Формирование досуговых потребностей подростков из семей социальн

На правах рукописи

ЗАИКИНА Ольга Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2013Работа выполнена на кафедре социальной работы и психолого-педагогических наук в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Лабейкин Александр Алексеевич

Официальные оппоненты: Григорьева Елена Ивановна

доктор культурологии,

кандидат педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный

Университет им. Г.Р. Державина»,

профессор кафедры

социально-культурной деятельности

Бахчиева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Префектура Юго-Восточного

административного округа г. Москвы,

начальник управления социального развития

Ведущая организация: ФГАОУ  ВПО  «Балтийский  федеральный   университет  им. И.Канта»

Защита состоится «03» июля 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Автореферат разослан «31» мая 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент

Геворгян Н.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. В настоящее время продолжают нарастать тенденции кризиса семьи, разбалансированности семейного пространства и увеличение доли семей социального риска. К данной категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего многодетные семьи, неполные, семьи с одним из родителей, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи военнослужащих срочной службы, семьи безработных, малообеспеченные семьи, семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями и т.д. В работе с подростками из таких семей должна учитывается специфика возраста. Подростковый возраст характеризуется наличием разнонаправленных тенденций в социальном поведении, потребностью в самоутверждении, развитием волевых черт характера, возникновением новых потребностей и увлечений (интеллектуально-эстетических, накопительных, эксцентрических, телесно-мануальных, информативно-коммуникативных). Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Выявленные особенности предъявляют новые требования к работе с подростками из семей социального риска.

В подростковом возрасте формирование досуговых потребностей особенно актуально, так как в процессе свободного выбора личностью досуговых занятий происходит реализация интересов, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением. В процессе формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска необходимо учитывать, что содержание досуга определяется образом жизни семьи, культурным уровнем, ценностными установками, спецификой отношений, предпочтениями тех или иных видов досуговой деятельности.

Социально-культурное проектирование осуществляется с учетом социально-культурного контекста рассматриваемой проблемы, в котором взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. В процессе разработки проектов и программ культурно-досуговой направленности для подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения, важно учитывать условия и обстоятельства, в которых функционирует личность, социальная группа, а также систему ценностных ориентаций, окружение и отношения с другими людьми. Как правило, здесь кроется проблема, отражающая реальное взаимодействие субъекта и его окружения, с одной стороны, и требования, предъявляемые социальными институтами к личности, с другой стороны. Становится очевидным, что в учреждениях социальной защиты населения необходимо создавать условия для эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

В качестве стратегических целей культурной политики Правительства РФ определены: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения. Об этом свидетельствуют принятые нормативно-правовые документы: «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), статьей 29 Федерального закона № 199 были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения и уточнения полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения в сфере культуры. Впервые в полномочиях местных органов власти отдельной строкой законодательно отражена ответственность за создание условий для… организации досуга населения. В выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» подчёркнута направленность политики государства на современном этапе и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его культурных и образовательных потребностей.

Степень разработанности проблемы. Содержательный анализ научной литературы показал, что существуют публикации ученых по проблеме исследования, в которых освещаются некоторые ее фрагменты: педагогические условия организации социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха (Н.В. Апажихова, Е.А. Леванова, А.А. Реан), развитие социального творчества студенческой молодёжи в сфере досуга на основе проектных технологий (О.Н. Белинская) и др.

Проблема социального проектирования затронута в работах: В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Н.М. Найбороденко, В.Г. Плышевского, В.М. Сафроновой. Среди зарубежных можно отметить Дж. Бернала, Н. Винера, Ф. Полака, А. Тоффлера и др.

Вопросы социальной защиты личности рассматриваются в трудах С.И. Холостовой, А.С. Сорвиной, И.Г. Зайнышева, В.И. Жукова, П.Д. Павленко, М.П. Гурьянова, В.В. Колкова, Е.И. Комарова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова и др.

Социально-культурные аспекты в работе с различными категориями населения освещены в работах: Н.В. Апажиховой, Е.И. Григорьевой, М.Н. Гусловой, С.С. Зотова, И.П. Клемантович, В.В. Леденёва, С.Ю. Сенатор, А.Б. Серых, Э.И. Сокольниковой, К.О. Хвостунова и др.

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей целостного и гармоничного развития личности, разрабатываемых кафедрой педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств (Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко и др.); на основе концепций социально-культурного воспитания подрастающего поколения (А.Я. Айзенберг, А.И. Арнольдов, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.).

Социально-культурная деятельность, как подсистема общей системы социализации личности, рассматривается в трудах Т.П. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, В.М. Чижикова.

Большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности внесли: А.Д. Жарков, Л.И. Жаркова, Ю.Д Красильников, А.А. Лабейкин, Н.Ф. Максютин, Е.Ф. Новаторов, Н.А Паршиков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Н.Н. Ярошенко.

Однако, несмотря на значительный научный интерес к данной проблеме, такой аспект как формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования не нашёл достаточного отражения в научных исследованиях.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил выявить противоречия между:

— требованиями, которые предъявляются к формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска и недостаточно эффективном социально-культурным проектированием;

— огромным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности, и эффективностью деятельности учреждений социальной защиты населения в создании единого социально-культурного пространства развития личности и формировании досуговых потребностей подростков из семей социального риска;

— наличием отдельных практических разработок в области социально-культурного проектирования с подростками из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения и недостаточным научным обоснованием организационно-педагогических условий данного процесса.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы педагогические условия формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Цель исследования – теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

Объект исследования – воспитание подростков из семей социального риска.

Предмет исследования – процесс формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

В основу исследования положена гипотеза: формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения будет осуществляться эффективнее, если:

— учтена специфика досуговых потребностей подростков, с учётом, как возрастных особенностей, так и контекста семейной обстановки (категории семьи социального риска);

— организация и содержание социально-культурной деятельности с подростками из семей социального риска осуществляется в соответствии с разработанной моделью;

— формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска будет обеспечено проектом организации социально-культурной деятельности в учреждениях данного типа;

— специалисты будут подготовлены (обучены) к формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность и специфику формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

2.Разработать модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

3. Реализовать проект, направленный на организацию социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

4. Обосновать педагогические условия эффективного формирования досуговых потребностей детей из семей социального риска.

Методологической основой исследования явились социокультурный подход к анализу общественного развития, разрабатываемый В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой; коммуникативно-перцептивный, активно-деятельностный, структурно-функциональный, ценностно-ориентированный подходы, сторонниками которого являются А.Д. Жарков, Л.И. Жаркова, А.А. Лабейкин и др.; учение о деятельностном подходе А.Н. Леонтьева; философское учение о единстве человека и общества, о ведущей роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского); учение о деятельности и общении (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, М.С. Коган, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, Ю.А. Стрельцов, и др.). Опора на комплексный подход, сторонниками которых являются Т.П. Киселёва, Ю.Д. Красильников и др. позволяет уточнить условия эффективного формирования досуговых потребностей подростков в учреждениях социальной защиты населения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, метод формализованного анализа, анкетирование, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных экспериментальной работы, изучение нормативных и программно-методических документов, обобщение, сравнение, метод теоретического моделирования, анализ результатов творческой деятельности субъектов социально-культурной деятельности (клиентов учреждений социальной защиты населения).

Базами исследования явились: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» и учреждения социальной защиты населения г. Орла и Орловской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) разрабатывались теоретические основы исследования, были определены сущность и специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

На втором этапе (2008-2010 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент. Была разработана модель формирования досуговых потребностей подростков в учреждениях социальной защиты населения на основе комплексного подхода. Осуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов на этапе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2011-2013 гг.) уточнялись теоретические положения исследования, проводилась аналитическая обработка полученных результатов, их систематизация. Завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнены понятие и сущность досуговых потребностей как интереса к деятельности и желание её осуществлять; показана специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения;

— разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения;

— разработаны критерии, позволяющие оценить эффективность формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения по: критерию знаний (расширение знаний в области культурно-досуговой деятельности), динамики потребностей (изменения в формировании досуговых потребностей подростков), деятельности (организация собственной культурно-досуговой деятельности);

— конкретизированы принципы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска: системности (взаимосвязь направлений социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения), управляемости (реализация культурно-досуговых проектов и программ и их коррекция в ходе реализации), воспроизводимости (применение опыта проектирования в других учреждениях социальной защиты населения), взаимозаменяемости (применение форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с направлениями деятельности учреждения);

уточнены педагогические условия эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска;

— разработан и реализован проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска», способствующий осмыслению педагогического потенциала социально-культурной деятельности в формировании досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы расширяют теоретическую базу социально-культурной деятельности за счёт раскрытия сущности и специфики формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Разработанный критериальный аппарат позволяет оценить эффективность формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Предлагаемый комплекс организационно-педагогических условий призван обеспечить эффективность процесса формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Полученные теоретические результаты и предлагаемая модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке проектов и программ социально-культурной деятельности в различных учреждениях социальной защиты населения.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования данные позволяют эффективнее осуществлять формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Разработан и внедрён проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска».

Научные результаты диссертационного исследования используются при чтении лекций в ФГБОУ ВПО «Орловском государственном институте искусств и культуры» в рамках курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе».

Результаты исследования могут служить основой для применения различных форм и видов социально-культурной деятельности на базе учреждений социальной защиты населения.

Научные результаты отражены в спецкурсе для специалистов учреждений социальной защиты населения «Основы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения».

Рекомендации позволят совершенствовать процесса формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; согласованностью выводов и положений теоретического и экспериментального исследований; масштабностью опытной работы в различных учреждениях социальной защиты населения; актами о внедрении результатов диссертационного исследования в экспериментальных объектах г. Орла, апробированием результатов на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений:

а) выступления перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах, семинаров для специалистов учреждений социальной защиты населения (21 апреля 2011 г., г. Орёл). В том числе на международных конференциях: «Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (5-6 апреля 2007г., г. Орёл), «Достижения учёных 21 века» (30-31 июля 2007г., г. Тамбов), «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» (7-8 февраля 2008г., г. Орёл), «Российская культура глазами молодых учёных» (14 декабря 2007г., г. Санкт-Петербург), «Культурная политика в условиях модернизации Российского общества» (20-21 ноября 2008г., г. Москва), «Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве» (1-5 марта 2012г., г. Орёл) и др.

б) внедрение проекта организации социально-культурной деятельности с детьми из семей социального риска по формированию досуговых потребностей в учреждения социальной защиты населения;

в) использование результатов исследования в спецкурсе «Основы социально-культурного проектирования» для специалистов учреждений социальной защиты населения;

г) использование результатов исследования в процессе преподавания учебной дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» в ФГБОУ ВПО «Орловском государственном институте искусств и культуры», в рамках работы в научной студенческой лаборатории «Проектирование социальных технологий»;

Результаты диссертационного исследования отражены в 12 научных публикациях автора, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования досуговых потребностей подростков определяется особенностями возраста и семейной обстановки, образом жизни, образовательным и культурным уровнем семьи. Специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска заключается в организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, включения подростков в культурно-досуговую деятельность, расширении знаний в области культурно-досуговой деятельности, изменении досуговых потребностей и стремления организовать собственную досуговую деятельность. Направлениями деятельности учреждений социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска выступают: методическое направление, социально-психологическое направление, координационное направление и культурно-досуговое направление.

2. Модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения направлена на описание педагогических условий эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования; предусматривает реализацию функций социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения, принципов организации социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения, форм культурно-досуговой деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения.

3. Реализованный проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска» экспериментально доказывает эффективность социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения: повышается уровень досуговых потребностей, подростками приобретаются знания в области культурно-досуговой деятельности, систематичности досуговой занятости, вариативности видов культурно-досуговой деятельности, включённости в различные виды культурно-досуговой деятельности.

4. Комплекс педагогических условий эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений исследования. Исследование является результатом научно-педагогической работы автора в системе образования.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, освещается степень её разработанности, охарактеризованы цель, задачи исследования, определены объект, предмет, методы и этапы реализации, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования» дана оценка современного состояния проблемы, раскрыты сущностные характеристики формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Под досуговыми потребностями мы понимаем процесс свободного выбора личностью досуговых занятий. На основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы описаны особенности социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения; отражается сущность и специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения; содержатся критерии эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования. Проанализирована взаимосвязь функций, принципов, форм и методов социально-культурной деятельности с функциями, принципами и формами деятельности учреждений социальной защиты населения. Отмечается, что у специалистов социально-культурной сферы и специалистов учреждений социальной защиты населения есть как общие, так и особенные функции. Среди специфических функций учреждений социальной защиты населения обозначенных нами можно выделить правозащитную, социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, диагностическую. Нами было отмечено, что особенными функциями для социально-культурной деятельности являются рекреационная, гедонистическая, информационно-просветительная, практическая, эстетическая и творческая. Все рассмотренные нами функции тесно взаимосвязаны друг с другом и находят отражение в социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения. Анализ деятельности учреждений социальной защиты населения позволил учесть взаимосвязь принципов социальной работы с принципами социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность осуществляется в различных учреждениях социальной защиты населения Центрального федерального округа РФ. В настоящее время интенсивно развиваются разнообразные формы сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования.

Проблему эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения нельзя рассматривать в отрыве от проблемы создания единого социально-культурного пространства развития личности. Нами описаны критерии эффективного формирования досуговых потребностей подростков в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования: критерий знаний (расширение знаний в области социально-культурной деятельности); критерий динамики потребностей (изменения в формировании досуговых потребностей детей); критерий деятельности (организация собственной культурно-досуговой деятельности).

Нами конкретизированы принципы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска: системности (взаимосвязь направлений социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения); управляемости (реализация проектов и программ социально-культурной деятельности и их коррекция в ходе реализации); воспроизводимости (применение опыта проектирования в других учреждениях социальной защиты населения); взаимозаменяемости (применение форм социально-культурной деятельности в соответствии с направлениями деятельности).

В контексте данного исследования социально-культурное проектирование в учреждениях социальной защиты населения позволило не только приобщить подростков к культуре, снизить влияние стихийных факторов, но и дало возможность создать социально-культурную среду развития личности. Для этого было осуществлено воздействие на подростков с помощью социально-культурных средств, методов и форм работы. Социально-культурная среда позволила обеспечить культурно-досуговые условия развития личности. На индивидуальном уровне показателями эффективности является потребность участия в различных мероприятиях культурно-досуговой деятельности, предпочтение определенного вида деятельности, направленность, глубина, широта и устойчивость интересов, активность, стремление к самоутверждению, адекватное изменение в сознании, поступках и действиях, мотивах поведения.

Организационно-педагогическими условиями эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения являются: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности с подростками по формированию досуговых потребностей в учреждениях социальной защиты населения.

Нами разработана модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования, которая представлена как система взаимосвязанных элементов и включает принципы, функции, формы, направления деятельности учреждения, критерии и показатели сформированности досуговых потребностей подростков и результат деятельности (Схема 1).

Схема 1. Модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования

Целевой блок

Социальный заказ: организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

Цель:

Описание организационно-педагогических условий эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования

Задачи:

раскрыть мотивационные, психолого-педагогические и методические условия формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования;

Создание единого социально-культурного пространства развития подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Организационный блок

Функции социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения

Принципы организации социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения

Формы культурно-досуговой деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения

-информационно-просветительная;

-практическая;

-социально-педагогическая;

-воспитательно-развивающая;

-коммуникативная;

-предупредительно-профилактическая;

-исследовательская;

-рекреационная;

-нравственно-гуманистическая;

-эстетическая и творческая.

-связь с жизнью;

-соблюдение интересов ребёнка;

-приоритета общечеловеческих ценностей;

-анализ индивидуального жизненного пути ребёнка;

-системности;

-дифференцированного подхода;

-гуманизации;

-уважения личности ребёнка;

-доступности;

-последовательности;

-учёта индивидуального уровня воспитанности;

-принцип меры;

-оригинальности и новизны воздействий;

-единства рекреации и познания.

-интеллектуальные игры;

-конкурсы;

-конкурсно-игровые программы;

-театрализованные представления;

-праздники (светские, религиозные);

-спортивные соревнования, праздники, игры;

-Музыкальные игры, музыкальные гостиные;

-конкурсы детских рисунков;

-выставки прикладного творчества;

-Кружки и клубы социально-бытового назначения;

-тематические выставки;

-встречи с интересными людьми

-экскурсии;

-арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, и т.д.

Условия формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования

мотивационные

психолого-педагогические

методические

Содержательный блок

Направления социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения

межведомственное взаимодействие

организация культурно-досуговой деятельности с подростками

профессионально-образовательное

социально-психологическое

координационное

Диагностико-результативный блок

Критерии эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования

критерий знаний

критерий динамики потребностей

критерий деятельности

показатели

расширение знаний в области культурно-досуговой деятельности

изменения в культурно-досуговых потребностях подростков

организация собственной культурно-досуговой деятельности

Уровни досуговых потребностей

низкий

средний

высокий

Принципы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска

системности (взаимосвязь всех компонентов СКД)

управляемости (реализация проектов и программ, коррекция в ходе реализации)

воспроизводимости (применение в других учреждениях)

взаимозаменяемости (взаимодополняемость форм социально-культурной деятельности)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст