Физическая культура

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

2011г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

Организация разработчик — Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 106 (ГОУ НПО ПУ-106)

Разработчики:

Батуев В.И. – преподаватель физической культуры ГОУ НПО ПУ-106

Сбродова Н.С.- заместитель директора ГОУ НПО ПУ-106

Рекомендована Советом Министерства образования и науки по Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования.

Заключение Совета МОиН по примерным ОПОП №13 от «31» мая 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: раздел «Физическая культура»

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен уметь:

-использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен знать:

-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

-основы здорового образа жизни.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

44

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

в том числе:

Виды самостоятельной работы: упражнение спортивно-оздоровительного характера, подготовка докладов, рефератов, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.

44

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины « Физическая культура»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Профессионально-прикладная физи-ческая подготовка.

Тема 1.1. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

Содержание учебного материала:

1.1

Лабораторные работы

Практические занятия:

1.Развитие быстроты выносливости, координации движений в игровых действиях (волейбол, баскетбол, футбол, лёгкой атлетике).

2.Формирование правильной осанки, точности движений, гибкости и вестибулярной устойчивости в спортивной гимнастике и акробатике.

3.Развитие силы, статической выносливости мышц, плечевого пояса, пресса, рук и спины в работе с отягощениями (штанга, гири).

28

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся:

Упражнения спортивно-оздоровительного характера, подготовка доклада

20

1.Разработка упражнений утренней гимнастики.

2. Составление комплекса упражнений по коррекции отстающих групп мышц.

3. Признаки утомления и перетренированности, меры по их предупреждению.

4. Составить и продемонстрировать упражнения для улучшения координации движений.

5.Оценка работоспособности и адаптационных возможностей организма по П.А.Филеши и Т.В. Пачевой

6 Оценка физического развития (индекс Эрисмана)

Тема 1.2. Диагностика функционального состояния организма при регулярном занятии физическими упражнениями.

Содержание учебного материала:

1

Лабораторные работы:

Практические занятия:

1. Развитие общей выносливости, равновесия, совершенствование координации движений рук и ног, силы мышц ног, рук и туловища в лыжной подготовке.

2. Совершенствование скоростно-силовых качеств в лёгкой атлетике.

16

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов, упражнения спортивно-оздоровительного характера, изучение нормативных материалов

24

1. «Врачебный контроль, его содержание».

2.«Рациональное питание в профессиональной и спортивной деятельности».

3.Способы самоконтроля функционального состояния организма, физической подготовленности и работоспособности. (индекс Скибински)

4.Оценка своего физического развития и функционального состояния с применением функциональных проб и антропометрических индексов. (проба Генча)

5.Составление индивидуального дневника самоконтроля физического развития.

6. Определение физических возможностей организма (проба Е. Леви-Гориневской)

Всего:

88

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие

учебного кабинета ;

мастерских ;

лабораторий — .

Оборудование учебного кабинета:

-брусья параллельные,

— козел,

-конь для опорных прыжков,

-гимнастические перекладины.

Технические средства обучения:

— магнитофон,

— мультимедийный проектор.

Спортивный комплекс:

— спортивный зал,

-открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий,

-стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Спортивные игры./ Высшее проф.образование/ изд. «Феникс», 2004г.; Физическая культура. Конспект лекций А.Сальников (2009г.); Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. Туманян Г.С (2008г.)

Дополнительные источники:

В.И.Лях Физическая культура 10-11кл. М.Просвещение 2008г.

Интернет-ресурсы.

HYPERLINK «http://www.pravmin74.ru» www.pravmin74.ru

HYPERLINK «http://www.edu.ru-» www.edu.ru- Библиотека портала

HYPERLINK «http://21416» http://21416 s 15.edusite.ru Раздел «ИКТ»

http://festival.1september.ru/articles/557275/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового

образа жизни.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Текущий контроль:

практические занятия;

внеаудиторные самостоятельные работы;

соревнования.

Промежуточный контроль:

практические занятия;

тестирование;

проверка дневника самоконтроля физического состояния организма студентов.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


«Физическая культура»

Формирование осанки детей

Доклад

Родительское собрание 23 10 2008

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник ,стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперёд плечами.

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе лицом нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными.

Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.

Могут обнаруживаться следующие нарушения осанки: асимметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступление углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Сутулый человек с впалою грудью и выпяченным животом выглядит менее привлекательным по сравнению с подтянутым и стройным, и поэтому красивым человеком его не назовёшь. Поэтому надо постоянно следить за осанкой: не горбиться, плечи расправлять, живот втягивать, голову держать прямо. В школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет поправить недостатки осанки будет очень трудно. Большую роль в формировании осанки играет постоянный самоконтроль. Нельзя в этом давать ни малейшей поблажки, нужно бороться со стремлением расслабиться при всяком удобном случае.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитано 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не мог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма.

Как же проверить правильность осанки? Дли этого можно рекомендовать такой способ: вставать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня он 3-4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразиться на его осанке.

Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до уроков, в физкультурных минутках, физкультурных пауз во время приготовления уроков, а также в уроки физической культуры.

Упражнения для формирования правильной осанки

1 «великан»-встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2 «Военный на параде» — Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти , как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3 рывки руками. И. п. – о. с., руки согнуты на уровне груди.

На каждый счет рывок согнутыми руками, рывок прямыми в стороны-назад до сближения лопаток.

4. круговые движения руками

4 и. п. – ноги на ширине плеч. Правую руку поднять вверх, обе согнуть за спиной, стараясь соединить пальцы рук. То же с перекладыванием предмета из рук в руки.

5. и. п. – стояка на коленях, руки в стороны., наклоняясь вправо, достать правой рукой пятку левой ноги, и. п. – то же в другую сторону.

6. и. п. – стойка на коленях, руки вдоль туловища, прогибаясь, наклон назад, касаясь руками пяток

7. сед по турецки, руки на колени и выпрямив спину,

8.и. п. –лежа на животе, руки соединить за спиной в замок, выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад.

9. упражнения у стены

10. сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

11. поднимание ног , лежа на спине — лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями к полу, согнуть ноги до положения прямого угла, вместе ноги, врозь

Упражнения для укрепления мышечного корсета- применяются с целью развития статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния ( мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния( мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи)упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно проводить с отягощениями: гантелями, набивными мячами.

Упражнения для мышц шеи:

-наклоны головы,

— медленные повороты головы,

— упражнения с преодолением сопротивления рук

Упражнения для плечевого пояса:

— круговые движения плечами,

-наклоны назад, с прогибанием грудной части позвоночника,руки в стороны, кисти повернуть вверх