Чабунин Анатолий Михайлович

Чабунин Анатолий Михайлович. Доброе утро, уважаемые коллеги, приступаем к нашей работе. Сегодня на нашей видеоконференции присутствует министр транспорта РФ Сколов Максим Юрьевич. Это очень приятное знаменательное событие для нас. Слово для приветствия я с удовольствием предоставляю Максиму Юрьевичу.

Соколов Максим Юрьевич. Спасибо, Анатолий Михайлович.

Начнем нашу работу. Добрый день, уважаемые коллеги! Это моя первая встреча с вами в качестве министра, но далеко не первое знакомство с дорожной отраслью, потому что на всех предыдущих этапах моей работы, так или иначе моя деятельность была связана именно со строительством дорог в Правительстве Санкт-Петербурга. Много уже лет назад в качестве одного из авторов и реализаторов первого проекта государственно-частного партнерства Западного скоростного диаметра и в Правительстве Российской Федерации моя деятельность в первую очередь была связана с курированием развития вопросов транспортного комплекса, поэтому со многими из вас мы уже встречались и знакомы. В частности, ровно год прошел у нас с момента совещания, тогда еще при Председателе Правительства Российской Федерации Владимире Владимировиче Путине, которое состоялось в Твери и придало новый импульс развитию дорожной отрасли, заложив основные стратегические направления, решив определенные развилки в развитии и обозначив задачи на близ лежащий период, но и ,конечно, те стратегические документы, которые у нас есть сегодня – это и стратегия развития транспортного комплекса России. И уже, так сказать, новые указы Президента Российской Федерации говорят о том, какое значение придает руководство страны развитию именно дорожной отрасли, сети автодорог нашей страны как одному из связующих элементов, основных элементов инфраструктуры, снятию инфраструктурных ограничений именно в дорожном плане, и поэтому совершенно не случайно, что наша с вами встреча проходит сегодня и будет направлена на анализ и состояние дорожной отрасли на сегодняшний день и перспективы развития и конкретные планы летнего строительного сезона. Конечно, не мало было сделано за предыдущий период, и можно сказать, что отрасль совершила рывок в своем развитии. И вы как раз в этом плане гораздо лучше чем я, поскольку работаете на земле в регионах, знаете, какие яркие проекты были реализованы за это время, Это и 18 мостовых переходов на федеральных дорогах, и завершение строительства магистрали «Амур» Чита-Хабаровск и кольцевой дороги Санкт – Петербурга; построены обходы крупных городов, сейчас активное строительство идет на целом ряде дорог — это М 29 «Кавказ», «Байкал», «Енисей», «Колыма», «Кола», «Волга». Можно называть очень много объектов, и действительно, что называется, работа кипит. За прошедший год было отремонтировано порядка 6 тыс. км дорог, но есть и масштабные задачи, которые стоят перед нами. Вы знаете, что совсем недавно вступили в силу поправки к 115 Закону о Концессионных соглашениях, которые позволяют структурировать проекты дорожного строительства на так называемом принципе КЖЦ – контрактах жизненного цикла. Это действительно очень серьезный этап, это успех дорожников, которые,  по-настоящему бились за принятие этого закона. И теперь наша с вами задача — перевести все это в практическую плоскость, те нормы, которые нам дал законодатель и реализовывать строительство дорог в рассрочку, закладывать именно те инновационные принципы в дорожном строительстве, причем не только с точки зрения уже их конкретной реализации в строительный период, но и в первую очередь, в проектирование, поскольку мы понимаем, что, в основном, именно от проектных решений именно зависит то, какой будет дорога. И они закладываются за долго до того, как подрядные организации выйдут на строительный участок. Очень важно, чтобы наши дороги действительно отвечали всем современным требованиям, и именно поэтому дорожные фонды, которые у нас уже существуют с 11 года, а с этого года и есть возможность принимать участие в формировании дорожных фондов на уровне субъектов Российской Федерации. И существенная часть средств, заложенных в этих дорожных фондах, должна реализовываться именно на строительстве современных скоростных дорог, которые позволяют выдерживать и соответствующие нагрузки на ось, и обеспечивать необходимый скоростной режим, уровень или требование к безопасности дорожного движения, что также является основным из главных критериев и окончательных результатов нашей совместной работы. Важно также и понимать и исходить из того, что всех средств, которые есть в бюджете Российской Федерации, в бюджетах субъектов, к сожалению, на быстрое и скорое решение всех дорожных проблем не хватит. По разным оценкам- в принципе, я с ними согласен- для приведения в нормативное состояние всех дорог, реализации всех проектов реконструкции и нового строительства необходимо более двух триллионов рублей. Сегодня же дорожный фонд располагает меньшими ресурсами, и поэтому очень важно на всех этапах, во всех проектах и направлениях, там ,где это возможно, привлекать частные средства. Использовать финансовые инструменты в дорожном строительстве. Можно и малыми средствами достичь очень многого, если настроиться на командную работу,если, так сказать, ежедневно не только в поле мотыжить свой участок (это тоже очень важно), но и стратегически продумать, какие современные решения могут быть заложены при реализации тех или иных проектов. И здесь мы сегодня обладаем, и не только мы, в первую очередь, современным уровнем развития науки, новыми технологиями в дорожном строительстве и подходами, которые позволят существенно сэкономить на строительстве при реализации проектов. Это и ресайклинг, и стабилизация грунтов, это применение, вместо асфальтобетонного, цементобетонного покрытия, это битумы лучшего качества. В общем, необходимо комплексно подходить к решению задач и применению новых технологий, энергоэффективности и финансированию проектов для того, чтобы реализовать и решить задачи,стоящие перед дорожной отраслью.

Немаловажным фактором в оценке нашей работы является то, как общественность реагирует на наши работы, нашу совместную работу. Буквально каждый второй взрослый человек нашей страны выезжает ежедневно на дороги сельские, региональные, федеральные, но так или иначе не только мы с вами изнутри, но и все пользователь дорог, все граждане нашей страны прекрасно знают о состоянии этих дорог и уже много веков критикуют за их ,в общем- то, не совсем соответствующее состояние, поэтому одной из основных задач, которую мы должны поставить перед собой, должно быть информирование общественности о тех проектах, которые мы реализуем. Должна быть обратная связь с населением для того, чтобы люди действительно чувствовали, в какой то мере, и свою причастность к реализуемым проектам и не только с точки зрения тех неудобств, которые,к сожалению, естественно, создает любая стройка в любом месте, но и с точки зрения некого креатива. И создание такой обратной связи нужно для того, чтобы более, ну может быть, чутко подойти к тому ,что же все — таки необходимо, какие насущные требования есть у пользователей автодорог , в том числе и при проведении ремонтно- строительных работ. Здесь очень важно, особенно сейчас, в наступающий сезон и летний период правильно информировать общественность и о путях объезда дорог и о том, какие проекты, где реализуются с тем ,чтобы автомобилисты заранее планировали свои маршруты. Очень важно также, чтобы все знали о тех планах, о тех бюджетах, которые у нас есть, о тех конкурсах, которые объявлены, тех подрядных организациях, которые вышли на строительные работы. Ну, вот таким, может быть одним из моментов, который хорошо себя зарекомендовал и в общем то позволяет быстрым нажатием кнопки осуществить восприятие информации, является установка вэб камер. При производстве масштабных строительных работ каких -нибудь развязок или крупных строительных проектов можно подумать о том, чтобы предложить подрядчикам установить такие вэб камеры и размещать информацию на соответствующих вэб сайтах для того, чтобы каждый житель нашей страны мог зайти и посмотреть как идут те или иные работы.

Конечно, мы должны перенимать опыт ведущих государств в части дорожного строительства, и этот опыт показывает, что за короткий промежуток общими усилиями, грамотной организацией труда можно создать развитую, современную сеть автомобильных дорог. Поэтому именно такая задача должна быть поставленав перед всеми нами, потому что дорожная сеть — это основа транспортной системы России, и мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы эта транспортная сеть, по крайней мере, с точки зрения дорожного обеспечения не имела тех инфраструктурных ограничений для роста экономики и позволила бы всем и беспрепятственно , и комфортно пользоваться предоставляемыми услугами. Поэтому я, Анатолий Михайлович, попрошу Вас сейчас, пообщавшись с коллегами, сформулировать тот перечень задач, который стоит перед нами. Мы об этом говорили и на наших оперативках в Министерстве транспорта и ,может быт,ь по итогам сезона нужно организовать еще одно такое селекторное совещание , где уже более детально проанализировать, может быть, в региональном, в проектном разрезе, как у нас обстоят дела. Ну и сейчас, я думаю, что очень правильно было бы услышать информацию с мест о том , как в разных регионах нашей страны идут дорожные работы, какие планы есть, и посмотреть, что мы можем сделать в ближайшее время. Спасибо.

Чабунин Анатолий Михайлович. Спасибо, Максим Юрьевич. Обязательно сделаем перечень первоочередных задач. Приступаем к нашей работе. Начинаем с Владивостока. У нас там очень важный объект, подготовка к АТЭСу. Дирекция ДСД «Владивосток» , Афанасьев Алексадр Михайлович, пожалуйста.

Афанасьев А.М. : Уважаемый Максим Юрьевич, уважаемые участники совещания!

Дирекция выступает заказчиком, застройщиком по объектам Саммита АТЭС — это мостовой переход на о. Русский через пролив Босфор Восточный, это реконструкция 18, 3 км автомобильной дороги М 60 «Уссури» на въезде в город и пункте досмотра при въезде на мост.

Что касается мостового перехода , из общего объема строительно — монтажных работ 32,2 миллиарда рублей мы выполнили и приняли у подрядчика 31, 5 миллиарда рублей — это 98% . Сейчас ведем работы по устройству асфальтобетонного покрытия на проезжей части моста, все опоры возведены, вантовая система полностью возведена, смонтирована, Выполнено уже 30% работ по асфальтированию, и дальше будут работы по установке барьерного ограждения, разметке. Кроме этого, мы сейчас ведем работы по демонтажу вспомогательных устройств, кранов. и готовим объект к вводу в эксплуатацию к 30 июня этого года.

Значит,по дороге, из общего объема 8,8 миллиарда рублей мы выполнили 7,6 это — 86 %. Здесь есть некоторое отставание у генподрядной организации «Примавтодор», поэтому существует опасение, что мы сдвинем ввод объекта на июль месяц, но при этом до 30 июня мы полностью заасфальтируем этот участок, полностью сделаем барьерное ограждение, выставим все опоры освещения и выполним разметку. На июль месяц останутся незначительные работы, которые, я думаю, безусловно, выполним и введем объект к Саммиту АТЭС. С вязи с этими задержками выставлены штрафные санкции, и работа ведется в этом направлении.

И третье . Пункт досмотра, — это при въезде на мостовой переход- который будет обеспечивать режим на период Саммита АТЭС. Значит, мы уже неоднократно отработали с ФСО России технические условия. Значит, ФСО России были предъявлены очень высокие требования , но в связи с тем, что лимит средств, который выделен на эти цели составляет только 50 миллионов рублей, мы сейчас дорабатываем с ФСО буквально каждый день вот эту ситуацию с тем ,чтобы обеспечить ввод объекта в эксплуатацию ( это будет уже в августе месяце), как раз к Саммиту АТЭС. Т.е. понимание с ФСО есть полное и безусловно объект будет введен в эксплуатацию.

Спасибо за внимание Доклад окончен.

Чабунин Анатолий Михайлович: Спасибо Александр Михайлович. Есть вопросы.

Соколов М.Ю.: Вы прекрасно понимаете, какая ответственность лежит на Вас, на всех нас. Вся страна смотрит на эти объекты. Мостовой переход на остров Русский является флагманом,  отечественного дорожного строительства. Скажите, пожалуйста, видите ли вы какие-нибудь риски в сетевых графиках по вводу объектов в эксплуатацию до начала Саммита.

Афанасьев А.М.: Нет, Максим Юрьевич, я рисков не вижу, здесь есть полное понимание как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчиков. Все понимают меру ответственности. Непосредственно сам факт замыкания уже мы прошли, самый главный момент. Мы замкнули мост. И сейчас идет доводка, доведение моста в рабочее состояние. Сам фактор надежности говорит о том, что, Максим Юрьевич, две консоли по 546 метров выходили в акваторию до стыков последнего блока. На этих консолях стояли монтажные агрегаты по 300 тонн. При этом еще эти монтажные агрегаты подняли до 300 тонн еще вес. Это говорит об огромной надежности моста, которая заложена в этот проект. Т.е. здесь у нас никаких рисков нет, я считаю.

Соколов М.Ю.: Спасибо, был уже на вашем объекте. И в ближайшее время, может быть, даже до середины июня, мы обязательно приедем к Вам для того, чтобы убедиться воочию и, может быть, решить какие-то организационные вопросы, которые у вас имеются. Спасибо!

Афанасьев А.М.: Спасибо!

Чабунин А.М.: Переходим к нашим работам. Мероприятия по летнему содержанию. Слово предоставляется Битуеву Александру Васильевичу (Упрдор «Южный Байкал»).

Битуев А.В.: Уважаемый Максим Юрьевич, Олег Валентинович, Анатолий Михайлович! План мероприятий по переходу к летнему содержанию дорог выполняется в соответствии с установленным заданием. Определенные коррективы в выполнении этого плана внесли, конечно, погодные условии. Нехарактерно позднее начало весны, обильные снегопады в апреле и в мае отодвинули сроки начала выполнения работ на 10 и более дней. Но несмотря на природные катаклизмы, майские объемы по устранению дефектов покрытия проезжей части перевыполнены на 20 процентов.

Существенно повлияло на производительность и качество работ по устранению дефектов применение технологии укладки асфальтобетона холодными смесям и эмульсиями по технологии мультигрейд. В этом году подрядчики приобрели комбинированную машину, которая укомплектована навесным оборудованием, позволяющим производить не только укладку, но и уплотнение асфальтобетонных смесей, что позволяет добиваться нормативного коэффициента уплотнения. По заливке трещин есть небольшое отставание. Надеемся, что погода установится и в первой декаде июня отставание будет ликвидировано.

К работам по разметке подрядные организации приступили в плановом порядке. На сегодня работы по разметке выполняются с большим опережением графика. В рамках гарантийных обязательств приступили к устранению дефектов слоев износа по контрактам, которые выполнялись в прошлом году при неблагоприятных погодных условиях. Рассчитываем завершить эту работу до конца июня.

Всего за пять месяцев освоено 38 процентов годовых инвестиций по строительству из объема доведенных лимитов. Из 1,7 млрд. на сегодня освоено 52 процента. Планируем в первом полугодии освоить 70 процентов инвестиций, выделенных на строительство и реконструкцию. В текущем году вводим в эксплуатацию 28 км новых дорог. Из них 11 км – это участок дороги, проходящей по международному автомобильному переходу Кяхта на границе с Монголией. Вводим досрочно, на год раньше срока. Строительство обхода будет способствовать развитию международного транспортного коридора между Европой и Азией.

По программе 2012 года начинаем реконструкцию участка Улан-Удэ – Кяхта в районе города Гусиноозерска. Его протяженность 15 км. При строительстве нового участка дороги продолжим практическую реализацию НИОКР. Планируем применение инновационной технологии «Устройство конструктивных слоев земляного полотна с применением золошлаковых материалов Гусиноозерской ГРЭС», что позволит значительно повысить прочность основания дорожной одежды.

Последние два года управление проводит комплексное обустройство федеральных автодорог в населенных пунктах. Построены линии искусственного электроосвещения, тротуары и перильное ограждение в 12 населенных пунктах. В текущем году выполняем работы еще в 4 населенных пунктах. В ближайшее время начнутся работы еще в четырех.

К 2014 году планируем обустроить все федеральные дороги, проходящие к населенным пунктам. Реализуемые мероприятия находят положительные отзывы у населения. Устройство освещения тротуаров позволило устранить в местах концентрацию ДТП, снизить уровень аварийности на 20 процентов.

Особую озабоченность вызывает аварийность на автодороге «Байкал». В связи со сдачей дороги «Амур» значительно увеличилась интенсивность, доходящая от 12 до 14 тыс. автомобилей в сутки. Обслуживаемый нами участок называют самым узким горлышком на протяжении трассы между Москвой и Владивостоком. Большое количество виражей, спусков и подъемов, значительная протяженность дороги 4 технической категории. В рамках задания выполняем мероприятия по безопасности дорожного движения: ремонтируем дороги, устанавливаем дорожные знаки, ограждения. Но в условиях роста интенсивности это не решает основную проблему. Необходима скорейшая реконструкция дороги вдоль побережья озера Байкал.

Кроме того, транспортно-эксплуатационное состояние дороги является сдерживающим фактором развития туристско-рекреационной зоны Байкал. Реконструкция участков автомобильной дороги «Байкал» названа первоочередными инвестиционным проектом в Сибирском федеральном округе, утвержденным Правительством РФ. В этих целях Управлением прорабатывается несколько вариантов строительства одного из первоочередных объектов – это строительство обхода г. Слюдянки в Иркутской области.

Срочно требуется реконструкция наиболее аварийного участка трассы протяженностью 30 км. Вся информация о проектируемых участках, выполняемых объемах, местах производственных работ на федеральных дорогах размещается на сайте Управления и еженедельно обновляется. Подводя итог, скажу, что, несмотря на погодные условия, все подрядные организации к работам приступили. Планируем к концу полугодия освоить более 50 процентов годового лимита.

Выполнение плана работ 2012 года опасений не вызывает. Доклад закончен. Спасибо за внимание!

Соколов М.Ю.: Спасибо Александр Васильевич! Коллеги подсказывают, что активно используете в своей практике новые технологии. В частности, технологию стабилизации грунтов, используя для этого золоотвалы. Скажите, какой процент в целом от общего объема работ идет с использованием новых технологий на ваших объектах.

Битуев А.В.: Мы активно применяем технологии устройства слоев износа с применением рубленого стекловолокна. Практически эта технология только нами применяется в России. Сейчас мы активно наблюдаем за теми процессами, которые происходят после его устройства и поверхностной обработки. Это позволило нам привести в нормативное состояние участки дороги с пропущенными межремонтными сроками работ. 2-3 срока было пропущено. То есть мы выполняем поверхностные обработки на покрытиях, имеющих значительные дефекты : очень большую сетку трещин и так далее. Эти технологии позволили нам сохранить транспортно-эксплуатационное состояние дороги в удовлетворительном состоянии.

Соколов М.Ю.: С коллегами делитесь такой методикой? Кто-нибудь приезжает, обращается с советом?

Битуев А.В.: Конечно! Сейчас эта технология активно начала применяться на дороге «Лена» в Якутии. Я думаю, что и дальше она будет распространяться.

Соколов М.Ю.: Спасибо!

Чабунин А.М.: Спасибо Александр Васильевич, переходим к блоку вопросов по работе со средствами массовой информации. Красноярск, «Байкал», Константин Васильевич Ляшкевич, пожалуйста.

Ляшкевич К.В.: Добрый день, уважаемые Максим Юрьевич, Олег Валентинович, Анатолий Михайлович! С начала текущего года о деятельности ФКУ «Байкалуправтодор», о состояние дорог М-53, М-54 создано 35 информационных поводов, которые были освещены в 139 федеральных и региональных СМИ. Как видно из слайда, 70 процентов из общего числа информационных поводов о деятельности нашего управления – это пресс-релизы, которые были подготовлены Управлением федеральных дорог «Байкал»; 18 процентов – это информация об авариях и происшествиях на федеральных дорогах М-53 «Байкал», М-54 «Енисей»; стихийная информация (без комментариев со стороны управления); 9 процентов – это нейтральные информационные поводы ( также без комментариев с нашей стороны), такие, как информация о вводе в эксплуатацию передвижных пунктов скорой медицинской помощи на федеральных дорогах ( это краевая программа); покупки автомобилей с сайта Госзакупок; анализ ГИБДД об аварийных участках на наших дорогах и 3 процента — это так называемые негативные информационные поводы о плохом состоянии дорог после зимнего периода (без комментариев со стороны управления).

На следующем слайде отражено количество средств массовой информации, которые освещали наши информационные поводы. Как видно из диаграммы, наибольшее количество СМИ освещали информацию, представленную управлением, то есть наши пресс-релизы. Стоит отметить, что наибольший отклик у СМИ получают информационные поводы, связанные с повышением уровня обустройства автомобильных дорог. Например, строительство надземных пешеходных переходов, устройство шумовых полос в зоне действия пешеходных переходов, установка дополнительных дорожных знаков для обеспечения безопасности дорожного движения.

Тема состояния автодорог и работы дорожной техники в период погодных изменений также интересна журналистам и пользователям автодорог, если информация представлена оперативно, накануне изменения погодных условий. Процент отклика СМИ на нашу информация составляет порядка 98 процентов. Крайне редко происходит, чтобы информация не воспроизводилась ни в одном из СМИ.

При работе с негативными информационными поводами в случае если при подготовке критического материала журналисты не обращались в управление за комментарием, мы готовим материал и выдаем его через 2-3 дня. Потому что выдача материала в течение суток воспринимается всеми как оправдание. Также одним из основных моментов в работе со СМИ следует отметить оперативность предоставления информации. СМИ достаточно оперативно дают нашу информацию, если мы в течение полудня предоставили ответы на те вопросы, которые они нам задают, или экспертные мнения оценки деятельности различных дорожных структур. Приоритет отдается размещению информации, которая может предотвратить появление негативных информационных поводов. То есть мы стараемся работать на опережение.

В части организации обратной связи с пользователями автодорог наше управление принимает активное участие в работе рубрики «Справочник», «Вопрос слушателя/телезрителя», «Ответ профильных госучреждений» в теле-, радиокомпаниях города Красноярска. Также принимаем активное участие в работе Общественного совета по контролю за ремонтом дорог, в состав которого входят общественные организации, движения автовладельцев Красноярского края, представители ГИБДД, СМИ, представители интернет-сообщества и обычные граждане.

В ходе совместного взаимодействия удается определить наиболее проблемные, с точки зрения пользователя автодорог, участки, требующие особого внимания. И как-то откомментировать их состояние и планы по ремонту этих участков. В результате общественного обсуждения в прошлом году в Красноярске Общественным советом были разработаны памятки для жителей, в которых было указано, на какие нарушения при проведении дорожных работ необходимо, прежде всего, обращать внимание. Например, укладка асфальта в дождь, работа подрядных организаций без ограждения, знаковой информации, без спецодежды. То есть видимые визуальным взглядом без привлечения специальных лабораторных исследований нарушения.

Размещая информацию в СМИ, делается акцент на то, что пользователи автодорог могут круглосуточно передавать свою информацию нашему оперативному дежурному. Также мы получаем информацию оперативно от водителей междугородних автобусов. Вся информация находится и у диспетчера. Телефоны нашей диспетчерской службы есть и у водителей компаний, которые осуществляют междугородние пассажирские перевозки. В прошлом году благодаря взаимодействию с общественностью было выявлено два случая нарушения технологии производства работ подрядными организациями. В обоих случаях были применены штрафные санкции. Также на сайтах Росавтодора и управлений регулярно размещается информация о месте производства дорожных работ и связанных с этим ограничением дорожного движения. Для того, чтобы водители могли своевременно скорректировать свои маршруты, либо поменять даты выезда своих поездок.

На нашем сайте, помимо основной информации, также содержится ссылка на карту автомобильных дорог на территории Красноярского края, республики Хакасия и подъезда к городу Дудинка — аэропорт Алыкель.

На данной карте информация обновляется еженедельно на тех участках, где у нас возможны проблемы с ограничением движения по выходу из зимы. Там, где ведутся активно ремонтно-восстановительные работы, также на тех участках, где ведется капремонт, ремонт, плановые работы согласно утвержденному графику на этот год.

Информация на карте содержит в себе блок о подрядных организациях. Есть телефоны руководства подрядной организации, указано, какая организация ведет работы. Также телефоны оперативных служб управления и приемной.

Ежегодно сайт посещает порядка 11 тыс. пользователей. Буквально вчера несколько сотрудников управления вместе с руководством Министерства транспорта Хакасии давали интервью местным СМИ на объекте капитального ремонта «Подъезд к городу Абакану» о сроках проведения ремонта и о вопросах, проблемах, которые сегодня волнуют пользователей: как улучшить условия движения на данном участке. Спасибо за внимание! Доклад закончен.

Соколов М.Ю.: Спасибо, Константин Васильевич. Как быстро до вас, до руководителя, доводится негативная информация? Может быть, есть какой-то норматив либо по скорости, либо по массовости обращений. Вот вы сказали, что ежедневно несколько тысяч пользователей. Если, допустим, ну 50 человек ежедневно обратили внимание на какую-то проблему, то эта информация, с моей точки зрения, должна сразу же ложиться об этой точке, так сказать, болевой, на стол руководителя. Налажена ли в этом отношении ваша работа?

Ляшкевич К.В.: Информация оперативно передается диспетчерской службой управления непосредственно заместителю по эксплуатации (то, что касается проезда). И в зависимости от характера информации заместитель по эксплуатации передает информацию мне либо принимает решение на месте, если я нахожусь в командировке. Ведется мониторинг всех СМИ, которые сегодня в своей информации упоминают дороги М-53, М-54, либо Управление федеральных дорог «Байкал», либо Росавтодор или Министерство транспорта, т.е. по всем вопросам, связанных с дорожной тематикой. Соответственно, потом проводим анализ и пытаемся понять поводы или причины, которые побудили к появлению той или иной информации, особенно это касается негативных откликов. Либо это информация в стиле той погоговорки, о которой вы упоминали о много веков существующей дороге, либо это действительно была какая-то конкретная причина. Необходимо разобраться, чтобы установить источник ее появления. Есть человек ,ответственный за работу со СМИ и мониторинг.

Соколов М.Ю.: Насколько активно используется именно интернет – информация, полученная по каналу интернет, для принятия вот таких быстрых решений по исправлению сложившейся ситуации на отдельных участках?

Ляшкевич К.В.: Это происходит в течение рабочего дня. Утром мы смотрим сводку. Если что-то произошло за ночное, вечернее время суток. В течение дня, естественно, мониторятся полностью те СМИ, к которым у нас есть доступ.

Соколов М.Ю.: Спасибо!

Чабунин А.М.: Выполнение плана мероприятий по информированию пользователей дорог о вводимых временных ограничениях в связи с ремонтами . Начальник Упрдор «Южный Урал» А.З. Луцет.

А.З. Луцет: В соответствии с приказом Минтранса № 149 от 28 августа 2009 года Упрдор «Южный Урал» проводит комплексную работу по информированию пользователей автодорог обо всех вводимых ограничениях на федеральных трассах. Каждая из категорий ограничений освещается в средствах массовой информации по утвержденной схеме и включает в себя несколько этапов: сезонные ограничения, вводимые на федеральных дорогах в весеннее-летний период, помимо размещения информации на сайте управления, сопровождается информированием пользователей через газеты. Размещение информации происходит за 30 дней до введения ограничения.

Следующим этапом со ссылкой на уже размещенную информацию производится рассылка по всем СМИ, с которыми сотрудничает Упрдор. Этот список составляет порядка 100 адресов и включает в себя все виды СМИ: интернет-сайты, газеты, телеканалы и радиостанции. По географии — это Челябинская и Курганская область, Уральский федеральный округ и федеральные СМИ. В этом году информирование начато 12 марта на сайте управления, а с 14-15 марта — в газетах. В течение марта и апреля информация звучала на 6-ти радиостанциях, с полным охватом территорий, на которых вводилось ограничение. Было опубликовано 10 сообщений в СМИ и 12 материалов в Интернете. Одновременно было размещено сообщение об ограничениях, которые будут вводиться в связи с повышением температуры воздуха выше 32 градусов.

Текущее информирование по таким ограничениям производится по прогнозу метеослужб за сутки. В прошлом году эта процедура была уже опробована, работает эффективно.

Временные ограничения в связи с дорожно-строительными работами вводятся после заключения государственного контракта с подрядной организацией. Распорядительный акт утвержденного образца поступает пресс-секретарю для дальнейшего размещения на сайте Упрдора и распространения в СМИ в форме пресс-релиза. В случае, когда распорядительные акты могут быть объединены в общую информацию, выдается общее сообщение. В 2012 году такая работа началась 26 марта и продолжается по мере заключения госконтрактов по установленной схеме. Помимо информации о сезонном ограничении и ограничении в связи с производством ремонтных работ, на федеральных автодорогах системно осуществляется информирование пользователей о вводимых ограничениях в случае ДТП с введением движения по реверсивной форме, конечно, совместно с ГИБДД. За 2012 год такие ограничения вводились 9 раз. Информирование же о возможных чрезвычайных ситуациях по погодным условиям- штормовые предупреждения- у нас были объявлены по сообщениям МЧС. Информацией управления в системе пользуются более 30 интернет-сайтов портала. Средняя посещаемость от 3 тысяч до 40 тысяч в день. 74ru, доступ1, мегаурал.ru, федеральный пресс.ru, новый регион, Риа новости, Интерфакс. 8 телевизионных каналов, в т.ч. ТВ курганы Курганской и Челябинской областей, УРФО телекомпаний «Южный Урал», «Вести» 24, 31 канал, «Восточный экспресс». 6 газет, в т.ч. официальные публикаторы документов властей Челябинской и Курганской области. Это «Южноуральская панорама», « Наша газета», «Новое время», «Курган и курганцы», «Челябинские рабочие», «Вечерний Челябинск». 10 радиостанций, в т.ч. FM-радиостанция с ежедневным количеством слушателей более 100 тыс. человек: « Русское радио», «Континенталь»,» «Эхо в Челябинске», «Бизнес FM», «Авторадио».

3 федеральных отраслевых деловых журнала: «Дорожная карта», «Бизнес-класс», «Транспортная стратегия, 21 век». Таким образом, Упрдор «Южный Урал» обеспечивает информационное присутствие Челябинской и Курганской областей, осуществляя взаимодействие с пользователями посредством СМИ. Спасибо за внимание.

Соколов М.Ю.: Спасибо, Александр Зиновьевич. А скажите ,пожалуйста, как у вас налажено взаимодействие с Ространснадзором во время периода введения сезонных ограничений пользования дорог. Насколько эффективно и бесконфликтно работает служба, может быть, совместно с Вами при контроле за параметрами весовых ограничений?

А.З. Луцет: С Ространснадзором, Максим Юрьевич, мы работаем согласно Соглашению, подписанному с двух сторон. И конфликтов с этой организацией у нас не бывает. У нас достаточно дружеские взаимоотношения. Встречаемся здесь, у нас, на оперативке; к нам приезжает региональный руководитель Ространснадзора , и нет никаких сложностей .Соколов М.Ю.: А есть стационарные пункты весового контроля на вверенных Вам участках дорог?

А.З. Луцет: У нас их всего 2. Один- в Курганской области, другой – в Челябинской области. Конечно, этого очень мало. Сейчас прикладываем все усилия к тому , чтобы еще появились такие пункты реагирования.

Соколов М.Ю.: А новые , передвижные, появляются. Есть ли они в активе у Ваших коллег?

А.З. Луцет: Нет, у нас , на территории Челябинской, Курганской областей, нет.

Соколов М.Ю.: Спасибо.

Чабунин А.М.: Спасибо, Александр Зиновьевич. Организация взаимодействия и обмена информацией с заинтересованными общественными организациями. Начальник «Севзапупрдора» Костюк А.А., Санкт-Петербург

Костюк. А.А.: Добрый день, Максим Юрьевич, Олег Валентинович, Анатолий Михайлович, уважаемые коллеги! С 2011 года наше управление активно приступило к работе как со средствами массовой информации, так и к взаимодействию с общественными организациями. Основной поток информации, который специфичен для нашего региона, прежде всего, распространяется в Интернете. Существует масса различных форумов. Для примера можно взять Псковскую область. Лидер форума «Убитые дороги Пскова» стал депутатом Государственной Думы. Это как раз пример общения именно с такими организациями, которые, имея активную жизненную позицию, занимаются, интересуются и непосредственно участвуют в улучшении качества дорог именно у нас , в Северо-Западном регионе. Чем характерен Санкт-Петербург? Тем, что существует несколько форумов автолюбителей, которые постоянно обсуждают и высказывают свои опасения либо выходят с предложениями по улучшению дорог на территории, допустим, Ленинградской области.

Негативную ситуацию нам удалось погасить при строительстве Приозерского шоссе в местах боевых действий ,где имеется большое скопление дотов. Так вот, на одном из сайтов, на котором был зарегистрирован наш сотрудник, следящий за достоверностью размещаемых сведений об этой стройке ,была размещена неверная информация о том, что доты эти будут снесены. И уже были запланированы съемки данного материала. Но благодаря своевременным действиям наших сотрудников, которые эту ситуацию рассмотрели и дали соответствующий комментарий, конфликта удалось избежать. Из основных мероприятий, которые бы хотелось отметить, это постоянное общение именно с людьми о том, что их интересует, что происходит, как происходит. Например, в апреле этого года мы зарегистрировались в Твиттере, и уже 140 пользователей активно получают информацию, в их числе и региональные и все СМИ… Допустим, сегодняшний выпуск газеты «Метро», ее тираж 330 тысяч. На второй странице отражены все те временные ограничения, которые вводятся у нас, и информация на выходные дни о производстве работ на основных трассах. Помимо этого, на нашем сайте сейчас зарегистрирована горячая линия, где каждый пользователь может высказать свои предложения, жалобы , а также оставить какую-то информацию. Но при условии обязательного наличия обратной связи: номера его мобильного телефона, фамилии, имени, отчества, чтобы не было голословных каких-то вещей. При этом перед началом дорожного сезона мы провели съемки с основными каналами — НТВ, канал 100, Россия- о предстоящих ремонтах объектов и тех, которые у нас уже происходят. Эта краткая информация о взаимодействии с общественными организациями, которые есть у нас, в Северо-Западном регионе. Спасибо, доклад закончен.

Соколов М.Ю.: Спасибо, Андрей Александрович. Скажите, пожалуйста, при реализации Ваших проектов – а они , я знаю, достаточно востребованы и поток автомобилистов по введенным в эксплуатацию новым участкам будет достаточно большим,- при проектировании, особенно это касается полос отвода дорог, закладывается ли возможность организации для строительства объектов придорожного сервиса, и как быстро он возникает после введения в эксплуатацию новых участков дорог?

Костюк. А.А.: Уже где-то при проектировании, когда мы на стадии акта выбора трассы, в администрации есть планы по предоставлению земельных участков для придорожного сервиса. Буквально месяц назад Олег Михайлович проводил совещание по поводу активной позиции по развитию существующих автозаправочных комплексов. Мы провели такую работу, и уже основные нефтяные компании высказали свои пожелания по развитию придорожного сервиса, а именно: по строительству автомоек для большегрузного транспорта ,нормальных туалетов и кафе. Придорожный сервис очень сильно развивается, но только на основных направлениях: Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Мурманск, Новоприозерское шоссе и в проектах сейчас — Скандинавия. Когда мы ведем проектирование, администрация получает предложения от предпринимателей и уже примерно представляет , где бы они хотели разместиться. Соколов М.Ю.: Это важно : взаимодействовать и с региональными и с муниципальными властями для того, чтобы своевременно, еще ,может быть, даже на этапе проектирования строительства давать информацию таким образом, чтобы консолидировать бизнес на параллельное освоение новых территорий, потому что любая дорога как инфраструктурный объект дает импульс развитию бизнеса, в т.ч. и придорожного сервиса, что особенно это важно, это малый бизнес. Так что видел, какими темпами Вы ведете строительство на участках вверенной Вам сети, обещал к Вам заехать и обязательно сделаю это в июне месяце. Как раз, я знаю, что очередной этап на строительстве участка Санкт-Петербург-Сортавала завершен, это важный участок, так что буду рад.

Костюк. А.А.: Готовимся, Максим Юрьевич.

Соколов М.Ю.: Спасибо. До встречи.

Костюк. А.А.: Спасибо.

Чабунин А.М.: Спасибо, Санкт-Петербург. Выполнение программы комплексного обустройства автодорог и искусственных сооружений. Развитие интернет-сервиса для пользователей. Начальник ФКУ «Центравтомагистраль», Москва, Жирков Ю.А.

Жирков Ю.А.: Добрый день, Максим Юрьевич, Олег Валентинович, Анатолий Михайлович. Основной целью и задачей выполнения программ эксплуатационных и дорожно-строительных работ закрепленной сети автомобильных дорог является обеспечение безопасности дорожного движения. Одним из направлений является комплекс обустройства автомобильных дорог. Направления разработаны и реализуются по следующей программе: Программа строительства линий наружного освещения. При общей протяженности сети автомобильных дорог 2,5 тыс. км, протяженность линий освещения составляет 775 км, в т.ч. 390 км проходит по 154 населенным пунктам. Необходимо обустроить еще 87 населенных пунктов на сети автомобильных дорог, общей протяженностью линий 162 км. В настоящее время готовы проекты реализации строительства 22 км и 162 км линий освещения проектируются и будут закончены проектированием в этом году. В 2013-14 году запланировано обустройство также автомобильной дороги «Крым» на участке 48 – 82 в рамках капитального ремонта. Согласно нормативным требованиям, требуется освещение автобусных остановок. В 2011 году на автомобильной дороге «М8-Холмогоры» были освещены 34 автобусные остановки с использованием автономных светильников на солнечной энергии. Барьерное ограждение общим протяжением 759 км на автомобильных дорогах, в т.ч. по оси — 392. Потребность в установке составляет 190 км, из них для разделения транспортных потоков по оси необходимо установить 107 км. Эти задачи будут выполнены в рамках реконструкции объектов по реализации целевых программ в период 2012-15 годов. Отдельная тема – это светофорные объекты. Общее количество светофорных объектов — 123, из них 23 – пешеходные. В 2012 году построены и введены в эксплуатацию 5 светофорных объектов и закончено проектирование еще 7. Для решения вопроса безопасности движения требуется обустройство еще 24 аналогичных объектов. Отдельные программы разработаны для увеличения пропускной способности и увеличения безопасности движения по обустройству перекрестков с устройством левоповоротных накопительных карманов и переходно-скоростных полос на 135 перекрестках. В 2011 году была разработана проектная документация на устройство 45 объектов, 20 из которых готовы к реализации , и в этом году будет начато производство работ.

Не менее важная тема — это обустройство пешеходных переходов. По статистике 20% ДТП происходят именно в этих местах. По тяжести последствий — до 40% от общего количества происшествий. На закрепленной сети имеется 1141 пешеходный переход различного типа, из которых 1100 – наземные пешеходные переходы в одном уровне, из них 73- со светофорным регулированием. В целях повышения уровня безопасности пешеходных переходов с 2008 года проводится работа по обустройству пешеходных переходов различными средствами повышенного внимания. Это шумовые полосы на подходах к переходам, шероховатое покрытие красного цвета для привлечения внимания водителей, выделение пешеходных переходов катафотами типа «кошачий глаз» и установка знака «пешеходный переход» на желтом фоне. В настоящее время разрабатывается комплексная программа обустройства пешеходных переходов по городу Электросталь на протяжении 7 км, которая также предусматривает использование шумовых световых полос освещения, светофорного регулирования пешеходных и дорожных ограждений. В настоящее время строится 3 надземных пешеходных перехода, 2 проекта готовы к реализации и по наличию средств будут реализованы. В 2012 году завершается проектирование еще 22 надземных пешеходных переходов и по Программе 2013-14 года приступят к строительству 6 объектов. ФКУ «Центравтомагистраль» при ремонте и реконструкции автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении, уделяет большое внимание информированию пользователей для выбора оптимального маршрута движения. Для этого на официальном сайте ФКУ создан раздел « Информация для водителей», в котором размещена информация о текущих и предстоящих дорожных работах. О наиболее сложных участках для движения на сайте имеются схемы реализации дорожного движения на период проведения работ, а также вывешиваются 3D-модели организации дорожного движения как на период реконструкции, так и на перспективу, после окончания строительства. В 2011 году создан информационно-дорожный портал ФКУ «Центравтомагистраль», где на on-line карте Московской области показаны места проведения дорожных работ. На информационном дорожном портале можно найти информацию о местах размещения дорожных видеокамер, метеоинформацию, информацию об интенсивности движения, о пробках, местах размещения АЗС, пунктов питания, магазинов и т.д. Состояния трафика можно оценить везде, в т.ч. и на второстепенных дорогах, с использованием общедоступного пробочного сервиса Google. Этот сайт пользуется большим спросом у автомобилистов, и ежегодно несколько тысяч пользователей имеют эту информацию, и с ними налажено взаимодействие.

Много запросов, которые позволили в режиме on-line вести диалог с автомобилистами. Спасибо за внимание.

Соколов М.Ю.: Спасибо, Юрий Александрович. Сам являюсь пользователем Вашего сайта, поэтому понимаю, насколько важно и эффективно получать достоверную информацию, и знаю, сколько делается в части внедрения современных систем управления движением. Хочу сказать, что сейчас в рамках Министерства идет активная работа уже на завершающем этапе по созданию автоматической системы управления транспортного комплекса, и очень важно, чтобы Ваши наработки были интегрированы в эту систему. Хочу обратить Ваше внимание и внимание всех коллег, которые у нас сегодня на обратной связи, что это — не просто какой-то современный тренд, это необходимость в организации нашей работы, и поэтому вся информация, которая собирается с участков дорог, будет безусловно интегрирована, и такие технологии интеграции этой информации в единую систему управления транспортным комплексом мы Вам в ближайшее время предложим. Прошу всех и подготовиться, и систематизировать свою работу в этом направлении. И хотел у Вас всех уточнить и, может быть, тоже сделать определенный акцент и в Вашей работе и в др. наших учреждениях на применение энергоэффективных технологий. Как я и говорил немного в начале, насколько масштабно у Вас освещение участков дорог , и с моей точки зрения, очень важно именно здесь применять современные принципы энергоэффективности, может быть, даже в сочетании такими новыми формами взаимодействия с инвесторами, с бизнесом в рамках государственно-частного партнерства, локальных проектов, где в период вовлечения или вовлеченности бизнеса в эти проекты будет характеризоваться не только сроком выполнения подрядных работ, но и прослеживаться в 10, а может быть, даже 15-летней перспективе. Спасибо. Анатолий Михайлович, наверное, может быть, пару слов Вы скажете, чтоб охарактеризовать общее состояние. Вот мы посмотрели срез со всех регионов нашей страны на федеральном уровне, здесь, в Росавтодоре. Вы видите: идет переход к активному этапу летних сезонных работ. И в этой связи , что, может быть, беспокоит, есть ли общие проблемы, какие-то основные тренды на этот год?

Чабунин А.М.: Спасибо, Максим Юрьевич. В первую очередь, я хочу выразить слова благодарности за то, что в своем напряженном графике нашли время уделить отрасли столько внимания. И вот я смотрю по реакции участников видеоконференции всем очень приятно, что сам министр не только присутствует, но и в режиме диалога участвует в нашей работе.

Соколов М.Ю.: Это наша с вами задача.

Чабунин А.М.: Большое Вам спасибо. Теперь что касается наших задач. На сегодняшний день все работы по ремонту развернуты, но вы услышали, что у нас в среднем, в целом по системе где-то порядка на 10-12 дней произошла «сдвижка» из-за погодных условий, потому что где-то снег, где-то дожди и температурный режим не позволяли выйти чуть раньше, как было в прошлом году. Но, тем не менее, все работы развернуты, работы ведутся, и информирование пользователей также налажено во всех без исключения управлениях. Я думаю, что мы каждый раз самосовершенствуемся в той ситуации, когда, получая информацию от пользователей, более оперативно начинаем реагировать, вступаем в диалог и так далее.

Что касается важнейших объектов, строек, мы с вами в Сочи были, посмотрели. У нас нет сомнений, что те задачи, которые перед нами, перед дорожниками, поставило Правительство Российской Федерации, будут выполнены в срок и с надлежащим качеством. Что касается Саммита АТЭС, где высокая степень готовности, и мы не сомневаемся нисколько, что в нашей части все мероприятия будут выполнены достойно.

Все объекты этого года, которые должны быть введены, у нас на контроле. Мы в еженедельном режиме обмениваемся информацией с управлениями, и те проблемы, которые возникают, гасятся следующим образом: те мероприятия, которые в наших рамках полномочий возможно решить, мы решаем здесь; если полномочий Росавтодора недостаточно, выходим на уровень Министерства, на уровень, в первую очередь, курирующего заместителя министра. Если нет, дальше- на министра, в другие органы и так далее. Вплоть до того, что иногда при недостижении соглашения с другими министерствами и ведомствами, мы выходили с разногласиями в Правительство Российской Федерации. Такие мероприятия крайне редки, потому что мы стараемся все решить в рамках рабочего цикла. Не выносим проблемы, особенно те, которые возможно решить самостоятельно, на уровень начальства, не занимаемся показухой.

Сегодня отрасли происходит перелом к инновациям. Вы уже слышали об использовании золоноса на Гусиноозерской ГРЭС. Я знаю, что у нас в Красноярске Константин Васильевич начал такую работу уже с другими энергетиками, и эта работа будет продолжаться, потому что каждая ТЭЦ имеет свой химический состав этих отходов и работа индивидуальна, поэтому нельзя транслировать опыт Битуева на другие участки. Ну и грунты разные. Поэтому оптимальное соотношение смеси золоноса, грунтов местных для стабилизации грунтов мы будем широко использовать и применять далее. С энергетиками в этом плане мы уже договорились. Единственное, о чем мы попросили, чтобы нос не задирали, когда зола сегодня у них – по сути ,это бросовый материал, за который они платят штрафные санкции. И когда мы начинаем его использовать, вдруг появляются потребительские свойства и они с ценой начинают «баловаться». Но вроде бы понимание в этом плане тоже есть.

Широко используются у нас на сегодняшний день щебеночно-мастичный асфальтобетон, тренд идет из Центральной России, далее перемещается в Сибирь, на Восток . И во Владивостоке уже применяется. Я считаю, что в отрасли сегодня сформирован очень высококвалифицированный состав начальников управлений и их подчиненных, и отрасль способна выполнять любые поставленные задачи.

Что касается именно инноваций, все инновации, которые в мире сегодня появляются, мы стараемся применить в Российской Федерации. И, как известно, сегодня ,может быть, к сожалению, большинство машин и оборудования импортного производства. Именно они за собой тянут технологии ,и здесь важен, скорее всего, человеческий фактор, которым мы тоже занимаемся:на базе учебно-курсовых комбинатов будем организовывать курсы повышения квалификации от мастера до дорожного рабочего. Потому что очень важно: появляется новый машинный механизм — и человек должен уметь управлять им. Вот вкратце такие направления у нас, и хочу заверить, что отрасль Вас не подведет.

Соколов М.Ю.: Спасибо. Спасибо, Анатолий Михайлович. Спасибо, коллеги. Я думаю, что мы будем, безусловно, развивать такой формат общения: страна у нас большая, не налетаешься. Я, конечно, при посещении регионов обязательно буду уделять особое внимание проектам дорожного строительства. В формате видеоселектора, действительно, можно почувствовать, что называется, на кончиках пальцев, чем живут регионы, какие проекты реализуются. И, что очень важно, идет не просто освоение бюджетных средств, хотя и хорошими темпами, а именно сделан акцент на современные технологии, и здесь вот Александр Васильевич не только как менеджер, но и как профессор, я думаю, может многим с нами поделиться. И я предлагаю следующий наш видеоселектор провести именно с акцентом на те технологии, которые применяются в различных регионах нашей страны, потому что у каждого из них есть, безусловно, свои особенности. Страна у нас большая. И в таком формате , может быть, мы действительно поделимся какими-то своими «ноу-хау». Это, я думаю, будет полезно, безусловно, для всех. И, возможно, кто-то для себя какие-то новые проектные решения уже будет закладывать на основе обмена этой информацией.

Я благодарю всех за проделанную работу. Слышу, Анатолий Михайлович, ваши заверения и заверения ваших коллег о том, что ни один объект не будет сорван, все проекты будут реализованы. Но прошу на всех уровнях обеспечить соответствующий контроль, и Олег Валентинович Белозеров, в качестве замминистра, я думаю, будет такие встречи проводить более регулярно, может быть, даже с ежемесячной периодичностью. И мы будем обмениваться информацией и видеть сразу и болевые точки и перспективы нашей дальнейшей работы. Спасибо! Хорошего вам дня! До встречи!