Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций в росси

На правах рукописи

БОБЫЛЕВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В РОССИИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ,

ИНСТРУМЕНТЫ

Специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение

и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2010

Работа выполнена в Самарском государственном экономическом университете

Научный консультант — доктор экономических наук, профессор

Ковалева Татьяна Михайловна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Тютюкина Елена Борисовна

доктор экономических наук, профессор

Попова Лариса Витальевна

доктор экономических наук, профессор

Зарук Наталья Федоровна

Ведущая организация — Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева

Защита состоится 18 марта 2011г. в 12 ч на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Вишневер В.Я.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Проводимая в последнее десятилетие государственная финансовая политика в России не устранила в полном объеме ни ранее накопившиеся проблемы в финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций, ни новые, возникшие в современный период. Значительная часть сельскохозяйственных организаций находится в кризисном финансовом состоянии, которое усугубляется отраслевой спецификой. Наблюдается тенденция возрастания количества финансово несостоятельных сельскохозяйственных организаций.

Существующая в России арбитражная практика финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций не является эффективным рыночным механизмом. Доля убыточных сельскохозяйственных организаций в России к концу 2009 г. возросла и составила 27,9% общего их количества. Положение усугубляет мировой финансовый кризис, который обострил существующие проблемы финансирования и кредитования сельскохозяйственных организаций.

Большинство сельскохозяйственных организаций не получает необходимых доходов от своей деятельности для обеспечения условий самофинансирования. Низкая рентабельность реализуемой сельскохозяйственной продукции, конкуренция со стороны импорта обусловили снижение обеспеченности финансовыми ресурсами сельскохозяйственных организаций. Кроме того, отрицательное влияние на их финансовое состояние оказали: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; недостаточные объемы инвестиций в сельское хозяйство; низкий уровень развития земельно-ипотечного кредитования, кредитной кооперации и страхования рисков; высокая степень износа основных фондов; наличие значительных размеров дебиторской и кредиторской задолженности.

В последние годы финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций уделяется повышенное внимание в научных исследованиях, во всех регионах страны реализуется Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Однако не получили должного развития теоретические и методологические основы рассматриваемой проблемы, а правовая база не содержит механизмов комплексного решения задач финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций и ограничена лишь реструктуризацией их задолженности.

Финансовое оздоровление направлено на укрепление финансового состояния сельскохозяйственных организаций и на перевод их из разряда кризисных в разряд состоятельных. Достижение поставленной цели возможно на основе совершенствования бюджетной, кредитной и амортизационной политики, развития страхования и полного использования потенциала сельскохозяйственных организаций.

Широкий круг проблем как теоретического, так и практического характера, связанных с финансовым оздоровлением сельскохозяйственных организаций, не получил концептуального решения, что определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Вышеизложенное обусловливает необходимость развития теоретических и методологических основ финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, а также исследования роли государства, финансовых и кредитных организаций России и непосредственно сельскохозяйственных организаций в решении проблем их финансового оздоровления.

Степень научной разработанности проблемы. Определение сущности и инструментов финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций представляет собой одну из наиболее острых проблем современной финансовой науки.

Существенное влияние на развитие теории финансового оздоровления оказали работы современных отечественных ученых в области финансов и финансов организаций: С.В. Барулина, Э.А. Вознесенского, О.В. Врублевской, А.Г. Грязновой, Л.А. Дробозиной, Т.М. Ковалевой, С.И. Лушина, Е.В. Маркиной, Д.С. Молякова, Г.Б. Поляка, Л.В. Поповой, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, В.А. Слепова, Н.Г. Сычева, Е. Б. Тютюкиной, С.Ф. Федуловой, Е.И. Шохина и др.

Теоретические и методологические аспекты финансового состояния организаций как объекта финансового оздоровления научно обоснованы в трудах многих ученых. Наиболее значительные из них — работы М.С. Абрютиной, Э. Альтмана, В.Д. Артеменко, В.Д. Астраханцева, М.И. Баканова, И.Т. Балабанова, М.В. Беллендир, Л.А. Бернстайна, У. Бивера, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, Т.Г. Вакуленко, Л.С. Васильевой, А.А. Вехоревой, Л.Т. Гиляровской, Г.П. Герасименко, А.И. Гинзбурга, А.В. Грачева, Л.В. Донцовой, Д. Дюрана, О.В. Ефимовой, О.П. Зайцевой, А.Ф. Ионовой, Г.Г. Кадыкова, В.В. Ковалева, Н.В. Колчиной, И.А. Коротнева, М.Н. Крейниной, И.Г. Кукукиной, М.Г. Лапусты, Р. Лиса, В.П. Литовченко, Э.А. Маркарьян, Е.В. Негашева, Н.А. Никифоровой, В.Д. Новодворского, Г.В. Савицкой, Р.С. Сайфулина, Н.Н. Селезневой, Л.Г. Скамай, Г. Спрингейта, Р. Таффлера, П.Д. Федоровой, Л.Ф. Фоминой, Д. Фулмера, Э. Хелферта, Р.Н. Холта, И. Г. Ушачева, А.Д. Шеремета и др.

Отношения, связанные с финансовым оздоровлением организаций, нашли отражение в работах В.Д. Астраханцева, С.В. Барулина, Б.Е. Бродского, В.М. Власовой, А.И. Гончарова, А.Г. Грязновой, В.А. Дроздовой, Е.П. Жарковской, Н.Ф. Зарук, Э.М. Короткова, М.Н. Крейниной, Э.И. Крылова, И.Г. Кукукиной, М.В. Терентьевой, Г.В. Федоровой, М.А. Федотовой и др.

При всей значимости исследований отечественных и зарубежных ученых пока не сформировано научно обоснованной концепции финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Его сущность и инструменты изучены недостаточно и носят дискуссионный характер.

Целостная концепция решения рассматриваемой научной проблемы требует развития теории финансов, финансового состояния и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Использование на практике механизмов финансового оздоровления связано с разработкой методологии объективной оценки финансового состояния и определения на этой основе направлений рыночного и государственного финансового регулирования деятельности сельскохозяйственных организаций в России.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность темы, ее дискуссионность, актуальность решения методологических и практических задач финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций с учетом отраслевых условий их функционирования определили предмет, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методологических основ финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в России и разработка методических рекомендаций при оптимальном сочетании рыночного и государственного финансового регулирования и совершенствовании финансовых отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов рассматриваемых организаций.

Реализация данной цели обусловила необходимость последовательного решения следующих научных задач:

— развить теоретико-методологические основы финансов, финансового состояния и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;

— исследовать необходимость финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций России и разработать его концептуальные основы;

— определить роль методического инструментария анализа финансового состояния в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций;

— раскрыть значение банковского кредитования в обеспечении финансовыми ресурсами сельскохозяйственных организаций;

— исследовать проблемы ипотечного кредитования и лизинговых отношений сельскохозяйственных организаций;

— обосновать роль кредитной кооперации в увеличении притока заемных ресурсов сельскохозяйственных организаций;

— раскрыть роль бюджетной политики государства в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций;

— выявить проблемы действующей практики страхования для определения перспектив его развития в целях укрепления ресурсной базы сельскохозяйственных организаций;

— обосновать место внутренних источников финансовых ресурсов в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено по специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) в рамках п. 1.2 «Теоретико-методологические основы финансовых концепций регулирования воспроизводственных процессов», п. 3.2 «Основные направления регулирования корпоративных финансов, оптимизация структуры финансовых ресурсов предприятий реального сектора», п. 3.3 «Критерии и методы оценки финансовой устойчивости предприятий и корпораций, исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость», п. 3.4 «Структура и взаимосвязь механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов в рыночных условиях», п. 3.7 «Источники финансирования компаний и проблемы оптимизации структуры капитала», п. 3.10 «Принципы, особенности и инструменты амортизационной политики» и п. 3.13 «Формы и методы финансового оздоровления предприятий».

Объектом исследования выступают финансы, финансовое состояние и финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций в России.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в России.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общие методы научного познания: абстрактно-логический, монографический, конструктивных расчетов, анализа и синтеза, экономико-статистические.

Сущность и содержание финансов, финансового состояния и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций раскрыты на основе изучения фундаментальных трудов отечественных и зарубежных ученых, материалов международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по исследуемым проблемам.

Информационной базой диссертации послужили документы Правительства РФ, Министерства финансов РФ и министерства финансов Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства РФ и министерства сельского хозяйства Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», программные, прогнозные разработки и аналитические обзоры государственных органов власти, регулирующие вопросы финансов сельскохозяйственных организаций, информация сети Internet.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методологических основ и разработке методических рекомендаций финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в России. В рамках исследования доказана необходимость финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, предложены его приоритетные направления и инструменты их реализации в целях укрепления и стабилизации финансового состояния рассматриваемых организаций.

Наиболее существенные элементы научной новизны диссертационного исследования заключаются в следующем.

1. Комплексно раскрыты теоретические основы финансов и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций России, а именно:

— разработана методология исследования сущности финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, обеспечивающая целостную его характеристику на основе выявления отраслевых особенностей финансов, определения зависимости финансового состояния сельскохозяйственных организаций от их финансового оздоровления и необходимости оптимального сочетания государственного финансового регулирования и методов рыночного саморегулирования;

— уточнено понятие финансов сельскохозяйственных организаций как совокупности денежных отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов путем сочетания государственного финансового регулирования и рыночных методов хозяйствования для достижения целей расширенного воспроизводства на основе обеспечения непрерывного процесса финансового оздоровления организаций;

— расширено представление о сущности финансового состояния организаций как результата финансовых отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, характеризующего ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость и результативность деятельности организации на конкретную временную дату;

— сформулировано определение финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, под которым понимают экономические отношения по поводу укрепления финансового состояния организаций путем сочетания государственной финансовой поддержки и совершенствования механизмов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций на основе разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, скоординированных правовых и финансово-кредитных мер.

2. Обоснована необходимость финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в России, в частности:

— исследованы и обобщены тенденции формирования и использования финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций; определено влияние отраслевых особенностей финансов на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций;

— раскрыто современное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в России; обобщены и конкретизированы внешние и внутренние причины неустойчивого финансового состояния сельскохозяйственных организаций;

— исследован зарубежный опыт государственного регулирования финансов сельскохозяйственных товаропроизводителей; определены приоритетные направления финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций России, в составе которых особое место отводится бюджетной, кредитной, и амортизационной политике, развитию страхования и полному использованию потенциала сельскохозяйственных организаций.

3. Раскрыта роль методического инструментария анализа финансового состояния в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций, а именно:

— выявлены проблемы анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций (неоднозначная интерпретация показателей, противоречивость их нормальных ограничений, недостаточность нормативно-правовой базы определения качества финансового состояния);

— комплексно исследованы методические, аналитические и информационные блоки оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций для достижения объективности результатов;

— предложены алгоритм расчетов относительных показателей финансовой устойчивости и методика ее оценки по абсолютным значениям на основе четырехкомпонентного интегрального показателя с учетом платежеспособности организации;

— доказана необходимость реформирования финансовой отчетности и предложены его направления, которые позволят получить объективную информацию о наличии реальных источников финансовых ресурсов организации, собственного капитала и обеспеченности им текущих активов.

4. Аргументированы направления кредитной политики в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций, а именно:

— раскрыта роль банковского кредитования в обеспечении сельскохозяйственных организаций финансовыми ресурсами; предложены меры повышения кредитной доступности и снижения риска банка при кредитовании сельскохозяйственных организаций на основе показателей кредитоспособности и обоснования их значений;

— исследованы проблемы ипотечного кредитования сельскохозяйственных организаций; доказана необходимость и предложены меры расширения сферы ипотечного кредитования на основе залога земель сельскохозяйственного назначения и механизма определения стоимости земельных участков для целей ипотеки; обоснована целесообразность передачи полномочий по контролю за всеми землями сельскохозяйственного назначения на уровень субъектов Российской Федерации для обеспечения оперативности решения проблем развития ипотеки сельскохозяйственных земель;

— определены роль и необходимость дальнейшего развития лизинга для увеличения притока инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство на основе реструктуризации денежных обязательств по договорам лизинга с использованием механизмов рассрочки платежей, предоставления возможности погашения лизинговых платежей ввиду сезонной реализации продукции один раз в год по окончании сельскохозяйственных работ и поступления денежных средств в этот период;

— обоснована необходимость расширения деятельности кредитных кооперативов и предложены меры ее активизации, которые базируются на совершенствовании финансово-правовой базы кредитной кооперации, включении сельскохозяйственных кредитных кооперативов в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

5. Исследованы и предложены направления диверсификации источников финансирования в реализации задач финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, в частности:

— обобщен опыт государственного регулирования обеспеченности финансовыми ресурсами сельскохозяйственных организаций на основе анализа содержания и реализации целевых программ их финансового оздоровления; обоснована необходимость усиления роли государства в финансовом оздоровлении исследуемых организаций;

— выявлены проблемы действующей практики страхования, заключающиеся в высокой стоимости страхования, в ограниченности финансовых ресурсов данных организаций и длительных сроках возмещения убытков; установлены направления развития страхования как необходимого инструмента укрепления ресурсной базы этих организаций;

— определено место внутренних источников финансовых ресурсов в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций: научно обоснованы принципы построения эффективного амортизационного механизма и пути оптимизации амортизационной политики на базе методического подхода, включающего матричную модель ее реализации с учетом специфики сельскохозяйственного производства; предложена методика формирования оптимальной структуры капитала на основе экономико-математической модели.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что расширена и углублена теоретико-методологическая основа финансов, финансового состояния и финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Концептуальные положения и выводы автора позволяют развить существующие научные представления о финансовом оздоровлении и могут использоваться в практике формирования и реализации приоритетных направлений устойчивого финансового развития сельскохозяйственных организаций России. Теоретические и методологические положения исследования доведены до практических рекомендаций, что дает возможность их применения в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций.

Основные положения диссертации, выводы и конкретные предложения автора могут быть использованы: органами государственной власти для принятия соответствующих нормативно-правовых актов и решений в реализации задач финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций; кредитными и страховыми организациями, лизинговыми компаниями для анализа финансового состояния и определения платежеспособности и кредитоспособности сельскохозяйственных организаций; непосредственно сельскохозяйственными организациями для разработки планов финансового оздоровления.

Научные положения, выводы, рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертации, используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Финансы», «Финансы организаций», «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый анализ», «Финансовый менеджмент», «Краткосрочная финансовая политика», «Долгосрочная финансовая политика», «Страхование» в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии и рекомендованы для переподготовки специалистов сельского хозяйства.

Апробация результатов исследования. Полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на Юбилейной научной конференции в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (Москва, 2001), Международной научно-практической конференции (Пенза, 2002), Всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 2004), Международной конференции (Ульяновск, 2004), Всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 2005), Международной научно-практической конференции (Ульяновск, 2006), Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 2009), Международной научно-практической конференции (Казахстан, г. Караганда, 2009).

Результаты научных исследований нашли отражение в разработанной министерством экономики Ульяновской области Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, приняты к внедрению департаментом экономического развития, финансов и кадрово-правового обеспечения министерства сельского хозяйства Ульяновской области при составлении региональных программ укрепления финансового состояния сельскохозяйственных организаций, использованы министерством финансов Ульяновской области при разработке предложений по реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, оптимизации структуры государственных расходов и формированию политики взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с финансовыми и кредитными организациями.

Рекомендации автора по совершенствованию методики оценки кредитоспособности сельскохозяйственных организаций приняты к использованию Ульяновским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк».

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 37 публикациях, в том числе в 2 монографиях, 8 статьях в журналах из списка ВАК, общим объемом авторского участия 41 печ. л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В соответствии с целью и задачами исследования в диссертации рассматриваются следующие группы проблем.

Первая группа проблем посвящена разработке теоретических и методологических основ финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Анализ теоретических исследований позволил сделать вывод о недостаточной разработанности и дискуссионности положений, раскрывающих сущность финансового оздоровления исследуемых организаций. Содержательный аспект сущности финансового оздоровления базируется на комплексном рассмотрении теоретических основ финансов и финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

Методологической основой финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций является система подходов, методов, методик и приемов его осуществления, индикативных и расчетных показателей, а также логика исследования.

Несмотря на то, что ключевые принципы финансов едины, содержание финансовых отношений во многом определяется отраслевыми особенностями и влияет на характер кругооборота капитала, формирование и использование финансовых ресурсов. В связи с этим в работе выявлены и систематизированы следующие отраслевые особенности формирования финансов сельскохозяйственных организаций:

— высокая зависимость от внешних источников финансирования, обусловленная разновременностью формирования доходных и расходных потоков денежных средств в результате неравномерности поступления выручки от продажи сельскохозяйственной продукции;

— недостаточность собственных источников финансирования в связи с иммобилизацией значительной доли финансовых ресурсов в образование сезонных производственных запасов;

— прямая зависимость формирования финансовых результатов деятельности от природно-климатических условий.

Вследствие отмеченных особенностей деятельность сельскохозяйственных организаций сопровождается высокими рисками, которые влияют на формирование финансов и объективно обусловливают активное участие государства в регулировании деятельности данных организаций посредством их субсидирования, изменения условий налогообложения, использования льготного кредитования, порядка и условий страхования, лизинга и др.

Наличие специфических рисков и нестабильность доходов в силу объективных причин обусловливают необходимость непрерывного процесса финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций на протяжении всего периода их функционирования.

Исследование особенностей финансов сельскохозяйственных организаций позволило автору уточнить их сущность как совокупности денежных отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов путем сочетания государственного финансового регулирования и рыночных методов хозяйствования для достижения целей расширенного воспроизводства на основе обеспечения непрерывного процесса финансового оздоровления организации.

Отраслевая специфика финансов предопределяет финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, которое играет ключевую роль в их финансовом оздоровлении. Критический анализ мнений ученых относительно понятия «финансовое состояние» показал, что еще не сформировалось окончательное представление о его сущности, которая, в частности, рассматривается:

— как характеристика размещения и использования средств и источников их формирования, но при этом не учитывается результативность деятельности организации;

— как процесс формирования и использования финансовых ресурсов, однако финансовое состояние организации не может определяться как процесс, поскольку характеризуется конкретной временной датой;

— как отражение конечных результатов деятельности организации, но в этом понятии не рассматривается ее возможность осуществлять расчеты, быть платежеспособной;

— как оценка результатов анализа абсолютных и относительных показателей финансового состояния организаций, но при этом не раскрывается содержательный аспект понятия.

Финансовое состояние организации можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае содержательным аспектом финансового состояния являются ликвидность и платежеспособность. Для характеристики долгосрочной перспективы финансового состояния в отечественной практике в основном используется термин «финансовая устойчивость».

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, позволяет свободно маневрировать денежными средствами организации и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу финансово-хозяйственной деятельности. В результате обеспечиваются платежеспособность организации и возможность привлечения кредитов. Соответственно, сущность финансовой устойчивости, по мнению автора, — это стабильное наличие финансовых ресурсов, позволяющее обеспечивать платежеспособность организации, ее кредитоспособность и осуществлять расширенное воспроизводство на основе оптимального формирования и сбалансированного сочетания собственных и заемных средств.

В свете вышеизложенного содержательный аспект финансового состояния организации, по мнению автора, отражает результат финансовых отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, характеризующий ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость и результативность деятельности организации на конкретную временную дату.

Теория финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций не нашла достаточного освещения в научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению его сущности. Однако внимание законодательных органов власти и отечественных ученых, как правило, акцентируется на «лечении» кризиса, а не на мерах по его недопущению. Сущность финансового оздоровления как в нормативных актах Российской Федерации, так и в высказываниях отдельных ученых сводится в основном к восстановлению платежеспособности организации.

На законодательном уровне отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. и «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-ФЗ от 09.07.2002 г. Финансовое оздоровление организаций в соответствии с первым из указанных законов характеризуется как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Автор считает, что финансовое оздоровление организаций должно рассматриваться гораздо шире — с целью достижения не только роста платежеспособности, но и других характеристик финансового состояния как платежеспособных, так и неплатежеспособных организаций. Причем следует учитывать и то, что финансовое оздоровление должно осуществляться как до применения процедур банкротства, так и в его процессе.

При всей значимости и необходимости максимального учета специфики финансов сельскохозяйственных организаций, воздействия на них внешней среды, совершенствования правового регулирования ряд мер финансового оздоровления должен приниматься в рамках самих организаций в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

С учетом комплексного рассмотрения теоретических и методологических основ исследуемой проблемы в работе предложено авторское определение финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, под которым понимают экономические отношения по поводу укрепления финансового состояния организаций путем сочетания государственной финансовой поддержки и совершенствования механизмов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций на основе разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, скоординированных правовых и финансово-кредитных мер.

Вторая группа проблем диссертационного исследования посвящена аналитическому обоснованию необходимости финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в России на основе обобщения тенденций формирования и использования финансовых ресурсов, обусловивших неустойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных организаций.

Исследованием установлено, что усиление государственной поддержки сельскохозяйственных организаций с 2006 г. (субсидирование процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, предоставление кредитов под залог земли на приобретение техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга и др.) улучшило финансовое состояние сельскохозяйственных организаций. В частности, в России наблюдается положительная динамика количества прибыльных организаций (с 72,0% в 2006 г. до 78,3% в 2008 г.).

Однако наряду с положительными результатами сохранились негативные тенденции. Только за 2000-2009 гг. потери сельских организаций от диспаритета цен составили более 900 млрд. руб., в 4 раза превысив кредиторскую задолженность. В 2009 г. снизились основные результативные показатели финансового состояния сельскохозяйственных организаций России: количество прибыльных организаций уменьшилось с 78,3 до 72,1%; рентабельность продаж снизилась на 5,6 п.п. и составила 9,7% против 15,3% в 2008 г.

По Приволжскому федеральному округу наилучшие результаты деятельности в 2008 г. имели по показателю рентабельности Мордовия, Саратовская и Оренбургская области (30,2; 24,0 и 22,0%, соответственно). В 2009 году эти показатели снизились до 10,0; 9,0 и 5,0%. По рентабельности сельскохозяйственных организаций одно из последних мест среди регионов РФ занимает Ульяновская область.

Анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций в Ульяновской области позволил выявить их основные финансовые проблемы, препятствующие нормальному функционированию:

— неудовлетворительная структура источников формирования финансовых ресурсов и устойчивая тенденция снижения доли собственного капитала в общей сумме источников: если в 2001 г. она составляла 69%, к концу 2007 г. — 47,0%, то на конец 2009 г. — 32,6%, в результате на каждый рубль собственного капитала привлекается более 2 руб. заемного;

— прогрессирующий недостаток собственных оборотных средств в связи с превышением темпов роста запасов над темпами роста собственного капитала; материальные запасы организаций формируются в основном за счет краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности;

— превышение в несколько раз размера краткосрочных обязательств над ожидаемым поступлением денежных средств от дебиторов;

— рост долговых обязательств при снижении выручки; задолженность только по краткосрочным обязательствам сельскохозяйственных организаций области составила в 2009 г. 7469,37 млн. руб., в то время как вся их годовая выручка от продаж — 6020,6 млн. руб.;

— замедление периода оборота дебиторской задолженности с 53 дн. в 2001 г. до 192 дн. в 2009 г.;

— кризисный уровень финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций области;

— низкий уровень платежеспособности сельскохозяйственных организаций из-за недостатка финансовых ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

Платежеспособность сельскохозяйственных организаций

Ульяновской области

Показатель

Годы

200120022003200420052006200720082009Абсолютной

ликвидности0,0030,0030,0040,010,020,050,050,030,03Критической оценки0,7850,1340,1640,1980,2370,2710,390,390,45Текущей

ликвидности0,840,7550,7360,5781,1431,341,4751,341,37Для погашения долговых обязательств многие организации области полностью ликвидировали производство продукции животноводства. Основная причина — использование выручки от продажи животных в качестве источника погашения кредиторской задолженности.

Осуществление всех видов финансовых операций организаций сопровождается движением денежных средств. Достаточный приток денежных средств обеспечивает возможности самофинансирования организаций. По сельскохозяйственным организациям Ульяновской области за 2001-2009 гг. основное движение денежных средств связано с текущей деятельностью. Реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» привела к увеличению доли бюджетных субсидий в общем притоке денежных средств по текущей деятельности. По инвестиционной деятельности основной приток денежных средств в 2001-2005 гг. складывался за счет продажи основных средств. С 2006 г. по настоящее время осуществлялось более интенсивное обновление основных фондов, доля расходов на эти цели возросла до 83,5%. В финансовой деятельности наблюдается расширение кредитных отношений. Доля полученных займов и кредитов в общем притоке денежных средств возросла до 98,8% в 2009 г., в том числе кредиты банков составили 78,3%.

При ограниченности источников собственных финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций в силу специфики отрасли возрастает потенциальная потребность в заемных ресурсах. Однако завышенный их размер приводит к ухудшению платежеспособности и финансовой устойчивости, являющихся основными характеристиками финансового состояния субъектов хозяйствования. Все фактические относительные показатели финансовой устойчивости и платежеспособности сельскохозяйственных организаций в Ульяновской области ниже рекомендуемых значений.

Одним из факторов, оказывающих влияние на финансовое состояние исследуемых организаций в Ульяновской области, является обеспеченность основными фондами. Выбытие изношенной техники осуществляется более высокими темпами, чем ее поступление. С 2001 по 2009 г. наличие машин и оборудования в сельскохозяйственных организациях сократилось более чем в 2 раза.

Вместе с тем в области недостаточно использовались кредиты на технологическую модернизацию. Целевые индикаторы по объемам привлеченных кредитов на условиях субсидирования, утвержденные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., выполнены не в полном объеме. План привлечения кредитов в 2008 г. выполнен всего на 68,9%, тогда как в целом по Приволжскому федеральному округу — на 178,5%. В результате доля области по плановым объемам кредитования составляла 3,2%, а фактически — всего 1,01%.

Аналогичная ситуация наблюдается и в 2009 г.: план привлечения указанных кредитов по Приволжскому федеральному округу выполнен на 188,8%, по Ульяновской области — на 71,5%. Доля области по плановым объемам кредитования составляла 3,0%, фактически — 1,6%. В рамках соглашений субъектов РФ с Министерством сельского хозяйства РФ об обязательствах по привлечению инвестиционных кредитов в 2009 г. привлекли кредиты существенно ниже запланированных объемов Курская (на 51%), Орловская (на 33%), Ульяновская (на 35%), Тюменская и Челябинская области, Красноярский край (на 16%), республики Дагестан (на 44%), Калмыкия (на 70%), Мордовия (на 32%).

Недовыполнение планов привлечения кредитов связано с тем, что в условиях кризиса доходная часть большинства региональных бюджетов снизилась, поэтому средний размер регионального софинансирования субсидированных инвестиционных кредитов в 2009 г. (25,3%) был существенно ниже 2008 г. (16,5%), в котором начала действовать Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Мировой практикой доказано, что в системе рыночных отношений сельскохозяйственные товаропроизводители не могут за счет реализации своей продукции получать доход, достаточный для расширенного воспроизводства. Исследование показало, что доля государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в России значительно ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Так, в 25 ведущих странах, входящих в эту группировку, размер государственной поддержки сельскохозяйственным производителям составляет в среднем 349 млрд. долл.: в ЕС — 843 долл., в Японии — 9529, в Норвегии — 2882, в Швейцарии — 3155, в США — 155 долл., а в России — 9 долл.

На поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Дания расходует треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия, соответственно, 15 и 20%. В США около 60% всех бюджетных расходов — это расходы, необходимые для реализации программ стабилизации доходов фермеров.

Обобщение результатов проведенных исследований позволило автору сделать вывод, что финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в России не позволяет им успешно функционировать в условиях рыночной экономики по причине специфических особенностей финансов и недостаточной финансовой поддержки государством. Это обусловливает необходимость разработки научно обоснованных мер, направленных на укрепление финансового состояния сельскохозяйственных организаций, которое в контексте данного исследования рассматривается как финансовое оздоровление.

В целях решения поставленных задач автором разработаны концептуальные основы финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, включающие в себя ключевые направления финансового оздоровления и инструменты его реализации. Общая структурно-логическая схема финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций представлена на рис. 1.

Цель разработки концептуальных основ — развитие теории и методологии финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, определение комплекса взаимосвязанных, скоординированных правовых и финансово-кредитных мер укрепления их финансового состояния. Приоритетные направления финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций предусматривают совершенствование бюджетной, кредитной и амортизационной политики, развитие страхования и полное использование потенциала сельскохозяйственных организаций.

Финансовое оздоровление возможно при комбинировании различных инструментов, состав которых зависит от особенностей финансов и сложившегося финансового состояния сельскохозяйственных организаций. Основой разработки и реализации комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению организации является анализ финансового состояния. Это обусловливает необходимость исследования роли методического инструментария анализа финансового состояния в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций, что составляет третью группу проблем диссертационного исследования.

По мнению автора, действующая практика проведения анализа в ряде случаев не дает объективной характеристики финансового состояния организации. Наблюдаются противоречия в нормативно-правовых актах и различные точки зрения отдельных ученых как по составу, так и по методике расчета показателей финансового состояния. Предлагаемые в работах известных аналитиков показатели финансового состояния зачастую дублируют или дополняют друг друга, алгоритмы расчетов оценочных показателей требуют уточнения.

Проведение анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций требует комплексного исследования методических, аналитических и информационных блоков для достижения объективности его результатов.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций не может быть достигнуто без стабилизации их финансового состояния, основой которого является финансовая устойчивость. Определение ее границ относится к числу наиболее важных финансовых проблем в условиях рыночной экономики, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности организации. Несмотря на то, что большинство ученых сущность финансовой устойчивости связывают с платежеспособностью организации, рекомендуемые ими методики оценки финансовой устойчивости ее не учитывают. В этой связи предложена методика определения финансовой устойчивости организации по абсолютным значениям на основе четырехкомпонентного показателя, включающего в себя, помимо оценки обеспеченности запасов и затрат соответствующими источниками формирования, и оценку платежеспособности организации на основе сопоставления ее текущих активов с текущими обязательствами.

По относительным показателям финансовая устойчивость большинством аналитиков рассматривается применительно к организациям промышленности, связи, торговли, строительства и пр. Для сельскохозяйственных организаций рекомендуемые в отечественной практике значения показателей финансовой устойчивости практически недостижимы.

Традиционно основным признаком финансовой устойчивости признается оптимальная структура капитала. По мнению автора, устойчивое финансовое состояние достигается не только при достаточности собственного капитала, но и при эффективном его использовании, обеспечивающем удовлетворительный уровень рентабельности, платежеспособности, стабильные доходы и широкие возможности привлечения заемных средств. Состав относительных показателей финансовой устойчивости и их ограничения для сельскохозяйственных организаций предложены с учетом особенностей их финансов и фактического финансового состояния за 2001-2009 гг. (табл. 2).

Применение на практике предлагаемой системы показателей позволит реально оценить степень финансовой устойчивости и определить направления финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций на основе сопоставления фактических значений показателей с рекомендуемыми автором работы.

Таблица 2

Система относительных показателей финансовой устойчивости

сельскохозяйственных организаций Ульяновской области за 2001-2009 гг.

Показатели

Диапазон фактических значений

Рекомендуемый

уровень достаточности

показателя

Показатели структуры капитала:

Коэффициент автономии

0,34 — 0,69

≥ 0,5

Коэффициент соотношения

заемных и собственных

средств

0,45 — 1,93

< 1

Коэффициент

обеспеченности текущих

активов собственными

оборотными средствами

(- 0,47) — 0,02

≥ 0,1

Коэффициент устойчивого

финансирования

0,59 — 0,71

> 0,6

Коэффициент маневренности

собственного капитала

(- 0,34) — 0,01

≥ 0,2

Показатели рентабельности:

Рентабельность капитала

(- 6,4) — 7,45

> 0

Рентабельность продаж

(- 2,14) — 14,86



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст