Типовая программа для спортивных школ

«Методические рекомендации по организации деятельностиучреждений дополнительного образования детей

физкультурно- спортивной направленности»

Комитет юношеского и молодежного спорта

ВФПС

Оглавление:

Введение

Организационные основы деятельности спортивной школы

Укомплектованность школы кадрами и их квалификация

Система многолетней спортивной подготовки

Типовая программа для спортивных школ

Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным процессом

Организация деятельности спортивно-оздоровительных лагерей

Аттестация педагогического персонала

Нормативно-правовые аспекты деятельности УДОСН

Основные понятия и определения

Введение

Необходимость настоящего методического пособия обусловлена тем, что в сфере подготовки спортивного резерва столицы происходят бурные изменения, связанные с изменениями нормативно-правовой базы как на региональном, так и на федеральном уровне.

Недавно вступил в силу новый Федеральный закон О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ, который дает ответы на многие актуальные вопросы. Например, законом предусмотрена возможность регулирования правоотношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией путем заключения как трудового, так и гражданско-правового договора, что позволяет решить многие вопросы, возникающие в этой области в настоящее время.

Закон раскрывает функции государственных органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местных властей. В законе появились новые важные положения, которые ранее не были прописаны — например, четко прописаны пункты по борьбе с допингом, появились целые статьи, которых не было в старом законе, и это значительное усилило действующее законодательство. В федеральном законе уделено особое внимание поддержке спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями. В новом законе четко расписаны функции спортивных федераций, правила их регистрации, сферы ответственности, а сами спортивные федерации признаются отдельным видом общественного объединения. Впервые в истории в Трудовом кодексе появились понятия «тренер» и «спортсмен», и теперь все взаимоотношения тренеров и спортсменов с работодателями и физкультурно-спортивными организациями регулируются законодательно. Внесение таких изменений в трудовое законодательство позволит избежать проблем, возникающих при трудоустройстве спортсменов и тренеров. Внесенные в Трудовой кодекс поправки определяют порядок заключения и расторжения трудовых договоров для спортсменов и тренеров, а также регулируют вопросы страхования спортсменов.

Следует указать, что московский вариант закона о спорте был разработан в столице еще три года назад, однако он не мог быть принят до вступления в силу нового федерального закона. Очевидно, что субъекты федерации при разработке региональных законов о спорте не должны выходить за рамки федерального законодательства, учитывая, в то же время, задачи, актуальные для каждого конкретного субъекта федерации. Однако региональные аспекты государственной политики в области физкультуры и спорта должны быть конкретизированы в соответствии с той ситуацией, которая складывается в регионе.

Развитие детско-юношеского спорта является в Москве приоритетной заботой столичных властей. За последние годы немало сделано для эффективного использования возможностей физической культуры и спорта во всестороннем гармоничном развитии детей, подростков, молодежи, их подготовке к учебе, труду и защите Родины. В последние годы наметилась положительная тенденция к увеличению числа детей и подростков, активно занимающихся физической культурой и спортом в спортивных школах. Детско-юношеские спортивные школы, как учреждения дополнительного образования спортивной направленности (УДОСН): ЦО, ЦОП, МССУОР, ШВСМ, СДЮСШОР, ДЮСШ), являются учреждениями дополнительного образования детей и действуют на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании».

Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 1990-х гг., сменилась в последние годы стабилизацией, а с 1999 г. – стабильным ростом, как количества спортивных школ, так и численностью занимающихся в них.

Однако следует признать, что до последнего времени для нужд развития детско-юношеского спорта слабо использовались возможности отечественной спортивной науки, образования и медицины. Анализ практики работы педагогов-тренеров УДОСН позволил установить, что проблема воспитания спортивного резерва в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы.

Во многом развитие детско-юношеского спорта сдерживается несовершенством действующих законодательных актов всех уровней, не позволяющих создать необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детского спорта. В результате многие дети и подростки особенно из малообеспеченных семей и сироты, ранее занимавшиеся в спортивных секциях, оказываются на улице и становятся пополнением для криминальной среды.

Необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности работы спортивных школ с целью вовлечения в регулярные занятия спортом как можно большего числа детей, подростков и молодежи, а наиболее талантливым из них – обеспечить условия для совершенствования спортивного мастерства; Остро стоит вопрос о создании системы эффективной подготовки спортивного резерва для региональных и национальных сборных команд. В настоящее время активно ведется работа по пересмотру образовательных стандартов по предмету «Физическая культура» всех уровней образования; готовится новое положение о специализированных спортивных классах.

Разрабатываются социальные нормативы минимальной обеспеченности спортивными сооружениями, спортивным инвентарем и оборудованием организаций детско-юношеского спорта. Услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с целью обеспечения доступности данного вида обслуживания для всех категорий населения. Данная характеристика рассматриваемых услуг обуславливает их включение в понятие социальных услуг, а также целесообразность использования системы государственных минимальных социальных стандартов для их предоставления.

Разрабатывается порядок и регламент преемственной деятельности образовательно-спортивных учреждений по обеспечению подготовки спортивного резерва, с разграничением конкретных заданий по уровню подготовки и типу учреждения; предполагается разработать и утвердить Единую систему проведения соревнований (включая международные) для спортивных школ, училищ олимпийского резерва, а также для студенческого спорта.

Пересмотрен порядок лицензирования учреждений дополнительного образования спортивной направленности, а также спортивных школ, с учетом вступивших в силу нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта. Внесены изменения в порядок присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по видам спорта.

Воспитание будущих чемпионов и рекордсменов мира – дело тонкое, кропотливое, своего рода филигранное. Оно требует большого искусства не только от тренеров, но и от тех специалистов, кто непосредственно занят организацией процесса подготовки, созданием условий для роста спортивного мастерства талантливых атлетов, для их становления, для превращения из новичков в признанных мастеров.

Организационные основы деятельности спортивной школы

Общие положенияСпортивная школа создается в целях организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования спортивной направленности, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности осуществляет следующие задачи:

обеспечивает необходимые условия для личностного и физического развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

ведет работу по привлечению занимающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в спортивной школе видам спорта;

выявляет в процессе обучения способных детей и подростков для привлечения их к специализированным тренировочным занятиям и подготовке спортсменов высокого класса для сборных команд Москвы по видам спорта;

обеспечивает приобретение занимающимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и приемами оценки уровня физического развития;

проводит мероприятия по формированию у занимающихся общей культуры, организации их содержательного отдыха.

По инициативе детей в спортивной школе могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами. Администрация спортивной школы оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.

В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных и экстремистских движений и организаций.

Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и с иностранными, в установленном порядке.

Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами города Москвы, настоящим Регламентом и собственным уставом. Права и обязанности занимающихся, родителей (законных представителей), сотрудников определяются уставом спортивной школы и иными, предусмотренными уставом актами.

К педагогической деятельности в спортивной школе допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

Педагогические работники имеют право на: участие в управлении спортивной школой, защиту своей профессиональной чести и достоинства, свободу выбора на использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений занимающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.

Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации

Спортивная школа несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за: выполнение функций, определенных ее уставом; реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными администрацией учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и сотрудников учреждения во время проведения образовательного процесса; соблюдение прав и свобод занимающихся и сотрудников учреждения; иную, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, специализирующиеся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в состоянии здоровья или инвалидность, а также отделения и группы инвалидов и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, физкультурно-спортивные клубы инвалидов и другие физкультурно-спортивные учреждения и организации, осуществляющие работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии (далее по тексту все эти организации именуются «спортивно-адаптивная школа»), осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего Регламента с учетом педагогических особенностей в организации их работы.

2. Международная деятельность ГОУ ДОСН

ГОУ ДЮСШ имеет право участвовать в международной деятельности по линии различных государственных и общественных организаций.

ГОУ ДЮСШ имеет право заключать соглашения с зарубежными учреждениями и организациями об обмене делегациями педагогических работников и спортсменов-учащихся и о проведении совместных мероприятий; принимать участие в соревнованиях, семинарах, тренировочных сборах на территории города Москвы, России и за рубежом; на этапе высшего спортивного мастерства — обеспечивать выступления спортсменов-учащихся на республиканских и международных соревнованиях.

ГОУ ДЮСШ должна содействовать обмену опытом на российском и международном уровне по спортивной, оздоровительной, научно-методической и педагогической тематике.

ГОУ ДЮСШ в установленном порядке может открывать валютный счет, осуществлять внешнеэкономическую деятельность; осуществляет подбор и несет ответственность за подготовку и оформление работников и учащихся для направления их за рубеж (с целью обмена опытом, участия в различных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах и пр.);

обеспечивает подготовку спортсменов к участию в соревнованиях г. Москвы,

Российской Федерации и международных соревнованиях.

ГОУ ДЮСШ обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся его сферы деятельности, а также нормы, предусмотренные его Уставом;

3. Лицензирование образовательной деятельности ГОУ ДОСН

Федеральный закон от 27 октября 2008 года  180-ФЗ внес соответствующие изменения в ст. 26 Закона РФ «Об образовании»: в абзац третий пункта 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070) внесено изменение, предусматривающее внесение слов «спортивных школах». Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» утверждено Положение, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.

С 1 июля 2009 года вступает в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. В нем, в частности, определен порядок определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, а также регламентирован порядок подготовки экспертов экспертных комиссий лицензирующих органов.

Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.

Лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (далее — лицензирующие органы).

Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензий и лицензиатов, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федерального лицензирующего органа), и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности»

4. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения.

Участниками учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). Порядок приема детей в спортивную школу определяется учредителем спортивной школы и закрепляется в ее уставе. При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и их родителей (законных представителей) с уставом спортивной школы и другими документами, регламентирующими организацию учебно-тренировочного процесса.

Зачисление учащихся в спортивную школу производится приказом директора школы по письменному заявлению поступающего при согласии родителей, с письменного разрешения врача-педиатра поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы.

Занятия в спортивной школе проводятся по специальным программам, разрабатываемым и утверждаемым школой на основе программ по видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта.

Минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) – СанПиН 2.4.4. 1251-03 (в соответствии с таблицей № 2), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г . № 27.

Максимальный возраст занимающихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год по согласованию с Учредителем.)

5. Группы видов спорта и минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта.

Таблица № 1

Виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр.

Возраст

1 группа

2 группа

3 группа

6

Спортивная гимнастика (дев.)

Гимнастика художественная

Фигурное катание

7

Воднолыжный спорт

Настольный теннис

Спортивная гимнастика (мальчики)

Теннис

Прыжки в воду

Плавание

Синхронное плавание

Фристайл

8

Горнолыжный спорт

Баскетбол

Бадминтон

Сноуборд

Футбол

9

Биатлон

Бейсбол

Конькобежный спорт

Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)

Водное поло

Легкая атлетика

Прыжки на лыжах с трамплина

Волейбол

Лыжные гонки

Парусный спорт

Гандбол

Шорт-трек

Лыжное двоеборье

Хоккей

Хоккей на траве

Софтбол

10

Велоспорт

Бокс

Фехтование

Вольная борьба

Конный спорт

Греко-римская борьба

Современное пятиборье

Гребля академическая

Санный спорт

Гребля на байдарках и каноэ

Стрельба пулевая

Дзюдо

Триатлон

Тяжелая атлетика (юн)

Тхэквандо (ВТФ)

11

Стрельба из лука

Стендовая стрельба

12

Бобслей

Тяжелая атлетика (дев.)

Таблица № 2

Неолимпийские виды спорта

7

Спортивная акробатика

Спортивная аэробика

Танцевальный спорт

Дартс

Акробатический рок-н-рол

Шейпинг

Прыжки на батуте

Шахматы

Шашки

Ушу

8

Спортивное ориентирование

Спортивный туризм

Гольф

9

Городошный спорт

Регби

Хоккей с мячом

Го

Флорбол

10

Альпинизм

Армспорт

Полиатлон

Самбо



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст