, А.Г. Ковалёв, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, Н.В. Лысых, В.Н.Тарасова, Д.Н. Узнадзе и др.);

— исследования технологического подхода в образовании (Р. Берне, В.П. Беспалько, Б. Блум, Дж. Брунер, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.Е.Муравьева, О. Ричардс, Г.К.Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, А.И.Уман, и др.).

Для решения проблемы и задач исследования был использован комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ научной литературы в области творческой деятельности, сравнительный анализ, моделирование); эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического опыта, длительные наблюдения за деятельностью студентов, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов); математико-статистические методы.

Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явился факультет педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Общая выборка составила 120 студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2006гг.) – поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по теме исследования. В результате была выявлена проблема исследования, определены его компоненты (объект, предмет, гипотеза, методологические и теоретические основы, методы, понятийный аппарат). Была выделена система идей и дано их обоснование для решения проблемы.

Второй этап (2006-2009 гг.) – опытно-экспериментальный. Осуществлялась разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Третий этап (2009-2010 гг.) – заключительно-обобщающий. В этот период происходила систематизация и обобщение результатов исследования,

формулировались выводы, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнена сущность и особенности профессионального творчества будущих учителей начальных классов;

— определена структура готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, компонентами которой являются: мотивационный, когнитивный, личностный, проявляющиеся на высоком, среднем и минимальном уровнях;

— построена модель формирования готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, включающая реализуемые подходы, условия, стратегии, этапы и технологии формирования готовности, критерии и компоненты готовности к профессиональному творчеству;

— выявлен комплекс условий совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов), обеспечивающий эффективность функционирования модели.

Теоретическая значимость:

— уточнены сущностные характеристики содержания понятия «готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов»;

— выявлена взаимосвязь между стратегиями профессионального творчества, сочетанием технологий (педагогических, эвристических и комплексных), направленных на овладение будущими учителями начальных классов формами и методами организации творческой учебной деятельности и организационно-педагогическими условиями формирования готовности к профессиональному творчеству.

Практическая значимость:

— разработанная модель формирования готовности к профессиональному творчеству может служить основой для рационализации учебного процесса и обогащения его ценностями самосовершенствования и духовного созидания;

— составлены программы учебных дисциплин «Педагогика начального образования»; «Практикум по работе с детьми в оздоровительных лагерях»; «Психолого-педагогический практикум», программы практик (общественно-педагогическая, педагогическая практика в оздоровительных лагерях, педагогическая и производственные практики в начальной школе), разработаны учебно-методические комплексы по соответствующим дисциплинам, включающие варианты теоретических и практических занятий, педагогические упражнения для практикумов, методические указания для студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на

Международных научно-практических конференциях «VII Царскосельские чтения» (г.Санкт-Петербург, 2003г.), «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов» (г. Шуя, 2008 г.); «Актуальные проблемы современной педагогики» (г.Новосибирск, 2010 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие и современное состояние психологических исследований в свете модернизации образования» (г. Иваново, 2003 г.), «Современное начальное образование: итоги и перспективы развития» (г. Барнаул, 2009 г.); «Акмеологическая наука и образование» (г.Шуя, 2010г.); на Межвузовской научно-практической конференции «Оптимизация научного потенциала провинциального педагогического университета» (г. Шуя, 2007 г.); на заседании научно-исследовательской лаборатории «Проблемы психолого-педагогического образования в средней и высшей школе», отчетных конференциях аспирантов ГОУ ВПО «ШГПУ» (2006г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.); на заседаниях кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ».

Результаты апробации и внедрения основных положений исследования отражены в программах учебных дисциплин и практик, в научных статьях. Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «ШГПУ».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической основой; реализацией интегрированной модели, адекватной проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях; внедрением результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза, а также использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к профессиональному творчеству учителя начальных классов является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и представляет собой системную интегрированную характеристику, выражающую предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности. Структура готовности к профессиональному творчеству будущего учителя начальных классов включает в себя: мотивационный, когнитивный, личностный компоненты.

2. Модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Методологическим основанием разработки модели является сочетание системного и личностно-деятельностного подходов. В качестве компонентов модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов мы выделяем: цель, условия эффективного функционирования процесса, стратегии формирования профессионального творчества, этапы формирования готовности, технологии формирования опыта творческой деятельности, критерии сформированности профессионального творчества, компоненты готовности к профессиональному творчеству, как результат подготовки специалиста образования. Целостная система компонентов модели обеспечивает эффективную организацию и практическое осуществление содержания образовательного процесса в педагогическом вузе.

3. Критерии готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов: потребность созидать; положительные установки на будущую профессию; потребность в самообразовании, самосовершенствовании; любознательность, воображение, склонность к риску; развитая конструктивная рефлексия; умения моделирования, прогнозирования, анализа и синтеза; дивергентность мышления.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении аргументирована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обоснован выбор предмета и объекта исследования, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, содержатся сведения об апробации и внедрении результатов работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству» рассмотрены основные подходы к определению сущности творчества, описана структура готовности учителей начальной школы к профессиональному творчеству, выделены стратегии, условия и технологии формирования этого интегративного качества; обоснованы показатели профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству.

Сущность готовности к профессиональному творчеству учителей начальных классов выявлена на основе контент-анализа коррелирующих понятий: «творчество», «педагогическое творчество», «креативность», «профессиональное творчество учителя начальных классов», «готовность к творчеству», а также на основе изучения теоретической литературы.

Творчество всегда было объектом внимания различных ученых (философов, психологов, педагогов). Философский подход к анализу понятия «творчество» задает общее направление в исследовании проблемы. Философия признает, что человек как вид не может существовать и развиваться, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Б.П. Вышеславцев, Л.Н. Гумилев, И.О.Лосский, М.К.Мамардашвили, П.А. Флоренский). Теоретики социальной синергетики в качестве причин творчества называют хаос как конструктивное начало, разрушение косности, понимаемое как креативный принцип, и страсть к разрушению как творческую страсть (В.П. Бранский, Е.Н. Князева, Г.Г. Малинецкий, С.Д. Пожарский). В психологии творчество определяется как нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Психологи рассматривают место личности в творческом процессе (В.Я.Ляудис), изменения, которые в ней происходят благодаря включению в творчество (А.А. Бодалев, В.П.Зинченко), а также выявляют механизмы творческой самореализации (Д.Е.Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, А.М.Матюшкин, Е.Торренс, Е.Л.Яковлева). А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, как один из важнейших механизмов развития личности.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин и др.), а в акмеологии педагогическое творчество определяется как деятельность по созданию духовного продукта (Н.В.Кузьмина).

Для нашего исследования представляет интерес подход к определению сущности и структуры творчества как процесса создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к продуцированию оригинальных идей (С.Л.Рубинштейн). При таком понимании творчества креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека и определяется как системная характеристика, включающая в себя творческую направленность личности (выраженная способность к творческому мышлению), как оригинальный продукт (результат творческой деятельности), и творческий процесс создания этого продукта.

Что касается готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, то это понятие изучалось с точки зрения характеристики составляющих его компонентов. К компонентам готовности учителя начальных классов к профессиональному творчеству относятся:

— с точки зрения акмеологии — мотивационная готовность (познавательные и профессиональные интересы, склонности), интеллектуальная готовность (общие и специальные способности, система знаний, умений и навыков), эмоционально-волевая готовность (отношение к учению, саморегуляция) и социальная готовность (коммуникативные способности и ответственность, осознанность в ситуациях выбора);

— в психологии — интеллектуально-творческая инициатива, беглость и гибкость мышления, готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особая чувствительность и открытость новому в науке и в опыте;

— с точки зрения педагогики — потребность осуществления своей деятельности с позиций творческого подхода; способность к целостному восприятию своего «Я»; стремление к постоянному, профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.

В рамках нашего исследования профессиональное педагогическое творчество учителя начальных классов определяется как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей и способностей педагога, как целенаправленная, осознанная, личностно-значимая деятельность, ориентированная на оптимальное и продуктивное решение профессиональных педагогических задач в работе с младшими школьниками. Только творческий учитель начальных классов способен разглядеть в каждом ребенке уникальную личность, не пропустить все лучшее, что в нем есть, чувствовать и принимать близко к сердцу проблемы детей, может дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души ребенка, построить фундамент успешности для его будущего развития.

Готовность к профессиональному творчеству — это системная интегрированная характеристика будущего учителя начальных классов, выражающая предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности.

Структура готовности к профессиональному творчеству учителя начальных классов включает мотивационный, когнитивный, личностный компоненты.

Мотивационная готовность – сформированность положительных установок на профессию, осмысление и принятие ценностной природы педагогического творчества в системе формирования взаимоотношений с младшими школьниками; направленность на ребенка, ценностное отношение к развивающейся личности младшего школьника; совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на творчество.

Когнитивная готовность – знание специфики педагогического творчества, сформированность профессионального самоопределения студентов, способность творчески мыслить, творчески сотрудничать, стремление к творческой деятельности, совокупность профессиональных знаний, умений и реализуемых способов творческой деятельности, учет предпосылок ребенка к творчеству, заложенных в его характеристиках, знание этих характеристик (впечатлительность, образность мышления, полет фантазии, пластичность нервной системы, повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету).

Личностная готовность – отражает индивидуальные характеристики, проявляющиеся в деятельности педагога, зависимые от особенностей личности, характера, жизненного опыта, ценностных установок учителя начальных классов (инициатива, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений, эмпатия, установка на позитив, чувствительность к креативности младших школьников, смелость воображения и мысли, преимущественность положительных эмоций — радости, удовольствия, чувство юмора и склонность к шутке, сформированность адекватной самооценки).

Без специально организованной подготовки педагогическое творчество невозможно. Такая подготовка должна занимать ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности учителя. В данном исследовании разработана модель формирования готовности к профессиональному творчеству, которая изображена на рисунке 1.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕСИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЦЕЛЬ: развитие готовности к профессиональному творчеству

Реализуемые подходы

системный

личностно- деятельностный

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА

Социально-организационные

Психолого-педагогические

Построение индивидуальной образовательной траектории студента

Развивающая

образовательная среда

Творческое взаимодействие педагогов и студентов

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

педагогические

эвристические

комплексные

Технологии педагогического взаимодействия Технология дифференцированного обучения и связанные с ним групповые технологииПроблемное обучениеМодульные технологии«Мозговой штурм»

ТРИЗОрганизационно-деятельностная игра

ПрогнозированиеМоделированиеПроектирование

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

1. Отработка системы профессиональных знаний в области педагогических дисциплин, обучение способам работы с информацией, формирование умений самообразовательной работы, обучение анализу и синтезу творческих ситуаций

2. Обучение студентов прогнозированию, проектированию, выделению и обоснованию стратегий

3. Включение студентов в ситуации творчества в процессе написания курсовых работ, при разработке проектов, на педпрактики, участие в НИРС

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Мотивационный

Когнитивный

Личностный

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

положительные установки на будущую профессиюпотребность созидатьпотребность в самообразовании, самосовершенствовании дивергентность мышления умения моделирования, прогнозирования, анализа и синтеза любознательность, воображение, склонность к риску

творческие характеристики личностиразвитая конструктивная рефлексия

РЕЗУЛЬТАТ- ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Рис.1 Модель формирования готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов

Проектирование модели формирования готовности к профессиональному творчеству осуществлялась в рамках системного и личностно — деятельностного подходов.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи, в единстве их развития и движения. В настоящем исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов технологий, творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития креативных способностей студентов.

Для личностно-деятельностного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос «каким быть», а не «кем быть»). В основе личностного компонента подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого студента, развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом». Деятельностный компонент основным и необходимым условием развития личности определяет деятельность, которая характеризуется преобразованием людьми окружающей действительности. Деятельностный подход предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) творческой деятельности, развитие креативных способностей студентов в процессе различных видов деятельности.

При личностно-деятельностном подходе педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым студентом личностных творческих продуктов, учитывает субъективно-творческий опыт студентов, их индивидуально-психологические особенности, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через диалогическое общение со студентом.

В исследовании выделены следующие стратегии формирования готовности к профессиональному творчеству в подготовке будущих учителей начальных классов:

— учет интеграционных процессов, обеспечивающих целостную картину педагогического или образовательного процесса, в которой легче увидеть противоречия, тенденции развития и просчитать факторы влияния на их функционирование. Для нашего исследования важна роль междисциплинарной интеграции, представляющей собой взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения (Т.А. Санникова);

— обучение анализу через синтез, как универсальный способ научиться учиться, изначально направленный на творчество, на производство новых структур, новых ценностных способов обращения с познавательным объектом. «Анализ через синтез» это основной механизм творчества, который позволяет извлекать даже из знакомого объекта новое содержание (А.В. Брушлинский). Применяя анализ, синтез и оценку в творческой работе, будущий учитель начальных классов развивает и укрепляет свою способность к творчеству — индивидуальному подходу в каждой проблеме, взгляду на любую ситуацию как на еще незнакомую, под новым углом зрения, требующую нахождения нестандартных путей и средств решения;

— стратегия формирования готовности студентов к активному самосовершенствованию, творческому саморазвитию, которая является одним из важнейших психолого-педагогических факторов эффективности формирования профессиональной готовности студентов к развитию познавательной активности обучаемых. Профессиональное самосовершенствование будущих учителей начальных классов — сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионально-педагогической деятельности и личной программой развития. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в этом процессе самосовершенствования.

Эффективность формирования опыта профессионального творчества обеспечивается совокупностью социально-организационных и психолого-педагогических условий.

К социально-организационным условиям относятся внимание к укреплению здоровья студентов, наличие материально-технической и учебно-методической базы, совершенствование педагогических кадров, наличие образовательной среды.

К психолого-педагогическим условиям относятся субъективные условия (черты творческой личности обучающихся, наличие мотивации студентов на профессиональную деятельность, необходимый и достаточный уровень общей и профессиональной подготовки, установка на творчество) и объективные условия (построение индивидуальной образовательной траектории студента; творческое сотрудничество преподавателей и студентов, сочетание педагогических, эвристических и комплексных технологий).

Построение индивидуальной образовательной траектории студента, на основе вариативности содержания и форм работы в процессе профессиональной подготовки. Это одно из важнейших педагогических условий, которое существенно влияет на процесс учения и формирование положительных установок, на приобретение опыта творчества. Формирование знаний и умений осуществляется через актуализацию субъектного опыта студента, поиск связей между индивидуальным опытом и учебным материалом.

Творческое взаимодействие преподавателей и студентов. Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества его субъектов. Функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, обеспечивающих эффективность процесса развития креативных способностей студентов, способствующих проявлению и увеличению творческих возможностей деятельности студентов и педагога. Функция студента заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания.

Развивающая образовательная среда с ситуациями выбора- стимулирует творческую деятельность будущего учителя, обеспечивая комплексное воздействие на мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, и деятельностную сферу личности. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и в организации как учебной, научно-исследовательской, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Одним из ведущих факторов развития образования и важнейшим условием формирования опыта творческой деятельности у будущих учителей начальных классов являются образовательные технологии. Это направление педагогической науки, рассматривающее творчество через технологизацию учебного процесса. В образовательном процессе вуза используются самые разнообразные технологии: психологические, дидактические (образовательные), педагогические, эвристические, комплексные. Они направлены на качественные изменения в системе образования, на овладение студентами профессиональной и коммуникативной компетенцией, их активность и творческое участие в учебном процессе. Наиболее продуктивными и перспективными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, с ориентацией на личность студентов, на их интересы, склонности и способности.

Основанием для выбора технологий в данном исследовании является, прежде всего, уровень самостоятельности студентов в учебной деятельности, степень репродуктивности и творчества студентов (педагогические, эвристические и комплексные технологии)

Педагогическую технологию определяют как совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущую к качественным изменениям в личности обучаемых. Эти технологии обеспечивают эффективность достижения педагогом и студентом совместной цели в деятельности по освоению педагогического искусства, обоюдное принятие смысла, содержания, форм и методов достижения этой цели (технологии педагогического взаимодействия, технология конструирования педагогического процесса, технологии дифференцированного обучения и связанные с ним групповые технологии, технологии проблемного, контекстного, модульного обучения и др.).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст