Теоретические основы конкурентноспособности продукции 5

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc209509828» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc209509828 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc209509829» ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ PAGEREF _Toc209509829 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc209509830» 1.1. Понятие конкуренции PAGEREF _Toc209509830 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc209509831» 1.2. Конкурентоспособность продукции PAGEREF _Toc209509831 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc209509832» 1.3. Критерии и факторы конкурентоспособности PAGEREF _Toc209509832 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc209509833» 1.4. Методы оценки конкурентоспособности PAGEREF _Toc209509833 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc209509834» ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВСМПО ОАО «АВИСМА» PAGEREF _Toc209509834 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc209509835» 2.1 Характеристика предприятия ВСМПО ОАО «АВИСМА» PAGEREF _Toc209509835 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc209509836» 2.2. Повышение конкурентоспособности продукции PAGEREF _Toc209509836 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc209509837» 2.3. Эффективность от проведения мероприятий PAGEREF _Toc209509837 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc209509838» ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc209509838 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc209509839» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc209509839 \h 35

Документ  является демонстрационной версией

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/36-nashi-ceny.html» Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/milo/index.html» Узнать свою цену.  Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/» www.diplom-berezniki.ru (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался. Россия 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук, ни Министерство образования Российской Федерации и другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблемы конкурентоспособности России. Впервые на государственном уровне актуальность повышения конкурентоспособности России прозвучала в Ежегодном послании первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 30 марта 1999г. “Россия на рубеже эпох”. Здесь только отметим, что “главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: “способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России”.

Руководство нашей страны просто обязано во имя сохранения России, приостановить падения жизненного уровня населения принять адекватные меры, удержать и развить конкурентное преимущество по научно-техническому потенциалу, квалификации кадров и др.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а — с точностью до наоборот — производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась, лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Объект исследования: конкурентоспособность продукции.

Предмет исследования: методы повышения конкурентоспособности продукции.

Цель курсовой работы: анализ повышения конкурентоспособности продукции на примере ВСМПО ОАО «АВИСМА».

Задачи:

— понятие конкуренции;

— конкурентоспособность продукции;

— анализ повышения конкурентоспособности продукции на примере ВСМПО ОАО «АВИСМА».

При написании курсовой работы мной была использована литература: стратегический менеджмент, учебные пособия по экономической теории, лекции по экономической теории.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Понятие конкуренции

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

— конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

— вид производимого товара;

— ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

— лёгкость доступа на рынок;

— однородность рынка;

— конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

— конкурентоспособность отрасли;

— возможность технических новшеств в отрасли;

— конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

Близость предприятия к клиенту.

Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

Умение твёрдо стоять на своём.

Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар — главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар — точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара — конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара — это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара — конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.

Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная Организация Стандартизации.

Международный координационный центр по стандартизации — постоянно действующее Совещание правительственных должностных лиц при Европейской Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

Качество товара — это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров — показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

— ценовые показатели;

— показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

— показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

— показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

Организационные условия приобретения товаров производителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

— обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

— доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

— расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

Конкуренция — необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями. Различают следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.

Функциональная — может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.

Видовая — выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.

Предметная — как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.

Ценовая — наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность — это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это также и эргономические показатели, отражающие, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной).

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально — организационные параметры — это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Таким образом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы:

Под конкурентоспособностью понимают:

— свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;

— способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

— характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:

— ценовые показатели;

— показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

— показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

— показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

3. К организационным условиям относят:

— обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;

— доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия;

— грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

— расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

Стандарты играют большую роль в определении конкурентоспособности:

— соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю;

— основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство являются источниками потенциального преимущества. Конкуренция проявляется в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.

Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. За жалобами фирм на нечестную конкуренцию зачастую скрывается их неконкурентоспособность.

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.

Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной практики — для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно. Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Перед ВСМПО ОАО «АВИСМА» стоят важные задачи – активный поиск путей снижения производственных затрат за счет организационно-технических мероприятий, повышение качества титана, магния и сплавов, расширение сортимента продукции.

ВСМПО ОАО «АВИСМА» готовиться к борьбе за применение своей продукции в автомобильной промышленности, где ожидается сильный рост. Титаномагниевым сплавам придется конкурировать и с новыми материалами, так например пластиком, сталью. В работе, в ее теоретической части, дано понятие рыночной концепции конкуренции, видов конкуренции и структур рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азов А.П.: Конкуренция, анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

Маркетинг: Учебное пособие / под ред. Абрамовой Г.П. и Косаева Б.С. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 173с.

Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 219с.

Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. 2-е изд.; стер. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 208с.

Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. 2-е изд.; доп. и перераб — . Ростов-н/Д: «Феникс», 2003. – 256с.

Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. – М.: изд-во Эксмо, 2002. – 400с.

Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ М.:ИНФРА-М, 2000.

Крылова Г.Н., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 519с.

Котлер Ф. – Основы маркетинга. Краткий курс.: пер. с англ. – М.: Изд. дом. «Вильямс», 2003. – 656с.

Портер М. Конкуренция: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000.

Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений. / Серия «Учебники и учебные пособия» — Ростов – н/Д.: «Феникс», 2003. – 224с.

Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. / Серия «Учебники Феникса». Ростов – н/Д.: «Феникс», 2002. – 480с.

«Курс экономической теории», Под редакцией Чепурина М. Н., Кисилевой Е. А.- Киров: издательство «Аса», 2000.

Крупнейшие промышленные и торговые монополии, экономико-статистический справочник, под редакцией А. Н. Покровского.- М.: издательство «Мысль», 2003.

Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 2002.

Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «Проспект», 2000. — 792 с.

Разработка товарной стратегии предприятия: Метод. указания/ Сост.: Казанцева И.Г., Панарина Е.Н., Рассошных А.С., Савельева Н.О., Тимофеев В.И.; ПГТУ, Пермь. 2002.

Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие. Под ред. Проф. Градова А.П. – С-Пб: Специальная литература, 1999.

Экономика: Учебник. — 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред.А.С. Булатова. — М., 2003.

Курс экономической теории: Учебник. — 5-е изд. доп. и пере-раб. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров, 2004.

Курс экономической теории: Учебник. — 5-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров, 2004.

Экономика: Учебник. — 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред.А.С. Булатова. — М., 2003, с.201

Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «Проспект», 2000,с.407

PAGE

PAGE 3

PAGE