Типовая государственная программа в 7 классе рассчитана на 1 час

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по православной культуре для 7 класса разработана на основе программно-методического обеспечения избранного УМК. Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»; приказа управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования», соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики от 23 марта 2010 г., № 819. Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Православная культура» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Рабочая программа разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006., соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.

Типовая государственная программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, 35часов в год. В соответствии с учебным планом МОУ «Ломовская СОШ» на изучение предмета «Православная культура» в 7 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура » на базовом уровне в 7классе:

ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры;

изучение православной религиозной традиции и православной литературы;

изучение Священного Писания и Священного Предания и их влияния на древнерусскую и русскую литературу различных жанров;

ознакомление с православным образом жизни и духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики;

воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры.

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой предмета «Православная культура» в 7 классе осуществляется на основе УМК Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд», кандидат педагогических наук.

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Изменения, внесенные в рабочую программу: экскурсия в село Холки Чернянского района. Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Православной культуры» отводится в 7 классе 1час из регионального компонента. Таким образом, в 7 классе за год должно быть проведено 35 часов.

Основные формы организации учебной деятельности– урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-зачёт, урок-экскурсия.

Формы текущего контроля: промежуточноя и итоговоя аттестации учащихся – контрольные работы, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы конкурсов и выставок. (Приложение).

Программа рассчитана на 35часов в год; 1час в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

знать/ понимать:

Основные события Ветхозаветной истории и Заповеди Ветхого Завета.

Евангельския события и Нагорную проповедь.

Заповеди Блаженства и Заповедь любви.

Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа и первые поместные церкви.

История составления первого полного Библейского свода на славянском языке.

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. «Слово о погибели Русской земли», «Задошцина». Описания Божественного промысла и Божественной помощи в «Житии Александра Невского» и «Житие Преподобного Сергия Радонежского»

уметь:

сопоставлять понятия Ветхий и Новый Завет и выделять их общие и отличительные признаки;

раскрывать духовную сущность греха и его последствия для телестной, душевной и духовной жизни человеа и общества;

объяснять православное понимание смысла жизни человека и истории человечества;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Глава 4 «Священное писание» — 22 часа.

Глава 5 «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 8 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

Глава 4 «Священное писание» — 22 часа.

Что такое Священное Писание. Библия о сотворении мира.

1

Изучение книг Ветхого Завета от Каина до Иакова.

1

Изучение книг Ветхого Завета о сыновьях Иосифа, Моисее, жизнь евреев в Египте.

1

Изучение книг Ветхого Завета об исходе евреев из Египта, десяти заповедях Божьих и скинии.

1

Изучение книг Ветхого Завета. Сороколетиее странствование по пустыне и обретение земли обетованной, судьи и первые цари еврейского народа.

1

Библия о царе Соломоне, храме Соломона, разделение царств, падение Иерусалима, о пророках Ветхого Завета.

1

Контрольная работа по проверке знаний содержания книг Ветхого Завета.

1

Книги Нового Завета о Рождестве и Благовещении Пресвятой Богородицы, Рождестве Христовом, Сретении Господнем и бегстве семьи Иисуса в Египет.

1

Библия о жизни Иоанна Крестителя, Крещении Господнем. Рассказы о первых учениках и первых чудесах Иисуса. Новый Завет об Иисусе Христе как целителе.

1

Библия о чудесах над природой и притчах Иисуса Христа. Молитва Господня и ее смысл. Преображение Господне.

1

Евангелие о воскрешении Лазаря, Входе Господнем в Иерусалим, Тайной Вечере, взятии Иисуса под стражу.

1

Евангелие о Воскрешении Христовом и явлениях Христа после Воскресения.

1

Библия и Священное Предание о Вознесении Господнем, Сошествии Святого Духа на апостолов после Вознесения Господня ,жизни и Успении Пресвятой Богородицы.

1

Контрольная работа по проверке знаний содержания книг Нового завета.

1

Контрольная работа по проверке знаний содержания книг Нового завета.

1

Первая полная славянская Библия.

1

17.

Первая полная славянская Библия на Руси.

1

18.

Защита рефератов по темам 1-6.

1

19.

Защита рефератов по темам 7-13.

1

20.

Защита рефератов по темам 14-22.

1

21.

Защита рефератов по темам 23-30.

1

22.

Компьютерный контроль знаний: «Священное писание»

1

Глава 5 «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 8 часов.

23.

«Слово о Законе и Благодати».

1

24.

«Слово о погибели Русской земли».

1

25.

«Задонщина».

1

26.

Контрольная работа:

«Слово» как жанр дрвнерусской литературы».

1

27.

Житие великого князя Александра Невского».

1

28.

«Житие Преподобного Сергия Радонежского».

1

29.

«Житие Преподобного Сергия Радонежского».

1

30.

«Проложное Житие святой Ольги».

1

31.

Контрольная работа: «Житие » как жанр дрвнерусской литературы».

1

32.

Урок систематизации и коррекции знаний.

1

33.

Итоговая контрольная работа.

1

34.

Итоговая контрольная работа.

1

35.

Экскурсия в село Холки Чернянского района.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА 4 «Священное писание» — 22 часа.

Параграф 4.1. «Библия — главная книга христианства» — 17 часов.

Священное Писание и Священное Предание. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Типы книг Ветхого Завета. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Общечеловеческое значение Библии. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Дух, духовность, духовная жизнь Ангелы и падшие духи. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Происхождение религии. Авель и Каин. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Иаков. Моисей. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета,

Иерусалимский храм в Древнем Израиле. Основные события Ветхозаветной истории. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Священное Писание о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Заповеди Ветхого Завета. Евангелие — Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства, Заповедь любви. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Евангельские притчи. Чудеса Иисуса Христа над природой. Смерть и Воскресение Иисуса Христа, историческое подтверждение этих событий. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Жизнь и Успение Богородицы. Основание Христианской Церкви. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан.

Параграф 4.2. «Первая полная славянская Библия на Руси» — 5 часов.

История составления первого полного Библейского свода на славянском языке под руководством архиепископа Новгородского Геннадия.’ Значение первой полной Библии на славянском языке для русской православной культуры. Художественное оформление Геннадиевской Библии. Жизнь и деяния архиепископа Новгородского Геннадия.

ГЛАВА 5 «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 8 часов.

Параграф 5.1. «Слово как жанр древнерусской литературы» — 4 часа.

Богатство жанров древнерусской литературы. Соединение древнерусскими книжниками славянской языческой мифологии с основным! догматами Священного Писания. Осмысление древнерусскими книжниками нового места Православной Руси во всемирно-историческом процессе. Идея Спасения и Воскресения в древнерусской литературе. Формирование в древнерусской литературе представления о единстве мира, истории и патриотизма. Слово как жанр, соединивший ораторское искусство с фольклорными традициями хвалебных песен и плачей. Слово как патриотическое воззвание, отражающее смысл человеческой жизни во всемирной истории, содержащее размышления о причине и следствии описываемых событий с точки зрения Божьего промысла. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как ярчайший образец хвалебно-философской ораторской речи. Описание всемирной Библейской истории,

прославление Святой Троицы и прославление князя Владимира как крестителя Руси в «Слове о Законе и Благодати». Разделение в «Слове о Законе и Благодати» всемирной истории на период Закона и Благодати. Описание смысла существования России в обретении спасения. «Слово о погибели Русской земли» и отражение в нем православной культурологической традиции. «Задошцина» — отражение исторических событий и православного мировоззрения.

Параграф 5.2. «Житие как жанр древнерусской литературы» — 4 часа.

Традиции описания земной жизни русских православных святых, их деяний по распространению православной веры на Руси, а также совершаемых ими подвигов и чудес. Сонмы русских православных святых. Воспитательное значение житийной литературы для русского православного человека. Новое понимание мученичества за православную вер) во время татаро-монгольского нашествия, новые православные святые, развитие жанра житийной литературы. «Житие Александра Невского» как один из первых примеров жития нового православного святого. Подвиг Александра Невского по сохранению православной веры Руси и подчинение княжества Орде ради сохранения веры. Смирение как высший нравственный христианский подвиг. Художественные средства, примененные автором «Жития Александра Невского». Описания Божественного промысла и Божественной помощи в «Житии Александра Невского». «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Жизнь и духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского — главного духовника России.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ;

на проведение контрольных работ – 5ч;

— на проведение компьютерного контроля знаний (тестирование) – 1 ч;

— на проведение урока защиты рефератов — 4час.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Основная литература.

Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 62 с.

Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура» / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. 

Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 220 с.

Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 136 с.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Дополнительная литература.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.

Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. — 544 с.

Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с.

Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. — 504 с.

Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — 656 с.

Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 160 с.

Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса «Творческая мастерская учителя» / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. — 272 с.

Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. — 320 с.

Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет: Сборник научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ссузов и вузов Белгородской области / Управление образования и науки Белгородской области, БелРИПКППС. — Белгород: Издательство ООО «Логия», 2005. — 160 с.

Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО «Логия», 2005. — 104 с.

Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО «Логия», 2005. — 40 с.