Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015

I.Пояснительная записка.

1. Общие положения Образовательной

Программы

1.1 .Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации: — Конституции Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1, в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-Ф3);

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г.№233, с изменениями от22.02.1997 г., 8.08.2003 г., 1.02.2005 г., 7.12.2006 г., 10.03.2009 г.

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-Ф3);

Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. №98-Ф3, в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-Ф-3);

Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики по безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-Ф-3);

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.», № 761 от 1.06.2012 г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г., № 1350 от 11.03.2011 г.

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.

Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением

Специфика образовательной программы определяется главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития ЦДОД, направленными на привитие национального самосознания у детей, интереса к культуре своего народа и других национальностей на основе единого общеобразовательного и социокультурного пространства. Воспитание толерантности у представителей всех этносов.

Педагогический коллектив ЦДОД определяет настоящую Образовательную программу как стратегический документ, являющийся составной частью региональной и муниципальной образовательной системы, основой которой является личностно-ориентированная педагогика, принципы взаимодействия интеграции с другими видами образовательных учреждений. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся в ЦДОД свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области.

Образовательная программа учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре Донского края, к историческому наследию казачьей культуры. Данная Образовательная программа, являясь нормативно-правовым документом, содержит функции по организации и обеспечению целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы. В ней учтены результаты работы педагогического коллектива, осуществляющего деятельность в едином социокультурном и образовательном пространстве района. Разрабатывая Образовательную программу, творческая группа педагогов определила основные цели и задачи развития образовательного процесса, основываясь на стратегических линиях модернизации ЦДОД. В Образовательной программе представлены: воспитательная система ЦДОД, целевые комплексные программы ЦДОД, действующие рабочие программы педагогов, система педагогического мониторинга, а также система коррекции образовательно-воспитательного процесса. Значительное место отведено психолого-педагогическому и социально-педагогическому обеспечению образовательного процесса.

Современная образовательная ситуация требует от ЦДОД способности гибко реагировать на изменения в социуме, удовлетворять образовательные потребности населения, обеспечивая высокое качество образования. Данная Образовательная программа является стратегическим документом, определяющим основные направления развития, объем и содержание образовательной деятельности, кадровый состав, возможный контингент обучающихся, состояние материально-технической базы. Образовательная программа ЦДОД в целом сориентирована на потребности и интересы личности, семьи, социокультурного развития района.

Необходимый компонент, обеспечивающий обратную связь-это контроль. Поэтому в Образовательной программе представлена четкая система мониторинга результатов педагогической деятельности коллектива и система коррекции образовательного процесса, как способа управленческого реагирования на результаты мониторинга.

1.2. Ведущими принципами образовательной Программы являются:

• индивидуализация и дифференциация;

• природосообразность и культуросообразность;

• гуманизация и демократизация образования;

• системность и инновационное развитие образовательного процесса;

• принцип педагогической поддержки;

• принцип педагогики сотрудничества и сотворчества взрослых и детей;

• принцип достигнутого результата;

• принцип доступности всех видов образовательных услуг;

• принцип разноуровневого построения инновационных структур;

• вариативность направлений программ, систем, педагогических технологий;

• личностно-деятельностный характер образовательного процесса;

• интеграция содержания общего и дополнительного образования детей;

1.3. Развитие содержания образования на основе выше — названных принципов позволит:

• развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

• сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, детскую одаренность;

• обеспечить непрерывность образования;

• систематизация профилактики асоциального поведения детей и подростков;

• приобщить детей к культурным региональным ценностям, к Донской казачьей культуре.

1.4. К числу ведущих компонентов содержания Образовательной программы относятся:

• креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности);

• когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе, социальных явлениях (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и региональной культур, привитие здорового образа жизни как фактора психического, физиологического, интеллектуального и нравственного благополучия).

1.5.В качестве основной программной деятельности в ЦДОД выделяются следующие его характеристики:

образование, основанное на интересах, потребностях детей, на свободе выбора ребенком образовательной области, формы познания, деятельности и творчества;

образование, способствующее персонификации личности, постоянному её развитию;

образование, направленное на раннюю профилизацию по направлению образовательной деятельности (художественно-эстетическая, биолого-экологическая, культурологическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).

Образовательные программы педагогических работников представляют собой педагогические технологии развития личности и становления механизма её самореализации. При этом учитывается 4 уровня результативности образовательного процесса.

Начальный уровень — дополнительное образование предлагается детям с 5-6 лет;

первый уровень – младший школьный возраст;

второй уровень – средний школьный возраст;

третий уровень – средний школьный и юношеский возраст.

Данные уровни можно представить в виде следующих этапов:

первый этап «0» — «Любознательность», соответствует начальному уровню – отражение в мифах, сказках, легендах, представление о разных профессиях, творчестве, мастерстве;

второй этап представляет собой первый уровень «Увлечение» — занятия в интересующих областях и видах практической деятельности на ознакомительном уровне;

третий этап соответствует второму уровню «Исследование» — создание условий для самостоятельного поиска дополнительных знаний в интересующей области, отработка приобретенных умений и навыков;

четвертый этап «Фантазирование», представляет собой третий уровень – составление собственных проектов на основе приобретенных знаний, умений и навыков и развития творческих способностей детей.

В связи с тем, что в ЦДОД особое значение придается развитию индивидуальных особенностей детей, т.е. учитывается темп развития деятельности, широта и глубина содержания деятельности, природосодержание деятельности, администрацией и педагогическим коллективом отработан механизм реализации определенных типов программ:

программы углубленного развития по образовательным областям;

интегративные, комплексные программы, наполненные содержанием из различных образовательных областей, учитывающие межпредметные связи;

программы региональной направленности.

Классификацию программ можно осуществлять по самым различным признакам и критериям. Педагогический Совет признал целесообразным выделить следующие типы программ, направленные на продуктивное развитие образовательного процесса в ЦДОД.

1.6. Типы программ:

• по уровню содержания (ознакомительные, базовые, углубленные, допрофессиональные, ориентированные).

• по образовательным областям (искусство, культурная антропология, физическая культура, социальная практика, словесность, естествознание).

Образовательная программа позволит сформировать качества «новой личности» — воспитанника ЦДОД:

• национальное самосознание и самосовершенствование;

• патриотизм;

• физическое совершенствование;

• милосердие;

• ответственное отношение к окружающему миру и природе;

• знание культуры своей страны, малой Родины.

Исходя из данной гуманистической парадигмы, в Образовательной программе сформулированы соответствующие цели и задачи, разработан индивидуальный учебный план, карта образовательных услуг. Индивидуальный учебный план содержит характеристику действующих программ, описание педагогического и управленческого мониторинга результативности реализации Образовательной программы, методы повышения профессиональной компетенции и педагогической культуры работников ЦДОД.

1.7.Классификационные признаки программ.

В практике ЦДОД выделилась также классификация, критерием которой является целевая установка программ — результат, к которому направлены все усилия педагога и детей в ходе её реализации:

познавательные (цели этих программ — знакомство, расширение и углубление знаний детей в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности);

интегрирующие (они основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами);

прикладные (ознакомление и выработка определенных навыков и умений в актуальных на сегодняшний день областях науки или практической деятельности).

Данная классификация естественным образом вписывается в уровни и этапы образовательного процесса, выделяемые в Индивидуальном учебном плане. ЦДОД реализует 5 образовательных направлений, заявленных в Лицензии на право ведения образовательной деятельности:

художественно-эстетическое (музыкальное, театральное, эстетическое, декоративно-прикладная и ИЗО деятельность);

социально-педагогическое направление (детские и юношеские общественные организации и объединения,дошкольник, журналистика, шахматы);

туристско-краеведческое направление (туристская, краеведческая, этнографическая деятельность);

культурологическое направление (этнографические, фольклорные);

эколого-биологическое направление (экология, биология, валеология);

1.8. Краткая характеристика ЦДОД.

ЦДОД является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детей, основное предназначение которого — реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В ЦДОД обучаются и воспитываются во внеурочное время дети и подростки от 5 до 18 лет.

Структура учреждения включает в себя следующие отделы и подразделения:

-администрация;

-информационно-методический отдел;

-отдел детского творчества;

-эколого-биологический отдел;

-хозяйственно-финансовый отдел

Современная образовательная ситуация применительно к деятельности ЦДОД определяется рядом факторов:

• специфика сельского дотационного района, в котором функционирует ЦДОД;

• реальные образовательные потребности населения района;

• ближайшие перспективы развития, задаваемые Национальной доктриной образования в РФ.

Мартыновский район имеет ряд специфических особенностей:

• многонациональный состав населения;

• отдаленность общеобразовательных школ района от ЦДОД;

• недостаточное количество культурно-образовательных учреждений;

• безработица взрослого населения района ввиду закрытия предприятий и с\х отделений.

В последнее время произошли положительные изменения в материально-техническом обеспечении образовательных учреждений за счет выполнения Федеральных образовательных программ.

ЦДОД как муниципальное образовательное учреждение получает ощутимую помощь от Администрации района (ремонт крыши, автобус), Министерства образования Ростовской области (музыкальное оборудование), Всевеликое войско Донское (мебель, туристское оборудование, музыкальное оборудование).

Постоянно проводится профессиональная переподготовка педагогов дополнительного образования детей, результатом которой является участие Центра в республиканских и региональных конкурсах и проектах (лауреат областного конкурса развития образования, лауреат областного и федерального конкурсов УДО в номинации «Сельский центр»).

Центр активизировал работу в районе по проведению всевозможных акций: по противопожарной безопасности, «Молодежь против наркотиков», «Безопасное колесо». Проведение районных учебно-исследовательских экологических экспедиций «Изучение экологического положения природы Мартыновского района», краеведческих экспедиций «Вахта памяти» и т.д.

Использование нововведений в работе нашего педагогического коллектива стало наиболее оптимальным средством перевода ЦДОД из режима функционирования в режим развития.

Цели и задачи Образовательной программы.

При определении основных целей и задач Образовательной программы Администрация и педагогический коллектив исходили из того положения, что образование теснейшим образом связано с понятием культура и обозначает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, т.е. чем лучше образование, тем более действенным и благотворным будет воспитание. Следовательно, образование возможно через широкое окультуривание ребенка, что ведет к расширению его жизненных возможностей, росту осознанности и ответственности его жизненной позиции.

Главная цель Образовательной программы:

Воспитание национального самосознания и толерантности у детей, интереса к культуре своего народа и культурам других наций и народностей на основе единого образовательного и социокультурного пространства, индивидуализирующего образовательный маршрут каждого обучающегося.

Реализация данной цели возможна через решение следующих организационных, научно-методических, образовательных задач в ЦДОД:

• сохранение накопленного педагогического и методического опыта коллектива в создании интеграционного культурообразовательного пространства сл. Б-Мартыновка и района на фоне возрождения и развития этнорегиональной культуры донского края, а также целенаправленная деятельность по созданию условий для развития муниципальной системы поддержки детства;

• создание микро и макро среды по развитию нравственно-эстетического и социокультурного образования, развитие детей, подростков и молодежи в интеграционном поле дошкольных, школьных и учреждения дополнительного образования детей;

• сохранение и расширение вариативного выбора направлений образовательной деятельности, педагогических технологий в ЦДОД;

• обеспечение атмосферы психологического комфорта для каждого обучающегося;

• интеллектуальное развитие личности и стимулирование исследовательских способностей детей;

• создание условий для проведения экспедиционно-исследовательской деятельности по различным направлениям;

• развитие и стимулирование познавательной, социальной и творческой активности детей и подростков. Развитие интереса к историческому и культурному наследию края, района

• создание системы гибкого и адекватного реагирования на изменения в обществе образовательных потребностей;

• создание сквозных многоуровневых программ по основным образовательным областям (искусство, социальная практика) в интеграционном пространстве;

• постоянное совершенствование административного и педагогического профессионализма;

• развитие Модели методической службы в ЦДОД.

Каждая из этих основных задач может включать в себя ряд более частных подзадач:

• диагностику профессиональной компетентности педагога и методиста дополнительного образования;

• обучение педагогов владением педагогическими, дидактическими приемами, методами преподавания предмета и т.д.;

• тренинги личностного роста для педагогических работников;

• курсы повышения квалификации на учрежденческом, районном и областном уровнях;

Образовательная программа ЦДОД позволит сформировать качества «новой гармоничной личности Человека и Гражданина Малой Родины и России» — воспитанника ЦДОД, которому будут присущи следующие качества: национальное самосознание и самосовершенствование, познавательное творчество, патриотизм, милосердие, общее культурологическое развитие, гражданственность, знание календарной и обрядово-праздничной культуры национальностей проживающих на территории района, углубленное знакомство с культурой своей страны и малой Родины, экологическая и природоохранная культура.

Компетенции, которыми должен обладать выпускник ЦДОД:

социальная – способность брать на себя ответственность в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, активно участвовать в функционировании и развитии коллектива;

поликультурная – понимание различий между расами, этносами и культурами, уважение и способность жить с людьми других культур, языков, религий;

интеллектуальная – овладение устным и письменным общением на достаточном уровне;

информационная – получение представлений о новых технологиях, областях их применения, способность критически относиться к полученной информации;

развивающая – способность и желание непрерывного развития в профессиональном, личном, общественном плане;

деловая – владение специфическим набором знаний, умений, навыков, способность применять их на практике;

творческая – своеобразное видение мира, способность определения многофункциональности предметов и возможность их модификации.

Основными направлениями личности, обеспечиваемые воспитанием и обучением в ЦДОД, будут являться:

социально-нравственное усвоение понятий о социальных нормах отношений, в том числе – об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием нормативных актов; сформированность элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение понятий культуры социальных отношений, включая экономические, правовые и др.;

общеинтеллектуальное: усвоение понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение элементов общенаучных методов познания;

общекультурное: усвоение общеэстетических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т.д.).

Эффективность деятельности по реализации поставленных задач, качество результативности работы во многом зависят от кадрового потенциала, от профессионально-педагогической компетентности и творческой активности педагога, которые являются ключевыми факторами в современной модели развивающего и вариативного образования. Администрация ЦДОД принимает меры по созданию оптимальных условий для творческого труда педагогического коллектива, одновременно проявляя заботу о развитии личности, а также способствует формированию педагогов-исследователей.

Проведенный анализ состояния образовательной деятельности в ЦДОД показал, что имеют место проблемы, требующие своевременного разрешения: сохранность контингента обучающихся, стабилизация функционирования некоторых учебных групп, повышение уровня обученности, воспитанности, в целом результативности детских творческих объединений. В ЦДОД принимаются все желающие дети без селекционного отбора, а следовательно с разной базой знаний, умений, жизненным опытом, поэтому важно в процессе образования осуществлять педагогический учет физиолого-психологических особенностей каждого ребенка.

Методы педагогической деятельности с обучающимися весьма разнообразны и применяются в зависимости от возможностей, способностей, потребностей, уровня развития детей. Веление сегодняшнего времени – переход на разноуровневое вариативное образование.

II.Содержание образования в МБОУДОД ЦДОД.

1.Концепция воспитательной системы

мбоудод центр дополнительного образования детей Мартыновского района

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности.

Государственный заказ на воспитание личности определен:

-в основополагающих актах Российской Федерации: — Конституции Российской Федерации;

-Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1, в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-Ф3);

-Закон Российской федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 г. №82-Ф3, в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-Ф3);

— Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-Ф3);

-Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. №98-Ф3, в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-Ф-3);

-Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики по безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-Ф-3);

-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

— «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.», № 761 от 1.06.2012 г.

— Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г., № 1350 от 11.03.2011 г.

-Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.

— Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г.№233, с изменениями от22.02.1997 г., 8.08.2003 г., 1.02.2005 г., 7.12.2006 г., 10.03.2009 г., приказ № 504 от 26.06.12 г.

Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением

1.2. Проблемный анализ воспитательной деятельности ЦДОД.

Происходящие в последние годы изменения в экономической, социальной и политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения.

Отсутствие стабильности на рубеже веков в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Все это отразилось на отношении молодежи к таким ценностям, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, исторические, интеллектуально-образовательные, профессиональные, конституционно-государственные, общечеловеческие и т.д.

В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживается тенденция значительного ослабления восприятия в сознании молодежи этих ценностей или изменения в ориентирах на них.

Эти перемены все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение в нем. Поэтому необходимо решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию.

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших государственных задач. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение её к основным жизненным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, её активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества, несомненно, также сказались на организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Мартыновского района. В самой системе образования обозначились следующие противоречия, затруднения и недостатки:

-задачи совершенствования структуры и содержания образования, в том числе воспитания, затрагивают в большей степени вопросы содержания общего образования. Между тем эта проблема актуальна и для всех уровней системы образования;

-между растущими потребностями детей и их родителей в дополнительных образовательных услугах и ограниченными материально-техническими и кадровыми возможностями УДО;

-современная система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты воспитательной деятельности учебных заведений;

-недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации воспитательной деятельности в системе образования;

-недостаточная координация социально-воспитательной политики (особенно в сфере внешкольной и досуговой деятельности детей и молодежи) и относительной автономностью образовательно-воспитательных учреждений и т. д.;

-наблюдается значительное несоответствие целей и задач вопитательных преобразований результатам, которые достигаются в процессе их реализации.

За прошедшее пятилетие в системе образования Мартыновского района утвердилась и совершенствуется сфера дополнительного образования детей. В начале 2005 года произошли структурно-организационные изменения – Детская Юношеская Спортивная Школа и Детская Школа Искусств стали юридически самостоятельными учреждениями. Реорганизация отразилась только на количественных показателях, а качественные показатели даже улучшились за счет того, что ЦДОД являлся системообразующим звеном дополнительного образования в районе. Наличие довольно развитой инфраструктуры, значительно укрепившаяся материально-техническая база, а главное – сложившийся коллектив педагогов-единомышленников и замечательные традиции Центра позволили достичь новых рубежей развития и качества результативности работы.

Инновационный характер образования должен стать важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Образование должно играть ведущую роль в социализации детей и подростков.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ

ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦДОД.

2.1. Цели и задачи разработки воспитательной системы.

Концептуальные идеи воспитательной системы определились в процессе формирования и становления Центра в 1995-2005 годы. Был приобретен опыт разработки первых воспитательных систем (1998г., 2002г.) и принята Программа развития Центра (2002г.), в которой был применен опыт работы учреждений дополнительного образования городов Таганрога, Волгодонска и Красного Сулина.

Подтвеждением правильности выбора пути развития Центра стали первые успехи наших воспитанников и педагогов на различных конкурсах, конференциях и фестивалях на региональном уровне. В 2003 году ЦДОД получил диплом 3 степени на областном конкурсе воспитательных систем и моделей образовательных учреждений Ростовской области, стал лауреатом областного конкурса Грантов развития образования 2004 года.

В 2005 году педагогический коллектив последовательно занял 1 место в областном, окружном и республиканском этапах 2-го Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «Центр».

Цель воспитательной системы Центра:

-целенаправленное влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию;

-становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе.

Реализация целевых установок предполагает выполнение следующих задач:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст