Человечество сегодня находится в технологической фазе научно-тех

I.Введение

Человечество сегодня находится в технологической фазе научно-технической революции. Основная черта этого этапа — информатизация всех сторон жизни. Образование является информационным процессом и поэтому использование информационных технологий с применением компьютера особенно важно.

Причин компьютеризации обучения экономики можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Компьютер универсален, он — гораздо лучшая «контролирующая машина», чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Внедрение информационных технологий (ИТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Мной ведётся работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их отладке, тестированию, апробации и внедрению, а также оценке результативности их использования. В данной работе представлен опыт применения ИКТ на уроках экономики. Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

Задачи, решаемые на уроках:

эффективность использования компьютера при обучении ;

— изменение организации процесса познания и возможность получения образной информации;

— деятельностный подход.

Компьютерные технологии усиливают мотивацию учения, но она не сохраняется при длительном использовании.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, нужно исходить из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономики. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам

Целью использования ИКТ на уроках экономики является:

формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта.

Задачи, решаемые с помощью ИКТ:

развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации задач являются:

наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем экономики в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

владение учителем экономики основами информационно-коммуникационных технологий;

развитая информационная среда образовательного учреждения;

смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

Содержание учебного процесса:

видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы поэкономики, сайты Internet;

материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

включение в ход урока исторического и справочного материала;

наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями.

Разработка процесса обучения

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

необходимость применения компьютера;

степень компьютеризации учебного процесса;

перечень функций, возлагаемых на компьютер;

использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей экономики и методистов.

Примерная структура вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:

Урок изучения нового материала.

Актуализация знаний;

Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере

(используется один компьютер и компакт-диск);

Первоначальное закрепление знаний;

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала.

Актуализация знаний;

Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);

Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Урок контроля и проверки знаний

Творческая работа (индивидуально, в паре или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;

Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы, и схемы урока такова:

Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин;

Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин;

Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.

Однако в практической деятельности не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.

Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую информационные технологии в двух направлениях:

1)     демонстрация слайдов (использование презентаций);

2)     создание тестов (используя тестовую оболочку).

  Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.

II. Содержание работы:

Большую роль в развитии творческого потенциала учащегося играет познавательный интерес. Тема данной работы « Использование компьютерных технологий на уроках экономики» отражает направление педагогической деятельности.

Цель работы: обобщение опыта использования информационных компьютерных технологий и возможностей их применения на уроках экономики. Для активизации познавательной деятельности на уроках использую различные технологии и подходы. К ним относятся: личностно ориентированные, адаптивные, игровые, проблемно – развивающие, информационные. Для реализации технологий использую различные средства — печатные, экранные, звуковые. Среди методов – репродуктивный, частично — поисковый, наглядный, практический.

Информационные технологии наряду с другими инновационными способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором информации, анализом данных, извлекать их них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру.

Наша школа с 2006 года работает в экспериментальном режиме по информационным технологиям, для этого созданы все условия учителям и учащимся: есть компьютерный класс, мультемидийные установки, плазменный телевизор, интерактивная доска, принтеры, экраны, выход в Интернет. Все это дает возможность обращаться за помощью к материалам, размещенным на CD и в Internet, создавать компьютерные презентации для уроков, информировать родителей о достижении детей в учебе, повышения качества образования по предмету, возможность быстро и доступно воспользоваться дополнительными материалами Интернет – ресурсами.

Освоение и применение компьютерных технологий на уроках экономики помогает формированию учащегося, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое. Тематические наглядные пособия, видео и анимационные материалы – все это помогает показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.

Постепенно вводя в свою практику информационные технологии на уроках, я поняла, что их использование выступает как один из способов повышения интереса ученика к предмету, при этом увеличивается количество положительных оценок по предмету, это подтверждает анализ учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности учителя экономики Кондуковой Г.И. 2008-09 год.

Экономика 5 класс

EMBED Excel.Chart.8 \s

Из диаграммы видно, что уровень обученности составил 67%, КЗ – 60 %.

Экономика 6-й класс

EMBED Excel.Chart.8 \s

Из анализа видно, что 6-й класс снизил УО на 5% и КЗ на 6%, это объясняется усложнением программы по сравнению с 5-м классом.

Экономика 7-класс.

EMBED Excel.Chart.8 \s

Уровень обученности в 7-м классе не изменялся за последние 3 года и остается высоким.

Экономика 8-й класс. EMBED Excel.Chart.8 \s

Уровень обученности по экономике в 8-м классе повысился на 4%. Из практики конца этого года для себя отметила, что учащимся больше нравятся уроки с применением презентаций, поэтому постараюсь разнообразить уроки с применением новых компьютерных технологий. Зная, что дети сами могут работать с компьютером буду давать индивидуальные задания.

Экономика 9-й класс. EMBED Excel.Chart.8 \s

Из анализа видно, что уровень обученности в 9-м классе остался неизменным.

Конечно, на успеваемость учащихся могут влиять различные обстоятельства, но мне как учителю видно, что усвояемость предмета значительно улучшается, когда применяются различные наглядные пособия. И компьютерные презентации служат таким примером. Когда ученик слушает учителя и при этом видит комментируемое на экране, он быстрее запоминает новый материал или же повторяет уже пройденный. Подтверждением выше сказанного являются предоставленные разработки

уроков в 5 — 10 классах, где использовались слайды, презентации, печатные материалы при проведении уроков. Так для проверки знаний учащихся я применяю тестовые задания например: урок экономики в 8 классе по теме «Рыночное равновесие» применяла тест ( Приложение №1)

В центр внимания школы ставится результативность обучения. С этим связано внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий. Педагогические технологии включают в себя создание, применение, определение процесса преподавания и усвоения знаний. Используя при этом технические и человеческие ресурсы, взаимодействием которых является задача оптимизации форм образования. Однако это не означает, что они заменяют традиционную методику предмета.

Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип «личной выгоды», набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятельности.

Использование инновационных форм и методов обучения требует реализации инновационных подходов к контролю и оцениванию деятельности обучающихся. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.

Первый уровень (узнавание) традиционная деятельность учащихся — обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.

Второй уровень (репродуцирование) — обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.

Третий уровень (продуктивная деятельность) инновационная деятельность учащихся — обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация) — обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Как видно, только третий и четвёртый уровни деятельности учащихся в полной мере соответствуют инновационному характеру обучения. В 5-7 классах должно преобладать оценивание деятельности учащихся в соответствии с 1 и 2 уровнями, в 8 – 9 классах – по третьему и в 10 – 11 классах – по четвёртому уровню.

Такой подход способствует учёту психологических способностей учащихся, определённого возраста и преемственности в обучении. Поэтому  использование компьютерных технологий на уроках технологии – дело уже не  будущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Поэтому современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Замечательные сайты: педсовет, 1 сентября, множество индивидуальных сайтов учителей и сообществ экономики. Главное правильно сформулировать свой запрос, правда иногда задаешь одно . а находишь много интересного из другой области, что тоже потом пригодиться.

Задачи, решаемые на уроках:

эффективность использования компьютера при обучении ;

— изменение организации процесса познания и возможность получения образной информации;

— деятельностный подход.

Компьютерные технологии усиливают мотивацию учения, но она не сохраняется при длительном использовании.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, нужно исходить из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам

Целью использования ИКТ на уроках экономики является:

формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта.

Задачи, решаемые с помощью ИКТ:

развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации задач являются:

наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем экономики в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

владение учителем экономики основами информационно-коммуникационных технологий;

развитая информационная среда образовательного учреждения;

смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

Содержание учебного процесса:

видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по экономики, сайты Internet;

материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

включение в ход урока исторического и справочного материала;

наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:

Как источник дополнительной информации по предмету;

Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Разработка процесса обучения

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

необходимость применения компьютера;

степень компьютеризации учебного процесса;

перечень функций, возлагаемых на компьютер;

использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей экономики и методистов.

Примерная структура вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:

Урок изучения нового материала.

Актуализация знаний;

Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере

(используется один компьютер и компакт-диск);

Первоначальное закрепление знаний;

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала.

Актуализация знаний;

Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);

Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Урок контроля и проверки знаний

Творческая работа (индивидуально, в паре или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;

Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;

Подведение итогов;

Задание на дом и инструкции по его выполнению.

В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы, и схемы урока такова:

Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин;

Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин;

Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.

Однако в практической деятельности не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке экономики, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.

Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

При изучении материала учителю экономики необходимы ллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю экономики сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Один раз сделанный учебный материал пригодится Вам в последующие годы, а овладение навыками создания таких материалов поднимет Ваши профессиональные навыки на качественно новый уровень. На современном этапе сложно найти преподавателя, который бы не имел цифровую видеокамеру или (и) фотоаппарат. Яркие школьные события не оставляют учителей равнодушными и практически все они стремятся сохранить о них память в видеозаписях и фотографиях. Естественным является и то, что очень часто собственные видеоматериалы и фотографии служат наглядным материалом на уроках. Ученики такие материалы воспринимают значительно активнее; у многих вызывает удивление, что явления, о которых говорится на уроках, происходят непосредственно вокруг них. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе подразумевает постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями из своей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без использования цифровых носителей информации. Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Программные средства, используемые на уроках экономики.

В настоящее время на рынке электронных носителей существует достаточное количество различных электронных учебников, репетиторов, справочников, контролирующих программ, хрестоматий, энциклопедий, программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий и т.д.

Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства, а мультимедийные программы дают возможность учителю оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала во время урока, насыщает его информацией. В  преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах: полная замена деятельности учителя; частичная замена;− фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;− использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения− графиков. Из перечисленных электронных носителей компьютерные материалы можно подразделить по категориям:

Печатные материалы

Программируемые учебные среды

Компьютерные демонстрации ( презентации)

Компьютерное тестирование

В своей работе я использую печатные материалы, электронные учебники , компьютерные презентации, тренажеры, компьютерное тестирование , готовые уроки КМ школы, Интернет – ресурсы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст