Фокина Елена Владимировна

Фокина Елена Владимировна

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г.Новокузнецк

Формирование музыкального слуха как основы музыкального мышления

Введение

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики, как отмечают музыканты-исследователи, — это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его интенсивному развитию.

Музыкальный слух, как и любая способность, — сложное образование, в котором взаимодействуют природные качества индивидуума и общественный компонент. Способность эта проявляется и эффективно развивается лишь в такой деятельности, которая необходимо требует ее участия, и в которой приобретаются соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо иметь в виду, что способности не равняются знаниям, умениям и навыкам, но питаются ими и, развиваясь, в свою очередь открывают возможности для приобретения новых знаний, для совершенствования умений и навыков.

Цель работы заключается в том, чтобы найти необходимые условия для воспитания и обогащения слуховых представлений.

Музыкальный слух передает психике и воссоздает в ней не только акустическую картину произведения. Посредством слуховой дифференциации и с помощью способности чувствовать эмоциональную выразительность воспринимаемой музыки слух добывает звуковую информацию, а она в свою очередь обрабатывается музыкальным мышлением, при котором слушатель оперирует слуховыми представлениями.

Отсюда — задачи «учить бесконечному вслушиванию в музыку» (К.Н. Игумнов), «воспитывать думающий слух» (Ф.М. Блуменфельд).

Как любое сложное явление, музыкальный слух обладает и сложной структурой, включает в себя множество компонентов, направленных на восприятие различных сторон музыки (звуковысотной и ритмической, динамической и тембровой…). Отсюда — различные виды музыкального слуха. В педагогической и исполнительской практике принято деление на виды музыкального слуха в зависимости от его объектов: мелодический, гармонический, полифонический, а также чрезвычайно важный тембродинамический слух. Говоря о внутреннеслуховых представлениях музыканта, следует отметить чрезвычайно важное обстоятельство — то, что они не только слуховые, но и двигательные. Поэтому с самого начала обучения педагог должен заботиться о формировании прочных слухо-двигательных связей, при которых слух воспитывает руку исполнителя, и она становится «слышащей рукой», а игровые ощущения, связываясь со слышимым результатом, делают руку компонентом слуха.

Мелодический слух

Понятие мелодического слуха часто сводят к чистоте интонирования, точности восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений. Но оно более емко и многогранно. Как категория художественного порядка мелодический слух — это способность полно и убедительно раскрыть (в восприятии и исполнении) эмоционально-психологическую сущность одноголосно изложенной музыкальной мысли.

Способность мелодического слышания имеет первостепенное значение в педагогике. Развитие ее в учебном процессе идет по двум руслам.

1. Работа над музыкальной интонацией как над словами-понятиями в речи. Осознание интонации как горизонтальной частицы музыки, проникновение в ее экспрессивно-психологическую суть и адекватное воспроизведение ее — путь развития не только слуха, но и исполнительского мастерства. Не должно быть безразлично, на какой интервал шагает мелодия — близкий или далекий, консонанс или диссонанс и т. д., — иначе не почувствуешь выразительности мелодии.

2. Другое направление работы — восприятие и воспроизведение мелодического целого. Эта работа воспитывает «горизонтальный слух» — способность проникать слухом далеко вперед, ощущать любой звуковой миг в его взаимосвязи с предыдущим и последующим, объединять их «арками» — близкими и далекими.

К формированию горизонтального слышания направлены различные методы работы. Наиболее целесообразный путь (по Курту) — окинув взглядом большое протяжение мелодии, внутренним слухом представить ее целостное звучание и исполнительски наметить связи на большие расстояния, «организовать крупные волны движения».

Но главное — работа над фразами и их объединением, в которой часто возможны и желательны аналогии с синтаксисом речи.

Таким образом, прокладывается путь от интонации к фразе, их объединению между собой, к формированию мелодического целого и, наконец, к охвату формы произведения.

Гармонический слух

В широком смысле гармонический слух — это способность слышать, понимать художественно-выразительный смысл, наслаждаться многоголосием в музыкальном произведении. Но так как многоголосные склады — гомофонно-гармонический и полифонический — существенно различаются между собой, то мы разделяем и способности их слышания.

Развитый гармонический слух — более высокий этап музыкально-слуховой эволюции, поэтому эта способность в своем развитии может сильно отставать от мелодического слуха.

Аккордовая вертикаль в многоголосии воспринимается по-разному. Тембровые качества созвучий связаны с непосредственным ощущением тембровых свойств инструмента, его регистра и с восприятием «массы» звучания, его «плотности или прозрачности», которое зависит от числа звуков, их интервалики и расположения в музыкальном пространстве. Для определения фонических качеств гармонии надо дать себе отчет в звуковом содержании аккорда — мысленно разложить его на «слагаемые» и представить себе его звуки и интервалы. Все эти компоненты слухового представления и восприятия имеют опору в жизненном опыте, «подключают» к работе голосовой аппарат, мышечные ощущения, двигательно-пространственные представления.

Целесообразные методы работы:

Медленное проигрывание произведения, сопровождаемое напряженным вслушиванием во все гармонические модификации, смены гармонических структур;

попутный гармонический анализ, который дает возможность осознания логики модуляций, чередования тональностей, закономерностей гармонического движения, гармонической структуры.

Но главное — каждая вертикаль, каждая последовательность аккордов — это не абстрактная гармоническая данность, а выразитель образно-поэтического смысла. Поэтому необходима эмоциональная, чувственная реакция на красочные функции. Значит, нужна и постоянная педагогическая установка на выявление экспрессивной сущности и образного смысла гармоний и гармонического движения.

Более того, гармонический язык непрерывно развивается. Появляются сложные гармонические комплексы, полифункциональность, политональность, полиладовость. Все это требует постоянного обогащения слухового опыта, «собственноручного» ознакомления с новой музыкой, включения в работу теоретических сведений, расширения музыкальных знаний, стимулирования музыкальных интересов.

Тембродинамический слух

Тембр и динамика — важнейшие и сильнодействующие средства выразительности.

Динамика дает возможность разнообразных сопоставлений звучания по горизонтали и вертикали, передает характер развития. Значительна ее роль в формировании фразы, подчеркивании гармонического начала, усилении метрики, заострении ритма. Через сопоставление кульминаций и «обозначение» границ фраз и более крупных разделов она дает возможность организации формы произведения. Особенно велико ее эмоциональное воздействие — нагнетание напряженности, драматизма, передача конфликтов или уход от них — вплоть до растворения и покоя. Велика роль динамики и в создании музыкального пространства. Но здесь к этим процессам подключается и тембр.

Тембр служит в первую очередь выявлению красочности в музыке. Под пальцами музыканта могут рождаться звуки теплые или холодные, мягкие или острые, светлые или темные и т. д. — разнообразие красок может быть беспредельным. Решающая роль в такой работе принадлежит, естественно, внутреннеслуховым представлениям, воображению, фантазии и музыкальному и общехудожественному опыту.

Включению этих способностей в исполнительский и учебный процесс способствуют разные методы работы — не только «показ» педагога, но и его словесные характеристики: яркая метафора, образное сравнение, аналогии с другими видами искусства и особенно с живописью.

Таким образом, требуя от музыканта-исполнителя разнообразных и высокоразвитых навыков и умений, работа над тембром и динамикой создает и необходимые условия для воспитания способностей их восприятия — для развития тембродинамического слуха, обогащения слуховых представлений, стимулирования эмоциональной реакции на музыку, активизации воображения и фантазии учащихся.

Полифонический слух

Этот вид музыкального слуха как особая способность редко рассматривается в психолого-педагогических разработках проблем музыкального развития. В то же время это понятие, как самостоятельное, широко распространено в обиходе педагогов-практиков.

Ориентируясь на широкую трактовку музыкального слуха, характерную для современной музыкальной педагогики, следует определить полифонический слух как особо сложную, но единую способность, направленную на целостное восприятие специфических свойств полифонической музыки и полифоничности как общего и существенного свойства многоголосия.

Сложность способности в первую очередь объясняется тем, что при восприятии полифонии анализируются и обобщаются раздражители, которые сами являются более сложными, обобщенными комплексами. Поэтому она необходимо включает целый ряд различных способностей, которые сами становятся компонентами полифонического слуха. Это и мелодический слух (так как полифонический комплекс состоит из мелодий), и гармонический слух (так как мелодии соотносятся в вертикали и подчас сплавляются в гармонические комплексы), и тембродинамический слух (так как каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой), чувство ритма (так как он часто различен в сочетающихся линиях). Сюда входят также такие грани музыкального восприятия, которые являются общими для музыкального слуха и характерны для художественной одаренности вообще: определенные свойства памяти, внимания.

В то же время следует подчеркнуть, что все эти компоненты находятся в активном внутреннем взаимодействии и выступают слитно, как целое.

При воспитании мелодического слуха первостепенное значение имеет слышание мелодии как целого: не допуская пунктирного ее восприятия, оно исключает гармоническое понимание отдельно взятых тонов.

Особая трудность восприятия мелодии в полифонической музыке — необходимость выделить ее индивидуальное «лицо» в контексте, и почувствовать ее смысловую и выразительную зависимость от него.

Этому способствуют и специфические особенности гармонического слуха как компонента полифонического. Основным условием такого вертикального контроля в полифоническом ансамбле является то, что воздействие определенного, до известной степени бессознательного гармонического чувства при соединении нескольких голосов не должно становиться основополагающим.

Ряд отличительных особенностей в слышании полифонии приобретает и тембровый слух. Он выступает здесь в первую очередь как ощущение красочного характера не вертикали, а горизонтали. Развиваясь дальше, он превращается в умение «мыслить воображаемыми тембрами» — способность, которая приобретает в полифонии чрезвычайно важную роль: тембровый слух становится главным средством индивидуализации и различения голосов.

Высокоразвитые формы внутреннего слуха ложатся в основу чувства музыкальной формы полифонического произведения. Процесс осмысления полифонической музыки и заключается в том, что в течении ее освоения в сознании создаются не только конкретные образы прослушанных произведений, но и обобщенные представления о полифонических комплексах, о полифонии как специфическом музыкальном складе.

Таким образом, полифонический слух имеет в каждом компоненте и их связях свои отличительные свойства, определяющие и необходимость особого внимания к развитию этих качеств.

Заключение

Подводя итоги рассмотрению музыкального слуха как «стержневой» музыкальной способности, следует подчеркнуть, что формирование музыкального слуха как высокоразвитой профессиональной способности, становится важной частью развивающего обучения в музыкально-исполнительском классе.

Эта работа не только обогащает музыкально-слуховую сферу и совершенствует слуховые способности — она органически связывает развитие этих способностей с формированием широкого круга музыкально-исполнительских умений и навыков, следовательно, повышает общую профессиональную культуру обучающегося музыке. Применяемые при этом методы обучения формируют навыки самостоятельной работы, развивают профессиональное и творческое мышление учащегося. А расширение учебного репертуара за счет произведений современных композиторов не только стимулирует познавательную деятельность и обогащает музыкальный опыт, но и вооружает ученика ценностными критериями, необходимыми для правильной ориентировки в новых и сложных музыкальных явлениях современности.

Список литературы

Как учить играть на рояле. Первые шаги. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006.

Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопр. психологии. — 1980. — №1.

Мясищев В. Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия.— Вып. 1.— Ч.2. — М., 1991.

Каузова А. Г. Полифонический слух и специфические задачи его развития в процессе музыкально-исполнительской подготовки студента// Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. — М., 1982.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947.

PAGE