Учебный план начального общего образования. Программа формирован

Содержание основной образовательной программы

начального общего образования

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 69

имени Б.Ш. Окуджавы

Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы.

1. Пояснительная записка

1. Информационная справка о начальной школе

название школы

Государственное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 69 имени Б.Ш.Окуджавы Северо-Западного окружного управления образования

адрес город Москва, ул. Кулакова, д.2, к.2 , район Строгино, тел/факс (495) 750 – 10 -10

количество классов в начальной школе, учащихся 10 классов, 238 учащихся,

номер лицензии серия А № 004657

социальный состав учащихся 59% учащихся из семей служащих, 23% из семей рабочих, 11% прочих, 7% учащихся из семей, где родители не имеют постоянной работы

многодетные семьи В начальной школе обучаются 15 учащихся из многодетных семей.

характеристика педагогического коллектива начальной школы работают 12 учителей, 2 воспитателя ГПД. Из них имеют среднее специальное образование 2 человек (13 %), высшее образование 12 человек (87%).

Стаж работы преподавателей:

до 2 лет — 2 чел.

от 2 до 5 лет — 1 чел.

от 5 до 10 лет — 1 чел.

свыше 10 лет — 10 чел.

Квалификационные категории:

Высшую квалификационную категорию — 2 человека

I квалификационную категорию — 6 человек

II квалификационную категорию — 3 человека

9 разряд – 1 человек

8 разряд — 1 человек

7 разряд — 1 человек

Имеют звание «Заслуженный учитель РФ» — Потешнова Н.Б.; «Отличник народного просвещения» — Потешнова Н.Б., звание «Почетный работник общего образования РФ» — Федонина О.А., Шевлякова В.В.., звание «Почётный работник города Москвы» — Черничкина Н.С., медаль «850 лет Москве» — Потешнова Н.Б., Федонина О.А., Черничкина Н.С., Шевлякова В.В, Якушкина Л.В., Грант Москвы – Потешнова Н.Б..

2. Историческая справка о школе

Средняя школа №69 открыта в 1937 году на Арбате. Новое рождение школы – 1984 год, Строгино. Среди выпускников выдающееся деятели науки и искусства: Б. Ш. Окуджава, А.Я. Эшпай, С.Н. Колосов, В.М. Полевой, А.В. Збруев, Н.Г. Высотский, О. Анофриев. В 1998 году 14 апреля школе №69 было присвоено имя Б.Ш. Окуджавы. Школа выпустила 1412 человека, 56 золотых и серебряных медалиста.

Основные вехи школы

1984 год – открытие школы в Строгине

1996 год – участие в конкурсе «Школа года – 96»

1997 год – лауреат Всероссийского конкурса «Школа года»

1997 год – открытие гимназических классов

1998 год – присвоение имя Булата Окуджавы

2000 год – участие в международной выставке «Школа – 2000»

2001 год – открытие федеральной экспериментальной площадке «Совершенст-вование структуры и содержания образования»

2002 год – победитель окружного конкурса «Школа года — 2002»

2005 год — победитель окружного конкурса «Школа года — 2005»

2005 год – открытие городской экспериментальной площадки по теме «Отработка модели профильной школы»

2005 год – участие в конкурсе «Лучшие школы России»

2006 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Построение образовательного пространства обучения на системно-деятельностной основе»

2006 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Северо-Западный округ – научное будущее России. Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи»

2007 год – присвоен статус «Школа здоровья»

2008 год — открытие окружной экспериментальной площадки по теме «Северо-Запад – территория здоровья»

2009 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в формировании образовательно-познавательной среды начальной школы», ФГОС.

2010 год – победителю окружного конкурса «Школа здоровья».

3. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён HYPERLINK «http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Программы развития ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 69 имени Б.Ш. Окуджавы Создание индивидуального облика школы имени Б.Ш. Окуджавы. «Чтобы имя наше зазвучало …»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

— овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

— формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

— формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Для достижения поставленных целей образовательное учреждение обязано сформировать содержание, позволяющее обеспечить:

— знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков их читательской деятельности, культуры устной и письменной речи;

— овладение общением на неродном языке (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.

Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция;

— основу для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи;

— развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.

Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин;

— интеграцию знаний о природе, обществе и человеке, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека;

— формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитие интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны. Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна;

осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда;

формирование трудовых умений и навыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.

Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда;

формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства;

освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.

Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство;

ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры;

овладение разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.

Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

примерный учебный план;

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программа коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нормативных документов школы (Устав школы, Программа развития школы, локальные акты) к выполнению миссии школы планируется достижение следующих результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметных, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования должны относятся:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

К предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся (подробнее смотреть раздел «Учебные предметы»:

В области « Филология»

Русский язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный (английский) язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В области « Математика и информатика»:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В области « Обществознание и естествознание» (Окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеформирующего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

В области «Искусство» и «Технология» (Изобразительное искусство и художественный труд):

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

5) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

6) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

7) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

8) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

9) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

10) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В области «Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

В области «Физическая культура»:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2)овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Модель выпускника начальной школы

Патриотизм, гражданственность

От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России.

Эстетическое и культурное развитие

Осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст