Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной с

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от ____ 201_ г. № ___

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)»

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)»

Наименование целевой программы

— федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)»

Дата принятия решения о разработке целевой программы

— распоряжение Правительства Российской Федерации от _________ 2013 г. №____ -р

Государственный заказчик-координатор

— Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственные заказчики

— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная налоговая служба, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Основные разработчики целевой программы

— Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная налоговая служба, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Цель и задачи целевой программы

— целью является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации;

задачами Программы являются:

объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в Единый государственный реестр объектов недвижимости (далее — ЕГРОН);

обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость

Целевые индикаторы и показатели

— доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат;

доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

срок государственной регистрации прав;

срок кадастрового учета;

время ожидания заявителями в очереди.

Сроки и этапы реализации целевой программы

— 2014 — 2019 годы

Объем и источники финансирования

— общий объем финансирования Программы на 2014 — 2019 годы в ценах соответствующих лет составляет 62 778,05 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 60 416,05 млн. рублей, из них:

научно — исследовательские и опытно- конструкторские работы – 91,30 млн. рублей;

капитальные вложения – 17 130,63 млн. рублей;

прочие нужды – 43 194,12 млн. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 2 362,00 млн. рублей, из них:

прочие нужды – 2 362,00 млн. рублей;

Ожидаемые конечные — результаты реализации целевой программы и показатели социально- экономической эффективности

— увеличение к 2019 году доли объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид, до 100%;

увеличение к 2019 году количества субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН, до 83;

увеличение к 2019 году количества субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, до 83;

увеличение к 2019 году доли площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, до 65%;

увеличение к 2019 году доли земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, до 52%;

увеличение к 2019 году доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», до 70%;

увеличение к 2019 году доли лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, до 90%;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов на 51% по сравнению с 2012 годом;

сокращение к 2019 году срока государственной регистрации прав до 7 дней;

сокращение к 2019 году срока кадастрового учета до 5 дней;

сокращение к 2019 году времени ожидания заявителями в очереди до 10 минут.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью национальных задач по обеспечению социально-экономического развития страны, решению социальных, экономических и экологических проблем, повышению качества жизни, содействию региональному развитию.

В целом ряде стратегических и программных документов рассматриваются вопросы в сфере земельно-имущественных отношений.

Задачи по управлению земельными участками также решаются в рамках реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р, одной из которых является обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также на снижение административных барьеров и обеспечение налогообложения недвижимости.

Формирование институциональной среды инновационного развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, невозможно без развития рынков земли и недвижимости. При этом важнейшая задача государства — обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снизить издержки граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость. Это предполагает упрощение процедур вовлечения земель в хозяйственный оборот, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость при развитии конкуренции на рынке кадастровых работ и переходе к саморегулированию кадастровой деятельности, завершение приватизации земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости и выдела земельных участков в счет земельных долей, образованных в процессе приватизации сельскохозяйственных земель, формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии внедрения принципа «одного окна», в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте.

В целях повышения качества предоставления государственных услуг Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определены основные направления совершенствования системы государственного управления и сформированы, в том числе, следующие целевые показатели:

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90%;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, к 2018 году – не менее 70%;

сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти для получения государственных услуг к 2014 году – до 15 минут.

Одним из инструментов достижения целей государственной политики по повышению качества государственных услуг Российской Федерации является план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (далее – Дорожная карта).

Мероприятия Дорожной карты предусматривают совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению ГКН и ЕГРП в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, повышение эффективности кадастровой деятельности, повышение информированности общества об услугах Росреестра.

За счет создания единой системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.

Интеграция мероприятий Дорожной карты с мероприятиями новой федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» (далее – Программа) позволит продолжить развитие потенциала достигнутого в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь целевых значений показателей, установленных статусными документами.

Следует отметить, что Программа реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 4675-р.

В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) ЕГРОН; обеспечение оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счёт расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, соответствует одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации – эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

В настоящее время произошел эволюционный переход от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который создан в рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы) (далее — Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 560.

Все показатели эффективности, предусмотренные в Подпрограмме, выполнены полностью:

Фактически к концу 2012 года ГКН создан на территории всех 89 кадастровых округов. В результате создана техническая инфраструктура ГКН.

За весь период реализации рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога и имущественных налогов, к концу 2012 года превысил плановый показатель в 2,1 раза.

Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в ГКН завершены в 89 кадастровых округах.

Создана инфраструктура пространственных данных ГКН на всей территории Российской Федерации.

Фактически к концу 2012 года на территории 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.

Ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:

инфраструктура пространственных данных ГКН создана на всей территории Российской Федерации;

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет 20 рабочих дней;

электронные запросы Росреестра в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64% от общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения ЕГРП и ГКН предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Потенциал роста запросов (входящих и исходящих) в 2013 году оценивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 10 раз.

Вместе с тем существует ряд проблем в сфере формирования и развития единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

ЕГРП и ГКН существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;

отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости (далее – Единый закон). Учетно-регистрационные процедуры регулируются двумя различными федеральными законами: от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Указанные федеральные законы не исключают дублирования сведений о правах и объектах в ГКН и ЕГРП, не предусматривают правила синхронизации сведений ГКН и ЕГРП, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях данных систем;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости (далее — ЕФИСН) (согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 18 декабря 2009 г. № 534 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости»).

Вместе с тем, как отмечалось ранее, из-за отсутствия Единого закона, а также необходимого финансирования, ЕФИСН в текущем году не будет создана.

В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонент в сфере кадастрового учета. Что впоследствии, дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания Единого закона, регулирующего, в том числе, и порядок ведения ЕГРОН.

Однако для перехода к ведению ЕГРОН необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания средств заказчиков будет хватать только на поддержание материально-технической базы системы регистрации прав и системы кадастрового учета недвижимости.

При этом следует учитывать, что ранее установленные Росреестром (начиная с 2006 года) программно-технические комплексы, рабочие станции, системы мониторинга и управления серверами, системы управления электронной очередью, системы взаимодействия с заявителями, комплекты центральных групповых и сетевых средств обработки информации, серверы для организации системы «одного окна», телекоммуникационное и иное оборудование не обеспечивают необходимую аппаратную поддержку в условиях значительного роста объема информации (объема предоставления государственных услуг);

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», составляет 5% от общего объема оказываемых услуг;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, составляет 60%;

доля объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, документы по которым переведены в электронный вид, составляет 30%;

сведения о границах только десяти субъектов Российской Федерации внесены в ГКН;

земельные участки, относящиеся к собственности Российской Федерации, не в полном объеме поставлены на кадастровый учет и достоверные сведения об их границах отсутствуют;

динамика роста потребности общества в государственных услугах Росреестра в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости опережает динамику ресурсного обеспечения деятельности Росреестра по их предоставлению.

В 2011 году объем предоставленных государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений составил 92,8 млн. (26% в общем объеме предоставленных услуг в иных сферах деятельности);

из-за нехватки площадей затраты на аренду помещений для предоставления услуг в сфере государственной регистрации и государственного кадастрового учета ежегодно составляют 1,2 млрд. рублей;

стабильный рост объема документов на бумажном носителе в сфере регистрации прав и кадастрового учета при одновременном дефиците помещений, предназначенных для хранения архивов, а также несоответствии имеющихся помещений архивов санитарно-техническим нормам хранения документов и требованиям пожарной безопасности.

Так, для обеспечения хранения имеющегося объема бумажных документов эксплуатируется более 3 тысяч помещений, общей площадью порядка 240 тыс. кв. м., по состоянию на 2012 год помещения заполнены в среднем на 95 %.

При сохранении существующей практики комплектования и хранения документов ЕГРП и ГКН ежегодно требуется увеличение архивных площадей в среднем на 6 %.

Кроме того, на сегодняшний день система хранения документов в ФНС России децентрализована и реализует процедуры архивного учета и хранения в каждом отдельно взятом территориальном налоговом органе.

Для эффективного решения проблем в данной сфере и обеспечения достижения показателей, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и их обеспеченность финансовыми ресурсами.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не в полной мере решена межведомственная задача обеспечения актуальными и достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах и сделках с ними, что приводит к некорректной информационно-аналитической поддержке деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, отсутствие границ земельных участков Российской Федерации и незавершенность инвентаризации объектов федеральной собственности создают серьезные препятствия при управлении земельными ресурсами со стороны государства и приводят к низким темпам вовлечения в хозяйственный оборот земель федеральной собственности.

Отсутствие новой федеральной целевой программы до 2020 года после окончания действия Подпрограммы может привести к следующим факторам:

несоответствие общей производительности системы регистрации прав и кадастрового учета современным запросам рынка, в том числе длительность оказания услуг, наличие очередей, высокие коррупционные риски;

недостаточный рост качества и доступности предоставления государственных услуг;

неполное и (или) некорректное налогообложение;

недополучение федеральным бюджетом доходов от сдачи в аренду и продажи земельных участков федеральной собственности;

невозможность обеспечения должным образом гарантий прав на недвижимое имущество;

ограничения для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации (плохой деловой климат).

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода также могут стать:

разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности в решении стоящих перед государством задач по повышению качества оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;

неэффективное использование бюджетных средств для решения проблем в учетно-регистрационной сфере;

невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в учетно-регистрационной сфере;

отсутствие системы контроля за реализацией мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В этом случае государственная политика в сфере формирования и развития единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в стране может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в данной сфере и поддержанию материально-технической базы системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, что обеспечит лишь локальную результативность в части достижения основных показателей.

С учетом изложенного следует сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости с использованием программно-целевого подхода.

Таким образом, целесообразность разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью:

обеспечения перехода на качественно новый уровень предоставления государственных услуг в учетно-регистрационной сфере и повышения эффективности их оказания;

обеспечения равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка;

соблюдения баланса интересов, взаимной заинтересованности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества;

урегулирования вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;

расширения использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на порядок предоставления услуг в учетно-регистрационной сфере;

дальнейшей детальной разработки инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

совершенствования системы показателей и индикаторов деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования мероприятий, реализуемых в рамках других целевых программ.

Эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях применения в качестве основы государственного управления в учетно-регистрационной сфере программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы, поскольку это позволит:

установить единые цели и задачи деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости до 2020 года;

сформировать систему приоритетных мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, способствующих системному решению существующих проблем;

повысить эффективность управления в учетно-регистрационной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

сконцентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в учетно-регистрационной сфере;

создать механизмы налогового стимулирования владельцев эксплуатируемых объектов капитального строительства, включая незавершенные, к постановке такого имущества на кадастровый учет;

осуществить оптимизацию кадастрового, налогового и иных форм учета объектов недвижимости, исключающих возможность расхождения сведений об объектах недвижимости и их правообладателей в соответствующих базах данных;

применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат;

создать условия для повышения эффективности вовлечения в хозяйственный оборот земель федеральной собственности.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от _________ 2013 г. №_____, на основе проведенного анализа вариантов решения проблемы программно-целевым методом выбран вариант, который позволит обеспечить оптимальное соотношение полученных результатов и фактических затрат при достижении цели Программы.

При использовании программно-целевого метода будет обеспечен порядок изменения сведений об объекте недвижимости и лицах, которым принадлежат права на этот объект, содержащихся в ЕГРП и ГКН, без участия заявителя, а также обеспечен доступ к содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц учредительным документам юридического лица, представленным в форме электронного документа, органам по государственной регистрации прав и кадастровому учету в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства, в режиме реального времени.

Таким образом, продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем учетно-регистрационной сферы позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к созданию достоверного ЕГРОН к 2020 году, гармонизации сферы земельно-имущественных отношений в целях повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиты прав на недвижимое имущество путем увеличения гарантий зарегистрированных прав, снижения административных барьеров, расширения налогооблагаемой базы, но и войти российской системе государственной регистрации прав в пятерку лучших стран.

Вместе с тем реализация мероприятий Программы может сопровождаться возникновением следующих законодательных, информационных и иных рисков:

правовые пробелы и противоречия в нормативно-правовой базе, ограничивающие действия и взаимодействие органов власти и их способность эффективно реагировать на ситуацию в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

недостаточность, а иногда и отсутствие информации о целях, направлениях и результатах деятельности в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

возможен риск недофинансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с неравномерностью экономического развития регионов страны и различными потребностями в финансовых и организационных ресурсах.

Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования системы управления Программой и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере земельно-имущественных отношений, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.

II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения

Целью Программы является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости:

объединение ЕГРП и ГКН в ЕГРОН;

обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.

Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также обеспечить:

условия для решения существующих проблем;

переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;

активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

сотрудничество с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей Программы:

доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН, ЕГРП (ЕГРОН) и документы по которым переведены в электронный вид;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен ЕГРОН;

количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат;

доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля земельных участков, учтенных в ГКН, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства;

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

срок государственной регистрации прав;

срок кадастрового учета;

время ожидания заявителями в очереди.

Значения целевых индикаторов и показателей Программы по годам ее реализации представлены в приложении № 1. Методика расчета целевых индикаторов и показателей эффективности Программы представлены в приложении № 5.

Программа рассчитана на 2014 — 2019 годы и будет осуществляться в один этап. Программа может быть досрочно прекращена решением Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации целевой программы.

III. Мероприятия Программы

Комплекс мероприятий Программы формируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды по направлениям Программы.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям, способным улучшить ситуацию в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

1) Развитие и совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

совершенствование видов взаимодействия с потребителями и поставщиками государственных услуг;

развертывание и оснащение новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания (ВЦТО);

внедрение единых стандартов и требований к офисам приема-выдачи документов, в том числе оснащение единой автоматизированной системой аудиозаписи, электронной очередью, системой видеонаблюдения и трансляции, мобильными комплексами для оказания выездных приемов;

строительство, реконструкция и приобретение административных зданий Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра», включая проектные и изыскательские работы.

В рамках совершенствования видов взаимодействия с потребителями и поставщиками государственных услуг будет обеспечена возможность подачи документов в электронной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом будет реализована возможность подачи документов по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости).

Кроме того, будут оптимизированы формы заявлений и иных документов, представляемых заявителями для совершения учетно-регистрационных действий (в том числе путем исключения из таких документов избыточной информации, типизация договоров, актов передачи имущества и т.п.). Будут разработаны механизмы предоставления сведений из ЕГРП и ГКН в виде электронного документа в режиме реального времени.

Также в рамках данного мероприятия будет происходить наполнение автоматизированной системы «Мониторинг рынка недвижимости» данными о рынке недвижимости, полученными из максимального количества возможных источников ценовой информации об объектах недвижимости. В том числе, будет обеспечена возможность загрузки сведений о рыночной цене и прочих характеристиках объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, в отношении которых принято решение о приватизации, на основании отчётов об оценке рыночной стоимости, подготовленных оценщиками.

Для улучшения взаимодействия с потребителями государственных услуг также запланировано обеспечение единой очереди поступающих запросов, предварительной записи, подъема статусов запросов, отправки сообщений о ходе оказания государственной услуги (посредством СМС и электронной почты).

В рамках мероприятия по строительству, реконструкции и приобретению административных зданий запланировано создание межрегиональных учетно-регистрационных центров (МУРЦ), которые позволят создать технологическую основу радикального повышения уровня автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий и предоставления информационных услуг Росреестра в масштабах сразу нескольких субъектов Российской Федерации, что реализует принцип экстерриториального обслуживания граждан.

Всего за время реализации Программы планируется создать 7 МУРЦ (на территории Калужской, Ленинградской, Ростовской, Новосибирской, Воронежской областей, Ставропольского и Приморского краев) общей площадью порядка 78 тыс. кв. м и ориентировочной штатной численностью сотрудников 11 тыс. человек.

Необходимо отметить, что для отработки единых принципов и стандартов организации деятельности МУРЦ предполагается реализовать пилотные проекты по созданию МУРЦ на имеющейся базе мощностей территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по г. Москве, Красноярскому краю, Свердловской области и Республике Башкортостан.

Указанные мероприятия позволят снизить общесистемные издержки на оказание услуг (при одновременном повышении качества, доступности и комфортности их предоставления) и приведут к укрупнению центров принятия решений в области кадастрового учета и регистрации прав.

В целях обеспечения необходимыми помещениями сотрудников территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также повышения комфорта обслуживания потребителей услуг планируется строительство, приобретение и реконструкция зданий, что, в свою очередь, также позволит значительно сэкономить средства федерального бюджета в результате отказа от аренды.

Успешная реализации данного направления позволит также провести постепенное сокращение численности занятых в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество государственных служащих, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 137 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», без ухудшения количественных и качественных показателей деятельности, а также повысить общую эффективность обслуживания различных потребителей услуг.

Кроме того, планируется развертывание двух площадок ВЦТО (на базе имеющихся помещений ФГБУ «ФКП Росреестра») общим количеством 550 рабочих мест (за счет перераспределения штатной численности), одна из которых будет обслуживать Северо-Кавказский федеральный округ и Южный федеральный округ, другая – Дальневосточный федеральный округ и Сибирский федеральный округ.

Открытие новых площадок ВЦТО позволит сократить количество визитов, обращений граждан в офисы и приемные в два раза, позволит расширить перечень услуг, предоставляемых по телефону, до 30%, а также уменьшить нагрузку на территориальные органы Росреестра, минимизировать коррупционные риски.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст