Человек всегда в состоянии повлиять на свою судьбу

Яков Плинер

Простые-сложные

истины

образования

Рига

2002

Плинер Я.Г. Простые-сложные истины образования – Рига, 2002 – 188 с.

Десять лет срок достаточный для любой реформы, в том числе и для реформы системы образования в Латвии. По мнению правящих политиков и чиновников министерства образования и науки «все у нас в образовании хорошо».

У известного публициста, ученого, доктора педагогических наук, депутата 7 Сейма от политического объединения «За права человека в единой Латвии» Якова Гдальевича Плинера другое мнение о ходе и результатах реформы в системе образования. Это мнение основано на анализе законов об образовании, основных тенденций развития системы образования и прежде всего средней школы.

В книге предложены материалы публикаций в средствах массовой информации за последние несколько лет. Автор профессионально и, опираясь на факты, анализирует ситуацию в образовании и предлагает научно обоснованные пути преодоления усугубляющегося кризиса.

Особый интерес представляют статьи, направленные на защиту школ нацменьшинств и сохранения родного языка учащихся в образовании. По сути дела – это программа развития образования национальных меньшинств в Латвии.

©਀ Я.Г. Плинер

Рига, 2002

Содержание

Глава I

Отступление в прошлый век ………………………..6

Человек всегда в состоянии повлиять

на свою судьбу …………………………………..……..…6

И это далеко не полный перечень…………………..…18

По пути «Исключения» и «Принудиловки»………….. 21

Нет, не умеют наши чиновники

предупреждать события …………………………….… 24

Система образования продолжает ржаветь………….27

От лукавого ………………………………………………. 30

“Параллельные” реформы ………………………….….34

Для развития образования нужна программа,

а не декларация…………………………………………….36

Почему бастуют педагоги?…………………………….…41

Сейте разумное, доброе…но денег не просите …..…44

Нищий учитель …………………………………………… 46

Педагог сам знает, кого и как учить ………………….. 49

Заявление «Об ограничении возможностей получения высшего образования на русском языке………………50

Ответ на дуплет …………………………….……………. 52

При любом политическом строе и при любой экономической формации учителя учили, учат

и будут учить детей………………………………………. 55

Хорошее образование стоит дорого ……………………57

«Результат затянувшихся экспериментов

отступление в прошлый век» ……………………..…59

В образовании — хаос и неразбериха…………………..61

Обращение к директорам и учителям школ национальных меньшинств……………………………….62

Русские учителя скоро потеряют работу………………..65

Русский язык в школе можно сохранить ……………….66

Политические мифы министра образования ……….…67

Школа будущего: луч света в темном царстве ………..71

Эта ненавистная конвенция или почему латвийские политики саботируют общеевропейский

документ ……………………………………………………74

Глава II

Успехи ассимиляции под видом интеграции …..78

Международное законодательство о праве учиться на родном языке……………………………………………..…78

Без объединения ценностей не стоит ждать и взаимопонимания …………………………………………..82

Культуры не воюют …………………………………………87

Язык, опять язык … или Нет пророка в своем

отечестве ……………………………………………….……91

Интеграция в образовании: пути и помехи ……………..94

Семь раз отмерь ……………………………………………97

Бриллиантовая капля, но без правительственной «оправы» …………………………………………..…….….99

Против принудительной латышизации Профессиональные педагоги предлагают альтернативу………………………………………….……103

Закон об образовании на не государсвтенном

языке……………………………………………………….…105

Открытое письмо «О сохранении и развитии русской культуры в Латвии»…………………………………….…..109

Перевод на латышский или ………………………….……111

Я не спорю с национал –радикалами …………..…….…112

Когда телега впереди лошади……………………….…….115

Губительная экономия ……………………………… …….119

«К сожалению административное давление

на учебные заведения усиливается» ……………. …..121

Учителя против ассимиляции ……………………………123

Успехи ассимиляции под видом интеграции. Кто защитит права нацменьшинств в образовании?………….……….125

Заметки на полях буклета ……………………………….127

«Мост» в сторону ассимиляции ……………………….….130

Экспертная оценка основных документов, регламентирующих введение билингвального образования в школах с русским языком обучения в Латвийской республике…………………………………….134

Простые — сложные истины …………………………..144

Глава III

Цветы жизни на асфальте………………………….153

Дети улицы…………………………………………..….….153

Судьба детей страны, а значит, их будущее зависит

от каждого из нас»……………………….…………………155

«Пора делать выводы …»………………….……………..159

Что вы думаете о детской преступности?….……….…162

Не тянут больше, чем на «двойку»………….…………..163

«Кто считает иначе, пусть докажет обратное»…..….…165

Брызги шампанского и слезы детей……………..…..…..168

Легко ли быть молодым в Латвии? ……………….……..170

Глава IV

Нет для меня ни эллина, ни иудея……………………173

.

Привилигированный класс ……………………………..…173

Гарда в поход собрался, но без ненависти ..…….….…175

Нет для меня ни эллина, ни иудея!…………………..…..178

Не бывает трагедии одного народа ……………………..181

Неучи истории — слуги нацизма …………………………183

Чем чревато искажение правды ……………………..…..186

Глава I

Отступление в прошлый век

Человек всегда в состоянии повлиять

на свою судьбу

Этого человека знают не только педагоги Латвии хотя, именно, воспитанию и обучению подрастающего поколения он посвятил свою жизнь. Простые жители страны и политики разного толка также знакомы с его бескомпромиссной позицией в отстаивании равных прав для людей разных национальностей, с самоотверженной защитой образования на языках национальных меньшинств, и в первую очередь — на русском языке.

Думаю, что даже без фотографий большинство читателей догадались бы, что речь идет о депутате VII Сейма от Партии народного согласия Якове ПЛИНЕРЕ.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Я. Плинер родился 27 декабря 1946 г. в г. Резекне. В 1970 г. окончип химико-биологический факультет Даугавпилсского пединститута. После этого в течение пяти лет работал учителем, завучем, директором Вирбской школы. 1975-83 гг. — заведующим Талсинским РОНО. Затем по 1993 г. являлся заместителем начальника Управления школ Министерства образования ЛССР, заместителем начальника Главных управлений среднего образования, инспекции, завотделом национальных школ Министерства образования ЛР. Следующие пять лет — организатор и директор частного колледжа «Эврика». Полтора года был депутатом Рижской думы. С октября 1998-го — депутат Сейма.

Доктор педагогики, член думы ПНС, президент Открытого общественного фонда «Родители — детям», отличник образования ЛССР и СССР, автор ряда книг и научных публикаций.

«ХОЛОКОСТ КОСНУЛСЯ ВСЕХ»

— Первый послевоенный год, когда вы родились, наводит на мысль, что ваши родители вернулись из эвакуации?

— Так и было. Отец, Гдалий Савельевич, в составе 130-й Латышской стрелковой дивизии участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был тяжело ранен и пришел домой с медалью «За отвагу». Помнится, этой его наградой долго гордился.

—Так ваша семья отсюда родом?

— И отец, и дед, и прадед лежат в резекненской земле. Когда началась война, родители вместе с родственниками, стариками, другими людьми сразу решили уходить на восток. Дошли до Зилупе. Оттуда их вернули назад, дескать, что за паника. Пришли домой, а на следующий день объявили эвакуацию. На сей раз старики решили остаться. И все были расстреляны фашистами.

— И ваши родные?

— Да. Мамины мама, дядя, тетя… в Даугавпилсе в больнице лежал папин брат, который тоже погиб. Только из числа близких 17 родственников были уничтожены.

— Значит, Холокост и вас коснулся.

— Он коснулся всех. И это трагедия не только еврейского народа, но и латышского, русского, немецкого и других.

— Детей в семье много было?

— Я и старший брат. Сейчас Павел — врач высшей категории. Работает в Павлодаре. Знаете, отец, будучи жестянщиком, правда, профессором своего дела, и мама, швея, считали, что самые почетные профессии на земле —учитель и врач. И их мечта воплотилась в нас.

— После освобождения они вернулись в Резекне?

— Да. В нашем доме жили чужие люди, но разместились. А соседи, увидев их живыми, стали приносить сохраненные за годы войны вещи нашей семьи.

— Однако. Латгалия…

Рядом тогда жили и латыши, и поляки, и русские. Отцу, как инвалиду, был рекомендован легкий труд. Но он вновь стал жестянщиком работать. А мне из детства запомнился разрушенный Резекне, последняя карета на улицах городка, автомобили, работающие на деревянных чурочках.

СПОРТ ПОБЕДИЛ МУЗЫКУ

— Пай-мальчиком не был. Начальные классы закончил на «отлично». Потом замелькали и «тройки». Но в 10-м понял, что дурака валять нельзя. И сознательно пересел с последней парты на первую. Отец хотел, чтобы мы закончили музыкальную школу. У брата это получилось. Он даже потом музыкальное училище прихватил параллельно с учебой в средней школе.

— На каких инструментах играли?

— Брат — на скрипке, а я и на скрипке, и на аккордеоне. Но несмотря на то, что даже довелось участвовать в Декаде латгальского искусства в Риге, что тогда было событием, моя борьба с родителями увенчалась их поражением. Спорт, которым я тогда увлекся не на шутку, победил музыку. Но те занятия пошли на пользу. Имею хороший слух, могу и хоры оценивать. В свое время на праздниках песни в Талси этим тоже приходилось заниматься.

— И какими видами спорта «болели»? Как обычно, всеми понемногу?

— Если вспоминать третьи разряды, то их был добрый десяток: по легкой атлетике, по лыжам… Чуть посерьезнее занимался боксом. Стал перворазрядником по штанге. Но кандидата в мастера спорта СССР заработал в настольном теннисе. Резкость, реакция, координация движений, быстрота мышления…

— Может, стоило пойти по этой стезе?

— Профессиональным спортсменом не собирался становиться. Но вот уже сейчас, в 1996 году, завоевал серебряную медаль, на следующий год — золотую, а в 1999-м — бронзовую в чемпионате Латвии гиревиков-ветеринов.

— Здорово! Значит, по-прежнему в спорте?

— Раз в год делаю очередную попытку самоутверждения. Мол, есть еще порох в пароховницах. Есть такой энтузиазист Виестурс Гаргунс. Он нас и собирает.

— В педвуз поступали с желанием или по воле родителей?

— Само собой получилось, что в те годы мы, старшие ребята, где-то шефствовали над малышами. И в спорте, и в учебе. Поэтому выбор профессии для меня не был сложен. А сам Даугавпилсский институт я до сих пор считаю лучшим педвузом в Латвии. Диплом я получил в 1970 году по специальности «Учитель биологии и химии средней школы».

«МОЯ РОДИНА-ЛАТВИЯ»

— И сразу попали в Талси?

— Распределение. Вирбская общеобразовательная школа. У нас даже фотография сохранилась, где мы с Тамарой стоим в окружении наших первых учеников. Пять лет там отработали. Потом восемь с половиной лет зав.РОНО.

Правда, после института жена просила выбрать то место, где предоставляют квартиру, да еще со всеми удобствами.

(Так он же отказался от лучшего варианта в пользу других, — вступает в беседу Тамара Васильевна. — А приехали и ахнули. Конечно, без удобств. Даже без печки! Мы первый год, извините, даже в баню ходили на местный заводик.)

— А где вы познакомились?

— Все в том же Резекне. У Тамары были в Латвии родственники, и она решила после окончания школы в Тамбове поступать в музыкальное училище. Затем разочаровалась в избранной специальности, ушла оттуда. А через два года мы поженились. Это было в 1966 году, когда я закончил первый курс. А уже после этого в тот же Даугавпилоский педагогический институт поступила и жена.

— Сколько же лет вам было?

— 19.

— Любовь с первого взгляда?

Трудно сказать, Но 34 года уже живем вместе. К слову, поженились мы в Тамбове. У нас две дочери. Старшая Элана и младшая Галина. Обе живут ныне в Израиле. У старшей сынишка отличник. Марком зовут. 8 лет ему.

Кем стали дочери?

— Педагогами.

— Браво! Целая династия выстраивается.

— Похоже. Причем младшая там уже подтвердила свой рижский диплом. А в Израиле это сделать далеко не просто.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст