Федеральная целевая программа «Электронная Россия». 18 Глава Ана

Содержание

TOC \O «1-3» \H \Z \U

HYPERLINK \L «_TOC196661019» Введение PAGEREF _TOC196661019 \H 3

HYPERLINK \L «_TOC196661020» Глава 1. Сущность концепции «электронного государства» PAGEREF _TOC196661020 \H 8

HYPERLINK \L «_TOC196661021» 1.1. От информационного общества к «электронному государству» PAGEREF _TOC196661021 \H 8

HYPERLINK \L «_TOC196661022» 1.2. Электронное государство: понятие, базовые элементы и этапы реализации PAGEREF _TOC196661022 \H 20

HYPERLINK \L «_TOC196661023» 1.3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». PAGEREF _TOC196661023 \H 30

HYPERLINK \L «_TOC196661024» Глава 2. Аналитический обзор построения «электронных государств» в зарубежных странах PAGEREF _TOC196661024 \H 40

HYPERLINK \L «_TOC196661025» 2.1 Англо-американская модель построения «электронного государства» PAGEREF _TOC196661025 \H 40

HYPERLINK \l «_Toc196661026» 2.1.1 Опыт построения «электронного государства» в США PAGEREF _Toc196661026 \h 40

HYPERLINK \l «_Toc196661027» 2.1.2. Особенности построения «электронного государства» в Великобритании PAGEREF _Toc196661027 \h 46

HYPERLINK \l «_Toc196661028» 2.1.3. Специфика построения «электронного государства» в Канаде PAGEREF _Toc196661028 \h 50

HYPERLINK \L «_TOC196661029» 2.2 Континентально — европейская модель построения «электронного правительства» PAGEREF _TOC196661029 \H 52

HYPERLINK \L «_TOC196661030» 2.3 Азиатская модель построения «электронного государства» PAGEREF _TOC196661030 \H 56

HYPERLINK \l «_Toc196661031» 2.3.1 Опыт построения «электронного государства» в Сингапуре PAGEREF _Toc196661031 \h 56

HYPERLINK \l «_Toc196661032» 2.3.2. Характерные черты построения «электронного государства» в Южной Корее PAGEREF _Toc196661032 \h 60

HYPERLINK \L «_TOC196661033» 2.4. Рекомендации по совершенствованию электронного правительства на основе зарубежных моделей PAGEREF _TOC196661033 \H 63

HYPERLINK \L «_TOC196661034» Глава 3. Региональное электронное государство на примере РФ PAGEREF _TOC196661034 \H 66

HYPERLINK \L «_TOC196661035» 3.1. Региональный опыт. Республика Татарстан PAGEREF _TOC196661035 \H 66

HYPERLINK \L «_TOC196661036» 3.2. Региональный опыт. Республика Чувашия PAGEREF _TOC196661036 \H 69

HYPERLINK \L «_TOC196661037» 3.3. Информатизация в Пермском Крае PAGEREF _TOC196661037 \H 74

HYPERLINK \L «_TOC196661038» 3.4 Анализ официального сайта Законодательного Собрания Санкт-Петербурга PAGEREF _TOC196661038 \H 76

HYPERLINK \L «_TOC196661039» Заключение PAGEREF _TOC196661039 \H 81

HYPERLINK \L «_TOC196661040» Библиография PAGEREF _TOC196661040 \H 86

HYPERLINK \L «_TOC196661042» Приложение 1 PAGEREF _TOC196661042 \H 90

HYPERLINK \L «_TOC196661043» Приложение 2 PAGEREF _TOC196661043 \H 91

Введение

На современном этапе развития государства и социальной системы большое значение уделяется роли информации и информационно-коммуникационных технологий. При этом информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние, как на жизнь людей, так и на деятельность государства. Государство можно рассматривать как развитую информационную систему, поскольку весь процесс государственного управления основан на получении, анализе и распространении информации. На сегодняшний день без полномасштабного использования ИКТ деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.

Благодаря научно-техническому прогрессу появились новые технологии обработки, передачи и хранения информации, различные средства электронной политической коммуникации. Темпы их внедрения в политическую сферу жизнедеятельности общества в последнее время резко возрастают.

Изучение политических аспектов использования ИКТ в системе государственной власти обусловливается их значительным потенциалом в решении управленческих проблем и перспективностью информатизации общества.

Прежде всего, это необходимость оптимизации государственного управления на всех уровнях власти, обеспечение его прозрачности и доступности для граждан, результативного взаимодействия с институтами гражданского общества. Способствовать этому призвана административная реформа, инициированная экс-Президентом РФ В.В. Путиным, и федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002–2010 гг.». Основной целью программы является использование ИКТ для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления. Однако, как показывает практика, для их успешной реализации необходимо преодолеть ряд препятствий. Так, например, в отличие от Запада, где создание «электронного правительства» является частью административной реформы, в нашей стране административная реформа и осуществление программы «Электронная Россия» идут параллельно, что мешает четкой координации между ними.

С повышением открытости и доступности сопряжена проблема доверия граждан к институтам публичной власти. Как показывают данные социологических исследований, проведенных в 2005-2007 годах различными центрами исследования общественного мнения, россияне, достаточно критически относятся к большинству институтов власти и общества. Исключением является только президент России. Так, по данным «Левада-центра» показатель доверия к президенту в 2007 г. составил 64%. Остальные институты оказались далеко позади. Второе место занимает Церковь, получившая 42-процентный кредит доверия. Следом за ней расположились армия (31%), СМИ (27%), органы госбезопасности (24%). Правительству сейчас доверяет лишь 19% россиян, областным (краевым, республиканским) органам власти — 18 %, местным (городским, районным) органам власти — 16%, Государственной Думе — 13%, Совету Федерации — 12%, профсоюзам — 9%. Самый низкий уровень доверия у политических партий (7%), [45].

Актуальность темы дипломной работы в том, что с помощью так называемого «электронного государства» граждане получают реальный шанс участвовать в диалоге с властью, влиять на принятие решений и выдвигать собственные инициативы, получать детальную информацию о работе государственных структур и осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.

Существующие сегодня западные схемы управления государством с помощью ИКТ не адаптированы к российским реалиям и требуют серьезного анализа и модификации. Их прямое использование затруднено разными социально-экономическими условиями информатизации регионов. К факторам, определяющим региональную специфику, относятся: цифровое неравенство, низкая компьютерная грамотность населения, отсутствие мотивации у людей принимать активное участие в управлении и выдвигать собственные проекты, нерегулярное финансирование и многое другое.

Как показывает российская практика создания «электронного правительства» существует значительный перевес в сторону предоставления информационных услуг (базы данных, справочная информация, ленты новостей), меньшее внимание уделяется механизмам активного общения с гражданами и предоставления им различных интерактивных услуг.

Объектом исследования является система государственного управления в процессе информатизации, в ходе которого новые информационно-коммуникационные технологии внедряются в сферы жизнеобеспечения общества и становятся главными инструментами политики.

Предметом исследования является характеристика моделей электронного государства и возможности их применения в условиях РФ.

Цель дипломной работы раскрыть сущность и рассмотреть содержание концепции «электронного государства» в её теории и на практике.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— рассмотреть концептуальные направления трансформации общественно-политической системы под воздействием ИКТ;

— охарактеризовать специфические черты зарубежных моделей информационно-коммуникационного обеспечения государственного управления;

— исследовать региональные особенности и этапы внедрения ИКТ в систему органов государственной власти на примере РФ;

— оценить результаты и перспективы информатизации региональных органов государственной власти.

Дипломное исследование базируется на широкого круга источниках, которые, в зависимости от характера и содержания, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, важным источником для дипломной работы являлись нормативно-правовые документы. Необходимо выделить федеральные законы РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документе».

Во-вторых, отдельную группу составляли концепции, стратегии, доктрины и программы электронного государства. Сюда относятся федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002–2010 гг.», Стратегия развития электронного общества в России, Доктрина информационной безопасности РФ, Концепция государственной информационной политики и др.

В-третьих, важным источником информации были сборники научных статей, журнальные и газетные публикации, доклады.

В-четвёртых, самостоятельную группу составляли Интернет-ресурсы, с помощью которых оказался возможным доступ к выше упомянутым источникам и справочным материалам.

В первой главе «Сущность концепции «электронного государства»» раскрывается понятийный аппарат, рассматриваются теоретико-практические вопросы, связанные с изменением характеристик социально-политических институтов информационного общества, положительные и отрицательные стороны внедрения ИКТ в систему государственного управления.

В данном разделе рассматриваются также три направления взаимодействия между органами государственного управления, гражданами и субъектами коммерческой деятельности и основные этапы развития «электронного государства»

Во второй главе «Аналитический обзор построения «электронных государств» в зарубежных странах» раскрывается опыт построения электронных государств в разных странах мира. Специалисты выделяют три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так:

англо-американская модель (которая отражает специфику становления электронного правительства в США, Канаде и Великобритании);

континентально-европейская модель (в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы);

азиатская модель (с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее).

В главе определены основные проблемы, с которыми сталкиваются государства при переходе к электронному управлению, а также даются практические рекомендации по минимизации издержек, связанных с внедрением концепций «электронного государства».

Работы по созданию электронных государственных служб в передовых странах, в первую очередь, в США и Великобритании, проводятся в условиях большей открытости и подотчетности государственных органов гражданам. При этом подотчетность, например, не сводится лишь к предоставлению гражданам какой-либо нужной информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных учреждений и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

В третьей главе «Региональное электронное государство» проводится анализ факторов, влияющих на формирование «электронного регионального правительства», выявляются существующие проблемы и даются соответствующие рекомендации.

Анализ показал, что процессы развития электронного правительства в российских регионах пока протекают крайне неравномерно. Лидеры по развитию – такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Республики Чувашия и Татарстан, а также ряд других – активно внедряют информационные технологии в государственное управление на региональном уровне, и можно говорить о прохождении второго этапа развития электронного правительства. Как правило, в регионах-лидерах созданы порталы, позволяющие интерактивную коммуникацию с гражданами, а в ряде регионов есть признаки третьей стадии развития: граждане имеют возможность взаимодействовать с региональными органами власти по определенным вопросам в режиме он-лайн. Например, в Республике Чувашии подача декларации о подоходном налоге с уведомлением может осуществляться полностью через Интернет, включая переписку с соответствующим государственным органом по содержанию и прохождению поданных документов.

С другой стороны, большая часть регионов достаточно сильно отстает по уровню использования ИКТ от регионов-лидеров. Даже без учета явно депрессивных регионов в целом картина не слишком благоприятная, и говорить о переходе на вторую стадию для многих регионов еще рано. Хотя веб-сайты есть почти у всех регионов, далеко не все они регулярно обновляются и содержат формы для взаимодействия с администрацией.

Глава 1. Сущность концепции «электронного государства»

От информационного общества к «электронному государству»

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

В течение последних лет многие развитые и развивающиеся страны мира, в полной мере осознав те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение новых ИКТ, демонстрируют последовательное продвижение по пути к информационному обществу. При этом каждая страна движется в этом направлении в соответствии со сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. В России проблема формирования информационного общества также рассматривается сейчас как необходимое условие для устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику.

С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы, среди которых Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и др.

Концепция государственной информационной политики была разработана в 1998 году, одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы 15 октября 1998 года и Постоянной палатой по государственной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года. В ней провозглашены следующие базовые принципы государственной информационной политики:

• принцип открытости — все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение;

• принцип равенства интересов — политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства;

• принцип системности — при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия при состоянии всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями;

• принцип приоритетности производителя — при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

• принцип социальной ориентации — основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов общества;

• принцип государственной поддержки — мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством;

• принцип приоритетности права — развитие и применение правовых методов имеет приоритет перед экономическими и административными решениями проблем информационной сферы. [9]

Реализация государственной информационной политики закладывает основы для решения таких жизненно важных задач, как формирование единого информационного пространства России, ее интеграции в мировое информационное пространство, уделяя при этом особое внимание обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства, развитие сферы информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования происходящих информационных процессов.

Концепция формирования информационного общества в России была разработана в 1999 году, 28 мая этого же года ее рассмотрела и одобрила основные положения межведомственная Государственная комиссия по информатизации при Государственном Комитете Российской Федерации по связям и информатизации.

Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных усилий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих этот процесс. Основой российского пути, по мнению авторов Концепции, должно стать «расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг», [10]. Основные направления реализации предлагаемого пути должны охватывать две главные составляющие: разработку и последующее воплощение политических, социально-экономических и правовых решений, обеспечивающих движение по пути к информационному обществу; полномасштабное формирование и развитие информационно-технологической инфраструктуры.

В Концепции особо подчеркивается, что ведущая роль в развитии информационного общества в России должна принадлежать государству. В связи с этим его первоочередная задача заключается, прежде всего, в развитии соответствующей законодательной базы. Правовые основы формирования информационного общества в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов: «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), 27 июля 2006 года вступил в силу новый закон, регулирующий отношения субъектов в области информации — «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи»(2003), «Об участии в международном информационном обмене»(1996), «О средствах массовой информации»(1991), и др.

Базовым концептуальным документом в области содержания национальных интересов России в информационной сфере и потребности государства в обеспечении их безопасности является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня и утвержденная Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 года. В ней закреплены четыре основные составляющие национальных интересов страны в информационной сфере.

Первая — включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и достоинства;

совершенствовать механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

гарантировать свободу средствам массовой информации и запрет на цензуру;

разработать правовой механизм пресечения пропаганды и агитации, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

обеспечить организационно и в правовом отношении запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая — включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

расширять возможности государственных средств массовой информации по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их использования.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

7 февраля 2008 года своим указом Владимир Путин утвердил HYPERLINK «http://biz.cnews.ru/news/line/index.shtml?2008/02/28/290047» «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации». Как сообщает пресс-служба Совета безопасности, согласно стратегии, целью формирования и развития информационного общества в РФ является повышение качества жизни граждан и развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества. Среди других целей отмечается совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий, [14].

Задача вхождения России к 2015 г. в число лидеров глобального информационного пространства требует четко скоординированной работы органов власти, бизнеса и гражданского общества.

1 апреля Мининформсвязи собирается запустить единый портал поддержки электронного взаимодействия государственных ведомств с населением. В течение года власти намереваются обеспечить возможность получения через портал 10 социально значимых госуслуг в электронном виде, а также реализовать механизмы оплаты любых госпошлин и сборов через интернет.

Ожидается, что к 2015 г. граждане получат возможность получать 100% госуслуг в электронном виде, что позволит упростить их получение и значительно повысить качество госуслуг. Согласно планам развития, все эти нововведения приведут к более удобному взаимодействию населения с государственными органами.

В то же время планируется перевести в электронный вид обмен запросами и соответствующими сведениями между министерствами и ведомствами, что позволит сократить время рассмотрения поступающих заявлений и снизить количество очных обращений граждан в органы власти.

Формирование информационного общества неизбежно подталкивает государства к развёртыванию в Сети информационной инфраструктуры, которая позволит им осуществлять комплекс государственных функций, используя современные технологические достижения.

1.2. Электронное государство: понятие, базовые элементы и этапы реализации

Непрерывное увеличение аппарата госсектора, снижение результативности его работы и обострение проблем взаимодействия различных государственных структур между собой, а также с гражданами и коммерческими организациями — таковы следствия низкой эффективности работы органов государственного управления, наблюдаемые во всех странах мира. Как давно доказано специалистами, изменить ситуацию в корне поможет лишь полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий, которая в конечном счете должна привести к созданию «электронного правительства».

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В некоторых случаях оно переводится как HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE» \o «Электронное правительство» «электронное правительство». Такой перевод допустим, но только как одно из его значений, которое охватывает деятельность одной ветви власти — исполнительной. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. Поэтому целесообразней использовать термины «электронное государство» или «электронное государственное управление». Представляется, что в этой связи оптимальным является предложение В.И. Дрожжинова понимать термин «электронное правительство» как метафору, обозначающую информационное взаимодействие органов всех ветвей власти и общества с использованием ИКТ, [18].

Существует множество определений понятия «электронное государство». В самом общем смысле, этот термин связан с использованием информационных и коммуникационных технологий во всех аспектах государственной деятельности.

Создание электронного государства предусматривает разработку государственными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. С помощью «электронного государства» можно быстро и в режиме он-лайн получить всю необходимую информацию о деятельности государственных органов, а также просмотреть перечень предоставляемых услуг. Благодаря этому оформить социальную помощь, оплатить коммунальные услуги, зарегистрировать предприятие, заплатить налоги, встать на учет в ГАИ, получить разъяснения от чиновников, ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, посмотреть, как голосует конкретный депутат, задать вопрос президенту предоставляется возможным, не выходя из дома.

Существуют и другие определения «электронного государства»:

«Электронное правительство»- это система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, [59]. На практике это означает автоматизацию системы документооборота, увеличение скорости принятия решений, доступность информации о работе госорганов для граждан, уменьшение уровня коррупции.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

«Электронное правительство» открывает возможности для формирования сообществ граждан, заинтересованных в оказании определенного влияния на развитие государства и общества. При создании таких сообществ в Сети существенно расширяется их аудитория, поскольку стираются географические границы и снимаются проблемы участия в них людей с ограниченными физическими возможностями.

Также электронное государство может стать средством совершенствования работы самих госструктур. Если аналитические технологии, системы поддержки принятия решений обеспечивают выработку продуманных стратегий и эффективное управление в бизнесе, то ничто не мешает использовать эти же средства для формирования и реализации государственной политики.

«Государство — государство» (G2G) — автоматизация отношений и документооборота между ведомствами.

Электронное государство позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:

улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;

повысить эффективность обмена информацией;

улучшить планирование и управление на местах;

предоставить объективную информацию об общественном мнении;

формировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML, [28].

В ходе исследования были выделены пять стадий развития электронного государства. Приведённая ниже классификация предложена ООН, Отделением государственной экономики и управления.

Первый этап – возникающее веб-присутствие, информационный этап (20%-ное веб-присутствие)связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах. На данный момент в России практически любая государственная организация имеет свой информационный сайт, но взаимодействие органов государственной власти несистемное.

На втором этапеэтап «продвинутого взаимодействия» или интерактивный односторонний (40%-ное веб-присутствие) — пользователи могут получить специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Появляются первые элементы интерактивности, пользователи государственного web-ресурса могут общаться с представителями власти посредством электронной почты, чата или форума, получать образцы некоторых справок и форм. Идет постоянное обновление новостей и публикаций о деятельности госорганов. Эта стадия предполагает наличие определённого уровня компьютерной грамотности, как населения так и государственных служащих.

Третий этап«интерактивное веб-присутствие», интерактивный двусторонний этап (60%-ное веб-пристуствие). Предполагает появление реальной интерактивности – возможности осуществлять некоторые операции в онлайновом режиме. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей. Такая конкретизация работы электронного правления, которая заключается уже не столько в информировании, сколько в обслуживании, предполагает создание специальных сайтов для поддержки этих сервисов не только для центральных, но и для городских и даже районных органов власти.

Четвертый этаптранзакционное веб-присутствие (80%-ное веб-присутствие) — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись.

На пятом этапе полностью интегрированное веб-присутствие, проактивный этап (100№-ное веб-присутствие) – правительство осуществляет все услуги и связи через правительственный портал, а пользователи сети могут немедленно получать любую услугу. Полная интеграция электронных служб и полное отсутствие межадминистративных барьеров, [49],(рис 1).

Развитие электронного правительства между разными государствами и даже регионами идёт неодинаково. По уровню развития электронного государства специалисты в области внедрения информационных технологий предлагают классифицировать государства следующим образом:

Инновационные лидеры — страны, выделяющиеся среди других большим количеством реализованных электронных услуг.

Лидеры второго уровня- страны, реализовавшие достаточное количество электронных услуг, которые развиваются по пути инновационных лидеров лишь с небольшим отставанием.

Страны среднего уровня, реализующие определённое количество услуг в режиме он-лайн, однако имеющие ещё достаточный резерв для развития.

Страны, реализующие базовые элементы электронного правительства и только начинающие разрабатывать электронные услуги, [22,c.5].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

Рис. 1. Уровни правительственного веб-присутствия

Интернет — технологии в настоящее время мало используются федеральными органами власти России для предоставления услуг гражданам и организациям. Аналогичная ситуация наблюдается и в работе органов госвласти других уровней. Развитие этой сферы тормозится, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В то же время, в странах ЕС определены четкие индикаторы для оценки достигнутого прогресса на пути к «электронному правительству».

Успехи в этой сфере измеряются, в лучшем случае, только двумя начальными фазами: публикацией информации на интернет-сайтах органов государственной власти и односторонним взаимодействием «власть-общество». В то же время, концептуальные основы информационного общества предполагают двусторонний информационный обмен и полную реализацию транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

Пока же для органов государственной власти характерно отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов, что вызывает справедливые нарекания со стороны граждан.

Несмотря на широкие возможности Интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости органов государственной власти. Можно констатировать, что Россия находится на начальном этапе создания электронного правительства.

На веб-сайтах федеральных органов государственной власти, как правило, имеется только фрагментарная информация. Но и она в основном труднодоступна: в большинстве случае отсутствуют карта сайта и поисковая система, а информация практически не структурирована. Использование инструментов интерактивного взаимодействия, в лучшем случае, исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти после регистрации на его веб-сайте, голосованием по различным вопросам в режиме онлайн и участием в тематических форумах.

Граждан и организации, прежде всего, интересует возможность получать государственные услуги с меньшими затратами, как для себя, так и для органов государственной власти. Возможности интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом не используются даже там, где это взаимодействие осуществляется с одним органом государственной власти и заключается в произведении простых операций, не предусматривающих задействование межведомственных или многоступенчатых внутриведомственных механизмов.

1.3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия».

Основным инструментом решения задач, связанных с формированием электронного правительства является федеральная целевая программа «Электронная Россия». Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 года, когда HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8» \o «Министерство экономического развития и торговли России» Министерство экономического развития и торговли России работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.

В феврале 2001 года глава правительства РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы «Электронная Россия». Через два месяца была готова её первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества, и внесения соответствующих корректив, как в содержательную часть программы, так и в её бюджет, в январе 2002 года «Электронная Россия» была одобрена правительством. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации.

Основными целями данной программы являются «создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей», [15].

К её приоритетным направлениям относятся внедрение информационно-коммуникационных технологий во все ветви органов власти, перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, создание системы электронной торговли. В рамках реализации данной программы к Интернету подключаются тысячи школ, создаются узлы коллективного доступа в Глобальную сеть, телефонная связь появляется в самых отдаленных населенных пунктах.

С помощью Интернета реализуются права налогоплательщиков на получение информации о деятельности органов всех ветвей власти. Сейчас уже почти все министерства и ведомства располагают Web-порталами, сайтами, содержащими информацию об их деятельности и перспективных планах.

С внедрением информационных технологий государственные органы власти начинают работать по принципу «одного окна». Это во многом облегчит процедуру регистрации бизнеса, ведь теперь не нужно будет нести аналогичные документы в несколько учреждений и тратить на это время.

Совершенствование информационных технологий способствует развитию электронного предпринимательства, на долю которого в мире приходится до 60% от всего объема торговли.

Основными достоинствами электронной торговли являются:

формирование единого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию поставщиков и потребителей товаров и услуг, ресурсов и технологий;

прозрачность, оперативность и равные возможности продвижения товаров и услуг на национальные рынки для всех участников электронной торговли;

высокая экономическая эффективность.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

К системам, использующимся для автоматизации документооборота министерств и ведомств, предъявляются достаточно высокие требования, так как большую часть документооборота органов государственной власти представляет информация государственного значения, — бюллетени, приказы, отчеты, постановления и т.д. Обработка, хранение и транзакции подобной информации в системе электронного документооборота требует создания защищенного доступа, обеспечения безопасности транзакций документов не только внутри ведомств, но и с внешней средой — вышестоящими и другими ведомствами, предприятиями и физическими лицами.

По мнению отраслевых аналитиков, ключевой задачей IT-подразделений ведомств является продуманная стратегия управления информацией, которая обеспечивала бы легкий и быстрый доступ ко всем знаниям и данным, и возможность управления информацией из любого места. Исходя из этого, принципами построения СЭД должны быть:

принцип системности — между структурными элементами системы должны быть установлены такие связи, которые обеспечивают ее цельность и взаимодействие с другими системами;

принцип открытости — система должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления ее функций без нарушения порядка функционирования;

принцип совместимости — при создании системы используются информационно-технологические интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами;

принцип стандартизации — при создании системы применяются типовые, унифицированные и стандартизованные решения;

принцип эффективности — в результате разработки системы обеспечивается рациональное соотношение между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты автоматизации документооборота.

В соответствии с законом «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г органы государственной власти различных уровней могут использовать для подписания своих документов электронные цифровые подписи (ЭЦП). В данном законе ЭЦП определена, как « HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82» \o «Реквизит» реквизит HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82» \o «Электронный документ» электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе», [2].

Электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе и это подтверждено действующим законодательством РФ и в том числе законом РФ «Об электронной цифровой подписи».

Данный закон не достаточно проработан, в нём имеются недостатки, которые мешают нормальному регулированию отношений в области электронного документооборота, а также он недостаточно скоординирован с некоторыми законодательными актами Российской Федерации и содержит нормы не соответствующие принципам иностранного законодательства и международного права.

Необходимо создать благоприятные и предсказуемые правовые условия, прежде чем электронные формы документооборота начнут доминировать над бумажными.

Во-первых, необходимы законодательные гарантии законности и действительности юридических действий, совершаемых в Интернете. Во-вторых, необходимо установить некоторые общие правила и критерии, предъявляемые к электронному обмену данными. универсальные правовые конструкции электронного документа, его оригинала и копии, критерии надежности электронных документов. При этом особую актуальность должны иметь вопросы профессиональной подготовки сотрудников, разработки единых регламентов и стандартов, технологического обеспечения.

HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/15_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0» \o «15 августа» 15 августа HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/2006» \o «2006» 2006 года Постановлением Правительства РФ № 502 утверждена HYPERLINK «http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2006/09/07/2d0f6fbba9444f488e8f1732d357e9c9.doc» \o «http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2006/09/07/2d0f6fbba9444f488e8f1732d357e9c9.doc» новая редакция программы. Цели ФЦП «Электронная Россия» приведены в соответствие с целями административной реформы в России.

Выполнение Программы в 2007 – 2010 годах осуществляется в 2 стадии:

первая стадия – 2007 – 2008 годы- завершение формирования методологии повышения качества государственного управления на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

вторая стадия – 2009 – 2010 годы — опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, интеграции государственных информационных систем, обеспечивается масштабное распространение разработанных на предыдущих этапах типовых программных решений поддержки выполнения основных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, завершается формирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена, [15].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

В идеале будет внедрена возможность подачи документов в электронном виде через Интернет с помощью цифровой подписи, т.е. полная автоматизация процесса. Первое время портал будет функционировать как информационная площадка, где можно будет узнать о процедуре получения услуги, скачать бланки и образцы заполнения всех нужных документов и т.п.

Пилотные проекты по автоматизации госуслуг сегодня реализуются в некоторых регионах, например, в Татарстане и  Нижегородской области, где уже действуют региональные порталы для предоставления госуслуг. Например, на нижегородском сайте можно узнать HYPERLINK «http://www.gu.nnov.ru/» о процедуре оказания услуги, об ответственных за нее органах, скачать бланки, задать вопросы и т.п. Но пока эти порталы действуют как информационные площадки, а не полноценные интерактивные системы оказания госуслуг. Власти утверждают, что технически страна готова к переходу к «электронному правительству». Хотя в 2007 году около 70% населения страны не имели доступа в Интернет, а 8,5 млн человек о нем вовсе не слышали, чиновники рассчитывают, что ситуация изменится после создания в регионах общедоступных Интернет-центров.

Глава 2. Аналитический обзор построения «электронных государств» в зарубежных странах

Анализируя опыт построения электронных государств в разных регионах и странах мира, специалисты выделяют три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так:

англо-американская модель (которая отражает специфику становления электронного правительства в США, Канаде и Великобритании);

континентально-европейская модель (в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы);

азиатская модель (с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее).

2.1 Англо-американская модель построения «электронного государства»

2.1.1 Опыт построения «электронного государства» в США

Англо-американская модель электронного правительства развита в США, Канаде и Великобритании.

В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и доступ к информации относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от «монологичной» политико-административной власти к диалогу между чиновниками и гражданами в форме «сервисной власти». В рамках этой тенденции американское электронное правительство предоставляет гражданам услуги и подотчетно им. В целом, деятельность американского правительства проводится под лозунгом большей открытости, прозрачности и ответственности перед гражданами.

Еще в феврале 1997 г американская администрация выступила с инициативой «Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии», а в 2000 году стартовал проект «FirstGov», объединивший около 20.000 сайтов государственных органов различных уровней представительства. Проект осуществляется в несколько этапов: до 2002 года проводились несложные транзакции (например, водительские лицензии, заполнение некоторых электронных форм), с 2002 по 2005 год – был создан единый сайт электронного правительства, который позволяет американцам общаться в Интернет, как с представителями федерального правительства, так и с органами управления штатов и городов.

Для того чтобы новые коммуникативные связи получили развитие, необходимо провести значительную работу по созданию реальной электронной документации, по приданию документообороту в электронной форме юридически значимого характера. Содержание законов в данной области сводится к признанию юридической силы электронных документов, электронной подписи, а также урегулированию электронной формы документов отдельных государственных органов, прежде всего исполнительных и судебных. Традиционно к документам на бумажных носителях предъявляются определенные требования (на них должна быть проставлена подпись, а зачастую несколько, печать, иные реквизиты). Требуется значительная работа, чтобы адекватно перевести документы в электронную форму. Сложность процесса демонстрирует практика США.

Согласно Закону США о ликвидации бумажного документооборота в государственных органах 1998г, федеральные органы исполнительной власти к 2003г. перешли на электронный документооборот и обеспечили доступ граждан к электронным документам. На основе закона были разработаны правила, которые помогают государственным органам перестроить работу. В этом им также содействует Министерство юстиции. Государственные органы, проанализировав документацию с позиций требований, предъявляемых к ней законодательством, решили вопрос о возможности замены бумажных документов электронными. В ряде случаев допускается, что отдельные виды документов могут быть только на бумажных носителях. Была перестроена работа государственных архивов, для удобства регистрации и хранения электронных документов.

Существуют особенности создания система обмена информацией в странах с федеративным устройством, поскольку необходимо создание соответствующих инфраструктур на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления. Информационные технологии предполагают определенный уровень стандартизации.

Однако создание единых правовых стандартов внутри государства зависит от характера федерации. В США субъекты федераций имеют самостоятельные правовые системы, законодательные, исполнительные и судебные органы. В этой стране субъекты федерации предпринимают активные шаги по разработке собственных моделей электронного правления. В то же время федеральная власть разрабатывает законопроекты для федеральных органов.

Однако указанные проблемы являются важным условием формирования «электронного государства», но не его целью. «Электронное государство» отражает качественные изменения, происходящие во взаимоотношении власти и общества, что ведет к перераспределению ролей участников управленческих процессов, прежде всего государства.

Развитию «электронного государства» предшествовало создание открытого общества, открытой экономики. Эти понятия отражают изменения в информационном обмене. Общество получало все больший доступ к информации. Эти процессы нашли отражение в законодательстве, начиная со второй половине 20в. (закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г., закон Норвегии 1971г. об общественном доступе к государственным документам). С развитием компьютерных технологий эти законы изменяются, например, в закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г., внесены поправки в обязывающие государственные органы давать информацию в электронной форме, [38].

Программа создания электронного правительства США в первую очередь преследует цель упростить и удешевить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным прямое обращение граждан к правительству.

Безусловным успехам американской администрации в процессе внедрения электронного правительства в значительной степени способствовали реформы всей структуры государственного управления информационными потоками. Задача по созданию электронного правительства стала одной из приоритетных и получила статус национальной. Существенным фактором, стимулирующим развитие проекта, стало создание системы персональной ответственности за информатизацию госорганов.

В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет: электронной торговле между государственными организациями и министерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд; доступу населения к правительственной и административной информации; использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве; решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные Web-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.; применению ИКТ в медицине и здравоохранении.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по HYPERLINK «http://diplomrus.ru/raboti/28942/28942» ссылке.

В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использования информационных технологий под общим названием «Общающиеся канадцы» (Connecting Canadians»), которая включает в себя три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительством. Это «Канадский сайт» (Canada Site, www.canada.gs.ca), «Правительство он-лайн» (Government On-Line, www.gol-ged.gs.ca) и «На службе Канады» (Service Canada, www.servisecanada.gs.ca).

Канада относится к числу стран с наибольшим количеством пользователей Интернета, что объясняет высокие показатели спроса на онлайновые общественно-государственные услуги. Согласно исследованию ассоциации EKOS, в котором рассматривались тенденции доступа в Интернет в 2004—2005 гг., 72% канадцев имели доступ во Всемирную паутину с домашних ПК, а число канадских домов с быстродействующим доступом в Сеть превзошло количество тех, где доступ осуществляется через модемную связь, [35].

2.2 Континентально — европейская модель построения «электронного правительства»

Воплощение в жизнь прогрессивных планов создания электронного правительства сталкивается с рядом очень непростых проблем и в пределах континентальной Европы. Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;

высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в принятии единой Конституции, в свободном передвижении граждан, капиталов, энергии, информации;

жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан — пользователей информационных сетей и систем. Этот тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или услуги правительства при уплате налогов и штрафов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст