Феномен фольклорного балета в русской музыке XX века

Феномен фольклорного балета в русской музыке XX века

Жданова Е. И.

Студентка

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, теоретико-исполнительский факультет, Тамбов, Россия

E–mail: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

Фольклорное направление русского балета сформировалось и получило наиболее широкое распространение в первые десятилетия XX века в контексте антиромантической тенденции наряду с балетами мюзик-холльного, неоклассического и других направлений.

Фольклорные элементы встречались в балете и в более ранние исторические периоды. Так, в XIX веке элементы фольклора в структуре больших балетов можно было найти, главным образом, в сюитах и дивертисментах, которые строились как чередование разных национальных танцев. В балетной музыке этого периода обращение к фольклору было фрагментарным, при этом внимание композиторов привлекали не все его жанры. Используемые фольклорные элементы подвергались значительной переработке, подчиняясь преобладающей стилистике произведения. Подход к фольклору в этот период был отмечен поэтизацией народно-песенных и танцевальных жанров в рамках характерной для романтизма эстетики: «осуждались как стремление сохранить дикое, причудливое, первозданное, не подвергнув его художественной обработке, сглаживающей ненужные резкости, так и попытки ввести в орбиту высокого искусства „пошлое”, „вульгарное”, являющееся плодом дурного воздействия города» [2, 236]. Подобная переработка фольклорного материала особенно наглядно проявилась в хореографии балетного жанра XIX века ─ в очевидной несовместимости танцевального фольклора с классической системой танца, в результате чего возник так называемый «характерный» танец, который являлся «опоэтизированным» выражением фольклорных прообразов. «Характерный танец» в XIX − начале XX века представлял собой театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и площадной, со всеми сословными разветвлениями, историческими и географическими приметами» [3, 69].

В начале XX века отношение к фольклору изменилось. С одной стороны, в качестве материала теперь избирались уже малоосвоенные его слои – архаика, ритуал, обряд; с другой ─ композиторы обращались к «низким» жанрам современного фольклора, в которых нашли отражение различные формы повседневного быта. Как отмечает Р. Г. Косачева, «в XX веке проявилась множественность подходов к фольклору, что соответствовало … множественности новых направлений, вышедших из общего “романтического ствола”» [2, 237].

Наиболее яркими образцами балетов фольклорного направления начала XX века являются «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» И.Ф. Стравинского, позже – его же «История солдата» и «Свадебка», «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» С.С. Прокофьева. Последний балет в числе пяти других этого периода («Ала и Лоллий», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре») был поставлен в Париже в «Русских сезонах» С.П. Дягилева.

Фольклорное начало в балетном жанре XX века проявилось прежде всего в выборе сюжета. Важную роль здесь сыграли балаганные представления с характерными сюжетными мотивами: осмеяние всех и вся, злая насмешка, мотив волшебных превращений и неожиданных подмен, всеобщего оборотничества и игры со всевозможными масками. Такая образно-смысловая система предполагала амбивалентность, проявляющуюся в соединении полярных начал: жизнь и смерть, утверждение и отрицание, веселье и мировой катастрофизм как трагический итог, всеобщая гибель. Исследователи отмечают влияние на балаганные представления лубочного стиля, для которого характерны красочные и яркие образы.

Сюжетной основой балагана нередко была инсценированная сказка. В балете фольклорного направления нашел воплощение жанр «плутовской» сказки (термин Е. М. Мелетинского). Многообразие форм плутовских проделок легло в основу драматургии балетов и их композиционного строения, подчиняющегося сюитно-мозаическому принципу.

Таким образом, балаган как вид площадных представлений составлял основу музыкально-сценических произведений фольклорного типа. Многообразие жанровых разновидностей балаганных представлений, лубочный стиль, преобладающий в них, во многом определили выбор сюжетов, драматургических решений, композиции и музыкального языка балетов фольклорного направления начала XX века.

Так, стихию балаганно-скоморошьего площадного театра вобрали в себя балеты «Петрушка» И. Ф. Стравинского и «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» С. С. Прокофьева, произведения, в которых фольклорное начало представлено в гротесковом преломлении.

Из вышесказанного следует, что связь с фольклором может быть явной или опосредованной. Самое ясное, открытое проявление фольклорных черт обнаруживается на уровне языковой системы. Более сложное его преломление находится в типе образности, сюжетики, структурообразования, наконец, на уровне идей и смысла.

Литература

1. Асафьев Б. В.О балете. Л.: Музыка, 1974. 294 с.

2. Косачева Р. Г. О музыке зарубежного балета. ─ Москва: «Музыка», 1984. 301 с.

3. Красовская В. М. История русского балета. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. – 288 с.

4. Мелетинский Е. М. Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky14.htm.