Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

В.А.Будкевич

«___» ____________2012

Типовая программа дополнительного

образования детей и молодежи

(художественный профиль)

Пояснительная записка

Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по художественному профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Художественный профиль включает образовательные области (направления): музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и иные.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по художественному профилю.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи — это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень художественного творчества, образованности и воспитанности.

Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами художественного творчества.

Задачи:

-развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

-способствовать освоению культурных ценностей человечества;-

развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;

-знакомить учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств различных видов искусства;

-формировать практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, социальный опыт средствами проектно-творческой деятельности;

-осваивать нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие.

Образовательный процесс при реализации типовой программы художественного профиля осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально, с учетом возраста учащихся:

2 – 5 лет – не более 2 учеб. часов в неделю (до 72 часов в год);

6 – 10 лет – не более 4 учебных часов в неделю (до 144 часов в год);

11 – 13 лет – не более 6 учеб. часов в неделю (до 216 часов в год);

от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю (до 432 часов в год).

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Типовая программа может быть реализована в очной и заочной формах получения образования.

Примерный перечень направлений и видов деятельности дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю.

Музыкальное творчество.

Инструментальная музыка:

Фортепиано, гитара; струнные инструменты; народные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; электроинструменты; инструментальные ансамбли и оркестры.

Вокально-хоровое творчество:

академическое сольное пение; хоровое пение; вокальный ансамбль; эстрадный вокал; авторская песня; фольклорный ансамбль, народный хор, сольное народное пение.

Хореографическое творчество:

классический танец; народный танец; народно-сценический танец; спортивный танец; современная хореография; ритмика.

Театральное творчество:

драматический театр; театр кукол; музыкальный театр; театр мод; исторический театр; театр пластики; цирк; литературное творчество; художественное слово.

Изобразительное искусство: рисунок; живопись; гравюра; графика.

Декоративно-прикладное творчество: лепка; керамика; скульптура; роспись (ткань, дерево, стекло); бумагопластика (оригами); вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; искусство кино-, видео-, телевидение; анимация;театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит.

Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

от 30% до 50%

от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов

Теоретических

Самостоятельных

Контрольная работа

Практических

(20 %)

(40 %)

(20 %)

(20 %)

Содержание программы

Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля составляет искусство, восприятие которого связано с сильным воспитательным воздействием на учащегося. Влияние искусства носит комплексный характер, обеспечивая реализацию задач развития эмоционального, нравственного, интеллектуального, коммуникативного потенциала личности.

Содержание программы включает разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом; конкретно описывает теоретические и практические занятия с указанием форм и методов организации образовательного процесса.

Содержание программы по направлению деятельности «Музыкальное творчество» включает:

— приобретение прочных теоретических знаний по музыкальной грамоте;

освоение таких видов исполнительства, как пение (хор, вокал), элементарные сценические движения, игра на различных музыкальных инструментах, в ансамбле, в оркестре;

— знакомство с музыкальной классикой и современным искусством, особенностями белорусской народной музыкальной культуры;

— развитие творческих способностей учащихся путем совершенствования процессов исполнения, слушания, сочинения и импровизации;

— отбор и работу над музыкальным репертуаром как важнейшим средством воспитания гармонически развитой личности;

— участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы по направлению деятельности «Хореографическое творчество» включает:

— элементарные теоретические знания по музыкальной грамоте; сведения об искусстве танца и пластике человеческого тела; правила исполнения позиций рук, ног, осанки, грамотности в положении движения корпуса, головы;

— практическую деятельность как сочетание тренировочных упражнений и танцевальных движений классического, народно-сценического, историко-бытового, эстрадного танца, импровизации;

— работу над танцевальным репертуаром, который должен содействовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, формированию художественного вкуса и исполнительских навыков;

— участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Театральное творчество» включает:

— специальные теоретические знания по теории и истории театрального искусства, о театральных жанрах, основах актерского мастерства, сценического движения и речи;

— практическую работу (специальные упражнения, тренинги, этюды) по овладению пластическими техниками, правильному дыханию и голосоведению, дикции, актерскому мастерству;

— работу над спектаклем (репетиционный период, индивидуальная работа над образом, художественное и музыкальное оформление) и выступления;

— участие в творческих показах, выступлениях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Изобразительное творчество» включает:

— изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств;

— получение представления о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи;

— приобретение практических навыков в рисунке, живописи, композиции, цветоведении и создание художественных произведений;

— участие в выставочной деятельности, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество» включает:

— приобретение и углубление специальных теоретических знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения, технологии изготовления различных предметов декоративно-прикладного творчества;

— усвоение знаковой системы декоративно-прикладного искусства, специфики его художественных образов и орнаментального строя;

— обучение практическим приемам художественно-творческой деятельности на основе традиционных технологий народных художественных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства;

— развитие умений и навыков в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства;

— расширение представлений учащихся о национальной художественной культуре и ее связи с современной культурой мирового сообщества;

— участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Ожидаемые результаты освоения программы для каждого года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его жизнедеятельность. В младшем школьном возрасте формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, которые затем складываются в систему эстетических знаний, как и собственные художественно-практические навыки учащихся. В среднем школьного возрасте подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает возможность самостоятельного постижения искусства, а также создания предпосылок для собственной художественной деятельности. Учащаяся молодежь приходит к полноценной социокультурной самоидентификации, на основе которой складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

— усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин художественного профиля;

— приобретение умений и навыков художественно-практической деятельности;

— публичное предъявление учащимися собственных результатов художественно-практической деятельности;

— развитие личностных качеств учащихся.

Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы художественного профиля требует форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по художественному профилю: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, репетиция, концерт, спектакль, пленэр, выставка и другие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое).

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Пример:

Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.

Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.

Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/» http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/» http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

PAGE \* MERGEFORMAT 7





Внимание, только СЕГОДНЯ!