Управление молочнопродуктовым подкомплексом (на материалах Сарат

На правах рукописи

ЮШИНА ИРИНА ОЛЕГОВНА

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫМ

ПОДКОМПЛЕКСОМ

(на материалах Саратовской области)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2010

Диссертационная работа выполнена на кафедре управления и сельского консультирования ФГОУ ВПО Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева».

Научный руководитель: доктор экономических наук

Козлов Вячеслав Васильевич

Официальный оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Лукьянов Борис Васильевич

кандидат экономических наук

Котеев Санджи Васильевич

Ведущая организация: Российский государственный аграрный

заочный университет

Защита состоится «22» декабря 2010 года в 15.00 часов в аудитории № 328 на заседании диссертационного совета Д-220.043.06 при ФГОУ ВПО «Российский государственный агарный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» по адресу: 125130, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, учебный корпус 1, ауд. 328.

С диссертацией можно ознакомиться в ЦНБ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Автореферат разослан «19» ноября 2010 г. и размещен на сайте университета HYPERLINK «http://www.timacad.ru» http://www.timacad.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., профессор Н.Я. Коваленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сфера производства и переработки молока является важнейшей составляющей агропромышленного комплекса России. Молоко и продукты его переработки имеют особое значение в рационе питания человека. Однако объемы его потребления в расчете на душу населения в нашей стране составляют чуть менее 2/3 рекомендованных норм.

За период реформ сельскохозяйственные товаропроизводители, не успев адаптироваться к условиям рыночной экономики, попали в зависимость от молокоперерабатывающих комбинатов, монопольно устанавливающих закупочные цены на молочное сырье. Низкие закупочные цены повлияли на сокращение поголовья молочного скота в сельскохозяйственных организациях (СХО). Резко сократились объемы поставок молока на переработку. Более половины молочного стада коров оказалось в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ), которые в последнее время наращивать товарное производство молока. Однако проблема включения этого молока в промышленную переработку пока решается с трудом.

Для повышения эффективности молочнопродуктового подкомплекса необходимо повышение эффективности производства молока и установление взаимовыгодных отношений между субъектами различных отраслей, связанных единым производственным циклом. Решающая роль при этом принадлежит развитию кооперации в виде долгосрочной контрактации и созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В этих условиях особенно актуальным является углубленное изучение и совершенствование системы управления АПК и молочнопродуктовым подкомплексом, направленное на формирование этих отношений. При этом на наш взгляд в процессе исследования необходимо рассмотрение государственного регулирования и хозяйственного управления во взаимосвязи.

Состояние изученности проблемы. Исследование и разработка теоретических положений и поиск практических подходов к решению вопросов управления АПК и молочнопродуктовым подкомплексом нашли отражение в трудах отечественных ученых: Р.Г. Ахметова, В.Ф. Башмачникова, Г.А. Баклаженко, И.Н. Буздалова, И.Н. Буробкина, А.В. Голубева, В.В. Милосердова, Б.И.Пошкуса, И.Г.Ушачева, А.В. Чаянова и других.

Проблемы развития экономической роли государства в переходной экономике и прикладные вопросы механизма государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса, учитывающие его особенности как объекта управления рассмотрены в работах В.Д. Гончарова, Р.С. Гайсина, А.А. Никонова, Е.В. Серовой и других.

Проблемам эффективного межотраслевого взаимодействия в АПК и развитию сельскохозяйственной кооперации посвящены труды В.Р.Боева, А.М.Гатаулина, С.И. Грядова, В.А. Добрынина, Н.Я. Коваленко, С.Л. Маслова, А.П. Мокаренко, Г.А. Петраневой, А.В. Ткача, Ф.К. Шакирова и других.

Следует отметить, что в настоящее время наименее изученными остаются проблемы вовлечения мелкотоварного сектора малых форм хозяйствования (МФХ) и, особенно, ЛПХ в молочнопродуктовый подкомплекс. Особое место занимают вопросы установления взаимовыгодных отношений между всеми участниками производственного цикла за счет развития вертикальной кооперации с учетом сложившихся экономических условий хозяйствования.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством и соответствует п. 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – п. 15.42. «Стратегическое управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями сельского хозяйства» Паспорта специальностей ВАК.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка научно-методических и практических предложений по совершенствованию организации функционирования и государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса на региональном уровне и хозяйственного управления производством молока и сбытом молочной продукции на уровне субъектов хозяйстования. Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

раскрыть теоретические и методические аспекты государственного управления и государственного регулирования АПК, соответствующие современному этапу экономического развития России, и выявить наиболее приемлемые подходы в обеспечении государственного воздействия на развитие молочнопродуктового подкомплекса;

раскрыть современные методические и практические положения, определяющие механизмы управления молочнопродуктовым подкомплексом региона и выбрать варианты их реализации в условиях рассматриваемого региона;

провести анализ производственного потенциала молочнопродуктового подкомплекса региона и выявить тенденции развития и место всех форм хозяйствования в этом подкомплексе;

исследовать систему государственного управления молочнопродуктовым подкомплексом и определить направления его совершенствования;

разработать пространственно-экономическую модель развития молочнопродуктового подкомплекса и дать предложения по совершенствованию государственной поддержки этого подкомплекса;

разработать концептуальные модели создания сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых и перерабатывающих потребительских кооперативов ЛПХ и К(Ф)Х, повышающих выгоду этих хозяйствующих субъектов от производства и реализации молока.

Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации, производящие молоко, молокоперерабатывающие предприятия, личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства и их кооперативы, связанные с производством, переработкой и реализацией молока, а также органы власти и управления Саратовской области.

Предметом исследования выступает система организационно-экономических механизмов взаимодействия производителей сырого молока и организаций, обеспечивающих его переработку и сбыт готовой продукции, управление этими процессами и государственное воздействие на развития молочнопродуктового подкомплекса региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков аграрной экономической науки, теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления молочнопродуктовым подкомплексом на основе государственного регулирования и хозяйственного управления, работы современных ученых-экономистов, официальные материалы Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства России, Министерства сельского хозяйства Саратовской области и другие, затрагивающие вопросы развития молочнопродуктового подкомплекса региона.

В работе были использованы следующие методы: монографический, статистико-экономический, ретроспективного анализа, абстрактно-логический, графический, расчетно-конструктивный и экономико-математического моделирования.

Информационную базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики России, территориального органа Федеральной службы государственной статистики Саратовской области, Министерства сельского хозяйства России, Министерства сельского хозяйства Саратовской области. В работе были использованы данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций и молокоперерабатывающих предприятий, материалы сельскохозяйственной переписи 2006 г., выборочные наблюдения автора, интервью руководителей предприятий и организаций, а также работников районных управлений сельского хозяйства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических подходов и выработке практических рекомендаций по управлению молочнопродуктовым подкомплексом, как на региональном, так и на хозяйственном уровнях и состоит в следующем:

уточнены роли и взаимосвязи государственного и хозяйственного управления производством молока и сбытом молочной продукции в российских условиях развивающихся рыночных отношений;

выявлены тенденции поляризации в развитии молочнопродуктового подкомплекса субъекта Российской Федерации в части укрупнения и индустриализации хозяйств, производящих молоко, в зонах крупных молочных комбинатов и интенсивного развития малых форм хозяйствования в зонах, отдаленных от крупных городов и, соответственно, недостатки существующей системы государственного и хозяйственного управления;

разработана адекватная ситуации пространственно-экономическая модель развития молочнопродуктового подскомплекса, ориентирующая не только крупных товаропроизводителей, но и малые формы хозяйствования на развитие товарного производства молока;

разработаны концептуальные модели кооперации ЛПХ и К(Ф)Х, производящих молоко, применительно к сырьевым зонам молочных комбинатов и к удаленным от них зонам, предложены варианты государственной целевой поддержки этой кооперации;

разработан проект совершенствования региональной программы развития сельского хозяйства в части развития молочнопродуктового подкомплекса Саратовской области, стимулирующий не только развитие СХО, но и рост эффективного товарного производства молока в ЛПХ и К(Ф)Х;

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы. Рекомендации и предложения автора, содержащиеся в работе, носят научно-методический характер и могут быть использованы органами управления при разработке документов программного характера, определяющих основные направления экономического и технико-технологического развития субъектов молочнопродуктового подкомплекса.

Практические рекомендации по кооперации ЛПХ и К(Ф)Х использованы при организации работы 2-х кооперативов Ал.Гайского района и создании перерабатывающего и сбытового кооперативов в Саратовской области.

Материалы диссертации, ее выводы и обобщения рекомендуются к использованию в учебном процессе в высших учебных заведениях при изучении дисциплин «Управление в АПК» и «Экономика сельского хозяйства».

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором на Никоновских чтениях, 2010 г. и на ежегодной научно-практической конференции РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010 г.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 4 работы общим объемом 2,1 п.л., в том числе 1 работа в издании, рекомендованном ВАК.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Работа изложена на 176 страницах печатного текста, содержит 30 таблицы, 28 рисунков, 15 приложений. Список использованной литературы включает 207 источников.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, обоснована научная новизна, практическая значимость и апробация результатов.

В первой главе – «Теоретические и методологические аспекты управления молочнопродуктовым подкомплексом» рассмотрены особенности молочнопродуктового подкомплекса как объекта управления, теоретические и методологические аспекты государственного регулирования производством молока и сбытом молочной продукции, теоретические основы развития хозяйственного управления в форме кооперации и интеграции, обобщен отечественный и зарубежный опыт управления молочнопродуктовым подкомплексом.

Во второй главе – «Организационно-экономические механизмы развития молочнопродуктового подкомплекса региона» описано состояние и перспективы развития молочнопродуктового подкомплекса Саратовской области, представлен анализ экономических показателей, характеризующих состояние управления производством молока и сбытом молочной продукции, дана оценка действующим методам государственной поддержки производителей молока.

В третьей главе – «Основные направления развития молочнопродуктового подкомплекса региона» разработана пространственно-экономическая модель развития молочнопродуктового подкомплекса региона, основанная на совершенствовании государственного управления производством молока и сбытом молочной продукции, направленного на увеличение производства товарного молока, как в крупных, так и в малых формах хозяйствования. Также разработаны модели создания потребительских снабженческо-сбытовых и молокоперерабатывающих кооперативов с учетом особенностей территориального размещения субъектов молочнопродуктового подкомплекса.

В выводах и предложениях сформулированы основные результаты проведенных исследований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

Первое положение, выносимое на защиту, заключается в раскрытии концептуальных подходов в обеспечении эффективного функционирования молочнопродуктового подкомплекса как системы, и обосновании направлений совершенствования механизмов государственного регулирования и хозяйственного управления этим подкомплексом. Обосновывается необходимость комплексного развития всех элементов технологической цепи и разных уровней производства от крупных сельскохозяйственных организаций до малых форм хозяйствования.

Исследование молочнопродуктового подкомплеса показало, что решить проблему повышения его эффективности можно за счет повышения эффективности деятельности всех его участников и обязательно при обеспечении взаимовыгодных хозяйственных связей между ними. Сложность рассматриваемой проблемы требует использования системного подхода, обеспечивающих взаимоувязанное решение задач рационального использования уже имеющихся производственных мощностей и ресурсов, создания новых организаций с возможностью решения задачи эквивалентного обмена между отраслями агропромышленного комплекса.

С позиций данного исследования в молочнопродуктовом подкомплексе было выделено шесть блоков: отрасли, производящие средства производства, кормовая база животноводства и молочное скотоводство, молочная и маслосыродельная пепеработка, торговля, научное и кадровое обеспечение, техническое и технологическое обслуживание (рис. 1). При рассмотрении всего молочнопродуктового подкомплекса выявляется самая слабая взаимосвязь между первым и остальными блоками. Поэтому, изучая систему управления молочнопродуктовым подкомплексом на региональном уровне, мы остановились на исследовании пяти последних блоков.

Молочнопродуктовый подкомплекс в прежней экономике представлял собой единую централизованную систему технологически и экономически взаимосвязанных предприятий и производств, обеспечивающих производство, заготовку, переработку молока и доведение продукции до потребителя. В складывающихся рыночных условиях его рассмотрение с системных позиций показало, что его звенья, ориентируясь на рыночные отношения частных организаций, экономически обособились относительно коммерческих целей. Согласование этих целей на основе договорных отношений проявилось в качестве сложнейшей управленческой задачи. В случае же кооперирования производителей молока в части его переработки и сбыта молочной продукции видится восстановление молочнопродуктового подкомплекса, как единой системы, ориентированной на общую цель – обеспечение взаимосогласованной деятельности и развития всех составляющих подкомплекса на основе эффективного удовлетворения населения молочной продукцией.

Без государственного вмешательства невозможно добиться согласования целей всех участников подкомплекса. Создание кооперативной переработки молока также требует активной государственной поддержки. С другой стороны, эффективность деятельности каждого хозяйствующего субъекта подкомплекса определяется методами и механизмами хозяйственного управления в нем.

Рис. 1. Схема взаимодействия подотраслей молочнопродуктового подкомплексПроблему управления молочнопродуктовым подкомплексом можно разделить на две составляющие: систему государственного регулирования АПК и систему хозяйственного управления, рисунок 2.

Рис. 2. Составляющие элементы управления производством молока и сбытом молочной продукции

Проведенное системное исследование наглядно подтвердил опыт США, в основу молочной политики которых в 30-е годы ХХ века были заложены программы поддержки доходов и цен фермеров. Однако главную проблему соотношения частных интересов участников молочнопродуктового подкомплекса в 50-х годах им удалось решить только за счет создания системы кооперативной переработки молока.

Второе положение, выносимое на защиту, заключается в выявлении особенностей и перспектив развития молочнопродуктового подкомплекса региона на примере Саратовской области. Саратовская область является крупнейшим регионом Центральной части России, она занимает 10 место среди регионов РФ по производству продукции сельского хозяйства, доля которого в ВРП составляет 13,9 %. Сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х преимущественно специализируются на производстве продукции растениеводства, ЛПХ – на продукции животноводства. Средний темп роста производства сельскохозяйственной продукции в регионе с 2002 по 2008 г. составил 4,4 %, а в 2009 г. в условиях засухи -4,7 %, продукции растениеводства – 26,6 % и -11,5 % соответственно, а продукции животноводства – 4,17 % и 3,8 % в 2009 г.

За период реформ производство практически всех основных видов сельскохозяйственной продукции увеличилось, производство молока резко сократилось и составило 64,6 % от уровня 1990 года. Эта отрасль продолжает оставаться проблемной в сельском хозяйстве региона. За период с 1990 по 2009 гг. поголовье коров в хозяйствах всех категорий сократилось практически в три раза и составило. 237 тыс. гол. Незначительная положительная динамика наметилась с 2006 г., что связано с увеличением государственной поддержки этой отрасли. За период с 2006 г. по 2009 г. поголовье КРС во всех категориях хозяйств увеличилось на 6,7 %, а коров – лишь на 3,9 %.

Изменилась структура производителей молока. В 2000 г. на долю СХО приходилось 36,8 % его производства, в 2009 г. — только 13,1%. Тенденция к снижению доли СХО в производстве молока продолжается и в последние годы. Доля молока, производимого хозяйствами населения, существенно возросла до 78,1 %. Увеличение поголовья коров в Саратовской области с 2006 г. обеспечивается только за счет крестьянских (фермерских) и хозяйств населения, т.е. мелкотоварного сектора производства, таблица 1.

Таблица 1.

Производство молока и поголовья коров в разрезе категорий хозяйств

Саратовской области

Производство молока

Годы

2000

2005

2008

2009

Категории хозяйствтыс. тонн%тыс. тонн%тыс. тонн%тыс. тонн%Сельскохозяйственные организации303,636,8249,1328,6126,713,6128,313,1Хозяйства населения484,358,7559,2564,2724,678,1768,778,6КФХ и ИП37,14,562,727,276,88,381,28,3Все категории хозяйств825,0100,0871,1100,0928,1100,0978,2100,0Поголовье коров на конец года

Годы

2000

2005

2008

2009

Категории хозяйствтыс. гол.%тыс. гол.%тыс. гол.%тыс. гол.%Сельскохозяйственные организации144,845,650,122,341,818,440,417,0Хозяйства населения156,849,3159,170,8166,073,1175,674,1КФХ и ИП16,25,115,46,819,28,521,08,8Все категории хозяйств317,8100,0224,6100,0227,0100,0237,0100,0

Вместе с тем общий рост объема производства молока в регионе составляющий 18,6% вызван интенсивным наращиванием продуктивности коров в хозяйствах всех категорий. За период с 2000 г. по 2009 г. средний удой на 1 корову увеличился практически в два раза и составил 4853 кг. Саратовская область занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по этому показателю.

Перераспределение производства молока в пользу мелкотоварного сектора связано с сокращением числа СХО. В 1990 г. в области насчитывалось 775 СХО, из которых 8 % были убыточными. В 2008 г. — всего 160 сельскохозяйственных организаций, из которых 13 % работает с убытком. Малые формы хозяйствования часто оказываются неспособными найти эффективные каналы сбыта небольших партий произведенного молока, в результате чего основная его доля используется на личное потребление и на корм скоту в объемах, превышающих рациональные нормы, что существенно сдерживает развитие молочногопродуктового подкомплекса региона.

Из произведенного всеми категориями хозяйств молока на рынок попадает лишь 19,2 %. Доля товарного молока в хозяйствах населения составляет 8,2%, что в 2,2 раза ниже среднего уровня по России. В целом по области возрастает недозагрузка производственных мощностей перерабатывающих комбинатов, что приводит к повышению затрат на единицу готовой продукции. По данным 2009 г. использование среднегодовых мощностей молокоперерабатывающих комбинатов в пересчете на переработанное сырье в среднем по области составило 24,2%, таблица 2.

Таблица 2

Использование мощностей молокоперерабатывающих предприятий

Саратовской области

Показатели

Производственные мощности, тонн в год

в пересчете на молоко

Производство молочной продукции, тонн в год

в пересчете на молоко

Использование среднегодовых мощностей, %

цельномолочная продукция в пересчете на молоко

138 195,00

138 195

60 349

60 349,00

43,67

масло животное

17 820,00

178 200

1 559

15 590,00

8,75

молоко сухое

11 610,00

92 880

3 192

22 344,00

24,06

сыры

5 400,00

54 000

1 377

13 770,00

25,50

итого

Х

463 275

Х

112 053

24,19

Уровень обеспеченности населения Саратовской области молоком и молочными продуктами в 2008 г. составил 74,4% от рекомендованной нормы.

В 2009 году регион на условиях конкурсного отбора вошел в число регионов, реализующих ведомственную целевую программу «Развитие молочного скотоводства и увлечение производства молока в Саратовской области на 2009 -2012 годы». С момента ее принятия объем государственной поддержки молочного скотоводства в регионе увеличился практически в два раза за счет привлечения средств Федерального бюджета, которые направляются главным образом на развитие СХО. Вместе с тем, необходимо развитие товарного производства молока в МФХ за счет создания потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, что позволит увеличить загруженность мощностей перерабатывающих предприятий и повысить эффективность функционирования всего молочнопродуктового подкомплекса. За период 2007-2009 гг. объем реализации молока через потребительские кооперативы увеличился в 7,5 раз и составил 27% от общего объема реализации, таблица 3.

Таблица 3

Результаты деятельности сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов Саратовской области, осуществляющих закупку молока

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Прирост в 2009г. к 2007 г.

Число кооперативов, ед.

12

32

33

21

Объем закупленного молока, тонн

6 570,3

40 037,9

49 116,3

42 546,0

Расчетная цена за закупленное молоко у членов кооператива, руб. за кг

7,10

10,00

11,00

3,9

Доля молока, реализованного через кооператив в общем объеме реализуемого молока, %

3,67

22,3

27,2

23,53

Создание потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов позволяет мелкотоварному сектору производства за счет укрупнения партий и контролируемого качества продукции налаживать взаимовыгодные отношения с предприятиями по переработке молока.

В Саратовской области молочные перерабатывающие производства приближены к рынкам сбыта и сконцентрированы в центральной части региона. Перевозка молока на дополнительные 100 км добавляет к его цене 5% стоимости, при средней производственной себестоимости молока в СХО 8,26 руб. Для оптимизации грузоперевозок с помощью решения транспортной задачи мы определили границы районов сырьевой зоны перерабатывающих комбинатов. Стабильная работа молокоперерабатывающих заводов, сосредоточенных в центре региона обеспечивается наличием прочной сырьевой базы в границах их сырьевых зон, на поддержку которых и направлена существующая государственная региональная политика.

Третье положение, выносимое на защиту, заключается в выявлении влияния действующих механизмов государственной поддержки на развитие производства молока и его реализации сельскохозяйственными организациями региона. Основным механизмом государственной поддержки молочного скотоводства в рамках действующей программы являются бюджетные субсидии. Их доля в выручке от реализации молока СХО оставляет 24,9 % (самый высокий показатель среди регионов ПФО).

Финансирование СХО за счет субсидий предполагает целевое расходование. Они предоставляются на следующих условиях: 1,5 рубля на литр произведенного молока при условии сохранения и увеличения поголовья; 2 рубля – при условии реконструкции и модернизации животноводческих объектов; 4 рубля – при условии строительства молочных комплексов.

На содержание маточного поголовья выделяются субсидии в размере 2500 рублей в расчете на одну голову при условии строительства молочных комплексов на 600 голов и более. Кроме того, финансируется 30 % фактических затрат на приобретение технологического оборудования для молочных комплексов, но не более 7000 тыс. рублей, при условии нового строительства или реконструкции существующих животноводческих объектов. Такая схема финансирования СХО является достаточно действенной.

Группировка хозяйств по численности поголовья коров показала, что наибольший объем субсидий в расчете на 1 ц произведенного молока получают СХО с численностью поголовья более 1000 голов, в среднем 3 рубля на литр молока, что объясняется реализацией проектов по строительству новых животноводческих помещений. Их рентабельность без учета субсидий составляет 70%. Проекты по реконструкции и модернизации реализуются главным образом в группе хозяйств с численностью поголовья более от 300 до 500 голов. Действующая программа развития молочного скотоводства и увеличения производства молока направлена на поддержку и развитие крупных животноводческих комплексов, осуществляющих эффективное производство молока.

В передовых хозяйствах уровень продуктивности коров достигает 5800 кг молока в год, что выше среднего по области на 55 %. Рентабельность этих хозяйств без учета субсидий превышает 62 % при среднем уровне затрат на одну корову 36,7 тыс. рублей в год. Основная доля хозяйств имеет продуктивность коров на уровне 3600 кг с рентабельностью производства молока около 22 %. Они составляют 40 % всех СХО области. Именно на повышении их эффективности предлагается сосредоточиться при решении общей проблем повышения эффективности молочного производства в регионе, а не распылять ограниченные средства на всех, даже на тех, которые уже вряд ли смогут выйти из зоны убыточности, рисунок 3.

Рис. 3. Группировка крупных и средних СХО Саратовской области по уровню продуктивности коров и анализ эффективности производства молока

Действующая программа развития молочного скотоводства и увеличения производства молока реализуется с использованием достаточно эффективного механизма целевого финансирования инвестиционных проектов в зависимости от конкретного объема производства молока. Остальные СХО получают субсидии при условии сохранения и увеличения поголовья коров независимо от уровня их продуктивности, который в среднем по СХО слишком низкий.

Четвертое положение, выносимое на защиту, заключается в разработке и обосновании пространственно-экономической модели развития молочнопродуктового подкомплекса Саратовской области.

С учетом целей государственного регулирования и прогнозируемых процессов, происходящих в молочнопродуктовом подкомплексе региона, мы разработали пространственно-экономическую модель его развития.

В районах сырьевой зоны молокоперерабатывающих комбинатов предполагается увеличение производства товарного молока, как в малых формах хозяйствования, так и в сельскохозяйственных организациях, и стимулирование его сбыта на переработку за счет создания системы снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов. Увеличение загруженности мощностей молокоперерабатывающих комбинатов позволит повысить их рентабельность.

Положительный эффект, который получат молокоперерабатывающие предприятия от увеличения загруженности мощностей, рассчитан на примере ОАО «Горизонт» (рис. 4).

Рис. 4. Рентабельность ОАО «Горизонт» в зависимости от загруженности

производственных мощностей при прочих равных условиях

При существующей загруженности комбината на 1/4 нулевая рентабельность обеспечивается при закупочной цене 1 кг молока – 8,51 руб. Полная загруженность производственных мощностей позволит на 20 % сократить общие затраты на единицу переработанного молока. В этом случае приемлемую рентабельность в 15 % перерабатывающее предприятие сможет получить при повышении закупочной цены до 10,06 руб. за кг, что обеспечит производителям молока рентабельность своего производства на уровне до 22 %.

Прогнозные расчеты показали, что потребность молокоперерабатывающих предприятий в сырье на 90 % может быть удовлетворена производителями районов их сырьевых зон при доле товарного молока в МФХ более 30 %. Особое внимание было уделено мелкотоварному сектору ЛПХ.

При определенной отдаленности производства молока от места сбыта, его транспортировка в свежем виде становится экономически невыгодной. В этих районах наиболее эффективной является организация переработки молока, и транспортировка готовой молочной продукции к местам сбыта. Эта задача уже рассматривалась и решалась А.В. Чаяновым. Он обратил внимание на изменение веса продукта, падающего на единицу стоимости транспортировки в зависимости от степени его переработки (транспортабельности продукта). Коэффициент повышения транспортабельности молочных продуктов по отношению к свежему молоку равен коэффициенту расходования сырья на производство готовой продукции. Таким образом, чем больший коэффициент повышения транспортабельности дает переработка, тем более важно приблизить ее к месту производства сельскохозяйственного сырья.

На основании коэффициента повышения транспортабельности продукции А.В. Чаянов производил анализ конкретных территорий и строил карты размещения специализированных кооперативов. Оптимальный радиус сбора молока он определял с учетом объемов производства, стоимости транспортировки, стоимости свежего молока и продуктов его переработки.

В развитых странах мира в города возят продукты переработки молока, а не сырое молоко. В Саратовской области доля транспортных затрат на 100 км в цене реализации масла составляет 0,2 %, сметаны – 0,4 %, творога – 0,5 %.

Развивая модель А.В.Чаянова, и учитывая объемы производства молока, в районах, транспортировка молока из которых на переработку в свежем виде является экономически невыгодной (рис. 5), предполагается создание сельскохозяйственными товаропроизводителями собственных перерабатывающих мощностей на кооперативной основе.

Рис. 5. Распределение сырьевых зон действующих молокоперерабатывающих предприятий и определение границ сбора молока для организации его кооперативной переработки

Кооперативная переработка позволит производителям молока экономить затраты за счет повышения транспортабельности молока и получать дополнительную выгоду от реализации молочной продукции в переработанном виде. Сельскохозяйственные товаропроизводители получат дополнительный сегмент рынка сбыта в собственной зоне, которая пока заполняется продукцией, завозимой из соседних районов и областей. Члены кооператива могут рассчитывать на повышение закупочных цен до 12,79 руб. за кг молока и при этом понизить оптовые цены реализации готовой молочной продукции на 10-12 %, что позволит не только завоевывать соседние рынки сбыта продукции, но и привлекать к себе других близлежащих поставщиков сырого молока более высокой закупочной ценой. При прочих равных условиях, чистая выгода от реализации кооперативных условий бесприбыльной переработки молока, так сказать «на давальческом сырье», составляет почти 20 % по сравнению с частной прибыльной переработкой. Повысится вероятность трансформации сбытового молочного кооператива из первой зоны в перерабатывающий и сбытовой кооператив с вовлечением в него даже близлежащих представителей СХО. В целом прогнозируемые процессы в молочнопродуктовом подкомплексе Саратовской области могут быть описаны моделью (рис. 6).

EMBED CorelDRAW.Graphic.13

Рис. 6. Модель развития молочнопродуктового подкомплекса Саратовской области с альтернативными вариантами взаимоотношений кооперативов МФХ с молочными комбинатами.

Пятое положение, выносимое на защиту, заключается в обосновании модели создания потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, соответствующих зональным особенностям производства и переработки молока. В соответствии с пространственно-экономической моделью развития молочнопродуктового подкомплекса региона планируется создание двух типов потребительских кооперативов (рис.6). В сырьевой зоне молокоперерабатывающих комбинатов в виде снабженческо-сбытовых кооперативов, осуществляющих закупку молока, охлаждение и его сбыт на переработку на комбинат, что позволит снизить издержки, и повысят качество молока. В удаленных от молокоперерабатывающих предприятий районах предлагается создание снабженческо-сбытовых кооперативов, осуществляющих закупку молока, переработку и реализацию молочной продукции. Роль интегратора при формировании подобного рода кооперативов отводится крупным фермерским хозяйствам, имеющим достаточно большое стадо молочных коров, земельные ресурсы и технику для производства кормов. Кроме того, фермеры, как правило, обладают предпринимательскими способностями, которые необходимы для организации эффективной работы кооператива. Заинтересованность фермеров в кооперации с МФХ связана с возможностью укрупнения собственных партий реализуемого молока с одной стороны, и с привлечением дополнительных денежных средств на закупку оборудования для хранения, охлаждения и транспортировки молока с другой стороны. Заинтересованность граждан во вступлении в кооператив определяется, более высокой закупочной ценой молока, сданного на переработку.

При создании снабженческо-сбытового кооператива на базе крестьянского (фермерского) хозяйства-интегратора, взаимодействие между его членами формируется на принципах горизонтальной кооперации (рис. 7).

Помимо производства кормов, фермер-интегратор может оказывать консультационную помощь членам кооператива, по вопросам доения, кормления, содержания с целью повышения качества сдаваемого в кооператив молока. Хотя без постоянной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региональной консультационной организацией их инновационное развитие маловероятно. Расчет за сданное молоко будет осуществляться по дифференцированным ценам в соответствии с качеством, поэтому в каждом кооперативе обязательно должны иметься технические средства, для определения требуемых параметров молока: содержания жира, белка, кислотности, бактериальной обсемененности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст