Учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов Казань

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Факультет журналистики и социологии

Кафедра теории и практики электронных средств массовой информации

Современные теории массовой коммуникации

Учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов

Казань

2012

УДК 070

Печатается по решению учебно-методической комиссии

факультета журналистики и социологии

Казанского (Приволжского) федерального университета

Протокол № 5 от 28 июня 2012 года

Рецензенты:

Гарифуллин В.З., доктор филологических наук, профессор

(кафедра татарской журналистики КФУ);

Айтуганова М.Л., кандидат исторических наук, доцент

(первый заместитель генерального директора телерадиокомпании

«Татарстан – Новый век»)

Дорощук Е.С.

Современные теории массовой коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению 031300.68 – Журналистика, программе «Функционирование телевидения». – Казань, 2012.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов-магистрантов, обучающихся по программе «Функционирование телевидения» в рамках направления 031300.68 – Журналистика. Оно содержит программу курса, основные методические рекомендации по подготовке, комплекс практических заданий и лабораторных работ по основным темам дисциплины, а также глоссарий для выполнения заданий.

ВВЕДЕНИЕ

Дневник не отдельного человека,

но социума это журналистика, «срочная словесность».

В.Даль

Информационные и коммуникационные отношения в обществе всегда были в центре пристального внимания исследователей в области средств массовой информации. Публичные коммуникации на современном этапе – пространство инноваций, стремительно меняющееся и одновременно изменяющее окружающую среду. Особо важным элементом этого пространства становится Интернет как особая коммуникационная среда, способная к моментальному порождению инноваций. Этот процесс создания инновационных форм и методов коммуникационного взаимодействия становится объектом изучения многих наук: коммуникативистики, теории информации, социологии и т.д.

Важной составляющей изучения вышеназванного процесса являются теории массовой коммуникации и как его методологическая основа, и как структурная составляющая системы теоретического осмысления информационных и коммуникационных отношений на основе глубокого анализа публичной сферы информационного обмена.

Теоретическое осмысление форм и методов создания и обмена информацией, условий ее существования, влияния на массы всегда предшествует основным процессам модернизации, возникающим как следствие и необходимость разрешения целого ряда возникающих повсеместно проблем. Поэтому предлагаемый курс и построен как исследовательский проект, в основе которого лежат разработки теоретических основ массовых коммуникационных процессов во всей совокупности их разновидностей.

Целями освоения дисциплины в этой связи являются:

— изучение понятия и сущности массовой коммуникации в условиях современного глобального информационного пространства;

— фундаментальное освоение проблематики массовой коммуникации, особенностей функционирования медиасистем и специфики массового коммуникационного процесса в современном обществе;

— освоение основных методов исследования процесса массовой коммуникации с учетом современных методик и технологий различных смежных наук.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: методологию и методику изучения системы средств массовой информации и основные подходы к изучению различных аспектов современных СМИ в России и за рубежом, включая все требования к формулировке научного аппарата исследования, критериев оценки его результатов и спектр методов исследования;

уметь: применять полученные знания в процессе разработки/планирования и проведения научных исследований в ходе подготовки магистерской диссертации;

владеть: навыками обобщения полученных знаний, а также изложения этих знаний в письменной и устной форме для компетентного представления результатов проведенного исследования.

Курс представляет собой междисциплинарный исследовательский проект, позволяющий слушателям не только освоить понятия и категории массовой коммуникации, но и решить целый ряд комплексных задач из области коммуникативистики и теории информации в журналистике.

В процессе изучения курса предусматриваются наряду с лекционными и практические занятия, на которых слушателям предлагается сборник заданий по теории массовой коммуникации. Курс завершается экзаменом.

Учебно-методическое пособие призвано помочь слушателям в освоении курса. Оно построено по принципу тематических модулей и содержит наряду с программой курса, списком литературы для подготовки к практическим занятиям и тематическим планом занятий, задачи по теории массовой коммуникации.

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА

Раздел Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1.

Понятие массовой коммуникации: базовые характеристики.

1

1

2 часа – Лекции

5 часов – самостоятельная работа

2.

Функции массовой коммуникации

1

2

1 час – Лекции

1 час – Практика

6 часов – самостоятельная работа

3.

Основные отечественные и зарубежные теории массовой коммуникации: нормативные, информационно-технологические, манипулятивные.

1

3-4

2 часа – Лекции

2 часа – Практика (научная

дискуссия)

12 часов – самостоятельная работа

Выступление с научным докладом

4.

Массовая коммуникация и культура.

1

5-6

2 часа – Лекции

2 часа – Практика

12 часов – самостоятельная

Работа

5.

Теория текста и массовая коммуникация

1

7-8

2 часа – Практика

12 часов – самостоятельная работа

6.

Перспективы развития массовой коммуникации в информационном обществе.

1

9

2 часа – Лекции

2 часа – Практика

16 часов – самостоятельная работа

Тестирование

8.

Экзамен

1

27 часов -самостоятельная работа

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1.

Общая характеристика сущности массовых коммуникаций (2 часа – лекции, 5 часов – самостоятельная работа)

Понятие массовой коммуникации: базовые характеристики. Исторические аспекты формирования системы массовой коммуникации.

Массовая коммуникация и массовая информация как понятия-синонимы. Особенности коммуникации и классификация по видам: прямая, медийная, диалоговая и монологовая. Социальная коммуникация и ее виды: межличностная, групповая, массовая. Особенности коммуникационного процесса: структура, участники, специфика. Средства массовой коммуникации и средства массовой информации. Журналистика, реклама, связи с общественностью, политические коммуникации в структуре массовых коммуникаций.

Тема 2.

Общение и массовая коммуникация

(1 час – лекции, 1 час – практическая работа, 6 часов – самостоятельная работа)

Функции массовой коммуникации. Общение и его особенности как основа массового коммуникационного процесса. Перцепция и интерактив в общении. Социальные функции массовой коммуникации, социально-психологические функции массовой коммуникации.

Тема 3.

Классификация теорий массовой коммуникации

(2 часа — лекции, 2 часа – практическая работа, 12 часов – самостоятельная работа)

Основные отечественные зарубежные теории массовой коммуникации: нормативные, информационно-технологические, манипулятивные. Типы теорий массовой коммуникации. Нормативные теории как предписывающие. Технологические модели Шеннона и Уэвера, Лассуэлла и Лазарфельда. Ментальная модель Ф. Джонсона-Лэрда, модель фреймов М. Минского и Ч. Филлмора, модель сценариев Р.Шенка и Р. Абслсона. Концепция полей П. Бурдье. Психологическая модель массовой коммуникации Шерковина. Социальные модели массовой коммуникации. Манипуляционные концепции массовой коммуникации.

Тема 4.

Массовая коммуникация и массовая культура

(2 часа – лекции, 2 часа – практическая работа, 12 часов – самостоятельная работа)

Массовая коммуникация и культура. Массовая коммуникация как производство культурных смыслов. Основные черты современного социокультурного пространства. Трансформация представлений о культуре: теория культивации, мультикультурность и межкультурная коммуникация, культурный империализм.

Тема 5.

Семиотика массовой коммуникации

(2 часа – практическая работа, 12 часов – самостоятельная работа)

Теория текста и массовая коммуникация. Знаки и коды. Теория знака Ч. Пирса и Ч. Морриса. Денотация и семантический треугольник. Высказывание как единица коммуникации и коммуникативного анализа. Нарративы. Структурный анализ сюжета В.Я.Проппа, семиотика Р.Барта. Особенности текста массовой коммуникации: полисемичность, интертекстуальность, дискурсивность. «Отсутствующая структура» как особенность современного дискурса (У.Эко). Понятие симулякра (Ж.Бодрийар). Особенности медиатекста.

Тема 6.

Информационное общество и массовая коммуникация

(2 часа – лекции, 2 часа – практическая работа, 16 часов – самостоятельная работа)

Перспективы развития массовой коммуникации в информационном обществе. Информационная эпоха. М. Кастелльс, Д. Белл, А. Тоффлер и их концепции информационного общества.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Практическое занятие № 1

Функции массовой коммуникации.

1.Общение и его особенности как основа массового коммуникационного процесса. Задача: Составьте модель общения в отдельно взятом сегменте коммуникации (на выбор).

2. Перцепция и интерактив в общении.

Лабораторная работа 1: постройте ролевые профили перцептивных и интерактивных особенностей общения журналиста в процессе массовой коммуникации на основе анализа выбранной телепрограммы.

3.Социальные функции массовой коммуникации.

Лабораторная работа 2: постройте модель функций массовой коммуникации, в которых отражаются социальные задачи, решаемые в процессе массовой коммуникации. Подтвердите примерами из практики телевидения РТ.

4. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Лабораторная работа 3: проанализируйте не менее 5 текстов, опубликованных в СМИ РТ. На основе анализа составьте описание социально-психологических функций массовой коммуникации в форме научного отчета.

Практическое занятие № 2

Основные отечественные и зарубежные теории массовой коммуникации: нормативные, информационно-технологические, манипулятивные.

Форма проведения: научная дискуссия.

Задание: подготовьте научный доклад на 5-10 минут (не более 5-6 страниц печатного текста) на предложенные ниже темы, касающиеся проблем классификации теорий массовой коммуникации.

Выступите с научным докладом на практическом занятии и примите участие в научной дискуссии с коллегами.

Темы научных докладов

Зависимость массовой коммуникации от политической системы.

Практическая необходимость нормативных теорий массовой коммуникации.

Культурные исследования массовой коммуникации.

Социокультурная динамика А. Моля.

Технологический детерминизм Р. Уильямса.

Массовая коммуникация как производство культурных смыслов.

Теория знака и массовая коммуникация.

Философия Ж. Бодрийара и симулякр.

Компьютерная футурология Г. Саймона и Л. Сандерса.

Информационная эпоха М. Кастельса.

Концепция манипулирования Г. Шиллера.

П. Бурдье о символической власти массовой коммуникации.

Практическое занятие № 3

Массовая коммуникация и культура.

Форма проведения: презентация моделей межкультурной коммуникации в контексте современного телевизионного вещания.

Задание: разработайте авторскую модель межкультурной коммуникации в контексте современного телевизионного вещания (региональный уровень). Подготовьте презентацию в программе Power Point и представьте ее на практическом занятии (выступление не более 3 минут). Одновременно подготовьте проект межкультурной коммуникации на примере одной телепрограммы или телеканала (объем – не более 5 страниц).

Примите участие в обсуждении и оценке моделей.

Практическое занятие № 4

Теория текста и массовая коммуникация.

1.Контент-анализ и исследование текстов массовой коммуникации. Специфика и особенности.

Лабораторная работа 4: проведите контент-анализ одного выпуска новостей регионального телеканала, выделив при этом критерии и оформите работу в виде научного эссе.

2. Семиологические подходы к изучению текстов массовой коммуникации.

Лабораторная работа 5: проведите семиотический анализ материалов одной телевизионной передачи (на выбор) федерального или регионального телеканала. Опирайтесь при этом на следующие параметры: выделение и анализ важнейших знаков текста; определение парадигматической структуры текста; определение синтагматической структуры текста; выявление факторов влияния специфики канала на текст. Оформите работу в виде научного доклада.

Практическое занятие № 5

Перспективы развития массовой коммуникации в информационном обществе.

Форма проведения: научная конференция.

Задание: подготовьте авторские концепции развития массовой коммуникации в информационном обществе, опираясь на результаты проведенных исследований МК в рамках курса. Оформите концепции в виде презентации.

Представьте их на занятии-конференции.

Контрольные вопросы к экзамену

Средства массовой коммуникации: общее понятие и типологические особенности.

Понятие массовой коммуникации.

Виды и типы коммуникации.

Коммуникация как вид социальной практики.

Социальная коммуникация: общая характеристика.

Знаковая модель коммуникации.

Структурно-функциональный подход к массовой коммуникации.

Системный подход в исследованиях массовой коммуникации.

Теории и концепции массовой коммуникации: общая характеристика.

Этапы развития массовой коммуникации.

Роль массовой коммуникации в гражданском обществе.

Дискурсивные практики Ю. Хабермаса.

Дискурс и дискурсный анализ в массовой коммуникации.

Концепции массового общества.

Структура массовой коммуникации.

Маршал Маклюэн и концепции массовой коммуникации.

Функции массовой коммуникации.

Нарративные формы массовой коммуникации.

Особенности текстов массовой коммуникации.

Семиотические теории и массовая коммуникация.

Современные тенденции в области мировых информационных процессов.

Дигитализация и массовая коммуникация.

Концепция манипулирования и массовая коммуникация.

Особенности медиапродуктов.

Массовая коммуникация и культура.

Массовая коммуникация и массовая информация.

Методика изучения массовой коммуникации: основные подходы.

Аудитория массовой коммуникации: количественные, социально-демографические и социально-психологические особенности.

Этика массовой коммуникации.

Роль журналиста в пространстве тотальной коммуникации.

Литература

Основная литература:

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. – М.: КноРус, 2009. – 431 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.:УРСС, 2000. – 240 с.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 2004. – 331 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 398 с.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. — М.: РИП-Холдинг, 2006. – 240 с.

Дополнительная литература:

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 334 с.

Ворошилов В.В. Менеджмент СМИ. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 46 с.

Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 284 с.

Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. – СПб.: Михайлов В.А., 2004. – 446 с.

Коммуникационный менеджмент / В.М. Шепель и др. – М.: Гардарики, 2004. – 350 с.

Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Политиздат, 1971. – 356 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2000. – 240 с.

Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 336 с.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Авторитаризм – абсолютизация власти одной стороны, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.

Альтернативные коммуникации – коммуникации, противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывают альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.

Амбивалентный – неоднозначный, двойственный, колеблющийся, неустойчивый.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека.

Архетип – прообраз, идея. В коммуникативистике – засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция – установление авторства или источника информации.

Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии слухом и зрением.

Аудитория (в коммуникации) – группа лиц, принимающая информацию из источника.

Аудитория массовая – потребители информации, распространяемой СМИ.

Валидность – обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации – способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный – устный, словесный.

Верификация – проверка достоверности информации.

Виды общения – различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение.

Глобальная деревня – глобальные интерактивные сети и коммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба.

Глобальная коммуникация – коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

Гомогенная модель СМК – основана на принципе классического индивидуализма. СМК поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностной коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

Диалектическая концепция социальной коммуникации – концепция, основанная на анализе противоречий в некоторых видах коммуникации, не нарушающих целостности коммуникативного акта.

Дигитализация – перевод информации в цифровую форму.

Дискурс – определяется как целостный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Обозначает коммуникабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации; разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников. При этом предполагается разумное дистанцирование от объективной реальности, исключаются позитивистское приятие существующих норм и ценностей, притязания отдельных субъектов и организовывается рациональное непредвзятое обсуждение. Д. является видом речевой коммуникации, ориентированной на осуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. Исходя из того, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации, формируется критический анализ дискурса. Отношения коммуникатора и реципиента отражают обычно различные модели отношений людей. Рассмотрение дискурса как логически целостной, опосредованной, социально обусловленной единицы коммуникации дает возможность представителям этого направления «неречевые языки» рассматривать во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми.

Инверсия – прием подхода к работе с текстами, помогающий раскрыть плюрализм их значений путем перестановки отношений между персонажами, событиями и фактами и изменения сюжетных линий, обычного порядка слов в предложении.

Познавательное общение – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности.

Ритуальное общение – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций организации.

Социальная коммуникация – движение знаков, мифов, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. (А.В. Соколов).

Суггестивное общение – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций.

Убеждающее общение – ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия, сделать своим единомышленником.

Экспрессивное общение – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст