Физиологическая характеристика ритмической гимнастики по трём ст

112,69±0,96

68,69±1,22

СМГ

N=21

1

81,8±2,01

110,7±1,74

72,9±1,72

2

72,3±1,45 P<0,01

111,81±0,61

72,2±0,75

Освобожденные

N=35

1

78,3±2,0

112,14±1,49

69,71±1,39

2

71,1±1,18 P<0,01

113,5±0,42

71,97±0,37

Количественная характеристика данного воздействия установлена нами у испытуемых трёх групп посредством корреляционного анализа выделенных в каждой группе усреднённых экстремальных данных АД, выходящих в исходном состоянии за верхний и нижний пределы ошибки средней величины (1-я группа) и её доверительного интервала во 2 и 3-й группах (рис. 2). После двухгодичного цикла занятий показатели АД находятся в пределах доверительного интервала средней величины, а их изменения относительно стажа занятий аппроксимированы нелинейными зависимостями. Данную картину, безусловно, можно расценить как проявление тенденции к упорядочиванию АД и, наряду со снижением ЧСС, развитию физической тренированности испытуемых, что особенно важно для лиц третьей группы. В целом реакции ССС освобождённых испытуемых, на воздействие специальной формы физических упражнений типа «Пилатес» осуществляются в соответствии с физиологическим принципом кинезофилии, как социально-биологической потребности в движениях (Могендович М.Р., 1972), что в профилактическом плане аналогично эффекту воздействия лечебной физической культуры (Тёмкин И.Б., 1977; Кислицин Ю.Л., 1978; Длигач Д.Л., Иоффе Л.А., 1982).

Определены компенсаторные особенности механизмов регуляции РС у испытуемых трёх медицинских групп в условиях разового занятия и дана информационная оценка особо физиологически значимых элементов РС практически

независимо от медицинской принадлежности студенток. Выделены периодические составляющие РС на основании относительно кратковременных регистраций (в пределах 250 циклов) в состоянии относительного покоя испытуемых.

А Б

Рис. 2. Корреляции и регрессионные зависимости от стажа занятий показателей систолического (А) и диастолического (Б) АД, аппроксимированные относительно времени занятий (абсцисса) у испытуемых основной (I), СМГ (II) и группы занимающихся по системе «Пилатес» (III)

Представлены соотношения высокочастотных (ВЧ), низко- и очень низкочастотных (НЧ и ОНЧ) колебаний параметров спектра кардиоинтервалограммы, как правило, имеющих периодичность в 0,2-0,4 Гц, 0,04-0,15 и менее Гц соответственно. Для их обнаружения применена процедура спектрального анализа РС с использованием преобразования Фурье, как вполне оптимальная для наших исследований. Высокочастотные колебания РС в наших опытах были чаще всего сопряжены с дыханием и отражали преимущественно влияния парасимпатической системы на сердечную мышцу, тогда как НЧ и ОНЧ-колебания, рассматривались нами как обусловленные активностью центров, модулирующих через постстганглионарные симпатические волокна вариативность сердечного ритма. В частности, на индивидуальных примерах установлена взаимокомпенсирующая роль симпатического и вагусного звеньев регуляции РС во время занятий по изменениям полигональных, автокорреляционных и фрактальных параметров, а также по наиболее типичным показателям соотношения (НЧ/ВЧ) и индекса напряжения (ИН) миокарда, по Р.М. Баевскому (1979), как следует из рис. 3.

А Б

В

Рис. 3. Изменения ИН миокарда (квадраты) и показателя симпато-вагусного индекса НЧ/ВЧ (ромбы) во время занятий РГ (абсцисса) испытуемой основной группы Г. 20 лет (А), испытуемой СМГ Т. 19 лет (Б) и испытуемой группы «Пилатес» М. 20 лет (В)

Четвертая задача касается определения в перспективном плане возможностей эффективного применения различных форм РГ в учебном процессе вуза, особенно у студенток со сниженным уровнем здоровья. Для них, как и для других лиц умственного труда, в аспекте положений И.М. Сеченова (1908), после эмоциональных и информационных нагрузок особенно важна «разгрузка» ряда корковых центров и анализаторных систем. (Пономарева В.В., 2005) и нагрузка двигательных центров. Данные же о низкой физической подготовке студенческой молодежи, особенно с ослабленным их здоровьем, при недостаточности средств физической культуры в вузах, диктуют необходимость поиска новых путей оздоровления и повышения физической подготовленности студентов (Венгеров Н.Н., 1993; Виленский М.Я., 1994; Бальсевич В.К., 1995; Белов В.И., 1996; Антипенкова И.В., 2002; Ияд Хамад, 2005).

Одно из рабочих направлений нашего исследования выстроено в соответствии с положениями теории функциональных систем (Анохин П.К., 1978; Судаков К.В., Зилов В.Г., 1982; Матюхин В.В. и др., 2006) и, в частности, с концепцией полезного конечного приспособительного результата, как фактора социально-биологического системогенеза. К полезному приспособительному результату биологического направления, в зависимости от времени занятий (21 месяц), нами отнесены оптимальное уменьшение исследуемых антропометрических показателей студенток, снижение ЧСС в условиях покоя, стабилизация системного АД. В качестве социальной стороны полезного результата использованы данные учета академической успеваемости испытуемых и успешности освоения ими техники гимнастических упражнений.

Как было указано выше, у испытуемых трёх групп в процессе двухгодичного цикла отчётливо проявляются тенденции к снижению соматометрических показателей практически синхронно с данными ЧСС и системного АД, изменения которых, во многом зависящие от их исходных величин (Пейсахов Н.М., 1974) и стажа занятий, характеризуются как нелинейные с выходом регрессионных кривых на плато (рис.2; 4). В этом проявляется вероятность привыкания соматических и висцеральных систем к нагрузке или габитуации (Черниговский В.Н. и др., 1980) с формированием устойчивости функционального состояния организма занимающихся к исследуемым нагрузам. Одним из вероятных способов вывода из данного состояния устойчивости или стагнации является прогнозируемая нами позитивная коррекция нагрузки, действующая в соответствии с физиологическим механизмом дегабитуации.

Коррекция может быть интенсивной, предусматривающей повышение физической нагрузки и усложнение упражнений, или экстенсивной, направленной на увеличение числа занятий в недельном цикле, причём данные разновидности коррекции могут иметь также превентивный, предваряющий характер. Подобные инновационные подходы к учебным формам физического воспитания актуальны в плане создания у студентов устойчивых мотиваций оздоровления и физической тренированности. Поэтому одним из практических выходов представляемой диссертационной работы является направление, касающееся разработки усовершенствованных программ оптимальных тренировок, прежде всего для студенток, освобождённых от основных занятий физической культурой.

В плане решения пятой задачи на примере экспериментальных исследований студенток, занимающихся РГ по системе «Пилатес», стажевая динамика исследуемых показателей также может служить прогностическим фактором. В частности, изменения массы тела испытуемых по отношению к стажу их занятий прогнозируют четкое линейное снижение данных показателей, по крайней мере, в пределах исследуемого двухгодичного периода (рис. 4 А). Изменения окружностей грудной клетки, талии и таза (рис. 4 Б, В, Г), так же как и показателей ЧСС и системного АД (рис. 2) в процессе двухгодично цикла занятий РГ нелинейны относительно времени занятий с аппроксимированным выходом на плато или даже с тенденцией к «восстановлению». Своеобразная «остановка» прогрессирующего снижения показателей, обусловленная, как было отмечено выше, привыканием организма испытуемых к освоенным комплексам упражнений и совершенствованием техники их исполнения с вероятным образованием двигательного навыка.. Таким образом, в данной экспериментальной группе, как и в других группах, четко просматривается биологическая составляющая полезного приспособительного результата деятельности комплекса регуляторных механизмов как функциональной системы с прогнозом на необходимость позитивной коррекции состояния организма занимающихся.

При анализе социальной стороны полезного приспособительного результата установлено: 1) академическая успеваемость занимающихся студенток всех трёх групп (по традиционной пятибалльной системе) в процессе двух лет занятий существенно не меняется, хотя в ней просматривается тенденция к некоторому повышению по окончании занятий; 2) техника выполнения упражнений, оцениваемая нами по специально разработанной десятибалльной системе на протяжении двух лет занятий существенно совершенствуется. Так в группе занимающихся по I ступени физической нагрузки (основная группа) выявлена тенденция к повышению оценки с 7,31±0,25 баллов до 8,25±0,48, в СМГ (II ступень физической нагрузки) зарегистрировано статистически достоверное повышение успешности освоения техники упражнений с 7,52±0,20 баллов до 8,48±0,21 (Р<0,01), в группе студенток, освобождённых от основных занятий физической культурой (III ступень физической нагрузки) и занимающихся по системе «Пилатес», качество техники выполнения упражнений повысилось с 6,69±0,16 баллов до 7,71±0,21(Р<0,01). В данной группе студенток в

А Б

В Г

Рис. 4. Регрессионная зависимость от стажа занятий (абсцисса) усредненных показателей веса тела (А), окружности грудной клетки (Б), талии (В) и таза (Г) у испытуемых, занимающихся по системе «Пилатес», по данным 6 измерений

конце двухгодичного цикла занятий посредством специального анкетирования проведена, субъективная оценка состояния собственного организма. Установлено что, из 35 опрошенных испытуемых 24 заявили о заметном повышении функционального состояния организма по субъективным ощущениям, 11 ответов были нейтральны. Согласно непараметрической оценке знаков по таблице Ойвина такое превышение является статистически достоверным (Р<0,05), в процентном отношении (68,6±7,8 %) это также статистически достоверно (Р<0,01) выше числа нейтральных ответов, составивших 31,4±7,8 %.

Во всяком случае, двухлетний опыт экспериментальной работы показывает, что освобожденные от физкультуры студентки, занимаясь по адаптированным комплексам упражнений на основе системы «Пилатес», вполне в состоянии стабильно поддерживать и оптимизировать уровень функционального состояния собственного организма, что подтверждается данными наших исследований. Это позволяет законодательно рекомендовать корригирующую гимнастику типа «Пилатес» для занятий с группами студентов, освобождённых по медицинским соображениям от академических занятий, что, на наш взгляд, могло бы существенно обогатить предлагаемую секционную форму занятий в условиях проводящихся вузовских реформ.

ВЫВОДЫ. 1. Музыкальное сопровождение РГ, как ведущий физиолого-эргономический фактор, определяет и поддерживает интенсивность и темп упражнений, составляя в нагрузочном максимуме основной группы (I ступень физической нагрузки) 140-180 акцентов в минуту, в СМГ (II ступень физической нагрузки) – 130-160 и в группе занимающихся по системе «Пилатес» (III ступень физической нагрузки) – 70-90 акцентов в минуту. Число интегрированных движений соответственно количеству музыкальных акцентов составляет в группах 208, 156, 98, ЧСС на нагрузочных пиках достигает 159±2,1, 156,3±2,3 и 102,8±1,0 уд/мин, составляя определённую аналогию перечисленным групповым различиям.

2. У испытуемых всех трёх групп в процессе двухгодичного цикла занятий РГ отчётливо проявляются сходные по характеру тенденции к снижению массы тела, а также окружностей грудной клетки, талии и таза. Данные изменения характеризуются,

в основном, нелинейными зависимостями от стажа занятий с выходом регрессионных кривых на аппроксимированные плато, демонстрирующие вероятность привыкания организма студенток к нагрузке с последующей стагнацией результатов. На этом основании сформулирован прогноз на продолжение цикла занятий, предусматривающее интенсивную (повышение нагрузки) или экстенсивную (увеличение числа занятий) коррекцию соответствующих гимнастических программ.

3. Со специфическими двухгодичными изменениями антропометрических параметров испытуемых в общем согласованы изменения их ЧСС (урежение в исходных состояниях), что характеризует повышение энергетических возможностей миокарда и, соответственно, нагнетательной функции сердца (тренировочный эффект). С учётом модулирующего воздействия РГ на системное АД это свидетельствует о развитии и реализации мобилизационных возможностей ССС студенток, занимающихся по трём ступеням физической нагрузки, что также подтверждается информационной оценкой физиологически значимых компонентов регуляции сердца по данным статистического и спектрального анализа РС.

4. С точки зрения теории функциональных систем и, в частности, концепции полезного приспособительного результата, как фактора системогенеза, полученные экспериментальные данные представляют биологический аспект системной полезности, заключающийся в установлении специфического морфо-функционального статуса организма студенток. Социальная сторона полезного приспособительного результата представлена в целом позитивными данными академической успеваемости занимающихся и успешности освоения ими техники выполнения упражнений по трём ступеням физической нагрузки. У студенток, занимавшихся по III ступени нагрузки «Пилатес», по окончании учебного цикла число положительных субъективных оценок состояния собственного организма существенно (Р<0,01) превысило число оценок нейтрального характера.

5. В целом для студенток, занимающихся в соответствии с врачебной рекомендацией РГ по системе «Пилатес», применяемая экспериментальная нагрузка III ступени вполне адекватна. Об этом свидетельствует отсутствие у них принципиальных отличий в динамике изучаемых функций и антропометрических параметров от испытуемых других групп. Студентки данной группы могут поддерживать на стабильном уровне функциональное состояние организма и даже повышать его, что позволяет рекомендовать подобную гимнастику для занятий с группами освобождённых студентов, естественно, при использовании в данном процессе соответствующей системы мобильного медико-биологического контроля.

РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Арепина Н.Ю. Физическая культура как средство укрепления здоровья молодёжи (аналитический обзор)// Печатная статья. Межвузовский сб. «Вопросы физического здоровья и валеологического воспитания учащейся молодежи» под ред. Осипова В.Г., Тверь РИЦ ТГМА, 2006. С. 8-13. (Гужова Т.И., Титкова И.А.).

2. Арепина Н.Ю. Изменения параметров ритма сердца в процессе занятий ритмической гимнастикой// Печатная статья. Актуальные проблемы физиологии труда в 21 веке: Всероссийский сб. науч. ст. Тверь, ТВГУ, 2006. С. 112-119. (Гужова Т.И).

3. Арепина Н.Ю. Физическая культура как условие здорового образа жизни молодёжи// Печатная статья. Материалы науч. конф. студентов и аспирантов, апрель 2007 года. Сб. ст. Тверь, ТВГУ, 2007. С. 14-18. (Серов С.В.).

4. Арепина Н.Ю. К вопросам о внедрении в образовательный процесс оздоровительных технологий// Печатная статья. Физическая культура и спорт Верхневолжья. Сб. науч. ст. Тверь, ТВГУ, 2007. С. 85-88. (Титкова И.А.).

5. Арепина Н.Ю. Внедрение новых оздоровительных технологий в процесс физического воспитания студентов специальной медицинской группы «Б»// Печатная статья. Цельность человеческой сущности в физической культуре и спорте. Тезисы Всероссийской научно-практич. конф. 27-28 марта 2008. Екатеринбург, 2008. С. 211-213. (Титкова И.А.).

6. Арепина Н.Ю. Современные средства оздоровления, эстетического воспитания и гармоничного развития// Печатная статья. Духовная и физическая культура в формировании здорового образа жизни. Матер. Региональной научно-практич. конф., посвящённой Дням славянской письменности и культуры. 22 мая 2008 г. Тверь, ТВГУ, 2008. С. 139-141.

7. Арепина Н.Ю. К вопросу о влиянии ритмической гимнастики на функциональное состояние организма занимающихся// Печатная статья. Вестник ТВГУ Серия: «Биология и экология» Выпуск № 13, ТВГУ, 2009. С. 51-58.

8. Арепина Н.Ю. Влияние ритмической гимнастики на морфо-функциональные показатели студенток специального учебного отделения// Печатная статья. Вестник ТВГУ Серия: «Биология и экология» Выпуск № 16, ТВГУ, 2009. С. 29-37.

9. Арепина Н.Ю. Влияние физической нагрузки на организм студенток, занимающихся ритмической гимнастикой по профилактической системе «Пилатес»// Печатная статья. Вестник ТВГУ Серия: «Биология и экология» Выпуск № 17, ТВГУ, 2010. С. 41-51.

10. Арепина Н.Ю. Наука физиология в системе физического воспитания и спорта ТвГУ// Печатная статья. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в Тверской области. Сб. матер. научно-практич. конф., посвященной 50летию ФФК ТвГУ. 26 ноября 2010г. Тверь, ТвГУ 2010 С. 84-87. (Рыжов А.Я., Серов С.В.)

11. Арепина Н.Ю. Физиологическая оценка системы ритмической профилактической гимнастики в условиях вуза// Печатная статья. Физическая культура и спорт Верхневолжья. Сб. науч. работ Тверь, ТвГУ, 2010. С. 49-52.

12. Арепина Н.Ю. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов ТвГУ, принятых в вуз в 2007-2010 годах// Печатная статья. Физическая культура и спорт Верхневолжья. Межвуз. сб. науч. ст. Выпуск № 4, Тверь, ТВГУ, 2011. С.45-50. (Титкова И.А., Петров Б.В., Белоусова Е.В., Иванова М.К., Костырева Т.В., Туленков Б.А.).

13. Арепина Н.Ю. Ритмическая гимнастика как средство оздоровления и оптимизации учебной работы студентов университета// Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности, профилактики заболеваний и вредных привычек/ Материалы научно-практич. конф. Тверь,2011. С.81-84. (Рыжов А.Я., Гужова Т.И., Сурсимова О.Ю.).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

АД — артериальное давление

ДД — диастолическое давление

ИН — индекс напряжения миокарда

О.Е. — относительные единицы

РГ — ритмическая гимнастика

РС — ритм сердца

СД — систолическое давление

СМГ — специальная медицинская группа

ССС — сердечно-сосудистая система

ЧСС — частота сердечных сокращений

PAGE

PAGE 2

I

II

III

IV

I

II

III





Внимание, только СЕГОДНЯ!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст