Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной пр

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc104336381» Введение PAGEREF _Toc104336381 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc104336382» Глава 1. Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной промышленности в Республике Беларусь PAGEREF _Toc104336382 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc104336383» 1.1. Рынок нефтепродуктов и состояние нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси PAGEREF _Toc104336383 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc104336384» 1.2. Политика Республики Беларусь в области ТЭК PAGEREF _Toc104336384 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc104336385» 1.3. Основные приоритеты Республики Беларусь на рынке топлива PAGEREF _Toc104336385 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc104336386» Глава 2. История создания и участие Республики Беларусь в ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» PAGEREF _Toc104336386 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc104336387» 2.1. Создание ОАО «НГК «Славнефть» PAGEREF _Toc104336387 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc104336388» 2.2. Продажа пакетов акций ОАО «НГК «Славнефть» PAGEREF _Toc104336388 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc104336389» 2.3. Особенности учредительной деятельности ОАО «НГК «Славнефть» PAGEREF _Toc104336389 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc104336390» 2.4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год и 1 полугодие 2000 года PAGEREF _Toc104336390 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc104336391» Глава 3. Основные проблемы компании и продажа белорусской доли акций PAGEREF _Toc104336391 \h 60

HYPERLINK \l «_Toc104336392» 3.1. Основные проблемы деятельности ОАО «НГК «Славнефть» PAGEREF _Toc104336392 \h 60

HYPERLINK \l «_Toc104336393» 3.2. Неудачный опыт приватизации белорусских нефтехимических предприятий PAGEREF _Toc104336393 \h 70

HYPERLINK \l «_Toc104336394» 3.3. Продажа акций «Славнефти». Выводы и результаты приватизации предприятий ТЭК в Республике Беларусь PAGEREF _Toc104336394 \h 73

HYPERLINK \l «_Toc104336395» Заключение PAGEREF _Toc104336395 \h 77

HYPERLINK \l «_Toc104336396» Список использованных источников PAGEREF _Toc104336396 \h 78

HYPERLINK \l «_Toc104336397» Приложения PAGEREF _Toc104336397 \h 83

Введение

Государственная топливно-энергетическая политика Беларуси изначально строилась на том, что республика сама в состоянии обеспечить внутренний рынок топливом. Основной проблемой обеспечения энергетической безопасности белорусского государства является дефицит энергоресурсов, в том числе и нефти. Нынешний уровень добычи белорусской нефти (порядка 1,8 млн. т) обеспечивает ее потребности, как известно, всего лишь на 20%. Чтобы обеспечить гарантированные поставки нефти, Беларусь в 1998 году попыталась «вклиниться» в проекты по освоению углеводородных ресурсов в России.

Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «НГК «Славнефть». Вряд ли еще остались в Беларуси автолюбители и водители-профессионалы, которые бы не обратили внимания на появление в городах и на автотрассах страны новых, стильных автозаправочных станций с красно-синим логотипом «Славнефть». Эта марка стала символом высокого уровня сервиса и качества предлагаемой продукции.

В ближайшие 2-3 года сеть автозаправочных станций СП «Славнефть-Старт» – дочернего предприятия НГК «Славнефть» – обещала стать самой развитой и оснащенной в стране. Об этом красноречиво свидетельствует тот темп, который СП «Славнефть-Старт» взяло на дистанции освоения белорусского рынка нефтепродуктов с самого начала своей деятельности.

С момента основания совместного предприятия прошло менее пяти лет, но за этот короткий срок оно сумело завоевать прочную деловую репутацию как среди своих партнеров, так и среди потребителей автомобильного топлива. У СП «Славнефть-Старт» был имидж динамично развивающегося предприятия. За 2000 год оно удвоило количество своих АЗС в Республике Беларусь. СП «Славнефть-Старт» изначально выстраивало стратегию своей деятельности в Беларуси на принципе максимального сочетания прагматичного делового расчета с глобальными государственными интересами.

Емкость белорусского рынка нефтепродуктов достаточна высока. Тем не менее, поставщики нефти на белорусские НПЗ всегда стремились вывозить получаемое топливо за рубеж. Еще недавно к этому побуждали объективные причины, в том числе – проблемы с конвертацией выручки для последующей закупки сырья. Однако с введением единого курса рубля появилась другая забота. Белорусские предприятия стали испытывать недостаток средств в национальной валюте. То есть при высокой потенциальной потребности республики в нефтепродуктах платежеспособный спрос, увы, не побуждает увеличивать их поставки.

В этой ситуации стремление полнее обеспечить внутренний рынок топливом заставляет государство вводить жесткие ограничения на его вывоз. Сегодня компании, обеспечивающие поставки на давальческих условиях, должны оставлять для реализации в республике от 50 до 100 процентов светлых нефтепродуктов (в зависимости от марки), полученных при переработке нефти на белорусских НПЗ. Для крупных поставщиков нефти это, безусловно, очень невыгодные условия, и НГК «Славнефть» в этом смысле не исключение. Если учитывать, что эта компания ежемесячно поставляет на Мозырский НПЗ около 200 тысяч тонн нефти, то становится ясно, что, соблюдая установленные нормы, она просто не может найти на белорусском рынке платежеспособных потребителей такого количества топлива. А ведь нужно еще выполнять обязательства по поставкам горючего перед иностранными партнерами. (Выручка от экспортных контрактов – это основной источник средств для финансирования крупных инвестиционных проектов НГК «Славнефть», в том числе и чрезвычайно важного для Белоруссии проекта реконструкции Мозырского НПЗ.)

СП «Славнефть-Старт» изначально была отведена роль структуры, работа которой позволит максимально учесть как государственные интересы Белоруссии, так и корпоративные интересы НГК «Славнефть». На предприятие была возложена задача насыщения белорусского рынка нефтепродуктами.

Таким образом, деятельность НГК «Славнефть» и всех ее дочерних предприятий изначально строилась с безусловным учетом интересов государства. К этому обязывал статус межгосударственной компании. Способствуя формированию условий активизации делового сотрудничества Белоруссии и России, НГК «Славнефть» все больше приобретала черты модельной структуры для будущих интеграционных проектов с прочной экономической основой.

Известно, что практически все потребляемое белорусской экономикой топливо завозится в государство извне: почти на сто процентов — из России. Естественно, что обеспечение устойчивого функционирования ТЭКа выступает одной из важнейших задач этого недавно возникшего государства. И, возможно, является самым главным вопросом белорусско — российских взаимоотношений. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.

Каковы основные направления белорусской политики в области ТЭКа? Проявления каких сегодня подспудных тенденций нам стоит ожидать в среднесрочной перспективе? Каковы перспективы Беларуси в топливной области вообще?  Целью данной дипломной работы является поиск ответов на эти вопросы.

Глава 1. Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной промышленности в Республике Беларусь

1.1. Рынок нефтепродуктов и состояние нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси

Нынешняя ситуация на белорусском рынке нефтепродуктов отражает преимущественно тенденции, сложившиеся на мировом рынке нефти, и как следствие в России.

На резкое падение мировой конъюнктуры на нефть российское правительство отреагировало адекватно. Речь идет о смене нефтяной стратегии – переходе от вывоза дешевого углеводородного сырья к экспорту продуктов глубокой переработки нефти, цена которых, безусловно, выше (если 15 лет назад поставки российской нефти за рубеж составляли 12% от мировых продаж, тo сейчас иx удельный веc – всего лишь 7%).

В связи с этим в разряд первоочередных поставлена задача наращивания глубины переработки нефти. Согласно энергетической стратегии России на ближайшие 20 лет к 2010–2015 гг. уровень переработки должен увеличиться дo 75% (сейчас – 71%), а к 2020 г. – дo 85%.

Данная тенденция уже в самом ближайшем будущем обещает обострить дефицит перерабатывающих мощностей и, следовательно, конкуренцию среди нефтяных компаний за обладание ими. В этом плане весьма выигрышно смотрятся белорусские НПЗ. В приватизации ПO «Нафтан», которая должна произойти дo конца текущего года, готовятся принять участие НК «ЛУКОЙЛ», МГК «ИТЕРА» и «Сургутнефтегаз». «Нафтан» является одним из крупнейшиx НПЗ в Европе, егo проектная мощность пo первичной переработке нефти составляет более 24 млн. т в год.

Нефтеперерабатывающая отрасль Беларуси представлена двумя заводами: Мозырским и Новополоцким. Мозырский НПЗ и «Нафтан» (проектная мощность которых составляет 40 млн. USD) сегодня перерабатывают лишь 11–12 млн. т (кстати столько же, сколько 6 украинских НПЗ). Правда, глубина переработки гораздо ниже уровня аналогичных западных предприятий и составляет 52–54%. Поэтому оба завода сейчас ведут реконструкцию, в результате чего глубина переработки на «Нафтане» должна составить 80–85%, а на Мозырском НПЗ – 75–78%. Белорусские специалисты считают, что решение этой задачи позволит обеспечить Беларусь нефтью в любых объемах и, кроме того, наполовину загрузить отечественные предприятия химической отрасли нефтехимическим сырьем.

Немалые мощности по переработке нефти, высокое качество получаемых нефтепродуктов, существующая со времен СССР экспортная инфраструктура, близость рынков сбыта – неоспоримые козыри белорусской стороны, которые могут сыграть только при наличии долгосрочных гарантий поставок нефти и инвестиций на реконструкцию. Объективный анализ показывает, что наиболее логичным и эффективным здесь будет сотрудничество с российскими нефтяными компаниями. Такая схема в 1993 году была приведена в действие: в то время «Славнефть» была признана координатором поставок на Мозырский НПЗ, «ЛУКОЙЛ» – на «Нафтан». Белорусское правительство обещало им налоговые льготы для строительства комплексов глубокой переработки нефти, российские компании, в свою очередь, гарантировали поставлять 11 млн. т нефти в год.

В соответствии с соглашениями между правительством РБ и нефтяными компаниями «ЛУКойл», «ЮКОС», «Славнефть» и договором с АО «Сургутнефтегаз» предполагалось в 1996 году поставить в Беларусь около 17 млн. т. нефти, однако было поставлено всего 10,4 млн. т. Дело в том, что к началу 1996 года российское правительство отменило вывозные пошлины, ввело акциз на нефть, а затем и предоплату на нефть в случае экспорта сырой нефти, что лишило Беларусь привлекательности на нефтяном рынке. Стало экономически невыгодно вывозить нефть из России в Беларусь для переработки.

«Славнефть» курировала поставки на Мозырский НПЗ. «ЛУКОЙЛ» сдал свои позиции довольно быстро. Руководство компании и правительство Беларуси по-разному трактовали положение о «гарантированных налоговых льготах». Президент Беларуси высказал недовольство работой компании в стране, и два СП, созданные для строительства комплекса глубокой переработки нефти, сохранили в республике лишь свои минские офисы. Объемы поставок нефти в страну дочерней структурой «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» с каждым годом сокращаются.

1.2. Политика Республики Беларусь в области ТЭК

Государственная энергетическая политика Беларуси изначально строилась на том, что республика сама в состоянии обеспечить внутренний рынок топливом. В последние годы «Белнефтехим» стал негласным монополистом по обеспечению нефтепродуктами народного хозяйства, главным образом села. В 1997 году государственный концерн начал закупать нефть самостоятельно, а уже в 1998 году обеспечил больше половины потребностей народного хозяйства в нефтепродуктах, а бензином – на все 80%. В 1999 году концерн планировал ежемесячно закупать 600 тыс. т нефти (реально получилось 400–450 тыс.т). Для полной монополизации рынка нефтепродуктов концерну необходимо ежемесячно закупать до 800 тыс. т нефти.

Коммерческим структурам конкурировать с АЗС «Белнефтехима» сложно. Проблема в том, что некоторые компании построили автозаправки, не имея собственных ресурсов. Они вынуждены покупать нефтепродукты на нефтебазах (в Беларуси 40 нефтебаз), поскольку с апреля 1998 года белорусским НПЗ запрещено продавать нефтепродукты тем коммерческим структурам, которые не поставили в Беларусь нефть на давальческих условиях.

Что касается ценовой политики, то цены на бензин и дизтопливо в Беларуси бывают фиксированными, свободными (цены концерна) и коммерческими. По фиксированным ценам (по госзаказу) реализуются нефтепродукты, которые вырабатываются из нефти, которую добывает ПО «Белоруснефть». Цены согласовываются с Комитетом цен и устанавливаются с учетом уплаты акциза и снабженческо-сбытовой надбавки для покрытия транспортных расходов, а также расходов, связанных с реализацией потребителям.

Нефть, которую поставляют в Беларусь коммерческие структуры, перерабатывается на НПЗ. Компания-продавец закупает бензин и дизтопливо, платит НДС, акцизы и покрывает расходы, связанные с транспортировкой (от 4 до 6 USD/т) и хранением топлива (6–7 USD/т). Наценка может достигать 15%, хотя чаще фирмы ее устанавливают на уровне 7–8%. Как правило, фиксированные цены на 20–30% ниже свободных цен концерна, примерно на столько же цены концерна уступают коммерческим.

Реальным рычагом сдерживания цен на автомобильное топливо и мазут несколько лет назад являлась не столько конкуренция между фирмами-поставщиками, сколько ежеквартальный график разрешения на поставку нефтепродуктов. Зимой из Беларуси запрещалось вывозить мазут, а во время посевной и уборочной компании – дизтопливо. С одной стороны, это снизило количество фирм-однодневок, а с другой – усилило зависимость оставшихся на рынке фирм от госчиновников. С III квартала 1998 года концерн разрешил 100-й вывоз нефтепродуктов за пределы Беларуси.

Рынок нефтепродуктов Беларуси не так велик – примерно 7,8 млн. т. Нефтепродукты в страну практически не импортируют. В небольших объемах завозят высокооктановые бензины. В 1999 году на рынке нефтепродуктов было введено обязательное лицензирование компаний. 14 января 1999 года вступило в силу Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования лицензий на оптовую торговлю нефтепродуктами, которое обязало все организации, торгующие нефтепродуктами, иметь с 1 февраля лицензию. Таким образом, с рынка нефтепродуктов «отсекались» все нерезиденты, не зарегистрированные в налоговой инспекции.

Владельцы АЗС должны были получить разрешение «Проматомнадзора», а с 1 апреля согласно постановлению правительства еще и лицензию «Белнефтехима». Лицензирование преследовало цель устранить посредников, участвующих в цепочке перепродаж. Сегодня продавать нефтепродукты в Беларуси могут только компании, имеющие свои ресурсы, либо импортирующие эти нефтепродукты.

Сегодня, чтобы упредить кризис на рынке нефтепродуктов, концерн «Белнефтехим» вынужден непрерывно повышать цены на нефтепродукты и ужесточать условия переработки давальческой нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Что-то еще придумать в этой ситуации монополист просто бессилен.

Если еще недавно российские поставщики нефти могли свободно экспортировать переработанные на отечественных НПЗ нефтепродукты, то сейчас эти требования принципиально поменялись. В IV квартале 2001 года российских операторов обязали оставить в Беларуси с каждой тонны переработанной нефти 125 кг бензина, 187 кг дизтоплива и 489 кг мазута. Одновременно «Белнефтехим», чтобы сохранить приемлемый уровень цен на нефтепродукты, настаивал на частичном снижении акциза. Концерн предложил снизить акцизную нагрузку до уровня российской. Сегодня белорусский акциз достигает 120–150 ЭКЮ, в цене белорусских нефтепродуктов он составляет 40% – гораздо выше, чем в сопредельных государствах. В России налоговая нагрузка в 2 раза ниже. Аргументы «Белнефтехима» не сработали. Победителем из этой схватки вышел Минфин, который не позволил вмешиваться в существующую налоговую политику.

2000 год на рынке нефтепродуктов ознаменовался завершением бензиновой «войны» – затяжного конфликта между Россией и Беларусью по поводу введения единых таможенных пошлин на нефтепродукты, экспортируемые из Беларуси.

На протяжении 2000 года экспорт белорусских нефтепродуктов оставался притчей во языцех в отношениях Москвы и Минска. О необходимости принятия единой ставки экспортных пошлин на нефтепродукты в Москве заговорили сразу после создания союзного государства. Минск отчаянно сопротивлялся, понимая, что изменение правил игры на рынке нефтепродуктов может спровоцировать бегство российских нефтетрейдеров с белорусского рынка. Но и копирование российского варианта введения экспортных пошлин означало бы, что Беларусь должна была закрыть один из своих нефтеперерабатывающих заводов.

Точка в затянувшемся конфликте партнеров по Таможенному союзу была поставлена в начале 2001 года. В ходе состоявшихся 24–25 января в Москве переговоров российская сторона снова очень жестко потребовала от Минска ввести вывозные таможенные пошлины. В противном случае Россия выставила ультиматум и заявила о готовности ввести таможенные пошлины на границе с Беларусью. Соглашение об унификации таможенных правил и единой таможенной системы в рамках Союза было подписано 29 января в Москве на заседании союзного правительства. В соответствии с этим решением Беларусь с 1 марта 2001 года обязалась установить аналогичные российским экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты: на бензин и дизтопливо – 39 EUR/т, на мазут – 32 EUR/т.

Для Минска это решение было вынужденным. Беларусь не могла позволить себе лишиться экспорта нефтепродуктов, поскольку от этого зависят перспективы развития не только белорусских НПЗ, но и во многом отечественной экономики.

Зная о грядущем изменении правил экспорта нефтепродуктов, белорусские НПЗ готовились к худшему и предусмотрительно снизили в 2001 году предполагаемую планку переработки сырья. Если в 2000 году Мозырский НПЗ переработал 6,3 млн. т нефти, то в 2001 году планировал переработать лишь 5,6 млн. т. Аналогичное снижение планировал и «Нафтан».

Хотя за первые 3 месяца 2001 года поставки на белорусские НПЗ сократились примерно на 6%, топливного кризиса удалось избежать благодаря оперативным мерам, принятым белорусским правительством в марте. Поскольку механизм возврата НДС еще не отработан, белорусская сторона вынуждена была прибегнуть к системе взаимозачетов при оплате пошлины и возврата НДС.

Эта схема оказалась вполне приемлемой для российских нефтяных компаний. По итогам 2001 года отечественные заводы переработали 13 260 тыс. т нефти, или 99,7% к аналогичному периоду 2000 года.

1.3. Основные приоритеты Республики Беларусь на рынке топлива

В Едином топливно-энергетическом балансе Союзного государства на 2001 год зафиксировано, что «Славнефть» является координатором поставок нефти на Мозырский НПЗ, а на «Нафтане» аналогичную функцию выполняет «Белнефтехим». В процессе подготовки топливного баланса на 2002 год белорусская сторона внесла принципиальные изменения. Президент «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов подписал соглашение с белорусским правительством о поставках в 2002 году в Беларусь 10 млн. т нефти. Российские чиновники с такой постановкой вопроса не согласились.

«Славнефть» поставляет на Мозырский НПЗ около 40–42% всех объемов российской нефти. Еще один крупный поставщик – компания «Сургутнефтегаз» поставляет в квартал 120 тыс. т нефти (примерно 10% всех объемов). На 2002 год «Славнефть» заявила о поставке в Мозырь 2,5 млн. т нефти из собственных и закупаемых ресурсов, еще 1 млн. т она готова поставить под реконструкцию завода и 0,5 млн. т по схеме временного ввоза.

Основной проблемой обеспечения энергетической безопасности белорусского государства является дефицит энергоресурсов, в том числе и нефти. Нынешний уровень добычи белорусской нефти (порядка 1,8 млн. т) обеспечивает ее потребности, как известно, всего лишь на 20%. Чтобы обеспечить гарантированные поставки нефти, Беларусь два года назад попыталась «вклиниться» в проекты по освоению углеводородных ресурсов в России.

На паритетных условиях была создана Ненецко-Белорусская нефтяная компания (НБНК), которая уже получила лицензию на геологическое изучение недр Лигинского участка. Промышленные запасы нефти в Ненецком автономном округе, как предполагается, составляют более 2 млрд. т. Однако к разработке месторождения компания пока не приступила.

Был готов к реализации еще один проект – создание совместного со «Славнефтью» предприятия «Славянская нефтяная компания» по разведке, добыче и поставке на переработку в Беларусь нефти, добываемой на территории Тюменской области. Однако документ не был подписан, поскольку белорусская сторона усомнилась в том, что объявленные там запасы нефти составляют 60 млн. т.

В конце 2001 года был подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «Об усилении государственного контроля за ввозом из Российской Федерации нефтепродуктов и пива, их перемещении и хранении на территории Республики Беларусь». Предполагалось, что указ вступит в силу с 1 января 2002 года. Инициатором документа выступило Министерство по налогам и сборам с одной целью – создать условия по пресечению их незаконного оборота. Министерство привело довольно веские аргументы: в приграничных областях с Россией проверки зафиксировали нелегальный завоз 200 тыс. т нефтепродуктов.

Однако документ не был введен в действие. Скорее всего, белорусская сторона не посмела провоцировать союзника по Таможенному союзу. К тому же неразумно бороться с нелегальным ввозом российской продукции административными мерами.

Тем не менее проблема остается. Потребление нефтепродуктов в приграничных с Россией белорусских областях продолжает катастрофически падать, хотя количество автолюбителей не стало меньше.

Кстати, рынок нефтепродуктов Беларуси не так велик – примерно 7,8 млн. т. Беларусь, как известно, имеет собственные нефтепродукты в избытке и импортирует лишь высокооктановые бензины в небольших объемах. Дело в том, что цены на нефтепродукты в Беларуси выше, чем в России, Украине, странах Балтии и др. (примерно на 30%). А пока стоимость бензина в Беларуси выше, чем в России, в приграничные районы будут привозить российский бензин.

С 11 января 2001 года на автозаправочных станциях концерна «Белнефтехим» снижены розничные цены на автобензины и мазут в среднем на 3–5%. Однако столь незначительное колебание цен существенным образом не решит проблему затоваривания отечественного рынка нефтепродуктами. Специалисты обеспокоены тем, что на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси скопилось огромное количество нефтепродуктов. По оценкам экспертов, мировая конъюнктура на углеводородное сырье положительно сказалась на белорусской экономике.

Обязательства РФ перед ОПЕК по сокращению экспорта нефти привели к затовариванию нефтью. В результате если в начале декабря 2001 г. концерн «Белнефтехим» покупал нефть по 84 USD/т, то в начале 2002 года – по 74–75 USD/т. По такой же цене поставляют нефть на белорусские заводы другие российские нефтетрейдеры.

В 2001 году нефтеперерабатывающие заводы работают с повышенной загрузкой. Показательно, что поставщики российской нефти на «Нафтан» и Мозырский НПЗ готовы все полученные нефтепродукты реализовать на отечественном рынке.

По крайней мере если недавно «Белнефтехим» настаивал на том, чтобы российские нефтетрейдеры обязательно оставляли долю нефтепродуктов на белорусском рынке, то к 2002 г. ситуация изменилась с точностью до наоборот. При оформлении протоколов на первый квартал текущего года практически все компании оговаривали 100%-ную продажу топлива в Беларуси.

Все бы хорошо, если бы не низкая платежеспособность белорусских потребителей. По некоторым весьма осторожным оценкам, в последнее время спрос на автобензины и дизтопливо упал примерно на 15%.

Что касается экспорта, то он также затруднен по уже упоминавшейся причине – высокой цене на белорусское топливо.

Глава 2. История создания и участие Республики Беларусь в ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть»

2.1. Создание ОАО «НГК «Славнефть»

Открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть» создано на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.07.93 г., Учредительного договора от 27 июня 1994 г., Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403 и от 1 апреля 1995 г. № 327, постановлений Правительства Российской Федерации от 8.04.94 г. № 305, от 1 сентября 1995 г. №867 и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.94 г. № 589-р. Учредитель компании от имени Российской Федерации — Госкомимущество России.

Общество зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26.08.94 (свидетельство о регистрации № 033.50), а также Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России (свидетельство от 21.10.94 № 4297.21).

Реестродержатель общества — ЗАО «Сервис-реестр». Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг № 01020 от 19.03.96, серия 03 № 000024.

Уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» согласно Учредительному договору об образовании АООТ «НГК «Славнефть» от 27 июня 1994 г. составил 3719644 рублей.

Уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» был сформирован путем внесения закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 7 акционерных обществ, а также АО «Мозырский НПЗ» (Республика Беларусь).

Полная оплата уставного капитала произведена в течение года со дня утверждения плана приватизации Общества, что подтверждают акты приема-передачи сертификатов акций.

В соответствии с планом приватизации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 5 декабря 1995 г. № 1771-р, в уставный капитал Общества были внесены по 38 % следующих акционерных обществ: «Мегионнефтегазгеология», «Ярославнефтепродукт», «Ивановонефтепродукт», «Костроманефтепродукт», «Мегионнефтепродукт», «Ярославнефтеоргсинтез» (в т. ч. 10 % — в объединенный фонд акционирования работников предприятия — ФАРП); «Ярославский НПЗ им. Менделеева» (в т. ч. 7 % акций — в объединенный ФАРП), а также 45,5 % акций ОАО «Мегионнефтегаз» (в т. ч.7,35 % акций в объединенный ФАРП и 0,2 % акций дополнительной эмиссии) и 32,575 % акций АО «Мозырский НПЗ» (доля Республики Беларусь и физических лиц-акционеров АО «Мозырский НПЗ»).

В результате уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» составил 4567443 тыс. рублей. Доля Российской Федерации — 86,32 %, доля Республики Беларусь — 13,68 процента.

Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО «НГК «Славнефть» распределялась следующим образом. В федеральной собственности сроком на три года, до декабря 1998 года, закреплялось 45 % уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть», в том числе акции объединенного ФАРПа — 3,4 % уставного капитала. Акции объединенного ФАРПа, образованного в соответствии с Планом приватизации АО «Мегионнефтегаз», составили по Плану приватизации 10,67 % уставного капитала Общества. Акции Общества, подлежащие свободной продаже, составляли 30,65 % уставного капитала.

В соответствии с решением чрезвычайного собрания акционеров ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» от 16 апреля 1996 г. № 3 «О дополнительном выпуске обыкновенных акций, предназначенных для обмена в установленном порядке на акции акционерного общества «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», принадлежащие Мингосимуществу Республики Беларусь», утверждены «Изменения и дополнения к уставу ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» (зарегистрированы Московской регистрационной палатой от 16 мая 1996 г. № 33530), которыми установлен уставный капитал Компании в размере 4754238 тыс. рублей. Далее были внесены изменения и дополнения к Плану приватизации доли Российской Федерации в уставном капитале ОАО «НГК «Славнефть» (утвержденные распоряжением Госкомимущества России от 26 декабря 1996 года № 1372-р), согласно которым уставный капитал Компании увеличен до 4 754 238 тыс. рублей.

При этом доля акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале ОАО «НГК «Славнефть», уменьшилась до 82,93 процента. Доля Республики Беларусь увеличилась до 17,07 процента. В структуре уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть» из 82,93 %, принадлежащих Российской Федерации, объединенный ФАРП, подлежащий размещению среди работников Компании и АО «Мегионнефтегаз», уменьшен до 10,25 процента. В 45-процентной доле уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть», закрепленной в собственности Российской Федерации, ФАРП уменьшился до 3,26 процента.

Доля акций, из находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих свободной продаже, уменьшилась с 30,65 % до 27,68 % уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть». Из них доля акций, подлежащих продаже на специализированных денежных аукционах, составила 8 % уставного капитала Общества. Доля акций, продаваемых на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, уменьшена с 22,65 % до 19,68 % уставного капитала ОАО «НК «Славнефть». В том числе акции, подлежащие продаже иностранным инвесторам, составили 15 % уставного капитала.

Решение чрезвычайного собрания акционеров ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» от 16 апреля 1996 г. и распоряжение Госкомимущества России от 26 декабря 1996 г. №1372-р в части уменьшения доли Российской Федерации в уставном капитале ОАО «НГК «Славнефть» с 86,32 % до 82,93 % принято в нарушение российского законодательства. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона «Об акционерных обществах» увеличение уставного капитала Общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, представляющего более 25 % голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства.

В соответствии с бухгалтерским балансом ОАО «НГК «Славнефть» на 1 января 2000 года уставный капитал ОАО «НГК «Славнефть» составляет 4754238 рублей.

Новой редакцией Устава ОАО «НГК «Славнефть», зарегистрированной 18 февраля 1999 года, предусмотрено, что уставный капитал Общества разделен на 4754238000 акций. Общество вправе дополнительно разместить обыкновенные акции на сумму 140097 рублей в количестве 140097000 штук. Указанные акции подлежат обмену на простые акции акционерного общества «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» на общую сумму 148259000000 рублей Республики Беларусь, принадлежащих ООО «Мозырский НПЗ +».

2.2. Продажа пакетов акций ОАО «НГК «Славнефть»

В соответствии с планом приватизации ОАО «НГК «Славнефть», Российским фондом федерального имущества (далее — РФФИ) было проведено три специализированных аукциона по продаже пакетов акций, составляющих 8 % уставного капитала Общества. По итогам трех специализированных аукционов проданный пакет акций ОАО «НГК «Славнефть» составил 7,97 % уставного капитала, что на 0,03 % меньше, чем предусмотрено планом приватизации ОАО «НГК «Славнефть».

Пакет акций, составляющий 6,24 % (вклад акционеров — физических лиц ОАО «Мозырский НПЗ»), в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг от 31 октября 1997г. № 10/30, ООО «МНПЗ+» продало ООО «Инвестиционный дом «Кондор». Последнее реализовало принадлежащие акции ОАО «НГК «Славнефть» в размере 6,24 % фирме «Excalibur Capital Resources Limited». С 1 января 1998 года компания «Excalibur Capital Resources Limited» являлась акционером ОАО «НГК «Славнефть».

По состоянию на 4 ноября 2000 года, 55,27 % уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть» принадлежат Минимуществу России, Мингосимуществу Республики Беларусь — 10,83%.

В номинальном держании находится пакет акций Общества, составляющий 12,51 % уставного капитала:

ЗАО «Депозитарно — Клиринговая Компания» — 2,4 процента;

КБ «Ситибанк Т/О» — 5,11 процента;

«ИНГ Банк (Евразия) ЗАО» — 5,0 процентов.

Согласно раскрытию информации о номинальном держании собственниками пакета акций ОАО «НГК «Славнефть», составляющего 12,51 % уставного капитала являются: ОАО «Тюменская нефтяная компания» — 2,4%; «Heartway Limited» — 5,0 %; «Longanex Limited» — 3,0 %; «Suretek Limited» — 2,11 процента.

Также в номинальном держании ОЮЛ «ДРС» находится 19,68 %, принадлежащих государству и переданных РФФИ для продажи согласно плану приватизации. Передача РФФИ пакета акций, составляющего 19,68 % уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть», в номинальное держание ОЮЛ «ДРС», позволит обеспечить контроль РФФИ за переходом прав собственности на данный пакет акций после его продажи.

Акции, составляющие 1,71 % уставного капитала, находятся у миноритарных акционеров, в том числе у физических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 г. № 949, принятым во исполнение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» в перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже, был включен пакет акций, составляющий не менее 45 % уставного капитала ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже», ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» из указанного перечня исключена.

В соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации не имело полномочий принимать решение об исключении ОАО «НГК «Славнефть» из перечня стратегически значимых предприятий. Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 784 принято в нарушение п.5 статьи 4 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», ОАО «НГК «Славнефть» должно быть восстановлено в перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства.

Согласно Плану приватизации ОАО «НГК «Славнефть», утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 5 декабря 1995г. № 1771-р, продажа акций объединенного фонда акционирования работников предприятия (ФАРП) в размере 10,67 % должна была быть осуществлена в июле-августе 1996 года. В соответствии с изменениями Плана приватизации ОАО «НГК «Славнефть», утвержденными распоряжением Госкомимущества России от 26 декабря 1996 года № 1372-р, акции объединенного ФАРП, образованного в соответствии с Планом приватизации АО «Мегионнефтегаз», в размере 10,25% должны быть размещены, начиная с ноября 1996 года.

В настоящее время акции объединенного ФАРП не размещены. Более того, в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 6 марта 1997 г. № 121-р все не выкупленные акции ФАРП, временно закрепленные в государственной собственности, по окончании срока закрепления подлежат продаже на конкурсе или аукционе. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», действующий с августа 1997 года, которым следует руководствоваться при рассмотрении вопроса об акциях ФАРП Общества после истечения срока их закрепления в федеральной собственности, не предусматривает образование ФАРП.

Некоторые пункты Устава компании, к сожалению, не соответствуют действующему законодательству. Кратко перечислим некоторые из них.

Подпункт 27 ст. 8.3 Устава ОАО «НГК «Славнефть», согласно которому к компетенции Совета директоров Компании относится принятие решения об отчуждении акций акционерных обществ, внесенных в оплату уставного капитала ОАО «НГК «Славнефть», противоречит действующему законодательству. Решение данного вопроса регламентируется ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством о приватизации.

Пункт 9.8. Устава ОАО «НГК «Славнефть» предусматривает, что в Договоре, заключаемом Компанией в лице председателя Совета директоров с президентом ОАО «НГК «Славнефть», устанавливаются «пределы прав президента по распоряжению имуществом Компании и его ответственности за ущерб, нанесенный по его вине Компании». Далее, согласно ст. 9.12 Устава ОАО «НГК «Славнефть», к компетенции президента Компании относится совершение в пределах предоставленных ему прав необходимых действий для реализации правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом Компании в соответствии с целью и видами ее деятельности.

Указанный Договор от 27 апреля 2000 года в нарушение п. 9.8 Устава ОАО «НГК «Славнефть» не регламентирует пределы прав президента Компании по распоряжению имуществом Компании, в том числе не предусматривает делегирования президенту Компании полномочий от имени ОАО «НГК «Славнефть» при решении вопросов о распределении прибыли и убытков дочерних и внучатых обществ, участии дочерних обществ в уставных капиталах других организаций, а также о внесении изменений и дополнений в их уставные документы.

Несмотря на то, что Уставом ОАО «НГК «Славнефть» (п. 9.12) предусмотрено право президента Компании, в том числе принимать решения по любым вопросам, не относящимся к исключительной компетенции собрания акционеров и Совета директоров общества, это не наделяет президента ОАО «НГК «Славнефть» полномочиями единолично принимать решения от имени Учредителя — юридического лица Российской Федерации ОАО «НГК «Славнефть» в части полномочий и компетенции общего собрания акционеров и совета директоров дочерних и внучатых обществ.

В соответствии с п. 8.2 Договора руководитель несет перед ОАО «НГК «Славнефть» имущественную ответственность в размере реального ущерба за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом ОАО «НГК «Славнефть», за исключением случаев, когда в момент принятия решения он не мог ни предусмотреть, ни предотвратить возникновение таких последствий. Вместе с тем, Договором не предусмотрены источники материального обеспечения возможного реального ущерба, нанесенного Компании вследствие принятых президентом ОАО «НГК «Славнефть» решений.

Пределы прав президента по распоряжению имуществом Компании и его ответственность за ущерб, нанесенный по его вине Компании, должны определяться не трудовым Договором, заключаемым ОАО «НГК «Славнефть» с конкретным физическим лицом на определенный срок (как это предусмотрено пунктом 9.8 Устава ОАО «НГК «Славнефть»), а Уставом ОАО «НГК «Славнефть», в силу того, что последствия правоотношений физического и юридического лица находятся в пределах компетенции различных отраслей права: трудового и гражданского.

Такое положение вещей создало условие для неправомерных действий президента Компании при принятии решений о распределении прибыли 100-процентных дочерних и внучатых обществ. По сути, распоряжение имуществом ОАО «НГК «Славнефть» в части распределения прибыли 100-процентных дочерних и внучатых обществ осуществляется не собственником ОАО «НГК «Славнефть» в лице общего собрания акционеров и Совета директоров, а наемным управляющим в лице президента ОАО «НГК «Славнефть».

2.3. Особенности учредительной деятельности ОАО «НГК «Славнефть»

По состоянию на 1.01.2000 г. в состав группы компаний «Славнефть» (далее — Компания «Славнефть», Компания), кроме ОАО «НГК «Славнефть» (управляющая компания) входили 27 дочерних обществ, в том числе 8 основных обществ (1 геологоразведочное, 1 нефтегазодобывающее, 3 нефтеперерабатывающих и 3 общества нефтепродуктообеспечения), а также 19 прочих закрытых акционерных обществ, учрежденных ОАО «НГК «Славнефть» в 1997-1999 годах и занимающихся, в основном, посреднической деятельностью.

По итогам 1998 года из 9 дочерних обществ дивиденды на долю участия ОАО «НГК «Славнефть» начислили лишь 3 общества. При этом 4 общества имели низкие финансово-экономические показатели, в том числе убытки, 2 общества не осуществляли производственной деятельности. По итогам 1999 года 4 дочерних общества не начислили дивиденды на долю участия ОАО «НГК «Славнефть» в силу того, что не имели прибыли или не осуществляли производственную деятельность. Следовательно, органы управления ОАО «НГК «Славнефть» не обеспечили эффективной деятельности большинства дочерних обществ.

Что касается законности, целесообразности и эффективности учреждения и деятельности 5 посреднических дочерних и внучатых обществ ОАО «НГК «Славнефть», необходимо отметить следующее.

26 сентября 1997 года Советом директоров ОАО «НГК «Славнефть» было принято решение об учреждении ЗАО «Славнефть-Трейд» (Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Московская д. 13а). Доля участия ОАО «НГК «Славнефть» в дочернем обществе — 100 процентов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1200 вопрос об учреждении ОАО «НГК «Славнефть» дочерних обществ требовал письменного согласования представителей государства в органах управления Общества с федеральными органами исполнительной власти или Российским фондом федерального имущества, от имени которых они действуют. Указанные письменные согласования в случае принятия решения об учреждении ЗАО «Славнефть-Трейд» со 100 % долей участия ОАО «НГК «Славнефть» отсутствуют. Следовательно, учреждение ЗАО «Славнефть-Трейд» осуществлено в нарушение законодательства и является ничтожной сделкой. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

4 декабря 1998 года на внеочередном заседании Совета директоров ОАО «НГК «Славнефть» (протокол № 7) принято решение об учреждении ЗАО «Славнефть-Маркет» (Тюменская область, г. Мегион). Доля участия ОАО «НГК «Славнефть» в дочернем обществе — 100 процентов. Общество зарегистрировано распоряжением главы администрации г. Мегион от 18 января 1999 года № 23.

22 июня 1999 года в г. Мегион состоялось учредительное собрание ЗАО «Славнефть-Мегион» (Тюменская область, г. Мегион). Учредители — юридические лица: ЗАО «Славнефть-Маркет» (66,7 % уставного капитала Общества) и ЗАО «Славнефть-Трейд» (33,3 % уставного капитала Общества).

Решение об учреждении ЗАО «Славнефть-Мегион» принято в нарушение действующего законодательства и уставов учредителей. Подписание протокола учредительного собрания генеральными директорами ЗАО «Славнефть-Маркет» и ЗАО «Славнефть-Трейд» без соответствующих полномочий, предоставленных на то собственником — ОАО «НГК «Славнефть», имеющим 100-процентную долю участия в уставных капиталах ЗАО «Славнефть-Маркет» и ЗАО «Славнефть-Трейд», является незаконным. Соответственно, учреждение ЗАО «Славнефть-Мегион» является ничтожной сделкой, согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации данная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Далее, поскольку учреждение ЗАО «Славнефть-Трейд» осуществлено в нарушение законодательства, то ничтожной сделкой является и участие ЗАО «Славнефть-Трейд» в учреждении ЗАО «Славнефть-Мегион». Отсюда, согласно п.2 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» ЗАО «Славнефть-Мегион» не может быть учреждено единственным учредителем ЗАО «Славнефть-Маркет», состоящим из одного лица.

К тому же, учреждение ЗАО «Славнефть-Мегион» двумя 100-процентными дочерними обществами ОАО «НГК «Славнефть» является притворной сделкой с целью формально обойти запрет, установленный п.2 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах». Согласно ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации данная сделка имеет признаки недействительной сделки.

Таким образом, имущество и доходы, полученные от деятельности ЗАО «Славнефть-Мегион», должны быть возвращены учредителям, то есть реально ОАО «НГК «Славнефть».

26 января 2000 года состоялось учредительное собрание ООО «Славнефть-Трейд» (Республика Ингушетия, г. Назрань, железнодорожный вокзал, блок А). Учредители — юридические лица: ЗАО «Славнефть — Трейд» (95 % от уставного капитала Общества) и ЗАО «Славнефть — Мегион» (5 % от уставного капитала Общества).

Генеральные директоры ЗАО «Славнефть-Мегион» и ЗАО «Славнефть-Трейд» не были правомочны подписывать протокол учредительного собрания ООО «Славнефть-Трейд». С одной стороны, у генерального директора ЗАО «Славнефть-Трейд» отсутствовали соответствующие полномочия, предоставляемые на то (в соответствии с Уставом ЗАО «Славнефть-Трейд») единственным учредителем — ОАО «НГК «Славнефть». С другой стороны, в соответствии с п. 8.2 Устава ЗАО «Славнефть-Мегион» высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое в соответствии с Уставом обладает и компетенцией Совета директоров. То есть, решение об учреждении ООО «Славнефть-Трейд» должно было быть принято на общем собрании акционеров, что сделано не было. Таким образом, были нарушены нормы уставов ЗАО «Славнефть-Мегион» и ЗАО «Славнефть-Трейд», а также ст. 48 и 65 Федерального закона «Об акционерных обществах». Следовательно, учреждение ООО «Славнефть-Трейд» является ничтожной сделкой, которая согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Поскольку учреждение ЗАО «Славнефть-Трейд» осуществлено в нарушение законодательства, то ничтожной сделкой является и участие ЗАО «Славнефть-Трейд» в учреждении ООО «Славнефть-Трейд», а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» ООО «Славнефть-Трейд» не может быть учреждено единственным учредителем ЗАО «Славнефть-Мегион», состоящим из одного лица.

 

Так как учреждение ЗАО «Славнефть-Мегион» осуществлено с нарушениями законодательства и является ничтожной сделкой, то и учреждение ООО «Славнефть-Трейд» имеет признаки недействительной сделки.

Таким образом, имущество и доходы, полученные от деятельности ООО «Славнефть-Трейд», должны быть возвращены учредителям, то есть реально ОАО «НГК «Славнефть».

ОАО «НГК «Славнефть» осуществляет управление дочерними и внучатыми обществами на основании Устава ОАО «НГК «Славнефть» и уставов указанных обществ.

В ряде случаев уставами дочерних обществ предусмотрено, что вопросы, относящиеся в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общих собраний акционеров и советов директоров дочерних обществ, до тех пор, пока ОАО «НГК «Славнефть» является единственным участником Общества, принимаются непосредственно ОАО «НГК «Славнефть» в лице ее Совета директоров и президента в соответствии с распределением компетенции между ними. К исключительной компетенции президента ОАО «НГК «Славнефть» отнесены все вопросы, входящие в компетенцию общего собрания акционеров и Совета директоров согласно действующему законодательству, что нарушает нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» в части компетенции общего собрания акционеров и совета директоров.

В ряде случаев вопросы, относящиеся в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общих собраний акционеров и советов директоров дочерних обществ, до тех пор, пока учредитель является единственным участником общества, принимаются учредителем единолично и оформляются письменно. В этом случае речь идет о полномочиях учредителя — юридического лица Российской Федерации — ОАО «НГК «Славнефть», а не о делегировании данных полномочий президенту ОАО «НГК «Славнефть».

Несмотря на то, что Уставом ОАО «НГК «Славнефть» (п. 9.12) предусмотрено право президента ОАО «НГК «Славнефть» в том числе принимать решения по любым вопросам, не относящимся к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров Общества, это не наделяет президента ОАО «НГК «Славнефть» полномочиями единолично принимать решения от имени учредителя — юридического лица Российской Федерации ОАО «НГК «Славнефть» в части полномочий и компетенции общего собрания акционеров и совета директоров дочерних и внучатых обществ.

Устав ОАО «НГК «Славнефть» не предоставляет полномочий президенту ОАО «НГК «Славнефть» единолично принимать решения по вопросам компетенции общих собраний акционеров и советов директоров 100-процентных дочерних обществ. Собственник ОАО «НГК «Славнефть» в лице общего собрания акционеров и совета директоров не может делегировать полномочия по распоряжению собственностью ОАО «НГК «Славнефть» руководителю исполнительного органа ОАО «НГК «Славнефть», что в полной мере соответствует п. 2 ст. 48 и ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Несмотря на вышеизложенное, президент ОАО «НГК «Славнефть» М.С. Гуцериев превысил свои полномочия, единолично утвердив вторую редакцию Устава ЗАО «Славнефть-Трейд» и, соответственно, единолично отменив предыдущую редакцию Устава ЗАО «Славнефть-Трейд», утвержденную Советом директоров ОАО «НГК «Славнефть» 6 марта 2000 года (протокол № 2).

В этой связи ряд решений президента ОАО «НГК «Славнефть», касающихся вопросов утверждения редакций уставов дочерних обществ, внесения изменений и дополнений в уставы обществ, а также вопросов утверждения отчетов прибылей и убытков и начисления дивидендов на долю участия ОАО «НГК «Славнефть» в дочерних обществах, приняты в нарушение законодательства об акционерных обществах и уставов дочерних и внучатых обществ.

В результате созданы условия для возможного вывода активов и прибыли ОАО «НГК «Славнефть» и нанесения ущерба государству, как крупнейшему акционеру ОАО «НГК «Славнефть».

Так, 30 июня 2000 года на основании решения ОАО «НГК «Славнефть» — единственного акционера (участника) ЗАО «Славнефть-Трейд» за подписью президента ОАО «НГК «Славнефть» М.С. Гуцериева утвержден годовой отчет по итогам производственной деятельности за 1999 год, бухгалтерский баланс, а также счет прибылей и убытков общества. Вместе с тем данным решением отмечено, что исполнительным органом общества в 1999 году без соответствующего решения собрания акционеров, функции которого выполняет ОАО «НГК «Славнефть» как юридическое лицо, то есть в нарушение действующего законодательства, фактически было использовано из прибыли прошлых лет 17393 тыс. рублей.

Нераспределенная прибыль общества за 1999 год составила 2598,6 млн. рублей. На выплату годовых дивидендов по акциям направлено 260 млн. рублей, что составляет около 10 % нераспределенной прибыли. Оставшиеся 2338,6 млн. рублей выведены из активов ОАО «НГК «Славнефть». Тем самым нарушены права акционеров ОАО «НГК «Славнефть», в том числе Российской Федерации.

Аналогичным решением учредителя от 30 июня 2000 года за подписью старшего вице-президента ОАО «НГК «Славнефть» Д.Э. Хачатурова утверждены годовой баланс, счет прибылей и убытков, а также распределение прибыли за 1999 год. Нераспределенная прибыль утверждена в размере 5401,68 тыс. рублей. В то же время, по данным консолидированного баланса ЗАО «Славнефть-Маркет» за 1999 год, нераспределенная прибыль составила 1240445 тыс. рублей. Согласно данному решению более 5 млн. рублей (93 % нераспределенной прибыли) было направлено на покрытие убытков отчетного года, приобретение автотранспорта и на потребление. Решением от 30 октября 2000 г. Президентом ОАО «НГК «Славнефть» было пересмотрено решение от 30 июня 2000г. в части начисления годовых дивидендов в размере 344,021 тыс. рублей (ранее предполагалось направить данные средства на формирование централизованных финансовых фондов (резервов) ОАО «НГК «Славнефть».

Данные решения приняты с нарушениями ст. 42 и ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» в части сроков и полномочий принятия решений о выплате годовых дивидендов общества.

Учитывая то, что на выплату годовых дивидендов по акциям было направлено всего лишь 0,03 % нераспределенной прибыли, вышеуказанное решение президента ОАО «НГК «Славнефть» привело к выведению из активов Общества более 1,24 млрд. рублей. Тем самым нарушены права акционеров ОАО «НГК «Славнефть», в том числе Российской Федерации.

12 июля 1999 года между ОАО «НГК «Славнефть», именуемым «покупатель», и ООО «Эко-Пром-Альянс», именуемым «продавец», заключен договор купли-продажи 100 штук обыкновенных именных акций ЗАО «Лидер» (Московская область, г. Краснознаменск, ул. Октябрьская, дом 7), номинальной стоимостью 84 рубля за акцию на общую сумму 8400 рублей.

Вопрос о приобретении ЗАО «Лидер» Советом директоров ОАО «НГК «Славнефть» не рассматривался. Следовательно, данная сделка совершена в нарушение ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах», а также Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1200. В этой связи органами управления ОАО «НГК «Славнефть» должно быть обеспечено внесение изменений в устав ЗАО «Лидер», позволяющее обеспечить контроль акционеров ОАО «НГК «Славнефть» за изменениями и дополнениями Устава общества, изменениями уставного капитала, учредительской деятельностью, распределением прибыли и убытков общества и другими ключевыми вопросами деятельности общества. Акционерами должна быть также обеспечена консолидация прибыли ЗАО «Лидер» в доходах ОАО «НГК «Славнефть», что позволит акционерам, прежде всего государству, контролировать распределение и использование прибыли общества.

ЗАО «Лидер» было приобретено ОАО «НГК «Славнефть» для осуществления оптовой торговли нефтью. С сентября по декабрь 1999 года обществом было реализовано около 2,2 млн. тонн нефти. Численность сотрудников составляла 7 человек, стоимость основных средств — около 1,3 млн. рублей. При этом нераспределенная прибыль общества за 1999 год составила 3136,8 млн. рублей.

Годовой отчет по итогам производственно — хозяйственной деятельности ЗАО «Лидер» за 1999 год, а также бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков общества были утверждены 30 июня 2000 года «Решением ОАО «НГК «Славнефть» — единственного акционера (участника) ЗАО «Лидер» в лице президента ОАО «НГК «Славнефть» М.С. Гуцериева. На выплату дивидендов направлялось 31374 тыс. рублей. Выплата дивидендов осуществлена 4 декабря 2000 г (в решении — до 20 ноября 2000 г.) за вычетом налога в размере 26667,9 тыс. рублей.

Устав ЗАО «Лидер» не предусматривает осуществление полномочий общего собрания акционеров общества президентом ОАО «НГК «Славнефть». Следовательно, решение об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков ЗАО «Лидер» было принято президентом ОАО «НГК «Славнефть» в нарушение пп.14 и 15 Устава ЗАО «Лидер» (от 6 июня 1999 г.) и ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Учитывая то, что на выплату годовых дивидендов по акциям был направлен только 1 % нераспределенной прибыли, вышеуказанное решение президента ОАО «НГК «Славнефть» привело к тому, что более 3 млрд. рублей выведено из активов ОАО «НГК «Славнефть». Тем самым нарушены права акционеров ОАО «НГК «Славнефть», в том числе Российской Федерации.

В 1997 году на основании решений Совета директоров ОАО «НГК «Славнефть» (протоколы от 16 декабря 1996 г. и от 28 февраля 1997 г.) на территории Швейцарии создана компания «Славнефть Холдинг АГ» со 100-процентным участием ОАО «НГК «Славнефть». В настоящее время в состав Совета директоров «Славнефть Холдинг АГ» входят должностные лица ОАО «НГК «Славнефть»: М.С. Гуцериев, Д.Э. Хачатуров, И.А. Халилов.

В июле 1997 года в Бельгии зарегистрирована компания «Славнефть-Бельгия Н.В.» со 100-процентным участием «Славнефть Холдинг АГ». В состав Совета директоров (учредителей) «Славнефть-Бельгия Н.В.» входят должностные лица ОАО «НГК «Славнефть»: М.С. Гуцериев, И.А. Халилов, Д.С. Перевалов, А.Ю. Воронин.

В полном объеме запрошенные Счетной палатой Российской Федерации документы и материалы по компании «Славнефть-Бельгия Н.В.» не представлены.

В I полугодии 2000 года основным покупателем нефти, поставляемой на экспорт ОАО «НГК «Славнефть», являлась компания «Славнефть-Бельгия Н.В.», с которой заключен рамочный контракт на поставку до 7,6 млн. тонн нефти в течение 2000-2001 годов, в то время как по протоколу собрания акционеров «Славнефть-Холдинг АГ» за 1999 год компания имела убыток в сумме 35,9 тыс. швейцарских франков. Таким образом, органы управления ОАО «НГК «Славнефть» не обеспечили эффективной внешнеэкономической деятельности в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка, а также раскрытия перед акционерами информации об ее итогах.

Заключенные между ОАО «НГК «Славнефть» и «Славнефть-Бельгия Н.В.» контракты следует рассматривать в соответствии со статьей 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» как сделку с заинтересованностью. Данная сделка заключена с нарушениями требований к порядку заключения подобных сделок, предусмотренных ст. 83 указанного Федерального закона. Следовательно, к ней могут быть применены нормы ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах». В результате сделки, заключенные между ОАО «НГК «Славнефть» и «Славнефть-Бельгия Н.В.», могут быть признаны недействительными, что повлечет возврат доходов, полученных «Славнефть-Бельгия Н.В.» по данному контракту с ОАО «НГК «Славнефть», и приведет к увеличению доходов государства, как акционера ОАО «НГК «Славнефть».

2.4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год и 1 полугодие 2000 года

Общая среднесписочная численность работающих в Компании в 1999 году составляла 31,5 тыс. человек, в том числе в геологоразведке — 2,2 тыс. человек, в нефтегазодобыче — 16,0 тыс. человек, в нефтепереработке — 6,0 тыс. человек и в нефтепродуктообеспечении — 2,7 тыс. человек. В 1 полугодии 2000 года средняя численность работающих достигла 34,3 тыс. человек. В управляющей компании среднесписочная численность работающих в 1999 году составляла 381 человек, а в 1 полугодии 2000 года — 487 человек.

Кроме того, Компания имела 11 зависимых обществ с долей голосующих акций в их уставных капиталах от 12,24 % до 50,0 процентов.

Добычу нефти и газа в 1999 году осуществляли 3 предприятия Компании: ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» (ОАО «МНГ»), ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» (ОАО «МНГГ») и ЗАО «Ариголнефтегеология» (ЗАО «АНГ»), входящее в состав дочернего общества «Славнефть Холдинг АГ», а с 2000 года — добавилось ЗАО «Славнефть-Красноярскнефтегаз» (ЗАО «КНГ»).

Нефтеперерабатывающая отрасль Компании «Славнефть» включает два нефтеперерабатывающих предприятия на территории России: ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» (ОАО «ЯНОС») с установленной мощностью по первичной переработке 14000,0 тыс. тонн нефти в год (по состоянию на 1.01.2000 г.), ОАО «Ярославский НПЗ им Д.И. Менделеева» (ОАО «ЯрНПЗ») — 530,0 тыс. тонн нефти в год, а также ОАО «Мозырский НПЗ» (ОАО «МНПЗ») на территории Республики Беларусь с установленной мощностью по первичной переработке 16063,0 тыс. тонн в год. Причем имеющиеся мощности по переработке в 2,5 раза превышают объем добычи нефти дочерними обществами Компании.

Сбытовые акционерные общества Компании — ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт» (ОАО «ИНП»), ОАО «Славнефть-Костроманефте-продукт» (ОАО «КНП»), ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» (ОАО «ЯНП»), ЗАО «Славнефть-Центрнефтепродукт» (ЗАО «ЦНП»), ЗАО «Славнефть-Санкт-Петербург» осуществляют реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке и ведут свою деятельность в 5 регионах России. В состав предприятий нефтепродуктообеспечения Компании «Славнефть» в 1999 году входили 12 нефтебаз и 16 филиалов. Мощность нефтепродуктохранилищ составляла 734 куб. м. Имеется возможность налива и транспортировки нефтепродуктов всеми видами наземного и водного транспорта. Общее количество собственных АЗС Компании по состоянию на 1.07.2000 г. составляет 212 единиц.

Сырьевая база Компании, по состоянию на 1.01.2000 г., была представлена 19 месторождениями нефти и газа, из них 16 месторождений находятся на территории Западной Сибири и 3 месторождения — в Восточной Сибири и Красноярском крае. В стадии разработки находилось 12, в стадии разведки — 7 месторождений.

На начало 2000 года, по данным Российского Федерального Государственного Фонда, НГК «Славнефть» располагало остаточными извлекаемыми запасами нефти в объеме 406,9 млн. тонн (АВС1) и 322,1 млн. тонн (С2), в том числе по ОАО «МНГ» — 335,0 млн. тонн (82,3 %) и 119,4 млн. тонн (37,1 %).

Причем в ОАО «МНГ», производственная деятельность которого осуществляется с 1964 года, по состоянию на 1.07.2000 г., из недр отобрано 504,3 млн. тонн нефти, или 60,6 процента. При этом выработанность 5 месторождений превышает средний показатель и находится в пределах от 73,9 % до 85,0 процентов. Структура ресурсной базы ухудшилась: если в начальный период эксплуатации доля высокопродуктивных и среднепродуктивных запасов составляла 83 %, то в настоящее время — 67 процентов. Средний дебит нефти сократился с 12,1 тонн/сутки в 1998 году до 10,9 тонн/сутки в 1999 году. Обводненность добываемой продукции на начало 2000 года составила 87,6 %, а на 1.07.2000 г. — 88,3 процента.

При существующем уровне добычи обеспеченность Компании извлекаемыми запасами нефти категорий АВС1 на 1.01.2000 г. составляла 34,1 года.

В связи с этим, одним из важнейших направлений деятельности Компании за последние годы являлась работа по приращению запасов нефти.

На разрабатываемых лицензионных участках Компании «Славнефть» прирост запасов обеспечивался за счет увеличения объема геологоразведочных работ.

За 1999 год объем поисково-разведочного бурения на месторождениях дочерних акционерных обществ Компании увеличился в 1,2 раза по сравнению с уровнем 1998 года, в результате чего прирост извлекаемых запасов (АВС1) достиг 28,6 млн. тонн нефти (в 1,9 раза больше планируемого), в том числе по ОАО «МНГ» — 12,4 млн. тонн, по ОАО «КНГ» — 16,2 млн. тонн.

За 6 месяцев 2000 года объем выполненных геологоразведочных работ возрос по сравнению с соответствующим периодом 1999 года в 1,3 раза и прирост запасов (оперативно подсчитанный) составил 8,3 млн. тонн, в том числе по ОАО «МНГ» — 2,1 млн. тонн, по ОАО «КНГ» — 6,2 млн. тонн.

Кроме того, Компания участвует в тендерах и аукционах по приобретению прав на разработку новых лицензионных участков. Так, ОАО «МНГ» приобрело в 1999 году два лицензионных участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где в настоящее время интенсивно проводятся геологоразведочные работы, а ОАО «НГК «Славнефть» в 1 полугодии 2000 года приобрело два лицензионных участка на территории Западной Сибири, суммарные начальные извлекаемые запасы которых составляют 2,7 млн. тонн по категории С1 и 3,6 млн. тонн по категории С2. В настоящий момент разработан порядок финансирования работ по освоению месторождений, заключены договоры на подготовку технической документации для осуществления их пробной эксплуатации.

Перспективные сырьевые ресурсы Компании находятся на лицензионных участках в Красноярском крае: извлекаемые запасы нефти (АВС1+С2) на лицензионных участках Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления на момент их приобретения (1996 год) составляли 179,9 млн. тонн. В 1999 году здесь впервые был получен и утвержден прирост извлекаемых запасов нефти категории С1 в размере 16,2 млн. тонн. Компанией планируется дальнейшее расширение поисковых и разведочных работ в этом регионе. Однако освоение и промышленная эксплуатация этих месторождений затруднена в связи с отсутствием путей транспортировки будущей нефти и базовой инфраструктуры, что существенно увеличивает затраты на проведение работ.

В 1999 году и 1 полугодии 2000 года производственно-финансовая деятельность Компании «Славнефть» осуществлялась в условиях благоприятной коньюктуры мировых цен на нефть, существенного роста цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке со второго полугодия 1999 года и их стабилизации в 2000 году.

Добыча нефти в целом по Компании в 1999 году составила 11931,2 тыс. тонн, что на 202,4 тыс. тонн (1,7 %) превысило плановый показатель и на 147,5 тыс. тонн (1,3 %) — объем добычи 1998 года, однако не достигла уровня 1997 года (12300,0 тыс. тонн). Причем 99,7 % всего объема нефти Компании и 100 % газа добыто ОАО «МНГ». Среднесуточная добыча нефти увеличилась на 404 тонн/сутки и составила 32688 тонн/сутки. Добыча газа составила 712,7 млн. куб. м, что на 71,1 млн. куб. м (11,1 %) больше плана, но на 3,8 млн. куб. м меньше уровня 1998 года.

В 1 полугодии 2000 года добыто 5987,1 тыс. тонн нефти, что на 179,2 тыс. тонн (3,1%) превышает плановый показатель и на 76,5 тыс. тонн (1,3 %) — объем добычи за 1 полугодие 1999 года. Среднесуточная добыча возросла на 241 тонн/сутки и составила 32 896 тонн/сутки. Добыча газа составила 354,6 млн. куб. м, что на 40,6 млн. куб. м (12,9 %) больше плана, но на 1,1 млн. куб. м меньше уровня соответствующего периода 1999 года.

В проверяемый период в ОАО «МНГ», относящийся по состоянию своей ресурсной базы к предприятиям с падающей добычей, начала осуществляться «Программа мероприятий по стабилизации добычи нефти на период 2000-2002 годы». Объемы эксплуатационного бурения возросли на 45,0 % в 1999 году и на 31,7 % в 1 полугодии 2000 года, введено в эксплуатацию 149 новых скважин в 1999 году (на 39 единиц больше уровня предыдущего года) и 101 скважина (на 14 единиц больше) — в 1 полугодии 2000 года. Увеличился темп вывода скважин из бездействия: за 1999 год неработающий фонд скважин сократился с 887 единиц до 538 единиц и составил 14,6 % от эксплуатационного фонда (в 1998 году было 24,8 %), а за 6 месяцев 2000 года — до 442 единиц (11,7 %). Выполнение программы по увеличению нефтеотдачи пластов позволило дополнительно прирастить добычу нефти в 1999 году на 430,0 тыс. тонн, в 1 полугодии 2000 года — на 203,7 тыс. тонн.

Объем поставок товарной нефти потребителям за 1999 год составил 13606,8 тыс. тонн (на 13,1 % больше объема 1998 года), где 87,4 % занимала нефть дочерних предприятий, а 12,6 % — закупленная на внутреннем рынке у сторонних предприятий.

Экспорт нефти в целом по Компании за 1999 год составил 6,48 млн. тонн или 55 % от всей товарной нефти, за 1 полугодие 2000 года — 3,4 млн. тонн или около 58 % от общего объема товарной нефти.

В 1999 году поставки ОАО «НГК «Славнефть» в Республику Беларусь составили 164,08 тыс. тонн, в 1 полугодии 2000 года — 708,5 тыс.тонн

На экспорт поставлено 6484,1 тыс. тонн, или 47,7 % (в 1998 году было 54,7 %), на внутренний рынок — 7122,7 тыс. тонн, или 52,3 %.

Поставки нефти в дальнее зарубежье занимали 65,6 % всего экспортного объема и 31,3 % всего объема поставок. Поставки нефти в ближнее зарубежье были осуществлены, в основном, в Республику Беларусь для обеспечения загрузки ОАО «МНПЗ» — 2008,7 тыс. тонн, или 31,0 % от экспортных поставок.

За 1 полугодие 2000 года общий объем поставок нефти по Компании составил 7178,8 тыс. тонн (на 5,6 % больше, чем за 1 полугодие 1999 года), в том числе нефть дочерних предприятий — 83,8 %, закупленная нефть — 16,2 %. По сравнению с 1 полугодием 1999 года объем закупленной нефти увеличился на 51 % , а его доля в общем объеме распределяемых ресурсов — на 4,8 процента.

Объем экспорта составил 3396,1 тыс. тонн, или 47,3 % (в 1999 году было 51,7 %), реализация нефти на внутреннем рынке — 3782,7 тыс. тонн, или 52,7 процента. Экспорт в дальнее зарубежье снизился к уровню 1 полугодия 1999 года на 12,4 % (2159,9 тыс. тонн), при одновременном росте поставок в ближнее зарубежье на 17,9 % (1236,2 тыс. тонн).

Политика Компании «Славнефть» в области нефтепереработки в 1999-2000 годах была направлена на рациональную загрузку мощностей и повышение эффективности работы нефтеперерабатывающих заводов. В связи с тем, что Компания является несбалансированной и для загрузки НПЗ собственных ресурсов недостаточно, дополнительные объемы нефти закупались на свободном рынке, а также привлекались на переработку ресурсы углеводородного сырья сторонних давальцев.

В 1999 году поставки нефти на НПЗ Компании из собственных ресурсов (с учетом закупаемой нефти) составили 8815,3 тыс. тонн (64,8 % от общего объема распределяемых ресурсов), или в 1,5 раза больше, чем в 1998 году. Доля поставок на российские НПЗ составила 77,2 % (6806,6 тыс. тонн) от всех поставляемых на переработку ресурсов. При этом на ОАО «ЯНОС» поставлено 6591,9 тыс. тонн нефти, или 74,8 процента.

В I полугодии 2000 года поставки нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Компании были увеличены на 15,0 % и составили 4 938,4 тыс. тонн, или 68,8 % от общего объема распределяемых ресурсов, где доля поставок на российские НПЗ — 76,6 %. На ОАО «ЯНОС» поставлено 3690,3 тыс. тонн нефти, что на 28,0 % превысило объемы поставок за 1 полугодие 1999 года.

Общий объем переработки нефти и газового конденсата на нефтеперерабатывающих предприятиях Компании (с учетом ресурсов сторонних давальцев) за 1999 год составил 15172,7 тыс. тонн (115,2 % к уровню 1998 года), в том числе 58,1 % — ресурсы Компании «Славнефть». На ОАО «ЯНОС» в 1999 году было переработано 9541,7 тыс. тонн нефти (в том числе 69,1 % из собственных ресурсов Компании) вместо предусмотренных техпромфинпланом 9000,0 тыс. тонн.

Объем переработки нефти и газового конденсата за 1 полугодие 2000 года составил 8453,3 тыс. тонн (на 12,6 % больше уровня соответствующего периода 1999 года), в том числе 58,4 % — ресурсы Компании. На ОАО «ЯНОС» переработано 5084,4 тыс. тонн углеводородного сырья, или 119,9 % к соответствующему периоду 1999 года (в том числе 72,6 % — ресурсы Компании).

Однако использование мощностей нефтеперерабатывающих предприятий по первичной переработке, несмотря на принимаемые Компанией меры по их загрузке, хотя и возросло, оставалось невысоким: в ОАО «ЯНОС» — 58,4 % в 1998 году, 68,2 % в 1999 году и 72,6 % в 1 полугодии 2000 года; в ОАО «ЯрНПЗ» — 32,0 %, 42,8 % и 42,6 %; в ОАО «МНПЗ» — 30,0 %, 33,6 % и 39,6 %, соответственно.

Глубина переработки нефти на предприятиях Компании была ниже среднеотраслевого показателя: в ОАО «ЯНОС» — 58,4 % в 1998 году и 62,1 % в 1999 году; в ОАО «ЯрНПЗ» — 57,6 % и 41,8 %; в ОАО «МНПЗ» — 62,9 % и 60,1 % против среднеотраслевой глубины переработки 64,9 % и 67,6 %, соответственно.

Объемы производства основных продуктов переработки в 1999 году по сравнению с уровнем 1998 года также возросли. В ОАО «ЯНОС» производство бензинов автомобильных увеличилось в 1,5 раза, дизельного топлива — почти в 1,2 раза, сжиженных газов — в 1,4 раза, а мазута топочного — на 6,3 процента. При этом в 1,4 раза увеличилось производство бензинов АИ-92 и АИ-95, начато производство АИ-98. В ОАО «ЯрНПЗ» выпуск дизельного топлива увеличился на 43,6 %, мазута на 114,0 %, масел на 13,4 %, присадок на 19,0 %, смазок на 11,0 процентов.

В 1 полугодии 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года в ОАО «ЯНОС» производство автобензинов возросло на 1,2 %, а выпуск дизельного топлива увеличился в 1,2 раза, мазута топочного — 1,3 раза, нефтебитума — в 1,6 раза. В ОАО «ЯрНПЗ» выпуск дизельного топлива увеличился на 10,7 %, печного топлива — на 102,1 %, масел — в 2,9 раза, а производство мазута снизилось на 27,1 процента.

Ассортимент товарной продукции ОАО «МНПЗ» учитывал потребности внутреннего рынка Республики Беларусь и возможности расширения ее реализации на внешних рынках.

Реализация нефтепродуктов осуществлялась на внутреннем и внешнем рынках через оптовую и розничную сеть Компании.

В 1999 году на российском рынке было реализовано 4451,7 тыс. тонн нефтепродуктов, отгружено на экспорт 1693,4 тыс. тонн. При этом основными дочерними сбытовыми обществами Компании реализовано потребителям 1160 тыс. тонн нефтепродуктов (159,0 % к уровню 1998 года), в том числе через сеть собственных АЗС продано 327,3 тыс. тонн нефтепродуктов, или 128,7 % по отношению к 1998 году.

2000 год характеризуется повышением активности Компании «Славнефть» на новых региональных рынках розничной торговли, а также в основных регионах деятельности, где ее доля возросла до 80 % в Ярославской области, 70 % — в Ивановской, 60 % — в Костромской, 10 % — в Москве и Московской области, 9 % — в Санкт-Петербурге.

За 6 месяцев 2000 года на российском рынке было реализовано 2596,7 тыс. тонн нефтепродуктов и отгружено на экспорт более 1254,5 тыс. тонн, что на 66 % больше аналогичного периода 1999 года. При этом Компания реализовывала как нефтепродукты, произведенные на российских нефтеперерабатывающих предприятиях, так и выработанные по схеме временного вывоза в ОАО «МНПЗ». Сбытовыми обществами Компании реализовано потребителям 544,2 тыс. тонн нефтепродуктов (127,2 % к уровню первого полугодия 1999 года), в том числе через АЗС Компании продано 144,7 тыс. тонн нефтепродуктов, или 108,7 % к уровню 1 полугодия 1999 года.

В 1999 году ОАО «НГК «Славнефть» выступало также комиссионером по контракту с ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», которое осуществляло переработку своей нефти на ОАО «Мозырский НПЗ» с последующим экспортом нефтепродуктов в количестве 115,6 тыс. тонн в страны дальнего зарубежья. Валютная выручка составила 8,15 млн. долл. США

В связи с увеличением объема переработки нефти, а также ростом цен на нефтепродукты на внешнем рынке в 1 полугодии 2000 года существенно возрос экспорт нефтепродуктов. Основные потоки отгрузки нефтепродуктов направлялись, в основном, на Балтию (порт Таллинн).

Прямые поставки нефтепродуктов в Республику Беларусь (в основном мазута) в 1 полугодии 2000 года составили 24,4 тыс. тонн на сумму 2,05 млн. долл. США.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст