Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие разработ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный факультет

Кафедра востоковедения

Е. Э. Войтишек, С. А. Комиссаров, В. И. Ожогин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА»,

квалификация «бакалавр»

Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009−2018 гг.

Новосибирск, НГУ

2012

Войтишек Е. Э., Комиссаров С. А. Методические рекомендации по разработке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Востоковедение и африканистика», квалификация «бакалавр». Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 2012.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения востоковедения, специализирующихся по кафедре востоковедения и выполняющих курсовые и выпускные квалификационные работы.

Рецензент:

канд. ист. наук, ст. преп. Е. Л. Фролова

© Войтишек Е. Э., Комиссаров С. А.

© Новосибирский государственный

университет, 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА»,

квалификация (степень) «бакалавр»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Курсовая и выпускная квалификационная работы представляют собой важнейшие формы учебного процесса. Курсовая работа является обязательной для студентов I–III курсов, выполняется в течение всего текущего учебного года и оценивается в завершенном виде научным руководителем до начала летней экзаменационной сессии. Работа должна быть посвящена одной из актуальных в теоретическом плане проблеме, ее тема, а также план, цель и задачи согласуются с научным руководителем, предварительные результаты исследования докладываются и обсуждаются на спецсеминаре руководителя. Выпускная квалификационная работа, являясь итогом 4-летнего обучения студента, после отчета бакалавра 4-го курса на заседании кафедры и принятия ею соответствующего решения представляется к публичной защите перед государственной аттестационной комиссией (ГАК), состав которой утверждается приказом ректора.

1.2. Выпускная квалификационная работа являются самостоятельным научным исследованием заявленной темы. Их цель заключается, прежде всего, в анализе и систематизации привлекаемого эмпирического материала, а также в реализации при этом определенных методологических принципов и методических навыков. Кроме этого, в процессе подготовки курсовой и дипломной работ студент приобретает профессиональный опыт критического анализа источников и литературы по теме, а также умение ясно, последовательно и аргументировано излагать свои мысли.

1.3. Курсовая работа (курсовая) представляет собой учебную работу с элементами научного исследования, выполняемую студентом под руководством научного руководителя, как правило, из числа преподавателей отделения востоковедения гуманитарного факультета.

1.4. Выполнение курсовой работы является обязательной частью учебного процесса во время первого, второго и третьего года обучения студентов по программе «Бакалавр».

1.5. Курсовая, выполняемая студентом во время первого года обучения, нацелена на развитие у студента навыков сбора информации и первичного анализа по проблематике базовых курсов, ее систематизации и краткого изложения. Курсовая может иметь четкую реферативную направленность и должна свидетельствовать о способности и умении автора:

• осуществлять поиск научной литературы на русском и западных языках;

• самостоятельно систематизировать теоретические знания и делать обоснованные

выводы;

• излагать текстовый материал в краткой форме логично, орфографически и пунктуационно грамотно;

• выступать с презентацией результатов работы.

Курсовая работа, выполняемая студентом во время второго года обучения, нацелена на развитие у студента навыков формулирования исследовательской проблемы и грамотного применения теоретических знаний к анализу данных ситуаций. Работа должна быть написана с привлечением источников и исследовательской литературы на русском и западных языках. Курсовая работа, выполняемая во время второго года обучения, должна свидетельствовать о способности и умении автора:

• осуществлять сбор и обработку информации, позволяющей проводить анализ историографических и источниковедческих аспектов выбранной темы исследования;

• самостоятельно систематизировать теоретические знания и применять их к анализу практических ситуаций, делать обоснованные выводы;

• излагать текстовый материал в краткой форме грамотно и логично;

• работать с источниками в спецсеминаре научного руководителя;

• выступать с презентацией результатов работы.

Курсовая работа, выполняемая студентом во время третьего года обучения, предполагает развитие вышеуказанных навыков самостоятельной работы уже на основе интенсивных занятий по переводу, анализу и обобщению источников на восточных языках.

1.6. Тематика курсовой работы определяется в соответствии с перечнем общих профессиональных и специальных дисциплин государственного образовательного стандарта в части требований к содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению «Востоковедение и африканистика».

1.7. Для обсуждения и оценки курсовых работ научным руководителем может быть организована их публичная защита в присутствии участников спецсеминара. Контроль за написанием курсовой работы осуществляется научным руководителем, а также деканатом в части вопросов, связанных с промежуточной аттестацией студентов.

1.8. В процессе подготовки, написания и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ студент обязан продемонстрировать следующие профессиональные навыки будущего специалиста:

умение собирать и обрабатывать информацию, статистический, справочный и библиографический материал;

грамотно и адекватно переводить, интерпретировать, цитировать и комментировать тексты на изучаемом восточном языке (китайском, японском, корейском);

систематизировать и критически оценивать результаты исследований соответствующей востоковедной традиции (отечественной и зарубежной);

творчески использовать понятийный аппарат избранной методологической концепции;

делать логически обоснованные и достаточно аргументированные выводы, а также необходимые оценки и прогнозы;

правильно, в соответствии с установленными требованиями, структурировать и технически оформлять текст;

изъясняться нормативным литературным языком научного стиля.

II. ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

2.1. Курсовые работы на I курсе рассматриваются и оцениваются в качестве подготовительных форм общепрофессионального этапа образования. Начиная со II курса обучения, студент обязан выбрать специализацию и с помощью кафедры определиться с научным руководством в области востоковедной истории или филологии. Допускается и междисциплинарная специализация, а также в области культурологии и искусства Востока в соответствии с официальными разрешительными документами УМО по специальностям «Востоковедение и африканистика» и «История».

2.2. Курсовые работы на II–III курсах представляют собой подготовительный этап выпускной квалификационной работы, результаты которой регулярно рассматриваются на спецсеминаре научного руководителя и, как правило, докладываются на студенческих научных конференциях (МНСК на базе НГУ, РАЭСК и др.).

2.3. Студент-бакалавр в начале II курса должен окончательно определиться со своей специализацией. В соответствии со своими пожеланиями, интересами и возможностями он должен выбрать научного руководителя для работы в его спецсеминаре (как правило, им становится преподаватель кафедры востоковедения, являющийся руководителем того или иного спецсеминара). Окончательному выбору студентом своей специализации должна способствовать официальная встреча с ведущими преподавателями кафедры, на которой каждый руководитель представляет специфику проблематики своего спецсеминара. Такие встречи проводятся, как правило, в конце сентября – начале октября учебного года.

2.4. Процесс подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ предполагает несколько основных этапов:

выбор предметной области исследования, определение проблемной ситуации и формулирование темы;

знакомство с соответствующей исследовательской литературой общей и специальной направленности на русском и иностранных языках;

определение объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач, выбор методологической концепции и разработка на ее основе методических приемов;

работа над переводом, интерпретацией и комментариями первоисточников на восточном языке, если таковые доступнs, и обращение к ним предусмотрено задачами исследования;

систематизация материала, литературное и техническое оформление письменного текста.

2.5. Курсовая работа предоставляется для проверки и оценки научному руководителю не позднее начала летней зачетной и экзаменационной сессии.

2.6. Выпускная квалификационная работа предоставляется на кафедру в установленные ею сроки в 2-х печатных экземплярах (один из них – назначенному кафедрой официальному рецензенту, другой – для предварительного ознакомления членов ГАК и и всех участников публичной защиты), а также на диске в электронном виде для архивного хранения.

III. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

3.1. Назначение научного руководителя осуществляется приказом декана на основании заявления студента об утверждении темы и назначении научного руководителя курсовой работы, подписанного предполагаемым научным руководителем.

3.2. Один преподаватель может быть руководителем не более десяти курсовых работ.

3.3. В обязанности научного руководителя входит:

• помощь в формулировании темы курсовой работы и разработке плана работы над

ней;

• проведение систематических консультаций со студентом по проблематике работы;

• помощь в выборе методики исследования;

• консультирование студента по подбору источников литературы и фактического

материала;

• контроль за ходом выполнения работы в соответствии с установленным планом и

промежуточная аттестация студента;

• предоставление на выпускающую кафедру заключения (отзыва) о выполнении курсовой с соблюдением установленных требований не позднее 25 апреля текущего года.

3.4. Отзыв научного руководителя на курсовую работу должен в обязательном порядке включать в себя следующие элементы:

• название «Отзыв научного руководителя Ф.И.О. на курсовую работу бакалавра

студента Ф.И.О. по теме «Название работы»;

• общую характеристику работы и ее структуры;

• выводы о соответствии работы критериям оценки;

• оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);

• заключение о соответствии (несоответствии) курсовой работы бакалавра

требованиям к курсовым работам бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика»;

• указание даты составления отзыва, ученой степени и звания научного

руководителя, подпись.

Помимо вышеуказанных элементов, отзыв может содержать и другие особые комментарии по содержанию работы.

3.5. Научный руководитель имеет право не аттестовать студента в рамках промежуточной аттестации, не допустить студента к защите курсовой работы или отказаться от научного руководства в случае систематического нарушения студентом плана подготовки курсовой работы и невозможности контроля за ходом выполнения работы по вине студента.

3.6. Решение о назначении другого научного руководителя принимается заведующим кафедрой в исключительных случаях.

IV. ГРАФИК РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ

4.1. Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы и научного руководителя.

4.2. Списки студентов с утвержденной темой и назначенным научным руководителем курсовой работы должны быть представлены в деканат не позднее 7 ноября текущего года.

4.3. До конца декабря текущего года студент должен предоставить научному руководителю развернутый план курсовой работы, а также обзор литературы.

4.4. Промежуточная аттестация студента по подготовке курсовой работы проводится научным руководителем в период общей промежуточной аттестации студентов соответствующего курса (контрольной недели). Результаты аттестации представляются в учебную часть и сообщаются студенту. Нарушение сроков аттестации приводит к снижению итоговой оценки за курсовую работу.

4.5. Полностью выполненная курсовая работа представляется научному руководителю не позднее 25 мая текущего года.

4.6. При нарушении сроков и порядка представления курсовой работы студент не допускается до защиты (что соответствует неудовлетворительной оценке).

V. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

5.1. Защита курсовой работы может проходить либо на заседании комиссии, состоящей из преподавателей отделения востоковедения, либо на занятии соответствующего спецсеминара научного руководителя в присутствии преподавателей отделения востоковедения.

5.2. Дата защиты устанавливается распоряжением заведующего кафедрой востоковедения.

5.3. Защита курсовой работы включает в себя доклад студента, его ответы на вопросы

членов комиссии.

5.4. Доклад студента должен сопровождаться презентационными материалами,

предназначенными для всеобщего просмотра (презентация Microsoft PowerPoint, слайды).

Общая продолжительность доклада не может превышать 10 минут.

5.5. В докладе студента обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

• название курсовой работы;

• актуальность темы, цели и задачи курсовой работы;

• структура курсовой работы;

• основные результаты, полученные студентом.

5.6. Решение комиссии по результатам защиты принимается на закрытом заседании членов комиссии после окончания процедуры защиты. При выставлении итоговой оценки

учитывается оценка курсовой работы со стороны научного руководителя.

5.7. Результаты защиты объявляются в тот же день и оформляются оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» (возможна также оценка в рамках балльно-рейтинговой системы).

5.8. В случае получения оценки «неудовлетворительно» или в случае, если курсовая работа не была допущена к защите, студент может быть допущен к повторной защите.

VI. ГРАФИК РАБОТЫ НАД ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ СОЧИНЕНИЕМ

6.1. Как правило, тема выпускного квалификационного сочинения созревает в процессе написания курсовых работ на II−III курсах под руководством научного руководителя.

6.2. Темы выпускных квалификационных работ утверждаются на заседании кафедры востоковедения в конце сентября – начале октября текущего учебного года. Каждый выпускник-бакалавр выступает на этом заседании с кратким отчетом. К этому времени выпускник должен предоставить научному руководителю развернутый план работы, а также обзор литературы и источников.

6.3. Списки студентов с утвержденной темой и назначенным научным руководителем выпускной квалификационной работы должны быть предоставлены в деканат не позднее 1 ноября текущего года.

6.4. До конца ноября – середины декабря текущего года студент должен предоставить научному руководителю I главу выпускного сочинения; до конца января – середины февраля − II главу; до конца марта − III главу. В апреле − мае должна идти работа над Введением, Заключением, Приложением и оформлением списка использованных источников и литературы.

6.5. Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной работы проводится научным руководителем в период общей промежуточной аттестации студентов соответствующего курса (контрольной недели). Результаты аттестации представляются в учебную часть и сообщаются студенту. Нарушение сроков аттестации приводит к снижению итоговой оценки за выпускную квалификационную работу.

6.6. В начале мая текущего учебного года студенты-бакалавры на заседании кафедры востоковедения проходят предзащиту, где кратко отчитываются о проделанной работе (представляют план выпускного сочинения по главам и разделам; дают обзор использованных источников и наименований исследовательской литературы – прежде всего, на восточных языках; оценивают степень готовности работы). Во время проведения предзащиты по рекомендации кафедры и научного руководителя определяется официальный рецензент работы.

6.7. Полностью выполненная выпускная квалификационная работа представляется научному руководителю не позднее 25 мая текущего года. Выпускная работа (в двух экземплярах, с заверенными отзывами официальных рецензентов) должна быть сдана на кафедру не позднее, чем за неделю до защиты. Дата защиты определяется специальным решением деканата и кафедры востоковедения.

6.8. При нарушении сроков и порядка представления выпускной квалификационной работы студент не допускается до защиты (что соответствует неудовлетворительной оценке).

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ И

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

7.1. Курсовая и выпускная квалификационная работы, как правило, имеют следующую формальную композицию:

план (содержание) работы с указанием порядкового номера и названия глав (разделов, частей) и параграфов;

введение (обоснование теоретической и практической актуальности избранной темы исследования; анализ проблемной ситуации; историографический обзор соответствующей традиции; определение объекта и предмета изучения; формулировка цели и задач работы, а также фиксация ее хронологических и территориальных рамок; обоснование выбора источников; содержательная аргументация методологических и эффективности методических принципов исследования, лаконичное представление предполагаемой научной новизны работы; информация об апробации предварительных результатов; пояснения к структуре курсового или выпускного квалификационного сочинения). Введение курсовых, особенно на I курсе, может не содержать некоторых из вышеперечисленных пунктов (например, таких как «методология», «новизна», «апробация» и др.);

основная часть – главы (разделы, части) и параграфы, смысловые переходы между которыми должны быть логически обоснованными и текст которых желательно завершать четко сформулированными выводами;

заключение (оценка степени реализации поставленной цели и задач, определение возможных перспектив исследования обозначенной проблематики);

список использованных источников и литературы (в алфавитном порядке внутри разделов и со сквозной нумерацией; желательно вначале указывать источники и литературу на русском, затем на восточном языке (-ах) и западных языках; деление на разделы допускает варианты, которые согласуются с научным руководителем; наименования электронных справочных изданий (Интернет-ресурсов) указываются в конце списка). Список выпускного квалификационного сочинения должен содержать не менее 10 наименований непосредственно использованных в работе источников и/или исследований на восточном языке. В выходных данных помимо места и года издания необходимо указывать также издательство и количество страниц;

приложения (словари и индексы наименований реалий, имен собственных, специальных терминов (особенно иноязычных, представленных в русскоязычной транскрипции, в оригинальной графике и в переводе); схемы, таблицы, диаграммы; рисунки, иллюстрации и фотографии; фрагменты или полные авторские версии переводов ранее не публиковавшихся иноязычных текстов, в особенности на восточных языках, статистические данные и т. п.).

7.2. Объем курсовой работы должен составлять не менее 1 п. л. (40 тыс. знаков, считая с пробелами, соответствуют 20–21 странице, формат А-4, Word, Times New Roman, 12 кегль, обычный стиль, через два интервала либо 14 кегль через 1,5 интервала).

7.3. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 4 п. л. (около 100 страниц указанного выше формата)

7.4. На публичной защите выпускной квалификационной работы студент делает краткий доклад с характеристикой проблем, источников, методологических принципов исследования, а также изложением основных результатов. Объем, структура и содержание доклада заблаговременно согласуются с научным руководителем. Обычно чтение доклада не превышает 10−12 минут (данный пункт регламента устанавливается решением ГАК). Приветствуется доклад, сделанный в формате электронной визуальной презентации.

7.5. Официальный рецензент, назначенный кафедрой, предоставляет на защиту выпускной квалификационной работы отзыв в письменном виде, заверенный личной подписью и печатью соответствующего учреждения. Отзыв предполагает оценку актуальности избранной темы, репрезентативности использованных источников и литературы, адекватности методологии, логики построения работы и анализа привлеченных материалов, критические замечания. В заключение рецензент высказывает мнение относительно формальной оценки работы в целом словами «самая высокая положительная», «высокая положительная», «положительная», «удовлетворительная», «неудовлетворительная». В отзыве рецензента могут содержаться и рекомендации о целесообразности поступления в аспирантуру, публикации текста дипломного сочинения или его фрагментов, о предоставлении работы на конкурсы и т. п.

В случае невозможности присутствия рецензента на защите по уважительно причине, его отзыв зачитывается одним из членов ГАК.

Полностью готовое и оформленное квалификационное сочинение сдается выпускником на кафедру востоковедения не позднее чем за семь дней до защиты.

Выпускник получает копию отзыва за несколько дней до защиты и готовит развернутые аргументированные ответы на сделанные рецензентом замечания.

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

8.1. Курсовые и дипломные сочинения должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам, представляемым к публикации.

8.2. Текст должен быть написан грамотно, литературным языком научного стиля, отформатирован и отредактирован. Для научного стиля не характерно употребление местоимения первого лица единственного числа (желательно использовать безличные синтаксические конструкции [предполагается, что…; обычно считается, что…] и местоимение первого лица множественного числа [мы рассматриваем…], либо вести рассуждения от третьего лица [по мнению автора работы,…]).

8.3. Каждый раздел рукописи курсовой работы или диплома (содержание, введение, главы, заключение, приложения, список литературы) начинается с новой страницы. Значительные пробелы между параграфами не допускаются (не более двух строк).

Границы полей – сверху и снизу по 20 мм, слева 30 мм и справа 15 мм; обязательно выделение абзацев (5 знаков). Форматирование текста – по ширине. Переносы не допускаются.

Названия глав (разделов, частей) и параграфов форматируются по центру страницы, причем первые выделяются набором прописными (заглавными) буквами, а вторые – жирным шрифтом. После названий делается пробел в одну строку.

8.4. На титульном листе обязательно указывается название образовательного ведомства (МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) и учебного заведения (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»), факультета (Гуманитарный факультет), кафедры специализации (Кафедра востоковедения); Ф. И. О. автора работы (полностью прописными и жирным шрифтом); тема исследования (прописными без кавычек 14−16 кеглем) и его вид (курсовая или выпускная квалификационная работа); ученая степень и звание (или должность по кафедре), а также инициалы и фамилия руководителя (инициалы перед фамилией!); место и год выполнения работы.

8.5. Ссылки на источники и научную литературу могут быть оформлены несколькими вариантами (на усмотрение научного руководителя):

в виде отсылки к изданию (в квадратных скобках):

если указан автор/авторы – то по фамилии автора/авторов без инициалов, году публикации, номерам страницы. Например: [Иванов, 2010. C. 38];

если автор не указан – то по первым словам названия (как правило, до первого значимого существительного), году публикации, номерам страницы. Например: [Актуальные проблемы…, 2010. C. 55−57].

в виде подстрочных постраничных примечаний (комментарии, ссылки на использование архивов и интернет-ссылки справочного характера) 10-м кеглем.

Например,

1 Имеется ввиду китайская династия Тан (618−907).

2 Архив востоковедов Ин-та вост. рукописей РАН (АВ ИВР РАН). Р. I, оп. 1, д. 165, л. 1.

3 НГУ – Национальный исследовательский университет // Официальный сайт НГУ. URL: http://www.nsu.ru/exp/p3a8bff4d3666227106000000 (дата обращения 14.08.2012).

В подстрочниках также даются ссылки на экспонаты, фотоматериалы, письма и др. документы из музейных и личных коллекций.

8.6. При повторном цитировании или обращении к упомянутой выше работе приводится (в квадратных скобках) фамилия или название коллективного труда (возможно сокращение). Например: [Там же. С. 85]; [Ibid. P. 85].

Если число авторов указываемого материала – четыре или более, то при указании ссылки на него необходимо сокращение. Например: [Иванов и др., 2006]; [Smith et al., 2007]. В случае наличия в списке литературы двух наименований одного автора, изданных в одном и том же году, следует в тексте ссылки после указания года выхода добавлять буквы латинского алфавита (2004a, 2004b) и т. д., что также должно быть отражено и в списке литературы. Например: [Сидоров, 2004а]; [Smith, Johnson, 2004b]. При указании в одних квадратных скобках ссылок на несколько работ они перечисляются через точку с запятой в том порядке, в котором они приведены в списке литературы.

Например: [Иванов, 2006; Сидоров, 2004а; Johnson, 2002; Smith et al., 2007].

8.7. Если применяется непрямое цитирование недоступных или малодоступных источников и литературы, то оно оформляется следующим образом: (Цит. по: [Иванов, 2010. C. 37]). Когда требуется просто отослать читателя к какой-либо работе без ее цитирования и указания конкретной страницы, то подобный прием оформляется так: (см.: [Иванов, 2010]). Соответственно, с указанием страницы: (см.: [Иванов, 2010. С. 27]). Если необходимо указать на публикацию иной точки зрения, оценки, концепции, то в таком случае делается аналогичная вышеуказанной ссылка без указания страницы (ср.: [Иванов, 2010]) либо с указанием (см.: [Иванов, 2010. С. 136]).

8.8. Точка ставится не перед отсылкой, а после нее (если предложение или высказывание перед отсылкой закончено; в противном случае – ставится другой уместный пунктуационный знак).

Например,

…бронзовая статуэтка из жертвенной ямы [Иванов, 2010. С. 136].

В названиях глав (разделов, частей) и параграфов точка не ставится.

Например,

Глава 1. Анализ палиндрома как явления языка и культуры в китайской традиции

Кавычки, закрывающие цитату, наоборот, ставятся перед скобками отсылки (без дополнительных знаков препинания).

Например,

«…бронзовая статуэтка из жертвенной ямы» [Иванов, 2010. С. 136].

8.9. Цитаты оформляются в соответствии с правилами современной русской грамматики, после них даются соответствующие ссылки.

Между инициалами (в тексте они предшествуют фамилии, а в списке источников и литературы следуют за ней) проставляется полуинтервал (одновременное нажатие и удержание клавиш Shift и Ctrl и затем – Пробел). Он также может использоваться и в других случаях: после цифр и чисел перед сокращениями слов «век» (в.) – «века» (вв.), «год» (г.) – «годы» (гг.) и т. п. Века и тысячелетия обозначаются римскими цифрами.

При этом следует подчеркнуть, что между обозначением годов и веков следует без пробелов ставить тире (так называемое короткое тире), а не дефис, тогда как при наличии дополняющих и уточняющих слов пробелы ставятся (то есть используется длинное тире).

Например,

в XX−XXI вв., но в конце XX − начале XXI вв.

8.10. Иностранные понятия, термины, названия реалий, данные в транскрипции и имеющие принципиальное значение для понимания концепции и содержания работы, выделяются курсивом. Следует обращать внимание на единообразное оформление таких мест в тексте, где одновременно дается иероглифическое написание, транскрипция и перевод. В зависимости от смыслового содержания перевод термина или понятия может быть либо в начале, либо в конце грамматической конструкции, но рекомендуемый вариант следующий: иероглифическое написание, русская транскрипция курсивом в именительном падеже, значение.

Например,

…в этом ряду можно упомянуть культуру иероглифических головоломок 字谜文化 цзыми вэньхуа

…существенный вклад в разработку интеллектуальных развлечений в Китае внесли представители сообщества интеллектуалов文人 вэньжэнь (букв. «человек культуры»)…

Допускается выделение жирным шрифтом или подчеркивание особо важных мест в тексте, не влекущее за собой явного нарушения общего графического стиля.

Оригинальная графика восточных языков дается с использованием общедоступных редакторов (напр., NJ Star, MS Mincho, SimSun и т. п.), обязательно сопровождается русскоязычной транскрипцией и переводом (где это необходимо).

8.11. В тексте работы должна использоваться русскоязычная транскрипция. В случае транскрибирования слов японского языка обязательно употребление в соответствующих позициях букв [ё] и [э], долгота гласных звуков при этом обозначается двоеточием [о:]. Послелоги как падежные показатели (форманты) следуют за знаменательными словами через дефис.

Например, хари-но ана-кара тэн-о нодзоку (яп. посл. «смотреть на небо из ушка иголки»).

При воспроизведении в тексте в оригинальном виде целых предложений или фрагментов иноязычного текста необходимо использовать и соответствующие оригинальные знаки пунктуации.

Например,

信言不美,美言不信。善者不辨,辨者不善。知者不博,博者不知。

[Лао-цзы, 1996. Гл. 81. С. 30]

8.12. Если в Приложении приводится составленный автором словарь (индекс) названий инокультурных реалий, понятий и терминов, имен собственных, то вначале по алфавиту следует транскрипция иностранных слов, затем (в квадратных скобках) оригинальная графика после которой через тире – перевод или интерпретация.

8.13. В тексте допускаются общепринятые в печатных изданиях сокращения слов: и т. п. (и тому подобное), и т. д. (и так далее), др. (другое), проч. (прочее), см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например), в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы), н. э. (нашей эры), до н. э. (до нашей эры), нач. (начало), кон. (конец), ок. (около); в ряде из них проставляется полупробел.

8.14. Графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и т. п. желательно размещать в специальных приложениях вслед за основным текстом и сопровождать подписями и комментариями. Таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака «№». В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишутся сокращенно и без знака «№», например: Рис. 1; Табл. 2, С. 34; Гл. 2.