Федеральная целевая программа развитие внутреннего и въездного

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2011 г. N 644

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

«РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (2011 — 2018 ГОДЫ)»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую HYPERLINK \l Par28 программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» (далее — Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать HYPERLINK \l Par28 Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 — 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения HYPERLINK \l Par28 Программы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 августа 2011 г. N 644

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (2011 — 2018 ГОДЫ)»

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы «Развитие внутреннего

и въездного туризма в Российской Федерации

(2011 — 2018 годы)»

Наименование Программы — федеральная целевая программа «Развитие

внутреннего и въездного туризма в

Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»

Дата принятия решения о — HYPERLINK consultantplus://offline/ref=8C9DB2A3E4D86DA5FEA6EB68E97A3A6787F9129D759DFBDB6725884EOAiFO распоряжение Правительства Российской

разработке Программы, дата Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р

ее утверждения

Государственные заказчики — Министерство спорта, туризма и молодежной

Программы политики Российской Федерации,

Министерство регионального развития

Российской Федерации, Федеральное

агентство по туризму

Государственный заказчик — — Министерство спорта, туризма и молодежной

координатор Программы политики Российской Федерации

Основные разработчики — Министерство спорта, туризма и молодежной

Программы политики Российской Федерации,

Федеральное агентство по туризму

Цель Программы — повышение конкурентоспособности

туристского рынка Российской Федерации,

удовлетворяющего потребности российских и

иностранных граждан в качественных

туристских услугах

Задачи Программы — развитие туристско-рекреационного

комплекса Российской Федерации;

повышение качества туристских услуг;

продвижение туристского продукта

Российской Федерации на мировом и

внутреннем туристских рынках

Важнейшие целевые индикаторы — численность граждан Российской Федерации,

и показатели Программы размещенных в коллективных средствах

размещения;

численность иностранных граждан,

размещенных в коллективных средствах

размещения;

площадь номерного фонда коллективных

средств размещения;

инвестиции в основной капитал средств

размещения (гостиницы, места для

временного проживания);

количество койко-мест в коллективных

средствах размещения;

количество лиц, работающих в коллективных

средствах размещения;

количество лиц, работающих в туристских

фирмах;

объем платных туристских услуг, оказанных

населению;

объем платных услуг гостиниц и

аналогичных средств размещения

Срок и этапы реализации — 2011 — 2018 годы:

Программы первый этап — 2011 — 2014 годы;

второй этап — 2015 — 2018 годы

Объем и источники — общий объем финансирования Программы на

финансирования 2011 — 2018 годы в ценах соответствующих

лет составляет 332 млрд. рублей, в том

числе:

за счет средств федерального бюджета — 96

млрд. рублей (28,9 процента),

из них:

капитальные вложения — 92,986 млрд.

рублей;

прочие нужды — 3,014 млрд. рублей;

за счет средств консолидированных

бюджетов субъектов Российской Федерации —

25 млрд. рублей (7,5 процента);

за счет средств внебюджетных источников —

211 млрд. рублей (63,6 процента)

Ожидаемые конечные результаты — ожидаемыми конечными результатами

реализации Программы и реализации Программы являются:

показатели социально- создание в различных субъектах Российской

экономической эффективности Федерации сети конкурентоспособных

туристско-рекреационных и автотуристских

кластеров, которые станут точками

развития регионов и межрегиональных

связей, активизировав вокруг себя

развитие малого и среднего бизнеса (рост

инвестиций в основной капитал средств

размещения (гостиницы, места для

временного проживания) в 1,9 раза по

сравнению с 2010 годом);

удовлетворение потребностей различных

категорий граждан Российской Федерации

в активном и полноценном отдыхе,

укреплении здоровья, приобщении к

культурным ценностям (рост численности

граждан Российской Федерации, размещенных

в коллективных средствах размещения, в

1,5 раза по сравнению с 2010 годом);

повышение уровня занятости населения за

счет создания дополнительных рабочих мест

в сфере туризма (увеличение количества

работающих в коллективных средствах

размещения на 41 процент и работающих в

туристских фирмах на 51 процент по

сравнению с базовым уровнем 2010 года);

увеличение доходов бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации за счет

увеличения объема производства услуг в

отрасли (увеличение объема платных

туристских услуг, оказанных населению, в

4,7 раза и объема платных услуг гостиниц

и аналогичных средств размещения в 4,3

раза по сравнению с 2010 годом);

рост валового внутреннего продукта и

улучшение платежного баланса страны (рост

численности иностранных граждан,

размещенных в коллективных средствах

размещения, в 6,4 раза по сравнению с

2010 годом).

Показателями социально-экономической

эффективности Программы являются:

интегральный общественный эффект от

реализации мероприятий Программы — 980,3

млрд. рублей;

интегральный коммерческий эффект от

реализации мероприятий Программы — 231,3

млрд. рублей;

индекс прибыльности — 1,1;

период окупаемости частных инвестиций —

13 лет;

интегральный бюджетный эффект от

реализации мероприятий Программы — 574,4

млрд. рублей;

расчетный срок окупаемости бюджетных

инвестиций (период возврата средств

федерального бюджета) — 6 лет;

доля бюджетных ассигнований (коэффициент

участия государства) — 0,26

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В соответствии с HYPERLINK consultantplus://offline/ref=8C9DB2A3E4D86DA5FEA6EB68E97A3A6788F9159D739DFBDB6725884EAFE83632CB28C1285CCFAEOFi1O Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и HYPERLINK consultantplus://offline/ref=8C9DB2A3E4D86DA5FEA6EB68E97A3A6788FD1A9D709DFBDB6725884EAFE83632CB28C1285CCFAFOFi9O Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30 ноября 2010 г. отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Рекреационный (пляжный) туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян. По экспертным оценкам, 38 процентов российских туристов предпочитают отдыхать на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ), а также на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ). Наиболее перспективными регионами с точки зрения развития этого вида туризма являются регионы Южного федерального округа.

Из более чем 2000 километров теплых морских побережий в России в настоящее время благоустроена и пригодна для пляжного отдыха лишь 1/3 часть. В 2009 году на российских пляжных курортах отдохнуло порядка 10,7 млн. туристов. При соответствующем развитии инфраструктуры указанного вида туризма курорты Российской Федерации смогут принимать на пляжный отдых дополнительно более 12 млн. туристов.

Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа — это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов.

Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в других федеральных округах. Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек.

В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма — горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие — обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2,5 млн. человек.

Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные оздоровительные ресурсы страны потенциально могут привлечь дополнительно более 2 млн. туристов.

Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 0,3 млн. человек.

Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 — 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников.

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт.

Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Активно развивается этот вид отдыха в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами с точки зрения сельского туризма обладают отдельные регионы Центрального федерального округа. Потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 600 тыс. человек.

Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автопарк России последние годы растет на 2,2 — 2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн. туристов, в том числе из-за рубежа.

Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туристской индустрии позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации, являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, Российская Федерация при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов.

В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия — на 9.

Таким образом, при решении ключевых проблем отрасли и создании благоприятных условий для ее развития потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма.

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:

слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);

отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Российской Федерации может привести к:

дальнейшему снижению конкурентоспособности российского туристского продукта на международном и внутреннем туристском рынке (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и невысокого качества предоставляемых туристских услуг);

снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения;

увеличению выездного туристского потока и ухудшению платежного баланса страны.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.

Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и сформулированных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.

Для выбора оптимального сценария реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» (далее — Программа) были рассмотрены и проанализированы возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы и программные механизмы осуществления государственных инвестиций.

Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов финансового обеспечения реализации Программы выявил целесообразность финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для достижения цели Программы — активизации развития внутреннего и въездного туризма.

При выборе программного механизма государственного финансирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации были рассмотрены следующие 3 сценария достижения цели:

развитие туристской инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий;

развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма;

развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также реализация проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Отсутствие логической, технологической и функциональной взаимосвязи мероприятий Программы в рамках первого сценария приведет к рассредоточению предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй сценарий также не является оптимальным из-за отсутствия концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока, а также взаимосвязей между проектами, что может привести к низкой эффективности и результативности Программы.

Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках третьего сценария.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.

В отличие от первых двух сценариев, характеризующихся фрагментарным характером и узкой направленностью мероприятий, в третьем варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма и сопутствующих услуг при обеспечении взаимосвязи мероприятий Программы.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст