Уголовно-правовое противодействие рейдерским захватам имущества

На правах рукописи

Фроловичев Ярослав Владимирович

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,

Петрова Галина Олеговна

Официальные оппоненты: Лопашенко Наталья Александровна,

доктор юридических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная

юридическая академия», профессор кафедры

уголовного и уголовно-исполнительного права

Титушкина Елена Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент

ФГКОУ ВПО «Академия управления

Министерства внутренних дел Российской

Федерации», доцент кафедры уголовной

политики и организации предупреждения

преступлений

Ведущая организация: ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия

Министерства внутренних дел Российской

Федерации»

Защита диссертации состоится 21 марта 2013 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Автореферат разослан ___ февраля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор Г.А. Есаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Переход России от командно-административной системы управления экономикой к рыночной системе ее организации обусловил возникновение новых явлений, требующих правового регулирования. Среди таких явлений особую актуальность приобрело рейдерство, и это объясняется тем, что в условиях российской действительности оно является общественно опасным деянием, представляющим существенную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации. Именно поэтому противодействие рейдерству относится к числу приоритетных направлений деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. в сфере обеспечения национальной безопасности является осуществление комплекса мероприятий по противодействию рейдерству и преступлениям на фондовом рынке, наносящим значительный ущерб экономике Российской Федерации и имеющим большой общественный резонанс. При этом обеспечение экономической безопасности Российской Федерации выступает в качестве одного из основных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом, а сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против собственности и экономической безопасности – одного из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности (п.п. 7, 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года). Достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической сфере относится к стратегическим целям национальной безопасности Российской Федерации (п. 53 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года).

Вместе с тем в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сохранение условий для криминализации хозяйственно-финансовых отношений названо среди главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере (п. 55). К данным рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере относится в полной мере и рейдерство, поскольку от эффективности решения связанных с ним проблем напрямую зависит состояние экономической безопасности Российской Федерации.

Кроме того, актуальность темы диссертационного исследования определяется следующими факторами:

1. Возникновением принципиально нового общественно опасного деяния, выражающегося в незаконном установлении контроля в отношении юридического лица с последующим завладением имуществом или приобретением права на имущество этого юридического лица.

2. Отсутствием определения рейдерства, позволяющего выделить его специфические признаки, а также отсутствием эффективных мер уголовно-правового противодействия рейдерству.

3. Недостаточностью действующих уголовно-правовых норм для противодействия рейдерству, что обусловливает необходимость совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) посредством его дополнения статьей, устанавливающей ответственность непосредственно за рейдерство.

4. Наличием пробелов в регулятивном законодательстве России, в частности, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах»), Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ), которые могут быть использованы при осуществлении рейдерства.

5. Последствиями рейдерства, выражающимися в причинении ущерба промышленным предприятиям, прекращении или приостановлении деятельности эффективных производств, снижении экономического роста и инвестиционной привлекательности отраслей экономики России, подрыве основы рыночной экономики – института собственности.

Актуальность диссертационного исследования подтверждается и статистическими данными, в том числе динамикой развития рейдерства в России. Так, в производстве следственных подразделений системы МВД России находилось в 2004 г. – 171 уголовное дело, в 2005 г. – 346 уголовных дел, связанных с рейдерством. При этом в суд в 2005 г. направлено 51 уголовное дело в отношении 77 обвиняемых, по которым вынесено 11 обвинительных приговоров.

В 2007 г. из 512 уголовных дел в суд направлено 230, вынесено 44 обвинительных приговора. В 2008 г. в производстве органов предварительного следствия МВД России находилось 338 уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе рейдерских захватов, из которых расследовано – 188, окончено – 79, направлено в суд – 51. В 2009 г. в производстве следственных органов МВД России находилось около 400 уголовных дел, связанных с рейдерством, из которых более 50 направлены в суд.

В то же время, по данным консалтинговых агентств, в Российской Федерации ежегодно совершается 60-70 тыс. рейдерских атак.

Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о том, что настоящее диссертационное исследование является своевременным и востребованным.

Степень научной разработанности темы исследования. Объектом исследования являлись лишь отдельные аспекты рейдерства. Так, одни ученые, рассматривающие эту проблему, делают акцент на освещении истории рейдерства (Ю.Д. Борисов), другие – на изучении социальных и экономических аспектов рейдерства (Ю.Э. Байкова, В.А. Грачев, Е.В. Громова, Е.О. Гуман, Е. Демидова, А.Ю. Киреев, А.Д. Осиновский, Л.А. Скиданова, М.Е. Усова, А. Чуясов), на анализе гражданского и корпоративного права России (С.Н. Анисимов, Б.П. Архипов, Е.В. Бакулина, В.И. Добровольский, В.В. Долинская, К. Ильин, О. Свириденко, И.Ю. Туник, М.И. Фаенсон).

Проблемы противодействия рейдерству уголовно-правовыми средствами рассмотрены в работах Н.А. Лопашенко, М. Нобатова, О.В. Осипенко.

Криминалистических аспектов проблемы касались Е.В. Валласк, М.А. Сергеев, П.Г. Сычев.

Отдельные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались в кандидатских диссертациях А.Р. Балаяна (2009 г.), А.Э. Козловской (2009 г.), А.А. Шашкова (2010 г.).

Криминологические аспекты проблемы, а также основы уголовной политики и стратегии противодействия рейдерству освещены в монографическом исследовании А.Ю. Федорова.

Однако в проведенных исследованиях не уделяется должного внимания изучению уголовно-правового противодействия рейдерству посредством дополнения УК РФ статьей, устанавливающей ответственность за рейдерство, а также преступных деяний, способствующих его совершению, что значительно затрудняет процесс реформирования уголовного законодательства России.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении рейдерства, преступных деяний, способствующих его совершению, а также в том, чтобы на основании анализа уголовного и регулятивного законодательства России сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию данного законодательства в целях противодействия рейдерству.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

— разработать понятийный юридический аппарат в интересах уголовно-правового противодействия рейдерству и формулирования уголовно-правового запрета на его совершение;

— изучить с позиций уголовного законодательства России преступные деяния, способствующие совершению рейдерства;

— в процессе изучения правоприменительной практики определить статьи УК РФ, по которым квалифицируются преступные деяния, способствующие совершению рейдерства;

— выявить недостатки уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству;

— изучить пробелы регулятивного законодательства России, которые могут быть использованы при осуществлении рейдерства;

— сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству;

— сформулировать предложения по совершенствованию регулятивного законодательства России в сфере противодействия рейдерству.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с правовым и, в частности, уголовно-правовым противодействием рейдерским захватам имущества юридических лиц.

Предметом диссертационного исследования являются:

— рейдерство как общественно опасное деяние;

— нормы действующего уголовного законодательства России, предусматривающие ответственность за преступные деяния, способствующие совершению рейдерства;

— нормы действующего регулятивного законодательства России, пробелы которых могут быть использованы при осуществлении рейдерства;

— практика применения уголовно-правовых норм при квалификации преступных деяний, способствующих совершению рейдерства.

Методы диссертационного исследования. Основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания. При этом вопросы темы познавались также с помощью следующих методов: исторического, системного, структурного, конкретно-социологического (опрос в форме анкетирования), логико-юридического и статистического.

Теоретическую основу исследования образуют научные труды в области уголовного права, которые непосредственно либо опосредовано затрагивают вопросы, связанные с темой настоящей работы, а также освещающие отдельные аспекты рейдерства.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, УК РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, АПК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О защите конкуренции», в том числе иные законы и подзаконные акты. При выполнении работы учитывались также постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Эмпирическая основа исследования включает в себя постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД России за 2004-2009 гг. о зарегистрированных преступлениях, которые были совершены при осуществлении рейдерских захватов. В ходе исследования изучалась также судебная и следственная практика Нижегородской области за период 2006-2011 гг. по делам о преступлениях, связанных с рейдерством.

Кроме того, в эмпирическую основу исследования вошли данные анкетного опроса 348 респондентов (из них 86 – судьи, 100 – прокурорские работники, 79 – следователи, 83 – представители бизнеса) по вопросам о необходимости дополнения УК РФ статьей, устанавливающей ответственность непосредственно за рейдерство, проведенного в 2011 г. в Нижегородской области.

Необходимая для подготовки диссертации информация получена также путем сбора, обработки и анализа материалов информационных ресурсов глобальной информационной сети «Интернет».

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является первым исследованием, связанным с комплексным изучением уголовно-правового противодействия рейдерству, с изучением преступных деяний, способствующих его совершению, с позиций уголовного законодательства России, в том числе с изучением пробелов регулятивного законодательства России, которые могут быть использованы при осуществлении рейдерства, на основании чего выработаны принципиально новые научно обоснованные предложения по совершенствованию уголовного и регулятивного законодательства России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рейдерство (рейдерский захват) – это общественно опасное деяние, выражающееся в незаконном установлении контроля в отношении юридического лица, сопряженном с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица и причиняющее имущественный ущерб собственнику или иному владельцу юридического лица.

2. В современных условиях российской действительности основой эффективного противодействия рейдерству как общественно опасному деянию является установление запрета на его совершение уголовно-правовой нормой, выраженной в статье уголовного закона, что позволит обеспечить на должном уровне уголовно-правовую охрану имущества юридических лиц от рейдерских посягательств и будет способствовать предупреждению рейдерства.

3. Поскольку в качестве объекта рейдерства выступают общественные отношения в сфере собственности, статью, устанавливающую уголовную ответственность непосредственно за данное общественно опасное деяние, представляется целесообразным включить в главу 21 «Преступления против собственности» раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

4. Предлагается дополнить УК РФ статьей 1597 «Рейдерство» в следующей редакции:

«Статья 1597. Рейдерство

1. Рейдерство, то есть незаконное установление контроля в отношении юридического лица путем присвоения полномочий или изменения состава его органов управления, а равно иным способом, сопряженное с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Под незаконным установлением контроля в отношении юридического лица в настоящей статье понимается осуществление руководства деятельностью этого юридического лица в нарушение установленного законом порядка.

2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость имущества, превышающая два миллиона рублей, а особо крупным – пять миллионов рублей».

5. Принимая во внимание возможность использования при рейдерстве так называемого административного ресурса, предполагающего участие органов государственной власти в осуществлении рейдерских захватов посредством совершения уголовно наказуемых деяний, и повышенную общественную опасность этих деяний, предлагается:

5.1. Часть 3 статьи 285 УК РФ изложить в следующей редакции:

«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, а равно сопряженные с оказанием содействия в совершении рейдерства».

5.2. Дополнить статью 286 УК РФ частью 4 в следующей редакции:

«4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, сопряженные с оказанием содействия в совершении рейдерства, —

наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до трех лет».

5.3. Дополнить статью 290 УК РФ частью 7 в следующей редакции:

«7. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой, пунктом «а» части пятой и частью шестой настоящей статьи, если они сопряжены с оказанием содействия в совершении рейдерства, —

наказываются штрафом в размере от девяностократной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере восьмидесятикратной суммы взятки».

5.4. Дополнить статью 299 УК РФ частью 3 в следующей редакции:

«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, сопряженные с оказанием содействия в совершении рейдерства, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

5.5. Дополнить статью 305 УК РФ частью 3 в следующей редакции:

«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, сопряженные с оказанием содействия в совершении рейдерства, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Дополнение составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 290, 299 и 305 УК РФ, новым квалифицирующим признаком – «оказание содействия в совершении рейдерства» будет способствовать предупреждению данных преступлений, которые создают условия для совершения рейдерства, и позволит обеспечить защиту интересов граждан и организаций, пострадавших от рейдерских действий.

6. Критерием отграничения рейдерства от преступных посягательств экономической направленности, а также от гражданско-правовых отношений являются действия, относящиеся к объективной стороне предложенного состава рейдерства (проект статьи 1597 «Рейдерство»), которые выражаются в незаконном установлении контроля в отношении юридического лица, сопряженном с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица. Такие действия представляют собой важнейшие признаки рейдерства, установление которых позволит правильно квалифицировать содеянное, что будет способствовать формированию единообразной судебной и следственной практики.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется научной разработкой нового для российского закона уголовно-правового понятия «рейдерство», а также научно обоснованными предложениями по совершенствованию уголовного и регулятивного законодательства России в сфере противодействия рейдерству.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования сформулированных в нем положений, выводов и рекомендаций для дальнейшей научной разработки концепции уголовно-правового противодействия рейдерству, при формировании уголовно-правовой политики государства, в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного и регулятивного законодательства России в сфере противодействия рейдерству, при подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, в правоприменительной деятельности, при составлении учебно-методических материалов, а также для повышения квалификации практических работников. Полученные результаты могут быть востребованы в гражданском и корпоративном праве.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры уголовного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, где диссертация выполнялась и рецензировалась, а также кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Материалы диссертации используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплине «Рейдерство» по программе специалиста на юридическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Результаты исследования представлены на 14-й Нижегородской сессии молодых ученых (г. Нижний Новгород, 19-22 октября 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Инновации в государстве и праве России» (г. Нижний Новгород, 29-30 апреля 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения» (г. Уфа, 21 февраля 2011 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, 14-17 апреля 2011 г.), Международной научно-практической конференции «Инновации в государстве праве и России» (г. Нижний Новгород, 14-15 апреля 2011 г.).

По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 3,49 п.л., в том числе 3 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень ее научной разработанности; определяются цель и задачи исследования, его объект и предмет; указываются методы, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы исследования, научная новизна; формулируются основные положения, выносимые на защиту; подчеркивается теоретическая и практическая значимость исследования; приводятся данные об апробации результатов проведенного исследования и его структуре.

Первая глава «Понятие рейдерства» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Определение и виды рейдерства» анализируются разные точки зрения на определение рейдерства, а также рассматриваются виды рейдерства.

При рассмотрении понятия «рейдерство» автор исходил из того, что законодательство Российской Федерации не регулирует рейдерство, в связи с чем существуют разные точки зрения относительно его определения.

В то же время разнообразие точек зрения на определение рейдерства затрудняет процесс изучения его сущности и не способствует выделению присущих только ему специфических признаков, позволяющих отграничить понятие «рейдерство» от смежных понятий («поглощение», «недружественное поглощение»). К тому же определения рейдерства, предложенные другими исследователями, не в полной мере отражают его суть.

Кроме того, некоторые авторы отождествляют рейдерство с недружественным поглощением, что применительно к условиям российской действительности представляется ошибочным. При этом диссертант обосновывает нетождественность рейдерства с недружественным поглощением, а также с формами реорганизации юридических лиц (слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием).

Основным критерием, позволяющим отграничивать рейдерство от недружественного поглощения и форм реорганизации юридических лиц, является общественная опасность рейдерства и его взаимосвязь с совершением преступлений.

Автор предлагает следующее определение рейдерства: рейдерство (рейдерский захват) – это общественно опасное деяние, выражающееся в незаконном установлении контроля в отношении юридического лица, сопряженном с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица и причиняющее имущественный ущерб собственнику или иному владельцу юридического лица.

Сформулированное определение рейдерства позволяет выделить его специфические признаки, к которым относятся:

— общественная опасность;

— незаконное установление контроля в отношении юридического лица, сопряженное с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица. Незаконное установление контроля в отношении юридического лица означает, что контроль в отношении юридического лица устанавливается путем совершения незаконных действий, которые могут выражаться, например, в незаконном присвоении полномочий органов управления юридического лица, в незаконном принятии решения об изменении состава органов управления или о внесении изменений в устав юридического лица. В результате совершения таких действий рейдеры получают возможность осуществлять руководство деятельностью юридического лица. При этом необходимо учитывать, что незаконное установление контроля в отношении юридического лица может быть признано рейдерством только в том случае, если незаконное установление контроля в отношении юридического лица сопряжено с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица;

— причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу юридического лица.

Рассматривая виды рейдерства, автор отмечает, что отнесение рейдерства к тому или иному виду («белому», «черному» или «серому») зависит от характера действий, направленных на установление контроля в отношении юридического лица. Если такие действия носят законный характер, то есть осуществляются в рамках закона, налицо «белое» рейдерство. В случае же, если они носят незаконный характер – «черное» рейдерство. Промежуточным видом между «белым» и «черным» является «серое» рейдерство, которое характеризуется сочетанием как законных, так и незаконных действий.

В то же время автор отмечает, что классифицировать рейдерство на «белое», «черное» и «серое» принято только в практике зарубежных стран. К рейдерству в России такая классификация не может быть применена, что обусловлено его общественной опасностью и взаимосвязью с совершением преступлений.

Во втором параграфе «Пробелы регулятивного законодательства России, которые могут быть использованы при осуществлении рейдерства» исследуются действия, связанные с использованием при осуществлении рейдерства пробелов регулятивного законодательства. Особенность этих действий заключается в том, что они могут быть непосредственно сопряжены с совершением преступных деяний (например, выразившихся в фальсификации протокола общего собрания акционеров, решения совета директоров (наблюдательного совета)) в целях придания последним характера гражданско-правовых отношений, сложившихся между рейдерами и собственником или иным владельцем юридического лица, чтобы избежать тем самым привлечения к уголовной ответственности за совершение преступных деяний.

Принимая во внимание пробелы регулятивного законодательства России, связанные с порядком приобретения более 30 процентов акций открытого общества, порядком уведомления акционеров о проведении их общего собрания, порядком государственной регистрации юридических лиц и институтом обеспечительных мер, к действиям, при совершении которых могут быть использованы данные пробелы, диссертант относит следующие: приобретение более 30 процентов акций открытого общества с использованием пробелов установленного законом порядка; несообщение сведений акционерам хозяйственного общества о проведении их общего собрания; представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения; подача в арбитражный суд заявления об обеспечении иска.

На основе анализа указанных действий, связанных с использованием при осуществлении рейдерства пробелов регулятивного законодательства, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования этого законодательства. В связи с этим автор предлагает внести изменения в ст. 11, 52, 841, 842 ФЗ «Об акционерных обществах», в ст. 9 и 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в ст. 93 АПК РФ, что не только восполнит пробелы данных законодательных актов, но и создаст правовую базу, которая может быть использована для противодействия рейдерству.

Однако ввиду общественной опасности рейдерства и его взаимосвязи с совершением преступлений, ограничиваться одним лишь устранением пробелов регулятивного законодательства России недопустимо, так как применение этих мер не позволит должным образом воздействовать на рейдерство как общественно опасное деяние, в связи с чем особое значение приобретает уголовно-правовое противодействие данному общественно опасному деянию.

Вторая глава «Уголовно-правовое противодействие рейдерству» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Теоретические и прикладные основы противодействия рейдерству» обосновывается целесообразность уголовно-правового противодействия рейдерству, а также рассматриваются позиции относительно совершенствования уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству.

Объективно существующая общественная опасность рейдерства и его взаимосвязь с совершением преступлений в целом свидетельствуют о необходимости применения уголовно-правовых средств в отношении рейдерства.

Основным средством уголовно-правового противодействия рейдерству, по мнению диссертанта, является уголовно-правовая норма, поскольку именно в ней содержится описание общественно опасных деяний, которым присущи специфические признаки. Такие признаки предусмотрены ст. 14 УК РФ, а именно общественная опасность, противоправность (уголовная противозаконность), виновность и наказуемость, значение которых прежде всего состоит в том, что только при их наличии то или иное деяние может быть признано преступлением. Наряду с этим уголовно-правовая норма закрепляет признаки, свойственные составу определенного вида преступления, что придает данному виду преступления индивидуальность и позволяет отграничить его от иных видов преступлений.

В то же время следует учитывать, что уголовно-правовая норма устанавливает запрет на совершение преступления, который является доминирующим методом уголовного права. Тем самым существует непосредственная взаимосвязь между уголовно-правовой нормой и уголовно-правовым запретом на совершение преступления.

Автор делает вывод, что в условиях российской действительности уголовно-правовая норма является не только основным средством уголовно-правового противодействия рейдерству как общественно опасному деянию, но и представляет собой наиболее эффективную меру правового воздействия на данное общественно опасное деяние. В обоснование такого вывода автор приводит следующие аргументы.

Во-первых, объективно существующая общественная опасность рейдерства и его взаимосвязь с совершением преступлений в целом свидетельствуют о необходимости уголовно-правового противодействия данному общественно опасному деянию.

Однако наличие одной лишь общественной опасности не позволяет отнести деяние, в частности, рейдерство к категории уголовно наказуемых, о чем свидетельствуют соответствующие положения уголовного законодательства России. Так, согласно ст. 3 УК РФ преступность деяния определяется только Уголовным кодексом, а применение уголовного закона по аналогии не допускается. Обозначенное положение закреплено и в законодательном определении преступления, которым признается только общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Соответственно, для того, чтобы отнести рейдерство к категории уголовно наказуемых деяний, требуется уголовно-правовой запрет на его совершение, установленный уголовно-правовой нормой.

Во-вторых, анализ действующего уголовного законодательства России показывает, что оно не обеспечивает на должном уровне защиту от рейдерских посягательств ввиду отсутствия уголовно-правовой нормы, запрещающей рейдерство.

В-третьих, в условиях российской действительности эффективное противодействие рейдерству невозможно без использования уголовно-правовых средств, что объясняется не только опасностью рейдерства для общественных отношений, охраняемых уголовным законом и его взаимосвязью с совершением преступлений, но также и тем, что на уровне действующего регулятивного законодательства России отсутствуют правовые механизмы, с помощью которых можно было бы противодействовать рейдерству. Впрочем, даже их наличие не способно обеспечить эффективное противодействие рейдерству без применения в отношении его уголовно-правовых средств, так как рейдерство нарушает общественные отношения, взятые под охрану уголовным законом (например, общественные отношения, вытекающие из права собственности: владения, пользования и распоряжения).

В-четвертых, выражение общественной опасности деяния осуществляется на законодательном уровне посредством его запрета уголовно-правовой нормой под угрозой наказания.

В-пятых, уголовно-правовые запреты на совершение предусмотренных уголовно-правовыми нормами общественно опасных деяний способствуют предупреждению преступлений как одной из задач УК РФ.

Диссертант обращает внимание, что уголовно-правовая норма находит свое выражение в уголовном законе. С учетом этого диссертант приходит к выводу, что в процессе применения уголовно-правовых средств осуществляется совершенствование уголовного законодательства, в частности, путем его дополнения уголовно-правовой нормой (уголовно-правовыми нормами), запрещающей общественно опасное деяние.

Совершенствование уголовного законодательства России имеет особое значение в сфере противодействия рейдерству. Однако в доктрине уголовного права отсутствуют какие-либо точки зрения по вопросу совершенствования уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству, но в то же время в научной литературе, посвященной исследованию рейдерства, можно встретить предложения о совершенствовании уголовного законодательства России в сфере противодействия данному общественно опасному деянию. В целом анализ таких предложений позволил автору обозначить три концептуальных позиции применительно к созданию уголовно-правовых механизмов противодействия рейдерству.

Сторонники первой позиции отмечают достаточность действующих уголовно-правовых норм для эффективного противодействия рейдерству и в связи с этим считают необоснованными предложения о дополнении уголовного законодательства России статьей, устанавливающей ответственность за рейдерство.

Сторонники второй позиции указывают на необходимость криминализации отдельных деяний, способствующих совершению рейдерского захвата, что предполагает введение в УК РФ комплекса статей, направленных на защиту системы корпоративных отношений.

Сторонники третьей позиции считают необходимым установление уголовной ответственности непосредственно за рейдерство, что предполагает дополнение УК РФ специальной статьей.

Автор считает, что из указанных позиций относительно совершенствования уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству наиболее предпочтительной является последняя, в обоснование которой автор приводит следующие аргументы.

Во-первых, квалификация преступных деяний, способствующих совершению рейдерства, по различным статьям УК РФ не позволяет правоприменителю выделить специфические признаки самого рейдерства, что отрицательно сказывается не только на качестве расследования дел, связанных с рейдерством, но и позволяет виновным лицам избежать надлежащей уголовной ответственности и справедливого наказания за содеянное.

Во-вторых, действующие уголовно-правовые нормы охватывают только те действия, совершение которых создает условия для рейдерского захвата. При этом непосредственно рейдерство в силу отсутствия в УК РФ статьи, устанавливающей ответственность за данное общественно опасное деяние, остается без надлежащей юридической оценки.

Часть 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Данное конституционное положение закреплено в ч. 1 ст. 2 УК РФ «Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации», согласно которой одной из задач УК РФ является охрана собственности от преступных посягательств. Для осуществления этой и других задач УК РФ, наряду с установлением основания и принципов уголовной ответственности, видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями. Исходя из этого и принимая во внимание отсутствие в УК РФ статьи, устанавливающей ответственность непосредственно за рейдерство, можно сделать вывод, что уголовно-правовая охрана собственности юридических лиц не реализуется.

В-третьих, общественная опасность деяния выражается в уголовно-правовой норме, которая, в свою очередь, выражается в статье уголовного закона. Именно статья уголовного закона придает уголовно-правовой норме внешнюю определенность и обеспечивает ее реальное действие. В этой связи дополнение УК РФ статьей, устанавливающей ответственность непосредственно за рейдерство, имеет важное практическое значение.

В-четвертых, дополнение УК РФ статьей, устанавливающей ответственность за рейдерство, позволит закрепить на законодательном уровне уголовно-правовое понятие данного общественно опасного деяния и характерные для него признаки, что будет способствовать повышению качества работы по выявлению и расследованию дел о рейдерстве, правильной квалификации содеянного органами предварительного расследования и судом, четкому отграничению рейдерства от иных преступных деяний экономической направленности и гражданско-правовых отношений.

В-пятых, как было отмечено ранее, уголовно-правовые запреты на совершение предусмотренных уголовно-правовыми нормами общественно опасных деяний способствуют предупреждению преступлений как одной из задач УК РФ. Соответственно, установление уголовно-правового запрета на совершение рейдерства будет способствовать предупреждению этого общественно опасного деяния.

В-шестых, анкетный опрос, проведенный диссертантом в 2011 г. среди практических работников и представителей бизнеса Нижегородской области, показал, что подавляющее большинство респондентов (312 из 348 опрошенных), принявших участие в данном опросе, считают необходимым дополнить УК РФ статьей, устанавливающей ответственность непосредственно за рейдерство. В целом результаты анкетирования показывают, что существует профессиональный спрос на совершенствование уголовного законодательства России в части противодействия рейдерству посредством дополнения УК РФ статьей, устанавливающей ответственность непосредственно за данное общественно опасное деяние.

Таким образом, по мнению автора, в условиях российской действительности основой эффективного противодействия рейдерству как общественно опасному деянию является установление запрета на его совершение уголовно-правовой нормой, выраженной в статье уголовного закона.

Во втором параграфе «Уголовно-правовая квалификация преступных деяний, способствующих совершению рейдерства» исследуются преступные деяния, создающие условия для совершения рейдерства, и приводится уголовно-правовая квалификация этих деяний.

К преступным деяниям, способствующим совершению рейдерства, диссертант относит: незаконное получение информации о деятельности юридического лица и реестре владельцев ценных бумаг, отнесенной к информации, составляющей коммерческую тайну; приобретение акций хозяйственного общества путем принуждения его акционеров к совершению гражданско-правовых сделок по продаже принадлежащих им акций этого хозяйственного общества, путем обмана или злоупотребления доверием; банкротство; незаконная реорганизация юридических лиц; фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета; фальсификация решения общего собрания акционеров или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества; незаконный дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг; совершение силовых действий; действия, совершаемые в рамках использования административного ресурса.

Уголовно-правовой анализ преступных деяний, способствующих совершению рейдерства, позволил автору сделать следующие предложения и выводы.

1. Принимая во внимание возможность использования при рейдерстве так называемого административного ресурса, предполагающего участие органов государственной власти в осуществлении рейдерских захватов посредством совершения уголовно наказуемых деяний, и повышенную общественную опасность этих деяний, автор предлагает дополнить составы преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 290, 299 и 305 УК РФ, новым квалифицирующим признаком – «оказание содействия в совершении рейдерства», что будет способствовать предупреждению данных преступлений, которые создают условия для совершения рейдерства, и позволит обеспечить защиту интересов граждан и организаций, пострадавших от рейдерских действий.

2. Ввиду отсутствия законодательного закрепления понятия «рейдерство» в УК РФ на практике уголовно-правовой квалификации подлежат только отдельные преступные деяния, способствующие совершению рейдерства. При этом, как показывает правоприменительная практика, такие деяния подпадают под признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 159, 196 УК РФ.

Однако складывающаяся в настоящее время следственная и судебная практика по привлечению виновных лиц к ответственности по указанным статьям УК РФ не отвечает принципам уголовного судопроизводства, которое имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и вызывает правовую неопределенность в связи с невозможностью установления признаков самого рейдерства.

3. В соответствии с требованиями ст. 15, 46, 49, 54, 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующей им ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод суд при производстве судебного разбирательства должен принимать все необходимые меры для постановления законного, обоснованного и справедливого приговора.

Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный конституционный принцип означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние.

Исходя из этого постановление приговора в отношении осужденных за преступные деяния, способствующие совершению рейдерства, при отсутствии в уголовном законе специальной нормы, устанавливающей запрет на совершение самого рейдерства, искажает назначение принципа законности и не способствует формированию единообразной судебной практики.

4. В то же время уголовно-правовой анализ преступных деяний, способствующих совершению рейдерства, показывает, что такие деяния, при наличии к тому оснований, могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ: 111, 112, 115, 116, 159, 163, 1701, 1731, 1732, 179, 183, 185, 1855, 195, 285, 2853, 286, 290, 291, 299, 305.

5. Несмотря на возможность квалификации преступных деяний, способствующих совершению рейдерства, по указанным статьям УК РФ, непосредственно рейдерство как общественно опасное деяние остается без надлежащей юридической оценки, что обусловливает необходимость совершенствования уголовного законодательства России посредством его дополнения статьей, устанавливающей ответственность за рейдерство. О такой необходимости свидетельствует также и то обстоятельство, что статьи уголовного закона, по которым возможно квалифицировать преступные действия, способствующие совершению рейдерства, не предусматривают характерных для данного общественного опасного деяния признаков. Соответственно, квалифицировать рейдерство по какой-либо из этих статей уголовного закона совершенно недопустимо, тем более что, согласно принципу законности, аналогия преступлений в уголовном праве России не допускается.

Третья глава «Совершенствование уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Анализ концепций криминализации рейдерства» рассматриваются наиболее распространенные в юридической литературе точки зрения по проекту статьи, устанавливающей уголовную ответственность непосредственно за рейдерство. При этом автор на основе анализа предложенных проектов данной статьи выявил их недостатки, которые впоследствии были учтены автором при разработке собственного проекта статьи, устанавливающей уголовную ответственность за рейдерство.

Во втором параграфе «Проект статьи, устанавливающей уголовную ответственность за рейдерство» приводится авторский проект статьи, устанавливающей уголовную ответственность за рейдерство.

Поскольку рейдерство представляет собой общественно опасное деяние, посягающее на отношения собственности, диссертант предлагает включить статью, устанавливающую уголовную ответственность за рейдерство, в главу 21 «Преступления против собственности» раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики» под номером 1597 с названием «Рейдерство».

Вместе с тем диссертант применительно к предложенному составу преступления – «рейдерство» анализирует выработанные в науке уголовного права элементы состава преступления: объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъекта рейдерства.

Учитывая предложенное автором расположение ст. 1597 «Рейдерство» в УК РФ, родовым объектом рейдерства будет являться группа общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование экономики Российской Федерации как целостного народнохозяйственного комплекса, а видовым объектом рейдерства – отношения собственности, то есть общественные отношения в сфере распределения материальных благ коллективного или индивидуального пользования. Непосредственным объектом рейдерства будут выступать отношения в сфере частной собственности, дополнительным непосредственным объектом рейдерства – отношения по установленному законодательством порядку управления юридическим лицом.

Предметом рейдерства может быть как имущество юридического лица, так и право на него, что реально обеспечивает в дальнейшем возможность фактического завладения, пользования и распоряжения имуществом этого юридического лица.

Объективная сторона рейдерства заключается в незаконном установлении контроля в отношении юридического лица, сопряженном с хищением имущества или приобретением права на имущество этого юридического лица. При этом незаконное установление контроля в отношении юридического лица осуществляется путем присвоения полномочий или изменения состава его органов управления, а равно иным способом.

Понятие незаконного установления контроля в отношении юридического лица дается в примечании 1 к проекту ст. 1597 «Рейдерство», согласно которому под незаконным установлением контроля в отношении юридического лица понимается осуществление руководства деятельностью этого юридического лица в нарушение установленного законом порядка.

Автор отмечает, что в контексте проекта ст. 1597 «Рейдерство» хищение имущества юридического лица означает противоправное завладение движимым имуществом юридического лица любым способом и обращение его в пользу виновного или других лиц, в связи с чем незаконное установление контроля в отношении юридического лица, сопряженное с хищением имущества этого юридического лица, полностью охватывается ст. 1597 «Рейдерство», и дополнительной квалификации содеянного по статье УК РФ, устанавливающей ответственность за ту или иную форму хищения, не требуется. В случае приобретения права на имущество юридического лица предметом рейдерства становятся не только движимые вещи, но и недвижимость, земельные участки и иное имущество, право на которое приобретает виновный. Правом на имущество следует признавать любое право на вещь (как вещное, так и обязательственное), в том числе и право на получение вещи.

Субъективная сторона рейдерства характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих действий и отсутствие у него прав на имущество юридического лица, предвидит неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения прав собственника или иного владельца имущества юридического лица и желает их наступления, а также сознает, что действия, связанные с незаконным установлением контроля в отношении юридического лица путем присвоения полномочий или изменения состава его органов управления, а равно иным способом, служат средством для завладения имуществом или приобретения права на имущество юридического лица.

Субъектом рейдерства может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. По ч. 2 ст. 1597 «Рейдерство» субъект преступления – специальный – должностное лицо либо государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации.

Рейдерство должно считаться оконченным преступлением с момента незаконного установления контроля в отношении юридического лица, сопряженного с хищением имущества этого юридического лица (в данном случае речь идет о движимом имуществе юридического лица, к которому могут быть отнесены, в частности, крупные партии ликвидного товара – компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника), если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом). При этом не требуется, чтобы виновный фактически воспользовался этим имуществом. Однако если хищение имущества юридического лица совершено с применением насилия, опасного для жизни или здоровья человека, либо с угрозой применения такого насилия, рейдерство должно считаться оконченным преступлением с момента совершения действий, направленных на завладение имуществом юридического лица, независимо от того, удалось ли реализовать умысел. В случае если незаконное установление контроля в отношении юридического лица сопряжено с приобретением права на имущество этого юридического лица, рейдерство должно считаться оконченным преступлением с момента возникновения у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом юридического лица как своим собственным (в частности, с момента регистрации права собственности на недвижимое имущество или иных прав на имущество юридического лица, подлежащих такой регистрации в соответствии с законом; со дня вступления в силу судебного решения, которым за лицом признается право на имущество юридического лица).

Автором также проведено отграничение предложенного состава рейдерства (проект ст. 1597 «Рейдерство») от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 1701 и ст. 1855 УК РФ. В то же время автор отмечает, что по совокупности со ст. 1597 «Рейдерство» должны квалифицироваться действия, находящиеся за рамками данной статьи, но подпадающие под соответствующие уголовно-правовые нормы. Например, действия, выразившиеся в незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну с последующим совершением рейдерства – по совокупности ст. 1597 «Рейдерство» и ст. 183 УК РФ.

В предлагаемом проекте ст. 1597 «Рейдерство» используется терминология, взаимосвязанная с соответствующими положениями уголовного и регулятивного законодательства России, поэтому применение данной нормы на практике не вызовет трудностей, что будет способствовать формированию единообразной судебной и следственной практики.

В заключении изложены основные выводы, отражающие результаты проведенного исследования, а также предложения по совершенствованию уголовного и регулятивного законодательства России в сфере противодействия рейдерству.

Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора общим объемом 3,49 п.л.

Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»

1. Фроловичев Я.В. Уголовно-правовые аспекты противодействия рейдерству // Бизнес в законе. 2010. № 3. С. 110-114. [0,6 п.л.]

2. Фроловичев Я.В. Уголовно-правовые аспекты реорганизации юридических лиц как способа рейдерского захвата компании // Казанская наука. 2011. № 4. С. 151-155. [0,6 п.л.]

3. Фроловичев Я.В. Теоретическая основа уголовно-правового регулирования рейдерства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2(1). С. 287-292. [0,65 п.л.]

Другие публикации по теме диссертации в периодических научных изданиях и сборниках

4. Фроловичев Я.В. Рейдерство: история и причины распространения в Российской Федерации // Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки (Нижний Новгород, 19-22 октября). – Н. Новгород, 2009. С. 279-280. [0,12 п.л.]

5. Фроловичев Я.В. Несовершенство уголовного законодательства в сфере противодействия рейдерству // Инновации в государстве и праве России. Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 29-30 апреля 2009 г.). – Нижний Новгород, Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. С. 435-438. [0,22 п.л.]

6. Фроловичев Я.В. К вопросу о понятии и видах рейдерства // Казанская наука. 2010. № 10. С. 284-286. [0,5 п.л.]



Страницы: 1 | 2 | Весь текст