Федеральная космическая программа россии на 2015 год цель Програ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОССИИ

НА 2015 ГОД

Цель Программы — удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе:

расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны;

расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, разработки, применения и поставок ракетно-космической техники;

укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.

Основные задачи Программы:

развитие, восполнение и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны (связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования);

создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции;

обеспечение функционирования российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС — САРСАТ;

создание перспективных средств выведения космических аппаратов;

поддержание объектов космодрома Байконур и их развитие;

обеспечение создания изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня.

Сроки и этапы реализации Программы — 2006 — 2015 годы

На первом этапе (период до 2010 года) создаются:

система фиксированной космической связи и телевещания в составе 13 космических аппаратов;

система подвижной спутниковой связи в составе 6 космических аппаратов;

система космического метеорологического мониторинга в составе 5 космических аппаратов;

система космического мониторинга окружающей среды в составе 4 космических аппаратов;

космические комплексы для фундаментальных космических исследований в составе 2 обсерваторий для астрофизических исследований,

1 космического аппарата для исследования Солнца и солнечно-земных связей,

1 космического аппарата для исследования Марса и доставки грунта Фобоса на Землю, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;

российский сегмент международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;

российский сегмент международной космической станции в составе 5 модулей;многофункциональный комплекс наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации и интегрированная спутниковая система дистанционного зондирования Земли на его основе.

На втором этапе (период до 2015 года) обеспечивается наращивание и поддержание орбитальных группировок:

системы фиксированной космической связи и телевещания в составе 26 космических аппаратов;

многофункциональной системы ретрансляции в составе 2 космических аппаратов;

системы подвижной спутниковой связи в составе 12 космических аппаратов;

системы космического метеорологического мониторинга в составе 3 космических аппаратов четвертого поколения и 2 космических аппаратов третьего поколения;

системы космического мониторинга окружающей среды в составе 5 космических аппаратов;

космических комплексов для проведения фундаментальных космических исследований в составе 3 обсерваторий для астрофизических исследований;

3 космических аппаратов для исследования Солнца и солнечно-земных связей; 1 космического аппарата для исследования Луны, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;

российского сегмента международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;

российского сегмента международной космической станции в составе 8 модулей;

космических комплексов технологического назначения в составе 1 космического аппарата и одиночных космических аппаратов с малым сроком активного существования.

Объемы и источники финансирования Программы

Мероприятия Программы выполняются за счет средств федерального бюджета в объеме 305 млрд. рублей и привлекаемых внебюджетных средств в объеме 181,81 млрд. рублей.

Недофинансирование работ, выполняемых за счет внебюджетных средств, не влечет за собой дополнительных обязательств федерального бюджета и федеральных органов исполнительной власти

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определены такие общенациональные задачи, как удвоение внутреннего валового продукта за 10 лет, рост благосостояния людей и обеспечение национальной безопасности. Исходя из этого, стратегическими целями Российской Федерации являются:

повышение качества жизни населения;

обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

создание потенциала для будущего развития;

повышение уровня национальной безопасности.

Достижению этих целей должны быть подчинены государственные приоритеты, в том числе и приоритеты космической деятельности, реализуемой на основе современных высокотехнологичных космических средств.

В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов (Закон Российской Федерации «О космической деятельности»).

Важнейшие направления космической деятельности Российской Федерации определены Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года и Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации соответственно 6 февраля 2001 г. и 11 марта 2003 г.

Приоритетными направлениями космической деятельности, способствующими достижению стратегических целей, являются:

мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;

обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том числе удовлетворение государственных

нужд в доведении до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны правопорядка;

обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией;

реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;

обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов);

осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач;

отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.

До 2015 года прогнозируется существенный рост потребностей социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества в космических средствах и услугах. Будет востребовано единое информационное пространство страны, включающее до 650 стволов фиксированной связи и вещания (в настоящее время — 280 стволов). Государственные нужды в этот период возрастут от 40 в настоящее время до 120 стволов в различных диапазонах частот, повысятся требования к мощности излучения сигнала. Существенно возрастут потребности в подвижной и персональной связи, в непосредственном теле- и радиовещании. Сохранится актуальность ретрансляции информации наблюдения, контроля и управления автоматическими космическими аппаратами, пилотируемыми комплексами, включая международную космическую станцию.

Для составления достоверных прогнозов погоды и решения других задач гидрометеорологии потребуется обеспечить возможность глобального наблюдения атмосферы и подстилающей поверхности в масштабе времени, близком реальному.

Для контроля чрезвычайных ситуаций и решения наиболее оперативных природоресурсных задач необходимо обеспечить к 2010 году наблюдение земной поверхности с суммарной площадью 20 — 30 млн.кв. километров (территории России и прилегающих зон экономических интересов). При этом отдельные регионы должны наблюдаться с периодичностью от 3 часов до 1 суток и разрешением до 1 — 5 м. С учетом коммерческих и экономических интересов Российской Федерации к 2015 году общая площадь наблюдаемой территории возрастет до 50 — 70 млн.кв километров с разрешением 1-5 метров и периодичностью по отдельным районам от реального масштаба времени до 1 суток. Особую важность приобретет задача прогноза техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Космическими средствами должно быть обеспечено осуществление постоянного экологического мониторинга территории Российской Федерации, а также контроля за состоянием особо важных объектов.

Должны быть выполнены международные обязательства Российской Федерации в отношении международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, эффективность которой подтверждена многолетней практикой применения.

Для реализации программы фундаментальных космических исследований, разработанной Российской академией наук, в период до 2015 года необходимо обеспечить потребности научных школ страны в данных наблюдений для изучения астрофизических объектов, изучения планет и Солнца, прогноза и оперативного мониторинга «космической погоды», открытия принципиально новых источников энергии, предупреждения о надвигающихся космических катастрофах, прогноза геофизических явлений, поиска внеземных форм жизни.

В этот период необходимо также обеспечить проведение в условиях космоса экспериментов с участием человека для ускорения отработки нового поколения космической техники, изучения физики процессов и организации производства материалов и биопрепаратов со свойствами, не достижимыми в земных условиях, развития техники и технологий обеспечения полета человека к планетам Солнечной системы, а также выполнение международных обязательств Российской Федерации в отношении международной космической станции. Должно быть обеспечено решение задачи беспрепятственного выхода в космос с территории Российской Федерации.

Сообщение Матисовой Марины, ученицы 10Б класса

МОУ «СОШ №45» г. Златоуста, Челябинской области

Федеральная космическая программа России PAGE \* ArabicDash — 1 —