Факультет филологии и искусств

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины:

код года утверждения

/

код факультета

/

порядковый номер учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

НОВЕЙШАЯ РУССКЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

(ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА)

для студентов русского отделения факультета филологии и искусств

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

для студентов русского отделения

Подготовки по направлению

031000 Филология

По профилю

для получения квалификации (степени)

Бакалавр

код дисциплины

Коды кафедр

По учебному плану

регистр. Номер

соответствующих кафедр

форма обучения

Вечерняя

виды промежуточной аттестации:

экзаменов

1

Трудоёмкость учебной дисциплины

(кредиты по уч. плану)

зачётных единиц

4Санкт-Петербург

2009

Структура рабочей программы учебной дисциплины

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса: представить направления развития русской литературы первой половины XX века, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития.

Задачи курса: познакомить слушателей с основными фактами жизни и творчества ведущих представителей изучаемого периода, определить направление их творческой эволюции, особенности поэтики и проблематики их наиболее значительных произведений, их отношение к различным художественным системам.

Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны прочитать рекомендованные произведения, владеть хронологией жизни и творчества изучаемых авторов, уметь анализировать их сочинения, иметь ясное представление об особенностях существовавших в те годы литературных направлений, о закономерностях литературного процесса.

1.2. Язык(и) обучения

русский язык

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Знакомство с основными методами литературоведческого и историко-лиитературного анализа и описания, историей литературы предшествующих периодов

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;

ПК-1 – демонстрация знаний современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

ПК-2 – демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области филологии;

ПК-3 – владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

ПК-4 – способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;

ПК-5 – владение навыками самостоятельного исследования основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

В результате занятий у студентов должны сформироваться:

Умение пользоваться научной, справочной, учебно-методической литературой;

Умение понимать и излагать литературоведческую информацию;

Владение основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;

Умение интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию, проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений;

Представление об основных особенностях русского литературного процесса ХХ века, их связях с историческими событиями и культурой эпохи.

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

Лекционные занятия

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекциисеминарыконсультациипрактические занятиялабораторные работыконтрольные работыколлоквиумыпод руководствомпреподавателяв присутствии преподавателябез участияпреподавателяпо формам обучения

 Вечерн54 часа-2 часа—2 часа—59 4 зачётных единицы13

студентов13

студентов—13

студентов—ИТОГО:54 часа—-часовчасов59 часовчасов4 зачётных единиц

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачётов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

 Веч.

 7 семестр

Экзамен

 Январь

 1 экзамен

 —

— 

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Основные разделы курса:

Вопросы изучения литературы 1920-30-х гг. Возвращенная литература. Текстология. Мемуарная литература.

Понятие «авангард» в современном литературоведении. Литературный и художественный авангард 1920-30 гг. Общая характеристика.

Научная поэзия В.Брюсова в контексте литературы, научной, философской мысли 1920-х.

Поэзия Пролеткульта. Общая характеристика. Темы, мотивы, образы.

«Новокрестьянская поэзия». Общая характеристика. Н.Клюев. С.Клычкова.

Имажинизм.

Литературные группировки 1920-х гг. Группа «Перевал», ЛЕФ, РАПП. Эстетические позиции. Идейные споры.

Литература русского зарубежья 1920-30-х гг. Общая характеристика. Поэзия: направления. Литература 1920-х гг как единый процесс.

Творчество В.Ходасевича в эмиграции.

Поэзия М.Цветаевой 1920-30 х гг.

Развитие русской драматургии 1920-х гг. Новые театральные формы.

Драматургия В.Маяковского, Н.Эрдмана, С.Третьякова, М.Булгакова 1920-х гг.

Творчество Е.Замятина

Литературная группа «Серапионовы братья». Творческие позиции, художественные методы.

Рассказы М.Зощенко 1920-30-х гг

Литературная группа ОБЭРИУ. Творческая позиция.

Поэзия Н. Заболоцкого

Творчество А.Платонова

М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Соц.реалистический канон.

Темы лекционных занятий:

Лекция 1.

Введение. 1.1. Вопросы изучения литературы 1920-30-х гг. Периодизация: разные подходы. Три ветви русской литературы. Источники изучения. Текстология. Возвращенная литература: проблемы изучения и публикации. Фальсификация источников, цензурно-охранительная и стилистическая правка. Особенность и типы мемуарной литературой. Классификация литературы данного периода. Литература, придерживающаяся традиции, и авангардная литературы.

1.2. Понятие «авангард» в современном литературоведении. Литературный и художественный авангард 1920-30-хх гг. Общая характеристика.

Лекция 2.

2.1.Научная поэзия В.Брюсова в контексте литературы, научной, философской мысли 1920-х гг.

Темы научных исследований 1920-х гг. Взаимосвязь литературы и лингвистики. Эксперименты по выявлению единиц смысла. Художественное «освоение» понятия фонемы (Бодуэн де Куртенэ «Об отношении русского письма к русскому языку»). Эксперименты Игоря Терентьева и

Александра Туфанова в ГИНХУКе. Книга Туфанова «К зауми» (1923). Теория «знающего глаза» Павла Филонова. Теория «расширенного смотрения» Михаила Матюшина.

Эксперименты Казимира Малевича по восприятию текста. 2.2. Научная поэзия В. Брюсова. Сб. «Дали» (1922), «Меа» (1924). Стихотворения «Мир электрона», «Мир N измерений», «Теория относительности».

2.3. Космическое направление научно-философской мысли. Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский. Статья В.Вернадского «Автотрофность человечества».

Поэзия Пролеткульта. Общая характеристика. Темы, мотивы, образы. Влияние идей Н.Федорова («Философия общего дела») и Александра Богданова («Тектология. Всеобщая организационная наука»). Группы «Кузница» и «Космист».

Алексей Гастев. «Поэзия рабочего удара». Анализ стихотворений «Мы растем из железа», «Балки», «Кран».

2.3. Движение биокосмистов. Темы иммортализма и интерпланеризма.

.

Лекция 3.

3.1. «Новокрестьянская поэзия». Общая характеристика. Историко-литературный и культурых контекст появления плеяды крестьянских поэтов. Николай Клюев, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин, Алексей Ганин, Пимен Карпов. Философское осмысление «русской идеи» (Н.Бердяев, В.Соловьев), неославянофильские настроения 1910-х гг. Покровители поэтов из крестьян. Мир русской крестьянской культуры. Народная религия. 2.2. Советская власть и крестьянская литература. Судьба крестьянства в 1920-30-ые гг. Преследование православной церкви. Антирелигиозная пропаганда. Отношение новой власти к сектантам. Изучение сектантства.

Творчество Н.Клюева. Анализ сборников «Сосен перезвон», «Братские песни», цикла «Избяные песни».Образ избы- ковчега. Тема духовного подвига. Особенность религиозных мотивов.

Лекция 4.

4.1.Н.А.Клюев (продолжение). Поэма «Погорельщина». Фабула. Параллель: Русь времен раскола – современная поэту Россия. Особенность композиции поэмы. Инструментовка. Цветовая символика. Тема духовного очищения.

Поэзия С.Клычкова. Сборники «Потаенный сад», «Дубравна», «Кольцо Лады».

Пантеистическая концепция бытия. Образ потаенного сада. Образ пастуха-Леля.

Сб. «Домашние песни», «Талисман», «В гостях журавлей».

Тема наступления «Железного Царства».

Лекция 5.

5.1.Имажинизм. Период становления группы. Источники изучения. Статья З.Венгеровой «Английские футуристы» (1915) Первые публикации имажинистов (Сб. В.Шершеневича, альманах «Исход» (Пенза, 1918). Теоретическое обоснование образа у С.Есенина, А.Мариенгофа, В.Шершеневича. Трактат Сергея Есенина «Ключи Марии» (1918), его источники, основные положения. Теория «органического» образа и его классификация. Статья В.Шершеневича «2 x 2= 5», представление о самодостаточности образа. Стихотворение «Каталог образов». Трактат А.Мариенгофа «Буян остров», принцип «соития чистого и нечистого». Декларация имажинистов (ж. «Сирена»,1919), разногласия и споры. Сравнение подходов имажинистов к образу на основе «глазных имажей» из сб. «Плавильня слов». Эпатаж имажинистов. Краткая характеристика творчества поэтов-имажинистов: Александра Кусикова, Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа. Издательская деятельность имажинистов, литературные кафе.

Лекция 6.

6.1. Литературные группировки 1920-х гг. Группы «Перевал», ЛЕФ, РАПП. Эстетические позиции. Идейные споры. 6.2.Группа «Перевал». Идейная и эстетическая позиция. Понятие «новый гуманизм». Статья Ивана Катаева «Об искусстве и грядущем человеке». Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны», И.Катаев «Сердце» как программные для перевальцев. Теоретические работы А.Лежнева, Д.Горбова, А.Воронского. Дискуссия о роли автора. П.Слетов «Мастерство»

6.3.ЛЕФ. Эстетические взгляды. Понятие «соц.заказа». Установка на факт. Литература и другие виды искусств. Группа киноки.

Лекция 7.

7.1 Литература русского зарубежья 1920-30-х гг. Общая характеристика. Поэзия: направления. Литература 1920-х гг как единый процесс.

Творчество В.Ходасевича в эмиграции. Анализ последней поэтической книги «Собрание стихов». Ее структура, целостность замысла. Циклы «Путем зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь». Отзывы критиков на цикл «Европейская ночь». Темы и образы цикла. Композиционное мастерство. 7.3. Биографическая и автобиографическая проза Ходасевича. Работа Ходасевича над биографией Пушкина. Книга «Державин» (1931). Автобиографический очерк «Младенчество». Мемуарная проза. Книга «Некрополь» (1939)

Лекция 8.

Поэзия М.Цветаевой 1920-30 х гг. Книги «Лебединый стан». «Ремесло». «После России». Поэмы. Традиция и новаторство.

Лекция 9.

Развитие русской драматургии 1920-х гг. Новые театральные формы. Самодеятельные театры. 1920-23 г. Теоретическое основание новых форм театральности в работах Адриана Пиотровскиого. Жанры: инсценировки, агитки, театрального суда, живой газеты, лит.монтажа. Агитстудия Виктора Шимановского. Постановки начала 1920-х гг. «Взятие Зимнего» (реж. Н.Евреинов). «Три дня» (реж. В.Шимановский). Ромен Роллан «Дантон» (реж. А.Сумароков). 9.2. Влияние цирка на драматический театр. Выступление А.В.Луначарского о роли цирка. Новый тип постановок – синтез жанров. Постановка Ю. Анненкова комедии Л.Толстого «Первый винокур, или как чертенок краюшку заслужил». Статьи Всеволода Мейерхольда «Актер будущего». «Биомеханика». 9.3. Группа ФЭКС (фабрика эксцентрического актера) и ее роль в развитии театра 1920-х гг. Манифест ФЭКСа (1922). «Американское представление ФЭКСа» 1922 г. «Женщина Эдисона» (1923). 9.4. Реализация нового подхода при постановке классических пьес. «Ревизор» Н.Гоголя в постановке Игоря Терентьева и Вс. Мейерхольда. 9.5. С.Третьяков. Документально-производственная драма. Пьеса-факт «Противогазы» (1924). Пьеса-дискуссия «Хочу ребенка» (1926-27).

Лекция 10.

10.1. Анализ пьесы В.Маяковского «Баня». История замысла пьесы. .

Авторская интерпретация названия. Тема очищения. Противопоставление театра агитационного — театру, «где делают красиво». Жанровое определение: «драма с цирком и фейерверком». Воздействие на драматургию Маяковского театральных идей Николая Евреинова («Театр как таковой», СПб., 1913) и театра ФЭКС. Приемы создания комического.

Анализ пьесы Н.Эрдмана «Самоубийца».

Начало творческого пути Н.Эрдмана в театре. Водевильные приемы построения интриги. Особенность диалогов. Изменение отношения к сатире в конце 1920-х гг.. Расцвет лирической комедии. Пьеса «Самоубийца» (1929), сценическая и литературная судьба пьесы. Идея самоценности человека. Тема ответственности за сказанное слово. Тема государственного и индивидуального. Приемы создания комического.

Анализ пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».

Источники личностного восприятия театра. Установка МХАТа – «театр с человеческим лицом». Общие особенности драматургии Булгакова. Сценическая судьба и литературная судьба драматургии М.Булгакова. Роль ремарок. Пьеса «Дни Турбиных» (1925-26). Три редакции пьесы. Тема столкновения личного существования с исторической судьбой. Несовпадение личного идеала с требованиям исторического времени. Образ Алексея Турбина.

Лекция 11.

11.1. Творческий путь Е.Замятина. Повести «Уездное» (1913), «Алатырь» (1914). Тема неосознанного бытия, «человека-дроби». Техника орнаментализма. Жанровое и композиционное своеобразие. Аллегорические рассказы 1917-1920-х гг.. Темы «пещерной жизни» в рассказах «Мамай», «Пещера». Статья «Завтра». Тема «утверждения человеческого» в повестях «Островитяне» (1917), «Ловец человеков» (1918). 11.2.Роман «Мы» (1920). История написания и публикации. Жанр антиутопии. Роль библейских мотивов в выражении темы свободы и счастья. Символ стекла. Поэтика цвета. Идея эволюционного процесса. Понятия «энтропия» и «энергия», «еретик». (ст. «О литературе, революции, энтропии и прочем», «Завтра»). Герои-«еретики».

Лекция 12.

12.1 Литературная группа «Серапионовы братья». Творческие позиции, художественные методы. Л.Лунц «Почему мы Серапионовы братья». Западное и восточное «крыло» группы. Влияние работ В.Шкловского по теории прозы и орнаментализма Е.Замятина на становление и творческое самоопределение серапионов.

12.2. Творчество М.Зощенко. Литературные истоки. Периодизация. Рассказы 1920-30-х гг. «Сентиментальные повести». Повесть «Возвращенная молодость». Позднее творчество. Писатель и власть. Повесть «Перед восходом солнца». Подходы к изучению творчества.

Лекция 13.

13.1. Творчество А.Платонова. Характеристика наследия А.Платонова. Периодизация творчества. Влияние философии русского космизма и идей Пролеткульта (А.Богданов) на раннее творчество писателя. Сопоставление раннего и позднего творчества на основе анализа рассказов «Цветок на земле на земле», «Железная старуха». Система семантических оппозиций в выражении темы истории, жизненного пути. Типы героев. Трактовки финала повести «Котлован».

Лекция 14.

Литературная группа ОБЭРИУ. История образования. Периодизация. Участники. Творческая позиция. Декларация обэриутов. Вечер «Три левых часа». Круг общения. Сотрудничество с детскими журналами «Чиж» и «Еж». Чинари. Понятия «иероглиф», «вестник» (Я.С.Друскин, Л.Липавский). Влияние философии А.Бергсона на общечинарский интерес к понятию «время».

Проза Д.Хармса. Случаи. Повесть «Старуха». Тема бессмертия. Алогизм как способ создания абсурдистского повествования. Игровая поэтика.

Лекция 15.

Творчество А.Введенского. Псевдоним Авто-ритет бессмыслицы. Ранний период творчества. Приемы сдвига, зауми. Зрелое творчество. Роль ритма и интонации. Тема творения мира. Гностические мотивы. Прием «детской речевой ошибки». Пьесы-загадки «Потец», «Где. Когда», «Елка у Ивановых». Экзистенциальная и языковая составляющая категории «бессмыслица» у Введенского.

Лекция 16.

Поэзия Н. Заболоцкого. Периодизация творчества. «Обэриутский» период. Влияние идей «аналитического искусства» П.Филонова на раннее творчество поэта. Анализ сборника «Столбцы». Особенность композиции, поэтика. Тема «пожирающей природы» в сборнике «Смешанные столбцы». Натурфилософские мотивы в творчестве конца1920-х-нач. 1930-х гг. Поэмы «Торжество земледелиния», «Безумный волк». Тема смерти. Восприятие Заболоцким философско-этических идей К.Циолковского, натурфилософских идей Гете. Заболоцкий – переводчик. Творчество 1945-1958 гг. Тема красоты. Мотив музыки.

Лекция 17.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

17.1. Творческая история романа (редакции, изменение замысла, варианты заглавий, история публикации)

17.2. Жанровые и композиционные особенности. Типы повествования. 17.3. Роль Ершалаимских глав в общей структуре романа. Источники. Образы Иешуа и Понтия Пилата. Тема истории. Интерпретации финала.

Лекция 18.

Соц.реалистический канон.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст