Учебной дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их у

Программа учебной дисциплины

«Конфликты в системе управления и методы их урегулирования»

для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра,

профиль «Менеджмент организации»

Автор: магистр психологии Седых Роман Кириллович

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО;

ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент»

Цели освоения дисциплины

Цель курса — формирование профессиональных компетенций управленца, позволяющих ему:

понимать и разрешать собственные внутриличностные и межличностные конфликты;

анализировать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие между отдельными личностями, личностью и группой, между группами в процессе руководства коллективами;

грамотно вести сотрудничающие переговоры при конфликте интересов: анализировать мотивы и цели сторон, различать интересы и позиции в переговорах, справляться с давлением и манипуляциями противоположной стороны.

Изучение курса «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» предполагает углублённое изучение студентами теоретического и практического материала, накопленного современной конфликтологией. Примерно половина аудиторного времени занимает изучение теории в форме лекций, чтения и интерактивного обсуждения учебных текстов по предмету (подборки обширных цитат из учебников и практикумов по конфликтологии). Вторую половину времени занимает тренинг по управлению конфликтами (тестирование стилей поведения в конфликте, выполнение индивидуальных и групповых упражнений, разбор видеофрагментов, создание ментальных карт по вопросам практической конфликтологии и т.п.).

Для успешного овладения материалом курса слушатели должны будут опираться на полученные ими знания в области менеджмента, управления, социологии, психологии; а также углублять эти знания.

В результате изучения курса «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» студент должен получить представление об основных понятиях, общих положениях и принципах современной конфликтологии, а также развить следующие системные и социально личностные компетенции:

Код системной компетенции по ЕК

Формулировка компетенции

СК-Б2

Способен применять знания и умения по конфликтологии на практике.

СК-Б3

Способен выявлять источники конфликтов в профессиональной области.

СК-Б4

Способен решать проблемы (разрешать конфликты) в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б8

Способен работать в команде (выявлять и предотвращать конфликты в команде)

СК-Б9

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения, предотвращая и разрешая возникшие конфликтные ситуации

СК-Б10

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность с точки зрения конфликтологии

Код социально-личностной компетенции по ЕК

Формулировка компетенции

СЛК – Б1 (М)

менеджмент

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

СЛК – Б2 (М)

менеджмент

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК – Б4 (М)

менеджмент

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов: внутри- и меж-личностных, личность-группа, группа-группа, возникающих в само-менеджменте, управлении коллективами, проведении переговоров (коммерческих, при трудоустройстве).

Формы контроля знаний студентов

По окончании курса слушатели сдают зачёт. Во время зачёта деятельность слушателя оценивается с учётом посещаемости занятий, работы на занятиях, показанных на зачёте знаний и выполненной самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется слушателем по желанию.

Текущий контроль:

Посещаемость (максимум два балла в итоговую оценку при пропуске студентом не более одного занятия без уважительной причины);

Выполнение самостоятельной работы (максимум 1 балл в итоговую оценку при выполнении требований к самостоятельной работе);

Оценка знаний и учебной активности слушателя во время проведения занятий (максимум 1 балл в итоговую оценку при выполнении требований к самостоятельной работе).

Критерии оценки знаний, навыков

Итоговый контроль: зачёт из 15 вопросов в традиционной форме «вопрос-ответ».

Итоговая оценка по курсу, выставляемая в ведомость, рассчитывается по формуле:

Оитог = П + Ораб.зан. + Ореф. + Озач.1 + Озач.2 + Бз

где

Оитог – итоговая оценка по 10-бальной шкале;

П – посещаемость занятий, данная переменная может принимать значение: +2, если слушатель посетил все занятия и +1, если слушатель присутствовал более, чем на половине занятий;

Ораб.зан. работа слушателя на занятиях: данная переменная может принимать одно значение: +1, если слушатель активно работал на занятиях, выполнял задания для самостоятельной работы;

Ореф. – оценка за подготовленный реферат данная переменная может принимать одно значение: +1, если слушатель подготовил реферат в соответствии с заданными требованиями;

Озач.1 – оценка полученная на первый вопрос на зачёте, данная переменная может принимать значения: 0 до +3, в зависимости от знаний студента по вопросу;

Озач.2 – оценка, полученная на второй вопрос на зачете данная переменная может принимать значения: 0 до +3, в зависимости от знаний студента по вопросу;

Б – бонус, получаемый слушателем за выдающиеся достижения по усмотрению преподавателя, данная переменная может принимать значения: 0 до +2.

Оценки П + Ораб.зан. + Ореф. составляют накопленную оценку, величина которой может меняться от 0 до +4 баллов.

Итоговая оценка знаний слушателя выставляется в соответствии со шкалой:

Зачтено/не зачтено

10-балльная шкала

1

Не зачтено

2

3

4

5

6

Зачтено

7

8

9

10

Содержание дисциплины

Тема 1. История и основные понятия современной конфликтологии.

Исторические аспекты становления (периоды развития) конфликтологии. 11 отраслей современной теоретической и прикладной конфликтологии. Малочисленность междисциплинарных исследований. Взаимоотношения научной и практической конфликтологии (индивидуальная психотерапия как разрешение внутриличностных конфликтов, семейная психотерапия межличностных конфликтов, модерация и профессиональные переговоры при разрешении конфликтов между личностями, личностью и группой, между группами). Учебная форма: лекция.

Стили поведения при конфликте интересов. Решетка Томаса-Килмана. Определения предпочитаемых стилей поведения в конфликте у студентов группы (тест Томаса, динамические упражнение на определение стиля, индивидуальное решение и групповое обсуждение кейса «две студенческие пары»). Учебная форма — тренинг.

Литература к теме 1

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009 г. Главы 1-6, 9-11,17, 19.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009 г. Главы 1-4.

Гришина Н.В. Психология конфликта. Учебник. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009г. Главы 4 – 5.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика. 2009г. Глава 5.

Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. М.: Изд. АСТ, 2008г. Гл. 1.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 121-124; 151-153;

Тема 2. Конфликты в системах управления: причины, функции, динамика.

Противоречия интересов как фундаментальная причина конфликтов. Объективные (организационно-управленческие) и субъективные (личностные и социально-психологические) факторы возникновения конфликтов. Учебная форма: лекция

Недопонимание как одна из основных социально-психологических причин конфликтов. Мнимые конфликты из-за различия в картинах мира оппонентов. Различие между истинностью и полнотой информации. Модель точности информации в бизнесе как способ предотвращения и преодоления недопонимания. Учебная форма: тренинг

Последствия и функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Эскалация. Противодействие. Разрешение. Послеконфликтный период. Учебная форма: лекция

Литература к теме 2

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 16, 18, 19, 20.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 11,12.

Гришина Н.В. Психология конфликта. Учебник. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009г. Глава 6.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика. 2009г. Глава 4.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Тема 2.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр.31-35, 60-62, 99-101.

Тема 3. Внутриличностные конфликты (основные понятия).

Теории внутриличностного конфликта в различных психологических школах: психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология, гештальт-терапия, бихевиоризм и НЛП, отечественная академическая психология. Типы внутриличностных конфликтов. Учебная форма: лекция

Психологическое консультирование, коучинг и психокоррекция как деятельность по разрешению внутриличностных конфликтов. Сессия коучинга. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 3

Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 21.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 14.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009 г. Тема 8.

Тема 4. Причины и последствия внутриличностных конфликтов.

Внутренние и внешние причины конфликта. Социальная среда по Х. Кори. Отрицательные и позитивные последствия внутриличностного конфликта. Учебная форма: лекция

Практикум по выявлению и разрешению внутриличностных конфликтов у студентов учебной группы. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 4

Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.ЮНИТИ, 2009, Главы 22-23.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 14.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Тема 8.

Тема 5. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов. Принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психокоррекция как деятельность по преодолению последствий внутриличностных конфликтов. Учебная форма: лекция

Психологическая защита личности. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 5

Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.ЮНИТИ, 2009, Глава 24.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Тема 8.

Тема 6. Стрессоустойчивость – фактор предупреждения и разрешения конфликтов.

Понятия и психофизиологическая природа стресса и дисстресса. Причины и последствия дисстресса. Профилактика дистресса. Влияние стресса и дистресса на поведение в конфликте. Факторы стрессоустойчивости. Традиционные и современные способы борьбы с дистрессом (йога, цигун, физкультура, режим работы и отдыха, режим питания). Учебная форма: лекция.

Индивидуальная стратегия и приемы стрессоустойчивости. Учебная форма: тренинг.

Литература к теме 6

Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.ЮНИТИ, 2009, Глава 34.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 24.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2007г. Глава 4.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 210-255.

Тема 7. Межличностный конфликт в семье и организации.

Межличностный конфликт в семье (супружеский и детско-родительский): периоды развития семьи, причины конфликтов, отличия традиционной и современной семьи с точки зрения конфликтологии. Эмоциональная созависимость детей и родителей, личностная незрелость как основные факторы конфликтов в семье. Развод или взросление – деструктивные или конструктивные последствия семейных конфликтов. Личностная зрелость как фактор конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации. Учебная форма: лекция

Семейная психотерапия как деятельность по разрешению соответствующих конфликтов. Основные принципы и приемы. Принятие и понимание как основа уважения и любви в семье. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 7

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 25, 27.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 15-17.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Темы 9, 13.

Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. М.: Изд. АСТ, 2008г. Главы 1 и 2.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 51-58; 90-95.

Тема 8. Межличностный конфликт в управлении персоналом.

Конфликтогены. Проблемы профилактики конфликтов. Методы поддержания сотрудничества: социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера. Современный менеджмент в профилактике конфликтов.Учебная форма: лекция

Типы конфликтных личностей. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора.Учебная форма: тренинг

Литература к теме 8

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 31 — 34.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 21 — 22.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика. 2009г. Главы 10 – 11.

Тема 9. Конфликты в организации (руководитель-подчиненный и межгрупповые).

Специфика конфликта в организации: социальная напряжённость, тип конфликта и его участники. Типы конфликтов в организации: организационные, трудовые, инновационные. Учебная форма: лекция

Основные принципы и приемы предотвращения и разрешения конфликтов руководитель-подчинённый. Техники конструктивного отказа. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 9

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 26, 28 — 30.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 16 — 17.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Тема 14.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 60-62; 68-73.

Тема 10. Разрешение конфликтов персонала.

Тактика избегания конфликта и метод насилия. Два подхода к разрешению конфликта. Тактика скрытых действий и проблемы «цены» конфликта. Учебная форма: лекция

Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша. Универсальные средства разрешения конфликтов и результаты. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 10

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 35, 36.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Тема 12.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 90-93; 105-119.

Тема 11. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Общая характеристика переговоров. Стратегии ведения переговоров (позиционный торг и переговоры по намерениям). Динамика переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Учебная форма: лекция

Тактические приёмы ведения переговоров. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 11

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 37.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 23.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика. 2009 г. Глава 11.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 107-111.

Тема 12. Межгрупповой конфликт.

Особенности и механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Психология межгруппового конфликта. Групповые потребности и интересы. Объект и стадии межгруппового конфликта. Типология межгрупповых конфликтов. Политические конфликты. Особенности межэтнических конфликтов, принципы регуляции этнических конфликтов. Учебная форма: лекция

Конкуренция на рынке. Конфликт организации и госорганов. PR и GR как методы предотвращения и разрешения соответствующих конфликтов. Учебная форма: тренинг

Литература к теме 12

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Глава 29 — 30.

Анцупов А.Я., Баклановский А.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Главы 17 – 18.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика. 2009г. Глава 7-8.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., СПб.: Питер, 2009г. Темы 11, 15.

Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007. Стр. 99-101;

Образовательные технологии

Форма проведения занятий: лекции, тренинги.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Вопросы для зачета по дисциплине «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования»

Раскройте понятие объект и предмет конфликтологии, назовите их сходство и различие. Какими науками исследуется проблема конфликта, кроме конфликтологии. В чем специфика отраслей конфликтологии?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст