Финансовые методы управления затратами на предприятии

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Гагаринский аграрно-экономический колледж

Выпускная квалификационная работа

Тема:

Финансовые методы управления затратами на предприятии

Исполнитель: Иванов Павел Сергеевич

Специальность 080302

Коммерция (повышенный уровень)

4 курс

Научный руководитель:

Фомченкова Зинаида Григорьевна

Гагарин 2008

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \O «1-3» \N \H \Z \U HYPERLINK \L «_TOC245546187» Введение

HYPERLINK \L «_TOC245546188» Глава I. 1. Теоретическое обозрение финансовых методов управления затратами на предприятии

HYPERLINK \L «_TOC245546189» 1.1 Классификация и сущность управления затратами

HYPERLINK \L «_TOC245546190» 1.2 Основные, накладные, переменные, постоянные и условно-постоянные затраты

HYPERLINK \L «_TOC245546191» 1.3 Методы учета затрат, калькуляция, факторы влияющие на динамику затрат

HYPERLINK \L «_TOC245546192» 1.4 Влияние масштаба на затраты

HYPERLINK \L «_TOC245546193» 1.5 Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат

HYPERLINK \L «_TOC245546194» 2. Финансовые приемы и методы, используемые в управлении затрат

HYPERLINK \L «_TOC245546195» 2.1 Ключевые элементы операционного анализа

HYPERLINK \L «_TOC245546196» 2.2 Порог рентабельности, критическая точка, точка перелома

HYPERLINK \L «_TOC245546197» 2.3 Финансовые методы

HYPERLINK \L «_TOC245546198» Глава II. Характеристика предприятия

HYPERLINK \L «_TOC245546199» 1.1 Ознакомление с предприятием (организацией). Инструктаж по техники безопасности

HYPERLINK \L «_TOC245546200» 1.2 Изучение организационно — управленческой структуры предприятия (организации)

HYPERLINK \L «_TOC245546201» 1.3 Изучение технологии производства предприятия

HYPERLINK \L «_TOC245546202» Глава II . Аналитическая часть

HYPERLINK \L «_TOC245546203» 1.1 Анализ состава затрат связанных с производственным процессом и управлением производством на ЗАО «Инженерный центр «Электролуч»

HYPERLINK \L «_TOC245546204» 1.2 Анализ затрат по статьям калькуляции

HYPERLINK \L «_TOC245546205» Заключение

HYPERLINK \L «_TOC245546206» Список используемой литературы

HYPERLINK \L «_TOC245546207» Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на рынке очень высокая конкуренция, и чтобы добиться больших результатов необходимо следить за функционированием своей организации.

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью. Квалифицированный финансовый менеджер должен хорошо владеть современными методами управления и распределения затрат на предприятии. Зная технику и технологию, он сможет легко адоптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные ответы и решения.

Управление затратами решает многочисленные задачи расчёта норм; упорядочение нормативной базы; организации изменения норм; разработки плановых и отчётных смет (бюджетов); разработки плановых (нормативных) и отчётных калькуляций; учёта затрат по производствам, цехам и технологическим переделам, формирования заданий по снижению (изменению) себестоимости; выявления резервов экономии; обеспечения систематического контроля за величиной затрат. В этом смысле управление затратами на предприятии представляет собой многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.

Цель управления затратами — постоянно поддерживать конкурентоспособность выпускаемой продукции и одновременно финансовую устойчивость предприятия. Управление затратами включает в себя те же стадии, которые характерны для любых процессов управления.

Для того чтобы правильно управлять затратами, необходимо: во-первых, дать определение, характеризующее их сущность; во-вторых, классифицировать их по конкретным признакам, позволяющим устанавливать уровень затрат по объектам управления ими, осуществлять планирование, учёт, контроль, анализ и изучить основные методы управления затратами на предприятии. К финансовым методам относят: планирование; прогнозирование; инвестирование; кредитование; самокредитование; самофинансирование; налогообложение; система расчётов; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; аренда; лизинг; факторинг; фондообразование; взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение основных финансовых методов управления затратами на предприятии.

Задачей является рассмотрение таких вопросов как:

1. Планирование затрат на предприятиях;

2. Калькулирование себестоимости продукции в целях управления затратами;

3. Организация планирования затрат;

4. Управление затратами на основе организации планирования.

5. Рассмотрение основных финансовых методов управления затратами на предприятии.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Процесс управления затратами — это многопрофильный процесс, охватывающий все стороны хозяйственной деятельности, начиная от снабжения предприятия материальными ресурсами и оборудованием и кончая реализацией готовой продукции.

Система управления затратами на производство предполагает выполнение следующих функций управления:

планирование и нормирование затрат в целом по предприятию, по видам затрат и продукции, по подразделениям и службам предприятия;

учёт затрат на производство;

контроль за отклонениями в затратах;

анализ затрат на производство — оперативный, текущий (годовой), перспективный;

организация и регулирование затрат, активизация и стимулирование выявления резервов снижения затрат;

подведение итогов деятельности.

Управление затратами позволяет:

улучшить экономические результаты деятельности;

определить величину затрат по основным функциям управления;

рассчитать себестоимость единицы продукции как в целом по предприятию, так и по отдельным его подразделениям — центрам затрат;

подготовить информационную базу, позволяющую оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений, контролировать уровень текущих затрат;

выявлять резервы снижения себестоимости на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделений предприятия;

выбирать системы управления затратами, наиболее соответствующие условиям работы предприятия.

Затраты характеризуют в денежном выражении объём ресурсов, использованных в определённых целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг). Чтобы провести различие между расходами данного периода и возникающими в связи с ними затратами, отметим следующее:

затраты текущего года являются также расходами предприятия за этот год;

затраты, понесённые до текущего года, становятся расходами данного года и появляются как активы на начало этого года;

затраты текущего года могут быть расходами будущих лет и будут отражены как активы на конец текущего года.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организаций» установлен следующий состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг):

Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных доходов (в том числе стоимость сырья и материалов; полученных комплектующих изделий и полуфабрикатов; работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями; топлива энергии);

Затраты на оплату труда (основная и дополнительная заработанная плата персонала);

Отчисления на социальные нужды (начисление ЕСН);

Амортизация основных средств;

Прочие затраты (износ по нематериальным активам, арендная плата, обязательное страховые платежи; проценты по кредитам банков в пределах ставок рефинансирования; налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; отчисления в ремонтный фонд; оплата услуг сторонних организаций; другие затраты).

Затраты также являются и предметом управления во всём их многообразии, для чего их необходимо классифицировать по определённым признакам:

— по экономическому содержанию (по видам расходов) — на статьи расходов (статьи калькуляции) и экономические элементы затрат;

— по отношению к производственному (технологическому) процессу — на основные и накладные;

— по отношению к объёму производства — на переменные и условно-постоянные.

— по однородности своего состава — на одноэлементные и комплексные;

— по способу включения в себестоимость продукции — на прямые и косвенные;

— по участию в процессе производства — на производственные и коммерческие (внепроизводственные);

— по периодичности возникновения — на текущие и единовременные;

— по возможности планирования — на планируемые и не планируемые;

— по видам продукции (работ, услуг).

В любой фирме эти классификации и группировки затрат могут применяться в большей или меньшей степени.

Структура затрат по экономическим элементам отражает в общем виде материалоёмкость, трудоёмкость, и фондоёмкость производства.

Она включена в обязательную отчётность предприятий в форме № 5 годового отчёта и обобщается статистическими органами в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей народного хозяйства.

Группировка по экономическим элементам используется при составлении сметы затрат на производство по предприятию, цехам или другим объектам управления затратами. Но она не позволяет выделить основные затраты, затраты на обслуживание производства и управление; затраты на сбыт и реализацию продукции.

Для этих целей применяется группировка производственных затрат по калькуляционным статьям себестоимости, которая позволяет выделить расходы, связанные с производством отдельных видов продукции.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при планировании, учёте и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат путём прямого или косвенного их отнесения.

Номенклатура статей расходов должна учитывать особенности производства в той или иной отросли. На предприятиях промышленности строительных материалов применяется, например, следующая номенклатура статей расходов:

1) сырьё и материалы, полуфабрикаты собственного производства;

2) вспомогательные материалы;

3) покупные изделия и полуфабрикаты;

4) возвратные отходы (вычитаются);

5) топливо на технические цели;

6) энергия на технологические цели;

7) возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;

8) основная и дополнительная заработанная плата производственных рабочих;

9) отчисления на социальные нужды производственных рабочих;

10) расходы на освоение и подготовку производства;

11) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

12) общепроизводственные (цеховые) расходы;

13) общехозяйственные расходы;

14) потери от брака;

15) прочие производственные расходы;

16) производственная себестоимость;

17) внепроизводственные расходы;

18) полная себестоимость;

Данная группировка затрат позволяет определить технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты по первым десяти позициям: сырьё и материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработанная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды производственных рабочих.

Цеховая себестоимость включает в себя расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и цеховые расходы.

Производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, общехозяйственные расходы и прочие производственные расходы.

Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость продукции при её калькулировании расходы подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством отдельных видов продукции и относимые непосредственно на эту продукцию (сырьё и основные материалы, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработанная плата производственных рабочих). К ним относят:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работы, оказания услуг, а также суммы единого налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;

Косвенные расходы, они же накладные, связанные с работой цеха или предприятия в целом (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные затраты и другие).

Зачастую эти косвенные расходы распределяются на продукцию пропорционально заработанной плате производственных рабочих, что приводит к значительному искажению себестоимости отдельных видов продукции, существенно различающихся по фондоемкости их изготовления.

К ним относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.

1.2 ОСНОВНЫЕ, НАКЛАДНЫЕ, ПЕРЕМЕННЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ И УСЛОВНОПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

По своему назначению расходы делятся на основные и расходы по управлению предприятием. Последние называют накладными расходами. К накладным относятся все виды ресурсов, потребление которых не связано с выпуском продукции. Основные расходы по экономическому содержанию близки к прямым расходам, но включают в себя также расходы по амортизации.

Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. В соответствии со способом отнесения затрат на объект калькулирования накладные расходы являются косвенными.

В практике планирования и принятия управленческих решений на перспективу часто используется деление затрат на переменные, постоянные и условно-постоянные затраты. Их деление обусловлено степенью реагирования на изменение объемов производства (продаж).

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. К ним относятся сырье и основные материалы; покупные полуфабрикаты; топливо и энергия технологическая; заработанная плата производственных рабочих; в составе внепроизводственных расходов — расходы на упаковку готовой продукции, погрузка в транспортные средства, транспортные расходы, не возмещаемые покупателям, комиссионные вознаграждения посредникам за продажу товара.

Часть переменных расходов, особенно в периоды недозагрузки мощностей, хотя и зависит от объемов производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная, что вызывает необходимость выделения группы условно-переменных расходов.

Постоянными (условно-постоянными) затратами называются затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода. К ним относятся значительная часть общехозяйственных расходов, амортизация основных средств производственного назначения и др.

Финансовые менеджеры на основе простейших расчетов в базисном периоде могут вывести для каждой статьи затрат коэффициент реагирования затрат на изменение производства, а в целом по себестоимости — сумму постоянных (условно-постоянных) расходов.

Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных часов и др.).

Планирование затрат осуществляется в целях: подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности — основных показателей эффективности производства; обеспечения необходимых условий для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия; проведения правильной маркетинговой и ценовой политики; выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области финансовой политики; выявления нормальной величины текущих затрат при определенных условиях производства.

Этот метод планирования получил большое распространение в зарубежной практике финансового менеджмента и является основой для определения показателя порога рентабельности, силы воздействия производственного рычага и оперативного расчета прибыли от реализации.

При этом планирование переменных затрат не представляет большой сложности, если имеются утвержденные технологические нормы расхода материальных, трудовых и других затрат на единицу продукции.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объёма производства, изменяется лишь их относительная величина на единицу производственной продукции. Это допущение является условным, поскольку постоянные расходы не изменяются до определенного объёма выпуска, равного объёму производственной мощности предприятия.

При увеличении запланированного выпуска сверх возможности производственного потенциала предприятия потребуются инвестиции в основной и оборотный капитал, а следовательно, возрастут амортизационные отчисления и расходы на аренду, а также управленческие расходы.

Поэтому при планировании затрат предприятие должно решить следующие задачи:

определение необходимого объёма выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость совокупных затрат: суммы переменных и постоянных затрат;

расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Раздельное планирование переменных и постоянных затрат в зарубежной практике применяется для принятия управленческих решений, способствующих получению максимальной прибыли.

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных доходах и производственных возможностях.

Реально постоянные затраты могут изменяться под воздействием факторов как влияющих, так и не влияющих на объём производства.

Задача менеджера состоит в том, чтобы удельные постоянные расходы в расчете на единицу продукции, при этом снижались.

На практике изменение суммы постоянных расходов происходит не столько под воздействием внутренних факторах, которые могут регулироваться, сколько под воздействием внешних: повышение цен и тарифов на товары и услуги, потребляемые в процессе управления; переоценки основных фондов; изменение ставок налогов, норм амортизационных отчислений, арендной платы и т.д. Влияние внешних факторов поддается планированию в весьма узком промежутке времени. Поэтому финансовые менеджеры предприятий должны оперативно отслеживать колебания себестоимости и принимать управленческие решения, препятствующие негативному воздействию внешних факторов на себестоимость продукции, а в конечном итоге на прибыль предприятия.

Изменяя соотношения между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос получения оптимальной величины прибыли.

Такая зависимость называется эффектом производственного рычага, и чем больше доля постоянных затрат в структуре общих затрат, тем сильнее сила производственного рычага.

Следовательно, для достижения оптимальных финансовых результатов финансовые менеджеры должны участвовать вместе с другими службами не только в планировании величины затрат, но и в определении их рациональной структуры.

Планированию себестоимости должен предшествовать тщательный и всесторонний анализ затрат, в ходе которого устанавливается влияние на себестоимость продукции основных технико-экономических факторах в базисном периоде.

Особое внимание следует обратить на выявление величины и причины возникновения затрат, обусловленных неправильной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья, материалов, энергии, доплат рабочим за сверхурочные работы, потерь от простоев оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных не рациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушениями технологической и трудовой дисциплины и т.п. Одновременно выявляются внутрипроизводственные резервы в области совершенствования организации производства и труда, внедрения новой техники и технологии с оценкой их экономической эффективности.

Планирование себестоимости по факторам используется при разработке текущих и перспективных планов себестоимости продукции, работ, услуг.

Сущность планирования по факторам заключается в том, что серией специальных расчетов устанавливается, как должен измениться уровень затрат, сложившийся в базисном году под действием изменений в технико-экономических условиях производства, намечаемых на планируемый год.

Преимущество метода: сокращенный состав и объем требуемый выходной информации; высокая степень обоснованности плана; существенное уменьшение трудоемкости расчетов, как при ручной, так и автоматизированной обработке данных; выделение в общем изменении себестоимости доли участия каждого планируемого мероприятия и других намечаемых изменений в условиях производства.

Недостаток метода: невозможность получить все необходимые плановые расчеты себестоимости.

Плановая себестоимость рассчитывается в такой последовательности:

определяется себестоимость товарной продукции планируемого года исходя из фактического уровня затрат базисного года;

рассчитывается экономия в планируемом году, обусловленная изменением производственно-технических и экономических условий хозяйствования (проводимых мероприятий по внедрению новой техники, технологии, улучшению организации производства и труда и т.д.) по сравнению с условиями, принятыми по факту базисного года;

из себестоимости товарной продукции планируемого года, подсчитанной по уровню затрат базисного года, вычитается итоговая сумма экономии и определяется себестоимость товарной продукции планируемого года (в сопоставимых с базисным годом ценах);

подсчитывается уровень затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом году и снижении этих затрат по сравнению с фактическим уровнем затрат базисного года.

Снижение затрат производства в плановом периоде достигается в результате предварительно рассчитанной экономии от:

применение ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей экономию материалов, топлива и энергии, высвобождение работников;

строгого соблюдения технологической дисциплины, приводящего к сокращению потерь от брака;

использование технологического оборудования в экономических эффективных областях и режимах;

сбалансированной эксплуатации производственных мощностей, приводящей к сокращению стоимости основных средств, незавершенного производства и запасов продукции;

разработки оптимальной стратегии технического развития предприятия, обеспечивающей рациональный уровень затрат на создание технического потенциала предприятия;

повышения организационного уровня производства, влекущего за собой сокращение потерь рабочего времени, длительности производственного цикла и, как следствие, снижение себестоимости продукции и размеров оборотных средств предприятия;

внедрения эффективных систем внутрипроизводственных экономических отношений, способствующих экономии всех видов ресурсов, повышению качества продукции;

рационализация организационной структуры системы управления производством, а значит, сокращения затрат на управление, повышение его эффективности.

При определении экономии, обусловленной действием всех технико-экономических факторов (кроме изменения объема производимой продукции и использования основных средств), учитывается только снижение переменных расходов.

1.3 МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ, КАЛЬКУЛЯЦИЯ, ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ДИНАМИКУ ЗАТРАТ

Определение себестоимости — очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.

Различают четыре основных метода калькулирования продукции: простой, нормативный, позаказный и попередельный.

Простой применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг), Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

Показной метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходит ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.

Любая деятельность, создающая потребительскую ценность, использует на входе сырье и материалы, человеческие ресурсы, технологию и информацию для выполнения своих функций. При этом на выходе получаются результаты в виде информации (например, данные о покупателях, параметры производительности, статистика брака), активов (например, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) и пассивов (например, кредиторская задолженность) предприятия (Рис 1).

В совокупности покупатели, поставщики и сама фирма с точки зрения их участия в создании потребительской стоимости образуют “целостную цепочку» таблица 1 (см. приложение).

Отправной точкой при анализе затрат фирмы являются ее цепочки ценности и распределение имеющихся активов и расходов по видам деятельности. В данном параграфе будет рассмотрена техника анализа затрат фирмы, которая помогает понять поведение затрат с системной, целостной точки зрения на предприятие. Это, в свою очередь, дает ключ к созданию прочного конкурентного преимущества и помогает сформулировать маркетинговую стратегию предприятия.

При распределении затрат внутри цепочки ценности необходимо следовать следующим трем принципам:

Во-первых, выделяются те виды деятельности, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. В связи с этим выделяют отрасли и предприятия, в затратах которых преобладают те или иные элементы: материалоемкие (с большим удельным весом сырья и материалов), энергоемкие (большим удельным весом топлива и энергии), трудоемкие (оплата труда), фондоемкие (с большим удельным весом амортизационных отчислений). Выделение их всех затрат наиболее быстрорастущей их части позволяет определить наиболее эффективный источник снижения себестоимости продукции.

Во вторых, виды деятельности, затраты которых ведут себя по-разному, должны рассматриваться раздельно. Речь идет о широко распространенном за рубежом способе деления затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

В-третьих, важным критерием для выделения видов деятельности является поведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную деятельность по-другому, то она должна рассматриваться отдельно в цепочке ценности фирмы. Это объясняется тем, что различия между конкурентами могут привести к тому, что данный вид деятельности окажется источником конкурентного преимущества или недостатка.

1.4 ВЛИЯНИЕ МАСШТАБА НА ЗАТРАТЫ

Затраты по тому или иному виду деятельности часто зависят от ее масштабов. Эффект экономии масштабов имеет место, когда предприятие может выполнить ту или иную деятельность более эффективно в больших объемах или когда оно может распределить свои расходы по созданию нематериальных активов (например, реклама, НИОКР и др.) на больший объем продаваемой продукции.

Экономия масштаба может быть связана со следующими факторами:

1. По мере роста размеров предприятия возрастают возможности использования преимуществ к специализации деятельности и ее управлению.

2. На более крупных предприятиях больше возможностей внедрения нового высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования.

3. На больших предприятиях появляется возможность для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции отходов производства.

Однако с ростом масштаба деятельности может наблюдаться и противоположный эффект: увеличение сложности деятельности и расходов на управление может привести к росту затрат.

Отрицательный эффект масштаба возникает вследствие следующих факторов:

1. С ростом размера предприятия увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, замедляется скорость принятия решений, что совершенно необходимо для быстрого реагирования в условиях рынка на изменение спроса для получения конкурентного преимущества.

2. Снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями компании, теряется ее гибкость, что может отрицательно сказаться в условиях рынка на общем состоянии дел фирмы.

3. В отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом.

Чувствительность к масштабу сильно различается для разных видов деятельности. Например, разработка новых товаров, реклама, инфраструктура фирмы обычно более чувствительна к масштабу, чем, снабжение или продажи. Это объясняется тем, что затраты на эти виды деятельности обычно строго фиксированы и не зависят от размеров фирмы. Для предприятий в странах с переходной экономикой это означает усиление конкуренции по мере того, как все большее их число будет уделять внимание не просто сбыту или перепродажам, а разработке и продвижению на рынок новой продукции. Эти фирмы будут стремиться завоевать большую долю рынка и, таким образом, увеличить объем реализованной продукции, что позволит им добиться эффекта экономии масштаба по вышеуказанным видам деятельности.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большем объеме выпускаемой продукции (естественные монополии), а в некоторых отраслях наблюдается иная картина: средние издержки в начале резко снижаются с ростом объемов производства, а затем почти не изменяются с увеличением выпуска продукции. Это позволяет в данной отрасли эффективно работать как крупным предприятиям, так и небольшим (производство одежды, обуви, а также в розничной торговле).

Экономия масштаба может быть не только следствием технологии, применяемой в той или иной деятельности, но и способа ее организации на предприятии.

Аналогично эффекту масштаба при производстве продукции организация торгового персонала влияет на затраты при продажах. Если торговый персонал организован по географическому принципу, то затраты будут падать по мере роста региональных продаж, потому что каждый торговый агент будет делать более крупные сделки и будет уменьшаться время, затрачиваемое им на проезд от одного клиента к другому, благодаря их увеличению на ограниченном пространстве. Если же продавцы организованны по ассортиментному признаку, то в этом случае рост продаж в одном регионе может привести к росту затрат из-за необходимости ездить туда чаще, чем в другие регионы, которые находятся ближе к месту расположения фирмы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст