Физическое воспитание как средство формирования общих компетенци

На правах рукописи

ЯВОРСКАЯ Анастасия Александровна

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ССУЗОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Калининград –2013Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор,

директор Высшей школы физической культуры и спорта ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет

им. И. Канта»

Пельменёв Виктор Константинович.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Орехов Евгений Фёдорович.

кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКОУ ВПО «Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации»

Тындык Виктор Иванович.

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет».

Защита диссертации состоится 27 июня 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» по адресу: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, административный корпус, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru и официальном сайте ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» HYPERLINK «http://www.kantiana.ru» http://www.kantiana.ru «22» мая 2013 г.

Автореферат разослан «24» мая 2013 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

д.п.н., профессор А.О. Бударина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время в России сохраняется тревожная тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Как следует из многочисленных исследований, большинство студентов не занимается систематически физической культурой и спортом и не осознаёт значение физического воспитания для своего здоровья и будущей профессиональной деятельности. В результате у большинства студентов отстают показатели физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей от нормативных показателей соответствующего возраста. Данные явления могут задерживать формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, которое обусловливает успешность профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и предстоящей трудовой деятельности.

Особенно значимой данная проблема является для студентов средних специальных учебных заведений (далее — ссуз) сферы обслуживания, осуществляющих подготовку практикоориентированных специалистов, большую часть времени которой составляют учебная и производственная практика. Будущие специалисты сферы обслуживания подвержены влиянию стрессовых факторов, заболеваниям нервной системы, опорно-двигательного аппарата. У данной категории работников наблюдается высокая общая утомляемость, недостаточно высокий уровень физической работоспособности.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) третьего поколения предписывают дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Физическая культура» формирование опредёленных общих компетенций. Так, например, по специальности «Коммерция (по отраслям)» в стандарте прописаны общие компетенции, включающие в себя следующие способности: работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. Однако в научной, учебно-методической литературе и нормативных документах не представлены технологии и практические рекомендации по решению данной задачи, что, в свою очередь, декларирует разработку определённых рекомендаций по организации физического воспитания данных специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Имеющиеся в литературе данные о значимости тех или иных средств физического воспитания, используемых в деятельности специалистов сферы обслуживания, имеют противоречивый характер, что проявляется в отсутствии единого мнения исследователей по вопросам содержания и направленности физического воспитания студентов ссузов сферы обслуживания.

Таким образом, в настоящее время проблема поиска наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, способствующих формированию общих компетенций, является достаточно острой и актуальной.

Для реализации данной проблемы была поставлена цель исследования: разработка технологии физического воспитания в ссузе, которая обеспечит направленность на реализацию требований стандартов по формированию общих компетенций студентов в результате освоения дисциплины «Физическая культура».

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач исследования:

1. Раскрыть теоретические и научно-методологические основы физического воспитания как средства формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания.

2. Разработать и теоретически обосновать модель формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания.

3. Разработать и экспериментальным путём проверить эффективность технологии, которая позволит последовательно успешно реализовать компоненты модели формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания.

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса следующих методов исследования: теоретических — анализ научной и учебно-методической литературы по проблемам физического воспитания в ссузах, контент-анализ нормативной и учебной документации по ссузам, понятийно-терминологический анализ, синтез и сравнение результатов научных исследований, моделирование; практических — анкетный опрос, тестирование физической подготовленности, психологическое тестирование, педагогический эксперимент; методы сбора и анализа эмпирических данных: математические методы статистической обработки полученных данных.

Объект исследования – физическое воспитание студентов ссузов сферы обслуживания.

Предмет исследования – технология формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания.

Методологическую основу диссертационной работы составили положения: компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.И. Байденко, А.М. Новиков, А.В. Хуторской, Г.К. Селевко, Дж. Равен); деятельностного подхода (Л.М. Фридман, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, Л.М. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); личностного подхода (Д.И. Фельдштейн, Е.В. Бондаревская, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, И.С. Якиманская); комплексного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Б.Ф. Ломов, С.И. Архангельский, Ю.К.

Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин).

Теоретическую базу исследования составили: теоретические

основы процесса обучения (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская); основные положения теории и методики физической культуры и спорта (Л.М. Матвеев, В.Н. Платонов, А.Д. Бутовский, Ю.Ф. Курамшин, П.Ф. Лесгафт, В.К. Пельменёв, Ж.К. Холодов); теории профессионально-прикладной физической культуры (Л.П. Матвеев, Г.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.Г. Стрелец, Т.Т. Джамгаров, Л.А. Вейднер-Дубровин, В.И. Жолдак, А.А. Горелов, А.А. Зайцев, В.И. Ильинич, В.К. Пельменёв, С.А. Полиевский); теоретические основы сервисной деятельности (Н.В. Кучевская, Э.Э. Линчевский, А.Р. Фонарев); теоретические основы профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания (Ж.Н. Боровикова, А.Л. Короткова, Г.Д. Хорошавина), технологии моделирования образовательного процесса (Г.К. Селевко, А.И. Валицкая, Г.М. Ильмушкин, В.И. Михеев, А.Я. Найн, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин, В.А. Штофф, Н.О. Яковлева, Т.Newcomb).

Методологическая основа и теоретическая база исследования позволили сформулировать основную идею диссертационной работы – о направленности физического воспитания в ссузах сферы обслуживания на формирование общих компетенций студентов, процесс которого интегрирует и инициирует укрепление здоровья, физическое развитие, повышение физической работоспособности, а также способствует формированию профессиональных компетенций.

Актуальность исследования, поиск путей решения его проблемы позволили сформулировать рабочую гипотезу.

Процесс формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания будет эффективным, если в процессе физического воспитания реализуется технология, которая включает:

— теоретически, научно-методологически обоснованную цель физического воспитания по формированию общих компетенций студентов;

— спроектированную и теоретически обоснованную модель, состоящую из блока педагогических условий, содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков;

средства физического воспитания: упражнения из коллективных

спортивных и подвижных игр, пеший туризм, плавание, оздоровительную гимнастику, упражнения для снятия нервно-психического напряжения; методы репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивный метод, метод проектов; формы: учебные теоретические и практические занятия, занятия в спортивных секциях, физкультминутки в процессе производственной практики, спортивно- и физкультурно- массовые мероприятия, внеучебные оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях.

Поскольку процесс формирования общих компетенций предусматривает этапы диагностики, проектирования процесса обучения, связанного с разработкой содержания, этапы реализации и оценивания результатов, это является необходимым и достаточным для достижения результата.

Процесс физического воспитания студентов ссузов сферы обслуживания, направленный на формирование общих компетенций, должен осуществляться таким образом, чтобы параллельно реализовывать задачи комплексного развития физических качеств, формирования и совершенствования основных двигательных навыков, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и профессиональной деятельности.

Диссертационное исследование проводилось впервые с 2009 по 2012 год с привлечением 270 студентов, обучающихся по специальностям СПО сферы обслуживания. Опытно-экспериментальной базой исследования стало государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Колледж предпринимательства».

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом поисковом этапе (2009-2010 гг.) осуществлялось изучение и анализ данных научных и других источников по проблеме исследования, выявлялось современное ее состояние. Были изучены вопросы, связанные с уточнением содержания понятия «общие компетенции», а также раскрытием возможностей физического воспитания в их формировании. В результате проблемно-поисковой работы было выявлено противоречие, определены проблема, цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи, выдвинута гипотеза, осуществлена характеристика понятийного аппарата, разработан план и программа экспериментальной работы.

На втором аналитическом этапе (2010-2012 гг.) разрабатывались модель и технология формирования общих компетенций студентов в процессе физического воспитания, включающие совокупность условий, содержание обучения, критерии и показатели эффективности; разрабатывался экспериментальный учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» (далее — УМК ФК) для специальности СПО сферы обслуживания. Осуществлялась непосредственно экспериментальная работа по формированию общих компетенций студентов в процессе физического воспитания в ссузе.

В 2010 году проводился констатирующий этап эксперимента, направленный на выявление исходных показателей уровня сформированности изучаемых компетенций, что привело к разработке технологии. В 2010-2012 годах проводился формирующий эксперимент с применением УМК ФК.

На третьем обобщающем этапе (2012 г.) осуществлялись анализ, систематизация, статистическая обработка полученных результатов исследования, которые далее внедрялись в процесс физического воспитания в ссузе Калининградской области. Оценивалась эффективность экспериментальной работы, уточнялись теоретические и экспериментальные положения исследования, были сформулированы основные выводы и практические рекомендации. Определялись перспективы исследования, выполнялось оформление рукописи диссертационной работы.

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично автором:

1) раскрыты теоретические и научно-методологические основы физического воспитания как средства формирования общих компетенций студентов:

— уточнена смысловая нагрузка понятия «общие компетенции», формирование которых осуществляется средствами физического воспитания;

— выявлены особенности формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания;

2) спроектирована и теоретически обоснована модель формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания, которая включает блок педагогических условий, содержательный, результативный и критериально-оценочный блоки;

3) разработана и экспериментальным путём проверена эффективность технологии, которая позволила последовательно успещно реализовать компоненты модели формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении имеющихся в педагогической науке представлений о возможностях физического воспитания в профессиональной подготовке специалистов сферы обслуживания среднего звена, а именно в формировании общих компетенций, теоретическом обосновании модели формирования изучаемых компетенций средствами физического воспитания студентов ссузов сферы обслуживания.

Практическая значимость исследования заключается в разработке

технологии, позволившей реализовать содержание спроектированной модели формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена также улучшением показателей сформированности изучаемых общих компетенций у студентов, достигнутого в результате освоения учебной дисциплины «Физическая культура» в ссузе.

Разработанный УМК ФК как средство реализации модели и технологии может найти применение в осуществлении физического воспитания нефизкультурных ссузов, реализующих основные образовательные программы СПО по направлению сферы обслуживания.

Материалы диссертации могут использоваться при подготовке специалистов по физической культуре и спорту в системе среднего и высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общие компетенции специалиста сферы обслуживания среднего звена представляют собой интегративное качество, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков осуществления деятельности в области физического воспитания, а также мотивационно-ценностными ориентациями, для развития базовых физических и психологических качеств, повышения физической работоспособности, укрепления здоровья.

2. Формирование общих компетенций студентов ссузов в процессе физического воспитания интегрирует и инициирует развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, общих координационных физических качеств, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, повышение физической работоспособности, закаливание организма, повышение устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

3. Модель формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания выступает в качестве теоретической основы и состоит из блока педагогических условий, а также содержательного, результативного и критериально-оценочного блоков.

4. Технология формирования общих компетенций студентов ссузов

сферы обслуживания средствами физического воспитания последовательно успешно реализует компоненты модели на всем протяжении процесса физического воспитания в ссузе с использованием физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на общенаучные и методологические принципы научно-педагогического исследования; ориентацией на общепринятые педагогические идеи, составившие исходную теоретическую базу исследования; логичностью и последовательностью исследования, адекватностью применяемых методов исследования предмету и соответствующих целям и задачам исследования; личным участием автора в проведении экспериментальной работы; положительными данными эксперимента; корректным использованием математических методов статистики; репрезентативностью объема выборки и статистически значимой достоверностью полученных результатов экспериментальной работы, свидетельствующих об эффективности технологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всех этапов научно-исследовательской деятельности. Основные теоретические положения, выводы и результаты исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе 4 — в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобразования и науки Российской Федерации; докладывались и обсуждались на международном конгрессе в г. Белгороде (16-19 июня 2011 г.), международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях в г. Калининграде (6-8 апреля 2010 г.,16 апреля 2010 г., 23-26 сентября 2010 г., 04 мая 2011 г. и 07 мая 2012 г.), г. Гродно (6-7 октября 2011 г.), г. Казани (16-19 ноября 2011 г.), г. Минске (19 мая 2011 г.); ежегодных конкурсах молодых учёных БФУ им. И. Канта (11 декабря 2011 г. и 8 июня 2012 г.), семинарах и круглых столах. Разработанный УМК ФК для специальностей СПО сферы обслуживания был апробирован в ГАОУ СПО Калининградской области «Колледж предпринимательства» в 2010-2012 годах. Материалы исследования внедрены в 2012 году в ГАОУ СПО КП и ФГАОУ ВПО БФУ им. И. Канта.

Структура и объем диссертации. Общий объем работы составляет 215 страниц. Рукопись состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (250 источников, в том числе 14 — на иностранном языке), 11 приложений. Основной объем работы без приложений составляет 150 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначена

проблема, сформулированы цель, задачи, выдвинута гипотеза, определены объект и предмет, теоретическая и методологическая основы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания» исследовано современное состояние проблемы, раскрыто содержания понятия «общие компетенции» специалиста сферы обслуживания среднего звена и выявлены возможности физического воспитания в их формировании. Теоретически обоснована модель формирования общих компетенций на основе компетентностного, личностного, деятельностного и комплексного подходов. Обобщены и систематизированы теоретические и экспериментальные знания.

Установлено современное состояние проблемы содержания и направленности физического воспитания в ссузах в аспекте психолого-педагогического исследования, выражающейся в недостаточной реализации цели физического воспитания в ссузах по формированию общих компетенций студентов, недостаточной проработанности данного вопроса в литературе. Анализ содержания учебных программ по дисциплине «Физическая культура» для ссузов (В.С. Овчаров, С.Н. Баринова, Н.Н. Княткин, Ю.Н. Скорбачев, В.Н. Горелов и др.) также выявил недостаточную разработанность технологий физического воспитания по формированию общих компетенций студентов.

Раскрыто содержание общих компетенций специалиста сферы обслуживания среднего звена как интегративного качества, которое характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков и мотивационно-ценностных ориентаций (когнитивный, операциональный и мотивационно-ценностный компоненты), формирующихся в процессе общего физического образования, для осуществления деятельности в области физического воспитания, а также базовых физических и психологических качеств, физической работоспособностью (личностный компонент). Базовыми физическими качествами являются общая выносливость, быстрота двигательных действий, динамическая сила, совокупность общих координационных способностей (к согласованию движений, к ориентированию в пространстве), гибкость позвоночника. Базовыми психологическими качествами являются нервно-психическая устойчивость и коммуникабельность.

В ходе анализа путей возможностей физического воспитания в формировании изучаемых компетенций было выявлено, что такие его средства как физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы в профессиональной деятельности располагают достаточным потенциалом в формировании общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания (табл. 1, с. 12).

Понятие «формирование общих компетенций студентов ссузов

сферы обслуживания средствами физического воспитания» рассматривается как процесс и результат комплексных преобразований в целенаправленном становлении, развитии и совершенствовании базовых физических и психологических качеств, знаний, умений и навыков, а также мотивационно-ценностных ориентаций в области физического воспитания

для повышения физической работоспособности, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.

В диссертации описывается теоретическая модель формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания (рис. 1, с. 13).

Разработанная на основе компетентностного, личностного, деятельностного и комплексного подходов модель является теоретическим проектом, включающим педагогические условия, содержание, критерии оценки, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса (целевой, методико-содержательный, результативный и критериально-оценочный блоки). Спроектированная модель характеризуется целостностью – все разработанные блоки взаимосвязаны.

Анализ путей совершенствования физического воспитания будущих

педагогических условий: целевая ориентация процесса физического воспитания студентов на формирование общих компетенций, дидактическое построение учебных занятий с учётом возможностей физического воспитания в формировании общих компетенций, осознанное отношение педагога к необходимости формирования общих компетенций студентов.

Компетентностный подход как наиболее продуктивный, позволяет рассматривать в качестве цели физического воспитания в ссузе формирование общих компетенций для содействия формированию профессиональных компетенций и эффективному решению профессиональных задач. Комплексный подход позволяет рассматривать все цели физического воспитания (нравственного, умственного, эстетического) в комплексе задач, содержания средств, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, что составляет главное прикладное направление трудового физического воспитания. Опираясь на личностный подход, цель физического воспитания может быть определена как развитие личности в процессе физического воспитания, обеспечивающее эффективное формирование общих компетенций и содействие формированию профессиональных компетенций. Основываясь

Таблица 1

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций

студентов ссузов сферы обслуживания

Физические упражнения

Оздоровительные силы природы

Гигиенические факторы в профессиональной деятельности

Базовые физические качества

Психологические качества

Физическая работоспособность

общая выносливостьбыстрота двигательных действийдинамическая силаобщие координаци-онные гибкость нервно-психическая устойчивостькоммуника-бельностьпеший туризм, коллективные спортивные и подвижные игры, плавание, дыхательные упражнения, оздоровитель-ная гимнастикаколлективные подвижные и спортивные игры, плавание, оздоровитель-ная гимнастикаколлективные подвижные и спортивные игры, плавание, оздоровитель-ная гимнастикаколлектив-ные спортив-ные и под-вижные игры, оздоровитель-ная гинасти-ка, плаваниеоздоро-вительная гимнас-тикаупражнения для снятия нервно-психического напряжения, дыхательные упражнения, аутотренинг, пеший туризмКоллектив-ные спортивные и подвижные игры ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6ОК-1 ОК-2

ОК-5 ОК-6ОК-5 ОК-6ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6ОК-5 ОК-6ОК-2 ОК-3ОК-2 ОК-3ОК-1 ОК-2

ОК-3 ОК-4

ОК-5

ОК-6ОК-5ОК-5Примечания к таблице: за условные обозначения приняты: ОК-1 — способность организовывать собственную

деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК-2 способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК-3 способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК-4 — способность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; ОК-5 способность вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения; ОК-6 способность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей); полужирным шрифтом выделены группы средств физического воспитания.

БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УСЛОВИЙ

Целевая ориентация процесса физического воспитания на формирование общих компетенций студентов.

Дидактическое построение учебных и внеучебных занятий с учётом возможностей физического воспитания.

Осознанное отношение педагога и студентов к необходимости формирования общих компетенций.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Методы

физического воспитания

дидактические

педагогические

методы строго- регламенти-рованного упражнения, игровой, соревновательный,

повторный, равномерный,

метод вариативного упражнения.

фронтальный, последова-тельный.

репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивные,

метод информационно-коммуникационных технологий, метод проектов.

Средства

физические упражнения из коллективных спортивных и подвижных игр, пеший туризм, плавание, оздоровительная гимнастика, упражнения для снятия нервно-психического напряжения, дыхательные упражнения, аутотренинг.

Оздоровительные силы природы. Гигиенические факторы в профессиональной деятельности

материально-технические: УМК ФК, учебная литература, мультимедийные.

Формы

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие занятия

самостоятельная работа

лекции, контрольная работа

выполнение физических упражнений

домашние задания по выполнению теоретических и практических заданий, выполнение проекта, составление рефератов

внеаудиторные занятия в спортивных секциях, физкультминутки во время производственного обучения,

внеучебные физкультурно-оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях,

туристические слеты, спортивно- и физкультурно-массовые мероприятия

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Выпускник со сформированными общими компетенциями специалиста сферы обслуживания

Компоненты общих компетенций

Мотивационно-ценностный

Когнитивный

Операциональный

Личностный

мотивация к учебной и внеучебной деятельности, формирование ценностных ориентаций в области физического воспитания

знания:

— о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии

— основы здорового образа жизни

умения и навыки использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

базовые физические качества:

общая выносливость, динамическая сила, быстрота двигательных действий, общие координационные способности, гибкость позвоночника

психологические качества:

коммуникабельность,

нервно-психическая устойчивость

физическая работоспособность

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерии сформированности компонентов

уровень развития базовых физических и психологических качеств

уровень знаний, умений и навыков осуществления

деятельности в области физического воспитания для достижения жизненных и профессиональных целей

наличие положительной мотивации и ценностных ориентаций в области физического воспитания

уровень физической работоспособности

Рис. 1 Модель формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания

на деятельностном подходе, деятельность в физическом воспитании рассматривается как совокупность двигательных функций целенаправленного преобразования действительности в новообразования личности, а также становления сознания и саморазвития. В этом случае физическое воспитание достигает цель по формированию общих компетенций и содействует формированию профессиональных компетенций. С точки зрения аксиологической теории формирование общих компетенций возможно, если одной из целей физического воспитания станет освоение его ценностей в личностном развитии.

Таким образом, разработанная теоретическая модель позволила упорядочить и обосновать изучаемый процесс для дальнейшей разработки и применения технологии в физическом воспитании.

Во второй главе «Организация и методы исследования» описываются методы исследования, позволившие получить теоретические и практические результаты для подтверждения гипотезы. Охарактеризованы основные этапы теоретического и эмпирического исследования.

В третьей главе «Экспериментальная проверка результативности технологии формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания» выявлено и проанализировано отношение студентов к физическому воспитанию в ссузах, изучены показатели сформированности общих компетенций. Раскрыто содержание технологии, реализуемой посредством УМК ФК. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, обоснована эффективность предлагаемой технологии.

С целью реализации теоретической модели в диссертации представлена технология общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания средствами физического воспитания. В основу технологии положен принцип последовательности реализации модели (табл. 2, с. 15).

Технология формирования общих компетенций студентов ссузов реализуется в физическом воспитании на всем протяжении процесса обучения в ссузе при использовании физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.

Технология предусматривает этапы диагностики, проектирования

Таблица 2

Технология формирования общих компетенций студентов ссузов сферы обслуживания

Этапы

Характеристика этапа

Задачи

Содержание

Результат

1 этап (становле-ние)

Ознакомительный, репродуктивный уровни

— повышать мотивацию к занятиям

— формировать ценности физического воспитания по содействию профессиональной деятельности

— сформировать теоретические знания о возможностях физического воспитания в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста

Средства: технические,

учебная литература.

Методы: информационно-рецептивные, информационно-коммуникационные технологий, репродуктивной деятельности.

Формы: лекции, выполнение самостоятельных теоретических заданий.

— сформированность

мотивационно-ценностных ориентаций в области физического воспитания по содействию профессиональной деятельности

— сформированность теоретических знаний о возможностях физического воспитания в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста

2 этап (развитие)

Репродуктивный уровень

— сформировать основные двигательные умения и навыки



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст