Теоретическое обоснование проблемы идентичности в психологии

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………5

1.1.Понятие идентичности в психологии…………………………………………5

1.2.Виды идентичности………………………………………………………………….7

1.3.Идентичность как критерий психического здоровья………………….11

1.4.Формирование идентичности в юношеском возрасте…………………17

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ С

РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИДЕНТИЧНОСТИ……………………………22

Цель, задачи, гипотеза исследования. Выборка испытуемых……..22

Методики исследования……………………………………………………………22

Обработка данных, вывод…………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………….41

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях идентичность становится одним из центральных понятий в социальной психологии, поскольку оно связано с наболевшими областями социальной теории и практики.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед человечеством серьезный выбор: либо обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие либо скатиться к противостоянию, самоуничтожению.

В связи с этим в общественных и социально-психологических науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности, становится одной из главных тем в обществе конца ХХ-ХХI веков.

Появление же проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э.Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Дж. Мида, Ч. Кули; современных авторов: Э. Эриксона, Р. Баумайстера, А. Маслоу, Р. Мейли, Г. Олпорта, К. Роджерса, Х. Салливена, Ю. Хабермаса, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангера, А. Гидденса и классиков отечественной мысли К. А. Альбухановой-Славской, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, В. С. Мерлин, Б. Ф. Поршнева, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Сохань, В. Ядова, Н. Л. Ивановой и др.

Идентичность является критерием психического здоровья. Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый – способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. И второй – способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Таким образом, индивидуальное психическое здоровье – более широкое понятие, нежели просто отсутствие у человека признаков психического расстройства или дефекта.

Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между содержанием представлений о психическом здоровье школьников и уровнем их идентичности.

Гипотеза: уровень идентичности школьников будет определять содержание их представлений о психическом здоровье.

Объект исследования: идентичность.

Предмет: представления о психическом здоровье школьников с разным уровнем идентичности.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Подобрать методики для изучения содержания представлений о психическом здоровье школьников и для определения их уровня идентичности.

Провести эмпирическое исследование.

Обработать полученные данные и сформулировать выводы.

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, беседа, анкетирование, тестирование, методики: САРД, КА, Глаголы, мини-сочинение «Психическое здоровье – это…».

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие идентичности в психологии

Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы З. Фрейда, который использовал термин «идентификация».

Понятие «идентификация» (отождествление) было предложено З. Фрейдом [12; 29] и означает самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Фрейд выделяет два типа идентификации – анаклитическую и защитную. Защитная идентификация понимается как следствие разрешения проблемы Эдипова комплекса. Являясь по своей природе либидонозной, она становится заменой либидонозной объективной связи «…регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в «Я» [30, с.451]. Анаклитическая же идентификация «…может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов» [30, с.451]. В обоих случаях речь идет о стремлении индивида редуцировать либо угрозу лишения вознаграждения (анаклитическая идентификация), либо угрозу наказания (защитная идентификация) путем интроекции объекта в Я, «…причем Я частично изменяется по образцу утраченного объекта» [30, с.456].

Таким образом, З. Фрейд, говоря об идентификации как процессе, отмечает активную роль Я, необходимость для ее осуществления Другого и описал ее механизм – интроекцию [13, с.29].

По мнению Г. И. Малейчук, идентификация представляет собой динамическое образование, способное охватить психическую жизнь как целостность. Идентификация представляет собой процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего. Понятие идентификации, понимаемой как процесс переживания человеком своего Я, как ему принадлежащего, является конкретизацией понятия переживания, введенного Л. С. Выготским, как переживание, направленное на Я [14, с.3].

Являясь единицей переживания человеком своего Я, идентификация выступает как одно из проявлений содержания психической жизни, показатель ее наличия, и дает возможность выделить собственное Я и его нетождественность Другому. На обобщенном уровне идентификация выступает как переживание динамической тождественности самому себе (Я = Я), принятие самого себя как данности. Это интегральное переживание строится из частных переживаний и проявляется в самых разных конкретных формах (Я-концепция, самооценка, самосознание и др.), которые позволяют с разных точек зрения видеть этот процесс. Идентификация в полной мере представлена в концепции жизни, как переживание человеком своей ответственности за нее.

Формами проявления идентификации выступают Я-концепция и концепция Другого. Я-концепция организует поведение человека, порождает смысл, концепция Другого задает направление отношений Я-Другой. Степень идентификации зависит от таких характеристик Я-концепции и концепции Другого, как:

степень их дифференциации и структурирования;

степень их интеграции;

соотношение их в Я [14, с.3-4].

————————————————————————————————

1.2. Виды идентичности

Н. Л. Иванова отмечает, что в современной психологической литературе выделяют два основных вида идентичностей, которые точнее можно назвать двумя гранями идентичности: личностная (персональная) и социальная идентичности. Хотя З. Фрейд в свое время и писал, что противопоставление индивидуальной и социальной психологии, которое на первый взгляд может показаться столь значительным, теряет свою остроту при ближайшем рассмотрении, тем не менее, до сих пор в психологии проблема идентичности рассматривается в двух своих видах: личностной и социальной [9, с.109-110].

Н. Л. Иванова в этой связи подчеркивает, что между этими видами идентичности, конечно, есть различие, но различие это натянуто и произвольно. Личная идентичность имеет отношение к тому качеству и характеристикам, которые мы видим в себе и которые строго индивидуальны. Если кто-то отвечает на вопрос «Кто вы?» утверждениями типа: «Я скучный», «Я слишком много нервничаю», то обычно эти ответы относят к его личной идентичности. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивида о принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с соответствующей оценкой и эмоциональным отношением [10, с.156].

А. И. Фоминцева выделяет 3 вида идентичности:

————————————————————————————————

Каждый человек обладает многими видами идентичности, которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством его отнесения к тем или иным группам [20, с.26].

————————————————————————————————

Итак, Я-концепция включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

1.3. Идентичность как критерий психического здоровья

Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни  – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, которые мы только что отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты.

В рамках курсовой работы мы остановимся на понятии «психическое здоровье».

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки  – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней  – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы), которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.

Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения [7, с.24].

Следствием этого в последние десятилетия психическое здоровье человека стало предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.)

Возникли новые представления о психическом здоровье.

Индивидуальное психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид [8, с.25].

Говоря о психическом здоровье, каждая из вышеназванных дисциплин обращается к понятию нормы, пытается определить ее границы, наполнить конкретным содержанием.

————————————————————————————————

Таким образом, психическое здоровье предполагает психическую норму и может включать определенные отклонения от некоторых ее показателей. Л.Н. Собчик, описывая «нормальную личность» и ее индивидуально-типологические особенности, указывает на существование достаточно широкого диапазона «нормативного коридора» и подчеркивает, что «норма – это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное» [21, с.206].

Констатация факта одновременного существования некоторых психических явлений у здоровых и у больных позволяет выделять «предболезнь» как вариант нормы, связывая состояния «предболезни» с явлениями декомпенсации или субкомпенсации. Таким образом, понятие психическое здоровье шире психическая норма, а «болезнь» — понятие более узкое, чем психическая патология [3, с.116].

Рядом авторов [2; 27] указывается на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы. Так, Г. К. Ушаков не дает определения понятию нормы психического здоровья, а пытается выделить критерии нормы, среди которых детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующая возрасту индивида зрелость чувства постоянству (константности) места обитания; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность планировать свой жизненный путь и др.» [27, с.68]. Всего им выделено 15 критериев, определяющих понятие нормы, среди которых критерии физического, психологического, социального плана.

————————————————————————————————

Графически представить понятие психического здоровья можно следующим образом [13, с.25]:

Одной из сторон идентификации, затрагивающих переживание личностью своего психического здоровья, является, по мнению Г. И. Малейчук, понятие внутренней картины здоровья [13, с.24].

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) как интегральное личностное образование задается другими людьми, определенным историческим контекстом, преломленным через индивидуальное восприятие, тем самым формируя конкретные для каждой личности чувства, мысли, желания, возможности в отношении к своему психическому здоровью. ВКЗ является тем психическим содержанием, которое позволяет человеку выделить на уровне переживания возможность сохранять свою собственную независимость от других людей. Здоровый человек чувствует себя сильным, способным противостоять внешнему окружению. ВКЗ является целостным представлением «для – себя – знанием» о здоровье [11, с.87], позволяет сохранять основы для Я-концепции. ВКЗ проявляется в эмоциональном, интеллектуальном и мотивационном отношении индивида к своему психическому здоровью. ВКЗ необходимо включает также знание личностью нормы психического здоровья и является индивидуальной нормой здоровья [13, с.24].

————————————————————————————————

Итак, психическое здоровье – это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах.

Понятие психического здоровья следует рассматривать на двух уровнях – объективном и субъективном. Кроме описанных выше объективных критериев психического здоровья, в качестве критериев для диагностики этого состояния можно использовать также субъективные критерии, в основе которых лежит понятие идентификации и ВКЗ как одного из частных проявлений этого понятия применительно к психическому здоровью.

1.4. Формирование идентичности в юношеском возрасте

Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Итак, в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости [17, с.140].

Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе.

К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются.

————————————————————————————————

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. Выборка испытуемых

Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами были сформулирована следующая гипотеза: уровень идентичности школьников будет определять содержание их представлений о психическом здоровье.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 учащихся средней _________________. Возраст испытуемых – 16-17 лет.

Цель исследования: провести исследование и на основании анализа его результатов выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между содержанием представлений о психическом здоровье школьников и уровнем их идентичности.

Задачи:

Подобрать методики для исследования идентичности и содержания представлений о психическом здоровье школьников.

Провести эмпирическое исследование.

Обработать полученные данные.

Сформулировать выводы об истинности или ложности выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики: Смысловой анализ реального диалога (САРД), Контент-анализ (КА), Глаголы (Г. И. Малейчук), мини-сочинение «Психическое здоровье – это…».

2.2. Методики исследования

Для изучения идентификации пользуются в основном проективными методами. В нашем исследовании мы используем анализ Я-высказываний, предложенный Г. И. Малейчуком [13].

Идентификация зависит от Я-концепции и концепции Другого и проявляется в переживаниях личностью Я и Другого, что можно выявить через высказывания личности, отнесенных к себе. Я-высказывания – это самоописание человека, показатель знания человека о себе самом и его самоотношение. Известно, что внутреннее, психическое проявляется и изучается через внешнее. Одним из таких проявлений является речь, которая, как известно, является способом выражения самосознания человека.

В нашем случае предметом изучения является текст, точнее Я-высказывания, как презентация Я-концепции и концепции Другого в Я, а, следовательно, и идентификации. Данные методики для фиксации и изучения процесса идентификации позволяют измерить этот процесс тремя разными способами.

Во всех трех методиках в качестве стимульного материала выступает вопрос исследователя к испытуемому: «Расскажите что-нибудь о себе». Неопределенность в вопросе – «что-нибудь» — вносит элементы проективности в методики и позволяет задавать ситуацию неконкретности, «открытости» выбора Я-высказываний, дающую возможность испытуемому самому выбрать характер и направление своего рассказа о себе. Если непосредственно после стимульного вопроса возникает встречный вопрос-уточнение, например: «А что именно?» и др., то следует тактично «уклониться» от прямого товета, прибегнув к уточнению типа: «Рассказывай все, что хочешь» либо «Все, что тбе приходит в голову» и т.д. Материалов для анализа является обычно небольшой рассказ испытуемого о себе, отвечающий требованиям высказывания, как «…неповторимое, исторически единственное индивидуальное целое» [4, с.499], как «…реальная единица речевого общения» [4, с.466].

Высказывание должно отвечать следующим требованиям:

————————————————————————————————

Нижеописанные методики (САРД, КА, Глаголы) предназначены для определения уровня идентификации у учащихся старших классов (13-18 лет).

Смысловой анализ реального диалога (САРД)

При анализе полученного материала с помощью данной методики вопрос-стимул разбивается на три стимульных единицы (Е): «расскажите» (Е1), «что-нибудь» (Е2), «о себе» (Е3). При этом общая формула выглядит следующим образом:

i(САРД) = Е1 + Е2 + Е3,

где i(САРД) – коэффициент идентификации.

Е1 («расскажите») – за рассказ считается любая словесная реакция на вопрос испытателя, отвечающая вышеперечисленным требованиям к высказыванию. Если же говорить о размерах высказывания, то высказывание может быть «…от отдельной словесной реплики до большого романа» [4, с.462].

Наличие такого высказывания оценивается в один балл.

————————————————————————————————

Максимальный коэффициент идентификации, таким образом, может быть:

i(САРД) = 1 + (4 + 3 + 2 + 1) + 1 = 12

Контент-анализ (КА)

Анализ материала производится по степени дифференцированности и опосредованности Я-концепции и концепции Другого в Я-высказываниях. Такой полной обобщенной смысловой единицей может быть высказывание «Я такой человек», включающей в себя выделение и опосредованность Я.

Если Я не опосредованно в тексте, то начисляется 1 балл, если опосредовано, то 2 балла.

Аналогичным образом измеряется концепция Другого. Общей формулой выступает в этом случае смысловая единица «Для меня Другой человек». Если в тексте есть указания на Других, и они не получили своего отношения к Я, то начисляется 1 балл, если есть указаний на Других и отношение к ним, то соответственно начисляется 2 балла.

Общая формула, выражающая качественный и количественный анализ. Выглядит следующим образом:

i(КА) = КЯ + КД,

гдеi(КА) – коээфициент идентификации;

КЯ – высказывания, характеризующие Я-концепцию;

КД – высказывания, характеризующие концепцию Другого.

Максимальное количественной выражение коэффициента идентификации, измеряемое данной методикой, равняется 4:

i(КА) = (1 + 1) + (1 + 1) = 4.

Глаголы

В качестве смысловой единицы анализа текста в данной методике выступают глаголы, задающие семантический ряд понятия идентификации. Объем понятия включает в себя совокупность разных сторон этого понятия – принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между составляющими понятия с помощью кругов (Эйлеровы круги). Заданный семантический ряд понятия идентификации составил 12 глаголов: подражать, обнаруживать, включать, фиксировать, усваивать, вживаться, представлять, транслировать, отождествлять, выражать, реализовывать, строить.

Полученные таким образом глаголы были разделены на две группы:

Глаголы, описывающие ситуацию взаимодействия «Я – Другой» (подражать, включать, усваивать, вживаться, отождествлять, строить).

Глаголы, описывающие Я-концепцию (обнаруживать, фиксировать, представлять, транслировать, выражать, реализовывать).

————————————————————————————————

Критерием для определения ранга глагола считается степень внутренней активности Я, степень включения Я в действие. Так, например, глагол «транслировать», означающий «передавать, преобразовывать», выражает собой больше усилии в плане организации Я, чем глагол «обнаруживать», означающий «показать, сделать явным, видимым». Соответственно, глагол «транслировать» оценивается в 2 балла, а глагол «обнаруживать» — в 1 балл. В результате такого качественного анализа глаголы каждой из двух выделенных групп разделены соответственно на три группы, в зависимости от возрастания усилий по организации Я. Каждая группа получила свое количественное выражение.

Я – Другой Я-концепция

I EMBED Equation.3 1 балл EMBED Equation.3

II EMBED Equation.3 2 балл EMBED Equation.3

III EMBED Equation.3 3 балла EMBED Equation.3

Глаголы первой группы (оцененные в 1 балл) выражают отсутствие внутренней активности, активность задается извне, в зависимости от ситуации. Феноменологически это выражается как высокая степень внушаемости, конформность, зависимость от других, ссылка на других, ситуативность и другие варианты полевого поведения.

Глаголы второй группы предполагают увеличение усилий по организации внутренней активности по сравнению с первой группой, появление некоторой степени внутренней свободы, как возможности выбора в некоторых ситуациях. уменьшается зависимость от Другого, от ситуации.

Глаголы третьей группы предполагают высокий уровень саморегуляции, высокую степень осознания Я, принятие Я, внутреннюю (творческую) активность, независимость от ситуации.

Общая формула выглядит следующим образом:

i(ГЛ) = ГЯ + ГД,

где i(ГЛ) – коэффициент идентификации;

ГЯ – глаголы, описывающие Я-концепцию;

ГД – глаголы, описывающие ситуации взаимодействия (Я – Другой).

————————————————————————————————

Даная методика является наиболее субъективной, поскольку она пытается измерить процесс идентификации в динамике, что практически невозможно сделать с помощью существующих объективных методик. Анализ душевной жизни человека, единицей которой служат его переживания, необходимо предполагает обращение к методам субъективной ориентации. Для методики взяты глаголы, которые являются частью речи, обозначающие действие или состояние как процесс.

Все три вышеописанные методики направлены на фиксацию одного и того же феномена – идентификации, но делают это разными способами.

САРД – измеряет уровень идентификации через анализ Я-концепции, отражая степень ее дифференциации, когнитивной сложности;

КА – измеряет уровень идентификации в зависимости от характера структуры этого явления, в зависимости от опосредованности Я-концепции и концепции Другого;

Глаголы – позволяют измерить динамическую сторону явления идентификации через сопоставление глаголов, описывающих идентификацию, с текстами Я-высказываний.

Применение метрического подхода позволило Г. И. Малейчуку ввести типологию. Им было выделено три типа идентификации. Выделение типов определяется результатами количественного и качественного анализа в зависимости от уровня идентификации.

I тип (общий Кi (коэффициент идентификации) по всем трем методикам от 15 и более);

II тип (общий Кi по всем трем методикам от 15 до 10);

III тип (общий Кi по всем трем методикам менее 10).

————————————————————————————————

2.3. Обработка данных, вывод

В ходе опроса испытуемых по методикам САРД, КА и Глаголы нами были получены первичные эмпирические данные, которые отражены в протоколах индивидуального психологического исследования (приложение 1).

После обработки и анализа этих данных мы занесли результаты изучения типов идентификации испытуемых в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты изучения идентификации испытуемых

№ п/п

Испытуемые

САРД

КА

Глаголы

Кол-во баллов

Тип

1.

Светлана Д.

2

1

1

4

III

2.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст