Финансовый механизм государственной поддержки инновационного раз

На правах рукописи

ВОРОНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Специальность 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре «Финансы и кредит» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент

Макина Светлана Александровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Годин Александр Михайлович

кандидат экономических наук, доцент

Титов Николай Никифорович

Ведущая организация:Институт экономики РАН

Защита состоится « 1 » декабря 2009 г. в 1500 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, ауд. 113.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Автореферат разослан « » октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наукВ.М. Смирнов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является необходимым условием формирования финансовых ресурсов государства. В связи с этим, одной из важнейших задач государственного регулирования является разработка политики в области внешнеэкономической деятельности и финансового механизма ее реализации.

Основной стратегией государства согласно разработанной Правительством РФ и находящейся в стадии дальнейшего реформирования долгосрочной финансовой политики является перевод российской экономики на инновационный путь развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость соответствия стратегии инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, целевым ориентирам и приоритетным направлениям внутренней экономической политики государства, которая, на наш взгляд, не получила достаточного развития в экономической теории и практике.

Значение инновационного роста организаций, осуществляющих ВЭД, трудно переоценить, тем более что анализ статистических данных показывает, что экспортная составляющая доходов федерального бюджета сокращается и, по прогнозам экспертов, дефицит торгового баланса может возникнуть уже к 2010 г.

Тенденция роста в товарной структуре российского экспорта сырьевой составляющей приходит в противоречие с инновационным сценарием развития экономики, который предполагает не просто увеличение объема экспорта, но развитие экспорта высокотехнологичных продуктов. Это ставит вопросы соответствия финансового механизма государственного регулирования финансовым результатам от ВЭД и требует анализа видов, форм и методов организации финансовых отношений в области экспорта и импорта новых продуктов и технологий, соответствующих стратегиям модернизации и повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности, а также привлечения инвестиций в сферу внешнеэкономической деятельности.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что основные исследования в области внешнеэкономической деятельности связаны, как правило, с обоснованием экспорта как приоритетного направления развития. Этот подход оставляет в стороне вопросы рационализации импорта и его ориентации прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичных продуктов, необходимых для инновационного развития и модернизации производства на основе нового технологического уклада экономики.

Необходимость продолжения исследований в области организации финансовых отношений и инновационного роста организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, выработка практических рекомендаций, теоретических методов и подходов, связанных с решением комплекса проблем в данной сфере, и определяют актуальность темы и цель диссертации, ее содержание и последовательность изложения материала.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты данной темы рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных авторов, посвятивших свои работы важнейшим проблемам экономики: макро- и микроэкономике, национальному доходу, занятости, кредитно-финансовой и налоговой политике, мировому хозяйству – можно выделить: Й. Шумпетера, М. Портера, Л. Гитмана, М. Джонка, Э. Хеннигера, К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю.

С позиции развития теории финансов и финансового механизма следует отметить работы таких российских ученых, как Г.Б. Поляк, Н.В. Колчина, В.В. Ковалев, А. Дадашев, А.Г. Грязнова.

Проблемам внешнеэкономической деятельности и стратегии России в этой сфере, а также ее влияния на экономическое развитие страны посвящены работы таких известных российских ученых, как: Л.А. Аносова, С. Глазьев, Е.Ф. Прокушев, А.В. Данильцев, Э.П. Бабин, О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова, В.Е. Дементьев, А. Алексеев, О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов и других.

Труды названных авторов послужили фундаментом для диссертационного исследования, вместе с тем они показали, что остаются менее разработанные или вообще не описанные в литературе вопросы. Часть проблем теоретического, методического и организационно-правового порядка остаются в форме открытых дискуссий, что подтверждает необходимость продолжения проведения исследований в данной сфере.

Информационной базой исследования служили статистические данные, опубликованные в печатных и электронных изданиях, законодательные и нормативные акты и аналитические отчеты.

Объектом диссертационного исследования является финансовый механизм государственного управления внешнеэкономической деятельностью российских организаций.

Предмет диссертационного исследования составляют финансовые отношения между субъектами хозяйственной деятельности и органами государственного управления, возникающие в процессе реализации инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке финансового механизма государственной поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в основу которого положена поддержка предприятий-импортеров, готовых разрабатывать импортозамещающие продукты и технологии, ориентированные на модернизацию российской экономики, а в будущем способные стать экспортными продуктами.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

оценить особенности существующих финансовых методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности организаций;

проанализировать воздействие элементов существующего финансового механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на финансовые возможности инновационного развития организаций, осуществляющих ВЭД;

рассмотреть структуру российского торгового баланса и динамику экспорта высокотехнологичных продуктов как фактора ускорения роста экономики;

оценить затраты организаций, осуществляющих ВЭД, на импорт новых продуктов и технологий в сравнении с производством импортозамещающих продуктов на отечественных предприятиях;

разработать финансовый механизм государственной поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

разработать модель финансирования компании, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, базирующуюся на оптимизации государственной поддержки коммерческих организаций при осуществлении инновационного развития на основе ВЭД.

Методическую основу диссертационного исследования составляют методы системного и сравнительного анализа, экономического моделирования и процессного подхода, а также общенаучные методы исследования: статистический, социологический; анализ и синтез.

Научная новизна результатов диссертационного исследования:

доказано, что государство должно активизировать свое участие в создании инфраструктуры, позволяющей организациям, осуществляющим ВЭД, участвовать в реализации инновационной стратегии развития экономики. Определено, что существуют ограничения в возможностях формирования и использования финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом уровнях, не позволяющие организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в сфере высокотехнологичных продуктов, реализовать собственную инновационную стратегию развития;

предложено использование импорта высокотехнологичной продукции для разработки импортозамещающих продуктов и технологий, ориентированных на модернизацию российской экономики и в будущем способных стать экспортными продуктами, в соответствии с тем, что анализ макроэкономических показателей внешнеэкономической деятельности организаций выявил негативную тенденцию снижения положительного значения сальдо торгового баланса;

предложена оптимальная структура финансового механизма государственной поддержки организаций, осуществляющих ВЭД, для ухода от сырьевой специализации российской экономики. Определено, что данный финансовый механизм оказывает управляющее и стимулирующее воздействие посредством совокупности бюджетного, налогового, кредитного методов, позволяющих обеспечить финансовую и научно-техническую государственную поддержку реализации инновационной стратегии данного типа организаций, независимо от формы собственности;

разработана и обоснована система финансирования развития компаний, осуществляющих ВЭД, повышающая эффективность реализации финансовой стратегии инновационного развития российских предприятий, организационно-методическую базу которой составили новые алгоритмы организации финансирования потребностей организаций-импортеров с учетом разработанного финансового механизма государственной поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Достоверность результатов выполненного диссертационного исследования достигнута посредством корректного использования опубликованной в открытой печати исходной информации о результатах внешнеэкономической деятельности организаций различных форм собственности, применения положительно зарекомендовавших себя теорий, определяющих финансовую стратегию развития некоммерческих организаций, и практического управленческого опыта.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических положений, выдвинутых автором и обоснованных в диссертации, которые дополняют и расширяют теоретический и предметный аспект исследований финансового механизма государственной поддержки организаций, работающих в области внешнеэкономической деятельности, и представляют собой комплексное системное решение важной научной и практической проблемы разработки финансовых инструментов государственного регулирования, обеспечивающих эффективное управление процессом реализации инновационной стратегии Российской Федерации.

Кроме того, полученные результаты имеют междисциплинарный характер и могут найти применение в системе высшего профессионального образования в курсах «Финансы»; «Финансы предприятий и организаций»; «Инвестиции»; и пр.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические выводы, методологические положения и практические рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Россия и ВТО: проблемы и перспективы» в 2008 г., «Проблемы модернизации экономики в XXI веке» в 2009 г.

Логика изложения работы. Исследование включает обоснование роли и места внешнеэкономической деятельности организаций в формировании финансовых ресурсов государства, а также анализ условий функционирования и дальнейшего роста организаций в соответствии с финансовой политикой РФ; выявление основных проблем, затрагивающих финансовый механизм государственного регулирования этой деятельности; определение условий инновационного развития организаций; обоснование и формирование финансового механизма государственной поддержки, который призван помочь организациям, импортерам высокотехнологичных продуктов осуществлять инновационное развитие в соответствии с инновационным сценарием развития российской экономики.

Публикации по теме диссертации. По теме диссертации было опубликовано 8 работ общим объемом 6,3 п.л., в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования и имеет следующий вид.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Развитие принципов финансового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций.

1.2. Финансовый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях формирования новой стратегии социально-экономического развития России

1.3. Совокупность методов прямого и косвенного регулирования ВЭД в системе финансового механизма

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Влияние финансового механизма государственного регулирования в области ВЭД на структуру российской экономики

2.2. Методы организации финансовых отношений в области ВЭД как элемент структуры финансового механизма.

2.3. Обоснование необходимости модификации финансового механизма в направлении поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих ВЭД

ГЛАВА 3. МОДИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Направления совершенствования элементов финансового механизма реализации инновационной стратегии государства на основе ВЭД организаций

3.2. Разработка системы финансирования компании-импортера высокотехнологичной продукции как объекта инновационной стратегии государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Доказано, что государство должно активизировать свое участие в создании инфраструктуры, позволяющей организациям, осуществляющим ВЭД, участвовать в реализации инновационной стратегии развития экономики, как составляющей этой стратегии. Определено, что существуют ограничения в возможностях формирования и использования финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом уровнях, не позволяющие организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в сфере высокотехнологичных продуктов, реализовать собственную инновационную стратегию развития

Внешнеэкономическая деятельность государства направлена на получение дополнительного дохода от реализации конкурентоспособного экспортного ресурса или товара. Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., оказал сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в том числе ее внешнеэкономического комплекса. Это обусловило изменение стратегических целей государства. Согласно разработанной Правительством РФ и находящейся в стадии дальнейшего реформирования долгосрочной финансовой политике основным приоритетом является перевод российской экономики на инновационный путь развития, который предполагает рост количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере высоких технологий и применения передовых технологий в области управления и планирования.

В сложившихся экономических условиях проблема инновационного развития промышленных предприятий, функционирующих во внешнеэкономической сфере, приобретает еще большую актуальность, поскольку, с точки зрения теории финансов, поступления от внешнеэкономической деятельности относятся к источникам формирования финансовых ресурсов.

Для проведения оценки возможности реализации инновационной стратегии предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, автор рассмотрел и проанализировал элементы финансового механизма регулирования внешнеэкономической деятельности и определил, что основной проблемой является несоответствие существующего финансового механизма государственного регулирования ВЭД стратегическим целям государства.

Автором были рассмотрены виды, формы и методы финансовых отношений на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, а также их специфика в отношении организаций, осуществляющих экспорт и импорт высокотехнологичных продуктов. К данным продуктам автор отнес экспорт и импорт патентов; лицензий; ноу-хау; научных исследований и разработок; торговых марок; промышленных образцов и инжиниринговых услуг.

В современной экономике без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Это определяет необходимость анализа финансового механизма, условием эффективного функционирования которого является его связь с инновационным развитием и учет экономических интересов субъектов финансовых отношений.

Проведённое исследование финансового механизма показало, что воздействие методов организации финансовых отношений, которые определяют способы формирования финансовых ресурсов и практическое осуществление операций, связанных с финансами, не позволяет организациям, в том числе осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, реализовывать стратегии инновации. В сфере государственных и муниципальных финансов выявлены следующие негативные факты.

Не используются методы государственной финансовой поддержки инновационных технологий. Как показывает практика, за рубежом для предприятий, осуществляющих внедрение инноваций, существуют программы государственной поддержки венчурных фирм, которые допускают использование бюджетных средств на безвозвратной основе, даже в случаях отрицательного коммерческого эффекта нововведения.

В сфере кредитования не предполагается получение коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в области высоких технологий льготного кредитования и бюджетного финансирования на основе отбора проектов в соответствии с государственными научно-техническими приоритетами.

Налоговый механизм строится с учетом его фискальной функции и не способствует регулированию и стимулированию инновационного развития организаций.

Страховой механизм, предполагающий защиту субъектов хозяйствования от элементов стихийности, характерных для рыночной экономики, практически не сформирован в сфере осуществления стратегии инновационного роста организации при внедрении инноваций.

Анализ финансового регулирования внешнеэкономической деятельности на микроэкономическом уровне, проведенный автором, показал, что основной проблемой дальнейшего роста организаций, осуществляющих экспортные и импортные операции высокотехнологичных продуктов, является недостаточное финансирование их деятельности.

Финансирование развития любой организации происходит за счет собственных и заемных средств. Анализ источников показал следующее.

Собственных средств предприятия недостаточно для финансирования инвестиционных проектов. Отраженная в табл. 1, показывает приблизительное равенство источников формирования собственных средств: прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и амортизационных отчислений. То есть, если предположить, что амортизационных отчислений достаточно для простого воспроизводства, то в этом случае, судя по статистическим данным, на долю инвестиций приходится 80%, из которых прибыль составляет примерно 20%, а привлеченные средства – 60%. Но такая структура характерна для быстрорастущего бизнеса, когда предполагается за короткое время в несколько раз увеличить свой технологический потенциал. Это структура не может быть характерной для всех промышленных предприятий. Поэтому можно предположить, что начисленная амортизация не используется по назначению.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу)

Годы

1995200020012002200320042005200620072008Инвестиции в основной капитал всего100100100100100100100100100100в том числе по источникам финансирования:

собственные средства

из них:49,047,549,445,045,245,444,542,140,440,0прибыль, остающаяся враспоряжении организации20,923,42419,117,819,220,319,919,418,6амортизация22,618,118,521,924,222,820,919,217,618,0привлеченные средства

их них:51,052,550,655,054,854,655,557,959,660,0кредиты банков…2,94,45,96,47,98,19,510,411,1в том числе кредитыиностранных банков…0,60,90,91,21,11,01,61,72,4заемные средства

других организаций…7,24,96,56,87,35,96,07,16,5бюджетные средства21,822,020,419,919,617,820,420,221,521,0

Россия в цифрах – 2009 г.

Доля привлеченных средств в финансировании основного капитала российских предприятий, как показывает анализ, довольно высока – 60%. Несмотря на то что доля банковских кредитов с 2000 г. выросла более чем в три раза, абсолютный объем банковского финансирования не велик, он составлял в 2008 г. 11,1%. При современном уровне кредитования банками инвестиционных программ российского бизнеса нельзя говорить о значительном перераспределении инвестиционного ресурса в пользу эффективных производств.

В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1995–2008 гг., основная часть иностранного капитала относится к показателю «прочие инвестиции», т.е. к кредитам западных инвесторов, о чем свидетельствует диаграмма на рис. 1.

EMBED Excel.Chart.8 \s

Рис. 1. Динамика вкладов иностранных инвесторовв капитал российских предприятий и роста кредитования их в 1995–2008 гг.

Динамика вкладов иностранных инвесторов в капитал российских предприятий говорит о том, что зарубежные инвесторы не готовы взять на себя риск организации собственного производства на российской территории, хотя охотно кредитуют российскую банковскую систему.

Таким образом, в сфере финансов субъектов хозяйствования:

предприятию негде получить финансовую поддержку даже в случае внедрения инноваций, необходимых российской экономике, т.е. находящихся в сфере государственных приоритетов. Поэтому организация принимает решение «на свой страх и риск», не рассчитывая на поддержку государства;

инновационный рост организации зависит от ее финансовых возможностей, либо возможностей привлечения финансирования;

при использовании налогового метода не обеспечивается необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций. Это приводит к тому, что у организаций после уплаты налогов не остается финансовых ресурсов для дальнейшего развития;

поскольку риски в сфере высоких технологий очень высоки, то организация, которая внедряет или разрабатывает новую технологию или продукт, не застрахована от бесперспективного или не имеющего коммерческого результата нововведения. Ее финансовые потери в этом случае могут быть весьма высоки и невосполнимы.

Это позволяет сделать вывод о том, что сложившийся в России финансовый механизм, предназначенный для реализации целей и задач финансовой политики, направленной на создание экономики инновационного типа, носит декларативный характер на макроэкономическом уровне. На микроэкономическом уровне коммерческие организации осуществляют деятельность, используя в основном собственные средства и накопленную амортизацию. Эти средства не позволяют большей части организаций участвовать в долгосрочных и наукоемких проектах, кроме того, мировой финансовый кризис негативно сказался на возможностях привлечения финансовых ресурсов для большинства организаций. Следует также отметить и отсутствие заинтересованности российских банков (отсутствие государственных гарантий) в выдаче долгосрочных кредитов коммерческим организациям.

Таким образом, анализ показал, что ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в инвестиции. Неразрешимой проблемой, препятствующей распространению нового технологического уклада, является критическая нехватка длинных финансовых инструментов для модернизации промышленности. По мнению автора, если Россия претендует на собственное место в мировой экономике, государство должно решить вопросы активизации своего участия в формировании нового производственного базиса страны, создании инфраструктуры, позволяющей капиталу строить современную экономику.

Предложено использование импорта высокотехнологичной продукции для разработки импортозамещающих продуктов и технологий, ориентированных на модернизацию российской экономики и в будущем способных стать экспортными продуктами, в соответствии с тем, что анализ макроэкономических показателей внешнеэкономической деятельности организаций выявил негативную тенденцию снижения положительного значения сальдо торгового баланса.

Выбор приоритетов научно-технической и инновационной политики требует глубоко обоснованного стратегического подхода, потому что это касается направлений науки и техники, которые формируют структуру перспективного технологического уклада. Большое значение во внешнеэкономической политике практически всех стран придается вопросам стимулирования экспорта, поскольку именно экспорт является важным фактором ускорения роста экономики. Этот подход оставляет в стороне вопросы рационализации импорта и его ориентации прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продуктов, необходимых для инновационного развития и модернизации производства на основе нового технологического уклада экономики.

По данным Федеральной службы государственной статистики за период 1995–2008 гг. наблюдается устойчивый рост показателя внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса за указанный период, несмотря на мировой финансовый кризис и общее снижение ликвидности осенью 2008 г., также имеет положительное значение.

Однако, согласно мнению экспертов, при достаточно высокой цене на нефть – 80–100 дол. за баррель – импорт догонит экспорт уже к 2012 г., а отрицательное сальдо по текущим операциям может возникнуть уже с 2010 г. В том случае, если цены на нефть будут продолжать снижаться и их среднегодовое значение составит 60–70 дол. за баррель, дефицит торгового баланса может возникнуть уже к 2010 г., а при цене в 50 дол. за баррель – даже в 2009 г.

Этот вывод подтверждается и динамикой НДС от внешнеэкономической деятельности по отношению к общей сумме НДС, поступающей в Федеральный бюджет Российской Федерации, представленной в табл. 2.

Таблица 2

Динамика НДС от ВЭД в Российской Федерации

Показатели

Годы

2005

2006

2007

2008

НДС от внешнеэкономической

деятельности

446,5

586,7

871,1

1 133,8

Общая сумма НДС от товаров,

произведенных на территории РФ

1 025,8

924,2

1 390,4

998,4

Удельный вес НДС от ВЭД

в совокупных поступлениях НДС, в %

43,5

63,5

62,7

113,6

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что в 2008 г. сумма налога НДС от импорта продукции превысила показатель совокупных поступлений НДС в Федеральный бюджет, что подтверждает негативную тенденцию сокращения экспорта и роста импорта в структуре доходов от внешнеэкономической деятельности.

В ходе диссертационного исследования была рассмотрена также товарная структура российского экспорта, которая не меняется на протяжении многих лет. Установлено, что в общей структуре экспорта наибольший удельный вес занимают нефть, газ, цветные металлы, алмазы. В общей структуре российского импорта высокий удельный вес занимает импорт машин, оборудования, продовольствия и сырья для продовольствия. Доли некоторых товаров в общем объеме экспорта и импорта приведены на рис. 2 и рис. 3.

EMBED Excel.Chart.8 \s

Рис. 2. Товарная структура экспорта России в 2008 г.

EMBED Excel.Chart.8 \s

Рис. 3. Товарная структура импорта России в 2008 г.

Анализ приведенных данных показывает, что в товарной структуре экспорта удельный вес топливно-энергетических товаров постоянно увеличивается – до 69% в 2008 г., а в структуре импорта самая большая доля закупок – это машины, оборудование и транспортные средства, доля которых согласно статистическим данным, увеличилась за 12 лет на 20%.

Этот факт свидетельствует о росте зависимости России как от денежных поступлений в федеральный бюджет за счет экспорта сырья, так и от наполнения потребительского рынка за счет импорта машин, оборудования, продукции химической промышленности, что в свою очередь указывает на снижение экспортных возможностей российских предприятий.

В этой связи автор считает, что необходимо использовать те возможности, которые может дать эта деятельность для развития предприятия, осуществляющего импорт товаров, услуг и технологий российской экономике.

Этот вывод обусловлен тем обстоятельством, что разработка и внедрение новых технологий, связанных с пятым и шестым технологическим укладом, требует огромных финансовых затрат. Однако если использовать импортные товары и технологии в качестве основы для доработки и модернизации этих технологий и товаров, то предприятие-импортер, модернизировавшее на основе завезенной технологии свое производство, может стать при определенных условиях предприятием-экспортером. Тем более, если в этом процессе будут задействованы научно-технические и высшие учебные заведения страны на основе государственного заказа, в соответствии с государственной стратегией, поскольку этот кадровый и научный потенциал используется недостаточно эффективно.

В подтверждение того факта, что при переходе от импорта к производству импортозамещающих товаров и услуг высвобождаются значительные ресурсы, которые можно в процессе перераспределения финансовых ресурсов направить на инновационное развитие предприятия, в работе были рассмотрены затраты реального предприятия-импортера. Анализ показал, что стоимость ввозимого товара из Евросоюза, включающая затраты на оплату налоговых и таможенных отчислений, сертификацию и транспортировку товара от завода-изготовителя, превышают в 2,8 раза стоимость аналогичного товара российского производства. Это позволяет сделать вывод о том, что в рамках рассчитанной разницы в ценах закупки предприятие-производитель при наличии достаточного количества средств либо при наличии источника льготного финансирования может позволить себе работу над повышением потребительских качеств выпускаемой продукции

Предложена оптимальная структура финансового механизма государственной поддержки организаций, осуществляющих ВЭД, для ухода от сырьевой специализации российской экономики. Определено, что данный финансовый механизм оказывает управляющее и стимулирующее воздействие посредством совокупности бюджетного, налогового, кредитного методов, позволяющих обеспечить финансовую и научно-техническую государственную поддержку реализации инновационной стратегии данного типа организаций, независимо от формы собственности

Реализация инновационного сценария развития российской экономики, по мнению автора, требует введения рыночных механизмов отбора инноваций для внедрения, связанных с приоритетами государства в области науки и отраслевыми предпочтениями, обусловленными государственной стратегией. Эти процессы и механизмы их реализации должны находиться под постоянным контролем государства, тем более, что структуры, способные проводить государственную политику в области инноваций в России уже существуют. Это различные структуры Минэкономразвития, описанные автором в параграфе 1.3 первой главы диссертационного исследования, государственная корпорация «Роснанотехнология», которая предназначена для отбора по определенным рыночным критериям организаций, способных реализовать инновационное развитие и оказать им финансовую поддержку, различные негосударственные структуры под руководством Торгово-промышленной палаты.

Как уже отмечалось в диссертационном исследовании, фондовый ранок не оказывает в настоящее время существенного влияния на процессы финансирования организаций. Однако совершенствование законодательства в этой сфере свидетельствует о том, что на рынке возникают структуры, предназначенные для поддержки реализации инновационных проектов. В этой связи нельзя обойти вниманием существование таких рыночных организационно-правовые форм предприятий, как закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ), позволяющие привлекать необходимое долгосрочное финансирование на фондовом рынке для реализации подобных проектов. Более того, развитие таких организаций, как фонды прямых и венчурных инвестиций, которые по определению должны вкладываться в компании, нуждающиеся в инвестициях для дальнейшего роста, приведет в ближайшее время к необходимости расширения рынка соответствующих инвестиционных проектов.

Следовательно, в России существует определенная инфраструктура, приспособленная для реализации предприятиями инновационного развития. Однако, по мнению автора, вопросы четкого определения и законодательного закрепления прав и ответственности государства в научно-технической и инновационной сферах, разграничения компетенции с функционирующим в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом не решены на практике.

В процессе дальнейшего исследования автором были проанализированы результаты внешнеэкономической деятельности в области экспорта и импорта высокотехнологичной продукции по показателю средней доходности вложений в указанные выше товарные позиции по каждой форме собственности по нескольким товарным позициям. Для исследования результатов внешнеэкономической деятельности в области высоких технологий автором были выбраны такие высокотехнологичные продукты, как патент на изобретение; ноу-хау; научные исследования и разработки; товарный знак; промышленный образец; инжиниринговые услуги; патентная лицензия на изобретение.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.

Частный капитал вполне способен генерировать идеи и воплощать их в реальные продукты в области ноу-хау, НИР, патентных лицензий на изобретения и т.п. и реализовывать их на зарубежных рынках.

Российскому частному капиталу закупка патентов не по средствам, поскольку в этом случае необходимы большие вложения, которые фирма может осуществить только с помощью государства. Это подтверждается тем, что когда подобные операции осуществляются, например, с посторонней помощью, то доходность от вложений частного капитала оказывается выше, чем доходность от вложений государственного капитала.

Экспорт того или иного продукта не всегда можно считать благом для экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что при покупке российских торговых марок иностранными компаниями существует опасность того, что отечественный рынок лишится своей торговой марки, а российские товары, имевшие высокий спрос на отечественном рынке, растворятся в известных иностранных брендах, принося прибыль западным компаниям.

Государство как собственник не поощряет деятельность отечественного бизнеса, вкладывая средства в зарубежные технологии. Об этом свидетельствуют государственные вложения в такие отрасли, как авто-, авиационная промышленность и т.д.

Если государство поможет частному инвестору денежными средствами или создаст условия для его деятельности на рынке высокотехнологичной продукции, то частный инвестор сможет выходить на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.

Таким образом, проведенный в работе анализ показал, что для научно-технического прорыва необходимы кардинальные перемены в финансовом механизме реализации приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики. Необходимо, чтобы государство в лице федеральных законодательных и исполнительных органов оказывало финансовую поддержку фундаментальной науке, базисным инновациям, развитию венчурного финансирования проектов малого и среднего инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе; содействовало развитию научной и инновационной инфраструктуры, информационному и кадровому обеспечению научно-технической и инновационной деятельности.

Автор считает, что частный капитал должен заниматься научно-технической и инновационной деятельность по путем заказа НИОКР НИИ и вузам, производством и коммерческим освоением высокотехнологичной продукции с последующим выходом на зарубежные рыки в качестве экспортера.

Полагаем, что коммерческим организациям и частному инвестору необходима финансовая и научно-техническая поддержка государства для того, чтобы даже на основе импортируемых высокотехнологичных продуктов создать свой продукт или доработать технологию.

Разработанная автором схема государственной поддержки внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций, представленная на рис. 4, позволяет обеспечить коммерческим организациям, осуществляющим импорт высокотехнологичной продукции, реализацию государственной финансовой поддержки стратегии инновационного развития.

В предложенном автором финансовом механизме изменяются такие элементы структуры, как форма и методы организации финансовых отношений. Об этом свидетельствует тот факт, что на макроэкономическом уровне нами предложено изменить форму организации расходов бюджета в направлении финансовой поддержки бюджетными средствами в соответствии с государственными приоритетами, а именно в соответствии с государственной политикой в сфере научно-технического развития. На микроэкономическом уровне меняется форма взаимодействия субъекта хозяйствования с государством.

Предложенный финансовый механизм государственной поддержки роста компаний, осуществляющих ВЭД, характеризуются следующим.

Организация сама выбирает свою стратегию развития на каждом этапе – она может вообще не прибегать к государственной поддержке.

Государство имеет возможность контроля процесса инновационного развития с позиции своей финансовой, научно-технической, отраслевой, социальной и другой политики через свои структуры.

Вся деятельность по реализации инновационной стратегии осуществляется организацией на основе полной или частичной самоокупаемости при условии государственной поддержки.

SHAPE \* MERGEFORMAT

В процессе разработки инвестиционного проекта по заказу Федерального агентства по научным исследованиям (ФАНИ) НИИ и вузам, эта деятельность осуществляется не за государственный счет, а через рыночные рычаги купли-продажи разработанного инвестиционного проекта.

Российский фондовый рынок в результате реализации организацией инновационной стратегии получает развитие рынка инновационных проектов и венчурную компанию, которая затребована рынком для обеспечения деятельности фондов прямых инвестиций, венчурных фондов и т.п.

Разработана и обоснована система финансирования развития компаний, осуществляющих ВЭД, повышающая эффективность реализации финансовой стратегии инновационного развития российских предприятий, организационно-методическую базу которой составили новые алгоритмы организации финансирования потребностей организаций-импортеров с учетом разработанного финансового механизма государственной поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Моделирование стратегического развития компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в частности, импорт высокотехнологичных продуктов, представляет собой научно обоснованный процесс, в основе которого лежат принципы развития моделируемой системы и организационно-функциональный механизм реализации этих принципов на практике.

Поэтому на основе разработанного финансового механизма государственной поддержки инновационного развития компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на основе импортных поставок высокотехнологичной продукции, которая может трансформироваться при определенной доработке в качественно новый продукт либо технологию, или быть встроенной в технологию на качественно новом уровне, автором была разработана система финансирования компании, которая позволит повысить эффективность реализации стратегии инновационного развития.

Получение государственной поддержки при финансировании инновационной стратегии основано на выводе автора о том, что слабость российской банковской системы, недоступность механизмов фондового рынка и мировой финансовый кризис оказывают негативное воздействие на деятельность в первую очередь коммерческих организаций, не позволяя им реализовывать долгосрочные инвестиционные проекты. Однако, как показали исследования, частные компании имеют возможность реализации такой стратегии при условии оказания им финансовой поддержки.

Визуальное представление элементов предлагаемой автором модели и их взаимосвязей дает блок-схема на рис. 5.

Из этой блок-схемы следует, что базовыми элементами системы являются:

финансовые источники роста фирмы-импортера;

финансовый механизм государственной поддержки на основе применения финансовых методов: льготного и бюджетного кредитования, преференциальной системы налогообложения;

приоритетное инвестирование в разработанный на основе финансового механизма государственной поддержки инвестиционный проект импортозамещения продукта;

производство на основе инвестиционного проекта импортозамещающего продукта.

Автор отмечает, что все разнообразие источников финансирования внешнеэкономической и инновационной деятельности организаций сводится в настоящее время к двум источникам – собственным средствам и кредитам банков. Однако, как показало настоящее исследование, мировой финансовый кризис оказал негативное воздействие на функционирование российской банковской системы, усложнив коммерческим организациям задачу привлечения банковского финансирования и вызвав отток из российской экономики денежных средств иностранных инвесторов. Анализ внешнеэкономической деятельности в сфере высокотехнологичных продуктов, проведенный в диссертационном исследовании, показал, что в настоящее время Россия не может обеспечить наполняемость бюджета за счет экспорта любого, кроме сырьевого, вида продукции.

Рисунок 5. Система финансирования развития компании – импортера высокотехнологичных продуктов, как объекта инновационной стратегии государства

(авторская разработка)Очевидно, что расширение долгосрочных вложений в модернизацию производственной базы, научно-техническую разработку и патентование открытий и изобретений, получение коммерческого эффекта от нововведений требуют создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность.

Автор полагает, что внедрение разработанного им финансового механизма государственной поддержки инновационного развития организаций на основе импорта высокотехнологичных продуктов окажет позитивное влияние на движение экономики России по инновационному пути развития.

Пример сравнения реальных затрат на операции по импорту и закупке аналогичного вида продукции западного и российского производства, приведенный автором в работе, показывает, что в масштабах российской экономики реализация предложенной модели финансирования развития компании на основе импорта высокотехнологичных продуктов, дальнейшей их модификации и производства качественно новых импортозамещающих продуктов может быть осуществлена за счет средств самих российских предприятий. Эти средства высвободятся благодаря реализации предложенного в диссертации финансового механизма государственной поддержки.

Полагаем, что предложенный в работе финансовый механизм государственной поддержки и модель финансирования развития компании на основе разработки высокотехнологичного продукта могут быть использованы не только в сфере внешнеэкономической деятельности организаций, но и в области разработки и производства отечественных высокотехнологичных продуктов и технологий. Это позволит решить комплекс проблем, связанных с финансированием и внедрением долгосрочных инвестиционных проектов в соответствии с государственной стратегией развития экономики.

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются предложения по созданию финансового механизма государственной поддержки инновационного развития организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, позволяющего проводить государственное регулирование данного процесса косвенными методами государственного регулирования на основе бюджетного и льготного банковского кредитования, а также налоговых преференций.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Воронина Е.В. Нормативно-правовое регулирование финансов предприятий-импортеров // ВГНА Минфина России. – 2007. Вып. 2. – 0,5 п.л.

Воронина Е.В. Способы снижения дефицита финансовых средств у предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности//Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА Минфина России. – 2008. Вып. 1. – 0,5 п.л.

Воронина Е.В. Теоретический аспект финансов предприятий: исходные понятия, особенности//Вестник Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. – 2008. Вып. 1 – 0,5 п.л.

Воронина Е.В. Россия и ВТО: влияние на деятельность предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность// Сборник трудов Международной Межвузовской научно-практическая конференции ВГНА Минфина России на тему «Россия и ВТО: проблемы и перспективы». – М., 2008. – 0,2 п.л.

Воронина Е.В. Способы обеспечения финансовых обязательств по заключенным сделкам во внешнеэкономической деятельности // Сборник трудов Международной Межвузовской научно-практическая конференции ВГНА Минфина России на тему «Проблемы модернизации экономики в XXI веке.». – М., 2009.– 0,2 п.л.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст