Управление роспотребнадзора по алтайскому краю

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативные акты и методические рекомендации для организации

оздоровительной и воспитательной работы в детском оздоровительном лагере

Барнаул- 2009

УДК 613.7 “322” – 053.2:614.212 (1-214)

ББК 51.1 (2) 27:51.283.6

Составители: д.м.н., зам. начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А. Белоусов; к.п.н., зам. начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи А.Н. Слажнев; к.м.н., зам. гл. врача Алтайской краевой клинической детской больницы Т.А. Асанова; начальник отдела управления Роспотребнадзора Н.Н. Борисюк; начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи О.А. Плешкова; д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета В.Б. Колядо; к.м.н., зав. анестезиолого-реанимационным отделением Алтайской краевой клинической детской больницы Алтайской краевой клинической детской больницы М.В. Мешков; зав. отделением спортивной медицины Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера Е.В. Мельниченко.

Под общей редакцией Н.П. Черепанова, заместителя Губернатора Алтайского края.

Рецензенты: д.м.н., руководитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю И.П. Салдан; профессор, к.х.н., академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Ю.Н. Денисов; д.м.н., начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А. Елыкомов.

В методических рекомендациях представлены организационно-правовые, медицинские, санитарно-противоэпидемические и педагогические аспекты оздоровительной работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях.

Методические рекомендации предназначены для специалистов, занимающихся организацией и проведением оздоровительной и воспитательной работы в период летнего отдыха детей и подростков на базе загородных оздоровительных учреждений.

Управление Алтайского края

по образованию и делам молодежи, 2009

АКИПКРО, 2009

Введение

Ухудшение состояния здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок, других неблагоприятных факторов, тяжелое положение многих семей, обусловленное нестабильной экономической обстановкой в государстве. Рост подростковой преступности, наркомании и еще ряда социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют об острой необходимости любых, прежде всего, доступных основной массе населения, форм организации досуга и оздоровления детей и подростков, в том числе, во время наиболее продолжительных летних каникул.

Оздоровительные мероприятия в период летних каникул следует рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего, организационного характера.

Детский оздоровительный лагерь осуществляет свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации об образовании, организации детского отдыха и оздоровления детей. Основой функционирования детских оздоровительных лагерей выступает оздоровительно-образовательная деятельность, а ее специфика выражается в направленности на содержательное наполнение свободного времени детей, восстановление израсходованных в период обучения сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей, их физическое и духовное развитие.

Оздоровительная деятельность при этом определяется как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания в экологически чистой и благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью следует понимать реализацию дополнительных образовательных программ, способствующих творческому развитию детей и их самовыражению в учебной (кружковой, клубной, студийной, секционной) и воспитательной работе оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании».

Усиливается роль сферы каникулярного отдыха и оздоровления детей в процессе их социализации, педагогической поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, в обеспечении социальной защиты личности, ее социальном формировании и развитии. И это не случайно. Ведь оздоровительно-образовательные учреждения наиболее успешно и активно могут внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, духовное и физическое совершенствование, что стимулирует и улучшает процесс социальной адаптации детей к динамично изменяющимся условиям жизни, позволяет признавать самоценность каждой личности.

Педагогическими ориентирами в организации свободного времени детей в каникулярный период являются идеи гармоничного соединения с природой, сочетание коллективистских начал и бережное отношение к каждому ребенку, гуманистическая направленность воспитания.

Раздел 1.

Основные организационные компоненты оздоровительной

и воспитательной работы в лагере

1.1 Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система

В модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря главным является ребёнок. Он – субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, должно представлять собой единство открывающихся перед ребёнком социальных ценностей, преобразуемых в его личностный смысл, и активное взаимодействие, с окружающей действительностью.

Таким образом, цель воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере сегодня – не только коррекция поведения ребёнка (группы детей), а формирование ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с ним и с педагогом как представителем мира взрослых.

Разработка нового содержания воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря определяет круг задач, необходимых для успешной работы с детьми. Содержание может быть представлено четырьмя уровнями:

теоретическим (обобщённая модель);

отдельными элементами воспитательной системы (порядок организации питания, мероприятий, оздоровительных процедур, режим дня и т.д.);

конкретным планом воспитательного процесса (план каждой смены и планы работы временных объединений);

реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

В педагогическом управлении системой воспитательной деятельности важнейший аспект – психолого-педагогическая поддержка детей, полноценное обеспечение психического и физического здоровья, развитие социально значимых качеств детей и подростков. Важна и результативность тактических организационных функций, таких, как:

социально-нормативная, связанная с усвоением детьми норм, правил жизни и деятельности детского оздоровительного лагеря;

прогностическая, определяющая условия полноценной реализации интересов и потребностей детей;

преобразовательная, связанная с постепенным расширением сфер, путей и состояний участников воспитательной деятельности.

Остановимся подробнее на характеристике компонентов воспитательной деятельности.

Во-первых, она носит не лобовой характер, представляет собой не прямое воздействие на ребёнка, а проявляется в ходе социального взаимодействия различных субъектов: отдельных детей, групп, микрогрупп и микроколлективов.

Во-вторых, содержание воспитательной деятельности и характер взаимодействия групп и личности обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизни и деятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, определяют отношение детей и взрослых к окружающему миру, к коллективу, к самим себе.

В-третьих, воспитательная деятельность в лагере проходит в условиях временного детского объединения, разнородности его состава, относительной автономности существования, коллективного характера жизни и многих видов деятельности, завершённого цикла развития. У многих педагогов всё это вызывает серьёзные затруднения.

Временное детское объединение в лагере существует не более 24 дней, а нередко срок таких объединений – 10-20 дней. За это время в ребёнке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временное объединение способствует интенсивности новых связей, контактов. А вот влияние на личность ребёнка семейного, школьного уклада, неформального объединения ослабляется. За 10-20 дней временное объединение проходит полный цикл развития: уже на 3-4-й день оно обладает основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать формированием сплочённым, ценностно значимым для его участников.

Интенсивная воспитательная деятельность в лагере иногда создаёт у детей психологическое напряжение. Поэтому так необходимы смена деятельности, индивидуальный подход со стороны вожатых, воспитателей. При этом свободное общение, творческая деятельность по выбору и желанию детей, общая заинтересованность в её ближайших, достигаемых совместно результатах позволяют организовать воспитательную работу наиболее оптимально. Временное объединение даёт возможность проверить на практике творческие замыслы взрослых, возможности детей, экспериментальные формы и методы воспитательной работы.

Отношения между детьми и взрослыми во временном объединении строятся на принципах сотрудничества, взаимопонимания, опоры на интересы детей, гармонизации мотивов совместной деятельности. Гуманистическая позиция взрослого определяется тем, что педагог стремится реализовать цели каждого ребёнка, а собственно педагогические цели ставит и достигает их на основании проблем, наиболее ярко проявившихся в индивидуальных и коллективных формах деятельности. У детей в результате формируются мотивация, навыки управления своей деятельностью, они проявляют инициативу. И всё это надо упорядочить, принять документ, регулирующий жизнь в детском оздоровительном лагере, то есть некий договор. Договор – это результат совместного со взрослыми согласования интересов, потребностей, притязаний и позиций детей, определения перспектив их взаимодействия, разделения функций и ответственности сторон.

Дети подчиняются строгим, определённым правилам – казалось бы, это парадокс. Но именно ощущение рамок, которые дети для себя установили, и даёт им ощущение свободы и безопасности. Правила и границы свободы — очень важная часть воспитательного процесса. Именно они помогают ребёнку ощущать ответственность за свою работу, за характер взаимоотношений. С помощью правил, дети учатся контролировать собственное поведение. Для этих целей лучше всего подходят правила, выработанные, как уже сказано, совместно детьми и взрослыми. Известно ведь, что ребёнок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых сам принимал участие, и отвергает аналогичные установки, если не признаёт их своими.

Основной приём, зачастую используемый на практике при построении договорных отношений, – индивидуальные и коллективные беседы. Причём коллективные – не значит со всем отрядом, это могут быть два, три, четыре человека, малая группа (аутсайдеры, лидеры, друзья, ребята из одной местности, группы по половым признакам) – вариантов здесь множество.

Каковы же основные этапы воспитательной деятельности организаторов в детском оздоровительном лагере?

1.Диагностика интересов детей.

Этот этап необходим для сбора первичной информации о детях. Для этого используются широко известные методы — анкетирование, опрос, беседа, наблюдение и т.д. Реакция детей на подобный вид работы вполне адекватна. Не было случая, чтобы ребёнок отказался заполнять очень простую анкету. Обычно один из последних вопросов в анкете звучит так: «Что я жду от этой смены?» Даётся несколько вариантов ответа и возможность указать свой вариант. Затем проводится обсуждение анкет полученных вариантов. Результат обработки первичной информации – и есть выявление потребностей, притязаний и ожиданий детей.

Предъявление реально имеющихся возможностей (педагогические требования, законы, традиции, программа смены и т.д.) – очень важный этап. Обычно ожидания и запросы детей значительно превышают возможности лагеря и от осознания реальных возможностей зависят дальнейшие действия педагога. Особое внимание обратите на то, чтобы все предъявляемые требования были обоснованы.

3.Корректировка запросов детей, соотнесение желаемого с реальными возможностями. Здесь могут быть два варианта: либо запросы корректируются, либо нет. С детьми, которые скорректировали свой уровень притязаний, проблем не возникает. Можно смело переходить к заключительному этапу — знакомству с декларацией. А с остальными начинается самое трудное — индивидуальные или коллективные беседы. Дальше всё зависит только от мастерства педагога.

4. Оформление декларации (договора) о совместной жизни и деятельности. Определение перспектив взаимодействия. Распределение обязанностей и ответственности. Текст декларации создаётся специально созданной для этого группой детей и педагогов-организаторов. Приведу один из вариантов декларации (договора), разработанной во время специализированной смены Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций».

После коллективного создания и индивидуального подписания декларации дисциплинарных проблем в детском лагере у детей и взрослых становится значительно меньше. Повышается уровень душевного благополучия детей. Значительно выше их включённость в программу лагеря и отряда. Таким образом, сложная работа в организационный период оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагога-организатора во временном детском объединении.

Суть гуманистической позиции педагога в ходе реализации воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере можно пояснить тремя понятиями:

«защита» предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав;

«представление» интересов ребёнка в воспитательной деятельности.

Предлагаемую нами систему воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере (в её основе – анализ источников, научно-педагогической, психологической литературы, знакомство с документацией детских оздоровительных центров разных уровней, от федерального Всероссийского центра «Орлёнок» до профильных лагерей детских общественных объединений Волгограда, Москвы, Самары) отличают также три группы свойств – две инвариантные и одна – вариативная.

Первая инвариантная группа характерна для любого детского оздоровительного лагеря, независимо от времени, места, типа учреждения. К ней относятся: неподменяемость другими видами и формами организации свободного времени детей, единство содержательной и процессуальной сторон воспитательного процесса, наличие исходных мотивов у детей и взрослых, адекватных целям и функциям детского оздоровительного лагеря, результативность в виде разностороннего влияния на каждого участника временного объединения. Эти свойства образуют целостность воспитательной деятельности.

Вторая группа инвариантных свойств отличает систему организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря как специфического социально-педагогического учреждения: направленность воспитания и образования на развитие индивида; соотношение отдыха и развития, связь вариативных программ лагеря с окружающей жизнью, формирование социально целостной системы, позволяющей каждому участнику быть активным и реализовать себя в деятельности.

Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от сформированности уровня педагогической компетентности общества. Если необходимость указанных свойств воспитательной деятельности не осознаётся обществом, законодательными и исполнительными учреждениями государства, то функции воспитательной деятельности лагеря нарушаются, хотя сама система детских оздоровительных лагерей остаётся. Примеров этому в 90-е годы XX века при разрушении системы пионерских лагерей было множество.

Вариативная группа признаков (свойств) системы воспитательной деятельности обусловлена конкретным временем и зависит от уровня педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря, степени его гражданской и профессиональной готовности. Игнорирование этих признаков, их отсутствие не разрушает целостность воспитательного процесса в целом, но менее эффективно для решения его целей. К этим признакам относятся: направленность воспитательного процесса на самореализацию его участников, формирование устойчивой рефлексивной позиции, обучение социальному творчеству, разнообразие организационных форм воспитательного процесса, содействующих самореализации его участников и др.

В заключение отметим: воспитательная система детского оздоровительного лагеря может успешно компенсировать определённое отставание или отсутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых и т.д.), в самодеятельных и достаточно сложных видах творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).

1.2 Детский оздоровительный лагерь как оздоровительное учреждение

Задачи оздоровительной работы в условиях учреждений летнего отдыха детей включают:

— восстановление психосоматического благополучия ребенка, устранение последствий психологических перегрузок, нарушений в питании, истощения физиологических депо витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ и т. д.;

— возможное расширение адаптационных ресурсов детского организма;

— недопущение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний детей и подростков в период летнего отдыха детей.

Ведомства, обеспечивающие организацию и функционирование оздоровительно-образовательных учреждений, решают определенные специфические задачи в соответствии со своей компетентностью.

Органы управления здравоохранением обеспечивают бесплатное проведение медицинского осмотра сотрудников, привлекаемых к работе в детских оздоровительных учреждениях; снабжение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием; организуют переподготовку медицинских кадров для работы в лагерях, обеспечивают их укомплектование (в том числе и на межлагерной основе) медработниками; утверждают порядок медицинского обслуживания контингента оздоровительных учреждений, закрепляя их на период функционирования за определенными медицинскими учреждениями

Управление Роспотребнадзора (в том числе Территориальные отделы) осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подготовкой, в том числе проведением акарицидных обработок в ЗОУ, работой летних оздоровительных учреждений с еженедельной кратностью проведения мероприятий по надзору, обращая особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания (с применением лабораторно- инструментальных методов исследования). Участвуют в переподготовке медицинских кадров, направляемых для работы в ЗОУ. Контролируют выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на привокзальных площадях и расположенными на них предприятиями торговли пищевыми продуктами в период массовых перевозок детей, а также в рамках собственной компетенции осуществляют контроль за автотранспортом, участвующем в перевозке детей в места организованного отдыха. При выявлении фактов нарушения санитарного законодательства в полной мере и своевременно использует права, представленные действующим законодательством.

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» и филиалы: осуществляют лабораторно- инструментальные исследования в ЗОУ по заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов). Проводят в пределах бюджетного финансирования лабораторно-инструментальные исследования, замеры по производственному контролю, гигиеническое обучение персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения различных типов. По заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов) обеспечивают круглосуточные дежурства в ЗОУ с наполняемостью более 200 человек.

Требования к учреждениям отдыха для детей нормируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровлении детей»;

СП 2.4.4.969-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (для пришкольных оздоровительных учреждений);

СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Постановление Правительства Российской Федерации.

1.3.Организационно-методическая работа в подготовительном этапе –

до открытия летних оздоровительных учреждений

После окончания очередного оздоровительного сезона (в августе – сентябре) специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю на основании выявленных нарушений были вынесены предписания должностным лицам, в которых указываются конкретные мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния загородного оздоровительного учреждения, с конкретными сроками исполнения. Учредитель или собственник оздоровительного учреждения обязан при составлении сметы расходов на следующий оздоровительный сезон учесть предписанные мероприятия и в последующем в подготовительный период (апрель-май) выполнить их в полном объеме.

На что руководителям летних оздоровительных учреждений в первую очередь необходимо обратить внимание при подготовке к сезону?

Для загородных оздоровительных учреждений (ЗОУ):

проведение качественной очистки территории ЗОУ и прилегающего барьера не менее 50 метров от ограждения территории учреждения, в том числе скашивание травы;

выполнение всех пунктов предписаний по улучшению материально-технической базы загородного оздоровительного учреждения, своевременность и качество проводимых работ, обратив особое внимание на подготовку систем водоснабжения, канализации, пищеблоков, медицинских пунктов, хозяйственно-бытовых помещений, спальных корпусов, сооружений для отдыха и купания детей.

Для летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием:

– оборудование помещений в соответствии с санитарными правилами, работу пищеблоков, запас моющих, дезинфицирующих средств, укомплектованность персоналом.

После проведения мероприятий по расчистке территории (не позднее 10-15 мая текущего года) руководитель загородного оздоровительного учреждения должен подать заявку на проведение противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами в дезинфекционное предприятие, которое выигрывает конкурс по проведению данного вида работ. Территория загородного оздоровительного учреждения, в том числе барьерная часть, считается подготовленной при получении руководителем письменного энтомологического заключения о том, что клещи на территории учреждения и на барьерной части отсутствуют.

По окончании подготовительных работ в загородном оздоровительном учреждении подается заявка (возможно по телефону) в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю или его территориальные отделы для проведения мероприятий по надзору.

В этот же период формируется кадровый состав сотрудников учреждения. Необходимо знать, что все работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку. Профилактический медицинский осмотр должен осуществляться без взимания платы и включать в себя осмотр терапевтом, дерматовенерологом и исследования: кровь на сифилис, мазки на гонорею, гельминты, возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф, крупнокадровая флюорография; для сотрудников пищеблока – на ротовирусы. Кроме этого, сотрудники должны быть привиты против дифтерии и кори, а также по эпидемиологическим показаниям и пройти гигиеническую подготовку. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая в последующем хранится на рабочем месте.

До открытия загородного оздоровительного учреждения руководителю необходимо разработать и согласовать в установленном порядке:

– программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (образец программы производственного контроля и консультацию по ее оформлению можно получить в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» и его филиалах. Все консультации и последующие лабораторно-инструментальные исследования и замеры должны осуществляться бесплатно);

– примерное 10-дневное меню;

– подготовить пакет документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие зданий и сооружений заявленному виду деятельности.

После окончания подготовительного периода и полной готовности оздоровительного учреждения к открытию, руководитель подает заявку на приемку к оздоровительному сезону в комитет по образованию, с учетом территориального принципа.

Готовность оздоровительного учреждения оформляется актом приема комиссией, в состав которой обязательно должны входить представители управления (отдела) здравоохранения и Управления Роспотребнадзора (Территориального отдела).

Открытие летних оздоровительных учреждений различных видов и типов и заезд детей осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам, выданного Ропотребнадзором в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора при полной готовности ЗОУ и при наличие медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (медицинские книжки в соответствии с представленном списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными больными.

Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку (приложение 1), гигиеническую подготовку, и привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте.

После получения акта приемки руководитель загородного оздоровительного учреждения немедленно подает пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю или его территориальный отдел (по территориальному делению) для оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, сроком действия на 3 месяца.

Управлением Роспотребнадзора проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза по следующим документам:

для загородных оздоровительных учреждений:

акта приемки;

результатов исследования питьевой воды, почвы, водоема, соответствующих санитарным нормам;

справок о проведении акарицидной обработки, дератизации, дезинфекции, дезинсекции;

результатов энтомологических обследований (акт, экспертиза, где указано, что клещей – «0»);

штатной ведомости сотрудников, заверенной печатью учреждения; личных медицинских книжек; данных о прививках в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, (в том числе для лиц 18-35 лет о прививках против кори и сведений по привитости против клещевого энцефалита или наличия полиса); результатов лабораторного обследования персонала на кишечную группу (в том числе персонал пищеблоков перед каждым сезоном); сведений о прохождении аттестации руководителя и обучения санитарному минимуму всех сотрудников и медицинских работников;

письменных сведений об организованной перевозке детей в ЗОУ автотранспортом (договор с автотранспортным предприятием, справка учреждения, при использовании собственного автотранспорта и пр.);

санитарного паспорта на учреждение* и примерного 10-дневного меню, согласованные с Роспотребнадзором;

для учреждений с дневным пребыванием:

акта приемки;

штатной ведомости сотрудников, заверенной печатью учреждения;

личных медицинских книжек; данных о прививках, вакцинации против дифтерии (в том числе для лиц 18-35 лет о прививках против кори);

согласованного меню.

По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

1.4.Основные требования, предъявляемые к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (далее ЗОУ) в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03

Общие положения

Загородные оздоровительные учреждения могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Количество детей не должно превышать проектную вместимость загородного оздоровительного учреждения.

При реконструкции и строительстве загородных оздоровительных учреждений необходимо использовать строительные, отделочные и полимерные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.

Учредителю или собственнику загородного оздоровительного учреждения необходимо поставить в известность учреждения госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей — не менее чем за 2 недели.

Продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня; в осенние, зимние и весенние каникулы — не менее 7 дней. При организации санаторных смен — не менее 24 дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

Загородные оздоровительные учреждения комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей:

6 — 9-летние дети — не более 25 человек,

10 — 14-летние дети — не более 30 человек,

15 — 18-летние — не более 25 человек (рекомендована отдельная смена).

Открытие загородного оздоровительного учреждения и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями.

Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку (приложение 1), гигиеническую подготовку, и привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте.

Каждая смена оздоровительного учреждения комплектуется одновременно всеми детьми. Дополнительный прием детей осуществляется при наличии медицинской карты установленного образца и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Перед открытием загородного оздоровительного учреждения необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

При эксплуатации загородного оздоровительного учреждения руководитель должен информировать Роспотребнадзор об отключении электроэнергии, аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения и канализации и выходе из строя технологического и холодильного оборудования.

II. Участок загородного оздоровительного учреждения

Учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок, позволяющий создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым.

Размещение оздоровительных учреждений на территории санитарно-защитных зон не допускается. Расстояния от промышленных, коммунальных и хозяйственных организаций до оздоровительных учреждений принимаются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов.

Через территорию оздоровительных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение).

При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений их размещают:

— с учетом розы ветров;

— с наветренной стороны от источников шума и загрязнений атмосферного воздуха;

— выше по течению водоемов относительно источников загрязнения;

— вблизи лесных массивов и водоемов.

Загородные оздоровительные учреждения отделяют от жилых домов для сотрудников, а также учреждений отдыха взрослых полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м.

Расстояние от участка загородного оздоровительного учреждения до жилой застройки рекомендуется принимать не менее 500 м.

Земельный участок загородного оздоровительного учреждения делится на территорию основной застройки и вспомогательную территорию.

При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений размеры территории основной застройки следует принимать из расчета 150 — 200 м2 на 1 место.

Территория основной застройки загородного оздоровительного учреждения делится на зоны: жилую, культурно-массовую, физкультурно-оздоровительную, медицинскую, административную, хозяйственную и технического назначения.

Участок основной застройки загородного оздоровительного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м и не менее двух въездов (основной и хозяйственный). Иметь наружное искусственное освещение не менее 10 лк (на земле).

На вспомогательной территории могут размещаться: котельная с хранилищем топлива, сооружения водоснабжения, гараж с локальными очистными сооружениями для гаражной группы, оранжерейно-тепличное хозяйство, ремонтные мастерские, автостоянка для хозяйственных машин.

Площадь озеленения территорий загородного оздоровительного учреждения должна составлять не менее 60% участка основной застройки. При размещении учреждения в лесном или парковом массиве площадь озелененных территорий может быть сокращена до 50%.

При проектировании и эксплуатации загородных оздоровительных учреждений зеленые насаждения рекомендуется включать в каждую из функциональных зон для обеспечения благоприятного микроклимата. Запрещается на территории учреждения высаживать колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие мелкие семена и ядовитые плоды.

На участке основной застройки загородного оздоровительного учреждения предусматривают плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения.

Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, примерный состав, количество и площади должны соответствовать санитарным нормам и правилам (приложение 2).

При выборе покрытий для открытых спортивных плоскостных сооружений следует руководствоваться санитарными правилами устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту.

Движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках должны быть ограждены.

Медицинская зона включает изолятор, имеющий отдельный вход, площадки для игр и прогулок выздоравливающих детей и специальный подъезд для эвакуации больных детей.

Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора и камней, а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 метров.

Выбор территории пляжа, его проектирование, эксплуатация и реорганизация производятся в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов и охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения от загрязнений.

При выборе территории пляжа следует исключить возможность неблагоприятных и опасных природных процессов — оползней, селей, лавин, обвалов.

Запрещается размещать пляжи в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст