Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами музыки (По у

Министерство Образования и по делам молодежи РК.

Петрозаводский социально-педагогический колледж.

Реферат

Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами музыки

(По учебной дисциплине музыкальная терапия)

Выполнила: Кочнова Т.А.

студентка ПСПК,

31 группы,

Преподаватель: Симонова Т.А.

Петрозаводск

2003г.

Содержание

Введение

1.Значимость музыки на развитие ребенка

2.Формирование эмоциональной сферы ребенка

средствами музыки

3.Заключение

4.Список литературы

Введение.

Значение музыки в современном мире как никогда велико, влияние ее на общественное сознание очевидно. Основная функция музыки, ее социальное предназначение- эстетически воспитывать, просвещать людей, приобщать их к высокой культуре. Назначение детского музыкального образования состоит в привитии учащемуся любви к прекрасному, воспитании эстетического чувства, обучении навыкам музыцирования на одном из музыкальных инструментов.

Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порою более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт индивида со средой, если у ребенка присутствуют выражения трудности в общении со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится в постоянном “диссонансе” с социумом. Осваивая игру на простых музыкальных инструментах, ребенок учится общаться со сверстниками в процессе совместного музыцирования и получать удовольствие от общения. Это позволяет успешно использовать как в лечебной, так и в педагогической деятельности в качестве одного из перспективных воспитательных методов музыкотерапию. Этот термин имеет Греко-латинское происхождение и в переводе означает лечение музыкой. История музыкотерапии насчитывает много веков. Широко применяемой в Древней Греции и Риме, в 3 тысячелетии до н.э. , где с помощью музыки лечили душевнобольных, катая их в лодках по Нилу и успокаивая при этом игрой на музыкальных инструментах.

1.Значимость музыки на развитие ребенка.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыку, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психологическое состояние. В теории эстетики это называют эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различные эмоции, одна из которых бывает глубже, ярче, вызывает соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.п. Переживания производится индивидуально для каждого ребенка и могут иметь различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Эстетические переживания и эмоции- основа эстетического восприятия. Эстетические переживания объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое положительное отношение к музыке, признание ее красоты, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. В процессе целенаправленного воспитания обогащаются знания детей о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии.

Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления тесно связаны с внутренними переживаниями. Музыка не всегда может вызвать эмоциональные реакции ребенка. Важно, чтобы содержание музыки( чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик, тогда и возникает интерес к ней. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Музыка оказывает целительное воздействие на человека. Музыкальные звуки не только лечат, но способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, а также в буквальном смысле строят клетки тела. Музыкальные звуки влияют на чувства человека, его эмоции, психику. Музыкальные звуки заставляют ответным образом вибрировать человеческие эмоции, отвечая на звуковые колебания. Это происходит за счет того, что музыкальные вибрации- это всегда некие закодированные эмоции. Слушая музыку, человек как бы расходует эти эмоции, которые испытывал композитор при создании музыкального произведения.

Таким же образом музыка может воздействовать на еще не родившегося ребенка- плод в утробе матери- и особым образом формировать его.

На растущий и формирующийся плод сначала со всех сторон начинают воздействовать звуки, только звуки и ничего больше. Крохотный зародыш воспринимает свою жизнь через работу материнских органов, он улавливает жизнь ее легких, желудка, слышит ритмичный и громкий стук ее сердца.

Для будущего ребенка самый нужный музыкальный инструмент- это собственный голос матери. Голос матери самый хороший, самый совершенный для ее ребенка. Вибрации материнского голоса- первые реальные вибрации, которые плод воспринимает. Звуки музыки, как и любой другой акустический сигнал, проходит сложнейшую обработку в центральной нервной системе и воздействует тем самым на психо- эмоциональную сферу человека.

2.Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами музыки.

Эмоции( фр. emotion, от лат. emoveo- потрясаю, волную) – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизни-деятельности. Выделяется 10 фундаментальных эмоций, это:

1.Интерес – волнение

2.Радость

3.Удивление

4.Горе – страдание

5.Гнев

6.Отвращение

7.Презрение

8.Страх

9.Стыд

10.Вина

Негативные явления, характерные для наших дней, бесспорно являются стрессовыми для современного человека. Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и , как следствие, сопровождаются напряженностью, эмоциональными всплесками и перегрузками. Особенно беззащитны и уязвимы в этих ситуациях дети.

По статическим данным, каждый второй ребенок в возрасте до 10 лет страдает каким- либо психоневрологическим или соматическим заболеванием. Катастрофически растет число эмоционально- дезадаптированных детей, характерной особенностью которых является неспособность вступать в открытые доверительные контакты, что негативным образом отражается на формировании ‘Я- концепции’ и жизненной позиции в будущем.

Процесс становления личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием его эмоциональной сферы. Поэтому овладение приемами и способами эмоциональной саморегуляции является важнейшим компонентом для полноценного развития учащихся в современном образовательном процессе. В условиях начального образования учитель располагает большими возможностями, чтобы целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.

Целесообразно обратиться к разработанным арттерапевтическим методам и приемам, которые можно использовать в процессе преподавания предметов искусства. Среди них можно выделить такие:

эстетотерапия(основана на воздействии художественной формы и эстетических чувств, включает в себя изотерапию и музыкотерапию)

этнотерапия( состоит в том, чтобы средствами народного искусства, обрядов и традиций погружать детей в культурные архетипы). Способствует самораскрытию и самоутверждению учащихся.

имаготерапия( лечение образом). Основные формы работы в технике имаготерапии- импровизированная инсценировка, индивидуальный или групповой ‘театр для себя’ и др.

В основе представленных методов и приемов- творческое самовыражение. Творчество выступает как творение своего личностного переживания, а значит, и бесконечное творение себя самого.

Художественно- эстетическая деятельность может быть осуществлена в следующих видах:

-музыкальное моделирование;

-цветовое моделирование;

-графическое моделирование;

-пластическое моделирование;

-вербальное моделирование.

Реализация данного направления на уроках позволит младшему школьнику эмоционально откликнуться, прочувствовать, понять художественный образ произведения искусства с учетом индивидуальных психофизических возможностей личностного восприятия.

Рассмотрим возможности такого подхода на примере задания ‘образы Я’ , использует различные виды искусства: музыку, изо, пантомимику, графику, литературу- которую можно рекомендовать как вводное в процессе гармонизации эмоциональной сферы детей на уроках искусства.

Рассмотрим процесс музыкального моделирования. Он происходит на основе эмоционально- семантического метода ‘Слышу- чувствую- говорю’

Сначала детям предлагается прослушать музыкальное произведение. Для активизации слуховых ощущений учащиеся могут закрыть глаза. Дается установка:”увидеть”, представить музыкальный образ. После прослушивания музыки ребята дают краткую характеристику словами- ассоциациями, словами— настроениями, словами- образами.

Затем музыкальное произведение прослушивается еще раз. Дается установка: ‘зарисовать увиденное’, составить рассказ по следующему алгоритму: образ- гипотеза(что выражает музыка?), настроение(как передается?)

Использование в процессе муз. моделирования словаря эстетических эмоций позволит младшему школьнику свободно выражать свои эмоции, которые откликнулись в его душе при прослушивании музыкального произведения.

Интересные ответы были представлены третьеклассниками после прослушивания произведения Э. Грига “Утро”. Эта музыка о моей маме. Она такая же нежная и ласковая. Она рядом, и мне спокойно . Введение в современный образовательный процесс музыкального, графического, пластического и вербального моделирования формирует образно- эмоциональный опыт детей, позволяет выявить духовную индивидуальность каждого учащегося, эффективно использовать потенциал искусства в проф — ке негативных явлений в эмоциональной сфере учащихся.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром.

Заключение

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию.

Таким образом музыкальное воспитание способствует:

1.Развитию эмоций

2.Развитию речи

3.Развитию движений

4.Обогощению самостоятельной игры и деятельности детей.

Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления радостной активности: внимание, заинтересованность, улыбку, игровые действия. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально- эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

4.Список литературы.

1.Т.В.Чильниева “Спутник учителя музыки”, М.,1993г.

2.Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке?”, М., 1989г.

3.Искусство в школе, 1997г., №1

4.Искусство в школе, 2003г., №1

5.Дошкольное воспитание, 1994г., №2,6,11

6.Н.А.Ветлушна «Музыкальное воспитание в детском саду», М.,1981г.

7.О.П.Рыданова «Музыкальное воспитание дошкольников», М., 1994г.

8.Т.С.Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста», М., 1967г.