Учебнаяпрограмма по дифференциальной психологии для студентов вы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Республики Беларусь

_________Л. А. Постоялко

«____»___________2004 г.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

по дифференциальной психологии

для студентов высших медицинских учебных учреждений

по специальности «медико-психологическое дело» 1-790105

общее количество часов – 54

Гродно – 2004 г.

Программа по дифференциальной психологии разработана в соответствии с учебным планом для медико-психологических факультетов на кафедре психиатрии с курсом общей психологии Гродненского государственного медицинского университета (доцентом кафедры, заведующим учебной частью курса общей психологии Прудило А.В., преподавателем Карнелович М.М.)

Программа по дифференциальной психологии рецензирована на кафедре медицинской психологии и психотерапии Гродненского государственного медицинского университета и кафедре общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я.Купалы.

Рецензенты: доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии Гродненского государственного медицинского университета к. м. н. Карпюк В.А., преподаватель кафедры общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я.Купалы к. пс. н. Карпинский К.В.

Программа обсуждена на Центральном научно — методическом Совете университета (протокол № от 2004 г.)

Пояснительная записка.

Программа дисциплины «Дифференциальная психология» подготовлена в соответствии с учебным планом для медико-психологических факультетов высших медицинских учебных заведений Республики Беларусь. В основу программы положена учебная программа по дифференциальной психологии для студентов психологических факультетов высших учебных учреждений Республики Беларусь.

Программа отражает содержание учебников по дифференциальной психологии, используемых при изучении данной дисциплины в высших учебных заведениях.

Цель изучения дисциплины — формирование компетентности в вопросах специфики индивидуального протекания психических процессов, свойств и состояний. Цель обучения дифференциальной психологии достигается через решение следующих задач:

— овладение категориями и основными понятиями теорий и концепций дифференциальной психофизиологии и психологии;

освоение базовых знаний в области биологической и социальной природы индивидуальных различий;

— развитие умений использования различных теоретических и методических подходов при решении проблем, связанных с индивидуально- личностными особенностями пациентов;

— формирование навыков учета индивидуально-личностных особенностей в ситуации профессионального взаимодействия.

В данной программе специальное внимание уделяется вопросу о степени наследственной обусловленности индивидуальных различий, взаимосвязи психологических характеристик с особенностями физиологии и морфологии человека, анализируется влияние социальных факторов на формирование индивидуальных различий и особенностей поведения. Это обусловлено тем, что выпускники медико-психологического факультета реализуют свои знания и умения в специфических условиях проявления индивидуальных особенностей пациентов, проблемой жизнедеятельности которых является, как правило, переживание ситуации соматического заболевания.

В программе дисциплины используются современные материалы по дифференциальной психофизиологии, психогенетике, нейропсихологии, психологии личности, знания из области экспериментальной психологии, психологической диагностики и коррекции.

Освоение психологических знаний и умений базируется на знаниях анатомии и нормальной физиологии, а также на интегративном изучении таких дисциплин, как «Общая психология», «Возрастная психология», «Психология личности».

Программа состоит из теоретического и практического разделов. В теоретической части рассматриваются: предмет дифференциальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, «теории индивидуальности», общая характеристика и закономерности формирования индивидуально-психологических различий. Раскрывается взаимосвязь индивидуальных различий и развития личности. Подробно изучаются индивидуальные различия характеристик различных психических сфер.

Практический раздел программы содержательно предполагает углубление и систематизацию знаний, приобретенных в ходе изучения теоретического раздела программы, овладение методами исследования, предназначенными для изучения индивидуально-психологических свойств. Рациональному усвоению предложенного материала в ходе практических занятий способствует комплекс методов обучения: задачи по определению отношений между категориальными понятиями; психологический анализ материалов экспериментальных исследований; задачи на определение эффективности методов исследования; реферативные сообщения на основе чтения специальной литературы; групповые тематические дискуссии по актуальным проблемам психологии индивидуальных различий; психодиагностические процедуры.

Обучение завершается дифференцированным зачетом, который проводится в форме индивидуального собеседования по предварительно составленному и доведенному до сведения студентов перечню вопросов.

Освоение материала студентами по дифференциальной психологии происходит в 6 семестре из двух источников: лекции и практические занятия. На освоение программы на медико-психологическом факультете отводится 54 часа. Из них: 22 часа — лекционные, 32 часа — практические занятия. Дифференцированный зачет по дисциплине сдается в 6 семестре.

Семестр

Количество часов

В том числе

Контроль

лекции

практические

6

54

22

32

Дифференцированный

зачет

Итого:

54

18

36

Тематический план лекций

Наименование темы

Кол-во часов

1. Теоретические подходы к исследованию индивидуальных различий.

2

2. Психофизиологические основы индивидуальных различий.

2

3. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

2

4. Межполушарная асимметрия и индивидуальные особенности психических процессов и состояний.

2

5. Индивидуальные различия сенсорно — перцептивных процессов. Сенсорная типология.

2

6. Индивидуальные различия в интеллектуальной сфере. Когнитивные стили.

2

7. Способности в структуре индивидуальности.

2

8. Индивидуальные различия мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер психики.

2

9. Психологические типологии. Психология половых различий.

2

Всего:

18

Тематический план практических занятий

Наименование темы

Кол-во часов

1. Предмет, задачи, методы и категориальные понятия дифференциальной психологии. Задачи по определению отношений между категориальными понятиями дифференциальной психологии.

2

2. Теории индивидуальности (Дж.Ройс, А.Пауелл, (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин). Проективное рисование по теме «Индивидуальность».

2

3. Психофизиологические исследования индивидуальности. Психологический анализ материалов экспериментального исследования свойств нервной системы с помощью аппаратурных методик.

2

4. Темперамент в структуре индивидуальности. Методы диагностики свойств темперамента (опросники Я.Стреляу В.М.Русалова).

2

5. Наследственность и среда в формировании индивидуальности. Психологический анализ экспериментальных данных, полученных с помощью психогенетических методов.

4

6. Проявление межполушарной асимметрии в различных сферах психики. Реферативные сообщения на основе чтения специальной литературы.

2

7. Методы исследования межполушарной асимметрии. Выявление особенностей протекания процесса возбуждения на каждом полушарии («Теппинг-тест» Е.П.Ильина).

2

8. Репрезентативные системы. Упражнения в парах на определение модальности репрезентативной системы собеседника по вербальным и невербальным ключам.

4

9. Методы диагностики когнитивных стилей. Выполнение теста словесно-цветовой интерференции Струпа. Анализ материалов экспериментальных исследований когнитивных стилей.

2

10. Психология одаренности. Индивидуальные проявления способностей. Содержание диагностико – коррекционной работы психолога с одаренными на примере иллюстративных материалов.

2

11. Методы диагностики индивидуальных различий мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер психики. Выявление особенностей мотивации и эмоций на примере тестов-иллюстраций.

4

12. Психологические типологии. Конституциональные типологии. Соматотипирование. Составление типологических «портретов» героев сказок, м\фильмов, к\фильмов по схеме У.Шелдона. Реферативные сообщения.

2

13. Типологии акцентуированных личностей. Диагностика типа акцентуаций. Анализ и определение типа акцентуаций героев литературы, кино.

2

14. Психология половых различий. Анализ материалов экспериментальных исследований индивидуально-психологических свойств мужчин и женщин с учетом выраженности маскулинности — фемининности.

2

15. Индивидуальные стили реагирования на сложные ситуации. Стиль жизни и факторы риска. Личность типа А как психологический феномен. Методы исследования личности типа А на примере тестов-иллюстраций.

2

Всего:

36

Содержание программы

Часть А. Теоретический раздел программы.

А 1. Теоретические подходы к исследованию индивидуальных различий.

Ранние психологические теории об индивидуальных различиях. «Психология индивидуальных различий» В.Штерна. Предмет, теоретические и прикладные задачи дифференциальной психологии. Разделы дифференциальной психологии. Связь с другими отраслями научного знания.

Методы и направления исследований в современной дифференциальной психологии. Психофизиологический подход. Исследования природных основ человеческих различий. Свойства нервной системы как биологическая основа индивидуально-психологических различий. Психогенетический подход. Психолингвистическое моделирование. Структурно-функциональный анализ индивидуальности. Принципы дифференциально-психологического анализа (А.В.Либин). Структурные и функциональные параметры интегрального уровня индивидуальности. Теория Б.Г.Ананьева о многоуровневой структуре индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

А 2. Психофизиологические основы индивидуальных различий.

Дифференциальная психофизиология как область знания, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности. Типологические свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий в исследованиях школы Б.М.Теплова — В.Д.Небылицына. Модели мозга (Б.М.Теплов — В.Д.Небылицын). Модели поведения (П.В.Симонов, В.М.Русалов). Модели человека (В.С.Мерлин).

Темперамент в структуре индивидуальности. Динамическая природа темперамента. Трехфакторная структура темперамента (Б.М.Теплов). Общая активность и эмоциональность в двухфакторной структуре темперамента (В.Д.Небылицын). Концепция трехуровневой структуры свойств нервной системы (В.М.Русалов). Предметная и социальная активность, эмоциональность, индивидуальный темп как факторы структуры темперамента. Регулятивная теория темперамента (РТТ) Я.Стреляу.

А 3. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

Проблема объяснения происхождения индивидуальных особенностей. Роль генотипического и средового в межиндивидуальной вариативности психологических признаков. Психогенетика как междисциплинарная область научного знания. Методы психогенетики. Метод разлученных монозиготных близнецов. Метод близнецовой пары. Метод контрольного близнеца. Метод изучения приемных детей. Семейные исследования.

Психологическое сходство близнецов. Случаи психических расстройств среди близнецов. Задержка умственного развития близнецов (А.Анастази). Индивидуальные различия между близнецами, связанные с характером взаимоотношений внутри близнецовой пары. Влияние степени различия окружающей среды на формирование психологических различий между близнецами. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций и эмоциональности (И.В.Равич-Щербо). Психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии, невротизма и психотизма (И.В.Равич-Щербо). Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.

А 4. Межполушарная асимметрия и индивидуальные особенности психических процессов и состояний.

История вопроса межполушарной асимметрии (М.Дакс, П.Брока, С.Вернике, Р.Сперри, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия). Специализация больших полушарий головного мозга. Роль функциональной полушарной асимметрии в становлении специальных человеческих типов ВНД: «мыслителя», «художника», среднего типа (И.П.Павлов). Динамика развития межполушарной асимметрии (МА) в онтогенезе (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова). Проявление МА в различных анализаторных системах, моторной сфере. Гипотезы о генезе «правшества-левшества». Индивидуально-психологические особенности субъектов с доминированием правого (левого) полушария.

Парциальный характер МА и профили латеральной организации функций (ПЛО). Типологии ПЛО. Связь типов ПЛО с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний: динамическими характеристиками двигательных функций, познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Объективные и субъективные показатели здоровья у представителей разных типов ПЛО.

А 5 Индивидуальные различия сенсорно — перцептивных процессов. Сенсорная типология.

Понятие репрезентативной системы. Ведущая сенсорная система. Первичная репрезентативная система. Референтная репрезентативная система. Поведенческие индикаторы сенсорных систем. Сканирующие паттерны глазодвигательных реакций (Д.Гриндер, Р.Бэндлер). Сенсорная типология личностей: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты. Специфические особенности в поведении, движениях, речи, дыхании, взгляде, способах слушания, движениях глаз у представителей визуального, аудиального, кинестетического, дискретного типов.

Специфические психологические проблемы пациентов, связанные с особенностями сенсорно — перцептивных процессов. Метафорические высказывания пациентов как отражение заболевания. Метафора как диагностическое и психотерапевтическое средство. Психологическое консультирование пациентов разных сенсорных типов.

А 6. Индивидуальные различия в интеллектуальной сфере. Когнитивные стили.

Определение когнитивного стиля. Когнитивные стили, выделяемые в разных направлениях исследования. Полезависимость – поленезависимость как показатели уровня психологической дифференцированности. Менингерское исследование когнитивных стилей. Уравнивание-заострение. Высокая — низкая толерантность к нереалистическому опыту. Узкий — широкий диапазон эквивалентности. Фокусирование-сканирование. Ригидный — гибкий когнитивный контроль. Рефлексивность — импульсивность. Психологическое содержание когнитивных стилей. Методы диагностики когнитивных стилей. Когнитивные стили как детерминанты процессуальных особенностей и результативных параметров деятельности субъекта. Дифференциальные характеристики воображения. Типы внимания и памяти. Стилевые характеристики мышления.

А 7. Способности в структуре индивидуальности.

Способности как индивидуально-психологические особенности. Способности и анатомо-физиологические задатки (Б.М.Теплов). Способности как интеграция свойств субъектного уровня (Б.Г.Ананьев). Исследования проблемы способностей Э.А.Голубевой. Уровень природных предпосылок способностей («организм») и личностный уровень способностей («личность»). Взаимосвязь способностей с другими психологическими свойствами в структуре индивидуальности. Эмоциональность и активность как детерминанты связи между разными подструктурами психологических свойств. Индивидуально-личностные особенности и специфические психологические проблемы одаренных людей.

А 8. Индивидуальные различия мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер психики.

Индивидуальная выраженность потребностей (Н.П.Фетискин, Е.А.Сидорова). Мотив как устойчивое свойство личности (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, К.К.Платонов, В.С.Мерлин). Психологические особенности индивидов с разными типами мотивационной структуры (М.Неймарк). Типы личностной направленности: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д.И.Фельдштейн, И.Д.Егорычева). Направленность личности как фактор, структурирующий личность в целом. Мотивационные свойства личности, связанные с экстернальностью и интернальностью Особенности мотивации при различных заболеваниях.

Эмоциональная черта как склонность индивида к переживанию эмоционального состояния. Эмоциональные паттерны как личностные черты. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты (А.В. Либин). Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. Эмоции в развитии психических расстройств. Волевые качества как личностные свойства.

А 9. Психологические типологии. Психология половых различий.

Понятие «типа» как совокупности физических и психических особенностей. Конституциональная типология Э. Кречмера и ее значение для медицинской практики. Типы телосложения. Характеристика циклоидных и шизоидных типов «темперамента». Параметрическая типология У.Шелдона. Соматотипирование. Построение психологических типологий. Типология характеров Теофраста. Типология темперамента В.Вундта. Типология психопатий О.Гросса. Типология личности К.Г.Юнга. Типологии акцентуированных личностей.

Биологические механизмы половой дифференциации. Процесс половой социализации. Теории и гипотезы формирования половых различий в процессе социализации (Э.Маккоби, К.Джэклин). Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента, темпах моторного развития. Пол и функциональная асимметрия. Аномалии психического развития и заболеваемость мужчин и женщин. Особенности способностей мужчин и женщин. Половые различия в мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах психики. Понятие психологического пола. Маскулинность и фемининность. Модель андрогинии. Маскулинность — фемининность в выборе рода занятий.

Часть B. Практический раздел программы

B 1. Предмет, задачи, методы и категориальные понятия дифференциальной психологии.

Предмет и задачи дифференциальной психологии. Основные понятия дифференциальной психологии. Принципы (А.В.Либин) и методы изучения психологии индивидуальных различий. Исследование репрезентативных выборок. Групповой и индивидуальный анализ. Анализ профилей психологических черт, биографический метод (В.Штерн). Методы идиографического исследования индивидуальности. Методы исследования наследственных факторов индивидуальных различий. Каузометрический анализ (А.А.Кроник). Феноменологические методы оценивания индивидуальности.

Задачи по определению отношений между категориальными понятиями дифференциальной психологии и методов исследования индивидуально-психологических различий.

B 2. Теории индивидуальности.

Взаимосвязи между характеристиками различных психических сфер. Многофакторные системы индивидуальности. Индивидуальность как иерархическая многоуровневая структура. Сенсорная, моторная, когнитивная, аффективная системы стилей и ценностей как компоненты структуры индивидуальности (Дж.Ройс, А.Пауэлл). Иерархия организации свойств человека (Б.Г.Ананьев). Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Стиль деятельности как основа многозначных связей между свойствами в структуре индивидуальности.

Проективное рисование по теме «Индивидуальность».

B 3. Психофизиологические исследования индивидуальности.

Типологические свойства нервной системы как природная основа индивидуально-типологических различий (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, П.В.Симонов, В.М.Русалов). Выделение ЭЭГ- параметров как показателей общих свойств нервной системы.

Аппаратурные методики исследования свойств нервной системы: КТ, МРТ, ПЭТ, СМК, КЭТ, ЭЭГ, ЭМГ, МЭГ, ЭАК, КГР.

Психологический анализ материалов экспериментальных исследований свойств нервной системы с помощью аппаратурных методик.

B 4. Темперамент в структуре индивидуальности.

Определение темперамента. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Свойства темперамента. Критерии свойств темперамента по И.М.Палей, В.К.Горбачевскому, В.Д.Небылицину, В.М.Русалову, Я.Стреляу.

Методы диагностики свойств темперамента. Опросник Я.Стреляу (ТОС-П) по выявлению силы возбуждения и торможения, подвижности нервной системы. Опросник структуры темперамента В.М.Русалова (ОСТ). Шкалы эмоциональной возбудимости, реактивности-активности, психического темпа, сензитивности, резистентности, пластичности-ригидности.

B 5. Наследственность и среда в формировании индивидуальности.

Показатели наследственности. Основные понятия психогенетики. Количественные психогенетические модели. Генетические эффекты. Средовые эффекты. Типы средовых влияний. Понятия «общая» и «индивидуальная» среда. Систематические и случайные влияния среды. Генотип — средовые эффекты, корреляции, взаимодействия. Ассортативность.

Психологический анализ экспериментальных данных, полученных с помощью психогенетических методов (по А.Анастази, И.В.Равич-Щербо).

B 6. Проявление межполушарной асимметрии в различных сферах психики.

Проявление межполушарной асимметрии в моторной сфере. Гипотезы о генезе право- и леворукости в человеческой популяции. Феномен «психического» левшества. Типологии ПЛО по схеме «рука-ухо-глаз». Проявление межполушарной асимметрии в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах психики.

Реферативные сообщения по темам: «Трудности леворукого ребенка», «Межполушарная ассиметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования», «Особенности пространственной ориентации при различных ПЛО» на основе чтения специальной литературы.

B 7. Методы исследования межполушарной асимметрии.

Оценка функциональной асимметрии полушарий. Методика «Теппинг-тест» Е.П.Ильина. Выявление особенностей протекания процесса возбуждения на каждом полушарии. Способы определения асимметрии тактильного восприятия. Методика определения доминирующего полушария (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.). Методы определения мануальной асимметрии. Мономануальные и бимануальные тесты. Коэффициент мануальной асимметрии.

Реферативные сообщения по темам: «Функциональная асимметрия и ее роль в генезе артериальной гипертензии», «Межполушарная асимметрия и помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности мозга» на основе чтения специальной литературы.

B 8. Репрезентативные системы.

Индивидуальные различия сенсорно-перцептивных процессов. Методы диагностики модальности репрезентативной системы (РС) пациента. Выполнение методики «Синестезия» по определению ведущего сенсорного канала и структуры РС личности. Упражнения в парах на различение глазодвигательных реакций, определение модальности РС собеседника по вербальным и невербальным ключам, пристройку собственной РС к РС партнера.

Метафора как диагностическое и психотерапевтическое средство (Д.Гордон). Реферативное сообщение по теме «Терапевтические метафоры» на основе чтения специальной литературы.

B 9. Методы диагностики когнитивных стилей.

Психологическое содержание когнитивных стилей (КС). Методы диагностики индивидуальных различий КC: тест стержня и рамки, корректирование положения тела, тест вращающейся комнаты, тесты схематизации, методики мнимого движения и искажения пространственных соотношений между объектами, тесты сортировки, тесты внешних и внутренних помех. Выполнение теста словесно-цветовой интерференции Струпа с целью диагностики КС «ригидный-гибкий контроль».

Анализ материалов экспериментальных исследований влияния КС «рефлексивность-импульсивность» на процессуальные особенности и результативные параметры управленческой и исполнительской деятельности.

B 10. Психология одаренности. Индивидуальные проявления способностей.

Способности в структуре индивидуальности. Уровни развития способностей. Теории одаренности: патологическая, психоаналитическая, качественного превосходства, количественного превосходства. «Стигмы» гениальности (В.П.Эфроимсон).

Методы изучения одаренности. Специфические психологические проблемы одаренных (по Л.Холлингуорту). Противоречия в физическом, интеллектуальном и социальном развитии. Содержание работы психолога с одаренными людьми.

B 11. Методы изучения индивидуальных различий мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер психики.

Методы диагностики мотивации на примере тестов-иллюстраций. Методика изучения выраженности различных потребностей личности. Тест тематической апперцепции (ТАТ) как метод измерения мотивации достижения. Диагностика мотивационной структуры личности ( В.Э.Мильман ). Выполнение методики «Мотивация выбора медицинской профессии» (А.П.Василькова).

Анализ экспериментальных данных исследований индивидуальных различий эмоций. Тревожность, застенчивость, стыд и вина как личностные черты. Опросник тревоги и тревожности (STAIC).

B 12. Психологические типологии.

Практическое значение психологических типологий для психологии и психиатрии. Понятие типа и параметра. Сравнительная характеристика типологий Э.Кречмера и У.Шелдона. Анализ и определение мужских и женских типов конституций на основе фотоиллюстраций. Составление типологических «портретов» героев сказок, м\фильмов, к\фильмов по схеме У.Шелдона.

Реферативные сообщения по темам «Типология характера Теофраста», «Типы экстравертов и интровертов по К.Г.Юнгу», «Виды психопатий по О.Гроссу» на основе чтения специальной литературы.

B 13. Типологии акцентуированных личностей.

Понятие акцентуации. Значение акцентуаций в развитии психических расстройств. Типология акцентуаций К. Леонгарда. Типологическая модель А.Е.Личко. Характеристика типов психопатий и акцентуаций характера.

Опросник акцентуаций Г.Шмишека. Диагностика типа акцентуаций. Анализ и определение типа акцентуаций героев литературы, кино на основе иллюстративных материалов.

B 14. Психология половых различий.

Система половой дифференциации. Содержание принципа маскулинной дополнительности («Принцип Адама» Д.Мани). Полоролевая ориентация и психологическая адаптированность. Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола.

Методика «Маскулинность-фемининность» С.Бем. Анализ материалов экспериментальных исследований свойств эмоциональной сферы, стилей поведения, самооценки, способностей мужчин и женщин с учетом выраженности маскулинности-фемининности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст