Темы экологического практикума. Часть 3

ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Иштриковой Т.В.»

Проект

«Спешим творить добро!»

(для обучающихся 1-4 классов)

(из опыта работы)

Авторы: Иштрикова И.М., учитель начальных классов,

Желонкина Н.А., воспитатель группы продленного дня

ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Иштриковой Т.В.»

2011 год

Содержание:

Раздел 1.

Часть 1. Пояснительная записка.

Раздел 2.

Часть 1. Методический аспект.

Часть 2.Содержание проекта:

подготовительный этап,

основной этап- цикл практических дел (экологический практикум),

подведение итогов.

Возрастные уровни реализации проекта;

темы экологического практикума.

Часть 3. Показатели сформированности экологической культуры обучающихся.

Часть 4. Анализ участия обучающихся в открытых мероприятиях. Уровень

проведения мероприятий, результативность.

Часть 5. Приложения.

Часть 6. Заключение.

Литература.

Раздел 1.

Часть 1.

Пояснительная записка

В настоящее время после выхода новых законодательных документов государственного и регионального уровня возрастает значение экологического воспитания.

В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что «… формирования воспитывающей среды означает, что:

— учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета;

— открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьёй, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностях, духовно – нравственном становлении; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленным на повышение эффективности воспитательного процесса…».

Основная цель экологического образования в общеобразовательном учреждении:

воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – гимназии и семьи.

Задачи:

— формирование экологических знаний, умений, навыков;

— формирование единой экологически воспитывающей среды «гимназия-

семья ребёнка»;

— развитие эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.

Младший школьный возраст – этап формирования основ — нравственно- экологической позиции личности. В настоящее время расширяется сфера применения метода проектов от процесса обучения до воспитания, развития личности, целостного педагогического процесса.

Спецификой метода проектов обусловлен его воспитательный потенциал:

открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

является методом, идущим от детских интересов и потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

стимулирует потребность ребёнка в самореализации в творческой деятельности;

реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную и творческую эстетического содержание деятельность; интегрированный (взаимосвязь экологического, духовно- нравственного, эстетического воспитания) характер.

Проект содержит три тематических блока и четыре возрастных уровня их реализации.

Проект предполагает по два практикума на каждое время года -12 практикумов в год. А временные пространства заполнены от одного практикума до другого кратковременными экологическими проектами.

.

Раздел 2.

Часть 1.

Проект «Спешите творить добро!» реализуется как коллективный и длительный (от 1 месяца до 4 лет систематической работы на разных возрастных уровнях).

Участники проекта: учитель, воспитатель, обучающиеся, родители.

.

Цели: 1) формирование экологической культуры личности младших

школьников;

2)духовно- нравственное воспитание младших школьников;

3) развитие валеологической культуры младших школьников.

Задачи:

способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребёнка

с окружающим миром;

развивать творческие способности младших школьников;

полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал

природоведческих знаний;

формировать у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа,

традициям и культуре,

воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимопонимания;

развивать у младших школьников способность анализировать свои действия;

передавать свои накопленные знания первоклассникам, выступать перед ними

с рефератами, презентациями;

Большое внимание уделяется формированию у младших школьников умений, опыта ответственного отношения к электроэнергии, воде, бытовым отходам.

Проект опирается на основные педагогические принципы:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно – нравственного воспитания в интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Культурологический принцип: воспитание строится в соответствии с нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.

Краеведческий принцип: используется местное окружение, проводятся экскурсии в музеи, на производство, на природу.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.

Принцип природоосообразности: формирование личной ответственности за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности. Природосообразный подход предполагает дифференциацию по возрастному, индивидуальному различию в обучении, в деятельности, в организации социального опыта.

Для детей этого возраста не познанная ещё природа – нечто цельное, единое, вызывающие непосредственные яркие эмоции. В их жизненном опыте ещё не завершено накопление «первых» ярких восприятий, наблюдений, переживаний, полученных в общении с природой. Начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование понятий о природных явлениях.

Уровень экологической ответственности младшего школьника будет определяться тем, насколько социально значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты как лично значимые.

Переведение внешне заданных норм и правил во внутренний план определяется рядом факторов:

реальным включением школьника в систему общественных отношений,

активностью самого школьника,

эмоционально- волевыми особенностями его личности.

Осознание школьником общественной потребности охраны природы может происходить на уровне:

знаний, чувств, убеждений, действий.

Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе. Усвоение экологических знаний сопровождается эмоциональными переживаниями школьника и способствует становлению его экологических убеждений, как стержневого компонента экологической ответственности.

На занятиях с детьми целесообразно применять информационные технологии.

( педагог применяет авторские электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) и обучает детей разрабатывать ЭОР).

Ребёнок, выполняя интерактивные задания, научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной информацией в виде схем, таблиц. Результаты выводятся на экран и сохраняются в файл.

Чувство природы более эффективно формируется у детей при организации их непосредственного общения с природными объектами, в процессе художественно- эстетической деятельности (художественное отображения природы в сказках, аппликациях, поделках из природного материала).

В реализации проекта целесообразно использовать социокультурный потенциал города (музеи, библиотеки, театры, Государственный природный заповедник «Большая Кокшага» и др.).

Часть 2.

Содержание проекта.

Подготовительный этап.

Сбор- старт- собрание всех обучающихся, родителей.

Обучающиеся по желанию объединяются в микро группы по5 человек («звёздочки»), активное участие в подготовке и реализации проекта принимают родители. На стенде рядом с фотографией участника рисуется звёздная дорожка, на которой после каждого выполненного доброго дела приклеиваются или рисуются звёздочки.

Дальнейшие действия участников проекта:

-выявление экологически неблагоприятных факторов ближайшего окружения гимназии,

во дворе дома, в роще (на прогулках, экскурсиях).

— беседа об охране окружающей среды (чем дети могут помочь природе).

— разведка добрых дел и друзей (какую помощь можно оказать воспитанникам

детского дома, пожилым людям).

— чтение художественной литературы на нравственные и экологические темы.

— выставка рисунков «Расцветай, любимый край!»

Основной этап – выполнение конкретных добрых дел.

Предлагаемый цикл добрых дел требует комплексной подготовки, все дела цикла следуют один за другим через кратковременные интервалы.

Каждое доброе дело рождается в результате коллективного размышления, поиска лучших вариантов. Каждый ребёнок выполняет свою часть работы согласно распределённым обязанностям. Учитель, воспитатель, родители помогают советом и делом в каждом добром деле. В ходе реализации проекта ребята ведут дневники наблюдений в природе, оформляют книжки- малышки, сочиняют стихи, рассказы об окружающем мире.

Подведение итогов.

После каждого выполненного доброго дела подводятся итоги, считают количество звёздочек, определяют самую длинную «звёздную» дорожку и самую дружную «звёздочку». Оформляется красочный стенд в классе, где отражаются все результаты проекта «Спешим творить добро!»,

Демонстрируются все творческие работы, выполненные в ходе проекта, представляют презентации о совершённых практических делах. Каждый ребёнок рассказывает, чему научился, что сделал сам, а где требовалась помощь взрослых, друзей.

Учитель и воспитатель благодарят всех участников проекта; коллективно ставятся задачи для новых добрых дел.

Экологический практикум

(по 3 практикума на каждое время года)

Каждое занятие – это обучение детей и выполнение с ними конкретных практических дел, направленных на формирование нравственно- экологической культуры. В период реализации практикумов помогите детям распределить работу таким образом, чтобы все были заняты. По итогам каждого экологического практикума выпустите стенгазету или видеофильм, сделайте презентацию.

Темы экологического практикума:

Возрастные

уровни

реализации программы

Темы

Цели

1 класс

«Чудеса и тайны природы»

«Добрые традиции»

«Сделаем сами своими руками»

Наблюдение за изменениями в окружающем мире;

изучение правил поведения в природе, проявление готовности оказать помощь природе.

Изучение традиций в семье, школе.

Развитие творческих способностей обучающихся.

2 класс

«Природа и мы»

«Подарите радость людям»

«Как прекрасен этот мир!»

Наблюдение и анализ за изменениями в окружающем мире, обучение обучающихся практическим экологически значимым действиям.

Духовно- нравственное воспитание обучающихся.

Формирование эстетического вкуса;

развитие творческих способностей.

3 класс

«Экология природы и человека»

«Наши добрые дела»

«В гармонии с искусством»

Сохранение и укрепления здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Осознанное соблюдение правил поведения в природе, дома, школе вошло в привычку; выполнение практических полезных дел для окружающих, себя.

Формирование представлений о красоте окружающего мира;

приобщение школьников к мировой культуре,

к культуре народов Республики Марий Эл.

4 класс

«Берегите природу!»

«Доброта спасёт мир!»

«Творческая мастерская»

Обучение первоклассников практическим экологически значимым делам для природы.

Развитие творческих способностей; формирование нравственно-экологической позиции младших школьников.

Формирование представления о взаимосвязи искусства с жизнью человека и общества;

развитие творческих способностей обучающихся

Часть 3.

Показатели сформированности экологической культуры

обучающихся.

На первой ступени начальной школы:

ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира;

эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои

чувства в видах творчества (рисунок, стихотворение, рассказ и др.);

проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным.

На второй ступени начальной школы:

ребёнок пытается анализировать объекты окружающего мира (почему хорошо и почему плохо);

выполняет ряд правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьей ступени начальной школы:

ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты экологической деятельности;

у ребёнка выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

На четвёртой ступени начальной школы:

осознанное соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;

отзывчивость, внимание к окружающим (природе, людям) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Часть 4.

Участие обучающихся в различных конкурсах,

уровень проведения конкурсов,

результативность.

Годы

Название конкурса

Результат конкурса

2008-2009 уч.год

Международный конкурс

в защиту окружающей среды «Под небом единым»

IFAW

1 место – 5 чел.

2008 -2009 уч.год

Республиканский конкурс агитбригад «Берегите лес!»

2 место — 10 чел.

2009-2010 уч.год

Международный конкурс «Под небом единым» IFAW



Страницы: 1 | 2 | Весь текст