Тибетская медицина

Востоков Виктор

Славяно — Тибетская медицина

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА

Жизнь в Туве

ГЛАВА 1 ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА

ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНИ

КАНОНЫ БУДДИЗМА. ДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ В САМСАРУ(НЕСЧАСТЬЕ)

ВРАЧЕБНАЯ НАУКА ТИБЕТА

ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ

ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МУДРОСТЬ ЖИЗНИ

О ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ТРАКТАТА «ГОЛУБОЙ БЕРИЛЛ»

Часть1 (для начинающих)

ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

ЭЗОТЕРИКА

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

Часть2 (для продвинутых)

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

КАРМА, РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЕЗНЕЙ И ЛЕЧЕНИЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ

ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ И БОЛЕЗНЕННЫХ РАССТРОЙСТВ

О ЛЕКАРЕ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ

ГЛАВА 2 СЛАВЯНСКАЯ МЕДИЦИНА

ЛЕЧЕНИЕ КЕДРОМ. ЗАВЕТНОЕ ДЕРЕВО

Кедр: сибирский, ливанский и другие

Кедр -накопитель энергии

Кедр-целитель

Целебные хвойные настои, отвары

Когда кедр лечит

Кедровые орешки и масло

С заботой о кедре

КЕДРОВЬЙ СТЛАНИК

Лечение кедровым стлаником

СОСНА

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

О Белом Ламе В. Ф. Востокове и восточной медицине

Благодарственные строки

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТАБАКОКУРЕНИЯ, А ТАКЖЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ ТИБЕТСКОЙ И НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

ОТ АВТОРА

Жизнь в Туве

Эта республика долгие годы была ничьей территорией. Страна снежных гор и барсов, тайн и загадок природы, целебных источников, редкой флоры и фауны. Недра богаты залежами редкоземельных металлов, в тайге множество уникальных животных и целебных трав, ягод, грибов и кедровых орехов. Лекарственные богатства этой прекрасной страны никто до сих пор не оценил. Местное население — тувинцы — удивительная нация, тайна происхождения которой до сих пор не известна.

В те годы уровень образования был очень низок, несмотря на это тувинцы сохранили свою самобытность, национальные традиции, культуру, язык и письменность. Их вероисповедание — буддизм и ламаизм. В Туве также получил распространение и шаманизм. Местные шаманы занимались лечением населения, предсказанием погоды, камланием и путешествиями в другие миры. Среди шаманов Тувы было много моих друзей, которым я помогал и спасал их от советской власти. Моим Учителем и другом был верховный шаман Тувы, который меня обучал шаманской медицине, рассказывал о свойствах лекарственных растений, о шаманской атрибутике и методах вхождения в транс, посвящал меня в тайны шаманской мудрости.

Среди тувинцев очень много талантливых и творческих людей: мастеров резьбы по камню, дереву, железу и других умельцев. Я не делю людей на нации в силу того, что каждый человек живет на земле не одну жизнь. Все мы с вами братья по крови, жители прекрасной планеты Земля. Поэтому тувинцы чувствовали мое расположение к ним и хорошо ко мне относились. Я ночевал у них в юртах, пил вкусный кумыс, изучал их обычаи, нравы, дружил с тувинскими мальчишками.

У меня были два удивительных деда. Они были офицерами в царской армии. Дед Тарас был подполковником, имел награды — — Георгиевские кресты. Моя мама — — Софья Ковальская (Успенская) была знахаркой-повитухой, «правила» людям животы, поднимала золотник (пупок), принимала роды, лечила (заговаривала) грыжу, в совершенстве владела массажем, руками снимала боль, заговаривала кровь, снимала страх и испуг, владела траволечением, обладала телекинезом (передвигала предметы на расстоянии), силой взгляда останавливала лошадь, лечила алкоголизм и т. д. В общем, мне сильно повезло с родословной. Мои деды и родители были талантливыми высокообразованными и честными людьми. Они воспитали во мне качества, с которыми очень трудно жить в современном мире. Это достоинство и рыцарское благородство, которые должны быть присущи настоящему мужчине, честность, порядочность, открытость, трудолюбие, доброта. Мои родители были верующими людьми, христианами. Настоящий знахарь не может быть неверующим человеком. «Пост, молитва, покаяние — это главное в твоей жизни»,- так учили меня отец и мать. Они никогда на меня не кричали, не ругались, не били, все проблемы решались по-хорошему. Поэтому я получил орфическое и боевое воспитание. Перед сном моя мама рассказывала мне сказки А. С. Пушкина, все события и метаморфозы я воспринимал как реально существующие в жизни. Няня Пушкина — Арина Родионовна была непростым человеком, он хранила традиции русского народа и владела ведическим знанием. Читайте и изучайте сказки Пушкина. Следует заметить, что они имеют магический смысл.

Моя мама прививала мне экологическое мышление о единстве человека, Природы и Космоса. «Все животные имеют душу», — говорила моя мама, сидя на лавке в хате. Она соединяла три пальца вместе (троеперстие»), ставила их между бровями в область «третьего глаза». Закрывала глаза и концентрировала внимание: «Вот смотри, сейчас придет наша буренка…». Она молча сидела минут пять, и действительно у окна появлялась наша корова Буренка и начинала мычать. Таким образом я получал первые уроки телепатии. В то время когда соседние мальчишки лазили по огородам, стреляли в воробьев из рогатки, разоряли гнезда, то есть уничтожали природу, я постигал тайны эзотерики, биоэнергетики, боевых искусств, народной медицины, массажа, биолокации, телепатии, траволечения, зоопсихологии, яснознания и многое другое. Я жил в чудесном и дружественно настроенном мире, среди удивительных, замечательных людей. Все они были моими учителями. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю о них. Они мне помогли выжить.

Одним из моих учителей был тувинец Тувил-оол. Он очень метко стрелял из «тозовки» (мелкокалиберная винтовка) и слыл в округе хорошим охотником. Я стрелял с расстояния пятьдесят метров по спичечному коробку и не мог попасть в него. «Вот смотри, в чем твоя ошибка»,- говорил Тувил-оол. «Прежде чем сделать выстрел, нужно сделать выдох и не двигаться. Медленно и мягко нажать на спусковой крючок». Это были мои первые уроки по стрельбе. Как я уже говорил, среди тувинцев было очень много художников. Среди таких мастеров был известный резчик из Барун-хемского района Тос-оол, он жил в Улусе. Он был магом и волшебником, большим специалистом по минералам. В Туве есть месторождение «живого» камня. Когда вынимаешь камень из земли, он мягкий, податливый, из него можно сделать что угодно. Буквально через несколько часов он становится твердым как кремень. Тос-оол входил в состояние шамана — высшее божественное состояние сознания (самадхи). Его руки будто сами собой вырезали из «живого» камня животных и божества. Он мне говорил: «Для творца нужна путеводная звезда. Всю свою жизнь я руководствуюсь «золотым принципом»: Ни от кого не зависеть! Никому не навязываться! Быть свободным человеком!».

После гражданской войны в России тувинские ламы подвергались большим преследованиям. Буддизм как религия в стране был запрещен. Я являюсь космополитом и уважаю все религии Мира. Любая религия играет положительную роль в обществе. Так как она проповедует следование нравственно-этическим законам. Я считаю, что буддизм — это не религия, а путь к просветлению. Цель каждого человека на Земле — постичь истину и стать гармоничным человеком, быть не разрушителем, а созидателем. «Твори добро, и добро к тебе вернется»,- сказано в Библии.

Слово «Будда» в переводе с санскрита буквально означает «просветленный», «пробужденный». Исходный символ буддийской философии, понимаемый как идеал и высшая ступень знания (сознания), есть своего рода наивысшая точка духовного развития человека. Эзотерические источники обуславливают реализацию буддизма, как прорыв через узы чувств, страстей и выход в «запредельное» — сверхчувственное восприятие.

В буддизме существует наука о карме. У каждого человека есть минимум три кармы: карма рода, истинная карма, скрытая карма и др. Всего существует семь видов кармы: карма страны, карма нации, карма рода;, карма народа, карма фамилии, карма имени, карма истинного «Я». Тибетские ламы обладают сверхспособностями и могут изменить карму любого человека в лучшую сторону, то есть сделать его счастливым! Человек рождается для того, чтобы «сжечь» свою греховную карму и стать гармоничным, счастливым человеком!

* * *

Я сильно сочувствовал тувинцам, так как они жили очень бедно, и всячески оказывал им посильную медицинскую помощь, лечил лошадей, разыскивал пропавшую скотину. По рассказам моих двух дедов, чекисты преследовали тувинских лам ни за что. Они обвиняли их даже в том, чего они никогда не делали. В мое время лам в наших местах практически уже не было. Однако я помню одного ламу Доджи, которому было 72 года. Ламы живут долго, так как ведут здоровый образ жизни. Он жил в пещере недалеко от нашего селения. Он был худой и грязный, в рваной одежде, но с поразительно молодыми и блестящими глазами. На закате солнца он сидел в восточной позе и перебирал четки, читая великую мантру Тибета: «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ». В знак признательности я принес ему хлеба и масла и положил возле него. Он молча кивнул головой, поблагодарив меня. Я не стал ему мешать и пошел домой. Отойдя шагов 50, я обернулся, и увидел тувинского ламу, застывшего в той же самой позе. «Вот это терпение и сила духа,- подумал я,- не каждый сможет так часами сидеть у пещеры и читать мантры».

Еще одной достопримечательностью нашего селения был настоящий живой брамин Синкх, который неизвестно откуда взялся, никто не помнит, как он попал в наше село. О нем ходили легенды, и все его считали сумасшедшим. Мальчишки кидали в него камни, а взрослые подсмеивались над ним. Один я был на его стороне. Я сразу же почувствовал в нем своего Учителя. Сразу же взял его под свое покровительство и разгонял мальчишек, защищая его от нападок. Хотя мне мало было лет, местная шпана меня побаивалась -значит, уважали. Индус Синкх жил в землянке на краю села, такого бедного жилища больше не было ни у кого: внутри почти ничего не было, самым главным предметом было ложе из досок, сплошь утыканное гвоздями. На нем обычно и возлежал мой новый Учитель — индийский брамин Синкх. Еще в землянке был стол. По стенам были развешаны многочисленные пучки целебных трав, которые брамин собирал во время своего бесконечного досуга. Он нигде не работал, однако односельчане его уважали за его способность угадывать погоду и планировать сельхозработы. Он был ясновидящим. Почти все время он лежал на своем ложе и ментально путешествовал по своей Индии. Выглядел он очень молодо, несмотря на свою худобу и отсутствие мышц обладал большой силой и сверхспособностями. Однажды я принес ему крынку молока. Когда я открыл дверь, то увидел следующую картину. Брамин лежал на гвоздях — на своем любимом ложе и бормотал: «Я улетаю, улетаю, улетаю…». Я спросил его: «Куда ты улетаешь, мой друг?». Ответа не последовало… И вдруг я увидел невозможное: тело брамина начало подниматься вверх. Приподнявшись над гвоздями сантиметров на 20, оно зависло в воздухе. «Это невероятно,- подумал я,- летающий йог». Впервые в жизни я был настолько поражен, что застыл как истукан. «Тело ведь тяжелое, оно не может летать»,- размышлял я. Увиденная картина настолько меня поразила, что я решил никому об этом не рассказывать.

Брамин жил на подаяния — кто что подаст. Он был отшельником, практически ни с кем не общался. Ни один человек не смог бы выжить в таких условиях, как жил он. Без средств к существованию, без теплой одежды, без удобств. Он всегда был живым примером в моей сложной подвижнической жизни. Впоследствии, представляя его образ, я видел в нем второго Будду. У него не было никаких драгоценностей, ценностей, вещей, мебели, одежды, то есть это был человек без прошлого и будущего.

Когда я упал к его ногам, он мысленно прочитал мою просьбу — стать его учеником. На следующее утро, на восходе солнца началось мое первое занятие. Брамин обучал меня главному упражнению индийской хатха-йоги «Сурья-намаскар» (поклонение богу солнца Ра). Упражнение мы выполняли на высоком холме, который находился рядом с землянкой. Я приходил рано утром к брамину, поднявшись на холм, мы садились в позе лотоса и вместе читали индийские мантры. Мой индийский учитель давал мне мантры, которые раскрывают внутреннюю Божественную силу человека, обладают очищающей лечебной функцией и раскрывают чакры — биоэнергетические центры человека. Практически у каждого человека есть своя мантра или магический слог, в котором заключена внутренняя сущность человека. В индивидуальную мантру человека входят следующие универсальные формулы: созвездие, звезда, планета, дерево, цветок, металл, минерал, магическое число, звук, октава, длина волны, стихия и другие аспекты, соответствующие определенной человеческой личности. По своему феноменальному смыслу мантра сходна с молитвой. Мантра (песнопение) — позволяет любому человеку войти в Божественное состояние души и приблизиться к Богу. Метафизика и парапсихология работы со звуком, духовной практики чтения мантр и молитв детально исследованы в тантрическом буддизме, исповедуемом в Тибете. Мантры — отнюдь не «заклинания» — как это понимают некоторые западные ученые. Мантры обладают большой биоэнергетикой, они концентрируют энергию, формируя биополе человека, делая его бессмертным! При правильном исполнении мантры обладают очищающей, боевой, биоэнергетической и лечебной силой. В медитационном состоянии тибетские монахи, читая секретные мантры, могут искривлять пространство и останавливать время. Подбор мантр индивидуально для каждого продвинутого ученика подбирает совершенный мастер или духовный учитель.

Есть определенные мантры, которые помогают тибетским монахам путешествовать во времени и пространстве. При чтении секретных мантр более 108 раз монахи входят в транс и подключаются к информационному каналу. Можно путешествовать по «реке времени» вниз и вверх. В состоянии мантра-медитации можно получить информацию о любом человеке, явлении, катастрофе, получить прогноз на ближайшее время и даже слетать на другую планету. Если монах правильно выполняет ритуал мантра-медитации, то время для него останавливается, т. е. он не стареет. В Гималаях есть пещеры, где живут пещерные йоги. Они живут 300 и более лет, находясь в саматхе-медитации. Можно сказать, что они живут в другом измерении. С помощью мантр гималайские йоги формируют очень плотный биокаркас, т. е. ауру. Также они накапливают очень сильную духовную энергию ЦИ. В состоянии экстаза они перемещают душу в «другой мир». С точки зрения тибетской биоэнергетики, человек состоит из трех тел (трех уровней) Дух-Дуща-Тело. Дух входит в человеческое тело, когда эмбрион существует 12 недель (3×4 — магическое число). Естественно, что сила духа зависит от того, в каком состоянии находились родители на 12 день после зачатия.

И заповедь старую скажу Вам: «Да любите друг друга».

Я желаю Вам мира, здоровья и духовного совершенства!

ГЛАВА!

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА

ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Под народной медициной следует разуметь те врачебные средства, приемы и разные способы лечения, которыми помогают себе жители сел и деревень. Народная медицина — прародительница научной рациональной (разумной). На границе их стоит, составляя как бы переходную ступень от одной к другой, домашнее врачевание, к которому относятся так называемые домашние лечебные средства, употребляемые более образованными классами до прибытия врача или, за отсутствием его, черпаемые частью из народной, частью из научной медицины.

Когда говорят о медицине, то выделяют три ее вида: народную, традиционную и современную. Народная и традиционная отличаются по способу передачи накопленных знаний: в первой это происходит путем устной традиции, во второй закрепляется письменно. Но оба эти вида медицины традиционны и народны, т. к. опираются на тысячелетнюю традицию и вобрали в себя исторический опыт народов. За свою более чем 10-ты-сячелетнюю историю народная медицина накопила огромный арсенал фармакологических и иных способов воздействия на человека. Только лекарственных растений, используемых в народной медицине многих стран, насчитывается более 10 тысяч.

Необходимо подчеркнуть уникальность народной медицины: эта сложная система терапии учитывает и возраст, и пол больного, и природные условия, где он проживает, и время (сезон), и фазы Луны. В ней комплексно используется весь арсенал имеющихся средств: фармакология и массаж, психо- и физиотерапия (тепло, холод, вода), диетология.

Народная медицина включает в себя представления об анатомии и физиологии человека, о причинах и диагностике болезней, а также фармакологию, хирургию с травматологией, акушерство с гинекологией, педиатрию и физиотерапию, психотерапию, наконец, санитарию, гигиену и косметику, массаж, биоэнергетику, астрологию.

Народная медицина призвана не только лечить, но и предупреждать заболевания, обеспечивая профилактическую, санитарно-гигиеническую помощь на всех этапах жизненного цикла — от рождения до смерти.

Любая медицинская система в момент своего зарождения является по своей сути народной, т.к. в ее основе лежат эмпирические знания народов, давших начало соответствующей культуре. По мере развития цивилизованности, появления образованных врачей, накопления медицинских знаний, отражения их в медицинских трудах возникала традиционная, национальная медицина. Медицина данного народа формируется не только под влиянием его флоры и фауны, но и представляет на каждом шагу ясные отпечатки народного мировоззрения и интеллектуальности. С развитием культуры народная медицина оттесняется в отдаленные районы, где жизнь народа еще недостаточно цивилизована. В России она до настоящего времени играет большую роль, ибо перенесенная на русскую почву из Западной Европы научная медицина долгое время служила знатным и богатым, носила официальный характер и до введения земства мало была пригодна крестьянам, которые лишь при помощи своей медицины рождались, жили и умирали. Немудрено поэтому, что русская народная медицина давно обратила на себя внимание не только врачей, но и путешественников, бытописателей, этнографов, историков и других исследователей жизни простых людей. Литература нашего народного самоврачевания весьма обширна и разнообразна. Уже сам народ дает свои источники, во-первых, устные, как названия некоторых растений, ясно указывающие на их врачебную роль; многочисленные заговоры — это остатки языческой старины, заклинания, молитвы, всевозможные поверья, мистические представления и легенды, тесно связанные с народной медициной. Письменные источники — в виде рукописных травников, зеленников, цветников, домашних обиходов.

В последнее время значительно возрос интерес к медицине прошлого. И это совершенно понятно, т. к. в настоящее время наше практическое здравоохранение переживает тяжелый кризис, имеет место дефицит современной медицинской аппаратуры и оборудования, жалкое состояние лечебных учреждений. Все чаще пациент сталкивается с равнодушием к чужой боли, с отсутствием элементарного сострадания. И это неполный перечень недугов, поразивших отечественную медицину.

Где же выход? Куда обратиться больным, страдающим от недугов, где им искать помощи и облегчения страданий, когда от них отказались врачи? Конечно же, в народной медицине.

Когда-то наши соотечественники обращались к людям, знающим секреты народной медицины, к знахарям, целителям, костоправам, травникам, бабкам и дедкам, обладавшим тайнами народного врачевания. Страждущие получали необходимую им помощь, сочувствие, сострадание, облегчение, а подчас и излечение хворей. Где они теперь, эти ведуны, народные лекари, прирожденные врачеватели? Где хранятся рецепты старины глубокой? Как использовать народный опыт врачевания с максимальной пользой?

Для решения этих и других проблем в нашей стране в последнее время создан Фонд народной медицины, который формирует банк данных о средствах, способах, методах народной медицины. При каждом лечебном, профилактическом, оздоровительном учреждении будут создаваться кабинеты, отделения, группы народной медицины. Конечно, многие из нас получат необходимую помощь, облегчат свой недуг, избавятся от страданий.

Легендами овеяна медицина древнего Тибета — вознесенной к облакам недоступной страны Снегов, что издавна считалась обителью всевозможных чудес и колыбелью мистики. Время от времени доходили до нас сказания об искусных восточных врачевателях, снимавших болезни с помощью волшебных трав, иглоукалывания или дыхательной гимнастики, массажа.

Однако нет, пожалуй, человека, который точно и всеобъемлюще мог бы сказать, что же это такое — тибетская медицина. Она и сегодня во многом остается тайной за семью печатями.

Некоторые ученые полагают, что тибетскую медицину следует считать детищем древнеиндийской. И это справедливо. Древняя Индия была признанным центром науки и культуры всего Древнего Востока. Из Индии медицинские знания к началу VIII века проникли в Тибет. Именно в то время там творил выдающийся тибетский медик Ютогда-старший. Считается, что тогда же кашмирским ученым Чандранандой и тибетским переводчиком Вайрочаной был переведен с санскрита на тибетский основной медицинский трактат древности «Чжуд-ши» в его первоначальном виде. Именно в этом переводе трактат обрел позднее свою славу.

Другим крупнейшим тибетским врачом, возведенным в ранг «царя медицины», был и Ютогда-младший (1112-1203 гг.). С его именем связано появление «Чжуд-ши» в том варианте, который дошел до нас.

Ютогда-младший создал свою школу, традиции которой прослеживаются в тибетской медицине до настоящего времени. В значительной мере они определяют ее своеобразие как самостоятельного направления восточной системы медицины.

Тибетские медики особое значение придавали такой триаде: правильному образу жизни, питанию, одежде. Следуя древнейшим медицинским трактатам, считают они, более 1/4 всех заболеваний, если они не приобрели хронического характера, можно лечить диетой, правильным образом жизни, не применяя специальных средств.

Главный принцип тибетской медицины — лечить не отдельные проявления болезни, а добиваться нормализации деятельности всего организма как единого целого. При этом важно болезнь распознать на самых начальных стадиях. Трактаты подчеркивают: неосложненные болезни следует лечить быстро и решительно, чтобы предотвратить их распространение на другие органы.

Лекарь, действовавший по канонам тибетской медицины, лечение пациентов проводил в такой последовательности. Прежде всего он восстанавливал нарушенное равновесие, активность. Далее он выявлял «количество» в организме человека того «начала», которое вызвало заболевание. Затем с помощью лекарственных средств он стремился нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов и одновременно усилить защитные силы организма, чтобы повысить общую устойчивость его к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Как убеждает многовековой опыт, человек, живущий по канонам тибетской медицины и пользующийся ее достижениями, может добиться хорошего здоровья и психического равновесия.

Цели медицины, которые указаны в «Чжуд-ши», сводятся к главному: жизнь без болезней; продление жизни; достижение совершенства в познании и благополучия в жизни; избавление от болезненных страданий всех живых существ…

Правители Тибета строго следили за тем, чтобы сохранить знания в тайне, чтобы они не смогли попасть в руки каких-либо безумцев или невежественных людей. Ученикам лам приходилось выучивать наизусть огромные талмуды, сдавать весьма сложный экзамен, который продолжался порой до двух суток.

Тибетский лама — это, прежде всего, духовный учитель, помощник, который обязан прийти на помощь любому человеку в любой точке земного шара. Лечение медик начинает с перестройки мышления (сознания), с формирования здоровых понятий и добролюбия, т. е. доброжелательного отношения к людям и окружающей среде.

В тибетской медицине существует 40 методов диагностики и 108 методов нелекарственной терапии. Это такие методы, как: биокоррекция, коррекция психоэмоционального контура, психокоррекция, метод наложения рук, снятие вставок и блокировок позвоночника, центрация пупка относительно белой альба-линии, бесконтактный массаж, точечный массаж, лечение белой глиной, минералотерапия, лечение мыслью на любом расстоянии, лечение взглядом, заговаривание крови.

Центр жизни, по мнению тибетских медиков,- это лучевая артерия с ее пульсом, расположенная в нижней части предплечья. По состоянию пульса они судят о работе внутренних органов, о настоящих и будущих заболеваниях, о продолжительности жизни. Установив пульсовую диагностику, тибетские медики таким образом распознают причину болезни, предполагают характер ее протекания, а значит, соответственно и назначают лечение, которое, согласно древним заповедям, должно быть безвредным.

В арсенале восточных врачевателей пять основных лекарственных форм растительного происхождения: порошки, кашицы, отвары, пилюли и масла.

Ламы сами готовят лекарственные средства, при этом применяя микродозы. Единичной дозой является драхма — 0,2 г.

Жизнь человека теснейшим образом связана с природой, с растительным и животным миром. Большое влияние на развитие фитотерапии оказали первые народы Ближнего Востока. Вавилоняне, шумеры, ассирийцы, проживавшие задолго до нашей эры, накопили много сведений о различных целебных травах. Широко использовались лекарственные травы и в индийской медицине. Одно из древнейших санскритских произведений Индии по медицине «Наука о жизни» («Аюрведа») написано еще до нашей эры. В наиболее известном ее виде, переработанном врачом Сушруты, содержится описание более 700 видов лекарственных растений. Большинство древнеиндийских сочинений по медицине было переведено на тибетский язык, а наиболее известное тибетское произведение «Сущность целебного» («Джуд-ши») написано на основе «Аюрведы».

Великий восточный мыслитель и врач Ибн-Сина (Авиценна), живший 1000 лет назад, в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» описал около 9000 различных лекарственных средств, значительная часть которых растительного происхождения.

Немалый вклад в изучение лекарственных растений внес средневековый врач Парацельс (1493-1541 гг.) Он первым ввел в медицину методы химических анализов и с их помощью подтвердил предположения Галена о наличии в лечебных травах действующих веществ.

Основной принцип древней традиционной медицины — «ближе к природе». Древние медики в качестве лекарственных средств широко использовали лечебные свойства плодов, ягод, фруктов, овощных культур и других целебных растений.

С каждым годом пополняются сведения о лечебных свойствах лекарственных растений. Чем глубже становятся наши знания о целебных свойствах лекарственных растений, тем строже и критичнее мы относимся к показаниям и противопоказаниям по их применению. Несмотря на весомые достижения современной фармакологии и фитотерапии, химико-фармакологические свойства многих фруктов, овощей и съедобных растений остаются неизученными. Поэтому в отдельных случаях характеристика их лечебных свойств основывается только на опыте древних медиков. На протяжении веков народная медицина обогащалась и развивалась на основе практического опыта и благодаря постоянному стремлению человека постичь тайны лечебных свойств растений.

На Востоке народная мудрость гласит: «…нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растениями».

Биологически активные вещества (БАВ) растений относятся к природным соединениям, которые вырабатываются растительным организмом в процессе жизнедеятельности и обладают специфическим и выраженным влиянием на живой организм, определяющим то или иное лечебное действие.

При приготовлении естественных лекарств в домашних условиях важно сознание того, что это сделано своими руками из своего сырья, а значит, человек уверен в его содержании и лечебном действии.

Биологически активные вещества растений (действующие начала) содержатся в том или ином количестве во всех частях растительного организма. Однако в наибольшей степени они могут накапливаться избирательно в определенных частях: корнях, стеблях (или их видоизменениях — корневищах), листьях, плодах, семенах, цветках. Поэтому целесообразно заготавливать именно эти части растений.

Следует также учесть, что максимальное накопление действующих веществ приходится на определенное время года. В другое время эти вещества находятся в растениях в малом количестве или отсутствуют совсем. Поэтому ценность собираемого сырья будет зависеть и от времени сбора. От соблюдения правил сушки во многом зависит сохранность целебных свойств растений.

В тибетскую фармакопею входят около двух тысяч лекарственных средств. И хотя многие из них еще не до конца исследованы и расшифрованы, в любой точке земного шара можно найти заменители тибетских трав. А значит, используя местную лекарственную флору, можно составить необходимые лечебные сборы.

Фармакотерапевтическая направленность лекарственных средств определяется вкусовыми качествами отдельных компонентов, а вкус имеет в своей основе пять материальных стихий, или субстанций: стихия земли определяет основу всех лекарств; стихия воды увлажняет; стихия огня собирает энергию (теплоту); стихией воздуха приобретается подвижность; стихией эфира — пространство.

Среди трав здоровья — мелисса, сныть, примула, крапива, чистотел, листья малины и земляники, медуница, березовые почки, бедренец-камнеломка, жасмин, полынь, проростки ржи, овса и пшеницы, побеги сосны, лимонник, цикорий, элеутерококк, барбарис, осокорь (почки).

Лечебные свойства растений обусловлены наличием в них различных по своему составу и строению биологически активных веществ: алкалоидов, гликозидов, витаминов, ферментов, органических кислот, дубильных веществ, эфирных масел, и многих других составных частей. Первым существенным преимуществом является то, что растительные вещества образуются в живой клетке. Каким бы ни было различие между растениями и животными, основная структурная единица — клетка — имеет много общего. И не только в подобии строения, но и в тождественности очень многих важнейших биохимических процессов, которые протекают в них.

Вещества, образованные в растениях, в известной мере близки по своим свойствам к жизненным процессам живой клетки, потому «зеленая аптека» лесов и лугов может принести огромную пользу при грамотном ее использовании.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Все в этом мире, все живые существа, все, что дышит,- будь то люди, животные, кто угодно,- подвержены различным видам страдания. Согласно тибетской системе мировоззрения, считается, что независимо от того, каким является наше физическое самочувствие, по существу все мы больны. Хотя болезнь может и не проявляться, она присутствует в спящей форме, и поэтому трудно определить ее границы.

Относительно происхождения болезни Будда Шакь-ямуни провозгласил, что имеется 84 тысячи различных видов влекущих болезни омрачений, таких как страсть и ненависть, которые оказывают соответствующее воздействие на живые существа и тем самым приводят к возникновению 84 тысяч различных видов болезней. Их можно свести к 1016 видам болезней, а далее свести к 404 видам.

Факторами, способствующими возникновению болезней, являются причины и условия, причем последние позволяют причинам созревать или проявляться. Причины бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины — это ветер, желчь и слизь. Что касается отдаленных причин, то трудно перечислить определенные причины каждой болезни, потому что в основе своей все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом — — от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений —и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Эти омрачающие эмоции возбуждают действия (карму), зарождающиеся в сознании потенциальности, впоследствии созревающие как особые болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни отдаленные причины; однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. А они, в свою очередь, опираются на неведение.

Неведением называется такое состояние ума, при котором не только нет понимания того, как на самом деле существуют вещи, но также имеется заблуждение относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая, в свою очередь, порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее. В общих чертах, от деятельности этих неблагих состояний ума возникает три вида нарушений жизненных начал: ветра, желчи и слизи.

Страстью обусловлено возникновение 42 видов болезней ветра; факторами ненависти, такими как гордость, зависть, обусловлены 26 видов болезней желчи; и омрачением обусловлены 33 вида болезней слизи — всего, таким образом, получается 101 болезнь.

Классификация болезней

Болезни можно классифицировать разными способами: по локализации в теле больного, по их типу, по факторам окружения и т. д. Итак, принимая по внимание четыре класса 101 болезни, насчитывают 404 болезни:

101 болезнь из-за сильного влияния деяний (кармы) предшествующих жизней;

101 болезнь данной жизни — те, причины которых кроются в раннем периоде жизни и которые проявляются в данной жизни;

101 болезнь, связанная с духами;

101 болезнь поверхностная, называемые так потому, что простым соблюдением диеты и правильного образа жизни можно устранить их, не прибегая к лекарствам и дополнительной терапии.

Последний вид болезней, поверхностные, могут быть следствием приема неподходящей пищи (несбалансированной диеты) или неправильного образа жизни; таким образом, эти болезни являются самоизлечивающимися без лечения в какой-либо форме, если исправляются временные обстоятельства, связанные с питанием и образом жизни, которые послужили их возникновению. Однако же болезни одной жизни, причина которых кроется в раннем периоде жизни и которые проявляются позднее, будучи связаны с кармой, обычно оказываются смертельны, если их не лечить. В этом случае назначение лечения является жизненно важным. Кроме того, в некоторых случаях одних материальных лекарственных средств может оказаться недостаточно; надо будет прибегнуть к духовным практикам, таким как раскаяние в прошлых дурных деяниях и уменьшение силы их воздействия путем осуществления благих действий и развития намерения воздерживаться от подобных действий в будущем. В таких случаях добродетельные действия и лекарственные средства работают сообща.

Что касается болезней, связанных с вмешательством злых духов, то, согласно буддийским представлениям, существуют невидимые силы, которые могут наносить вред человеку. Таким образом, даже без каких бы то ни было видимых причин болезни, человека могут мучить боли и различного рода недомогания, обусловленные воздействием таких злых духов. Человек, несмотря на то, что длительное время получает лечение медикаментами, не чувствует облегчения и продолжает страдать. Причина этого в том, что в основе болезни кроется злой дух, и если не победить его духовными методами, то никакое лечение — внешнее и любое другое — не сможет освободить человека от такой болезни. Если же духа изгнать, то болезнь проходит.

Что же касается 101 вида болезней, обусловленных прошлыми деяниями, то буддисты верят в перерождение: болезни этого вида приписываются неблагим действиям, совершенным в прошлых жизнях. Когда эта карма созревает и болезнь проявляется в настоящей жизни, то она очень сильна и обычно смертельна. В Тибете люди с такого рода болезнью часто отрекались от всякого рода мирской деятельности и занимались духовными практиками; однако же выживали при таких болезнях немногие, потому что эти болезни являются результатом созревания последствий значительных поступков, совершенных в прошлом.

Разбирая причины заболеваний, мы будем исходить из того, что фундаментальная конечная космическая причина лежит вне нашего постижения и что только тогда, когда наступит Царство Божие на Земле, мы получим более или менее верное понимание того общераспространенного заболевания, которому подвержена наша планета во всех четырех царствах природы. Можно привести, однако, несколько основных положений, которые со временем будут признаны истинными в макроскопическом смысле и могут уже демонстрировать свою истинность там, где интеллектуально рассматривается микрокосм.

Любое заболевание вызывается отсутствием гармонии, дисгармонией между аспектом формы и жизнью. То, что соединяет форму и жизнь, или, вернее, то, что является результатом этого намеренного единения, мы называем душой, самостью, когда речь идет о человечестве, и интегрирующим принципом, когда речь идет о дочеловеческих царствах. Болезнь возникает при отсутствии равновесия между различными факторами: душой и формой, жизнью и ее выражением, субъективными и объективными реальностями. Как следствие этого, дух и материя не свободно связаны друг с другом.

Отсутствие гармонии, т. е. болезнь, пронизывает все четыре царства природы, создавая такие условия, которые порождают боль и повсеместные застои, разложение и смерть.

Ошибка человека в настоящее время состоит в следующем:

а) его неспособности правильно осознать значение боли;

б) его неприятии страдания;

в) непонимании им закона непротивления;

г) преувеличении им значения природы формы;

д) его отношении к смерти и чувстве, что исчезновение жизни из видимой формы и последующее разложение этой формы означают катастрофу.

Когда человеческое мышление изменит свою обычную точку зрения на болезнь и примет болезнь как факт природы, человек начнет работать с законом освобождения, с правильным мышлением, ведущим к непротивлению. В настоящее время мощью своего направленного мышления и сильным антагонизмом к болезни он лишь увеличивает трудности. После того, как он перенаправит свое мышление на истину и душу, горести физического плана начнут отпадать. Болезнь существует, формы во всех царствах полны дисгармонии и выведены из равновесия с пребывающей внутри них жизнью. Болезнь и разложение, тенденция к смерти встречаются повсеместно.

С одной стороны, болезнь есть процесс освобождения и враг всего статического и закристаллизовавшегося. Из того, что я сказал, не подумайте, что болезнь поэтому надо приветствовать, а процесс смерти любовно лелеять. Если бы дело обстояло так, мы бы культивировали болезнь и давали награду за самоубийство. К счастью для человечества, вся тенденция жизни направлена против болезни и жизни формы присущ страх перед смертью.

Наши соображения относительно причин болезни разделим на:

психологические причины;

причины, вытекающие из групповой жизни;

наши кармические наклонности, кармические причины.

Во всем этом мы можем говорить лишь об общей идее, объясняющей наличие болезни в человеческом семействе и, частично, в животном царстве. Изучающим искусство целительства надлежит равным образом помнить, что лечение может осуществляться тремя путями, и что все три пути равно правомочны и эффективны в зависимости от степени эволюции исцеляемого субъекта.

Прежде всего, существуют паллиативы и облегчающие методы, которые постепенно излечивают болезнь и устраняют нежелательные состояния; они закрепляют жизнь формы и стимулируют витальность, отбрасывая тем самым болезнь. Эти методы хорошо представлены аллопатическими и гомеопатическими школами, а также различными школами остеопатии и хиропрактики и другими терапевтическими школами.

Во-вторых, налицо работа и методы современного психолога, который старается разобраться в субъективных условиях и выправить неправильные состояния ума, чьи зажимы, психозы и комплексы приводят к внешним проявлениям болезни, вызывают болезненные состояния и невротические и ментальные катастрофы.

В-третьих, наивысший и новейший метод заключается в том, чтобы вызвать к положительной активности собственную душу человека. Истинное будущее целительство утвердится, когда жизнь души сможет протекать без помех и задержек через все аспекты природы формы. Тогда она сможет ее оживить и устранить те излишки и заторы, которые создают столь питательную среду для болезни.

Случайному мыслителю может показаться, что многие болезни и причины смерти объясняются окружающими условиями, за которые он никоим образом не ответственен. Последние варьируются от чисто внешних случайностей до наследственной предрасположенности. Их можно свести к следующему:

несчастные случаи, которые могут объясняться личной небрежностью, групповыми событиями, легкомыслием людей, а также явиться результатом столкновений, таких как рабочие забастовки или войны;

инфекции, поражающие человека извне, а не в результате его конкретного состояния крови;

болезни, обусловленные плохим питанием, особенно в молодости, — состояние недоедания предрасполагает тело к болезни, снижает сопротивляемость и жизнеспособность и ослабляет «защитные силы» человека, приводя к преждевременной смерти;

наследственность. Существуют определенные виды наследственной слабости, которые либо предрасполагают индивида к определенным болезням и в дальнейшем к смерти, либо создают в нем такие условия, которые ведут к неуклонному убыванию в нем вкуса к жизни; имеются, кроме того, такие тенденции, которые вызывают опасные наклонности, что ведет к нежелательным привычкам, попранию морали и представляет опасность для воли индивида, лишая его способности бороться с такой предрасположенностью. Он ей поддается и расплачивается болезнью и смертью.

Вот четыре типа болезней и причин смерти, которые ответственны за многое, что творится в жизни окружающих нас людей; их, однако, не следует относить к психологическим причинам болезней, но рассматривать, и то очень кратко, в числе тех, что обусловлены групповой жизнью с ее предрасполагающими причинами заболеваний. Сюда относятся и инфекционные заболевания, однако такие ситуации, которые возникают, например, в результате автомобильных или железнодорожных катастроф, нельзя считать причинами, порождающими болезнь. Совершенно верно, что работа целителя может затронуть и такие случаи, однако она несколько отличается от той, которая имеет место при болезни, зародившейся в слабом теле, и тому подобное, либо при групповых заболеваниях и т. д.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом.

При достаточно сильных и частых стрессах развивается гипертония, язва желудка, вовлекаются эндокринные системы, появляется риск развития инфаркта миокарда, повышается активность щитовидной железы и т. д. Стресс переходит в дистресс, разрушающий органы и сокращающий жизнь. Не проявляясь в каком-либо конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянно подавленному состоянию. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница или неглубокий беспокойный сон — все это следы деятельности дистресса. На этом фоне возникают периодическое сердечное недомогание, частые головные боли, чувство беспричинной тоски.

КАНОНЫ БУДДИЗМА.

ДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ В САМСАРУ (НЕСЧАСТЬЕ)

Скопление (твоих) злодеяний есть корень страдания в самсаре. Именно аффекты-клеши ответственны за все пагубные деяния. Невежество, которым поддерживается сверхценность (представления о) «Я», обусловливает активность аффектов-клеш. Общая омраченность потока сознания есть корень невежества и всех (производных) аффектов-клеш. Именно из-за общей омраченности мы не ведаем, откуда возникла самсара, какова ее природа, какие разновидности действия-причины-результата полезны, а какие разновидности вредны и т. д., ибо мы —во мраке! Например, когда Учитель разъясняет (природу Реальности), то, прослушав и обдумав все, что Он сказал, мы можем прийти к некоему концептуальному пониманию. Но, как и грезы о стране, которую мы никогда не посещали ранее, также когда мы навешиваем концептуальные обозначения-ярлыки на (Высшую Реальность), которая отнюдь не является некой «Вещью», тогда мы просто играем с концепциями-представлениями.

Посредством того же процесса мы навешиваем обозначение-ярлык «самость» на то, что отнюдь не является (незыблемой, самостийной, отдельной «самостью»), а затем цепляемся за эту «самость». А на этой основе возникает и заблуждение относительно Высшей Реальности, и множество прочих извращенных псевдосхем-установок (сознания). Затем возникает привязанность ко всему, что поддерживает эту «самость»: к телу, богатству, знакомствам и т.п. — а вслед возникает гордыня, зависть, алчность. Одновременно извергается отвращение к тому, что представляется «другим», «инородным», и следом — жгучий гнев, злоба и т. п.

Если вы свободны от (умственной омраченности, пристрастия или отвращения) трех отрав-клеш, ваши деяния не будут накапливаться. А поскольку результаты не возникают без соответствующих причин-действий, то надо всевозможными путями стремиться к тому, чтобы вырвать эти три корня блуждания в самсаре.

Обобщим тему — «действия, заводящие в самсару»: неблаготворное действие, включенное в число «десяти пагубных деяний» ведет к новому рождению в низших мирах. Благотворное действие, включая даяние и др., если оно не мотивировано желанием достичь нирваны, ведет к новому рождению в более высоких мирах богов или людей. Невозмущающее действие, такое как, например, самадхи, в котором, однако, содержится элемент цепляния, ведет к новому рождению (божеством) в Мире Формности или Неформности.

Короче — до тех пор, пока не будут исчерпаны наши склонности к концептуализации и объярлычиванию, до тех пор это постоянное русло кармического накопления не будет потревожено, и иллюзия, которая суть и есть самсара, будет устойчиво сохраняться. Тот глупец, который, уповая на свое медитативное созерцание, оказавшееся (в действительности) пустым (пробелом сознания), восклицает «А! Я постиг (высшую природу разума. Поэтому) мне не стоит беспокоиться относительно моих деяний и их последствий!» — такой глупец — это злейший грабитель Учения.

Пагубное действие

Определено десять пагубных деяний:

1. Сознательно лишать жизни любое живое существо, пусть то будет даже насекомое. Ведь разумей — когда оно вступает в жизнь, нет ни «малого», ни «великого»!

2. Тайком брать собственность другого.

3. Совокупляться: с несоответствующим партнером, т. е. с тем, кто принял обеты (целомудрия) или женат (замужем за другим); в несоответствующее время, т. е. во время беременности жены; в несоответствующем месте, т. е. рядом с Гуру, ступой, в монастыре или в молитвенном помещении, во время Великого поста; несоответствующим образом — таковы четыре нецеломудренных действия. И вышеперечисленное — три пагубных физических деяния (телом).

Это — четыре пагубных деяния речью:

4. Сознательно лгать, т. е. говорить то, что не соответствует истинному положению вещей.

5. Клеветать, т. е. говорить такое, что приведет других к раздору.

6. Отзываться дурно и грубо о других, т. е. называть человека вором, или придурком, или бить по его чувствам, грубо указывая на его недостатки и ошибки.

7. Предаваться праздной болтовне о военных действиях, торговле, женщинах, или увлекаться глупыми песнями, танцами, шутками и т. п.

Это — три пагубных рассудочных деяния (мыслью):

8. Завидовать кому-то и желать чьих-либо денег, жены, репутации и т. п., думая при этом: «О, если бы у меня это было!»

9. Сердиться, негодовать на других, т. е. испытывать недовольство от их счастья или удачи.

10. Цепляться за извращенные, неверные взгляды, т. е. не верить или сомневаться в факте прошлых или грядущих жизней, в действие-причину-результат, в особые качества Драгоценейших. Обобщая, скажем: когда каждое из этих десяти пагубных деяний полностью вызревает, ты рождаешься вновь в низших мирах. Но даже если ты и рождаешься среди людей, то поскольку прежде ты лишал кого-то жизни, и твоя жизнь будет краткой и насильственно оборвется. Поскольку ты крал, ты будешь нищим. А поскольку все твои деяния ведут к многочисленным страданиям, то всячески избегай их! Отговаривай и других от совершения этого. Раскайся в тех, что уже совершил.

Благотворное действие

Оно — прямая противоположность пагубному деянию, т. е.:

Вместо убийства спасай жизни других.

Вместо кражи раздавай свою пищу и деньги.

Сохраняй нравственное поведение независимо от того, наблюдает ли кто-либо за тобой или нет.

Говори истинно, правдиво.

Улаживай ссоры, вызванные клеветой.

Используй мягкие, тактичные слова.

Обсуждай в беседах достойные буддиста темы.

Радуйся удаче и благу других.

Думай только об их пользе.

Когда ты слышишь изложение взглядов иноверцев, не отвергай их, но просто упрочивай свою веру в слова Будды.

Таковы десять благотворный деяний. Как можно лучше верши их. Побуждай и других к тому же. Радуйся тем, что уже совершил. А в результате — быть тебе Долгожителем в высших сферах, обладающих достоянием и комфортом.

Ни благотворное, ни пагубное действие

Вы можете просто «убивать время» прогуливаясь, разминаясь, спать или сидеть — это беспоследствен-ные действия, т. е. ни благотворные, ни пагубные, и они вызревают ни в благом, ни в пагубном переживании. Но поскольку такие действия — просто пустая трата человеческой жизни, то, вместо разбазаривания своих способностей в праздных забавах, прилагай сознательные усилия к тому, чтобы посвятить все свое время только благотворным деяниям. Тщательно избегай даже малейших вредоносных деяний, памятуя о том, что «коготок увяз — всей птичке пропасть». Не недооценивай силы даже малого благого деяния, памятуя о том, что «коготок увяз…».

Восемь «небесных» качеств

Следует развивать характер, обогащая его высокочтимыми «восемью небесными качествами», как основой для накопления в значительной мере заслуг в грядущих жизнях.

Вот они:

1. Долголетие, поскольку ты прекратил причинять зло другим.

2. Приятная внешность, поскольку ты подносил жертвенные светильники, одеяния и т. п.

3. Рождение в благородной семье, поскольку ты смиренно воздавал почести своему Гуру и членам Общины.

4. Сила богатства, поскольку ты подавал бедным ученым людям, больным и нуждающимся все то, что им требовалось.

5. Авторитетная речь, поскольку ты говорил только то, что созидательно.

6. Огромная власть и влиятельность, поскольку ты совершал лучшие подношения и молитвы Драгоценнейшим и своим родителям.

7. Мужское тело, поскольку ты покровительствовал мужчинам и спасал животных от оскопления.

8. Все разновидности сил в изобилии, поскольку ты по-дружески помогал другим, не рассчитывая при этом совершить свои личные религиозные обязательства.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст