Учебно-методическое пособие для студентов-магистрантов Казань

Форма проведения: научная конференция.

Задание: подготовьте авторские концепции развития массовой коммуникации в информационном обществе, опираясь на результаты проведенных исследований МК в рамках курса. Оформите концепции в виде презентации.

Представьте их на занятии-конференции.

Контрольные вопросы к экзамену

Средства массовой коммуникации: общее понятие и типологические особенности.

Понятие массовой коммуникации.

Виды и типы коммуникации.

Коммуникация как вид социальной практики.

Социальная коммуникация: общая характеристика.

Знаковая модель коммуникации.

Структурно-функциональный подход к массовой коммуникации.

Системный подход в исследованиях массовой коммуникации.

Теории и концепции массовой коммуникации: общая характеристика.

Этапы развития массовой коммуникации.

Роль массовой коммуникации в гражданском обществе.

Дискурсивные практики Ю. Хабермаса.

Дискурс и дискурсный анализ в массовой коммуникации.

Концепции массового общества.

Структура массовой коммуникации.

Маршал Маклюэн и концепции массовой коммуникации.

Функции массовой коммуникации.

Нарративные формы массовой коммуникации.

Особенности текстов массовой коммуникации.

Семиотические теории и массовая коммуникация.

Современные тенденции в области мировых информационных процессов.

Дигитализация и массовая коммуникация.

Концепция манипулирования и массовая коммуникация.

Особенности медиапродуктов.

Массовая коммуникация и культура.

Массовая коммуникация и массовая информация.

Методика изучения массовой коммуникации: основные подходы.

Аудитория массовой коммуникации: количественные, социально-демографические и социально-психологические особенности.

Этика массовой коммуникации.

Роль журналиста в пространстве тотальной коммуникации.

Литература

Основная литература:

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. – М.: КноРус, 2009. – 431 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.:УРСС, 2000. – 240 с.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 2004. – 331 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 398 с.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. — М.: РИП-Холдинг, 2006. – 240 с.

Дополнительная литература:

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 334 с.

Ворошилов В.В. Менеджмент СМИ. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 46 с.

Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 284 с.

Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. – СПб.: Михайлов В.А., 2004. – 446 с.

Коммуникационный менеджмент / В.М. Шепель и др. – М.: Гардарики, 2004. – 350 с.

Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Политиздат, 1971. – 356 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2000. – 240 с.

Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 336 с.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Авторитаризм – абсолютизация власти одной стороны, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.

Альтернативные коммуникации – коммуникации, противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывают альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.

Амбивалентный – неоднозначный, двойственный, колеблющийся, неустойчивый.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека.

Архетип – прообраз, идея. В коммуникативистике – засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция – установление авторства или источника информации.

Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии слухом и зрением.

Аудитория (в коммуникации) – группа лиц, принимающая информацию из источника.

Аудитория массовая – потребители информации, распространяемой СМИ.

Валидность – обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации – способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный – устный, словесный.

Верификация – проверка достоверности информации.

Виды общения – различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение.

Глобальная деревня – глобальные интерактивные сети и коммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба.

Глобальная коммуникация – коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

Гомогенная модель СМК – основана на принципе классического индивидуализма. СМК поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностной коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

Диалектическая концепция социальной коммуникации – концепция, основанная на анализе противоречий в некоторых видах коммуникации, не нарушающих целостности коммуникативного акта.

Дигитализация – перевод информации в цифровую форму.

Дискурс – определяется как целостный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Обозначает коммуникабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации; разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников. При этом предполагается разумное дистанцирование от объективной реальности, исключаются позитивистское приятие существующих норм и ценностей, притязания отдельных субъектов и организовывается рациональное непредвзятое обсуждение. Д. является видом речевой коммуникации, ориентированной на осуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. Исходя из того, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации, формируется критический анализ дискурса. Отношения коммуникатора и реципиента отражают обычно различные модели отношений людей. Рассмотрение дискурса как логически целостной, опосредованной, социально обусловленной единицы коммуникации дает возможность представителям этого направления «неречевые языки» рассматривать во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми.

Инверсия – прием подхода к работе с текстами, помогающий раскрыть плюрализм их значений путем перестановки отношений между персонажами, событиями и фактами и изменения сюжетных линий, обычного порядка слов в предложении.

Познавательное общение – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности.

Ритуальное общение – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций организации.

Социальная коммуникация – движение знаков, мифов, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. (А.В. Соколов).

Суггестивное общение – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций.

Убеждающее общение – ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия, сделать своим единомышленником.

Экспрессивное общение – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст