Факультет социальных наук

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО ИНСТИТУТ «МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

УТЕРЖДАЮ:

____________________Жарков В.П.

«____» _________________ 201___ г.

Рабочая программа дисциплины

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Программа профессиональной переподготовки«Международная политика»

Москва 2012

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса состоит в том, чтобы, с одной стороны, развенчать существующие мифы о «глобализации», а с другой стороны, найти рациональные подходы к описанию связанной с ней проблематики национального государства. В рамках курса термин «глобализация» рассматривается и как обозначение некой сложившейся мировой системы, включая связанные с ней ожидания, и как некий объективный процесс трансформации. Один из мифов, широко распространенный в дискуссиях о «глобализации» связан с тезисом о кончине национального государства. Данный подход представляется неверным, т.к. хотя государственный суверенитет в современных условиях и оказался ограничен, национальное государство как таковое не исчезло. В дискуссиях о глобализации необходимо различать два вопроса — будущее суверенитета и будущее государства. Важнейшая цель курса, таким образом, заключается в изучении того, что происходит с национальным государством и его институтами в условиях нового глобального мира.

Основные задачи курса:

Познакомить студентов с проблематикой и содержанием последних научных дискуссий о месте и функциях национального государства в глобализирующемся мире.

Углубить их представления об основных понятиях политической теории, таких как государство, власть, суверенитет, легитимность и права человека.

Продемонстрировать, каким образом различные методы современной социальной науки могут быть использованы при изучении проблем глобализации и национального государства.

2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части блока специальных дисциплин магистерской программы «Международная политика».

Для успешного освоения материала данного курса слушатели должны предварительно изучить базовые курсы: «Политическая философия», «Теория международных отношений».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать: основные научные дебаты о роли и функциях национального государства в глобальном мире, связанные с ними фундаментальные теоретические подходы и политическую терминологию, включающую такие важнейшие понятия, как государство, власть, суверенитет, легитимность и права человека. Быть в курсе наиболее важных и актуальных публикаций по тематике дисциплины.

Уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, переоценивать накопленный опыт и принимать нестандартные решения, самостоятельно получать и использовать полученные углубленные знания, организовывать собственную учебную, научно-исследовательскую и аналитическую деятельность, самостоятельно ставить конкретные задачи исследований, критически анализировать и обсуждать проблемы, связанные с исследованием локальной и международной политики, понимать и различать основные позиции в дебатах по проблемам дисциплины, анализировать информационные материалы, связанные с политической проблематикой, обсуждать с коллегами задачи, ход и результаты своей деятельности, работать в групповых проектах, профессионально оформлять и презентовать результаты учебно-научной деятельности.

Владеть: релевантной терминологией и современными методами политического исследования, способностями к выявлению и решению теоретических и прикладных исследовательских проблем и задач, современными технологиями поиска и анализа информации из различных источников, связанных с изучением политических проблем, навыками быстрого чтения источников на русском и английском языках, устной и письменной научной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

«Глобализация» как концепт

3

3

10

2

Государство в глобальной экономике

6

6

18

Библиография к эссе

3

Государство в мировой политике

6

6

18

4

Государство в глобальной гражданско-политической сфере

3

3

10

5

Государство в глобальной культурной сфере

3

3

10

Эссе

ИТОГО

21

21

66

Тема 1. «Глобализация» как концепт

Основные идеологические перспективы в осмыслении проблемы глобализации: неолиберализм, марксизм и социал-демократическая критика концепта глобализации, неоконсерватизм, антиглобализм и альтерглобализм. Теоретические подходы к исследованию глобального мира.

Тема 2. Государство в глобальной экономике

Капитализм как детерминанта экономического поведения государств. Происхождение экономического либерализма. «Феномен государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм и демонтаж welfare state. Отношения господства в современной мировой экономике. Государства перед лицом новых политико-экономических реалий.

Тема 3. Государство в мировой политике

Концепты «мировая политика» и «мировой порядок» в контексте преодоления государствоцентризма в теории международных отношений. О термине «геополитика» в условиях глобализации. Глобализация и основные парадигмы в теории международных отношений. Трансформация международной системы на рубеже XX-XXI столетий: подходы к осмыслению. Однополярный мир и нарастание напряженности в мировой политической системе. Новый мировой (бес)порядок в начале XXI столетия.

Тема 4. Государство в глобальной гражданско-политической сфере.

Трансформация суверенитета. Глобальное управление и глобальная демократия. Существует ли кризис демократии? Глобализация публичной сферы и «глобальное общество». Транснациональные сообщества. Европейский Союз как политическая конфигурация нового типа.

Тема 5. Государство в глобальной культурной сфере

Феномен «глобализированной культуры» Национальное государство перед лицом культурного плюрализма, отход от императива культурной однородности. Классическая и неклассическая концепции гражданства в условиях глобализации. Политическая традиция и массовая миграция. Культурная глобализация vs культурный суверенитет.

5. Образовательные технологии

В учебном процессе во время проведения лекций используются заранее подготовленные презентации, которые транслируются посредством проектора. Студентам предоставляется раздаточный материал, дублирующий содержание представленных на экране презентаций.

На семинарских занятиях проводится разбор конкретных методологических описаний, анализируются исследовательские практики, посредством проведения ролевых игр и аудиторных проективных методик.

На семинарских занятиях предусмотрено приглашение ведущих российских или зарубежных для организации обсуждений исследовательских практик.

Самостоятельная работа студентов состоит из следующих основных видов деятельности: а) работа в библиотеке с литературой, рекомендованной для прочтения к семинарским занятиям, б) выполнение индивидуальных и коллективных заданий к семинарским занятиям, в) составление библиографии к эссе, г) составление плана эссе, д) чтение источников к эссе, е) написание и оформление эссе.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка успеваемости проводится по письменной работе – эссе, которое согласовывается в середине курса. Промежуточным контролем успеваемости является библиография, составленная студентом по выбранной теме. Оформленная по ГОСТу библиография рассматривается как допуск к сдаче эссе на проверку. Оценка за эссе является итоговой по всему курсу. Правила и критерии оценки учебной деятельности подробно отражены в Справочнике слушателя Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Примерные темы эссе:

«Мировое сообщество» как проблема политической теории.

От международного сообщества к глобальному: взгляд Английской школы.

Глобализационные вызовы национальному суверенитету.

Глобализация и «глобальное правительство» в современной миросистеме.

Империя – критическое осмысление в современной политической теории.

Глобализация и мировая гегемония.

Глобализация и международное неравенство.

Глобализация и региональные конфликты.

Евро-атлантическое сообщество в условиях глобализации.

«Третий мир» в условиях глобализации.

Россия и вызовы глобализации.

Проблема трансформации демократии в условиях глобализации.

Неправительственные организации как субъекты мировой политики: эволюция и тенденции.

Глобализация и демократические революции.

Глобализация и социальные сети.

Информационное общество и глобализация.

Гуманитарные интервенции: противоречие в определении или императивы?

Либеральный интервенционализм посткоммунистической эпохи.

Переживут ли глобализацию национальные культуры?

Проблема синтеза «глобального» и «национального» (на примере одной из стран).

Антиглобалистское движение в современном мире.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

Костина А.В. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе». М.: КД «Либроком», 2009.

Закария Ф. Постамериканский мир. / Пер. с англ. Н. Рудницкой. — М. : Европа, 2009.

Малахов В.С. Государство в условиях глобализации: Учеб.-метод. комплекс. М.: КДУ, 2007.

Bykhovskaya E. State Immunity in Russian Perspective. London: Wildy, Simmonds and Hill Publishing, 2008.

Dean M. Governmentality: Power and Rule in Modern Society. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2010.

Дополнительная литература:

Глобализация, рост и бедность: Построение всеобщей мировой экономики. Доклад Всемирного банка. / пер. с англ.Е.Л. Длугач, Д.Д. Подъяпольского. М.: Весь мир, 2004.

Горбачев М.С. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.

Гринспен А. Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой финансовой системы. / Пер. с англ. Т. Гутмана, В. Ионова, С. Сурина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

Кревельд М. Расцвет и упадок государства. / Пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. М.: ИРИСЭН, 2006.

Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. / Пер. с англ. М. Коробочкина. М.: Новое издательство, 2007.

Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. Гл. 1, 5, 8, 9.

Хабермас Ю. Расколотый Запад. / Пер. с нем. О.И. Величко и Е.Л. Петренко. М.: Весь мир, 2008.

Beynon J., Dunkerley D. (eds.) Globalization: The Reader. London: Athlone Press, 2000.

Bhagwati J. In Defense of Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2004.

Eckersley R. Green State: Rethinking Democracy and Sovereignty. Cambridge: MIT Press, 2004.

Guillen M.F. Limits of Convergence: Globalization and Organizational Change in Argentina, South Korea and Spain. Princeton: Princeton University Press, 2001.

Hall J. A. (ed.) State: Critical Concepts. Vol. 1-3. London; New York: Routledge, 2002.

Hoffman J.A. State, Power and Democracy: Contentious Concepts in Practical Political Theory. N.Y.; Sussex: St Martin’s Press; Wheatsheaf Books, 1988.

Kaldor M. Global Civil Society: An Answer to War. Cambridge: Polity Press, 2003.

Mannermaa M. Democracy and Futures. Finland: Committee for the Future; Parlament of Finland, 2007.

Mosler D. Global America: Imposing Liberalism on a Recalcitrant World. London: Praeger, 2000.

Paehlke R.C. Democracy’s Dilemma: Environment, social equity and the global economy. Cambridge: MIT Press, 2003.

Paul T. V., Ikenberry G. J., Hall J. A. (eds.) Nation-state in Question. Princeton: Princeton University Press, 2003.

Plattner M., Smolar A. Globalization, Power and Democracy. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2000.

Reifer T. E. (ed.) Globalization, Hegemony and Power: Antisystemic Movements and the Global System. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.

Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: SAGE Publications, 1992.

State-building in Europe: The Revitalization of Western European Integration. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Tomlinson J. Globalization and Culture. Cambridge: Polity Press, 2004.

Waters M. Globalization. London; New York: Routledge, 1995.

Weiss L. States in the Global Economy: Bringing Domestic Institutions Back In. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Интернет-ресурсы

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино: HYPERLINK «http://www.libfl.ru/» http://www.libfl.ru/

Государственная публичная историческая библиотека: HYPERLINK «http://www.shpl.ru/» http://www.shpl.ru/

Российская государственная библиотека: HYPERLINK «http://www.rsl.ru/\\» http://www.rsl.ru/\

Архив журнала «Логос»: HYPERLINK «http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm» http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm

Архив журнала «Неприкосновенный запас»: HYPERLINK «http://www.nlobooks.ru/journals/neprikosnovennij-zapas» http://www.nlobooks.ru/journals/neprikosnovennij-zapas

Библиотека Гумер HYPERLINK «http://www.gumer.info/»http://www.gumer.info/

Библиотека журнала «Скепсис» HYPERLINK «http://scepsis.ru/library/page1/»http://scepsis.ru/library/page1/

Журнальный зал «Русского журнала» HYPERLINK «http://magazines.russ.ru/»http://magazines.russ.ru/

Журнальный клуб «Интелрос»: HYPERLINK «http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm» http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm

Архив журнала «Россия в глобальной политике»: HYPERLINK «http://www.globalaffairs.ru/» http://www.globalaffairs.ru/

Архив журнала “Pro et Contra”: HYPERLINK «http://www.carnegie.ru/proetcontra/?fa=archive&lang=en» http://www.carnegie.ru/proetcontra/?fa=archive&lang=en

Global Policy Forum: HYPERLINK «http://www.globalpolicy.org/» http://www.globalpolicy.org/

Global Policy Journal: HYPERLINK «http://www.globalpolicyjournal.com/» http://www.globalpolicyjournal.com/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проектор, экран, компьютер с программным обеспечением Power Point.

Автор: В.С. Малахов, доктор политических наук

Рецензент(ы): Е.С. Галкина, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

С.В. Уткин, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Программа одобрена на заседании Ученого совета Московской высшей школы социальных и экономических наук Протокол № 02 от 05 июня 2012 г.

PAGE \* MERGEFORMAT8