Учебно-методическое пособие по дисциплине «Научные основы органи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС № УТВЕРЖДАЮ

от « » 2011 г. Проректор по УРиКО

Проректор по УМР О.Н.Наумова

С.П.Ермишин « » 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол НТС №

от « » 2011 г.

Проректор по ИиНИД

В.Н.Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Научные основы организации торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей»

для студентов направлений подготовки 080300.68 «Коммерция» и 100700.68 «Торговое дело»

Составитель: Кукина С.Д.

Тольятти, 2011 г.

Учебно-методическое пособие разработано на основании ГОС ВПО по направлению 080300.68 «Коммерция» от 27 марта 2000 г. N 232 гум/маг и ФГОС ВПО по направлению 100700.68 «Торговое дело» от 18 ноября 2009 г. N 628

Составил: к.э.н., доц. Кукина С.Д.

Рассмотрена на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № от « »2011 г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Е.В. Башмачникова

Программа одобрена на заседании Научно – методического совета по направлению 080100.68 «Экономика»

Протокол № от «____»____________2011 г.

Председатель НМС направления

д.э.н., профессор Е.В.Башманикова

Зам. председателя НМС направления

к.э.н., доцент А.В.Морякова

Рецензент: к.э.н., доц. Шнякина Ю.Р.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1. Структура и объем дисциплины………………………………………………………………..5

2. Темы и содержание дисциплины «Научные основы торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей» …………….……………………….5

3. Методические указания по проведению практических занятий…………………………….61

4. Самостоятельная работа по дисциплине……………………………………………………..114

5. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине…………………………………115

6. Библиографический список …………………………………………………………………..117

Введение

Целями освоения дисциплины (модуля) являются изучение научных и теоретических основ и приобретение практических навыков в области организации деятельности торговых предприятий, технологии торговли.

Целесообразно планировать период изучения данной дисциплины, когда достигнуто усвоение студентами учебного материала в областях: организация коммерческой деятельности, менеджмент, экономика предприятия и т.п.

При этом должное внимание уделяется пониманию взаимоотношений кадровых менеджеров и линейных руководителей при решении кадровых проблем на всех жизненных стадиях развития и деятельности организации (предприятия).

Дисциплина «Научные основы организации торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей» относится к базовой (обще профессиональной) части ООП, общенаучный цикл, дисциплины направления, устанавливаемые вузом В.1.2.

Дисциплина изучается в соответствии с учебным планом, при этом соблюдается преемственность в изучении и освоении заявленных компетенций. Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, которыми обучающиеся овладели на занятиях по дисциплинам «Организация и методология научного исследования для решения коммерческих задач», «Проектирование товаропроводящих систем в торговле на основе логистики», а затем воспользуются при изучении дисциплины «Коммерческая деятельность и рыночная среда».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Научные основы организации торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: научные основы оценки торгово-технологических процессов товародвижения;

научные основы оценки торгово-технологических процессов оптовой торговли;

научные основы оценки торгово-технологических процессов в розничной торговле;

научные основы оценки торгово-технологических процессов посредника (ПК-1).

Уметь: критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления оптовой торговли;

критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления розничной торговли;

критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления посредников в торговле;

проводить самостоятельные исследования торгово-технологического процесса товародвижения в соответствии с разработанной программой;

разрабатывать варианты управленческих решений по товародвижению и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК1, ПК-3, ПК-12).

Владеть: системой оценки результатов эффективности торгово-технологического процесса товародвижения (ПК1).

1. Структура и объем дисциплины

Вид работы

Специальность

080300.68

100700.68

Всего часов,

74

72

В том числе:

Лекции

28

8

Практические занятия

14

18

Самостоятельная работа

32

46

Формы контроля

Зачет

3 семестр

1 семестр

2. Темы и содержание дисциплины «Научные основы организации торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей»

Тема 1. Торгово-технологический процесс.

Особенности его организации и управления

Цель: изучить особенности организации и управления торгово-технологического процесса.

Основные категории: технология, товародвижение.

Вопросы:

Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности.

Понятие и сущность процесса товародвижения.

Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения.

Технология – это совокупность методов (способов) обработки (изготовления) по изменению состояния предметов труда, осуществляемых в процессе производства.

Технология торговли включает:

1. Технологический процесс – часть хозяйственной деятельности в торговле, непосредственно содержащий одно- и многооперационные методы обработки и контроля при товародвижении и продаже товаров.

2. Технологическая операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризуемая постоянством предмета труда (товаров), орудий труда и характером воздействия, т.е. методом обработки и контроля на предмет труда.

Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения является торговля, при посредстве которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.

Рациональная организация процесса товародвижения является одной из важнейших функций торговли. Она должна обеспечивать прохождение товара через минимальное число звеньев. На предприятиях оптовой и розничной торговли выполняется целый комплекс торговых (коммерческих) и технологических (производственных) операций.

К торговым (коммерческим) операциям относят:

• изучение и прогнозирование покупательского спроса и определение потребностей в товарах;

• выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

• организация закупочной работы;

• рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

• формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами;

• организация операций по продаже товаров.

Технологические операции связаны с движением товара как потребительной стоимости. Они являются продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят следующие операции: транспортировка, хранение, подсортировка, подготовка товаров к продаже и т. д.

На организацию процесса товародвижения оказывают влияние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы. К числу производственных факторов следует отнести: размещение производства, специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров. Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, состояние перевозочных средств и т. д. К социальным факторам относятся: расселение населения, уровень его денежных доходов, половозрастной состав и т. д. На процесс товародвижения влияют следующие основные торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, их типы, применяемые методы продажи товаров, свойства товаров, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников.

Рациональная организация процесса товародвижения основывается на соблюдении следующих основных принципов:

• применение кратчайших путей движения товаров;

• использование оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия;

• выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

• широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

• постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

В практике организации товародвижения находят применение транзитная и складская формы.

При транзитной форме товародвижения товары завозят в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий.

Складская форма товародвижения применяется в основном при доставке на розничные торговые предприятия товаров сложного ассортимента, требующих подсортировки.

Важнейшими условиями рациональной организации процесса товародвижения являются:

• централизация фасовки, упаковки и рекламного оформления товаров;

• унификация торгово-технологического оборудования, тары, транспортных средств;

• широкое применение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ;

• унификация схем погрузочно-разгрузочных работ на различных видах транспорта, оптовых и розничных предприятиях.

Общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Он является основным нормативно-правовым актом для регулирования коммерческих взаимоотношений.

Состав и характеристика административных правонарушений (в том числе и в области торговли), понятие доказательств в административном производстве, формы и способы их получения, возможности доказывания наличия или отсутствия административного проступка определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанные с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулирует Федеральный закон «О рекламе».

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

В этом же законе также подробно прописаны: цели и принципы стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов; порядок прохождения сертификации и государственного контроля над соблюдением требований технических регламентов, в том числе в области торговли.

На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету.

Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц не только при их создании, но и при реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.

В зависимости от формы собственности, на которой базируются юридические лица, они делятся на частные, государственные и муниципальные.

По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

• хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);

• хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью);

• производственные кооперативы;

• унитарные предприятия.

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации, фонды и т. п.) извлечение и распределение прибыли не является основной целью их деятельности. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Так, предпринимательскую деятельность могут осуществлять потребительские кооперативы.

Независимо от организационно-правовой формы все юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе. Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Субъектами коммерческой деятельности могут являться не только юридические, но и физические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

HYPERLINK consultantplus://offline/main?base=EXP;n=491932;fld=134;dst=100001ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст) устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов.

Технологическая классификация торговых предприятий оформляется в виде классификатора. Классификаторы торговых предприятий и технологических процессов построены на базе 10 фасетных (независимых) организационных и технологических признаков, образующих 1 уровень. Эти признаки конкретизируются комплексом фасетных и взаимосвязанных дополнительных признаков 2 уровня.

Классификатор торговых предприятий включает пять признаков 1 уровня и 50.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст