Управление образования администрации зато г Северск

1

Управление образования администрации ЗАТО г Северск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад 48 «Мяч»

Педагогическое эссе Роль сказки в воспитании дошкольников

Воспитателя 2 квалификационной категории

детей старшего дошкольного возраста

Пахтусовой Светланы Александровны

СЕВЕРСК — 2005

2

Мы живем в прекрасном мире, который полон красоты, шарма и приключений, если конечно, мы смотрим на мир открытыми глазами.

Джавахарлал Неру

После окончания средней школы в 1984 году я поступила в Томский педагогический колледж, который успешно закончила в 1987 году и начала работать в детском саду № 2 ЗАТО Северска. В начале моей работы у меня были трудности , преодоления которых давались мне не легко. Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть воспитатель, я естественно вспоминаю своих наставников. Самым первым наставником была моя мама — Зинаида Григорьевна Ворошко, которая проработала в МДОУ № 48 более тридцати лет. В этом детском саду я сама сейчас продолжаю свой трудовой путь. Первые впечатления о работе педагога в дошкольном учреждении были ещё в детстве, когда меня приводила моя мама на свою работу и я оказывала ей посильную помощь. В профессиональной жизни мне очень повезло, так как у меня были опытные наставники, которые помогали моему профессиональному развитию. Я очень им благодарна до сих пор. Мои воспитанники помогали мне в своём профессиональном развитии и формировании педагогического опыта работы с ними. Мой карьерный рост на этом не закончился. В 2000 году я поступила на заочное отделение Томского государственного педагогического университета по своему профилю. После защиты дипломной работы мне было предложено стать преподавателем, но я осталась работать воспитателем детского сада и никогда об этом не жалела и не жалею. За 18 лет педагогической деятельности не была обделена вниманием со стороны руководства. За успехи в работе я была занесена на Доску Почёта управления образования ЗАТО Северск и награждалась грамотой МУ УДУ и денежными премиями.

Свою педагогическую работу я сравниваю с работой садовника в сказочном саду. Я считаю, что воспитателю необходимо создать эту сказочную теплицу, парник, полный света солнечных лучей, тепла человеческой души, человеческого сердца, чтобы прорастить из семян яркие цветы, развить их в крепкие жизнестойкие растения способные приносить добро и пользу людям. Так и от нашей заботы, любви и внимания зависит красота души каждого ребенка.

В своей повседневной деятельности я стараюсь создавать себе настрой на положительное отношение детей к жизни и думаю, что в этом мне помогает сказка , в которой детская игра способствует найти ключик к сердцу маленького человека. Педагогическое значение сказки способствует оптимистическому отношению к жизненным трудностям и по мнению Эйлин Шиф «учит детей ценить радость, когда показываете им позитивное отношение к жизни вообще»

В работе со Сказкой согласно Концепции дошкольного образования основной акцент нужно делать на построение развивающего взаимодействия взрослого и ребенка. Основой

моейдеятельности является: установить доверительный контакт,

разнообразить стиль своего общения с учётом индивидуальности детей, а главное создать у ребенка уверенность, что педагог с ним естественен, внимателен, добр, чуток, нежен, но не в коей мере — не безразличен к нему. Ведь часто происходит так, что «за несносным поведением» (грубостью, капризами, озлобленностью ребёнка) таится неудовлетворенная потребность во внимании, ласке. Ребёнок агрессивен и зол, потому что страдает. Когда становится понятным причина этого «страдания» — наступает чудесное изменение в личности ребенка.

Используя Сказку, как инструмент, мне видится та идеальная плоскость для успешного, нормального развития ребенка по его индивидуальной траектории. «Проживая сказки», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Цикл моих занятий помогает ребенку как бы сбросить с себя зажимы, спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины; дети на глазах становятся мягче добрее, увереннее в себе, восприимчивее к своим друзьям, людям и всему окружающему миру.

Дошкольное учреждение является подготовительным звеном во всейсистеме образования, в котором ребенку необходимо обеспечить чувствопсихологической защищенности, доверия к миру, радости существования. Вдетском садупроисходит формирования начала личности (базиса личностной культуры), развитие его творческой индивидуальности. Я стараясь в своей работе не подгонять развитие своих воспитанников к заранее известным канонам, а предупреждать возникновение возможных тупиков их личностного развития. Своей задачей считаю создание максимально благоприятных условий, для полного развития способностей каждого ребёнка. Это невозможно без сказочного перевоплощения воспитателя в образ художника, певца, танцора, и, конечно же, -волшебника.

Основой моей работы со сказкой является:

Диагностика и прогнозирование результатов творческого мышления детей.

Изучение специальной литературы по работе со сказкой.

Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.

Внедрение в практику работы специальных универсальных схем:

♦нравственный урок;

&воспитание добрых чувств;

♦речевая гимнастика;

fразвитие мышления и воображения;

сказка и математика;

сказка и экология;

4

▼ сказка развивает руки.

В использовании сказочного материала отдаю предпочтение нетрадиционной методике, беру за основу наследие Д. Родари и рекомендации ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.), то есть учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

В реализации сказочного подхода моим основным видом деятельности является игра. В своих занятиях я стараюсь внедрять интересные технологии, основанные на игровом методе, стимулирую умственную активность ребенка. Работая по программе М.А.Васильевой (в переработке 2005г.) придерживаюсь технологии:

ТРИЗ;

метод ассоциации, аналогии;

моделирование; Ф проектный метод.

Удовлетворение своей работы с детьми я вижу в том, что добрая сказка учит жить правильно, надеясь на счастливый конец. В этом состоит значимость личностно-ориентированного подхода сказки.

Для более успешного выявления эффективности использования сказки на формирование личностных качеств дошкольника, мною были изучены и творчески переработаны программы, в том числе, материалы педагогических изданий «Обруч», «Ребенок в д/с», «Дошкольное воспитание». В работе со сказкой помогают замечательные пособия Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»; «Учебник везения», включающие сплав современных психотехнологий и поразительных философских прозрений В. Гурангов, В. Долохов.

Все практические наработки, методики, и успехи, имеющие место в работе, сейчас находятся в стадии обобщения моего педагогического опыта, в работе над которым мне помогают мои коллеги.

На мой взгляд, очень точно высказывание А. Менегетти, что любовь детей к сказкам заключается в том, что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости».