Управление материальными, человеческими, физическими, информацио

Лекции по менеджменту.

Суть менеджмента – управление материальными, человеческими, физическими, информационными ресурсами.

Понятие менеджмента:

вид деятельности (синоним-управление)

менеджер = управляющий, руководитель. Сео – совет директоров

область знаний. (бизнес школы, в/о, степень МВА, HBS, INSEAD,LBS, Wharton)

Менеджмент = наука+практика+искусство.

Менеджер – тот, у кого число подчиненных больше или равно одному

Иерархическая пирамида власти.

Внешние менеджеры

Менеджеры среднего звена

Контролеры или менеджеры первого звена

Рядовые сотрудники

Роли менеджера по Минцбергу

межличностные роли.

Главный руководитель — симв. глава (социального, юридического характера)

Лидер – ответственный за мотивацию подчиненных набор.

Связующее звено – работа с контактами вне зоны ответственности

информационные роли.

Приемные информации – получение информации из внешнего мира

Распространитель информации – передает информацию.

Представитель – передача информации вне, относительно планов, действий

роли, связанные с принятием решений

предприниматель – находит и разрабатывает новые проекты

устраняющий нарушения – корректирует действия

распределитель ресурсов – принятие всех значительных решений

ведущий переговоры – ответственный за представительство на переговорах

Функции менеджера:

выявление проблем

решение проблемы

работа с персоналом

переговоры

Организационная структура. Проблема менеджмента

менеджмент — сфера услуг

глобализация бизнеса организационной структуры.

организационные изменения или вычеркивание единого на уровне иерархической пирамиды власти

Этапы возникновения менеджмента

Менеджмент как научное направление возник в 1900 гг.

Школы менеджмента.

1. Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм) – это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают

Принципы:

разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий

следование разработанным стандартам

подбор, обучение и расстановка рабочих сил на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу

оплата по результатам труда

использование функциональных менеджеров

поддерживание дружеских отношений между рабочими и менеджерами

Минусы этого принципа:

рассматривали организацию как замкнутую систему, т.е. в отрыве от мира;

недостаточно уделяли внимания изучению процесса управления.

В России последователи Тейлора – Багданов, Гостев. Вклад наших ученых – НОТ (Научная Организация Труда).

2. Административная школа (Анри Файоль»Общий и промышленный менеджмент.»).

Менеджмент-проблема организации труда в целом Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.

Принципы управления:

разделение труда (крайне полезно, с ростом повышения разделения труда падают издержки, повышает квалификацию и уровень выполнения работы)

разделение власти – ответственность за возможную ошибку несет менеджер

дисциплина – четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям

единство распорядительства (единоначалие) – распоряжения и подотчетность одному руководителю

единство руководства (едино направление) – один руководитель и один план по достижению единых целей

подчинение индивидуальных интересов общим – интересы организации должны быть выше индивидуальных

вознаграждение персонала – баланс между материальным и нематериальным вознаграждением, стимулирует людей на работу с отдачей

централизация – баланс между централизацией и децентрализацией, их степень зависит от внутренних и внешних факторов. Децентрализация – более гибкая и адаптивная к рынку

цепи взаимодействия – четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненному

порядок – каждый должен знать свое место в организации, иерархичность. Порядок материальный – все предметы на своих местах, порядок социальный – хорошая организация и подбор персонала

равенство = благожелательность + правосудие = справедливость (формула Файоля)

стабильность персонала – отсутствует текучесть кадров, не всегда выгодна и оправдана

инициатива – подчиненные должны иметь свободу самовыражения

корпоративный дух – единение персонала, атмосфера общего дела

3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо (неоклассическая по отношению к 1,2 — классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать

Школа – Количественные методы (возникла, так как математические методы не всегда применимы) – возможность все просчитать (эпоха появления компьютеров). Для организации важен человек.

методы статики

анализ данных

Современная школа (вреден by passing)

Подходы к менеджменту.

процессный

системный (рассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели . ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее)

ситуационный

Процессный – непрерывность, цикл, коррекция планов

Системный (взаимосвязанные и взаимовлияющие элементы)

Статическая

Динамическая

Открытая

Завод

Закрытая

Фломастер

Аквариум

Схема «7-С» (Питерс и Уотерман): Структура, Стратегия, Системы и процедуры, Совместно разделяемые ценности, Сумма навыков, Стиль, Состав персонала. Изменение любого из элементов должно повлечь изменение остальных 6.

Этапы.

характеристика каждого элемента схема

анализ связей

Стратегия-: (жесткие) планы и направления действий, определяющее распределение ресурсов, фиксирующее обязательства первоначально эта стратегия – конгламеративная и диверсификационная – производство технологически несвязанных продуктов.

Структура: внутренняя композиция организации. Тип: централизованная/децентрализованная, количество человек в подчинение у одного менеджера. Функциональная структура – в каждом из отделов занимаются двумя продуктами (ПФМ). Продуктовая структура – для каждого из продуктов существуют свои отделы.

Системы и процедуры: протекают в организации. Формализованные – годовые балансы, системы отчетов. Неформализованные – просьбы.

Стиль: Способ управления организацией. Стиль лидерства ведущих менеджеров (автократ, либерал, демократ)

Состав персонала: критерии пола, возраста, образования.

Сумма навыков: отличительные черты (знание языков, компьютера)

Совместно разделяемые ценности: смысл и содержание основных направлений деятельности.

Ситуационный подход – частично включает в себя системный. Основывается на законе ситуации, которая была сформулирована Мери Коллет: «Распоряжение и власть менеджера определяется конкректной рабочей ситуацией, прежде чем отдавать распоряжения, менеджер должен оценить ситуацию в целом.» Нет метода, эффективного для любой ситуации, в каждой ситуации нужен свой подход. Ситуационный подход лежит в основе стратегического управления. Шаги ситуационного подхода:

управление должно анализировать ситуацию с точки зрения требований к организации со стороны ситуации

нахождение наилучшего подхода к осуществлению управления

управление должно создавать потенциал организации и необходимую гибкость, чтобы можно было поменять управленческий стиль

управление должно произвести изменение позволяющее подстроиться к ситуации

Управление – искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление, затем следовать универсальным рекомендациям

Стратегическое управление – управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производительную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели.

Процесс стратегического планирования (этапы): миссия организации > цели организации > оценка и анализ внешней среды > управление обследованием сильных и слабых сторон > анализ стратегических альтернатив > выбор стратегии > реализация стратегии > оценка стратегии.

Миссия – констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Выражает:

целевые ориентиры (то есть на решение каких задач направлена деятельность организации)

сферу деятельности (продукт, рынок)

философию организации (ценности, верования)

возможности и способы осуществления деятельности (сила организации, применение технологии)

Необходима для:

субъектов внешней среды (дает представление об организации, ее целях, философии)

способствования единения персонала и появления корпоративного духа (общая цель, идентификация рабочего организации, климат организации- философия)

упрощения процесса управления, более действенное управление организацией (база для целей, обеспечение стандартов для ресурсов, смысл деятельности для рабочего)

Цели: Должны быть – измеряемы, оговорены во времени, достижимы. Могут быть поставлены: для организации в целом, для подразделений. Сферы целей

доходы организации

работа с клиентами

потребности и благосостояние сотрудников

социальная ответственность

Цели обычно устанавливаемые деловыми организациями

разработка, производство продукта

мощность организации

финансовые ресурсы

производительность

положение на рынке

прибыльности

человеческих ресурсов

работы с покупателями

Воздействие внешних факторов. Микро (прямое воздействие – конкуренты, поставщики) и макро (косвенное воздействие – экономические, политические, социальные факторы) окружение. Массив внешних факторов – экономическая система, конкуренты, потребители, государство, законы, политическая ситуация, поставщики, технологии, инфраструктура, социокультура.

Сильные и слабые стороны (SWOT- метод совместного анализа внутренней и внешней среды, для установления линий связи между силой и слабостью, возможностями и угрозой): Сильные стороны, Слабые стороны. Возможности и угрозы. На основе их комбинаций вырабатывается стратегия.

возможности

угрозы

Сильные стороны

сив

сиу

Слабые стороны

слв

слу

Стратегии. Типы (по продуктовой схеме):

Корпоративная – стратегия всего управления (производства)

деловая (бизнес) – стратегия отдельного продукта

функциональная – стратегия отдела в каждом продукте

операционная (замена устаревшего оборудования)

Для анализ макроокружения применяется PEST:

P – политические и законодательные факторы (законы, коалиции)

Е – экономические факторы (ВВП, ВНП, курс, инфляция)

S – социальные факторы (традиции, рынок труда, безработица)

T – технологические факторы (тех прогресс, применение технологий)

Внутренняя среда – ресурсы

человеческие ресурсы (опыт, потенциал сотрудников, образование, навыки)

организационные ресурсы (стратегия, структура, организационная структура, маркетинг, финансы, информационные системы, системы контроля, RND)

физические ресурсы (здания, оборудование, геоположение, система распределения, технологии)

маркетинг, организация управления

Эталонные стратегии управления (продукт, рынок, отрасль, положение фирмы, технология). Типы стратегий:

концентрированный рост- изменение продукта или рынка

стратегии усиления позиций на рынке- завоевание лучших позиций, контроль над конкурентами

развития рынка — поиск новых рынков

развития продукта — производство нового продукта, реализация

интегрированный рост

обратная вертикальная интеграция- рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, создание дочерних структур

обратная вертикальная интеграция- приобретение контроля над структурами, уменьшение посредников

диверсифицированного роста

центрированная — поиск и использование дополнительных возможностей, бизнес не меняется

горизонтальная — поиск возможностей роста за счет новой подукции

конгломеративная — рост за счет новых технологически несвязанных продуктов, новые рынки

сокращение:

ликвидация- фирма не может продолжать бизнес

сбор урожая — максимизация прибыли в кратко срочном периоде

сокращения — продажа подразделения

сокращение расходов — поиск возможностей сокращения затрат

БКГ (Бостонская Консалтинговая Группа).

Звезды

Трудные дети

Дойные коровы

Собаки

Темпы роста рынка Высокие

Низкие

Высокая Низкая

Относительная доля рынка

Реализация стратегии

Решение задач: установление приоритетности административных задач; установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидерства и управления

Мотивация – совокупность внутренних внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

материальная (денежное вознаграждение) /нематериальная (не денежное вознаграждение) Теории мотивации:

содержательные – основаны на определении потребностей, побуждающих людей к действию (суть — потребности, которые испытывает человек)

процессуальные – основываются на том, что поведение людей обуславливается не только потребностями но и их восприятием, ожиданиями и возможными последствиями выбранного типа поведения (суть — человек – существо глубокомыслящее и знающее себе цену)

Содержательные

пирамида Маслоу. Физические потребности – безопасность – принадлежность и причастность – признание и самоутверждение – самовыражение. Пошаговое удовлетворение потребностей – рычаг для подчинение. Недостатки: возможность перескока, мера удовлетворительности для каждого своя

теория Альдерфера – неприменима на практике. Потребности: существования, связи, роста (движение как снизу вверх, так и сверху вниз) – это измененный порядок пирамиды Маслоу

теория Герцберга (двухфакторная модель): мотивирующие факторы (продвижение по службе, бонусы, вознаграждение) и факторы здоровья (шум, освещение, условия труда)

теория МакКлелланда — потребности достижения, властвования, соучастия.

Взаимодействие человека и организационного окружения

Системно поведение человека в организацию представляется

человек в центре модели: организационное окружение – стимулирующее воздействие- человек – реакция на стимулирующее воздействие – действия, поведение – результаты работы (орг и чел)

организация как целое – исходная точка рассмотрения

Окружающая среда

Запросы среды

организация

Ответ организации на запросы среды

Вход

преобразователь



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст