Учебная программа дисциплины «история политических и правовых уч

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор,

проректор по учебной работе

_________________ С.Н. Туманов

«22» июня 2012 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

По направлению подготовки 03090062 – Юриспруденция

Саратов 2012

Учебная программа по дисциплине «История политических и правовых учений» составлена на основании учебного плана, утвержденного ректором ФГБОУ ВПО «СГЮА» и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 03090062 – Юриспруденция.

Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины ХIХ века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)

Учебная программа обсуждена

на заседании кафедры истории

государства и права

«4» июня 2012 г.

Протокол № 12

Учебная программа

утверждена на Учебно-методическом Совете ФГБОУ ВПО «СГЮА»

«18» июня 2012 г.

Протокол № 5

Заведующий кафедрой

истории государства и права,

профессор О.Ю. РЫБАКОВ

Введение

История политических и правовых учений относится к циклу дисциплин ОПД, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 03090062 – Юриспруденция и входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования.

История политических и правовых учений, будучи юридической дисциплиной, тесно связана с целым рядом иных юридических дисциплин, но более всего с теорией государства и права, всеобщей и отечественной историей государства и права, а также историей философии. Поэтому для успешного усвоения истории политических и правовых учений необходимо знание разделов:

а) истории философии, которые характеризуют общий процесс познания окружающего мира в эпоху античности, средневековья и Нового времени;

б) теории государства и права, где речь идет о происхождении государства и права, их сущности, типах и формах;

в) всеобщей истории государства и права, в которых рассматриваются государство и право Древнего Востока, античного мира, Голландии и Англии ХVII вв., Франции и США ХVIII в., а также ведущих европейских стран XIX–ХХ столетия;

г) истории отечественного государства и права, где затрагиваются вопросы происхождения, сущности, типов и форм права и государства, а так же особенности общественного строя, классовая сущность государства и права в их историческом развитии.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история политических и правовых учений оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития политико-правовой мысли.

Требования, предъявляемые к освоению ИППУ.

Обучающийся должен освоить:

критерии оценки политико-правовых доктрин;

становление и развитие политико-правовой идеологии;

политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков;

политические и правовые учения Нового времени;

теория естественного права;

теория разделения властей;

ранний социализм;

политические и правовые учения России;

правовые и политические учения Канта и Гегеля;

либеральные политико-правовые доктрины;

социалистические политико-правовые теории;

марксистские правовые учения;

основные политические и правовые учения второй половины ХIХ века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

Формирование представлений о предмете истории политических и правовых учений:

«пассивное» восприятие и накопление информации о политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

приобретение навыков целенаправленного восприятия знаний о историко-правовых явлениях и процессах определявших закономерности становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

приобретение обучающимися знаний о всеобщем процессе возникновения, становления и развития государственно-правовых взглядов, получивших оформление в политико-правовых идеях, концепциях, доктринах и теориях;

обогащение знаний и формирование представлений о политических идеалах, обеспечивающих полноценное восприятие этапов становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

формирование представления о закономерностях возникновения, становления и развития политико-правовой мысли в конкретно-исторических условиях.

II. Формирование теоретических понятий:

обогащение словаря юридических терминов (существовавших на разных этапах развития политико-правовой мысли);

выделение и распознавание юридических понятий среди других:

по существенным признакам;

на основе овладения приемами сравнения;

3)овладение приемами группировки, классификации и обобщения знаний о закономерностях развития политико-правовой мысли с целью формирования понятий.

III. Оперирование историко-теоретическими знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности:

1) обучение применению историко-теоретических знаний в самостоятельной практической деятельности;

2) обучение применению историко-теоретических знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, соединению их с новыми понятиями, выработке новых историко-правовых знаний.

Основными целями и задачами изучения данного курса являются:

формирование юридического мировоззрения у обучающихся, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

формирование у обучающихся твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости;

уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о закономерностях становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

приобретение умений анализа памятников политико-правовой мысли, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации;

овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ политико-правовых идей, концепций, доктрин и теорий.

6. показать эволюцию европейской и российской политико-правовой мысли, в рамках которой постепенно выкристаллизовывалось убеждение в особой значимости государства и права для создания свободного гражданского общества;

7. продемонстрировать всеобщую преемственную связь основных направлений государственно-правовой мысли различных эпох;

8. научить обучающихся находить в каждом из направлений рациональные моменты, которые способствовали формированию современного представления о роли государства и права в жизни общества.

После изучения данного курса обучающиеся должны:

знать:

— этапы становления и развития политико-правовой мысли;

— основные памятники политико-правовой мысли стран Западной Европы, Востока и России на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;

— основные закономерности становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

— особенности становления государства и права в странах Западной Европы, Востока и России;

— теоретическое обоснование важнейших политико-правовых институтов на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;

быть способными обобщить результаты, полученные в процесс изучения как гуманитарных, так и обще юридических дисциплин;

уметь самостоятельно анализировать политико-правовые явления и памятники политико-правовой мысли, раскрывать их взаимосвязь на разных этапах исторического развития;

иметь:

навыки аналитической работы с политико-правовыми идеями, концепциями, доктринами и теориями;

— навыки применения политико-правового опыта к конкретным жизненным ситуациям;

навыки научно-исследовательской работы в области юриспруденции;

навыки сравнительно-исторических исследований политико-правовой мысли определившие формирование современных представлений о роли государства и права в жизни общества.

обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

На изучение дисциплины истории политических и правовых учений отводится 90 часов.

Компетенции по истории политических и правовых учений

Дисциплина

Компетенции

История политических и правовых учений

ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-9,

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«История политических и правовых учений»

Цель дисциплины

формирование юридического мировоззрения у студентов, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

Задачи (научить)

формирование у обучающихся твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости;

уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о закономерностях становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;

приобретение умений анализа памятников политико-правовой мысли, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации;

овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ политико-правовых идей, концепций, доктрин и теорий.

6. показать эволюцию европейской и российской политико-правовой мысли, в рамках которой постепенно выкристаллизовывалось убеждение в особой значимости государства и права для создания свободного гражданского общества;

7. продемонстрировать всеобщую преемственную связь основных направлений государственно-правовой мысли различных эпох;

8. научить обучающихся находить в каждом из направлений рациональные моменты, которые способствовали формированию современного представления о роли государства и права в жизни общества.

В процессе освоения данной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующее:

Общекультурные компетенции

ОК – 1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать:

общекультурные и профессиональные качества юриста; особенности профессионального правосознания;

Уметь: формировать общекультурные и профессиональные качества юриста, высокое профессиональное правосознание, бороться с проявлениями правового нигилизма и недостатками в своей профессиональной деятельности;

Владеть: общекультурными и профессиональными качествами юриста, необходимыми для осуществления профессиональной юридической деятельности.

ОК – 3

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее осуществления

Знать: общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления;

Уметь: применять общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления;

Владеть: навыками культурного общения, а так же работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа).

ОК – 7

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Знать:

— закономерности возникновения, становления и развития политико-правовой мысли стран Западной Европы, Востока и России;

— теоретическое обоснование важнейших политико-правовых институтов на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;

Уметь: самостоятельно анализировать политико-правовые явления и памятники политико-правовой мысли, раскрывать их взаимосвязь на разных этапах исторического развития;

Владеть:

— навыками аналитической работы с политико-правовыми идеями, концепциями, доктринами и теориями;

— навыками применения политико-правового опыта к конкретным жизненным ситуациям;

— навыками сравнительно-исторических исследований политико-правовой мысли определившими формирование современных представлений о роли государства и права в жизни общества;

— навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

ОК – 8

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач;

Уметь: определять блок социальных, гуманитарных и экономических наук и их составляющих, необходимых для решения профессиональных задач;

Владеть: навыками изучения и применения гуманитарных (философия, политология, социология, экономическая теория и т.д.), обще-правовых (теория и история государства и права и др.) и смежных отраслевых юридических дисциплин (административное право, муниципальное право и др.) для решения профессиональных задач.

ОК – 9

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

Знать: исторический генезис и современное состояние процессов становления и развития теоретического осмысления государственно-правовых институтов; социальные, политические и экономические процессы, определявшие возникновение, становление и развитие политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока, России;

Уметь: анализировать социально значимые процессы определявшие возникновение, становление и развитие политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока, России;

Владеть: навыками сбора, обобщения и анализа информации о социально значимых процессах и проблемах развития государств.

Профессиональные компетенции

ПК – 2

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

Знать: содержание, формы и способы реализации законодательства в зарубежных странах, способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Уметь: применять нормы законодательства зарубежных стран в конкретных практических ситуациях.

Владеть: навыками анализа правоприменительной практики.

ПК-9

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Знать: зарубежное законодательство о правах человека и гражданина, международные акты в области прав человека;

Уметь: соблюдать права человека и гражданина в своей профессиональной деятельности, а также использовать свои профессиональные юридические знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина;

Владеть: навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

ПК – 15

способен толковать различные правовые акты

Знать: законодательство зарубежных стран и России в различные исторические периоды;

Уметь: толковать и анализировать нормы законодательных актов зарубежных стран и России, необходимые для осмысленипя политико-правовой мысли;

Владеть: приемами и способами анализировать и решать юридические проблемы в сфере истории политических и правовых учений.

ПК – 17

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическим уровне

Знать: основные теоретические положения и законодательные акты дисциплины истории государства и права зарубежных стран;

Уметь: изучать, анализировать законодательство зарубежных стран, делать соответствующие теоретические выводы и доводить их до сведения обучающихся;

Владеть: приемами изучения и анализа государственности зарубежных стран в различные исторические периоды;

ПК – 18

способен управлять самостоятельной работой обучающихся

Знать: методику преподавания дисциплины, основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран;

Уметь: применять методику преподавания и основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран при проведении самостоятельной работы обучающихся;

Владеть: приемами и способами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине истории государства и права зарубежных стран;

ПК – 19

способен эффективно осуществлять правовое воспитание

Знать: нормативно-правовую базу и основные теоретические положения дисциплины истории государства и права зарубежных стран в процессе формирования правосознания обучающегося;

Уметь: применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

Владеть: нормативно-правовой базой и теоретическими положениями для эффективного осуществления правового воспитания.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст