Учебная программа для специальности 1-24 01 02 «Правоведение» Ф

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

УО «Полоцкий государственный университет»

_____________ Д.Н. Лазовский

«___» __________ 20__ г.

Регистрационный № УД — ______/р.

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Учебная программа для специальности:

1−24 01 02 «Правоведение»

Факультет: юридический

Кафедра: теории и истории государства и права

Курс: 3 / 2* / 4**

Семестр: 5 / 4* / 8**

Лекции: 14 ч. / 4 ч.* / 4 ч.**

Практические (семинарские) занятия: 10 ч. / 2 ч.* / 2 ч.**

Зачет: 5 / 4* / 8**

Всего аудиторных часов по дисциплине: 24 ч. /6 ч.* / 6 ч.**

Всего часов по дисциплине (дневная форма):46ч.

Форма получения высшего образования дневная /

* Форма получения высшего образования заочная полная /

** Форма получения высшего образования заочная сокращенная

Составил: Пугачев Александр Николаевич, к.ю.н., доцент

2010

Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы «Правотворческий процесс» для высших учебных заведений для юридических специальностей, утв. Министерством образования Республики Беларусь 24 ноября 2006 г., регистрационный № ТД-Е.041/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры теории и истории государства и права УО «ПГУ»

«___» ________ 2009 года

Протокол №____

Заведующий кафедрой ___________ А.Н. Пугачев

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочей программы методической комиссией юридического факультета УО «ПГУ»

«___» ________ 20___ года

Протокол №____

Председатель ___________И.Н. Троцкая

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом УО «ПГУ»

«___» ________ 20___ года

Протокол № ____

Председатель Научно-методического совета УО «ПГУ»

__________________ В.В. Булах

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общие требования к формированию компетенций выпускника.

С тех пор, как возникло право, проблемы его образования и функционирования, форм его организации и существования постоянно привлекал к себе повышенное внимание ученых, политиков, практикующих юристов. Это закономерно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития национальных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость.

Вопросы, касающиеся нормотворчества и источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и самого права. В современном мире очень велика роль права, как важнейшего нормативного регулятора общественных отношений. Юридическими нормами регламентировано большинство сфер, где активно проявляют себя государство, личность, коллективные общности. В процессе развития цивилизации происходило усложнение и конкретизация нормативных предписаний, появлялись новые объекты правового регулирования.

В любом европейском государстве существует значительный массив законодательных и иных нормативных актов, содержание которых позволяет определять важнейшие политические, экономические, социальные, культурные параметры развития общества. В современном демократическом правовом государстве невозможно поступательное развитие вне юридических рамок и границ, безусловной реализации принципа верховенства права. В условиях глобализации огромное влияние на национальные правовые системы оказывают международные правотворческие факторы.

Существовавшие и ныне функционирующие правовые системы очень специфичны в силу особенностей объективного и субъективного характера, однако правотворчеству, как особой форме деятельности придается первостепенное значение. Не удивительно, что всю свою историю человечество стремилось создать идеальные законы, позволяющие гармонично существовать личности, обществу, государству.

С тех пор, как Беларусь вступила на суверенный путь развития, она столкнулась с проблемой создания собственного законодательства, как легальной основы поступательных преобразований. Поэтому для нашего государства особое значение в этой связи приобретает механизм правотворчества, который в максимальной степени должен предусматривать соединение правовых теоретических конструкций и политико-правового содержания принимаемых решений, облекаемых в форму нормативного акта.

Поэтому следует считать совершенно оправданной инициативу Совета Министров Республики Беларусь о введении в учебные планы юридических факультетов специального курса о нормотворческой деятельности государственных органов (поручение Министерству образования от 24 августа 2006г. № 10/226 – 519). Соответствующая типовая учебная программа была составлена и отрецензирована юристами – учеными БГУ (С.М. Сивец, Г.А Василевич, И.И. Мах) и утверждена 24.11.2006г. (Регистрационный № ТД – Е 041/тип.).

В рамках курса изучаются теоретические основы правотворческой деятельности; роль Парламента, Президента, Правительства в правотворческом процессе; особенности участия республиканских органов государственного управления в правотворчестве; исследуется специфика судебного правотворчества и органов прокуратуры; анализируется правотворчество местных органов управления и самоуправления; дается характеристика существующей системы источников права в Республике Беларусь.

Отрадно отметить, что министерские рабочие учебные планы 2008г. предусматривают изучение дисциплины «Правотворческий процесс» как обязательный компонент для всех юридических специальностей и специализаций, а не только в рамках спецкурса.

Дисциплина «Правотворческий процесс» способствует формированию специалиста в рамках академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Студент должен обладать следующими академическими компетенциями:

владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в сфере правотворческой деятельности;

уметь работать самостоятельно, выдвигать и обосновывать идеи в области правотворческого процесса;

владеть навыками системного и сравнительного анализа юридических норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, имеющих отношение к правотворческому процессу;

владеть исследовательскими навыками и междисциплинарным комплексным подходом при решении нормотворческих проблем;

освоить лингвистические навыки для подготовки необходимых нормативных документов, деловой переписки, обращения в нормотворческие органы;

постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и повышать свою квалификацию;

иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ.

Также студент должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;

быть способным к социальному взаимодействию;

обладать способностью к межличностным коммуникациям;

владеть навыками формирования здорового образа жизни;

быть способным к критике и самокритике;

уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;

знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь следовать им.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

работать с нормативными правовыми актами;

составлять и контролировать исполнение документов в соответствии с принятыми стандартами;

анализировать и оценивать собранные данные;

взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

юридическая деятельность:

знать теоретические основы правотворческого процесса;

уметь применять нормативные правовые акты по вопросам правотворческой деятельности;

знать принципы и методы нормотворческой деятельности;

анализировать практику реализации нормативных правовых актов.

научно-исследовательская деятельность:

разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в сфере нормотворческой деятельности;

собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по исследовательским направлениям, выбирать оптимальные методы и средства решения научно-исследовательских задач;

разрабатывать и совершенствовать учетно-аналитический инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

осуществлять самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами правотворческого процесса.

инновационная деятельность:

на основе научного планирования организовывать поиск, сбор, анализ и систематизацию информации по перспективным направлениям развития нормотворческой деятельности в Республике Беларусь;

постоянно работать с новейшей научной и патентной литературой;

осваивать современные образовательные технологии в области высшего юридического образования применительно к проблематике правотворческой деятельности.

2. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса — всесторонне и комплексно рассмотреть со студентами этот правовой институт, его основополагающие принципы, перечень субъектов, участвующих в правотворческом процессе, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия друг с другом, особенности различных стадий правотворческого процесса; выявить пробелы и несоответствия в законодательстве, сложности его применения и пути их преодоления; изучить закономерности и проследить динамику развития правотворческого процесса на современном этапе становления Республики Беларусь как суверенного и независимого государства. Конечная цель — сформировать у студентов знания и умения по курсу «Правотворческий процесс», необходимые им для практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

общие понятия и термины, используемые в правотворческом процессе;

методологию научного познания правовых явлений;

особенности нормотворческой деятельности Главы государства;

законотворческий процесс в Парламенте;

отличительные черты правотворчества Совета Министров и республиканских органов государственного управления;

специфику судебного нормотворчества и органов прокуратуры;

правотворческие формы деятельности органов местного управления и самоуправления;

систему источников права Республики Беларусь;

базовые институты правотворческой деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

грамотно и свободно ориентироваться и анализировать действующее законодательство, профессионально оценивать практику его применения, понимать и прогнозировать тенденции его развития;

анализировать позитивные и негативные тенденции в развитии законодательства;

находить наиболее рациональные подходы для разрешения коллизий и кризисных ситуаций;

профессионально использовать полученные знания для аргументации своей общественной и научной позиции;

четко и обоснованно формулировать авторские предложения по совершенствованию белорусского законодательства;

оценивать зарубежный правотворческий опыт и находить способы использования его при характеристике отечественной практики правотворческой деятельности;

анализировать структуру нормы права и правила её закрепления в нормативном правовом акте, соотношение элементов норм права и элементов норм правового акта.

Прослушав и изучив курс «Правотворческий процесс», студент должен приобрести навыки и умения:

выработки критериев оценки эффективности нормотворческой деятельности, в том числе инициатив по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

поиска необходимой информации для постоянного пополнения профессиональных знаний;

обнаружения, выявления в действующем законодательстве явных и мнимых пробелов, коллизий и правотворческих ошибок;

анализа принятия и издания нормативных правовых актов с целью обнаружения актов, несоответствующих законодательству и принципам права;

неукоснительного соблюдения в рамках правотворческого процесса прав и законных интересов личности, общества, государства, уважительного отношения к человеку и гражданину.

В целом изучение курса дает студентам возможность, используя полученные знания и приобретенные умения, оценивать динамику нормотворческой деятельности в рамках национальной правовой системы, эффективность и достаточность нормативного регулирования общественных отношений, практику реализации важнейших норм в области правотворческого процесса.

3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Изучение правотворческого процесса основывается на знаниях общей теории права, конституционного и административного права, политологии и теории прав человека.

4. Структура содержания учебной дисциплины.

В основе структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип, который предполагает разбивку теоретического материала на относительно самостоятельные учебные разделы и темы. По каждому разделу, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В данном случае, это представление теоретического материала в виде презентаций, решение и осбуждение задач, выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам, различные формы текущего контроля знаний.

5. Методы (технологии) обучения.

При изучении дисциплины «Правотворческий процесс» применяются следующие эффективные методики и технологии:

технология учебно-исследовательской деятельности;

коммуникативные технологии (дискуссия и другие методы активного обучения);

рейтинговые технологии;

использование УМК и практикумов;

информационные технологии в форме презентаций;

тестирование без применения компьютерных технологий.

6. Диагностика компетенций студентов.

Для мониторинга качества изучения дисциплины и диагностики компетенций студентов используется следующий диагностический инструментарий:

— тесты и тестовые задания, задачи, разноуровневые контрольные задания (направленные на проверку знаний),

— задания для письменной самостоятельной работы (направлены на анализ и использование полученных знаний),

— устный опрос и дискуссии во время занятий (направлены на проверку знаний и развитие аналитического мышления),

— работа с конституционным законодательством (направлена на изучение и анализ конституционно-правовых норм),

— деловые игры (направлены на усвоение полученных знаний, их творческое применение),

— рефераты и доклады по отдельным разделам дисциплины (направлены на поиск, изучение и анализ дополнительной литературы по дисциплине),

— проведение коллоквиумов;

— зачет.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС)

Тема 1. Теоретические основы правотворческой деятельности.

Введение в курс. Актуальность правотворческого процесса для Республики Беларусь. Совершенствование законодательства как научная и практическая проблема: история вопроса.

Понятие правотворчества и процесса формирования права. Правотворчество как важнейшее направление государственной деятельности. Определение нормотворческой деятельности. Принципы правотворческой деятельности. Факторы правообразования. Структура правообразования. Планирование нормотворческой деятельности.

Субъекты правотворчества. Проблемы разграничения видов правотворчества. Формы правотворчества. Нормотворчество государственных органов. Непосредственное правотворчество населения. Санкционирование обычаев и корпоративных норм. Модели и стадии нормотворческого процесса. Нормообразование в международном праве. Международные договоры, принципы и обычаи.

Понятие и причины правотворческих ошибок. Типология правотворческих ошибок. Понятие и причины коллизий в нормотворческой деятельности и законодательстве. Виды юридических коллизий. Способы преодоления и устранения юридических коллизий. Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

Понятие нормотворческой техники. Принципы и компоненты нормотворческой техники. Структура и реквизиты нормативного правового акта. Способы изложения нормативных предписаний. Язык и терминология законодательства. Техника отмены нормативных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений.

Тема 2. Юридическая терминология и фразеология, язык и стиль законодательства.

Юридические понятия и термины. Юридические определения. Значение законодательных дефиниций. Нормы – дефиниции в системе права Республики Беларусь. Гносеологическая и методологическая функции юридических понятий. Категории в праве.

Юридическая терминология как результат изменяющихся общественных отношений. Типология групп понятий, закрепленных современным правом. Неологизмы, историзмы и архаизмы в законодательстве. Юридическая лексика в историческом измерении.

Язык и терминология законодательства. Обиходные слова и выражения повседневной речи в действующем законодательстве. Общеупотребимые слова и выражения в юридическом контексте. Профессиональные юридические понятия и термины. Понятия и термины, пришедшие в юриспруденцию из специальных сфер. Тавтология, клише, штампы в юридической лексике. Письменная и устная речь юриста.

Источники юридического терминологического аппарата. Словообразование. Переосмысление. Словосочетание. Заимствование. Иностранные термины в действующем законодательстве. Жаргонная лексика. Терминологическая унификация. Принципы юридического терминологического аппарата. Языковые требования, предъявляемые Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». О чистоте речи юриста.

Тема 3. Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь) — как субъект правотворческой деятельности

1.Правотворческая (законодательная) инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Механизм реализации права законодательной инициативы. Стадии законодательного процесса.

Подготовка законопроекта для рассмотрения на сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (подготовительная, основная и заключительная стадии). Правотворчество постоянных комиссий нижней палаты Парламента. Задачи и функции головной комиссии. Объявление законопроекта срочным к рассмотрению. Рассмотрение проектов законов на сессии Палаты представителей в первом чтении. Подготовка и рассмотрение проектов законов во втором чтении. Голосование в Палате представителей. Принятие (отклонение) проекта закона. Ратификация и денонсация международных договоров.

Рассмотрение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь. Правотворчество постоянных комиссий верхней палаты Парламента. Задачи и функции ответственной комиссии. Голосование в Совете Республики. Одобрение (не одобрение) законопроекта.;

Повторное рассмотрение законопроектов, отклоненных Советом Республики. Механизм и принципы создания согласительной комирсии. Порядок ее работы. Голосование членов согласительной комиссии. Окончательное решение по законопроекту.

Подписание закона Президентом Республики Беларусь. Право отлагательного вето Президента на закон или на его отдельные положения. Механизм преодоления отлагательного вето Президента.

Опубликование закона и вступление его в силу. Порядок изменения и дополнения закона. Толкование закона.

Тема 4. Президент Республики Беларусь — как субъект правотворческой деятельности

Место и роль Президента в правотворческом процессе. Акты Президента, их конституционно-правовая природа. Делегирование законодательных полномочий Президенту Парламентом. Временные декреты Президента. Механизм их принятия и юридическая сила. Задачи и функции Администрации Президента в правотворческом процессе.

Взаимодействие Президента с Национальным собранием и его палатами по вопросам правотворчества. Реализация права законодательной инициативы Президента в Палате представителей. Процедура получения согласия Президента на внесение законопроекта, следствием принятия которого может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. Объявление законопроекта срочным к рассмотрению. Обращения Президента к Парламенту.

Взаимодействие Президента с органами государственного управления в сфере правотворчества. Формы и механизм взаимодействия Президента с Правительством в нормотворческой сфере. Контрольные функции Президента. Взаимодействие Президента с министерствами, государственными комитетами, исполнительными комитетами местных Советов депутатов и иными органами исполнительной власти.

Взаимодействие Президента с судебной властью по вопросам правотворчества. Инициирование Президентом судебной проверки соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь. Обеспечение конституционного контроля в отношении актов Президента.

Местные Советы депутатов и Президент в сфере правотворчества. Формы взаимодействия. Контрольные функции Президента. Механизм приостановления Президентом решений местных Советов депутатов.

Тема 5. Правительство — Совет Министров Беспублики Беларусь и республиканские органы государственного управления как субъекты правотворческой деятельности

Место и роль Правительства в механизме государственного правотворчества.Формы осуществления Правительством правотворческой деятельности. Механизмосуществления Правительством правотворческой деятельности. Акты Правительства.Юридическая сила актов Правительства. Опубликование и вступление в силу актовПравительства.

Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом по вопросамправотворческой деятельности. Право законодательной инициативы. ОтветственностьПравительства.

Республиканские органы государственного управления в правотворческомпроцессе. Компетенция. Виды актов. Юридическая сила актов. Специфика осуществленияправотворческой деятельности.

Тема 6. Судебная власть и прокуратура в правотворческом процессе.

Правотворческая роль судов: история проблемы. Область судебного правотворчества. Пробелы в праве. Правовая аналогия. Нормоконтроль судебными органами. Пределы и средства судебного правотворчества. Формы участия органов судебной власти в правотворческом процессе.

Право судебной практики. Истоки права судебной практики. Особенности изучения права судебной практики в дореволюционной российской юриспруденции. Судебная практика в советский период. Текущая, прецедентная и руководящая практика судов. Трактовка современными учеными права судебной практики. Соотношение понятий «судебное право» и «прецедентное право». Неопределенность и внутренняя противоречивость прецедента как источника романо-германского права.

Формы судейского права в Республике Беларусь. Судебные решения как источник права. Разъяснения высших судов. Юридическая природа Постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Судебный обычай. Доступность решений и политика судебной власти. Формы судебного реагирования на выявленные юридические коллизии. Взаимодействие судебных органов с органами законодательной и исполнительной ветвей власти, Президентом по вопросам совершенствования законодательства. Судебная статистика как важный фактор правотворческой деятельности. Судебный прецедент и возможности его локализации в правовой системе Республике Беларусь.

Формы участия органов прокуратуры в нормотворческой деятельности. Юридическое значение актов Генерального прокурора. Взаимодействие органов прокуратуры с другими государственными органами по вопросам совершенствования законодательства. Пределы и средства правотворчества Генерального прокурора.

Тема 7. Конституционный Суд Республики Беларусь как субъект правотворческого процесса.

Конституция и конституционность в правовом государстве. Охрана конституции и состояние законодательства. Формы влияния конституционных судов на правотворческий процесс. Понятие, структура и особенности практики конституционного правосудия. Особенности правотворческой функции органов конституционной юстиции.

Конституционные суды как «негативные законодатели». «Позитивное законодательствование» « конституционных судов. Конституционные суды и официальное толкование основного закона. Устранение и преодоление пробелов в законодательстве в процессе осуществления конституционного правосудия. Нормотворческая инициатива конституционных судов. Взаимодействие Конституционного Суда Республики Беларусь с другими государственными органами по вопросам совершенствования законодательства.

Понятие акта конституционного правосудия. Классификация актов конституционного судопроизводства. Итоговые решения Конституционного Суда Республики Беларусь. Окончательные и промежуточные решения Конституционного Суда. Понятия и виды заключений Конституционного Суда. Нормативное значение заключений Конституционного Суда. Универсальный характер заключений Конституционного Суда как нормативного правового акта. Послание и Регламент Конституционного Суда. Заключения Конституционного Суда в системе законодательства Республики Беларусь. Действие и исполнение итоговых решений конституционных судов. Оглашение и вступление в силу итоговых решений Конституционного Суда. Исправление неточностей и явных ошибок в решениях Конституционного Суда. Толкование Конституционным Судом ранее принятых решений и определение их юридической силы.

Правовые позиции конституционных судов. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Беларусь как аргументация правовых выводов итогового решения. Виды правовых позиций Конституционного Суда Республики Беларусь. Юридическая сила и значение правовых позиций Конституционного Суда. Проблемы пересмотра Конституционным Судом ранее сформулированных правовых позиций.

Тема 8. Правотворчество местных органов управления и самоуправления.

Характерные черты правотворческого процесса в административно-территориальных единицах Республики Беларусь. Местные субъекты правотворческого процесса. Местные референдумы. Собрания граждан по месту жительства. Правотворческая деятельность органов местного управления и самоуправления.

Правотворческая деятельность местных Советов депутатов. Формы и механизм осуществления. Виды актов. Юридическая сила актов. Правотворчество постоянных комиссий местных Советов депутатов.

Правотворческая деятельность исполнительных комитетов местных Советов депутатов. Формы и механизм осуществления. Виды актов. Юридическая сила актов.

Формы взаимодействия субъектов местного управления и самоуправления друг с другом в процессе правотворческой деятельности.

Тема 9. Источники права в Республике Беларусь.

Источники права как результат правотворческого процесса. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права. Понятие формы права. Естественное право: формы и источники. Системно-иерархический характер форм и источников права. Виды источников права в Республике Беларусь.

Нормативный правовой акт в системе источников современного белорусского права. Классификация нормативных правовых актов Республики Беларусь. Юридическая сила НПА. Конституция Республики Беларусь – Основной закон государства. Сравнительный анализ Конституций Беларуси 1994 и 1996 годов: их общее и особенное.

Правовой договор как источник права. Отличие договора нормативного содержания от нормативного правового акта. Отличие нормативного договора от индивидуального договора в механизме правового регулирования. Общепризнанные принципы и нормы международных договоров в правовой системе Беларуси.

Обычай как источник права. Сфера применения правового обычая в Республике Беларусь. Обычно предъявляемые требования в сфере гражданских отношений как модификация правового обычая. Второстепенный и субсидиарный характер правового обычая. Преемственность в праве.

Источники современного зарубежного права. Источники романо – германского права. Обусловленность системы источников права особенностями становления и развития романо – германской правовой семьи. Источники англосаксонского права. Специфические черты и особенности системы общего права, обусловившие юридическую природу и характер его источников. Источники религиозных и традиционных правовых систем: общий обзор. Становление и содержание Европейского права. Унификация права. Взаимосвязи национальных правовых систем по линии правотворчества.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

ЛекцииПрактические (семинарские) занятияЛабораторные занятияУправляемая самостоятельная работа1234567891.Тема 1. Теоретические основы правотворческой деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст