Только школьный учитель может сделать из ребенка гения и только

Сергей Смолянников

УЧИТЕЛЯМ ШКОЛ ПОЛЯРНЫХ ГЕРОЕВ

Только школьный учитель может сделать из ребенка гения и только школьный учитель научит ребенка быть человеком чести, ума, храбрости и достойных поступков.

Сергей Варяжский

Как известно, в  Украине День Учителя, отмечаемый в первое воскресенье октября, после Указа Леонида Кучмы стал именоваться Днем работников образования. Но я, как и многие мои ровесники, те, про которых говорят «дети шестидесятых», помнят этот день, именно как День Учителя. Помним мы себя в белых рубашечках и девочек с нарядными бантиками и белыми передничками, помним праздничные букеты астр и хризантем, которые вручались с искренней благодарностью нашим преподавателям в этот великий день — День учителя. И, как бы не ворочали нашу славную историю и наши славные праздники, то в одну, то в другую сторону, День учителя  — это тот праздник, который остался с нами навсегда. И пусть не обижаются на меня маститые педагоги с профессорским стажем, но, самое первое слово человека образовательной профессии звучит, как Учитель. И сегодня, хочется сказать искренние слова благодарности всем учителям на просторах СНГ, но, обратив при этом, на учителей двух украинских школ, школ, которые воспитывают полярных героев.

В Украине сегодня десятки тысяч школ в городах, поселках и селах, но есть среди них две особенные. И не не потому, что они самые «крутые», как сейчас принято говорить, да и не месту расположения они престижные, ибо находятся в украинской глубинке. Особенные они потому, что учатся в них дети, идеалами которых, являются отважные люди – Герои Северного и Южного Полюсов. Одна из них находится в донецких приазовских степях на берегу Азовского моря и называется Седовская общеобразовательная школа, поскольку находится в одноименном поселке, где родился и вырос полярный исследователь Георгий Седов. Другая, на черноземных полтавских землях в селе Вишняки, откуда родом участник Первой советской антартической экспедиции Иван Хмара. И особенность жизненного пути этих полярных героев в том, что они навсегда остались в памяти своих селян и школьников, как навсегда остались в краю вечных льдов и безмолвия. Именно об учителях этих школ и тех, кого они сегодня учат, и хотелось бы сказать несколько слов.

СЛОВО ПЕРВОЕ – СЕДОВО

В одноименном поселке на берегу Азовского моря, носящем имя прославленного полярника Георгия Седова, где, собственно он и родился (тогда это был рыбацкий хутор Кривая Коса), есть много замечательных мест – древняя стоянка Меотида; приморские отроги Хомутовской степи – жемчужины Празовья; пансионаты и дома отдыха, открывающие свои «двери в море» в летний период; и музей Георгия Седова, главного хранителя истории края. Но есть в поселке, который нельзя назвать курортным в полном смысле этого слова, еще одно замечательное место, где помнят славную историю своего земляка, где ее сохраняют многими поколениями и где воспитывают тех, кто и далее по жизни будет идти с лозунгом «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это Седовская общеобразовательная школа. Причем, школа, не как дом знаний или сооружение для образовательных нужд, а как большой коллектив из мудрых учителей-наставников и их замечательных учеников разных возрастов и характеров.

Хотя, характер у всех, один – седовский. И, наверное, это неслучайно, что в предверии Дня Учителя, том числе и в седовской школе произошло одно из важнейших событий – прошли памятные мероприятия, посвященные 100-летию первой русской полярной экспедиции под руководством их земляка Георгия Седова.

Нет смысла пересказывать биографию замечательного человека, чей образ, также, вошел в роман Вениамина Каверина «Два капитана», главное, вспомнить, что отважный полярник погиб во имя своей Отчизны, своей большой и малой Родины, во имя науки.

Этому памятному событию и были посвящены мероприяти, в которых принял участие весь коллектив школы «от мала до велика», но главное то, что детки, воспитанные бороться и искать, найти и не сдаваться, видят в своих учителях тех, кто ведет их к раскрытию тайн жизни, кто воспитает в них седовский дух и любовь к настоящей истории, основой который, есть и будет патриотизм настоящих героев.

СЛОВО ВТОРОЕ – ВИШНЯКИ

Скажу сразу, что вторая, уникальная в своем роде, школа, не так известна, как седовская, но свое историческое место в «украинском полярном сиянии» также имеет.

Типовая сельская школа, каких много в Украине, расположена в самом центре небольшого села Вишняки, что на живописном берегу древней речки Хорол. Помните замечательные слова Николая Гоголя: «Не тот теперь Миргород, Хорол речка не та…». Это про эти места говорил украинский мастер русского слова.

Но именно в самой школе и кроется «полярная тайна» на земле древней Полтавщине. В ней (правда в старом здании) учился уроженец села Вишняки, Ванечка Хмара. Прошло время, стал полтавский паренек уже Иваном Хмарой, и, как многие его односельчане, был призван на срочную военную службу и, конечно же, танкистам, ведь вишняковские механизаторы были известны на всю хорольскую землю.

Служил так, что, во время службы на Диксоне прошел тяжелейший конкурс среди механиков всех возрастов по участию в первой советской антарктической экспедиции. И это в 19 лет… К той экспедиции готовлись так тщательно, а главное ответственно, что шел подбор и «золотых» кадров, и «золотой» техники. И это не просто слова, ведь был 1955-й год, ст рана еще не оправилась от ран Великой Отечественной. Иван Хмара с первых же дней был окружен друзьями и опытными полярниками, как самый молодой, но, в то же время, надежный механик-водитель санно-гусеничного поезда.

С первых дней января 1956-го, когда ледокольные суда подошли к Антрактиде и начали высадку для создания советской станции «Мирный», Иван Хмара был всегда среди тех, кт о шел в Антарктиду со словами Георгия Седова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Даже прославленный полярник Ми хаил Сомов, который был начальником экспедиции, с первых же дней заприметил украинского паренька и уже планировал включить его в антарктическую подвижную экспедицию. Беда, как это часто бывает, пришла неожиданно.

21 января шла разгрузка второго ледокольного судна. Иван Хмара с напарником, уже как опытные (две недели в Антарктиде что-то значат) помогали новоприбывшим в разгрузке. При выгрузке строительно-монтажного оборудования один из тракторов с прицепленными санями с внезапно заглохшим двигателем застыл над проломом. Тракторист выскочил из кабины. Иван не обязан был идти на риск, это был не его трактор, но он же знал, что вся техника действительно на вес золота, которую советский народ направи л в Антарктиду в ущерб своего благополучия… Хмара успел запрыгнуть в кабину, завел двигатель и направил трактор назад, к теплоходу. Но тут раздался треск льда и… Ивана не стало… глубина пролома в том месте достигала 72 метров. А проломы и сегодня риск для полярников.

В марте члены первой антарктической экспедиции совершили смелый санно-гусеничный поход на тракторах и вдали от станции «Мирный» создали первую внутриконтинентальную станцию «Пионерская». В том походе не было одного полярника – Ивана Хмары, но все помнили, что это и его заслуга в освоении Антарктиды.

А школьники села Вишняки и их учителя помнят о своем земляке и, надо было только видеть счастливые детские глазенки, когда юлагодаря российским и украинским полярникам и писателям-маринистам породнились две украинские школы, которые соединил долгий, но прочный мост дружбы от Северного до Южного полюса.

Так истории и суровым широтам было угодно, что ни у полярника Седова, ни у полярника Хмары нет привычной в нашем понимании могилы. Но есть памятное место Георгия Седова на острове Рудольфа на Земле Франца Иофифа, есть памятный знак Ивану Хмаре на антарктической станции «Мирный». И есть две замечательные школы, в которых помнят о своих земляках, и готовятся быть достойными гражданами, а все благодаря тяжелому и столь нужному труду Учителя. И спасибо вам, дорогие все наши учителя, в этот день за ваше умение и труд воспитывать смелых, умных и отважных. И отдельное спасибо вам, учителя Седово и Вишняков.

Когда статья уже была внаборе, российские полярники с «Мирного» прислали фотографию памятного знака Ивану Хмаре. Нечасто его посещают люди, но частыми посетителями бывают там пингвины.

И, наверно, говорят папы и мамы «пингвинные» своим детишкам-пингвинятам – будьте такими смелыми, как полярник Иван Хмара.