Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образо

На правах рукописи

Журбенко Елена Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯК ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

Специальность 13.00.01

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Самара – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологиихудожественного образованияГосударственного образовательного учреждениявысшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Научный руководитель –

доктор педагогических наук, доцент

Ольга Владимировна Ощепкова

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Колышева Татьяна Александровна;

кандидат педагогических наук, доцент

Куприна Елена Юрьевна

Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Пермский государственныйпедагогический университет»

Защита состоится 11 мая 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степенидоктора/кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжскаягосударственная социально-гуманитарная академия».

Автореферат разослан 10 апреля 2010 г.

Объявление о защите размещено на сайте ПГСГА ( HYPERLINK «http://www.pgsga.ru» www.pgsga.ru) 2010 г.

Ученый секретарьдиссертационного советакандидат педагогических наук,профессор

Л.В.Вершинина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современным обществом востребуется человек, способный к художественному освоению мира. Искусство занимает особое место в социализации личности, формирует ее творческую активность. Образная модель окружающего мира обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире вооружает растущую личность ценным опытом творческого самоопределения (М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев).

Актуализация роли искусства в становлении современного человека требует понимания образования как сферы духовной жизни общества, одной из задач которого является обеспечение полноценного развития личности, включающего овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Решение указанной задачи тем более важно, что в условиях сохраняющейся технократической направленности системы общего образования процесс обучения до сих пор преимущественно ориентирован на развитие интеллектуальных сил обучаемых. Художественное развитие зачастую остается на периферии образовательного процесса, и приобщение к искусству, если оно имеет место, носит информативный характер.

Возникает парадоксальная ситуация: незаменимая социализирующая функция искусства официально никем не отрицается, но из школьного расписания предметы художественного цикла как «обязательные» планомерно исчезают. Анализ «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» показывает, что и в перспективе (а этот документ определяет тенденции развития основного общего образования учащихся в ХХI столетии) эти предметы сохранят неустойчивое положение. В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного образования, ориентированных на художественное развитие личности учащихся средствами искусства.

Художественное направление дополнительного образования рассматривается сегодня как сфера, в наибольшей степени благоприятствующая развитию творческих способностей школьника и формированию художественного опыта. Педагог учреждения дополнительного образования должен быть подготовлен к тому, чтобы на высоком профессиональном уровне осуществлять процесс творческого развития учащихся, их самоопределения и самореализации. Однако анализ педагогической литературы и практики учреждений дополнительного образования показал, что использование потенциала искусства в отношении художественного развития учащихся до сих пор осуществляется преимущественно бессистемно и нецеленаправленно, так как в качестве педагогов нередко выступают специалисты, пришедшие из разных учреждений культуры и искусства, у которых отсутствует педагогическое образование. Такие педагоги ориентированы на достижение успехов в области конкретного вида художественного творчества. Указанные факты делают актуальной проблему формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Существуют научные предпосылки решения указанной проблемы. Учеными раскрыты сущность и структура готовности к педагогической деятельности (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Т.И. Руднева, В.А. Сластенин и др.), обозначены требования к личности педагога дополнительного образования (А.К. Бруднов, Ю.А. Лобейко, Е.А. Наумова, Т.И. Руднева, Ю.В. Сорокопуд,). Общие вопросы подготовки квалифицированных кадров системы дополнительного образования привлекали внимание В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой. Детально изучены некоторые частные аспекты подготовки будущих педагогов дополнительного образования: личностно-профессиональная готовность к деятельности (Л.Г. Диханова), общепедагогическая готовность (Н.Н. Андрианова), формирование профессионально-дидактической (А.А. Усов) и информационной культуры (Т.С. Коваль), психолого-педагогической компетентности (С.Б. Серякова), педагогической компетентности в области туристско-краеведческой деятельности (А.Р. Кузьмин), развитие мотивации профессиональной деятельности (А.В. Гуров) и др. Проблема формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся не была предметом специального исследования. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием содержания понятия «художественное развитие», с обоснованием структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, с разработкой модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, и ряд других.

Источником этих проблем является противоречие между потребностью общества в педагоге дополнительного образования, способном к формированию опыта художественно-творческой деятельности учащихся в целях развития художественных потребностей и интересов, оценок и вкусов воспитанников, обогащения у них опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству, и отсутствием научно обоснованной модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся. В практическом плане – проблема определения содержания, форм и методов формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Объект исследования – процесс формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Цель исследования – разработать и апробировать модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся в процессе обучения в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования. Если готовность будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся как личностного образования есть единство когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов, то формирование готовности становится успешным тогда, когда:

– раскрытие содержания понятия «художественное развитие» служит основой для определения структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся;

– разработка модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся базируется на определении содержания когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов готовности;

– модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся реализуется с помощью культурологического и личностно ориентированного подходов и адекватных им принципов;

– доминирующими методами формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся являются такие, которые обеспечивают не только развитие когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов готовности, но и ориентируют на организацию художественного освоения мира учащимися через их приобщение к художественно-творческой деятельности.

Задачи исследования:1) конкретизировать научное представление о содержании понятия «художественное развитие»; 2) раскрыть структуру готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся и обосновать содержание ее компонентов; 3) выявить подходы к формированию и принципы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; 4) определить содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; 5) оценить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сегодня востребована личность, гармонично сочетающая физическую, интеллектуальную и эмоциональную составляющие, ориентирующаяся в традициях отечественной и мировой культуры, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из возможных способов формирования такой личности является приобщение к искусству. Использование возможностей искусства как средства обогащения опыта художественного освоения мира не может ограничиваться только системой базового образования. Дополнительное образование сегодня является одним из определяющих факторов развития художественных потребностей и интересов человека, накопления им опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Однако существуют противоречия между необходимостью художественного развития обучаемых и неподготовленностью педагогов к осуществлению этого развития, между востребованностью в современном обществе педагогов, способных осуществлять художественное развитие личности, и неразработанностью теоретических аспектов подготовки таких кадров для учреждений дополнительного образования. Одним из возможных способов разрешения данных противоречий является формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, структурными компонентами которой являются когнитивный, эмоционально-ценностный, рефлексивный и деятельностный компоненты.

2. Выявление подходов к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся должно основываться на понимании того, что в процессе формирования готовности происходит приобретение студентами профессиональных знаний и умений, а также профессионально-личностное и художественное развитие. Такими подходами являются культурологический и личностно ориентированный. Реализация культурологического подхода обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего педагога дополнительного образования, служит обогащению художественной картины мира студента. Реализация личностно ориентированного подхода позволяет развить потребность будущего педагога дополнительного образования в овладении знанием о явлении художественного развития, о способах развития художественных потребностей и интересов учащихся, формирования оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Субъектность (индивидуальность) будущих педагогов дополнительного образования проявляется в избирательном отношении к содержанию, видам и формам художественно-творческой деятельности; при этом достигается осознание студентом себя как творческой индивидуальности. Наиболее адекватными сущности культурологического подхода являются принцип интеграции педагогики и музыкального искусства и принцип моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении. Адекватным сущности личностно ориентированного подхода является принцип индивидуализации обучения и воспитания.

3. Стратегия деятельности преподавателя колледжа по формированию готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся базируется на модели процесса формирования готовности, которая включает в себя в себя цель, подходы и принципы, содержание процесса формирования готовности, разработанное в соответствии с содержанием явления «художественное развитие» и содержанием компонентов готовности, образовательные технологии, формы и методы формирования готовности, условия и результат (компоненты и показатели сформированности готовности).

4. Педагогически целесообразное формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся осуществляется в учебном процессе, во внеаудиторной работе и досуговой деятельности, в период педагогической практики через накопление и обогащение собственного опыта художественно-творческой деятельности студентов.

Наиболее адекватными решению задачи формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся являются такие реализуемые в различных организационных формах (ведущие: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-концерт, семинар-практикум, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт; вспомогательные: мастер-класс, презентация творческого проекта, интеллектуальные игры, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник; сопутствующие: студенческие научно-практические конференции, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории) методы обучения студентов, как проблемно-поисковые, исследовательские методы, творческие задания, метод моделирования художественно-творческого процесса и др.

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

– конкретизировано научное представление о содержании понятия «художественное развитие» (художественное развитие – процесс накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающий художественное познание, развитие художественных потребностей и интересов, формирование оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству);

– раскрыты структура готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся и содержание ее компонентов (содержание когнитивного компонента образуют знания о содержании явления «художественное развитие», о формах и методах художественного развития учащихся и др. Содержание эмоционально-ценностного компонента составляют опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и к ценностям дополнительного образования, эмпатия. Содержание рефлексивного компонента образует способность будущих педагогов дополнительного образования к художественной и педагогической рефлексии. Содержание деятельностного компонента составляют умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, организации творческой, эмоциально насыщенной развивающей деятельности учащихся, исполнительские умения и опыт художественно-творческой деятельности);

– выявлены подходы к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся и адекватные им принципы [Культурологический подход предполагает приобщение студентов к ценностям искусства через включение их в активную художественно-творческую деятельность, овладение ценностно-смысловым содержанием образования. Благодаря реализации личностно ориентированного подхода формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, содержание которой обусловлено содержанием художественного развития, содержанием деятельности педагога дополнительного образования, приобретает для них смысл в формировании у учащихся художественной картины мира, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Принципы, обеспечивающие реализацию культурологического и личностно ориентированного подходов: принцип индивидуализации обучения и воспитания (ориентирует на определение индивидуальной траектории развития будущих педагогов дополнительного образования); принципы интеграции педагогики и музыкального искусства и моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении (ориентируют на целенаправленное развитие у обучаемых умений и навыков творческого самостоятельного труда в процессе опредмечивания («материализации») художественно-исполнительской идеи на основе интеграции художественной и педагогической составляющих процесса формирования готовности)];

– разработана модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся [Модель включает цель (формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся); подходы (культурологический и личностно ориентированный), принципы (индивидуализации обучения и воспитания, интеграции педагогики и музыкального искусства, моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении); содержание процесса формирования готовности (блок психолого-педагогических дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Введение в педагогическое исследование»; блок дисциплин области деятельности: «Специальный инструмент», «Вокал», «Основы дирижирования»; спецкурс «Психология и педагогика искусства»; педагогическая практика); технологии обучения и воспитания (личностно ориентированное коллективное творческое дело, технология опорных моментов в обучении творчеству, технология создания ситуации успеха, шоу-педагогика); формы (ведущие: лекция, семинар, практическое занятие, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт; вспомогательные: мастер-класс, презентация творческого проекта, интеллектуальные игры, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник; сопутствующие: студенческие научно-практические конференции, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории); методы обучения (проблемно-поисковые, исследовательский, творческое задание, моделирование художественно-творческого процесса); педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся (ориентация на субъектно-субъектные отношения участников образовательного процесса, единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки, единство художественного и научного освоения художественно-педагогической деятельности; опора на ценностный потенциал содержания образования; интеграция психолого-педагогических, предметных дисциплин и дисциплин области деятельности); показатели: а) знание теоретических основ художественного направления педагогики дополнительного образования, знания о явлении «художественное развитие», о формах и методах художественного развития учащихся (когнитивный компонент); б) опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и ценностям дополнительного образования, эмпатия (эмоционально-ценностный компонент); в) способность к художественной и педагогической рефлексии (рефлексивный компонент); г) умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, организации творческой, эмоционально насыщенной развивающей деятельности учащихся, исполнительские умения, опыт художественно-творческой деятельности (деятельностный компонент), а также уровни (высокий, средний, низкий) сформированности готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие содержания понятий «художественное развитие» и «готовность будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах деятельности педагога дополнительного образования в реализации развивающего потенциала художественного направления системы дополнительного образования. Разработанная модель процесса формирования готовности к художественному развитию учащихся составит основу для новых теоретических представлений о содержании деятельности преподавателя педагогического колледжа по подготовке будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, позволит конкретизировать подходы, содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование процесса формирования профессиональной готовности педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности в аспекте направленности выпускников на художественное развитие учащихся. Разработка и апробация спецкурса «Психология и педагогика искусства» является реальной предпосылкой обновления содержания общепедагогической подготовки будущих педагогов дополнительного образования

Методологическую основу исследования составили: теория эстетического и художественного освоения мира, современные концепции теории гуманизации образования.

Исследование базируется на фундаментальных положениях о единстве личности и деятельности (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин С.Л. Рубинштейн и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

– основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Ю.З. Кушнер, Т.И. Руднева, М.Н. Скаткин и др.);

– фундаментальные положения системного подхода (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.);

– идеи и концепции художественно-эстетического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.);

– основные положения культурологического похода (Е.В. Бондаревская, Е.С. Есипова, В. В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

– гуманистические идеи личностно ориентированного образования (О.С. Газман, М.Е. Кузнецов, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Е.Н. Степанов, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

– идеи психологии и педагогики искусства (Л.В. Блинова, Л.С. Выготский, Т.А. Колышева, А.М. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Ощепкова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпин);

– исследования, раскрывающие специфику подготовки педагогов дополнительного образования (Н.Н. Андрианова, А.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Т.И. Руднева, А.А. Усов, М.О. Чеков и др.);

– работы, посвященные проблеме эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях школьных и внешкольных занятий (Э.Б. Абдуллин, В.В. Власенко, О.Н. Ващенко, Е.П. Кабакова, Т.А. Колышева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Ощепкова, А.И. Смоляр, Б.П. Юсов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической и педагогической литературы; метод моделирования; социологические методы (анкетирование, беседа); педагогическое наблюдение; экспертные методы; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент); математические методы статистической обработки данных (средние значения, корреляционный анализ) и графического представления результатов.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе музыкально-педагогического колледжа г. Ульяновска. Выборка составила 55 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002–2003 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта подготовки специалистов системы дополнительного образования показало важность и необходимость осмысления проблемы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа стало также определение методологии и методов исследования.

Второй этап (2003–2006 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с осмыслением опыта формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы изучения, анализировались и систематизировались экспериментальные данные. Результатом этапа стала разработка модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Третий этап (2007–2009 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения содержания, форм и методов, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме и современному состоянию педагогической науки; полнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов изучения; длительностью и возможностью воспроизведения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии художественного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, на заседаниях научно-методического совета Ульяновского музыкально-педагогического колледжа, нашли свое отражение в материалах проблемных семинаров, организуемых Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях (Димитровград, Самара, Кемерово, Ульяновск). Материалы исследования внедрялись автором в процессе деятельности в качестве преподавателя и заместителя директора по научно-методической работе Ульяновского музыкально-педагогического колледжа.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется его проблема, выдвигается гипотеза, определяются объект, предмет, цель, задачи, методологические основы, методы, база и этапы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования и представлены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» посвящена теоретическому осмыслению понятия «художественное развитие», раскрытию содержания понятия «готовность будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся», обоснованию модели процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» излагаются ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, сформулированы выводы о результативности опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложениях приводятся программа спецкурса «Педагогика и психология искусства», диагностические карты оценки компонентов готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, алгоритм биографо-психологической характеристики личности художника, программа междисциплинарного экзамена по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования», расчеты корреляционного анализа.

Основное содержание работы

Проблема формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребован педагог, способный решать проблемы художественного развития учащихся, ориентированный на обогащение духовного мира подрастающего поколения, на формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в условиях деятельностно-практического, творческого характера занятий в системе дополнительного образования. В процессе решения указанной проблемы возникла необходимость осмыслить содержание понятия «художественное развитие».

Современные исследования дают нам основание утверждать, что новое мировидение, сформировавшееся в ХХ веке, включает осознание того, что научное понимание и рациональное постижение имеют свои границы. Художественное познание мира выходит за рамки рационального, включает систему наглядных представлений о мире, художественных идеалов, ценностных и духовных ориентаций человека в сфере культуры и позволяет перейти на более высокий уровень интегративного познания.

Освоение личностью художественных ценностей происходит в процессе художественно-творческой деятельности, т.е. деятельности в области искусства, являющегося одной из форм общественного сознания, где реальная действительность отражается с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих у человека эмоциональное, эстетическое, нравственное отношение к явлениям мира. Художественный способ освоения произведений искусства, осуществляемый в художественной деятельности, имеет синкретическую природу, так как в «теле» искусства отождествляются познание, ценностное сознание, преобразование и общение (М.С. Каган). Качественные изменения в сознании индивида в процессе осуществления художественной деятельности проходят на личностно-смысловом уровне, включая расширение опыта познавательной деятельности в сфере искусства, опыт анализа художественных впечатлений, опыт коммуникативного взаимодействия по поводу искусства, опыт самостоятельных творческих проявлений (М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).

Исходя из представленного в диссертации анализа исследований художественно-творческой деятельности как особого вида человеческой активности, включающего в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности) (А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощепкова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов), мы установили, что в процессе приращения опыта художественно-творческой деятельности происходят качественные изменения в развитии и формировании всех составляющих его элементов. Поэтому мы определяем художественное развитие как процесс накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающий художественное познание, развитие художественных потребностей и интересов, формирование оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Художественное развитие индивида может проходить как спонтанно, так и в результате систематического, организованного педагогического воздействия.

Схема 1. Модель процесса формирования готовности будущих педагогов

дополнительного образования к художественному развитию учащихся

Наиболее благоприятные условия для художественного развития предоставляет художественное направление системы дополнительного образования. Отсутствие обязательного образовательного стандарта в учреждениях дополнительного образования дает возможность педагогу не делать акцента на результативной стороне учебного процесса, а следовать природе познавательного развития ребенка. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, способной обеспечить каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

В качестве одного из основных условий художественного развития учащихся в системе дополнительного образования мы выделяем высокий уровень профессиональной готовности педагога к развитию творческой индивидуальности учащегося в избранном виде художественно-творческой деятельности.

Одним из важнейших вопросов исследования стал вопрос об определении структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, о раскрытии содержания ее компонентов.

Анализ научной литературы позволил установить круг исследователей, занимающихся изучением готовности человека к деятельности (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, М.И. Лукьянова, В.А. Сластенин, Т.И. Руднева) и, в частности, готовности будущих педагогов искусства к решению отдельных профессиональных задач (Н.Н. Андрианова, Г.В. Байбикова, Н.А. Батчаева, С.И. Васенина, Л.Е. Диханова, Т.Н Ланцова, Н.А Порошина, И.В. Прокофьева), а также выявить общее и различное во взглядах ученых на структуру и содержание компонентов готовности. В результате мы пришли к убеждению, что готовность будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся должна пониматься как личностное образование, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный, рефлексивный и деятельностный компоненты. Содержание когнитивного компонента готовности образует система знаний, включающая знания о содержании явления «художественное развитие», о формах и методах художественного развития учащихся. Содержание эмоционально-ценностного компонента составляют опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и ценностям дополнительного образования; эмпатия. Содержание рефлексивного компонента образует способность будущих педагогов дополнительного образования к художественной и педагогической рефлексии. Содержание деятельностного компонента составляют умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, организации творческой, эмоционально насыщенной развивающей деятельности учащихся, исполнительские умения и опыт художественно-творческой деятельности. Деятельностный компонент определяет способность применять имеющиеся знания в художественно-педагогическом процессе, что обеспечивает высокий уровень практической готовности выпускника.

В процессе исследовательских поисков мы пришли к убеждению, что формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся становится успешным при условии реализации модели данного процесса (схема 1, стр. 14-15).

Модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся включает цель, подходы, принципы, содержание процесса формирования готовности, технологии, методы, формы обучения, педагогические условия, обеспечивающие этот процесс, показатели и уровни сформированности исследуемой готовности.

Апробация модели процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся осуществлялась в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в период с 2003 по 2006 год на базе Ульяновского музыкально-педагогического колледжа. В эксперименте было задействовано 55 студентов очной и заочной форм обучения.

Приступая к экспериментальной работе, проводившейся в течение всех лет обучения студентов в колледже, мы определили подходы к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся и адекватные этим подходам принципы. В исследовании раскрыты сущность культурологического и личностно ориентированного подходов к формированию готовности будущих педагогов к художественному развитии учащихся. Реализация культурологического подхода обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего педагога дополнительного образования и предполагает приобщение студентов к ценностям искусства через включение их в активную художественно-творческую деятельность, овладение ценностно-смысловым содержанием образования. Благодаря реализации личностно ориентированного подхода формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, содержание которой обусловлено содержанием художественного развития, содержанием деятельности педагога дополнительного образования, приобретает для них смысл в формировании у учащихся художественной картины мира, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Субъектность (индивидуальность) будущих педагогов дополнительного образования проявляется в избирательном отношении к содержанию, видам и формам художественно-творческой деятельности, при этом достигается осознание студентом себя как творческой индивидуальности.

Принципами, обеспечивающими реализацию культурологического и личностно ориентированного подходов к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, являются принцип интеграции педагогики и музыкального искусства, принцмп моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении, принцип индивидуализации обучения и воспитания. Принцип интеграции педагогики и музыкального искусства, соответствующий культурологическому подходу, ориентирует преподавателя на формирование комплексного (интегрированного) знания, общепедагогических и специальных (исполнительских) умений студентов, а также на накопление опыта художественно-творческой и художественно-педагогической деятельности. Принцип моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении, адекватный культурологическому подходу, определяет стратегию исполнительской подготовки специалистов дополнительного образования, в которой выделяются два основополагающих момента: создание художественной идеи, предваряющей непосредственное исполнение и вооружение студентов умением продуктивно работать на музыкальном инструменте, владеть вокальной техникой и т.п. Принцип индивидуализации обучения и воспитания, адекватный личностно ориентированному подходу, предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение студентов в различные виды деятельности (учебной и внеучебной), предоставление каждому студенту возможности для самореализации и самораскрытия. Выделенные нами принципы направлены на организацию деятельности «на основе двух неидентичных форм познания» (М.С. Каган) и предусматривают постоянную взаимосвязь общетеоретических, психолого-педагогических знаний со специально-теоретическими знаниями из области предметной (музыкальной) деятельности, создание условий для обогащения художественно-педагогического и художественно-эстетического опыта.

Одним из вопросов исследования стал вопрос о содержании процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся. Осмысление содержания исследуемого процесса с позиции понимания искусства как средства художественного освоения мира, создающего образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями, было детерминировано содержанием понятий «художественное развитие», «готовность к художественному развитию учащихся». Это предопределило раскрытие содержания процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся на уровне содержания различных учебных дисциплин и их научного материала.

В результате осмысления содержания явления «художественное развитие», были выделены блоки дисциплин, обладающих наибольшими возможностями в формировании когнитивного компонента готовности: блоки общепрофессиональных дисциплин («Педагогика», «Психология», «Введение в педагогическое исследование») и дисциплин области деятельности («Специальный инструмент», «Вокал», «Музыкальная литература», «Гармония», «Основы дирижирования» и др.). Систематизация содержащегося в разделах учебных дисциплин «Педагогика» и «Психология» научного материала (когнитивный компонент готовности), становящегося основой для совершенствования и развития эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов готовности, осуществлялась в ходе изучения спецкурса «Педагогика и психология искусства», на практических занятиях, во внеурочной деятельности и в ходе педагогической практики, направленной на активное включение студентов в решение реальных художественно-педагогических задач в условиях учреждения дополнительного образования.

Разработанный спецкурс «Педагогика и психология искусства» осуществлялся нами с целью освоения студентами системы знаний о законах и механизмах художественного развития личности как основы деятельности педагога дополнительного образования по формированию творческой личности учащихся.

Гибкое использование технологий обучения и воспитания (личностно ориентированное коллективное творческое дело, технология опорных моментов в обучении творчеству, технология создания ситуации успеха, шоу-педагогика) расширяло возможности для обогащения индивидуального опыта студентов, способствовало формированию деятельностного компонента готовности будущих педагогов дополнительного образования, позволяющего накапливать позитивный опыт общения, сотрудничества, самоорганизации, самопрезентации своего творческого потенциала .

Индивидуализация процесса формирования готовности и накопления опыта художественно-творческой деятельности студентов происходила в различных организационных формах обучения (лекция, семинар, практическое занятие, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт, презентация творческого проекта, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории), с помощью ряда технологий (технология создания ситуации успеха, личностно ориентированное КТД, технология опорных моментов в обучении творчеству, шоу-педагогика) и методов (проблемно-поисковые, исследовательский, творческое задание, моделирование художественно-творческого процесса и т.д.).

В формирующем эксперименте нами использовались инновационные формы и методы творческого, поискового характера, предполагающие творческий подход к деятельности студентов как при изучении психолого-педагогических дисциплин, так и во внеучебной и внеаудиторной работе. Наиболее эффективными стали интегрированные формы: урок-концерт («Детский альбом» П.И. Чайковского), урок-конкурс («Альбом для юношества» Р. Шумана), урок – гуманитарная олимпиада («Детская музыка» С.С. Прокофьева), театрализованное представление «Дюймовочка» (силами студентов был поставлен музыкальный спектакль); они способствовали пониманию студентами взаимосвязей между дисциплинами, развитию творческого потенциала студентов. На таких занятиях студенты выступали в качестве режиссеров, актеров, сценаристов, лекторов, ведущих, исполнителей. Каждый студент получил возможность реализовать себя в наиболее успешной для него области творческой деятельности, что способствовало повышению самооценки студента и созданию у него положительной мотивации к занятиям.

Метод творческого задания стал одним из ведущих в формировании компонентов исследуемой готовности. Так, в ходе изучения спецкурса «Психология и педагогика искусства» в разделе «Психология искусства» имелась возможность реализации метода творческих заданий через построение психологических портретов творческих личностей. Студенты в своих исследованиях шли путем анализа различных источников (биографии, автобиографии и мемуары, описания и самоописания творческих личностей, музыкальные произведения) и обобщения их материала; выявляли ключевые особенности и качества творческих личностей (особенности восприятия, развития интеллекта, мотивации деятельности, характера и т.д.), используя разработанный нами примерный алгоритм анализа личности художника. Использование метода творческого задания способствовало формированию исследовательских умений, развитию творческой индивидуальности студента.

Организация исследовательской деятельности студентов в рамках выполнения выпускных квалификационных работ в форме дипломного проекта способствовала формированию практических умений выпускников в области индивидуального художественного (музыкального) творчества. Форма дипломного проекта как продукта творческой деятельности выпускника (музыкальный спектакль: детская музыкальная сказка «Котофей Иванович», детский мюзикл «Дюймовочка»; собственное сочинение и т.п.) позволила актуализировать индивидуальный (субъектный) опыт будущих педагогов дополнительного образования.

В экспериментальной работе создавались условия, обеспечивающие формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, соблюдавшиеся посредством интеграции предметных и специальных дисциплин и организации диалогичного субъект-субъектного общения педагога и студентов как в процессе занятий, так и во внеурочной деятельности, что помогло нам активизировать стремление студентов высказывать свои суждения о произведениях искусства на профессиональном уровне, расширить художественную культуру студентов, сформировать эмоционально-ценностное отношения к будущей профессиональной деятельности.

Благодаря реализации созданной нами модели удалось обеспечить позитивный характер динамики развития готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Результативность экспериментальной работы определялась посредством сравнения результатов контрольного этапа эксперимента (N = 55) с данными констатирующего этапа (N = 55). Изучение готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся осуществлялось с помощью тех же методов исследования, что и в момент их поступления в колледж.

Когнитивный компонент готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся изучался с помощью метода экспертных оценок, с использованием разработанных нами диагностических карт; эмоционально-ценностный компонент готовности – с помощью адаптированной нами методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), модифицированного тест-опросника эмпатических тенденций (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн), методики экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), карты педагогической диагностики эмоционально-ценностного компонента по показателю «эмпатия»; рефлексивный компонент – с помощью методики «Рефлективное сочинение» (Т.А. Абросимова, С.В. Елькина, С.И. Чабаева), карты педагогической оценки способности к рефлексии, метода самодиагностики способности педагога к саморазвитию (В.Г. Маралов); деятельностный компонент – по разработанным нами картам педагогической оценки и самооценки деятельностного компонента готовности к художественному развитию учащихся. Мы осуществили качественный анализ полученных статистических данных.

Исследованием установлены изменения, произошедшие в содержании компонентов готовности будущего педагога дополнительного образования. Значительные изменения претерпел когнитивный компонент исследуемой готовности: возросла ценность знаний теоретических основ музыкального искусства, форм и методов художественного развития учащихся, профессиональных знаний об особенностях педагогического руководства творческим объединением (эстрадная студия, кружок, хоровой коллектив, вокальный ансамбль и т.п.), повысилась целеустремленность в овладении ими. В среднем оценка теоретических знаний возросла с 3,4 до 4,6 балла (по 5-балльной системе). Анализ дипломных и курсовых работ показал высокий уровень заинтересованности студентов в профессии. Более 40% студентов к концу обучения уже являются руководителями своих творческих коллективов, кружков. Они самостоятельно работают педагогами в учреждениях дополнительного образования города. 13% студентов работали на протяжении 3-х лет обучения. До начала опытно-экспериментальной работы на высоком уровне когнитивного компонента находилось 16,4% студентов экспериментальной группы, после – 52,7% студентов.

Эмоционально-ценностный компонент готовности к художественному развитию учащихся изменился следующим образом: на начало эксперимента высокий уровень имели 21,8% студентов, к концу 54,6%. В результате нашего исследования была установлена следующая зависимость: чем старше курс, тем более значимыми становятся ценности, связанные с будущей профессиональной деятельностью и художественным творчеством. Установлены значимые различия между результатами констатирующего и формирующего эксперимента по ценностям: активная деятельная жизнь (R= – 0,295,p<0,01), любовь к детям (R= – 0,268, p<0,01), красота природы и искусства (R= – 0,255, p<0,01), педагогическое призвание (R= – 0,247, p<0,01), познание в сфере искусства(R= – 0,331, p<0,01), художественное творчество (R= – 0,433, p<0,01). Значительно возрос положительный показатель отношения к ценностям музыки и музыкального образования.

Исследованием установлены изменения в содержании рефлексивного компонента готовности. Если на констатирующем этапе эксперимента в большинстве случаев эмоции, мысли, сопровождающие восприятие и анализ музыкального произведения студентами (способность к художественной рефлексии), не имели прямого отношения к характеру музыкального произведения, то на контрольном этапе студенты продемонстрировали глубокое осмысленное проникновение в образный строй, показали умения профессионального анализа музыкального произведения. Анализ результативности формирующего эксперимента по рефлексивному компоненту (способность к педагогической рефлексии) показал, что по сравнению с данными констатирующего этапа эксперимента (активное развитие – 16.4%) развитие стало более выраженным у 58,2% студентов. Как стимулирующий фактор выпускники выделяют новизну деятельности, условий работы и возможность экспериментировать. Результаты диагностики ориентированности на взаимодействие с учащимися показывают, что будущие педагоги дополнительного образования стали предпочитать личностную модель. Выпускники понимают значимость деятельности педагога дополнительного образования по созданию условий для самопознания и саморазвития детей. Если до начала опытно-экспериментальной работы на высоком уровне рефлексивного компонента находилось 9,1 % студентов экспериментальной группы, после их число составило 49 %.

Произошли изменения в деятельностном компоненте готовности. Используя возможности воспитательных технологий и исследовательской деятельности, студенты на практике приобрели умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, опыт продуктивного сотрудничества с учащимися в процессе репетиционной работы и концертной деятельности (средний балл сформированности практических умений – 7,3). Сравнительные данные по сформированности опыта художественно-творческой деятельности показали, что средний балл до эксперимента составил – 2,78, а после – 3,89, что демонстрирует положительную динамику изменений в накоплении будущими педагогами дополнительного образования опыта художественно-творческой деятельности.

Данные исследований нашли свое подтверждение в опросах студентов, при анализе дневников педагогической практики и индивидуальных характеристиках, данных педагогами на итоговых испытаниях (комплексном экзамене по теории и практике дополнительного образования).

Сравнительный анализ показывает, что в процессе реализации модели происходит стабильный рост готовности студентов к профессиональной деятельности по художественному развитию учащихся (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности компонентов готовности к художественному развитию учащихся

Компонентыготовности

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокийуровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

16,4%(9 чел.)

32,7%(18 чел.)

50,9%(28 чел.)

52,7%(29 чел.)

41,8%(23 чел.)

5,5%(3 чел.)

Эмоционально-ценностный

21,8% (12 чел.)

30,9%(17 чел.)

47,3(26 чел.)

54,6%(30 чел.)

32,7%(18 чел.)

12,7%(7 чел.)

Рефлексивный

9,1 %(5 чел.)

38,2%(21 чел.)

52,7%(29 чел.)

49 %(27 чел.)

34,6%(19 чел.)

16,4%(9 чел.)

Деятельностный

14,6%(8 чел.)

41,8%(23 чел.)

43,6%(24 чел.)

56,4%(31 чел.)

32,7%(18 чел.)

10,9%(6 чел.)

Статистическая обработка данных проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (при p≤0,01). Данные показывают значимые различия между результатами констатирующего и формирующего эксперимента по когнитивному компоненту готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся (R= 0,514, p<0,01), по эмоционально-ценностному (R= 0,407, p<0,01), по рефлексивному (R= 0,478, p<0,01), по деятельностному (R= 0,475, p<0,01)]. Таков итог опытно-экспериментальной работы.

Выводы

1. В исследовании раскрыто содержание понятия «художественное развитие». Художественное развитие есть процесс накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающий художественное познание, развитие художественных потребностей и интересов, формирование оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Основные составляющие художественного развития: художественное познание, художественные интересы и потребности, опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественные оценки и вкусы – лежат в основе структурных компонентов готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

2. Формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся как личностного образования, структуру которого составляют когнитивный, эмоционально-ценностный, рефлексивный и деятельностный компоненты, достаточно результативно происходит при внедрении модели процесса формирования готовности. Модель включает в себя цель, подходы и адекватные им принципы, содержание процесса формирования готовности, технологии, формы и методы, педагогические условия, показатели и уровни сформированности готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественном развитию учащихся.

3. Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся происходит достаточно результативно при реализации культурологического и личностно ориентированного подходов, каждый из которых реализуется посредством адекватных его сущности и предназначению принципов: интеграции педагогики и музыкального искусства и моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении (культурологический подход), индивидуализации обучения и воспитания (личностно ориентированный подход).

4. Наиболее адекватными задаче формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся являются такие формы обучения (лекция, семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт, мастер-класс, презентация творческого проекта, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории), которые ставят студента в различные позиции (режиссера, актера, сценариста, лектора, ведущего, исполнителя и т.д.), и такие методы, как проблемно-поисковые, исследовательский, творческое задание, моделирование художественно-творческого процесса.

5. На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне, определены педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся: а) ориентация на субъектно-субъектные отношения участников образовательного процесса; б) единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки; в) единство художественного и научного освоения художественно-педагогической деятельности; г) опора на ценностный потенциал содержания образования, на интеграцию психолого-педагогических, предметных дисциплин и дисциплин области деятельности.

Выполненное нами исследование проблемы формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся вносит определенный вклад в решение научной проблемы, имеющей социально-культурное значение, – проблемы подготовки будущего педагога дополнительного образования, ориентированного на формирование у учащихся художественной картины мира средствами искусства. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как формируется художественная культура будущего педагога дополнительного образования.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

I. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях,рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положенийкандидатских диссертаций:

1. Журбенко, Е.Ю. Модель подготовки педагогов дополнительного образования к художественному развитию в условиях колледжа / Е.Ю. Журбенко // Среднее профессиональное образование. 2008. №3. – С. 50-52. – 0,2 п.л.

б) опубликованные в российских, региональных периодических изданиях,журналах, сборниках материалов научно-практических конференций:

2. Журбенко, Е.Ю. К проблеме развития художественно-творческих способностей будущих педагогов художественного профиля / Е.Ю. Журбенко // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности : сборник статей и материалов научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования. – Самара : СамГПУ, 2003. – C. 378-383. – 0,3 п.л.

3. Журбенко, Е.Ю. Воспитательная система колледжа как способ стимулирования саморазвития личности будущего педагога искусства / Е.Ю. Журбенко // Дополнительное художественное образование детей: опыт и проблемы : материалы региональной научно-практической конференции. – Ульяновск : УИПКПРО, 2004. – С. 17-20. – 0,1 п.л.

4. Журбенко, Е.Ю. К проблеме профессионального отбора в учебные заведения художественного профиля / Е.Ю. Журбенко// Художественное образование детей и подростков: проблемы и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. – Ульяновск : УИПКПРО, 2004. С. 30-32. – 0,1 п.л.

5. Журбенко, Е.Ю. Роль воспитательных технологий в профессионально-личностном становлении специалиста дополнительного образования художественного профиля / Е.Ю. Журбенко // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности : материалы региональной научно-практической конференции. – Самара : СамГПУ, 2004. – С. 92-95.- 0,2 п.л.

6. Журбенко, Е.Ю. Опыт и проблемы подготовки педагога художественного профиля / Е.Ю. Журбенко // Человек в культуре России : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск : УИПКПРО, 2004. – С. 71-72. – 0,1 п.л.

7. Журбенко, Е.Ю. Система деятельности Ульяновского музыкально-педагогического колледжа как средство всестороннего развития студентов / Е.Ю. Журбенко // Д.Б. Кабалевский – педагог, композитор, общественный деятель XX века : материалы открытой городской научно-практической конференции (4 декабря 2004 г.). – Самара : СИПКРО, 2005. – С. 54-60. – 0,3 п.л.

8. Журбенко, Е.Ю. Современные концепции художественного образования и развитие личности ребенка / Е.Ю. Журбенко // Человеческое и творческое наследие Д.Б. Кабалевского и современные проблемы художественного образования : материалы региональной научно-практической конференции. – Ульяновск : УМПК №2, 2005. – С. 10-13. – 0,1 п.л.

9. Журбенко, Е.Ю. К проблеме музыкально-педагогической подготовки кадров в системе художественно-эстетического образования / Е.Ю. Журбенко, Т.Н. Казанцева // Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования : материалы региональной научно-практической конференции. – Ульяновск : УИП КПРО, 2005. – С. 16-19 (авторский текст – 0,1 п.л.).

10. Журбенко, Е.Ю. К проблеме подготовки кадров в системе профильного художественного образования / Е.Ю. Журбенко // Воспитание и развитие личности учащегося : сборник материалов I-й Российской с международным участием научно-практической конференции. Г. Кемерово, 2005 г. – Кемерово : КГПУ, 2005. – С. 51-52. – 0,1 п.л.

11. Журбенко, Е.Ю. Подготовка педагогов дополнительного образования в условиях колледжа / Е.Ю. Журбенко // Проблемы и перспективы развития художественного профессионального педагогического образования : материалы Юбилейной межвузовской научно-практической конференции с международным участием (24 ноября 2005 г.). – Самара : СГПУ, 2006. – С. 203-209. – 0,3 п.л.

12. Журбенко, Е.Ю. Художественное развитие личности ребенка как педагогическая проблема / Е.Ю. Журбенко // Молодежь и искусство : статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (24 октября 2006 г.). – Самара : СГАУ, 2006. – С. 87-94. – 0,3 п.л.

13. Журбенко, Е.Ю. Формирование системы контроля качества в подготовке специалистов / Е.Ю. Журбенко, Т.Н. Казанцева // Управление качеством профессионального образования : сборник статей / под ред. Л.Б. Набатовой. – Ульяновск : УИПКПРО, 2006. – С. 80-83 (авторский текст – 0,1 п.л.).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст