Формирование готовности будущих учителей к проектной деятельност

На правах рукописи

САРАЕВА Анна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Самара 2011

Работа выполнена на кафедре психологии

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Бусыгина Алла Львовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Коломок Оксана Ивановна

доктор технических наук, профессор

Михелькевич Валентин Николаевич

Ведущая организация – Самарский государственный университет.

Защита состоится 21 декабря 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «ПГСГА» 18 ноября 2011 г. Режим доступа www.pgsga.info

Автореферат разослан 20 ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент С.В. Левина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. На современном этапе, в условиях модернизации, перед российской системой образования стоит задача поиска, разработки и внедрения в практику педагогических и информационных инноваций. Стремительный научно-технический прогресс, изменившиеся социальные условия выдвигают новые требования к учебному процессу в вузе: разработаны новые стандарты высшего профессионального образования, пересматривается содержание учебных планов и программ, перечень знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых студентам, ведется поиск новых организационных форм, методов обучения, которые позволят сместить акценты в сторону самостоятельного изучения учебного материала. Одной из таких форм обучения является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся становится сегодня все более востребованной и актуальной, соответственно, на учителей ложится дополнительная нагрузка и ответственность, так как применение данной педагогической технологии требует от них новых знаний и умений. Учитель – руководитель проекта – должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, развитой фантазией, быть генератором идей, инициатором их реализации. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

В связи с этим актуальной задачей системы высшего педагогического образования сегодня является подготовка студентов – будущих учителей – к проектной деятельности в образовательном учреждении. Для того чтобы будущий учитель мог воспитывать активных, социально адаптированных, ответственных людей, способных к преобразованию и проектированию окружающей действительности, он сам должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков в области проектной деятельности.

Общепедагогическая подготовка будущего учителя в процессе выполнения творческих проектов рассматривалась Н.В. Матяш, З.А. Литовой, Ю.В. Ефимовой, Н.А. Малинниковой, С.А. Мельниковым и др. Подготовке учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования уделяли внимание Н.А. Бреднева, И.Л. Бим, А.В. Нехорошева, И.А. Нефедова, Е.Н. Соловова и др. Подготовка учителя к творческому развитию учащихся исследовалась Н.В, Матяш, В.Д. Симоненко, Э.М. Галяшовой, В.И. Курбатовым, Ж.Т. Тощенко, Т.Д. Изотиковой и др. Проблеме формирования проектной культуры педагога посвящены диссертации Л.А. Филимонюк, Н.В. Топилиной и др.

Несмотря на проведенные ранее исследования, теория и практика подготовки будущего учителя к проектной деятельности на сегодняшний момент разработаны недостаточно и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Это обусловило проблему исследования, суть которой заключается в определении теоретических основ и выявлении практических путей подготовки студентов педагогических специальностей вузов к проектной деятельности в образовательном учреждении.

Актуальность и социальная значимость, а также недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении».

Цель исследования: научное обоснование, теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогических специальностей вузов.

Предмет исследования: процесс формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности будет эффективным, если:

подготовка к проектной деятельности рассматривается в качестве составной части профессионально-личностного развития студентов педагогических специальностей;

определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих овладение студентами комплексом теоретических знаний о проектной деятельности и практических умений и навыков в данном направлении;

разработана и реализована педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении;

выявлены критерии и уровни готовности студентов к проектной деятельности;

наличествует необходимое материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса в вузе.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

Проанализировать состояние проблемы подготовки будущего учителя к проектной деятельности в педагогической, психологической и методической литературе.

Рассмотреть сущность и дидактические особенности проектной деятельности, а также ее актуальность в условиях перехода к компетентностной модели образования.

Определить педагогические условия, способствующие эффективной подготовке студентов педагогических специальностей к проектной деятельности.

Спроектировать модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении.

Разработать структуру, содержание и методическое обеспечение спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей.

Разработать критерии оценки и уровни готовности будущего учителя к проектной деятельности и определить средства диагностики этой готовности.

Апробировать в учебном процессе педагогического вуза модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования являются: 1) основные положения дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, О.Г. Грохольская, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); 2) принцип единства теории и практики в процессе формирования личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); 3) концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, А.Г.Бусыгин, В.М. Кларин, Н.Ф. Талызина); 4) теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.И. Гинеценский, В.В. Давыдов, Г.А. Ильин, В. Ильенков, В.С. Леднев, В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин и др.); 5) теория творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, М.А. Галагузова, И.А. Зимняя, В.И. Щеголь и др.); 6) исследования проблемы активизации познавательной деятельности (А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, Т.Я. Решетова, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) 7) теория системного (В.Г.Афанасьев, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов, А.И.Субетто, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий, Ю.И.Тарский, В.Хубка, У.Эшби, В.А. Якунин), личностно-ориентированного (Ш.А.Амонашвили, Л.Г.Вяткин, В.В.Сериков, В.С.Сухомлинский, И.С.Якиманская) и деятельностного (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения; 8) исследования в области проектной деятельности (В.П. Беспалько, И.В. Богданов, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Джуринский, Я. Дитрих, Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, У. Килпатрик, В.А. Моляко, В.М. Монахов, Н.Н. Нечаев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.); 9) концепция информатизации образовательной среды (В.Г. Афанасьев, Ю.Н. Егорова, Н.В. Клемешева, А.В. Копаев, К.К. Колин, И.И. Косенко, М.Н. Никитин, А.В. Петровский, С.А. Печерская, Е.С. Полат, О.Г. Смольянинова, Д.С. Сомов, В.А. Стародубцев, А.Д. Урсул и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1) теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ предмета исследования и результатов эксперимента; моделирование; обобщение результатов исследования; 2) эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; 3) математические методы: статистическая обработка данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2008-2010 гг.). На первом этапе изучались теоретические основы проблемы исследования, ее состояние в педагогической теории и практике; осуществлялось накопление теоретического и эмпирического материала, проводился анализ научно-методической литературы и диссертационных работ по педагогике и психологии; определялась методологическая основа исследования, формулировались его тема и цель, разрабатывалась гипотеза и ставились задачи исследования, которые определили план и программу экспериментальной работы.

Второй этап (2010-2011 гг.). На данном этапе была спроектирована педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности; разработана и апробирована программа спецкурса «Проектная деятельность»; разработаны критерии оценки и уровни готовности будущего учителя к проектной деятельности и определены средства диагностики этой готовности; в ходе констатирующего эксперимента определен начальный уровень подготовки студентов ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» к проектной деятельности; в ходе формирующего эксперимента осуществлена проверка эффективности разработанной педагогической модели.

Третий этап (2011 г.). На заключительном этапе обобщались итоги экспериментальной работы; систематизировались и оценивались результаты исследования в целом; формулировались выводы; оформлялись и обобщались все материалы диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлись факультеты: начального образования; физической культуры и спорта; математики, физики и информатики ФГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

обоснована необходимость подготовки будущего учителя к проектной деятельности в условиях перехода к компетентностной модели образования;

выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к проектной деятельности: единство теоретической и практической составляющих подготовки к проектной деятельности; использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана; применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к проектной деятельности; организация деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия; активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;

спроектирована модель формирования готовности будущего учителя к проектной деятельности в образовательном учреждении;

разработана программа и методическое обеспечение спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей;

разработаны критерии оценки готовности будущего учителя к проектной деятельности: когнитивный, операционно-деятельностный, личностный и характеристика уровней этой готовности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1) раскрыты сущность, содержание и дидактические особенности проектной деятельности; 2) результаты исследования расширяют научные представления о путях формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности; 3) разработана система принципов, обеспечивающая успешность реализации процесса подготовки будущих учителей к проектной деятельности, в которую входят: принципы интегративности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности, мультимедийности; 4) спроектирована и теоретически обоснована педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении; данная задача доведена автором диссертации до уровня практической реализации.

Практическая значимость исследования:

разработан, научно обоснован и экспериментально апробирован авторский учебно-методический комплекс по спецкурсу «Проектная деятельность», включающий в себя рабочую программу, учебно-тематический план, требования к уровню знаний, умений и навыков студентов, комплект заданий для семинарских и практических занятий, методические рекомендации по организации проектной деятельности;

спроектированная педагогическая модель формирования готовности будущего учителя к проектной деятельности в образовательном учреждении и все созданные для ее реализации методические материалы могут быть использованы во всех вузах, где осуществляется подготовка студентов по педагогическим специальностям и бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием в качестве базовых основ исследования теоретических положений педагогики и психологии; целостным и системным рассмотрением проблемы; использованием комплекса исследовательских методов, направленных на проверку гипотезы; результативностью данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; количественным и качественным анализом экспериментального материала с использованием методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы и выводы обсуждались на VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2011), а также были отражены в девяти научных публикациях в сборниках международных и всероссийских научно-практических конференций (Москва, Челябинск, Оренбург, Пенза, Уфа). Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в ФГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (г. Самара) на факультетах: начального образования, физической культуры и спорта, математики, физики и информатики.

На защиту выносятся следующие разработки и положения:

Комплекс педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к проектной деятельности, который включает в себя: единство теоретической и практической составляющих подготовки к проектной деятельности; использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана; применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к проектной деятельности; организацию деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия; активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;

Модель формирования готовности будущего учителя к проектной деятельности в образовательном учреждении;

Программа спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей;

Критерии оценки готовности будущего учителя к проектной деятельности: когнитивный, операционно-деятельностный, личностный.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, раскрыты теоретико-методологические основы и методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены положения, выносимые на защиту, представлены сведения о достоверности, апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы подготовки будущих учителей к проектной деятельности» рассмотрены сущность проблемы формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности, этапы становления и развития метода проектов и его место в теории и практике современного образования. Раскрыты сущность и содержание понятий «проект», «метод проектов», «деятельность», «проектная деятельность»; проанализированы дидактические особенности проектной деятельности; рассмотрены сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании и условия его реализации в рамках федеральных государственных стандартов нового поколения.

Компетентностный подход в образовании можно определить как стратегическое направление развития всех компонентов системы обучения, имеющее практико-ориентированную направленность с целью формирования у студентов и школьников ключевых компетенций как универсальных способов учебной и социальной деятельности. Проектная деятельность является неотъемлемым компонентом компетентностной парадигмы образования, которая базируется на понятии «деятельность». Только в процессе какой-либо деятельности, в том числе, проектной, возможно формирование у студентов и учащихся определенных компетенций, как общекультурных, так и профессиональных.

Термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. Однако все чаще данный термин употребляется в общенаучном и педагогическом значении. Исследование понятия «проект» в педагогических источниках позволяет констатировать некоторую неопределенность в его использовании и разночтения в его определении. Опираясь на дефиницию К. Н. Поливановой, мы определяем проект как целенаправленное, фиксированное во времени, выполняемое студентами и контролируемое преподавателем изменение учебной ситуации, приближенной к жизненной, с целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной и методической литературы (С.И. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, А.Л. Блохин, Е.В. Бондаревская, Н.А. Бреднева, А. А. Вербицкий, В.Г. Веселова, В.В. Гузеев, В.И. Загвязинский, Т.Д. Изотикова, У. Килпатрик, Э. Коллингс, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, Л.А. Филимонюк и др.) позволил нам определить проектную деятельность как специфическую деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов образовательного процесса от замысла до создания проектного продукта, его испытания и презентации.

Проектная деятельность обладает рядом положительных свойств, так как она:

дает возможность соблюсти баланс между теорией и практикой в учебной деятельности;

обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность;

способствует развитию коммуникабельности и эмпатии,

развивает умение работать в команде и нести ответственность за результаты совместной деятельности;

позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

В условиях перехода к компетентностно-ориентированной модели образования коренным образом меняются требования к деятельности учителя, а, следовательно, и к его профессиональной подготовке. В связи с этим в педагогических вузах сегодня необходимо осуществлять целенаправленную подготовку будущих учителей к проектной деятельности через введение специальных курсов, факультативов и использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов по всем дисциплинам учебного плана.

Во второй главе «Моделирование процесса подготовки будущих учителей к проектной деятельности» представлена и описана педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности, рассмотрено содержание программы спецкурса «Проектная деятельность» для студентов педагогических специальностей, изложена методика организации педагогического эксперимента и его результаты.

Анализ теоретических исследований (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Богданов, Л.Г. Вяткин, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, У. Килпатрик, А.Н. Леонтьев, А.Г. Молибог, М.Н. Никитин, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, А.В. Петровский, С.А. Печерская, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Д.С. Сомов, В.А. Стародубцев и др.), а также опыт практической педагогической деятельности позволили нам выявить педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности:

1) единство теоретической и практической составляющих подготовки будущих учителей к проектной деятельности;

2) использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана;

3) применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к проектной деятельности;

4) организация деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия;

5) активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

В основе процесса подготовки будущих учителей к проектной деятельности лежит структурно-содержательная модель, которая была разработана и реализована нами в педагогическом вузе с учетом перечисленных выше условий. Эта модель отражает сущность исследуемой проблемы, теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей к проектной деятельности, основные положения, используемые в учебном процессе, формы организации обучения и полученный результат (рис. 1).

Далее нами выявлена система дидактических принципов, лежащих в основе модели формирования готовности к проектной деятельности: принцип интегративности, принцип ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, принцип свободного выбора студентом образовательной траектории, принцип креативности, принцип мультимедийности.

Структурно-содержательная модель формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении

В основе педагогической модели находится спецкурс «Проектная деятельность», для которого разработаны программа, содержание и методическое сопровождение. Спецкурс предназначен для студентов третьего курса педагогических специальностей вузов, он состоит из десяти учебных модулей, направленных на формирование и развитие знаний, умений, навыков и компетенций в сфере проектной деятельности, а также – личностных качеств будущего учителя, способствующих активному участию в этой деятельности.

Модуль 1. Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления компетентностного подхода в образовании. Метод проектов как педагогическая технология. Его становление, развитие и место в современном образовании. Актуализация проектной деятельности в условиях перехода к компетентностно-ориентированной модели образования.

Модуль 2. Сущность и дидактические особенности проектной деятельности. Понятия «проект», «проектная деятельность», «метод проектов». Цель, задачи и особенности проектной деятельности. Типология проектов по различным признакам. Структура учебного проекта и этапы его реализации.

Модуль 3. Организация и реализация проектной деятельности в учебном процессе образовательного учреждения. Способы включения проектной деятельности в работу школы или учреждения СПО. План действий по реализации программы проектной деятельности. Создание условий для реализации программы проектной деятельности в образовательном учреждении. Требование к педагогическим кадрам в реализации программы проектной деятельности. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Модуль 4. Развитие проектного мышления. Проектная деятельность как средство формирования и развития критического мышления и учебно-исследовательских компетенций учащихся. Таксономия приемов учебно-исследовательской деятельности. Различные модели мышления: «таксономия мыслительных умений» Б.Блума; «уровни знаний» Р. Марзано; «16 приемов мышления» по А. Коста и Б. Калику.

Модуль 5. Разработка идеи проекта и его планирование. Разработка дидактических целей и методических задач проекта; формулировка проблемы и темы проекта; использование направляющих вопросов в проектной деятельности и их составление. Описание проекта и представление его online.

Модуль 6. Поиск и отбор информации и других ресурсов для подготовки проекта. Поиск информации в различных источниках: работа с библиотечными, архивными и электронными каталогами, справочной литературой, поиск информационных лакун и отбор информации для их заполнения. Электронные ресурсы: поиск информации в сети Интернет, использование сетевых сервисов: блогов, вики-сайтов, электронной почты, интерактивных ресурсов Веб 2.0 для совместной работы и т.д. Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью. Наблюдение и эксперимент. Способы первичной обработки информации.

Модуль 7. Работа в команде. Формы общения; особенности командной работы; роли участников группового взаимодействия; виды взаимодействия в группе; регулирование и разрешение конфликтов.

Модуль 8. Создание продуктов проектной деятельности. Поиск ответов на основополагающие вопросы, анализ информации, аргументация и выводы. Разновидности продуктов проектной деятельности. Использование инструментов «Визуальное ранжирование», «Видение причины», «Предъявление доказательства». Выбор лучшего инструмента для выполнения работы.

Модуль 9. Презентация и продвижение проекта. Виды и формы презентации. Публичное выступление: планирование, подготовка, риторические приемы, невербальные средства; ведение дискуссии.

Модуль 10. Оценивание проектной деятельности и ее продуктов. Сущность оценивания проектной деятельности и его стратегии. Формирующее и итоговое оценивание. Критерии оценивания. Использование обратной связи и листов самооценки.

Учебно-тематический план спецкурса «Проектная деятельность» представлен в таблице 1.

Таблица 1. Учебно-тематический план спецкурса

«Проектная деятельность»

п/п

Название

модуля

Виды и объем

аудиторной работы

Лекции

Семинарские и практические занятия

Всего

1

Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления. компетентностного подхода в образовании.

2

2

2

Сущность и дидактические особенности проектной деятельности.

2

2

3

Организация и реализация проектной деятельности в учебном процессе образовательного учреждения.

2

2

4

Развитие проектного мышления.

2

2

4

5

Разработка идеи проекта и его планирование.

4

4

6

Поиск и отбор информации и других ресурсов для подготовки проекта.

2

4

6

7

Работа в команде.

4

4

8

Создание продуктов проектной деятельности.

4

4

9

Презентация и продвижение проекта.

4

4

10

Оценивание проектной деятельности и ее продуктов.

4

4

Всего

10

26

36

Программа спецкурса «Проектная деятельность» имеет методическое подкрепление в виде разработанных методических рекомендаций студентам и преподавателям, памяток по организации проектной деятельности, комплекта заданий для практических и семинарских заданий и т.д.

В основу системы методов, отобранных для экспериментального обучения, был положен деятельностный подход. В качестве ведущего выступал метод организации деятельности, которая рассматривалась нами как обязательное условие естественного саморазвития личности обучающегося и средство организации педагогического процесса.

Представленное содержание спецкурса «Проектная деятельность» осваивается студентами в различных формах организации учебной деятельности: лекция, семинар, практическое занятие и внеаудиторная самостоятельная работа.

С целью проверки эффективности разработанной нами модели формирования готовности будущих учителей к проектной деятельности был проведен педагогический эксперимент, который проходил в три этапа (пилотный, констатирующий и формирующий).

На первом этапе уточнялись исходные концептуальные положения построения педагогической модели формирования готовности студентов — будущих учителей к проектной деятельности; разрабатывались диагностические и дидактические материалы реализации модели (определялись дидактические условия, принципы, средства, формы, методы, оптимально способствующие формированию готовности студентов к проектной деятельности); подбиралась экспериментальная база.

Экспериментальной базой стало Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». В эксперименте принимали участие студенты четырех педагогических специальностей: педагогика и методика начального образования, физическая культура, математика, физика в количестве 185 человек (таблица 2).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст