Факультет физической культуры

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ГИМНАСТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Научный руководитель:

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Туристско-краеведческая деятельность как социальное и психолого-педагогическое явление…………………………………………………6

1.1. История развития детско-юношеского туризма……………………………6

1.1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век — 1917 год)……….6

1.1.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти (1917-1941 гг.)…………………………………………………………………………….9

1.1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период………11

1.2. Современное состояние детско-юношеского туризма ……………………13

1.3. Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности..19

1.4. Формы и методы туристско-краеведческой деятельности……………….29

Выводы……………………………………………………………………………33

ГЛАВА II. Современные детско-юношеские объединения……………….35

2.1. Общая характеристика детско-юношеского объединения……………….35

2.2. Детско-юношеское туристко-краеведческое объединение..……………..36

Выводы……………………………………………………………………………46

ГЛАВА III. Содержание и основные направления деятельности детско-юношеского туристско-краеведческого объединения (на примере турклуба «Подснежник»)………….……………………………………………………………48

Выводы…………………….…………………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………………67

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………….…………………………71

ВВЕДЕНИЕ

Туристско-краеведческая деятельность является эффективным и гуманным средством воспитания, так как идет от естественного желания детей приобщиться к романтике путешествий. Путешествие является одним из педагогически эффективных видов деятельности, способствующих социализации и развитию личности подрастающего поколения,

Туристско-краеведческая деятельность – это средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих путешествий.

Наиболее значительными исследованиями в этой области являются работы В.П.Голова, П.В. Иванова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова. В них представлены теоретические основы ТКД как комплексного средства формирования и развития личности, показаны соотношения и взаимосвязи различных видов туризма и краеведения, описана система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы.

Комплексный подход к воспитанию школьников представлен в работах А.А. Остапца-Свешникова и М.Н. Ямницкого.

Туризм как средство физического развития и рекреации учащихся представлен в работах А.Г. Нагорного, Л.Г. Рубис, С.А. Сергиевой.

Профессиональная подготовка туристских кадров, подготовка учителей к организации туристско-краеведческой деятельности учащихся и профессиональная ориентация учащихся в процессе ТКД исследованы в работах О.В. Алексеевой, И.Ю. Данилиной, Е.Н. Зорькина, С.А. Ивановой, Е.Г. Казьминой, С.В. Орловой, А.Е. Семенова, А.И. Сеселкина, Д.В. Смирнова, О.В. Шангиной.

Научные основы управления туристско-краеведческой деятельностью в школе описаны в работе Ю.В. Козловой.

Этими исследованиями внесен существенный вклад в теорию и практику детско-юношеского туризма.

В тоже время, несмотря на глубокую разработку основных направлений и содержания ТКД остается ряд проблем, недостаточно освещенных в специальной литературе. Одной из таких проблем является содержание и основные направления деятельности детско-юношеского объединения туристско-краеведческой направленности. Имеются в виду, прежде всего детско-юношеские туристические клубы.

Недостаточная разработанность этой проблемы обусловила выбор темы исследования «Содержание и организация работы детско-юношеского туристско-краеведческого объединения».

Детско-юношеские туристско-краеведческие объединения существуют в форме кружков, секций, клубов, отрядов и др., руководство которыми осуществляется педагогами дополнительного образования.

Туристско-краеведческий кружок – это группа детей (6-15 чел.) с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий туризмом.

Секция – это подразделение в составе образовательного учреждения, объединяющая детей (10-20 чел.) для совместных занятий туристско-краеведческой деятельностью.

Туристско-краеведческий клуб – это общественная организация, объединяющая детей (более 20 чел.) на основе общности, сходства, близости интересов для занятий туризмом. Туристско-краеведческий клуб является более высокой ступенью организации ТКД. Туристско-краеведческий клуб должен иметь несколько кружков, разветвленную систему самоуправления и управления ТКД в самом клубе и в целом в школе.

Объект исследования – туристско-краеведческая деятельность учащихся.

Предмет исследования – содержание и организация работы детско-юношеского туристско-краеведческого объединения.

Цель исследования: выявить и описать основные направления деятельности детско-юношеского туристско-краеведческого объединения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие исследовательские задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать туристско-краеведческую деятельность как социальное и психолого-педагогическое явление.

2. Охарактеризовать современные детско-юношеские объединения; описать основне направления и содержание их деятельности.

3. Проанализировать на примере работы туристского клуба «Подснежник» содержание и основные направления деятельности детско-юношеского туристко-краеведческого объединения.

Теоретическую основу исследования составили: педагогические исследования туристско-краеведческой деятельности как средства воспитания и социализации личности (Л.В. Алиева, И.Л. Беккер, В.П. Голов, Н.В. Бушманова, И.А. Дрогов, А.А. Остапец-Свешников, Ю.С. Константинов).

Методы исследования:

— изучение и анализ научной и научно-методической литературы;

— изучение документальных источников;

— изучение реальной деятельности детско-юношеского туристического клуба «Подснежник».

Практическая значимость исследовая состоит в том, что:

— описаны и обоснованы основные направления деятельности детско-юношеского туристско-краеведческого объединения;

— выявлен педагогический потенциал детско-юношеского туристско-краеведческого объединения;

— разработаны рекомендации по организации деятельности детско-юношеского туристско-краеведческого объединения.

ГЛАВА 1.

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. История развития детско-юношеского туризма

Стр. 6 – 66 скрыты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш предок не имел ничего и поэтому умел все. Он умел добывать огонь трением палочек друг о друга, ловить рыбу руками, по яркости звезд определять погоду на завтрашний день, каменным скребком выделывать шкуры и многое другое. Мы, горожане, затрудняемся развести костер даже с помощью спичек, не можем поймать окуня наиновейшим спиннингом, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые где-то сеют пшеницу и пасут скот, греют воду, выпускают электролампочки и шьют одежду. Все вместе мы можем все. По отдельности — почти ничего. Но природа не стала к человеку милосердней. За легкомыслие, неумение, незнание она наказывает самым жестоким образом. Ежегодно тысячи людей пополняют ряды любителей путешествий и все более широкий размах приобретает самодеятельный спортивный туризм. Люди, погибают в морях, горах, пустынях и пригородных лесах. Для поиска и спасения людей, попавших в беду, используется самая современная техника. И все же подавляющему большинству потерпевших приходится рассчитьшать только на себя. Давно известно: от неумения до беды один шаг. Описаны десятки случаев, когда люди погибали от голода в окружении съедобных растений, о которых не знали, и дичи, которую не могли поймать, замерзали, не догадавшись соорудить даже примитивное убежище, умирали в муках жажды в двух шагах от воды.

В последнее время, среди учащейся молодежи большую популярность имеют соревнования по спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным работам, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведению различных походов и путешествий. В связи с этим в г. Пензе и области открываются разнопрофильные клубы, создаются детские общественные организации, подавляющее большинство которых в программы своей деятельности вносят элементы туризма, спортивно-развлекательных игр на природе, различных экскурсий, экспедиций и путешествий. Однако содержание и основное направление деятельности детско-юношеского объединения туристско-краеведческой направленности, прежде всего это детско-юношеские туристические клубы, недостаточно освещенны в специальной литературе и поэтому вызывают у нас особый интерес для рассмотрения.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, изучение документальных источников и реальной деятельности детско-юношеского туристического клуба «Подснежник» позволило нам сделать следующие выводы.

1. Туристско-краеведческая деятельность – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Перед педагогом, организующим туристско-краеведческую деятельность уащихся должна стоять комплексная цель – всестороннее развитие учащихся средствами этой деятельности.

2. Детско-юношеское объединение (ДЮО) – это организация, общность, состоящая из нескольких, более мелких структур (кружков, секций, отрядов, клубов). ДЮО имеют общую цель, определенные задачи и направления деятельности, от которых зависит специфика работы объединений с различным контингентом занимающихся (1-11 классы). Руководство детско-юношеским объединением осуществляет педагог дополнительного образования или педагог общеобразовательного учреждения.

Основными формами детско-юношеского туристско-краеведческого объединения являются: кружки, секции, клубы, отряды и др.

Туристско-краеведческий кружок – это группа детей (6-15 чел.) с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий тиризмом.

Секция – это подразделение в составе образовательного учреждения, объединяющая детей (10-20 чел.) для совместных занятий туристско-краеведческой деятельностью.

Туристско-краеведческий клуб – это общественная организация, объединяющая детей (более 20 чел.) на основе общности, сходства, близости интересов занятий туризмом. Туристско-краеведческий клуб является более высокой ступенью организации ТКД. Туристско-краеведческий клуб должен иметь несколько кружков, разветвленную систему самоуправления и управления ТКД в самом клубе и в целом в школе.

3. На примере работы турклуба «Подснежник» содержание и основные направления деятельности детско-юношеского объединения выглядит следующим образом. Туристско-краеведческий клуб объединяет несколько кружков и секций, направлен на выполнение общественно-полезной деятельности; в клубе действует широко разветвленная система самоуправления и управления ТКД не только внутри самого клуба, но и в целом по школе, существует туристический Штаб школы, а также своя символика и атрибутика клуба (форма, звания и т. д.).

Детско-юношеское туристско-краеведческое объединение обладает широкими педагогическими возможностями, так как оно способно успешно решать воспитательные, образовательные, социализирующие и оздоровительные задачи.

Мое личное участие в деятельности туристского клуба «Подснежник» позволило увидеть результаты решения этих задач в следующем: у учащихся формируются знания в области туризма, (его прикладном значении) и краеведения (знание истории своего села, городов, природы окрестностей, национальные обычаи и т. д.); формируются умения и навыки – укладывать рюкзак, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу в походных условиях, организовывать бивуак, дежурство, уборку лагеря и пр. (образовательные задачи); воспитание чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи, товарищества, долга, уважения к личности, стремление к совершенству, умения не только командовать, но и подчиняться, воспитание патриотизма и т. п. (воспитательные задачи); с помощью занятий по общей физической подготовке в туристском клубе «Подснежник» развиваются выносливость, повышается общий уровень физической подготовки, воспитывается сила воли, развивается скорость, гибкость и другие физические качества (оздоровительные задачи); учащиеся преобретают социальный опыт, поведенческие модели и качества личности, такие как чувство коллективизма; чувство долга и ответственности; дисциплинированность; устойчивый познавательный интерес к занятиям в клубе и в школе, освоение туристских и краеведческих должностей, их функциональное выполнение и на этой основе следование нормам жизни и многое другое (социализирующие задачи).

БИБЛИОГРАФИЯ

Бардин К. В. Азбука туризма: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.

Беккер, И.Л. Туристские вечера: организация, подготовка, проведение [Текст] / И.Л. Беккер. – Пенза: ИПКиПРО, 1997. – 190 с.

Беккер, И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков [Текст]: Автореферат дис. … к. п. н. / И. Л. Беккер. – М., 1995. – 21 с.

Беккер, И.Л., Соболев, А.В. Туризм в школе: организация и проведение соревнований [Текст] : Методическое пособие / И.Л. Беккер, А.В. Соболев. – Пенза : ПГПУ, 2000. – 76 с.

Беккер, И.Л., Соболев, А.В. Туризм в школе: Поход выходного дня [Текст]: Методическое пособие / И.Л. Беккер, А.В. Соболев. – Пенза : ПГПУ, 2002. – 63 с.

Болонов Г. П. Лыжный поход // Физическая культура в школе, 2003, № 1, с. 61.

Бушманова, Н.В. ТКД как средство социализации и воспитания подростков [Текст]: Автореферат дис. … к. п. н. / Н.В. Бушманова. – Ставрополь, 1998. – 21 с.: граф.

Ганопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование. М.: ФиС, 1987.

Гориневская В. В.; Лейсаков Н. К. Пешеходный туризм. М., 1960.

Дихтярев В. Я. Вся жизнь – поход. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.

Зорин, И.В., Штюрмер, Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды [Текст] / И.В. Зорин, Ю.А. Штюрмер. – М. : Профиздат, 1986. – 194 с.

Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения [Текст] / П.В. Иванов. – Петрозаводск, 1966. – 172 с.

Истомин П. И. Туристическая деятельность школьников: Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.

Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – М. ФЦДЮТиК, 2006 г. – 600 с., ил.

Константинов, Ю.С., Куликов, В.М. Педагогика школьного туризма [Текст] / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. Изд. 2-е. – М. : ЦДЮТиК, 2006. – 208 с.

Корягина Л. В. Туризм в сельской школе // Физическая культура в школе, 2005, № 6, с. 59-60.

Куликов В. М. Девять игр для юных туристов // Физическая культура в школе, 2005, № 6, с. 55-58.

Курилова, В.И. Туризм [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В. И. Курилова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с. : илл.

Моргунов, Б.П. Туризм [Текст] / Б.П. Моргунов. – М.: Просвещение, 1978. – 168 с.

Некрасов И. Б. Подготовка группы к многодневному туристскому походу // Физическая культура в школе, 2003, № 3, с. 59-63.

Основы организации и управления самодеятельным туризмом. Учебное пособие. Авторы: П. С. Пасечный, Б. Г. Фадеев. Центральный совет по туризму и экскурсиям. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва – 1980.

Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] / А.А. Остапец. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. – 96 с.

Остапец, А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе [Текст] / А.А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.

Остапец, А.А. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношес-кого клуба «Родина» г. Москвы [Текст] / А.А. Остапец. – 2-е изд. – М.: Прометей, 1992. – 108 с.

Остапец-Свешников, А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы [Текст]: Автореферат дис. … д. п. н. / А.А. Остапец-Свешников. – М., 1989. – 32 с.

Остапец-Свешников, А.А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков [Текст] : Автореф. дис. … к. п. н. / А.А. Остапец-Свешников. – М., 1974. – 23 с.

Потресов А. С. Спутник юного туриста. М., 1962.

Развитие личности ребенка в системе туристско-краеведческой деятельности [Текст] /Под ред. А.А. Остапца-Свешникова. – М., 1993. – 32 с.

Ривкин Е. Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.

Ромашков, Е. Туристские походы выходного дня [Текст] / Е. Ромашков. – М.: ФиС, 1967. – 32 с.

Сергеев И. С.; Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. М.: Просвещение, 1974.

Сергиева, С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников [Текст] : Автореферат дис. … к. п. н. / С.А. Сергиева. – Малаховка, 1996. – 24 с.: граф.

Спиридонова Н. С. Соревнование «Школа выживания» // Физическая культура в школе, 2006, № 7, с. 80.

Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. М., 1983.

Туризм и краеведение [Текст]: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / Под ред. В.В. Шлякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 352 с.

Туристская игротека [Текст] / Под ред. Ю.С. Константинова. Сост. Л.М. Ротштейн. – М.: Владос, 2000. – 112 с.: ил.

Туристско-краеведческие кружки в школе [Текст]: Методические указания для руководителей / Под ред. В.В.Титова. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.

Туристско-краеведческие кружки в школе: Метод. указания для руководителей / И. А. Верба, Я. Б. Галкин, А. П. Радищев и др.; Под ред. В. В. Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с. – ил.

Штюрмер Ю. А. Карманный справочник туриста. М., 1970.

Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – 2-е изд. М.: ФиС, 1983.

Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Ю. С. Константинов. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2001. 180 с.

Ямницкий, М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности [Текст]: Автореф. дис. … к. п. н. / М.Н. Ямницкий. – М., 1977. – 24 с.

HYPERLINK «http://www.rusf.ru/tc/tc12/12otr02.htm» http://www.rusf.ru/tc/tc12/12otr02.htm.

PAGE

PAGE 2