Физиологическая характеристика ритмической гимнастики по трём ст

На правах рукописи

АРЕПИНА Наталья Юрьевна

Физиологическая характеристика

ритмической гимнастики по трём ступеням физической нагрузки

в учебном процессе вуза

03.03.01 ─ Физиология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата

биологических наук

Тверь 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

на кафедре биомедицины

Научный руководитель: доктор биологических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Рыжов Анатолий Яковлевич

Официальные оппоненты: Кромин Александр Александрович

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой нормальной

физиологии ГБОУ ВПО ТГМА

Полещук Надежда Константиновна

кандидат биологических наук,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры № 7

Академии ВКО им. Г.К. Жукова

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт

медицины труда Российской академии медицинских наук»

Защита состоится « 4 » апреля 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.263.08 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, 70 лит. Б, ауд. 318.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44 а.

Автореферат разослан «____»____________2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат биологических наук, доцент

М.Н. Петушков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Профессиональная деятельность работников умственного труда, к которым можно причислить студенческую молодежь, характеризуется как нервно-напряженная работа, поскольку она креативна, максимально насыщена информационным содержанием, интенсивна и часто выполняется в условиях дефицита времени (Overbeck, Bohm, 1990; Lohman, 1992; Венгерова Н.Н., 1993; Ellis, Eastman, 1994; Виленский М.Я., 1994; Бальсевич В.К., 1995; Heyward, Stolarczyk, 1996; Roche et al., 1996; Белов В.И., 1996; Yasumura et al., 2000; Preedy et al., 2001; Антипенкова И.В., 2002; Heyward, Wagner, 2004; Heymsfield et al., 2005). Состояние здоровья российского студенчества, как один из показателей благополучия любого социума, имеет тенденцию к снижению, а среди поступающих в вуз возрастает количество студентов отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), достигает 30% — 54% (Вериго Л.Н. и др., 2005). Определённую проблему представляет и довольно многочисленная группа студентов, освобождённых от академических занятий физической культурой, но субъективно нуждающихся в специальных оздоровительно-профилактических физкультурных мероприятиях.

В арсенале средств физического воспитания студентов одно из ведущих мест занимает ритмическая гимнастика (РГ) и её разнообразные, широко доступные методы, направленные на сохранение профессионального здоровья и эстетическое воспитание людей, как практически здоровых, так и с различными патологическими отклонениями. (Мойкин Ю.В. и др., 1987, 1994; Навакатикян А.О., 1993; Мс Menamin M., 1994; Красовский В.О., 1999; Казин Э.М и др., 2000; Кураев Г.А., 2001; Белозерова Л.М., 2004; Рыжов А.Я., 2004; Гужова Т.И., 2005; Пенькова И.В., 2005; Величковский Б.Т., 2006). Это, на наш взгляд, особо актуально при переходе университетского образования на новую (секционную) форму физического воспитания, встраиваемую в двухуровневый (бакалавриат – магистратура) процесс обучения студентов.

Цель – дать физиологическую оценку антропометрических данных и системных функций кровообращения в процессе учебных занятий РГ трёх ступеней сложности у студенток 17-20 лет, составивших три медицинских группы: основную, специальную, а также группу освобождённых от физической культуры и занимающихся по профилактической системе «Пилатес».

Задачи: 1) используя методы физиолого-эргономического анализа представить количественную оценку программных средств РГ студенток 1 и 2-й групп, а также специально составленных для студенток 3-й группы;

2) физиологически охарактеризовать особенности изменений ряда антропометрических показателей студенток под влиянием двухгодичных занятий РГ трёх ступеней физической нагрузки;

3) выявить особенности системного артериального давления и ритма сердечных сокращений у испытуемых, занимающихся РГ трёх ступеней физической нагрузки;

4) представить прогностическую интерпретацию результатов исследований в плане перспективы позитивной коррекции системы РГ и функционального состояния организма занимающихся;

5) определить возможности использования в учебном процессе системы «Пилатес» для студентов, по состоянию здоровья освобождённых от основных занятий физической культурой.

Научная новизна. 1. Впервые дана физиолого-эргономическая оценка каждого из дифференцированных по трём ступеням сложности комплексов упражнений РГ, предназначенной для студенток соответствующих медицинских категорий. Представлена в количественном варианте физиологическая характеристика влияния РГ трёх разновидностей на динамику массы тела, антропометрических данных и показателей системных функций кровообращения испытуемых.

2. Впервые представлена прогностическая интерпретация результатов исследований в русле теории функциональных систем (концепция полезного приспособительного результата деятельности) с обоснованием позитивной коррекции морфофункциональных показателей студенток, занимающихся РГ трёх уровней (ступеней) сложности.

Положения, выносимые на защиту. 1. Установлены в целом позитивные тенденции в изменениях изучаемых соматических и вегетативных функций студенток трёх медицинских групп, занимающихся по учебной системе РГ трёх ступеней физической сложности.

2. Физиологическая интерпретация количественных изменений морфо-функциональных показателей испытуемых, в зависимости от времени (стажа) занятий, даёт основание для прогноза как функционального состояния организма занимающихся, так и его позитивной коррекции.

3. Регуляция артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий осуществляется в соответствии с правилом «исходных значений», то есть в зависимости от фонового уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) занимающихся.

4. Выборочная регистрация ритма сердечных сокращений (РС) позволяет уточнить компенсаторные механизмы регуляции сердца испытуемых во время изучаемой нагрузки по характеру взаимоотношений регулируемых параметров.

5. Студентки, освобождённые по медицинским соображениям от академических занятий, занимаясь по специально разработанной системе типа «Пилатес», в состоянии поддерживать и даже повышать (оптимизировать) уровень функционального состояния организма.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация выполнена в русле основных направлений классической физиологии о механизмах адаптации индивида к физическим нагрузкам. Внесён определенный вклад в теоретические положения отдельных сторон учения И.М. Сеченова об активном отдыхе, П.К. Анохина о функциональной системе, В.Н.Черниговского о привыкании в висцеральных системах. Результаты исследований расширяют теоретическую базу современных представлений о научных основах физического воспитания и соответствующих оздоровительно-профилактических концепций.

Прикладной аспект диссертации характеризуется: 1) оптимизацией форм физического воспитания в вузе; 2) использованием результатов исследований в преподавании анатомии и физиологии человека, основ фундаментальной биомедицины и теоретических основ физического воспитания; 3) использованием положений диссертации в связи с модернизацией образовательного стандарта вузов с расширением возможностей перехода на выборочную (секционную) систему физического воспитания с учётом компетенций бакалавриата и магистратуры.

Апробация. Материалы диссертации представлены и доложены на научной конференции студентов и аспирантов. ТвГУ, 2007, на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.), на Региональной научно-практической конференции, посвящённой Дням славянской письменности и культуры. ТвГУ (Тверь, 22 мая 2008 г.), на научно-практической конференции, посвящённой 50-летию ФФК ТвГУ (26 ноября 2010 г.). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах учебно-научной «Лаборатории медико-биологических проблем человека» ТвГУ (2007, 2008, 2009 г.) и в рамках научно-образовательного центра «Оздоровление и оптимизация интеллектуального труда» (НОЦ ООИТ), 2010, 2011 г., а также на научно-практической конференции «Здоровый образ жизни как условие формирования гармонического развития личности». Тверь: РИЦ ТГМА, 2011.

Структура и объём работы. Диссертация выполнена как часть комплексных исследований, поддержанных грантом РГНФ 07-06-57607 а/ц «Оптимизация труда студентов и преподавателей вуза», 2008 г. Она изложена на 150 страницах, включает введение, 4 главы, выводы и приложение. Список литературы представлен 242 источником, из которых 205 на русском и 37 на иностранных языках. Диссертация документирована 32 таблицами и иллюстрирована 30 рисунками. По материалам диссертации опубликовано 13 работ, из которых 3 в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

* * *

Диссертационное исследование соответствует п. 8 «Изучение физиологических механизмов адаптации человека к различным географическим, экологическим, трудовым и социальным условиям» паспорта специальности 03.03.01 – физиология (биологические науки). Оно согласовано с комиссией по биоэтике ТвГУ в плане инструктивной информации исследуемых и их письменного согласия на участие в исследованиях в соответствии с положениями Хельсинкской декларации.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Согласно программе экспериментальных исследований предварительно было проведено ретроспективное (2007-2008 гг.) выкопировывание медицинских карт студенток экономического и юридического факультетов, что составило основу группового отбора испытуемых. Затем, в начале 2009-10 уч. г. проведено третье (проспективное) исследование, позволившее более полно (в течение трёх лет) представить последовательный рост числа студенток, освобождённых от физической культуры (табл.1). В итоге была обоснована необходимость особого внимания к формированию 3-й, экспериментальной группы студенток, официально освобождённых от академических занятий, но изъявивших желание заниматься и получивших врачебный допуск к физическим упражнениям, подобранным адекватно функциональному состоянию организма на основе системы «Пилатес» в адаптированном варианте (c дополнительным регулярным врачебным контролем).

2. В экспериментальном исследовании участвовали 72 студентки ТвГУ 17-20 лет, занимающиеся РГ в плане учебной работы. Формирование групп в расчёте на 2 года занятий осуществлено в соответствии со сложностью нагрузки: 1) основная (N=16, I ступень сложности); 2) СМГ (N=21, II ступень сложности); 3) группа студенток, освобождённых от основной физической нагрузки (N=35, III ступень сложности). Испытуемые 1 и 2-й групп занимались РГ по стандартным программам с дозированными элементами «Шейпинга» и «Стретчинга» 2 раза в неделю по 60 минут. Специально организованная 3-я группа освобождённых, занималась по официальному врачебному разрешению 1 раз в неделю по 40 минут корригирующей РГ, разработанной на основе базовых элементов системы «Пилатес».

3. В основу ступенчатой дифференциации РГ положены количественные эргономические характеристики по категориям тяжести и напряжённости труда (Р 2.2.2006-05), трансформированные в музыкальное акцентирование, интегрирующее гимнастические упражнения и их комбинации в режиме «нон-стоп» с учётом динамики ЧСС, в данном случае как своеобразного маркера эргономических исследований. по категориям тяжести работы. Количественный сравнительный анализ эргономических (двигательных) характеристик РГ осуществлен посредством видеозаписи цифровой кинокамерой Panasonic NV-GS11 GC-S, N 4TSA 17627 с синхронной камеральной электрохронометрией, регистрация ЧСС проведена в процессе занятий при помощи портативного устройства “OMRON 0197”.

4. Сравнительная характеристика ступеней РГ осуществлялась также путём антропометрических исследований соматометрического порядка, включающих измерения каждые 3-4 месяца массы тела испытуемых до занятий, не менее чем через 2 часа после употребления пищи, при помощи напольных весов типа QIE-2003A с точностью до 100 г посредством повторного взвешивания без обуви и одежды. Затем по методике W.S. Snyder (1964) осуществлён анализ влагопотерь в связи с исходной массой тела, а также с учётом окружностей грудной клетки, талии и таза, измеряемых у испытуемых стандартными общепринятыми методами с учётом рекомендаций академика Б.А. Никитюка (1983). Формы взаимосвязи соматометрических данных, а также зависимости их от стажа занятий определены методом корреляции и регрессии.

5. Исследование функций ССС испытуемых включало регистрацию и анализ ЧСС, а также систолического и диастолического АД специальным прибором “OMRON 0197”, а также UA-777 с сетевым адаптером фирмы Эй энд Ди Япония в положении испытуемых сидя до начала занятий не менее чем через 2 часа после употребления пищи каждые 3-4 месяца. При анализе изменений ЧСС и АД мы исходили из того, что специфическая нагрузка в оптимальном пульсовом режиме и некоторое спонтанное её увеличение по мере стажа занятий (в пределах двух учебных лет) должно служить действенным средством повышения резервных возможностей сердца и сосудов у практически здоровых испытуемых и лиц с отклонениями в здоровье (Дзяк В.Н., 1966; Красникова Н., 2010).

Выборочная регистрация РС осуществлялась в положении испытуемых сидя при помощи пульсотахометра О-84 с фотодатчиком и специального преобразующего устройства посредством компьютерной программы «Pulse» (Гречишкин Р.М. и др., 2005). У 6 испытуемых (по 2 из каждой группы), РС регистрировался шестикратно по 250 циклов в процессе всего занятия и по его окончании, критерий данных выборок – близость ЧСС к усреднённым групповым показателям. Выявление особенностей вегетативной регуляции РС и вагосимпатических взаимоотношений, в частности, осуществлено автоматически с помощью математического анализа вариабельности данного процесса, включая показатели полигонального распределения кардиоинтервалов, автокорреляции, фрактальности и частотного спектра (Баевский Р.М., 1979; Цыганова Т.Г., 1996).

6. Математический анализ результатов проведен с использованием фрагментов пакета прикладных статистических программ MS Excel 2003, Statistica 6.0 и «Кардиоспектр».

6.1. Проведено вычисление основных статистических параметров: выборочной средней и её ошибки, доверительных интервалов, стандартного отклонения, дисперсии для малых и больших выборок. Использовались методы анализа динамических рядов, парных и лонгитудинальных корреляций с выявлением линейных и нелинейных регрессионных зависимостей.

6.2. Анализ результатов антропометрических исследований помимо вычисления общепринятых статистических параметров включал стохастический непараметрический метод качественно-количественного анализа различий, предложенный Е.А. Деревянко и др. (1977) и используемый в практике медико-гигиенических исследований (Низяева И.В., 1997). В основе метода подсчёт числа отрицательных и положительных изменений исследуемых показателей с выведением усреднённого коэффициента (Р) по формуле: EMBED Equation.3 , где α — количество неизменившихся показателей; β – количество «улучшений» (в нашем случае со знаком <–>); γ – количество «ухудшений» (со знаком <+>). Ошибка данного коэффициента вычислялась по формуле: EMBED Equation.3 , где N — число проведённых измерений, Р – усреднённый коэффициент изменений в О. Е.

6.3. Математическая обработка РС осуществлялась общепринятыми методами, включающими статистический, автокорреляционный, фрактальный и спектральный анализы с выделением наиболее характерных количественных характеристик данной функции.

* * *

Осуществлен учет цикличности женского организма, в частности, овариально-менструального цикла, в той или иной степени влияющего на работоспособность (Похоленчук Ю.Т. и др., 1987), в связи с чем регистрация исследуемых физиологических параметров осуществлялась в периоды постовуляционный и покоя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При решении первой задачи диссертации по мере предварительного анализа выкопированных 1295 медицинских студенческих карт, подтвердивших последовательный рост числа студенток 3-й группы (табл.1) были с физиолого-эргономических позиций определены формы физического воспитания по трём категориям интенсивности с нашей поправкой на их сложность, обусловленную координационными особенностями РГ. Для этого использовали дифференцированное музыкальное сопровождение занятий и соответствующий подбор комплексов упражнений с учётом условно-рефлекторного воздействия музыки на количество и качество сопровождаемых ею движений (Сурсимова О.Ю., 1999). Зависимость количества движений от числа музыкальных акцентов, по нашим данным, тесна и линейна (r = 0,968; P<0,01) с уравнением регрессии Y=0,40X+91,2, позволяющим прогностически использовать метод «комбинированного сложения» с повторением и последовательной интеграцией упражнений в двигательные комбинации (Лисицкая Т.С., 1988; 1994; Гужова Т.И., 2005) с координационным их усложнением, повышащим тяжесть нагрузки (табл. 2). В нагрузочном максимуме основной группы это составило 140-180 акцентов в минуту, в СМГ – 130-160 и в группе занимающихся по системе «Пилатес» – 70-90 акцентов, максимальные числа интегрированных движений − 208, 156, 98. Пульсовые ускорения в процессе занятий до 159±2,1, 156,3±2,32 и 102,8±1,00 уд/мин проанализированы в качестве эргономических маркеров совокупно с перечисленными показателями физической тяжести и координационной сложности РГ. В результате составленная нами нагрузка определилась как средняя (для основной группы), допустимая (для СМГ), оптимальная для группы «Пилатес». С учетом же дальнейших изменений ЧСС и других физиологических функций данные формы РГ в каждой из трех групп испытуемых в итоге были оценены как типичный физиологический оптимум, позволяющий не только стабилизировать функциональное состояние организма, но и совершенствовать его.

Таблица 1

Результаты медицинских осмотров студенток 1 и 2 курса юридического и экономического факультетов ТвГУ за период 2007-2009 учебных лет

N

Мед. группа

2007г.

2008г.

2009г.

428

415

452

n

% ± m

n

% ± m

n

% ± m

Основная27163,322,9326062,652,9927460,622,95Специальная8219,164,337117,114,476614,64,35Группа освобождённых7517,524,398420,244,3811224,784,08

Принятая нами априори классическая периодизация физической работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление) легла в основу распределения интенсивности нагрузки на занятиях РГ. Начало занятия (7-10 мин) в любой их трёх групп студенток характеризуется постепенным повышением числа музыкальных акцентов, гимнастических движений и ЧСС в границах установленного времени по механизму перехода периода врабатывания в относительно устойчивое состояние повышенной работоспособности. Затем, как показали выборочные визуальные и кино-наблюдения, регистрируется случаи рассогласования количества и качества движений испытуемых с музыкальными акцентами. Это, наряду с субъективным проявлением усталости, объясняется нами, как начало утомления, диктующее необходимость постепенного снижения нагрузки, например, со сменой в 1 и 2-й группах её ортостатической формы на партерную. Применяемая в первой части

Таблица 2

Количественная характеристика метода прогрессирующего сложения (основная часть занятия) при составлении комбинаций элементов РГ (схема внизу)

на примере студенток основной группы.

Время регистрации 8-32 мин

Число музыкальных акцентов в минуту 140-180

Показатели ЧСС 159±2,1 уд/мин

Число комбинаций

Число двигательных элементов в комбинации

Интегрированное количество движений

1

16

16

2

16

32

3

32

64

4

16

80

5

48

128

6

16

144

7

64

208

А → Б→А+Б→В→А+Б+В→Г→А+Б+В+Г→…

занятия разминка оптимизирует усвоение ритма при врабатывании, во 2-й (основной) части реализуется максимум нагрузки, заключительная (релаксирующая) часть направлена на демпфирование и сокращение процесса утомления. В 3-й группе занимающихся установлены аналогичные соотношения периодов работоспособности в укороченном варианте соответственно интенсивности и длительности занятий.

Решение второй задачи осуществлялось посредством проведения экспериментального мониторинга антропометрических данных в двухгодичном цикле занятий. Для массы тела, как и других исследуемых показателей студенток всех трех групп характерна однонаправленная тенденция к их снижению (табл.3), поскольку интенсивность и двигательная насыщенность каждого занятия сопровождается влагопотерями, сохраняющими температуру тела путём испарения, способного, по отношению к исходному состоянию, увеличиваться пятикратно и составлять, по данным Б.Д. Кравчинского (1963), до 85% всей теплоотдачи. Естественно, что при этом возбуждается система потоотделения, регулируемая ЦНС посредством прямой и обратной связи через центры гипоталамуса и других подкорковых структур (Трубицина Г.А.,1968). Потеря воды кожей, а, следовательно, и уменьшение окружностей измеряемых частей тела, происходит за счёт потовых желёз, активно участвующих в системе терморегуляции, а также через дыхательные пути, посредством вентиляции лёгких наряду с некоторыми потерями углекислого газа и других составляющих выдыхаемого воздуха (Баженов Ю.И., 1998; Иванов К.П., 2001). В целом динамика антропометрических показателей по числу и направлению изменений в процессе занятий в стохастическом варианте демонстрирует достаточно четкое их «разовое» снижение (рис.1) как подтверждение общей тенденции.

Проведённые нами расчёты по W.S.Snyder e.a. (1977) позволили на выборках испытуемых трёх групп определить влагопотери в процессе одного занятия. У испытуемых основной группы (I ступень нагрузки) со средней исходной массой тела 61,03±1,82 кг влагопотери в виде пота и его компонентов за одно занятие составили 375±39,25 г с высшим результатом 700 г. В СМГ (II ступень нагрузки) показатель исходной массы тела составил 59,1±1,31 кг (табл. 3), а влагопотери – 500,0±51,63 г, причём на первом месяце занятий обнаружена статистически достоверная линейная корреляция (r=0,710; Р<0,05) между исходной массой тела и потерей жидкости за одно занятие. При этом коэффициент детерминации (50,4 %), характеризует занятия РГ как основной фактор влагопотерь, а остальные 49,6%, вероятно, обусловлены неучтёнными факторами, такими как разная по теплоёмкости спортивная одежда, исходная влажность кожи, особенности менструального цикла. Испытуемые группы «Пилатес» (III ступень нагрузки) со средним показателем массы тела 55,59±1,06 кг, в процессе занятия теряли 209,09±23,8 г жидкости, что статистически малосущественно, но типично и в целом встраивается в общий физиологический адаптационный процесс.

Таблица 3

Антропометрические показатели испытуемых трёх групп в начале (1) и в конце (2) экспериментального исследования

Группы

испытуемых

Исследуемые показатели

Масса

тела (кг)

Окружности (см)

Гр. клетка

Талия

Таз

Основная группа N=16

1

61,03±1,82

89,25±1,71

71,91±1,71

97,25±1,39

2

58,04±1,89

86,94±1,51

68,06±1,71

94,19±1,43

СМГ

N=21

1

59,1±1,31

88,3±0,99

70,9±1,47

96,1±1,02

2

56,58±1,23

86,86±0,93

68,6±1,39

93,88±0,93

Освобожденных N=35

1

55,59±1,06

88,25±1,8

72,23±2,08

95,85±2,02

2

54,59±0,91

86,93±1,55

70,53±2,02

94,66±1,08

А Б В

Рис. 1. Данные испытуемых основной (А), СМГ (Б) и группы «Пилатес» (В) по числу изменений массы тела (I), окружностей грудной клетки (II), талии (III) и таза (IV) в течение 4 месяцев (1), 9 месяцев (2), 13 месяцев (3), 16 месяцев (4), 21 месяца (5).

6 – данные итогового измерения, относительно исходного уровня

Решение третьей задачи направлено на определение особенностей изменений ЧСС и системного АД у испытуемых в процессе регулярных занятий РГ по трём ступеням сложности физической нагрузки. Мелодический рисунок, ритм, темп и динамические акценты музыкального сопровождения, как указано выше, определяюще влияют на интенсивность нагрузки и, соответственно, на динамику ЧСС в процессе одного занятия. В то же время ЧСС, регистрируемая в условиях относительного покоя, на протяжении двухгодичного цикла занятий РГ последовательно снижается (табл. 4), что расценивается как благоприятная реакция сердца испытуемых и как показатель увеличения функциональных резервов ССС. В данной ситуации проявляется тенденция к экономизации функций, обусловленная ростом физической тренированности занимающихся, тем более, что во всех группах наряду с достоверным (Р<0,01) снижением ЧСС (табл.4) отмечено и дисперсионное «уплотнение» этого показателя.

Для аналогичной регистрации динамики систолического и диастолического АД особенно характерно снижение их дисперсионных показателей. В частности, на типичном для всех испытуемых примере основной группы видно, что дисперсия систолического давления (СД) до начала цикла двухгодичных занятий составила 64,31 О.Е., после — 7,96. Отношение дисперсий (F) составляет 8,04, что по критерию Фишера существенно превышает вероятность 99% (Р<0,01). В изменениях диастолического давления (ДД) подобные показатели дисперсии составляют 63,25 и 11,79 при F=5,36, что также статистически достоверно (Р<0,01). Такое соотношение показателей СД и ДД, отмеченное и во всех трех группах испытуемых, может быть рассмотрено как модулирующее (закономерно упорядочивающее) воздействие двухгодичного цикла РГ на исследуемые компоненты системной гемодинамики (рис. 2).

Таблица 4

Изменения показателей ССС у испытуемых трех групп в начале (1) и

в конце (2) экспериментального исследования (Р – достоверность различий 1,2)

Группы

испытуемых

Исследуемые показатели

ЧСС (уд/мин)

СД (мм.рт.ст)

ДД (мм.рт.ст)

Основная

N=16

1

83,19±2,61

108,44±1,9

68,56±1,66

2

74,19±1,8 P<0,01



Страницы: 1 | 2 | Весь текст