Ч.2.ОГМУ. Метод.по курс.раб.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

______________ Воронин А.В.

Подпись

«____» _________________ 20__ г.

Дата

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы в учебном курсе

«Система государственного управления»

для студентов очной и заочной (ускоренной) форм обучения

по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Тюмень 2012

ББК: У

К —

Китаев А.Я. – к.и.н., доцент кафедры ГМУ и П. Методические указания к выполнению курсовой работы в учебном курсе «Система государственного управления» для студентов очной и заочной (ускоренной) форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения.

Рецензент: к.ф.н., доцент В.Г.Андрейкин

Методические указания утверждены на заседании кафедры ГМУ.

Протокол №______от « _____» _________________ 2012 г.

Зав. кафедрой ГМУиП к.с.н., доцент Щербаков Г.А.

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с требованиями ГОСТа, предъявляемыми к работам, направляемым в печать с учетом практических рекомендаций, изложенных в методических рекомендациях для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». В методических указаниях представлены характеристики назначения курсовой работы, методические рекомендации по выбору темы, подбору литературы, а также по структуре и изложению содержания курсовой работ, требования по оформлению курсовых работ, темы курсовых работ и целевые установки к ним, словарь терминов и понятий, перечень литературы и электронных носителей информации, приводятся образцы оформления титульного листа, научно-справочного аппарата, списка использованной литературы.

ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2012

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения о выполнении курсовой работы____________ 4

2. Порядок подготовки курсовой работы_______________________ 5

3. Организация выполнения курсовой работы___________________ 7

4. Оформление курсовой работы_____________________________ 12

5. Темы курсовых работ____________________________________ 17

6. Словарь терминов и понятий______________________________ 25

7. Электронные носители информации________________________43

8. Литература_____________________________________________ 45

9. Приложения____________________________________________ 49

3

1. Общие положения о выполнении курсовой работы в учебном курсе «Система государственного управления»

Курсовая работа по специальной дисциплине «Система государственного управления» является формой самостоятельной научно-исследовательской работы студентов и завершает изучение учебного курса «Система государственного управления».

1.1. Выполнение курсовых работ имеет следующие основные цели:

расширение, закрепление и систематизация научных знаний, применение их в анализе конкретных явлений и процессов;

получение навыков самостоятельной научно-поисковой работы, овладение методологией и методиками исследования разрабатываемых проблем и вопросов;

выработка навыков научного анализа и обобщения практики государственного управления.

формирование умений постановки и обоснования практических рекомендаций.

Курсовые работы выполняются на основе глубокого изучения учебной, научно-популярной литературы, научных трудов (коллективных произведений, монографий, статей, отчетов и др. исследований), в которых предметом специального рассмотрения являются вопросы темы курсовой работы, а также самостоятельного анализа деятельности органов государственного управления по конкретным направлениям и аспектам их деятельности.

Курсовая работа должна содержать в себе:

а)обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач курсовой работы, определение объекта и предмета исследования;

б)анализ работ ведущих специалистов, официальных документов, основных источников, использованных при написании курсовой работы;

4

в)осмысление и обобщение фактического состояния дел в исследуемой области государственного управления;

г)характеристику опубликованных документов и материалов, а также других источников, используемых при написании курсовой работы;

д)изложение содержания методов получения, обработки и анализа информации, используемых в курсовой работе;

е) результаты теоретического анализа, эмпирических исследований, опытно-практической работы, достигнутые автором курсовой работы.

ж) выводы, практические рекомендации, сформулированные студентом по результатам курсовой работы, их обоснование.

Тема курсовой работы должна быть актуальной, а ее содержание должно соответствовать современному уровню развития теории и практики государственного управления и способствовать совершенствованию стиля, форм и методов государственного управления.

Студенты выполняют курсовую работу в течение времени, которое предоставляется для изучения учебной дисциплины «Система государственного управления» под руководством преподавателя кафедры «Государственное и муниципальное управление и право».

Студенты выступают с сообщениями по основным вопросам тем курсовых работ на семинарских занятиях, на студенческих научных конференциях.

2. Порядок подготовки курсовой работы.

Примерная тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой «Государственное и муниципальное управление и право», отражается в Учебной программе дисциплины «Система государственного управления» и обновляется по решению кафедры с учетом запросов государственных органов и организаций, актуальных проблем государственной жизни. Студенты выполняют курсовые работы в соответствии с календарным

5

графиком, который утверждается заведующим кафедрой «Государственного и

муниципального управления и права». Кафедра обеспечивает студентов методическими материалами, назначает научного руководителя, организует проведение консультаций, определяет требования к содержанию и оформлению курсовой работы, периодичность отчетности по ее выполнению перед руководителем и кафедрой, которые в свою очередь информируют об этом деканат и проректора по учебной работе.

Рекомендуется следующий порядок выполнения курсовой работы: выбор темы; определение объекта и предмета исследования; постановка целей и задач; определение тематического перечня литературы; изучение литературы, документальных источников и материалов; составление плана; структурирование подготовительных материалов в соответствии с планом; написание текста, оформление курсовой работы.

2.1. Выбор темы курсовой работы.

Студенты самостоятельно, с учетом своих научно-познавательных и практических интересов, характера будущей профессиональной деятельности, выбирают тему курсовой работы из перечня, содержащегося в Рабочей программе курса «Система государственного управления» и в настоящих методических рекомендациях. Студентам также предоставляется право самостоятельно избрать темы, не вошедшие в перечень, но связанные с содержанием изучаемого учебного курса и имеющие актуальное значение. Выбор студентами тем курсовых работ, не входящих в перечень, установленный Рабочей программой учебной дисциплины и настоящими Методическими указаниями, согласовывается с научным руководителем.

2.2.Постановка целей и задач курсовой работы.

Студенту, сделавшему выбор темы, следует во время консультации согласовать с руководителем и сформулировать цель (например, анализ/оценка/, исследование, разработка, совершенствование /модернизация, повышение уровня/, оптимизация), а также задачи курсовой

6

работы, основной круг исследуемых проблем, общий план и порядок изучения темы. В настоящих Методических указаниях содержатся формулировки целевых установок ко всем темам курсовых работ. Они предлагаются студентам в качестве ориентиров в самостоятельной постановке целей курсовых работ.

2.3. Определение объекта и предмета исследования в курсовой работе.

Выбор темы курсовой работы, ее целевое назначение обуславливают необходимость определения студентом объекта и предмета исследования. Как правило, объектами могут выступать государственные институты (государственной службы, военная организация государства, судебная и правоохранительная системы, налоговый и таможенный контроль, связь с общественностью и др.). Другую группу исследуемых объектов представляют государственные органы и организации (правительство, министерство, губернатор, департамент, центр занятости и др.).

Предмет исследования в курсовой работе может быть охарактеризован как: регулятивная деятельность, процесс (формы, методы и средства); структура (органа, организации); функции (прогнозирования, планирования, координации, регулирования, организации, правоприменения, контроля и др.); характеристика состояния (численность, эффективность, динамика).

3. Организация выполнения курсовой работы

3.1. Определение тематического перечня литературы.

Подбор литературы студенту следует начинать с ознакомления с предметным и систематическим каталогами библиотек, в том числе выполненными на электронных носителях. В дальнейшем изучении библиографии продолжается изучением алфавитного каталога и каталога публикаций периодических изданий (журналов, газет, сборников статей, материалов конференций). Подбор литературы завершается составлением сводного списка литературы, подлежащей изучению. В него также должны быть включены

7

энциклопедические и справочные издания, сборники документов и материалов, мемуарная литература, а также специальные научные материалы и исследования, размещенные в сети Internet, если таковые выявлены.

3.2.Изучение литературы и источников. Сбор и обработка практических материалов.

Непременным условием качественного выполнения курсовой работы является глубокое изучение литературы по данной теме, опубликованных документов и материалов, других источников.

При чтении литературы главное внимание следует уделить, прежде всего, тем разделам, главам, параграфам книг или статей, которые непосредственно связаны с планом курсовой работы. При этом важно выявить особенности трактовки одних и тех же вопросов разными авторами, высказываемые ими оригинальные идеи, гипотезы, технические способы и приемы исследования, которыми они пользуются, а также систему их аргументации и доказательств. Изучение опубликованных документов (нормативно-правовые акты, целевые программы, отчеты и др.) и материалов (статистические материалы, аналитические обзоры, результаты обследований, исследований и др.) следует соотносить с подходами, концепциями и трактовками, существующими в научной литературе с целью их практического осмысления и анализа, а также для формулирования и обоснования собственных выводов, обобщений и оценок, характеризующих исследуемые аспекты практики государственного управления.

Для сбора материала должны использоваться все источники, доступные автору курсовой работы, в том числе личные беседы и наблюдения, стенограммы заседаний, протокольные материалы семинаров-совещаний, конференций, слушаний, отчеты, справки, программы, планы и иные официальные документы органов государственного управления. Неопубликованные документы и материалы, отражающие текущую,

8

оперативную деятельность государственных органов и организаций, представляют несомненную ценность для автора курсовой работы. Студентам рекомендуется самостоятельно проводить исследования: социологические, правоведческие, политологические, экономические, психологические, исторические, культурологические, демографические и др.

Для анализа динамики различных показателей необходимо получить несколько их замеров, отражающих последовательность определенных, в том числе хронологических фаз, иных характеристик явлений и процессов государственного управления, исследуемых в курсовой работе. Рекомендуется, рассматривая деятельность государственных органов и организаций, их подразделений, освещать вопросы их взаимоотношений и взаимодействий, а также аспекты взаимоотношений и взаимодействий государственных органов с муниципальными органами, общественными организациями и населением.

3.3.План курсовой работы.

В целях лучшей организации курсовой работы, последовательности изложения материала и аргументации составляется план работы. Содержательно план определяет основные направления, узловые вопросы, выстраивает логику раскрытия темы. План курсовой работы выполняется студентом при условии достаточно глубокого и полного изучения основного объема литературы и источников.

План курсовой работы составляется студентом в двух экземплярах (один остается у студента, а другой – у его руководителя) и согласовывается с руководителем курсовой работы. В процессе сбора и анализа материала план может уточняться.

План курсовой работы отражает ее структуру, которая включает введение, содержательную часть, т.е. основные разделы текста работы (2-3 главы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Все они должны быть органически связаны между собой и подчинены целям и задачам курсовой работы.

9

3.4.Структурирование подготовительных материалов.

На основании выполненного плана курсовой работы предстоит, прежде всего, дальнейшее более детальное и полное изучение литературы и источников. Студенту также необходимо приступить к структурированию массива подготовительных материалов, выявляя и устраняя в нем слабые «звенья» (несбалансированность содержания, чрезмерное обилие фактов или их недостаточность, логические разрывы, повторы и т.п.), «нанизывая» эти материалы на «внутренние» рубрики глав и параграфов плана курсовой работы (на так называемый «сложный план»). Технически организация этой работы предстает как группировка подготовительных материалов, выполненных в форме выписок в рабочей тетради, на отдельных листах или карточках, ксерокопированных материалов, а также выписок, закрепляемых в компьютерных файлах в соответствии со структурой курсовой работы. Следует отметить, что выписки из литературы и опубликованных источников должны содержать ссылки на автора исследования (ответственного редактора сборника трудов или коллективной монографии), название публикации, год, место издания; (если это журнал — год и порядковый номер издания); страницу.

3.5.Написание текста курсовой работы

При написании текста следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Объем курсовой работы — 25-35 страниц (стандартного формата А-4) машинописного текста без учета страниц приложения; интервал между строк — 1,5; текстовый редактор Word 7.; шрифт Times New Roman; кегль — 14; размеры полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее поля — 2 см.

Введение (2-3 страницы) содержит обоснование выбора темы, формулировку объекта и предмета исследования, целей и задач курсовой работы, краткую характеристику использованной литературы и источников, оценку состояния научной исследованности данной темы, полноты и качества собранного материала, а также методов поисково-исследовательской работы,

10

применяемых в работе автором курсовой работы.

Основные главы курсовой работы должны составлять примерно 80% всего объема работы. В каждой главе излагаются и соответствующим образом обосновываются вопросы, предусмотренные планом курсовой работы. При изложении важнейших вопросов (независимо от того, отводится ли им целая глава или они рассматриваются в пределах параграфа), необходимо раскрыть значение исходных теоретических и методологических положений, описать имеющийся опыт, охарактеризовать основные тенденции и нерешенные проблемы в исследуемой области. В конце каждой главы должны содержаться обобщения и выводы, соотнесенные с исследовательскими задачами, сформулированными во Введении и отражающие результаты их решения в главах курсовой работы.

В целом содержание глав курсовой работы должно полно и последовательно освещать вопросы темы, отражать процесс решения исследовательских задач, сформулированных во Введении.

В Заключении излагаются выводы, обобщающие результаты решения задач курсовой работы, рекомендации и предложения, разработанные в ходе проведенного авторского анализа и основывающиеся на опыте и результатах предшествующих исследователей. Они должны быть четко сформулированы и обоснованы.

Изложение текста курсовой работы должно быть ясным и доступным для понимания. В процессе написания курсовой работы следует обращать внимание на стиль, последовательность, логичность и сжатость изложения, на соответствие содержания утвержденному плану и в целом теме работы.

Самостоятельность изложения – одно из важных требований, предъявляемых к курсовой работе. Студенту следует отказаться от обильного цитирования, ссылок на общеизвестные положения, от простого переписывания учебных и методических изданий, формального копирования некоторых документов, от больших объемов цифрового, табличного

11

материала в тексте. Необходимо также учитывать, что все приводимые в работе цифровые, фактологические данные являются не просто иллюстрацией, а материалом для анализа. Важнейшей особенностью и непременным условием правильного выполнения студентом курсовой работы по дисциплине «Система государственного управления» является самостоятельное изучение современной нормативно-правовой базы процесса государственного и муниципального управления и его организационно-функциональной структуры. Курсовая работа должна демонстрировать знание студентом Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, решений высших судебных органов РФ, важнейших нормативно-правовых актов органов власти субъектов РФ, муниципальных органов власти, которые регулируют все многообразие государственной жизни России и находят свое отражение в вопросах тематики курсовых работ.

Выполнив «рабочий» вариант текста курсовой работы, студенту следует внимательно его прочесть, литературно и технически отредактировать, и только затем оформить его в окончательном варианте. Завершенная, оформленная и сброшюрованная курсовая работа принимается научным руководителем в установленный срок для проверки и последующей защиты.

4. Оформление курсовой работы

При оформлении курсовой работы в целом особое внимание следует уделить правильному оформлению титульного листа, содержания, списка использованных источников и литературы, приложения.

Титульный лист выполняется на первой странице по стандарту (см. Приложение 1). Содержание помещается на второй странице и перечисляет основные разделы текста работы: введение, название глав и параграфов, заключение, приложения с указанием соответствующих им страниц текста (см. Приложение 2).Список использованных источников и литературы располагается за заключением и должен содержать все виды источников

12

(документальных, прежде всего), нормативную, справочно-энциклопедическую, научно-исследовательскую, научно-популярную и учебную литературу, использованные автором при выполнении курсовой работы. Перечень источников и литературы располагается в списке в определенной последовательности, как правило, в алфавитном порядке.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами шрифтом №10 в середине нижней строки. Страницы титульного листа и содержания не нумеруются, т.к. фактически они являются первой и второй страницами текста соответственно и включены в общую нумерацию.

Объемный иллюстративный материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, фотографии) как правило, выносится в приложения. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в ее правом верхнем углу слова «Приложение». Приложения нумеруются арабскими цифрами.

Если иллюстративный материал не перегружает основной текст (отдельная таблица, рисунок, диаграмма и т.п. не должны занимать более 1/2 страницы текста), то такой материал может быть включен в текст. Иллюстрации следует располагать в курсовой работе после текста, в котором они упоминаются впервые. На все представленные иллюстрации должны быть ссылки.

Особое внимание нужно обратить на правильное оформление таблиц. Ссылка в тексте на таблицу всегда должна подтверждаться словом «Таблица» и указанием ее двойного номера и названия. Название таблицы помещается в центре страницы над таблицей и выполняется полужирным шрифтом, начиная с прописной буквы. Шрифт текста, расположенного в таблице не должен изменяться, а размер шрифта здесь может быть уменьшен до № 12. Переносы слов в таблицах не допускаются. Сноски (ссылки) в таблицах на источники, использованный материал, пояснения,

13

комментарии выполняются непосредственно под таблицей и обозначаются «звездочкой». Для оформления такой сноски необходимо отступить вниз один интервал и провести горизонтальную черту, под которой затем поместить сноску, например:

Таблица 2.4. Ориентировочное распределение рабочего времени управленческого персонала, %

Категории персонала

Подготовка информации

Выработка и принятие решений

Организация реализации решений

Руководители, выполняющие организационно-административные операции

10 — 20

50

40 – 30

Специалисты и ответственные исполнители, выполняющие аналитико-конструктивные операции

50

30

20

Технический персонал, выполняющий информационно-технические операции

80

20

____________________

* Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.,2002.С.438.

14

Другие виды иллюстративного материала обозначаются словом «Рис.» и

имеют собственные названия, которые выполняют полужирным шрифтом и помещают в центре страницы под иллюстрациями. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами в порядке их перечисления в пределах главы. Все виды иллюстраций должны иметь двойной номер, в котором первая цифра означает номер главы, а вторая цифра – порядковый номер иллюстрации, например:

Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания Российской Федерации

1-й этап. Законодательная инициатива

Перечень субъектов законодательной

инициативы содержится в ст.104 Конституции РФ

2-й этап. Рассмотрение законопроекта

Рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

3-й этап. Принятие федерального закона

Принимается Государственной Думой большинством голосов. Конституционный закон требует 2/3 голосов депутатов палаты

4-й этап. Одобрение федерального закона

Одобряется Советом Федерации большинством голосов. Конституционный

закон требует 3/4 голосов членов Совета Федерации

5-й этап. Подписание и обнародование закона

Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его

Рис.1.5. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации

Некоторые из иллюстраций могут выполняться на больших листах бумаги, слайдах, в электронной форме и использоваться студентом во время его выступления с сообщением по вопросам темы курсовой работы на семинаре, научной конференции, в процессе защиты курсовой работы.

Наименования структурных элементов курсовой работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав основной части служат заголовками структурных элементов работы, их следует располагать в середине строки без точки и печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая.

Каждую главу работы рекомендуется начинать с новой страницы. Названия параграфов выполняются обычным шрифтом и отделяются от текста расстоянием размером в один интервал. Названия глав и параграфов не должны повторять формулировку темы работы. В них не допускаются переносы и подчеркивания.

Главы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами в порядке возрастания и обозначаются одним цифровым знаком с точкой, например:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Параграфы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами. Цифровое обозначение параграфа состоит из двух знаков: первый обозначает номер главы, второй – порядковый номер параграфа в этой главе, например:

16

2.1. Принципы организации государственной службы в Российской Федерации

Введение и заключение не нумеруются. Точки в конце названий глав и параграфов не ставятся.

Ссылки (сноски) на литературу и источники выполняются построчно, т.е. ссылка следует за приводимой цитатой, фактом, количественным показателем после строки (или ее части), имеющей смысловую завершенность. При этом ссылка нумеруется с указанием цифры, которая соответствует месту указанного издания в списке источников и литературы, а также указывается номер страницы данного издания. Подобное оформление ссылок в курсовой работе предполагает их «сквозную» нумерацию по всему тексту работы.

Темы курсовых работ

ЧАСТЬ 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Взаимодействие органов местного самоуправления и населения: состояние и перспективы развития.

Исполнительная власть муниципального образования – формы и направления взаимодействие с региональным уровнем государственного управления.

Муниципальные образования Тюменской области: проблемы и перспективы социально-экономического развития.

Муниципальная собственность в РФ: проблемы формирования и развития.

5. Основные сферы и модели взаимодействие государственного управления и местного самоуправления.

Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления и практика их реализации в Тюменской области.

Стратегическое планирование развития территории муниципального образования.

17

Организация деятельности представительного органа муниципального образования (на материалах Тюменской области).

17

Организация работы Главы муниципального образования (Администрации муниципального образования) /на выбор/.

Муниципальные целевые программы: механизмы формирования и реализации.

Организация информационного обеспечения муниципального управления (на материалах Тюменской области).

Градостроительная политика муниципального образования: проблемы и перспективы формирования и реализации.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст